2024-2025_38_03_01_24-1 Экономика (БУ)_plx_Право
 
МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования 
"Чувашский государственный аграрный университет"

(ФГБОУ ВО Чувашский ГАУ)

Кафедра
Общеобразовательных дисциплин
УТВЕРЖДАЮ
Проректор по учебной

и научной работе

 
 
Л.М. Корнилова
26.03.2024 г.
 
Б1.О.04
Право
Направление подготовки 38.03.01 Экономика

Направленность (профиль) Бухгалтерский учет, анализ и аудит

рабочая программа дисциплины (модуля)
 
зачет    
Виды контроля:
самостоятельная работа
72
аудиторные занятия
36
Общая трудоемкость
Часов по учебному плану
3 ЗЕТ
Форма обучения
очная
Квалификация
Бакалавр
108
в том числе:
 
Распределение часов дисциплины по семестрам
Семестр

(<Курс>.<Семестр на курсе>)

2 (1.2)
Итого
Недель
19 1/6
Вид занятий
УП
РП
УП
РП
Лекции
18
18
18
18
Семинарские занятия
18
18
18
18
В том числе инт.
6
6
6
6
Итого ауд.
36
36
36
36
Кoнтактная рабoта
36
36
36
36
Сам. работа
72
72
72
72
Итого
108
108
108
108
 
 
 
Программу составил(и):
ст.пр., Петренко Н.Н.
 
 
1. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 38.03.01 Экономика (приказ Минобрнауки России от 12.08.2020 г. № 954).
При разработке рабочей программы дисциплины (модуля) "Право" в основу положены:
2. Учебный план: Направление подготовки 38.03.01 Экономика

Направленность (профиль) Бухгалтерский учет, анализ и аудит, одобренный Ученым советом ФГБОУ ВО Чувашский ГАУ от 26.03.2024 г., протокол № 12.

 
 
 
Рабочая программа дисциплины (модуля) проходит согласование с использованием инструментов электронной информационно-образовательной среды Университета.
 
Заведующий кафедрой  Михайлова Р.В. 
Заведующий выпускающей кафедрой  Иванов Е.А. 
Председатель методической комиссии факультета  Медведева Т.А.
Директор научно-технической библиотеки  Викторова В.А.
СОГЛАСОВАНО:
 
Оснащенность
 
 
1. ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
1.1
овладение студентами теоретическими знаниями в области теории государства и права, конституционного, гражданского, семейного, трудового, административного, уголовного и экологического права; формирование навыков применения норм права в профессиональной деятельности.
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП
Цикл (раздел) ОПОП:
Б1.О
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
История экономических учений
2.1.2
Студенты в среде электронного обучения
 
2.2
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
 
2.2.1
Учебная практика, научно-исследовательская работа (получение первичных навыков научно-исследовательской работы)
 
2.2.2
Методы оптимальных решений
 
2.2.3
Финансовое право
 
3. КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
УК-2. Способен определять круг задач в рамках поставленной цели и выбирать оптимальные способы их решения, исходя из действующих правовых норм, имеющихся ресурсов и ограничений
 
УК-2.1 Знает: виды ресурсов и ограничений, основные методы оценки разных способов решения профессиональных задач; действующее законодательство и правовые нормы, регулирующие профессиональную деятельность
 
 
 
УК-2.2 Умеет:  проводить анализ поставленной цели и формулировать задачи, необходимые для ее достижения, анализировать альтернативные варианты, использовать нормативно-правовую документацию в сфере профессиональной деятельности
 
 
 
УК-2.3 Имеет навыки: разработки цели и задач проекта, методами оценки потребности в ресурсах, продолжительности и стоимости проекта, навыками работы с нормативно-правовой документацией
 
 
 
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
 
3.1
Знать:
3.1.1
- права и свободы человека и гражданина;
3.1.2
- основы российской правовой системы и законодательства;
3.1.3
- организацию судебных и иных правоприменительных и правоохранительных органов;
3.1.4
- правовые и нравственно-этические нормы в сфере профессиональной деятельности.
 
 
3.2
Уметь:
3.2.1
- работать с нормативной базой российского законодательства;
3.2.2
- анализировать законодательство и практику его применения;
3.2.3
- работать с нормативно-правовой документацией;
3.2.4
- ориентироваться в специальной литературе;
3.2.5
- принимать решения и совершать иные юридические действия в точном соответствии с законом.
 
