2024-2025_38_03_01_24-1 Экономика (БУ)_plx_Психосаморегуляция обучающегося с ограниченными возможностями здоровья
 
МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования 
"Чувашский государственный аграрный университет"

(ФГБОУ ВО Чувашский ГАУ)

Кафедра
Общеобразовательных дисциплин
УТВЕРЖДАЮ
Проректор по учебной

и научной работе

 
 
Л.М. Корнилова
26.03.2024 г.
 
Б1.В.ДВ.01.02
Психосаморегуляция обучающегося с ограниченными возможностями здоровья
Направление подготовки 38.03.01 Экономика

Направленность (профиль) Бухгалтерский учет, анализ и аудит

рабочая программа дисциплины (модуля)
 
зачет    
Виды контроля:
самостоятельная работа
40
аудиторные занятия
32
Общая трудоемкость
Часов по учебному плану
2 ЗЕТ
Форма обучения
очная
Квалификация
Бакалавр
72
в том числе:
 
Распределение часов дисциплины по семестрам
Семестр

(<Курс>.<Семестр на курсе>)

2 (1.2)
Итого
Недель
19 1/6
Вид занятий
УП
РП
УП
РП
Лекции
16
16
16
16
Семинарские занятия
16
16
16
16
В том числе инт.
4
4
4
4
Итого ауд.
32
32
32
32
Кoнтактная рабoта
32
32
32
32
Сам. работа
40
40
40
40
Итого
72
72
72
72
 
 
 
Программу составил(и):
ст.пр., Сергеева Н.А.
 
 
1. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 38.03.01 Экономика (приказ Минобрнауки России от 12.08.2020 г. № 954).
При разработке рабочей программы дисциплины (модуля) "Психосаморегуляция обучающегося с ограниченными возможностями здоровья" в основу положены:
2. Учебный план: Направление подготовки 38.03.01 Экономика

Направленность (профиль) Бухгалтерский учет, анализ и аудит, одобренный Ученым советом ФГБОУ ВО Чувашский ГАУ от 26.03.2024 г., протокол № 12.

 
 
 
Рабочая программа дисциплины (модуля) проходит согласование с использованием инструментов электронной информационно-образовательной среды Университета.
 
Заведующий кафедрой  Михайлова Р.В. 
Заведующий выпускающей кафедрой  Иванов Е.А. 
Председатель методической комиссии факультета  Медведева Т.А.
Директор научно-технической библиотеки  Викторова В.А.
СОГЛАСОВАНО:
 
Оснащенность
 
 
1. ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
1.1
создание у студентов мотивации к самоисследованию и оказанию психологической помощи самим себе.
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП
Цикл (раздел) ОПОП:
Б1.В.ДВ.01
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
Основы российской государственности
 
2.2
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
 
2.2.1
Философия
 
3. КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
УК-5. Способен воспринимать межкультурное разнообразие общества в социально-историческом, этическом и философском контекстах
 
УК-5.1 Знает: закономерности и особенности социально-исторического развития различных культур в этическом и философском контексте
 
 
 
УК-5.2 Умеет: понимать и воспринимать разнообразие общества в социально-историческом, этическом и философском контекстах
 
 
 
УК-5.3 Имеет навыки: общения в мире культурного многообразия с использованием этических норм поведения
 
 
 
УК-9. Способен использовать базовые дефектологические знания в социальной и профессиональной сферах
 
УК-9.1 Знает: об инклюзивной компетентности, ее компонентах и структуре; об особенностях применения базовых дефектологических знаний в социальной и профессиональной сферах
 
 
 
УК-9.2 Умеет: планировать профессиональную деятельность с лицами с ограниченными возможностями здоровья и инвалидами
 
 
 
УК-9.3 Имеет навыки: взаимодействия в социальной и профессиональной сферах с лицами с ограниченными возможностями здоровья и инвалидами
 
 
 
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
 
3.1
Знать:
3.1.1
закономерности и особенности социально-исторического развития различных культур в этическом и философском контексте;
3.1.2
об инклюзивной компетентности, ее компонентах и структуре; об особенностях применения базовых дефектологических знаний в социальной и профессиональной сферах.
 
 
3.2
Уметь:
3.2.1
понимать и воспринимать разнообразие общества в социально-историческом, этическом и философском контекстах;
3.2.2
планировать профессиональную деятельность с лицами с ограниченными возможностями здоровья и инвалидами;
3.2.3
анализировать и сравнивать различные методы и методики саморегуляции, осмысляя их ценность лично для себя.
 
