(ФГБОУ ВО Чувашский ГАУ)
и научной работе
Направленность (профиль) Бухгалтерский учет, анализ и аудит
(<Курс>.<Семестр на курсе>)
Направленность (профиль) Бухгалтерский учет, анализ и аудит, одобренный Ученым советом ФГБОУ ВО Чувашский ГАУ от 26.03.2024 г., протокол № 12.
ции
ракт.
подг.
2. Экономическая мысль Древней Греции (Ксенофонт, Платон, Аристотель, Солон).
3. Экономическая мысль Древнего Рима (Катон Старший, Варрон, Колумелла, Цицерон, братья Гракхи).
4. Экономическая мысль в период Средневековья («Салическая правда», Августин Блаженный, Ф.Аквинский, Ибн-Хальдун, «Русская правда», И.С. Пересветов).
5. Меркантилизм (А. Монкретьен, Ж.Б. Кольбер, Т. Мен, У. Стаффорд, А. Серра и др.). Особенности раннего и позднего меркантилизма.
6. Меркантилизм в России (И.Т. Посошков, Петр I, А.Л. Ордин-Нащекин и др.).
7. Утопический социализм Т. Мора и Т. Кампанеллы.
8. Возникновение классической политической экономии, ее этапы и общая характеристика.
9. Экономические взгляды У. Петти и П. Буагильбера.
10. Экономическое учение физиократов (Ф. Кенэ, А. Тюрго).
11. Экономическое учение А. Смита, его работа «Исследование о природе и причинах богатства народов».
12. «Экономический человек» и «невидимая рука» А. Смита. Принцип "Leisser fairer, leisser paisse".
14. Экономические взгляды Ж.Б. Сэя. «Закон рынков» Сэя.
15. Экономические взгляды Дж. С. Милля.
16. Экономические воззрения Т. Мальтуса. Теория народонаселения.
17. Немецкая историческая школа (Ф.Лист, В. Рошер, К. Книс, Б. Гильденбранд, В. Зомбарт М. Вебер).
18. Экономические проекты западноевропейских социалистов-утопистов (К. Сен-Симон, Ш. Фурье, Р. Оуэн).
19. Проблемы политической экономии в русской экономической мысли XVIII–XIX вв. (И.И. Янжул, А.И. Чупров, А.Н. Радищев, П.И. Пестель, Н.М. Муравьев, Н.Г. Чернышевский, западники, славянофилы и др.).
20. Экономические взгляды народников (М.А. Бакунин, П.Н. Ткачев, П.Л. Лавров).
21. Мелкобуржуазная политическая экономия (С. Сисмонди, П. Ж. Прудон).
22. Экономическое учение марксизма (К. Маркс, Ф. Энгельс). «Капитал».
23. Сущность и этапы «маржинальной революции». Предшественники маржинализма (A. Курно, И. Г. Тюнен, Г. Госсен, Ж. Дюпои).
24. Экономические взгляды представителей австрийской школы маржинализма (К. Менгер, Ф. Визер, Э.Бём-Баверк).
25. Лозаннская школа маржинализма. «Оптимум» В. Парето. Модель общего экономического равновесия Л. Вальраса.
26. Американская школа маржинализма. Экономические воззрения Дж.Б.Кларка.
27. Кембриджская школа маржинализма (У. Джевонс, А. Маршалл, А. Пигу).
28. А. Маршалл - основатель микроэкономики, его работа «Принципы политической экономии».
29. Экономические взгляды Й. Шумпетера.
30. Экономические идеи М.И. Туган-Барановского, П.Б. Струве.
31. Идеи эконометрики в работах В.К. Дмитриева, Е.Е. Слуцкого.
32. Экономические идеи большевизма. Ленин В.И. и становление советской экономической мысли (теория империализма, представление о социализме, обоснование НЭПа). Л.Н. Юровский, Н.И. Бухарин.
33. Анализ аграрных отношений и семейного крестьянского хозяйства в трудах А.В. Чаянова.
34. Экономические воззрения Н. Кондратьева. Теория «больших циклов».
35. Сущность, этапы развития и общая характеристика институционализма (Т. Веблен, Дж. Коммонс, У. Митчелл).
36. Теории несовершенной конкуренции (Э. Чемберлин, Дж.Робинсон).
37. Концепция капитала и денег И. Фишера.
38. Дж.М. Кейнс - основатель макроэкономики, его работа «Общая теория занятости, процента и денег».
39. Неокейнсианские модели государственного регулирования экономики.
40. Теория В.В. Леонтьева "затраты-выпуск".
41. Теория оптимального планирования и система оптимального функционирования экономики. Работы Л.В. Канторовича, В.С. Немчинова, В.В. Новожилова, Г.А. Фельдмана.
42. Теории и модели экономического роста Р. Харрода и Е. Домара.
43. Неолиберализм и ордолиберализм.в Германии. Фрайбургская школа.
44. Теория социального рыночного хозяйства Л.Эрхарда.
45. Чикагская школа неоли6ерализма. Монетарная концепция М. Фридмена.
46. Теория «информационной экономики» (Ф. Махлуп, А. Тоффлер).
47. Экономические воззрения Ф.Хайека.
48. Современный институционализм: теория общественного выбора Дж. Бьюкенена, социальный подход к экономическим проблемам Г. Беккера.