 
3.3
Иметь навыки и (или) опыт деятельности:
3.3.1
- владения способами и механизмом осуществления общегражданских и профессиональных прав и обязанностей;
3.3.2
- владения теорией, методикой и навыками применения в профессиональной деятельности правовых норм;
3.3.3
- владения методиками составления и представления нормативно-правовой документации.
3.3.4
- работы с правовой базой законодательства РФ в правовых системах «Гарант», «Консультант Плюс», «Кодекс».
 
 
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Литература
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Инте

ракт.

Примечание
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Прак.

подг.

 
 
Раздел 1. Понятие, признаки и функции государства. Форма государства

 
Понятие, признаки и функции государства. Форма государства /Лек/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2

2
УК-2.1 УК-2.2 УК-2.3
2
0
0
 
Оснащенность
 
Понятие, признаки и функции государства. Форма государства /Сем зан/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2

2
УК-2.1 УК-2.2 УК-2.3
2
0
0
 
Понятие социальной адаптации, ее этапы, механизмы, условия. /Ср/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2

14
УК-2.1 УК-2.2 УК-2.3
2
0
Опрос, оценка выступлений. Проверка индивидуальных домашних заданий.
0
 
 
Раздел 2. Основы теории права

 
Право в системе социального регулирования. Нормы и источники права.

Система права. Правоотношения.

Правонарушение и юридическая ответственность /Лек/

Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2

4
УК-2.1 УК-2.2 УК-2.3
2
0
0
 
Право в системе социального регулирования. Нормы и источники права.

Система права. Правоотношения.

Правонарушение и юридическая ответственность /Сем зан/

Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2

4
УК-2.1 УК-2.2 УК-2.3
2
0
0
 
Право в системе социального регулирования. Нормы и источники права.

Система права. Правоотношения.

Правонарушение и юридическая ответственность /Ср/

Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2

18
УК-2.1 УК-2.2 УК-2.3
2
0
Опрос, оценка выступлений. Проверка индивидуальных домашних заданий.
0
 
 
Раздел 3. Конституция РФ – основной закон государства

 
Конституция, ее роль и место в правовой системе России.

Правовой статус человека и гражданина в РФ. /Лек/

Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2

4
УК-2.1 УК-2.2 УК-2.3
2
0
0
 
Конституция, ее роль и место в правовой системе России.

Правовой статус человека и гражданина в РФ. /Сем зан/

Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2

4
УК-2.1 УК-2.2 УК-2.3
2
0
0
 
Конституция, ее роль и место в правовой системе России.

Правовой статус человека и гражданина в РФ. /Ср/

Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2

20
УК-2.1 УК-2.2 УК-2.3
2
0
Опрос, оценка выступлений. Проверка индивидуальных домашних заданий.
0
 
 
Раздел 4. Отрасли права РФ

 
Основы уголовного и административного права.

Основы гражданского права.

Основы семейного права.

Основы трудового права. /Лек/

Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2

8
УК-2.1 УК-2.2 УК-2.3
2
2
Проблемная лекция.
0
 
Основы уголовного и административного права.

Основы гражданского права.

Основы семейного права.

Основы трудового права. /Сем зан/

Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2

8
УК-2.1 УК-2.2 УК-2.3
2
4
Круглый стол.
0
 
Основы уголовного и административного права.

Основы гражданского права.

Основы семейного права.

Основы трудового права. /Ср/

Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2

20
УК-2.1 УК-2.2 УК-2.3
2
0
Опрос, оценка выступлений. Проверка индивидуальных домашних заданий.
0
 
/Зачёт/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2

0
УК-2.1 УК-2.2 УК-2.3
2
0
0
 
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
Оснащенность
 
5.1. Примерный перечень вопросов к зачету
1. Понятие и система права.

2. Государство: понятие, сущность, задачи, функции.

3. Конституционное развитие России и современная конституция 1993 г., ее основные черты.

4. Формы правления, государственного устройства, политического режима.

5. Федеративное устройство Российской Федерации.

6. Система государственных органов в Российской Федерации.

7. Основные источники гражданского права. Субъекты гражданского права.

8. Субъекты публичного права. Государственные органы и должностные лица.

9. Правоспособность и дееспособность гражданина.

10. Ограничение дееспособности.

11. Формы собственности в РФ.

12. Общие положения об обязательствах.

13. Общая характеристика Налогового кодекса РФ.

14. Общие положения о договорах.

15. Отдельные виды обязательств.

