2024-2025_38_03_01_24-1 Экономика (БУ)_plx_Бухгалтерский управленческий учет в агропромышленном комплексе
 
МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования 
"Чувашский государственный аграрный университет"

(ФГБОУ ВО Чувашский ГАУ)

Кафедра
Бухгалтерского учета, анализа и аудита
УТВЕРЖДАЮ
Проректор по учебной

и научной работе

 
 
Л.М. Корнилова
26.03.2024 г.
 
Б1.В.17
Бухгалтерский управленческий учет в агропромышленном комплексе
Направление подготовки 38.03.01 Экономика

Направленность (профиль) Бухгалтерский учет, анализ и аудит

рабочая программа дисциплины (модуля)
 
экзамен зачет    
Виды контроля:
часов на контроль
36
самостоятельная работа
48
аудиторные занятия
96
Общая трудоемкость
Часов по учебному плану
5 ЗЕТ
Форма обучения
очная
Квалификация
Бакалавр
180
в том числе:
 
Распределение часов дисциплины по семестрам
Семестр

(<Курс>.<Семестр на курсе>)

5 (3.1)
6 (3.2)
Итого
Недель
17 3/6
16 4/6
Вид занятий
УП
РП
УП
РП
УП
РП
Лекции
16
16
32
32
48
48
Практические
16
16
32
32
48
48
В том числе инт.
8
8
8
8
В том числе в форме практ.подготовки
2
2
2
2
4
4
Итого ауд.
32
32
64
64
96
96
Кoнтактная рабoта
32
32
64
64
96
96
Сам. работа
40
40
8
8
48
48
Часы на контроль
36
36
36
36
Итого
72
72
108
108
180
180
 
 
 
Программу составил(и):
канд. экон. наук, доц., Иванов Евгений Алексеевич
 
 
1. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 38.03.01 Экономика (приказ Минобрнауки России от 12.08.2020 г. № 954).
При разработке рабочей программы дисциплины (модуля) "Бухгалтерский управленческий учет в агропромышленном комплексе" в основу положены:
2. Учебный план: Направление подготовки 38.03.01 Экономика

Направленность (профиль) Бухгалтерский учет, анализ и аудит, одобренный Ученым советом ФГБОУ ВО Чувашский ГАУ от 26.03.2024 г., протокол № 12.

 
 
 
Рабочая программа дисциплины (модуля) проходит согласование с использованием инструментов электронной информационно-образовательной среды Университета.
 
Заведующий кафедрой  Иванов Е.А. 
Заведующий выпускающей кафедрой  Иванов Е.А. 
Председатель методической комиссии факультета  Медведева Т.А.
Директор научно-технической библиотеки  Викторова В.А.
СОГЛАСОВАНО:
 
Оснащенность
 
 
1. ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
1.1
формирование теоретических знаний и практических навыков по организации бухгалтерского управленческого учета, подготовке и представлению полной информации внутренним пользователям в целях оперативного управления производственными процессами, оперативного контроля и оценки результатов финансово-хозяйственной деятельности, планирования и координации развития экономических субъектов сельскохозяйственной направленности.
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП
Цикл (раздел) ОПОП:
Б1.В
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
 
2.2
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
 
2.2.1
Автоматизация налогового учета
 
2.2.2
Комплексный анализ хозяйственной деятельности организаций агропромышленного комплекса
 
2.2.3
Учет и аудит в кредитных организациях
 
2.2.4
Учет и аудит в торгово-снабженческих и обслуживающих организациях
 
2.2.5
Лабораторный практикум по учету, анализу и аудиту
 
2.2.6
Международные стандарты финансовой отчетности
 
2.2.7
Производственная практика, преддипломная практика
 
3. КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
ПК-3. Способен составлять бухгалтерскую (финансовую) отчетность
 
ПК-3.1 Знает: современные технологии автоматизированной обработки информации в учетно-аналитических системах
 
 
 
ПК-3.2 Умеет: оценивать существенность информации и формировать в соответствии с установленными правилами числовые показатели в отчетах, входящих в состав бухгалтерской (финансовой) отчетности по российским и международным стандартам финансовой отчетности
 
 
 
ПК-3.3 Имеет практический опыт: ведения бухгалтерского учета и формирования учетной политики экономического субъекта
 
 
 
ПК-5. Способен проводить финансовый анализ, бюджетирование и управление денежными потоками
 
ПК-5.1 Знает: методические документы по финансовому анализу, бюджетированию и управлению денежными потоками
 
 
 
ПК-5.2 Умеет: проводить  и организовать работу по финансовому анализу, бюджетированию и управлению денежными потоками
 