49. Теории индустриального общества Дж. Гэлбрейта и У. Ростоу.
50. Теория прав собственности Р.Коуза.
51. Экономическая теория предложения (А. Лаффер, М. Фелдстайн, Г. Стейн, М. Устденбаум).
52. Концепция неоклассического синтеза П. Самуэльсона, его работа «Экономикс».
53. Основные положения теории рациональных ожиданий (Р. Лукас, Г. Сарджент, Дж. Мут).
54. Лауреаты Нобелевской премии по экономике.
1. Экономическая мысль Древнего Востока.
2. Экономические учения Древней Греции и Древнего Рима.
3. «Русская правда» как источник экономической мысли Древней Руси.
4. Экономическая мысль средневековья.
5. Меркантилизм как первая школа политической экономии.
6. Экономическое учение физиократов.
7. Возникновение и общая характеристика классической школы.
8. Экономическое учение А. Смита.
9. Д. Рикардо и его экономические взгляды.
10. Дж. С. Милль, его вклад в экономическую науку.
11. Экономическое учение Ж.Б. Сэя.
12. Теория народонаселения Т.Мальтуса.
13. Методологические особенности немецкой исторической школы.
14. Особенности взглядов и историческое значение экономического романтизма.
16. Проблемы политической экономии в русской экономической мысли XVIII–XIX вв. (А.Н.Радищев, П.И. Пестель, Н.И. Тургенев, Н.М. Муравьев, В.Ф. Раевский и др.).
17. Основные положения теории К.Маркса.
18. «Капитал» К.Маркса.
19. «Маржинальная революция» и ее особенности.
20. Возникновение и общая характеристика Австрийской школы.
21. Маржинальные концепции У. Джевонса и Л.Вальраса.
22. Концепция общего экономического равновесия В.Парето.
23. Экономические взгляды А. Маршалла.
24. Теория предельной производительности Дж. Кларка.
25. Экономическое учение Й. Шумпетера.
26. Условия возникновения и методология институционализма.
27. Содержание и значение «теории праздного класса» Т. Веблена.
28. Экономическое учение Дж. М. Кейнса.
29. Теория монополистической конкуренции Э. Чемберлина.
30. Экономическая теория несовершенной конкуренции Дж. Робинсон.
31. Неокейнсианские модели государственного регулирования экономики.
32. Экономические взгляды В.И. Ленина.
33. Экономические взгляды А.В.Чаянова и Н.Д. Кондратьева.
34. Концепция социального рыночного хозяйства.
35. Монетаризм как особая теория неолиберального направления.
36. В. Леонтьев: экономическая модель «затраты-выпуск».
37. Причины возникновения и основная идея неоклассического синтеза.
38. Экономическая теория предложения.
39. Основные положения теории рациональных ожиданий.
40. Лауреаты Нобелевской премии по экономике.
Система знаний по дисциплине «История экономических учений» формируется в ходе аудиторных и внеаудиторных (самостоятельных) занятий. Используя лекционный материал, учебники и учебные пособия, дополнительную литературу, студент готовится к практическим занятиям, рассматривая их как дополнение, углубление, систематизацию своих теоретических знаний.
Для освоения дисциплины студентами необходимо:
1) посещать лекции, на которых в сжатом и системном виде излагаются основы дисциплины: даются определения понятий, законов, которые должны знать студенты; раскрываются основные этапы и закономерности развития экономической науки. Во время лекции можно задать лектору вопрос. Слушая лекцию, следует зафиксировать основные идеи, положения, обобщения, выводы. Работа над записью лекции завершается дома: необходимо уточнить то, что записано, обогатить запись тем, что не удалось зафиксировать в ходе лекции, записать в виде вопросов то, что надо прояснить. Важно
2) посещать практические занятия, к которым следует готовиться и активно на них работать. Задание к практическому занятию выдает преподаватель. Задание включает в себя основные вопросы, задачи, тесты и рефераты для самостоятельной работы, литературу. Практические занятия начинаются с вступительного слова преподавателя, в котором называются цель, задачи и вопросы занятия. В процессе проведения занятий преподаватель задает основные и дополнительные вопросы, организует их обсуждение. На практических занятиях решаются задачи, разбираются тестовые задания и задания, выданные для самостоятельной работы, заслушиваются реферативные выступления. Студенты, пропустившие занятие, или не подготовившиеся к нему, приглашаются на консультацию к преподавателю. Практическое занятие заканчивается подведением итогов: выводами по теме и выставлением оценок;
3) систематически заниматься самостоятельной работой, которая включает в себя изучение материалов учебников и статей из экономической литературы, решение кейсов, написание докладов, рефератов, эссе. Задания для самостоятельной работы выдаются преподавателем;
4) под руководством преподавателя заниматься научно-исследовательской работой, что предполагает выступления с докладами на научно-практических конференциях и публикацию тезисов и статей по их результатам;
5) при возникающих затруднениях при освоении дисциплины «История экономических учений» проводятся консультации, на которые приглашаются неуспевающие студенты, а также студенты, испытывающие потребность в помощи преподавателя при изучении дисциплины.
в 20___ /20___ учебном году
в 20___ /20___ учебном году
в 20___ /20___ учебном году
в 20___ /20___ учебном году
в 20___ /20___ учебном году
в 20___ /20___ учебном году