16. Административная ответственность, ее виды.

17. Понятие и виды административных взысканий.

18. Понятие преступления. Виды преступлений.

19. Обстоятельства, исключающие преступность деяния.

20. Понятие и цели наказания.

21. Преступления против жизни, здоровья, личной свободы, чести, достоинства личности, ответственность за них.

22. Хозяйственные и должностные преступления, ответственность за них.

23. Трудовой договор.

24. Рабочее время и время отдыха.

25. Охрана труда.

26. Трудовой спор. Комиссия по трудовым спорам.

27. Общая характеристика международного права.

28. Роль ООН и ее специализированных организаций в установлении правопорядка в мире.

29. Роль Совета Европы в установлении правопорядка в Европе.

30. Порядок заключения брака.

31. Законный и договорный режим собственности имущества.

32. Недействительность брака. Расторжение брака.

33. Брачный договор.

34. Формы воспитания детей, оставшихся без попечения родителей.

35. Порядок уплаты и взыскания алиментов.

36. Усыновление (удочерение) детей.

37. Земельные правоотношения.

38. Содержание и виды права собственности на землю

39. Правовая охрана земель

40. Ответственность за экологические преступления.

41. Возмещение вреда, причиненного экологическим правонарушением.

42. Участники гражданского процесса.

43. Исполнение решения суда общей юрисдикции.

44. Основные виды и формы страхования.

45. Государственная тайна. Служебная и коммерческая тайна.

46. Тайна нотариальных действий.

47. Общая характеристика правового положения потребителя по Закону РФ «О защите прав потребителей».

48. Местное самоуправление в механизме политической власти

49. Правовое государство: понятие, признаки.

50. Понятие и цели наказания. Система и виды уголовных наказаний.

 
5.2. Примерный перечень вопросов к экзамену
Не предусмотрено УП.
 
5.3. Тематика курсовых работ (курсовых проектов)
Не предусмотрено УП.
 
Тематика эссе:

1. Формы правления, государственного устройства, политического режима. Форма государства России.

2. Правовое государство: понятие и признаки. Проблемы и пути формирования правового государства в России.

3. Правовая культура общества.

4. Избирательная система современной России.

5. Конституция Российской Федерации 1993: юридические особенности.

6. Развитие системы конституционного контроля в России (90-е гг.).

7. Конституция Чувашской Республики

8. Права человека: российские реалии.

5.4. Фонд оценочных средств для проведения текущего контроля
 
Оснащенность
 
9. Конституции России и США: сравнительный анализ.

10. Россия как конституционно-правовая федерация. Проблемы российского федерализма.

11. Правовой статус Ростовской области как субъекта Российской Федерации.

12. Гражданство РФ.

13. Права и обязанности иностранного гражданина в России

14. Личные (гражданские) права человека в Российской Федерации.

15. Политические права российских граждан.

16. Социально-экономические и культурные права граждан Российской Федерации.

17. Право на образование в РФ: содержание, проблемы, тенденции развития.

18. Правовой статус студента в Российской Федерации.

19. Беженцы и вынужденные переселенцы в Российской Федерации.

20. Экономические преступления.

21. Гражданский кодекс РФ - экономическая «конституция» России.

22. Имущественная ответственность физических лиц.

23. Управление в коммерческих организациях: юридический аспект.

24. Некоммерческие организации.

25. Права акционеров.

26. Коммерческая тайна.

27. Интеллектуальная собственность.

28. Право собственности.

Тематика рефератов:

1. Формы правления, государственного устройства, политического режима. Форма государства России.

2. Правовое государство: понятие и признаки. Проблемы и пути формирования правового государства в России.

3. Правовая культура общества.

4. Избирательная система современной России.

5. Конституция Российской Федерации 1993: юридические особенности.

6. Развитие системы конституционного контроля в России (90-е гг.).

7. Конституция Чувашской Республики

8. Права человека: российские реалии.

9. Конституции России и США: сравнительный анализ.

10. Россия как конституционно-правовая федерация. Проблемы российского федерализма.

11. Правовой статус Чувашской Республики как субъекта Российской Федерации.

12. Гражданство РФ.

13. Права и обязанности иностранного гражданина в России

14. Личные (гражданские) права человека в Российской Федерации.

15. Политические права российских граждан.

16. Социально-экономические и культурные права граждан Российской Федерации.

17. Право на образование в РФ: содержание, проблемы, тенденции развития.