 
 
ПК-5.3 Имеет практический опыт: финансового анализа информации, содержащейся в бухгалтерской (финансовой) отчетности;  установления причинно-следственных связей изменений, произошедших за отчетный период; оценки потенциальных рисков
 
 
 
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
 
3.1
Знать:
3.1.1
- методические документы по финансовому анализу, бюджетированию и управлению денежными потоками;
3.1.2
- методологию и методику организации учетного обеспечения управленческих процессов в экономическом субъекте;
3.1.3
- нормативную базу, регламентирующую производственный учет в РФ, в том числе в агропромышленном комплексе;
3.1.4
- основы ведения организационно-экономической работы в хозяйствующем субъекте;
3.1.5
- особенности и специфики сельскохозяйственного производства в основных отраслевых сегментах  
3.1.6
- основы проведения финансового анализа на базе формируемой отчетности экономического субъекта;
3.1.7
- основы процесса подготовки, формирования и представления бухгалтерской (финансовой) отчетности экономического субъекта;
3.1.8
- методику бюджетирования;
3.1.9
- приемами анализа денежных потоков;
3.1.10
- современные технологии автоматизированной обработки информации в учетно-аналитических системах
 
 
3.2
Уметь:
3.2.1
- проводить и организовать работу по финансовому анализу, бюджетированию и управлению денежными потоками;
 
Оснащенность
 
3.2.2
- оценивать существенность информации и формировать в соответствии с установленными правилами числовые показатели в отчетах, входящих в состав бухгалтерской (финансовой) отчетности по российским и международным стандартам финансовой отчетности;
3.2.3
- решать практические задачи учета в сфере профессиональной деятельности;
3.2.4
- формировать учетную политику экономического субъекта в области управленческого учета;
3.2.5
- составлять формы бухгалтерской (финансовой) отчетности;
3.2.6
- составлять аналитический отчет и интерпретировать показатели бухгалтерской (финансовой) отчетности;
3.2.7
- составлять операционные и финансовые бюджеты экономического субъекта;
 
 
3.3
Иметь навыки и (или) опыт деятельности:
3.3.1
- финансового анализа информации, содержащейся в бухгалтерской (финансовой) отчетности; установления причинно-следственных связей изменений, произошедших за отчетный период; оценки потенциальных рисков;
3.3.2
- ведения бухгалтерского учета и формирования учетной политики экономического субъекта;
3.3.3
- в области организации и ведения производственного учета в субъектах сельскохозяйственной направленности;
3.3.4
- по калькулированию себестоимости продукции (работ, услуг) сельскохозяйственной продукции и сырья.
 
 
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Литература
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Инте

ракт.

Примечание
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Прак.

подг.

 
 
Раздел 1. Основы бухгалтерского управленческого учета

 
1. Сущность бухгалтерского управленческого учета /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1

Э1 Э2

3
ПК-3.1 ПК-3.2 ПК-3.3 ПК-5.1 ПК-5.2 ПК-5.3
5
0
0
 
1. Сущность бухгалтерского управленческого учета /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1

Э1 Э2

3
ПК-3.1 ПК-3.2 ПК-3.3 ПК-5.1 ПК-5.2 ПК-5.3
5
0
0
 
2. Затраты и их классификация в управленческом учете /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1

Э1 Э2

3
ПК-3.1 ПК-3.2 ПК-3.3 ПК-5.1 ПК-5.2 ПК-5.3
5
0
0
 
2.Затраты и их классификация в управленческом учете /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1

Э1 Э2

3
ПК-3.1 ПК-3.2 ПК-3.3 ПК-5.1 ПК-5.2 ПК-5.3
5
0
0
 
3. Методы учета затрат на производство и калькулирования себестоимости продукции /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1

Э1 Э2

3
ПК-3.1 ПК-3.2 ПК-3.3 ПК-5.1 ПК-5.2 ПК-5.3
5
0
0
 
3. Методы учета затрат на производство и калькулирования себестоимости продукции /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1

Э1 Э2

3
ПК-3.1 ПК-3.2 ПК-3.3 ПК-5.1 ПК-5.2 ПК-5.3
5
0
0
 
4. Современные системы учета затрат на производство и результатов хозяйственной деятельности /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1

Э1 Э2

3
ПК-3.1 ПК-3.2 ПК-3.3 ПК-5.1 ПК-5.2 ПК-5.3
5
0
0
 
4. Современные системы учета затрат на производство и результатов хозяйственной деятельности /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1

Э1 Э2

3
ПК-3.1 ПК-3.2 ПК-3.3 ПК-5.1 ПК-5.2 ПК-5.3
5
0
0
 
5. Организация управленческого учета /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1

Э1 Э2

4
ПК-3.1 ПК-3.2 ПК-3.3 ПК-5.1 ПК-5.2 ПК-5.3
5
0
0
 
Оснащенность
 
5.Организация управленческого учета /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1

Э1 Э2

4
ПК-3.1 ПК-3.2 ПК-3.3 ПК-5.1 ПК-5.2 ПК-5.3
5
0
Участие в выполнении отдельных элементов работ, связанных с будущей профессиональной деятельностью, а именно: исследовании организационно-методических подходов формирования учетной политики для целей управленческого учета 
2
 
1. Сущность бухгалтерского управленческого учета /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1

Э1 Э2

8
ПК-3.1 ПК-3.2 ПК-3.3 ПК-5.1 ПК-5.2 ПК-5.3
5
0
изучение учебного материала, подготовка реферата (доклада), тестирование
0
 
2. Затраты и их классификация в управленческом учете /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1

Э1 Э2

8
ПК-3.1 ПК-3.2 ПК-3.3 ПК-5.1 ПК-5.2 ПК-5.3
5
0
изучение учебного материала, подготовка реферата (доклада), тестирование
0
 
3. Методы учета затрат на производство и калькулирования себестоимости продукции /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1

Э1 Э2

8
ПК-3.1 ПК-3.2 ПК-3.3 ПК-5.1 ПК-5.2 ПК-5.3
5
0
изучение учебного материала, подготовка реферата (доклада), тестирование
0
 
4. Современные системы учета затрат на производство и результатов хозяйственной деятельности /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1

Э1 Э2

8
ПК-3.1 ПК-3.2 ПК-3.3 ПК-5.1 ПК-5.2 ПК-5.3
5
0
изучение учебного материала, подготовка реферата (доклада), тестирование
0
 
5. Организация управленческого учета /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1

Э1 Э2

8
ПК-3.1 ПК-3.2 ПК-3.3 ПК-5.1 ПК-5.2 ПК-5.3
5
0
изучение учебного материала, подготовка реферата (доклада), тестирование
0
 
/Зачёт/
Л1.1 Л1.2Л2.1

Э1 Э2

0
ПК-3.1 ПК-3.2 ПК-3.3 ПК-5.1 ПК-5.2 ПК-5.3
5
0
0
 
 
Раздел 2. Управленческий учет по видам деятельности

 
Оснащенность
 
6. Управленческий учет снабженческо-заготовительной деятельности  /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1

Э1 Э2

10
ПК-3.1 ПК-3.2 ПК-3.3 ПК-5.1 ПК-5.2 ПК-5.3
6
0
0
 
6. Управленческий учет снабженческо-заготовительной деятельности /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1

Э1 Э2

10
ПК-3.1 ПК-3.2 ПК-3.3 ПК-5.1 ПК-5.2 ПК-5.3
6
2
учебная дискуссия
0
 
7. Управленческий учет производственной деятельности /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1

Э1 Э2

12
ПК-3.1 ПК-3.2 ПК-3.3 ПК-5.1 ПК-5.2 ПК-5.3
6
2
проблемная лекция
0
 
7. Управленческий учет производственной деятельности /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1

Э1 Э2

12
ПК-3.1 ПК-3.2 ПК-3.3 ПК-5.1 ПК-5.2 ПК-5.3
6
2
Деловая игра. Участие в выполнении отдельных элементов работ, связанных с будущей профессиональной деятельностью, а именно: исследовании критериев выделения центров затрат, центров ответственности, методики учета затрат и калькулирования себестоимости продукции (работ, услуг) в субъекте производственной сферы (на примере субъектов аграрной направленности)
2
 
8. Управленческий учет финансово-сбытовой и организационной деятельности /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1

Э1 Э2

10
ПК-3.1 ПК-3.2 ПК-3.3 ПК-5.1 ПК-5.2 ПК-5.3
6
0
0
 
8. Управленческий учет финансово-сбытовой и организационной деятельности /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1

Э1 Э2

10
ПК-3.1 ПК-3.2 ПК-3.3 ПК-5.1 ПК-5.2 ПК-5.3
6
2
учебная дискуссия
0
 
6. Управленческий учет снабженческо-заготовительной деятельности /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1

Э1 Э2

2
ПК-3.1 ПК-3.2 ПК-3.3 ПК-5.1 ПК-5.2 ПК-5.3
6
0
изучение учебного материала, подготовка реферата (доклада), тестирование
0
 
Оснащенность
 
7. Управленческий учет производственной деятельности /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1