18. Правовой статус студента в Российской Федерации.

19. Беженцы и вынужденные переселенцы в Российской Федерации.

20. Экономические преступления.

21. Гражданский кодекс РФ - экономическая «конституция» России.

22. Имущественная ответственность физических лиц.

23. Управление в коммерческих организациях: юридический аспект.

24. Некоммерческие организации.

25. Права акционеров.

26. Коммерческая тайна.

27. Интеллектуальная собственность.

28. Право собственности.

29. Договор поставки.

30. Договор энергоснабжения.

31. Мена и дарение: правовые особенности.

32. Договор аренды.

33. Договор найма жилого помещения.

34. Заём и кредит.

35. Договор банковского вклада.

36. Правовое регулирование расчётов.

37. Договор хранения.

38. Правовое регулирование страхования.

39. Договор поручения.

40. Договор комиссии.

41. Обязательства вследствие причинения вреда.

42. Строительный подряд.

43. Правовое регулирование имущественных отношений супругов.

44. Личные и имущественные права ребёнка.

45. Правовой статус безработного.

 
Оснащенность
 
46. Расторжение трудового договора.

47. Профсоюзы и их роль в защите прав работников.

48. Коллективные договоры и их роль в регулировании трудовых отношений.

49. Коллективные трудовые споры: сущность, значение, способы разрешения.

 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
Колич-во
 
Л1.1
Марченко М. Н., Дерябина Е. М.
Правоведение: учебник
М.: Проспект, 2016
Электронный ресурс
 
Л1.2
Воронцов Г. А.
Правоведение для бакалавриата неюридических специальностей вузов России: учебное пособие
Ростов н/Д: Феникс, 2012
Электронный ресурс
 
Л1.3
Мирошниченко Н. В., Н. В. Еременко, Луговской С. И.
Право: учебное пособие
Ставрополь: СтГАУ, 2021
Электронный ресурс
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
Колич-во
 
Л2.1
Козлов Е. А., Николаев А. В.
Правоведение: учебное пособие
Санкт-Петербург: СПбГЛТУ, 2022
Электронный ресурс
 
Л2.2
Беляев М. П.
Правоведение: учебное пособие
Москва: Дашков и К, 2022
Электронный ресурс
 
6.3.1 Перечень программного обеспечения
 
6.3.1.1
ОС Windows XP
6.3.1.2
SuperNovaReaderMagnifier
6.3.1.3
Справочная правовая система КонсультантПлюс
6.3.1.4
Электронный периодический справочник «Система Гарант»
6.3.1.5
ОС Windows 10
 
6.3.2 Перечень информационных справочных систем
 
6.3.2.1
Электронная библиотечная система издательства «Лань». Полнотекстовая электронная библиотека. Индивидуальный неограниченный доступ через фиксированный внешний IP адрес академии неограниченному количеству пользователей из любой точки, в которой имеется доступ к сети Интернет.http://e.lanbook.com
6.3.2.2
Электронно-библиотечная система ZNANIUM.COM. Полнотекстовая электронная библиотека. Индивидуальный неограниченный доступ через фиксированный внешний IP адрес академии неограниченному количеству пользователей из любой точки, в которой имеется доступ к сети Интернет. http://znanium.com/
6.3.2.3
Электронная библиотечная система «ЭБС ЮРАЙТ www.biblio-online.ru». Полнотекстовая электронная библиотека. Индивидуальный неограниченный доступ через фиксированный внешний IP адрес академии неограниченному количеству пользователей из любой точки, в которой имеется доступ к сети Интернет. https://www.biblio-online.ru/
6.3.2.4
Электронный периодический справочник «Система ГАРАНТ». Полнотекстовый, обновляемый. Доступ по локальной сети академии
 
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
Аудитория
Назначение
Оснащенность
Вид работ
 
206
Учебная аудитория
Доска классная (1 шт.), столы ученические (26 шт.), стулья (30 шт.), 2-х местные скамейки (10 шт.), трибуна настольная (1 шт.), демонстрационное оборудование (экран Lumien Eco Picture LEP-100102 (1 шт.), проектор Toshiba х2000 (1 шт.), ноутбук Acer (1 шт.)) и учебно-наглядные пособия
 
123
Помещение для самостоятельной работы
Компьютерная техника с возможностью подключения к сети "Интернет" и обеспечением доступа в электронную информационно-образовательную среду организации(19 шт.), столы (17 шт.), компьютерный стол 6-и местный (3 шт.), стулья ученические (34 шт.), стулья п/м (18 шт.), стеллажи с литературой, видеоувеличитель Optelec Wide Screen (1 шт.)
 