Э1 Э2

4
ПК-3.1 ПК-3.2 ПК-3.3 ПК-5.1 ПК-5.2 ПК-5.3
6
0
изучение учебного материала, подготовка реферата (доклада), тестирование
0
 
8. Управленческий учет финансово-сбытовой и организационной деятельности /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1

Э1 Э2

2
ПК-3.1 ПК-3.2 ПК-3.3 ПК-5.1 ПК-5.2 ПК-5.3
6
0
изучение учебного материала, подготовка реферата (доклада), тестирование
0
 
Экзамен /Экзамен/
Л1.1 Л1.2Л2.1

Э1 Э2

36
ПК-3.1 ПК-3.2 ПК-3.3 ПК-5.1 ПК-5.2 ПК-5.3
6
0
0
 
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
5.1. Примерный перечень вопросов к зачету
1. История развития бухгалтерского управленческого учета. 2. Сущность, предмет и метод управленческого учета. 3. Функции и принципы управленческого учета. 4. Назначение управленческого учета, сфера и особенности его применения. 5. Требования, предъявляемые к информации управленческого учета. 6. Сравнительная характеристика управленческого и финансового учета. 7. Понятие затрат и их классификация. 8. Классификация затрат для определения себестоимости, оценки стоимости запасов и полученной прибыли. 9. Классификация затрат для принятия управленческих решений и планирования. 10. Классификация затрат для контроля и регулирования деятельности центров ответственности. 11. Понятие «центр ответственности». Классификация центров ответственности. 12. Учет по центрам затрат. 13. Учет и отчетность по центрам прибыли. 14. Отчет центра инвестиций. 15. Трансфертная цена. 16. Принципы калькулирования, его объект. 17. Попередельный метод учета затрат. 18. Позаказный метод учета затрат. 19. Попроцессный метод учета затрат. 20. Нормативный метод учета затрат. 21. Классификация систем управленческого учета. 22. Организация управленческого учета: автономная и интегрированная системы. 23. Методы оценки затрат в системе управленческого учета. 24. Система учета полной себестоимости. 25. Система учета сокращенной себестоимости («директ-костинг»). 26. Система учета фактической себестоимости. 27. Система учета «стандарт – кост». 28. Понятие и формирование учетной политики. 29. Выбор вариантов учета и оценки объектов учета. 30. Выбор техники, формы и организации управленческого учета. 31. Группировка управленческих решений. 32. Анализ безубыточности производства. 33. Планирование ассортимента выпуска и реализации продукции. 34. Принятие решений по ценообразованию. 35. Решения о реструктуризации бизнеса. 36. Решения о капиталовложениях. 37. Возможные варианты организации управленческого учета: автономная и интегрированная системы. 38. Система записей хозяйственных операций на счетах управленческого и финансового учета. 39. Применение системы интегрированного учета в торговой организации. 40. Применение системы интегрированного учета на промышленном предприятии. 41. Основные принципы формирования управленческой отчетности. 42. Пользователи внутрихозяйственной отчетности и периоды ее представления. 43. Виды и назначение управленческих отчетов.
 