Оснащенность
 
31а
Учебная аудитория
Доска классная (1 шт.), столы ученические 3-х местные со скамейкой (10 шт.), стеллажи (2 шт.), стол преподавателя (1 шт.), стул преподавателя (1 шт.), демонстрационное оборудование (полотно рулонное на штативе Classic Libra (1 шт.), проектор BenQ (1 шт.), ноутбук Acer (1 шт.)) и учебно-наглядные пособия
 
8. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Для освоения дисциплины студентами необходимо:

1) посещать лекции, на которых в сжатом и системном виде излагаются основы дисциплины: даются определения понятий, которые должны знать студенты. Студенту важно понять, что лекция есть своеобразная творческая форма самостоятельной работы. Надо пытаться стать активным соучастником лекции: думать, сравнивать известное с вновь получаемыми знаниями, войти в логику изложения материала лектором, следить за ходом его мыслей, за его аргументацией, находить в ней кажущиеся вам слабости. Во время лекции можно задать лектору вопрос, желательно в письменной форме, чтобы не мешать и не нарушать логики проведения лекции. Слушая лекцию, следует зафиксировать основные идеи, положения, обобщения, выводы. Работа над записью лекции завершается дома. На свежую голову (пока еще лекция в памяти) надо уточнить то, что записано, обогатить запись тем, что не удалось зафиксировать в ходе лекции, записать в виде вопросов то, что надо прояснить, до конца понять. Важно соотнести материал лекции с темой учебной программы и установить, какие ее вопросы нашли освещение в прослушанной лекции. Тогда полезно обращаться и к учебнику. Лекция и учебник не заменяют, а дополняют друг друга.

2) посещать семинарские занятия, к которым следует готовиться и активно на них работать. Задание к занятию выдает преподаватель. Задание включает в себя основные вопросы,   тесты и рефераты для самостоятельной работы, литературу. Семинарские занятия начинаются с вступительного слова преподавателя, в котором называются цель, задачи и вопросы занятия. В процессе проведения занятий преподаватель задает основные и дополнительные вопросы, организует их обсуждение. На занятиях   разбираются тестовые задания и задания, выданные для самостоятельной работы, заслушиваются реферативные выступления. Студенты, пропустившие занятие, или не подготовившиеся к нему, приглашаются на консультацию к преподавателю. Семинарское занятие заканчивается подведением итогов: выводами по теме и выставлением оценок.

3) систематически заниматься самостоятельной работой, которая включает в себя изучение материалов учебников и статей из правовой литературы,  написание докладов, рефератов, эссе. Задания для самостоятельной работы выдаются преподавателем.

4) под руководством преподавателя заниматься научно-исследовательской работой, что предполагает выступления с докладами на научно-практических конференциях и публикацию тезисов и статей по их результатам.

5) при возникающих затруднениях при освоении дисциплины для неуспевающих студентов и студентов, не посещающих занятия, проводятся еженедельные консультации, на которые приглашаются неуспевающие студенты, а также студенты, испытывающие потребность в помощи преподавателя при изучении дисциплины.

 
ПРИЛОЖЕНИЯ
 
Актуализированная рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании выпускающей кафедры, протокол №  ___   от _____________________
Заведующий выпускающей кафедрой  _________________________________
ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ

в 20___ /20___ учебном году

ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ

в 20___ /20___ учебном году

ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ

в 20___ /20___ учебном году

Актуализированная рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании выпускающей кафедры, протокол №  ___   от  _____________________
Актуализированная рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании выпускающей кафедры, протокол №  ___   от  _____________________
Актуализированная рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании выпускающей кафедры, протокол №  ___   от  _____________________
Заведующий выпускающей кафедрой  _________________________________
Заведующий выпускающей кафедрой  _________________________________
Заведующий выпускающей кафедрой  _________________________________
ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ

в 20___ /20___ учебном году

Актуализированная рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании выпускающей кафедры, протокол №  ___   от  _____________________
Заведующий выпускающей кафедрой  _________________________________
ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ

в 20___ /20___ учебном году

Актуализированная рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании выпускающей кафедры, протокол №  ___   от  _____________________
ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ

в 20___ /20___ учебном году

Заведующий выпускающей кафедрой  _________________________________