5.2. Примерный перечень вопросов к экзамену
 
Оснащенность
 
1. История развития бухгалтерского управленческого учета. 2. Сущность, предмет и метод управленческого учета. 3. Функции и принципы управленческого учета. 4. Назначение управленческого учета, сфера и особенности его применения. 5. Требования, предъявляемые к информации управленческого учета. 6. Сравнительная характеристика управленческого и финансового учета. 7. Понятие затрат и их классификация. 8. Классификация затрат для определения себестоимости, оценки стоимости запасов и полученной прибыли. 9. Классификация затрат для принятия управленческих решений и планирования. 10. Классификация затрат для контроля и регулирования деятельности центров ответственности. 11. Понятие «центр ответственности». Классификация центров ответственности. 12. Учет по центрам затрат. 13. Учет и отчетность по центрам прибыли. 14. Отчет центра инвестиций. 15. Трансфертная цена. 16. Принципы калькулирования, его объект. 17. Попередельный метод учета затрат. 18. Позаказный метод учета затрат. 19. Попроцессный метод учета затрат. 20. Нормативный метод учета затрат. 21. Классификация систем управленческого учета. 22. Организация управленческого учета: автономная и интегрированная системы. 23. Методы оценки затрат в системе управленческого учета. 24. Система учета полной себестоимости. 25. Система учета сокращенной себестоимости («директ-костинг»). 26. Система учета фактической себестоимости. 27. Система учета «стандарт – кост». 28. Понятие и формирование учетной политики. 29. Выбор вариантов учета и оценки объектов учета. 30. Выбор техники, формы и организации управленческого учета. 31. Группировка управленческих решений. 32. Анализ безубыточности производства. 33. Планирование ассортимента выпуска и реализации продукции. 34. Принятие решений по ценообразованию. 35. Решения о реструктуризации бизнеса. 36. Решения о капиталовложениях. 37. Возможные варианты организации управленческого учета: автономная и интегрированная системы. 38. Система записей хозяйственных операций на счетах управленческого и финансового учета. 39. Применение системы интегрированного учета в торговой организации. 40. Применение системы интегрированного учета на промышленном предприятии. 41. Основные принципы формирования управленческой отчетности. 42. Пользователи внутрихозяйственной отчетности и периоды ее представления. 43. Виды и назначение управленческих отчетов. 44. Задачи и общий порядок учета затрат вспомогательных производств. 45. Учет затрат в ремонтных мастерских. 46. Учет затрат по ремонту зданий и сооружений 47. Учет затрат и калькуляция работ машино- тракторного парка. 48. Учет затрат и калькуляция работ автомобильного транспорта. 49. Учет затрат и калькуляция работ гужевого транспорта. 50. Учет затрат по электро-, тепло, водоснабжению и прочих вспомогательных производств. 51. Экономическое содержание расходов на организацию производства и управление. Задачи учета. 52. Учет общепроизводственных расходов. 53. Учет общехозяйственных расходов. 54. Учет расходов будущих периодов. 55. Методологические основы и задачи бухгалтерского учета в растениеводстве. 56. Объекты и статьи учета затрат в растениеводстве. 57. Учет затрат в незавершенном производстве, распределяемых расходов и прочих затрат в растениеводстве. 58. Организация первичного, аналитического и синтетического учета затрат в растениеводстве. 59. Основные способы распределения затрат в растениеводстве. 60. Исчисление себестоимости зерновых, технических и кормовых культур. 61. Исчисление себестоимости продукции в овощеводстве, картофелеводстве, плодоводстве. 62. Объекты и статьи учета затрат в животноводстве. 63. Организация первичного, аналитического и синтетического учета затрат в животноводстве. 64. Исчисление себестоимости продукции молочного и мясного скотоводства. 65. Исчисление себестоимости продукции свиноводства. 66. Исчисление себестоимости продукции овцеводства и птицеводства. 67. Общие принципы учета затрат промышленных производств. 68. Организация первичного, аналитического и синтетического учета затрат и выхода продукции промышленных 
 
Оснащенность
 
производств. 69. Исчисление себестоимости продукции, работ и услуг основных видов промышленных производств. 70. Учет брака в производстве. 71. Объекты и задачи учета в обслуживающих производствах и хозяйствах. 72. Учет расходов и доходов жилищно-коммунального хозяйства. 73. Учет в производствах бытового обслуживания населения. 74. Учет на предприятиях общественного питания. 75. Учет затрат в детских дошкольных учреждениях. 76. Учет затрат в других обслуживающих производствах и хозяйствах. 77. Значение и общие принципы закрытия счетов. 78. Последовательность закрытия счетов. 79. Последовательность закрытия счета 23. Закрытие субсчетов «Электроснабжение и водоснабжение». 80. Закрытие субсчета «Гужевой транспорт». 81. Закрытие субсчета «Автотранспорт». 82. Закрытие субсчета «Ремонтное производство» и «МТП». 83. Закрытие счета 97 «Расходы будущих периодов». 84. Закрытие счетов 25 и 26. 85. Закрытие счета 20 «Основное производство». 86. Закрытие счетов 29 «Обслуживающие производства и хозяйства». 87. Закрытие счетов сферы капитальных вложений. 88. Отражение операций по закрытию счетов в бухгалтерских регистрах.
 
5.3. Тематика курсовых работ (курсовых проектов)
Курсовые работы учебным планом не предусмотрены
 
Темы докладов

1. Сущностные характеристики современных учетно-аналитических систем в системе управления экономическим субъектом

2. Современные зарубежные модели управленческого учета и возможности их применения в российской практике

3. Бизнес-процессы и управленческий учет в единой системе управления предприятием

4. Особенности учетно-аналитического обеспечения снабженческо-заготовительной деятельности в отраслях сферы производства и обращения

5. Особенности учетно-аналитического обеспечения производственной деятельности

6. Особенности учетно-аналитического обеспечения финансово-сбытовой деятельности

7. Бюджетирование и особенности применения в современном экономическом субъекте

8. Современные зарубежные методы списания материально-производственных запасов в учетно-аналитических системах (ЛОФО, ХИФО, ЛИФО, ФИФО и др.).

9. Сущностные характеристики системы JIT и особенности ее применения

10. Сущностные характеристики АВС-метода и особенности его применения

11. Сущностные характеристики контроллинга и особенности его применения в практике отечественных компаний

12. Обзор современного состояния применения учетно-аналитических систем в практике субъектов сельскохозяйственной направленности

5.4. Фонд оценочных средств для проведения текущего контроля
 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
Колич-во
 
Л1.1
Костюкова Е. И.
Бухгалтерский управленческий учет: учебник
Ставрополь: АГРУС Ставропольского гос. аграрного ун-та, 2016
Электронный ресурс
 
Л1.2
Землякова С. Н.
Становление и развитие бухгалтерского управленческого учёта в сельскохозяйственных организациях: учебное пособие
, 2018
Электронный ресурс
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
Колич-во
 
Л2.1
Костюкова Е. И., Яковенко В. С., Манжосова И. Б., Тунин С. А.
Учет затрат, калькулирование, бюджетирование в отраслях производственной сферы: учебное пособие
СПб.: Лань, 2015
Электронный ресурс
 
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
 
Э1
Министерство финансов Российской Федерации
 
Оснащенность
 
Э2
Журнал "Управленческий учет"
 
6.3.1 Перечень программного обеспечения
 
6.3.1.1
SuperNovaReaderMagnifier
6.3.1.2
1С: Предприятие 8. Сельское хозяйство. Комплект для обучения в высших и средних УЗ.
6.3.1.3
Access 2016
6.3.1.4
Project 2016
6.3.1.5
Visio 2016
6.3.1.6
VisualStudio 2015
6.3.1.7
Office 2007 Suites
6.3.1.8
MozillaFirefox
6.3.1.9
MozillaThinderbird
6.3.1.10
7-Zip
6.3.1.11
Справочная правовая система КонсультантПлюс
6.3.1.12
Электронный периодический справочник «Система Гарант»
6.3.1.13
OfficeStandard 2010
6.3.1.14
OfficeStandard 2013
6.3.1.15
ОС Windows 7
6.3.1.16
ОС Windows 8
6.3.1.17
ОС Windows 10
 
6.3.2 Перечень информационных справочных систем
 
6.3.2.1
Электронная библиотечная система издательства «Лань». Полнотекстовая электронная библиотека. Индивидуальный неограниченный доступ через фиксированный внешний IP адрес академии неограниченному количеству пользователей из любой точки, в которой имеется доступ к сети Интернет.http://e.lanbook.com
6.3.2.2
Электронная библиотека технического ВУЗа (ЭБС «Консультант студента»). Полнотекстовая электронная библиотека.  Индивидуальный неограниченный доступ через фиксированный внешний IP адрес академии неограниченному количеству пользователей из любой точки, в которой имеется доступ к сети Интернет. http://www.studentlibrary.ru
6.3.2.3
Электронный периодический справочник «Система ГАРАНТ». Полнотекстовый, обновляемый. Доступ по локальной сети академии
6.3.2.4
Национальная электронная библиотека. Доступ посредством использования сети «Интернет» на 32 терминала доступа. https://нэб.рф/
6.3.2.5
Электронная библиотечная система «ЭБС ЮРАЙТ www.biblio-online.ru». Полнотекстовая электронная библиотека. Индивидуальный неограниченный доступ через фиксированный внешний IP адрес академии неограниченному количеству пользователей из любой точки, в которой имеется доступ к сети Интернет. https://www.biblio-online.ru/
6.3.2.6
Электронно-библиотечная система ZNANIUM.COM. Полнотекстовая электронная библиотека. Индивидуальный неограниченный доступ через фиксированный внешний IP адрес академии неограниченному количеству пользователей из любой точки, в которой имеется доступ к сети Интернет. http://znanium.com/
 
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
Аудитория
Назначение
Оснащенность
Вид работ
 
46б
Учебная аудитория
Стол (21 шт.), стул (41 шт.), моноблок Aser (1 шт.), Интерактивный комплекс TeachTouch (1 шт.) и учебно-наглядные пособия
 
56а
Учебная аудитория
Доска классная (1 шт.), стол ученический (13 шт.), стул ученический (26 шт.), стол 1 тумбовый (1 шт.), стул п/м (1 шт.), демонстрационное оборудование (проектор Toshiba TLP-X2000 (1 шт.), моноблок Aсer (1 шт.), экран стационарный (1 шт.)) и учебно-наглядные пособия
 
Оснащенность
 
41а
Учебная аудитория
Доска классная (1 шт.), стол ученический 3-х местный со скамейкой (10 шт.), стол 1 тумбовый (1 шт.), стул п/м (1 шт.), демонстрационное оборудование (проектор Toshiba TLP-X2000 (1 шт.), моноблок Aсer (1 шт.), экран стационарный (1 шт.)) и учебно-наглядные пособия
 
34б
Лаборатория, оснащенная лабораторным оборудованием
Белая лаковая магнитно-маркерная доска (1 шт.), стол компьютерный темный (14 шт.), стол 2-х тумбовый (2 шт.), стул п\м (1 шт.), стул п/м на металлокаркасе черный (23 шт.), стул "полумягкий «Изо" (зел.) (1 шт.), шкаф книжный с полками (1 шт.), компьютер с ПО и с монитором LG AMD ATHLON II X2 (12 шт.), монитор Асер AL 1716FS 17 TFT (1 шт.), проектор Toshiba (1 шт.), экран с электроприводом CEHA EcMaster Electric 180*180 (1 шт.), огнетушитель ОУ – «3» (1 шт.), подставка для огнетушителя (1 шт.)
 
23б
Помещение для самостоятельной работы
Демонстрационная техника (интерактивная доска Hitachi Starboard FХ-63 D (1 шт.), ноутбук Acer Asp Т2370 (1 шт.), проектор Toshiba (1 шт.)), стол полированный (3 шт.), стол ученический (7 шт.), стол компьютерный (11 шт.), стул (20 шт.), стулья, компьютерная техника с возможностью подключения к сети "Интернет" и обеспечением доступа в электронную информационно-образовательную среду организации (10 шт.)
 
42а
Помещение для самостоятельной работы
Столы (4 шт.), стулья (4 шт.), компьютерная техника с возможностью подключения к сети "Интернет" и обеспечением доступа в электронную информационно-образовательную среду организации (4 шт.).
 
123
Помещение для самостоятельной работы
Компьютерная техника с возможностью подключения к сети "Интернет" и обеспечением доступа в электронную информационно-образовательную среду организации(19 шт.), столы (17 шт.), компьютерный стол 6-и местный (3 шт.), стулья ученические (34 шт.), стулья п/м (18 шт.), стеллажи с литературой, видеоувеличитель Optelec Wide Screen (1 шт.)
 
8. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Методика изучения дисциплины предусматривает наряду с  лекционными и практическими занятиями, организацию самостоятельной работы студентов, проведение консультаций, руководство докладами студентов для выступления на научно-практических конференциях, осуществление текущего, промежуточного  форм контроля.

Система знаний по дисциплине «Бухгалтерский управленческий учет в агропромышленном комплексе» формируется в ходе аудиторных и внеаудиторных (самостоятельных) занятий. Используя лекционный материал, учебники и учебные пособия, дополнительную литературу, проявляя творческий подход, студент готовится к практическим  занятиям, рассматривая их как пополнение, углубление, систематизацию своих теоретических знаний.

Для освоения дисциплины студентами необходимо:

1. посещать лекционные занятия, на которых в сжатом и системном виде излагаются основы дисциплины: даются базовые определения понятий и терминов, которые должны знать студенты; раскрываются сущностные характеристики бухгалтерского управленческого учета и особенности его функционирования в сельскохозяйственных субъектах. Студенту важно понять, что лекция есть своеобразная творческая форма самостоятельной работы. Надо пытаться стать активным соучастником лекции: думать, сравнивать известное с вновь получаемыми знаниями, войти в логику изложения материала лектором, следить за ходом его мыслей, за его аргументацией, находить в ней кажущиеся вам слабости. Во время лекции можно задать лектору вопрос, желательно в письменной форме, чтобы не мешать и не нарушать логики проведения лекции. Слушая лекцию, следует зафиксировать основные идеи, положения, обобщения, выводы. Работа над записью лекции завершается дома. Пока еще материалы лекционного занятия свежи в памяти необходимо уточнить то, что записано, обогатить запись тем, что не удалось зафиксировать в ходе лекции, записать в виде вопросов то, что надо прояснить, до конца понять. Важно соотнести материал лекции с темой учебной программы и установить, какие еще вопросы всесторонне не освещены в прослушанной лекции. В этом случае полезно обратиться к учебнику. Лекция и учебник не заменяют, а дополняют друг друга.

2. посещать практические занятия, к которым следует готовиться и активно на них работать. Задания выдает преподаватель. Задание включает в себя основные вопросы, задачи, тесты и рефераты для самостоятельной работы, литературу. Практические занятия начинаются с вступительного слова преподавателя, в котором называются цель, задачи и вопросы занятия. В процессе проведения занятий преподаватель задает основные и дополнительные вопросы, организует их обсуждение. На занятиях решаются задачи, разбираются тестовые задания и задания, выданные для самостоятельной работы, заслушиваются реферативные выступления. Студенты, пропустившие занятие, или не подготовившиеся к нему, приглашаются на консультацию к преподавателю. Практическое занятие заканчивается подведением итогов: выводами по теме и выставлением оценок.

3. систематически заниматься самостоятельной работой, которая включает в себя изучение нормативных документов, материалов учебников, учебных пособий и статей из экономической литературы, решение задач, написание докладов, рефератов, эссе. Задания для самостоятельной работы выдаются преподавателем.

4. под руководством преподавателя заниматься научно-исследовательской работой, что предполагает выступления с 

 
Оснащенность
 
докладами на научно-практических конференциях и публикацию тезисов и статей по их результатам.

5. при возникающих затруднениях при освоении дисциплины «Бухгалтерский управленческий учет в агропромышленном комплексе», для неуспевающих студентов и студентов, не посещающих занятия, проводятся еженедельные консультации, на которые приглашаются неуспевающие студенты, а также студенты, испытывающие потребность в помощи преподавателя при изучении дисциплины.

При изучении дисциплины «Бухгалтерский управленческий учет в агропромышленном комплексе» следует усвоить:

- ключевые понятия бухгалтерского управленческого учета: определение, цели и задачи; сущность и составные части; предмет и метод; функции и принципы управленческого учета;

- содержание и особенности систем управленческого учета;

- основные подходы к классификации затрат;

- сущностные характеристики традиционных и современных методов учета затрат и исчисления себестоимости продукции (работ, услуг);

-  подходы к организации управленческого учета по видам деятельности (снабженческо-заготовительной, производственной, финансово-сбытовой и организационной деятельности);

- особенности управленческого учета основных отраслевых сегментов сельскохозяйственных организаций (растениеводство, животноводство, прочих промышленных, вспомогательных и обслуживающих производств).

В рамках тем 4,6 предусмотрены выездные практические занятия на базе ООО "Универсал-Агро" с целью участия в выполнении отдельных элементов работ, связанных с будущей профессиональной деятельностью, а именно: исследовании организационно-методических подходов формирования учетной политики для целей управленческого учета, критериев выделения центров затрат, центров ответственности, методики учета затрат и калькулирования себестоимости продукции (работ, услуг) в субъекте производственной сферы (на примере субъектов аграрной направленности).

Требования, предъявляемые к выполнению контрольных заданий. При выполнении контрольных заданий следует:

1. Получить четкий ответ на все вопросы, содержащиеся в контрольном задании.

2. Максимально четко изложить способ выполнения контрольного задания.

3. Оформить задание в соответствии с предъявленными требованиями.

4. По возможности, осуществить проверку полученных результатов.

По согласованию с преподавателем или по его заданию студенты могут готовить рефераты по отдельным темам дисциплины. Основу докладов составляет, как правило, содержание подготовленных студентами рефератов. Качество учебной работы студентов преподаватель оценивает по результатам тестирования, зачета и экзамена. Тестирование организовывается в компьютерных классах. Все вопросы тестирования обсуждаются на лекционных и практических занятиях. Подготовка к зачету, экзамену предполагает изучение конспектов лекций, рекомендуемой литературы и других источников, повторение материалов  практических занятий.

 
ПРИЛОЖЕНИЯ
 
Актуализированная рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании выпускающей кафедры, протокол №  ___   от _____________________
Заведующий выпускающей кафедрой  _________________________________
ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ

в 20___ /20___ учебном году

ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ

в 20___ /20___ учебном году

ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ

в 20___ /20___ учебном году

Актуализированная рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании выпускающей кафедры, протокол №  ___   от  _____________________
Актуализированная рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании выпускающей кафедры, протокол №  ___   от  _____________________
Актуализированная рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании выпускающей кафедры, протокол №  ___   от  _____________________
Заведующий выпускающей кафедрой  _________________________________
Заведующий выпускающей кафедрой  _________________________________
Заведующий выпускающей кафедрой  _________________________________
ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ

в 20___ /20___ учебном году

Актуализированная рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании выпускающей кафедры, протокол №  ___   от  _____________________
Заведующий выпускающей кафедрой  _________________________________
ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ

в 20___ /20___ учебном году

Актуализированная рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании выпускающей кафедры, протокол №  ___   от  _____________________
ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ

в 20___ /20___ учебном году

Заведующий выпускающей кафедрой  _________________________________