 
3.3
Иметь навыки и (или) опыт деятельности:
3.3.1
общения в мире культурного многообразия с использованием этических норм поведения
3.3.2
взаимодействия в социальной и профессиональной сферах с лицами с ограниченными возможностями здоровья и инвалидами.
 
 
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Литература
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Инте

ракт.

Примечание
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Прак.

подг.

 
 
Раздел 1. Историко-теоретические вопросы курса

 
Общая характеристика саморегуляции /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

2
УК-5.1 УК-5.2 УК-5.3 УК-9.1 УК-9.2 УК-9.3
2
0
0
 
Общая характеристика саморегуляции /Сем зан/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

2
УК-5.1 УК-5.2 УК-5.3 УК-9.1 УК-9.2 УК-9.3
2
0
0
 
Оснащенность
 
Общая характеристика саморегуляции /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

6
УК-5.1 УК-5.2 УК-5.3 УК-9.1 УК-9.2 УК-9.3
2
0
устный ответ на вопрос, сообщение, доклад на семинарских занятиях, творческая работа, тестирование
0
 
Этические вопросы саморегуляции /Сем зан/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

2
УК-5.1 УК-5.2 УК-5.3 УК-9.1 УК-9.2 УК-9.3
2
0
0
 
Этические вопросы саморегуляции /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

6
УК-5.1 УК-5.2 УК-5.3 УК-9.1 УК-9.2 УК-9.3
2
0
устный ответ на вопрос, сообщение, доклад на семинарских занятиях, творческая работа, тестирование
0
 
Теоретические подходы к саморегуляции /Сем зан/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

2
УК-5.1 УК-5.2 УК-5.3 УК-9.1 УК-9.2 УК-9.3
2
0
0
 
Теоретические подходы к саморегуляции /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

6
УК-5.1 УК-5.2 УК-5.3 УК-9.1 УК-9.2 УК-9.3
2
0
устный ответ на вопрос, сообщение, доклад на семинарских занятиях, творческая работа, тестирование
0
 
Этические вопросы саморегуляции /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

2
УК-5.1 УК-5.2 УК-5.3 УК-9.1 УК-9.2 УК-9.3
2
0
0
 
Теоретические подходы к саморегуляции /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

2
УК-5.1 УК-5.2 УК-5.3 УК-9.1 УК-9.2 УК-9.3
2
0
0
 
 
Раздел 2. Методы саморегуляции

 
Техники саморегуляции  /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

4
УК-5.1 УК-5.2 УК-5.3 УК-9.1 УК-9.2 УК-9.3
2
0
0
 
Техники саморегуляции  /Сем зан/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

4
УК-5.1 УК-5.2 УК-5.3 УК-9.1 УК-9.2 УК-9.3
2
0
0
 
Техники саморегуляции  /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

8
УК-5.1 УК-5.2 УК-5.3 УК-9.1 УК-9.2 УК-9.3
2
0
устный ответ на вопрос, сообщение, доклад на семинарских занятиях, творческая работа, тестирование
0
 
Профилактика утомления /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

4
УК-5.1 УК-5.2 УК-5.3 УК-9.1 УК-9.2 УК-9.3
2
2
проблемная лекция
0
 
Оснащенность
 
Профилактика утомления

/Сем зан/

Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

4
УК-5.1 УК-5.2 УК-5.3 УК-9.1 УК-9.2 УК-9.3
2
0
0
 
Профилактика утомления

/Ср/

Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

8
УК-5.1 УК-5.2 УК-5.3 УК-9.1 УК-9.2 УК-9.3
2
0
устный ответ на вопрос, сообщение, доклад на семинарских занятиях, творческая работа, тестирование
0
 
 
Раздел 3. Прикладные вопросы саморегуляции

 
Саморегуляция и межличностные отношения /Сем зан/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

2
УК-5.1 УК-5.2 УК-5.3 УК-9.1 УК-9.2 УК-9.3
2
2
деловая игра
0
 
Саморегуляция и межличностные отношения /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

2
УК-5.1 УК-5.2 УК-5.3 УК-9.1 УК-9.2 УК-9.3
2
0
0
 
Саморегуляция и межличностные отношения /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

6
УК-5.1 УК-5.2 УК-5.3 УК-9.1 УК-9.2 УК-9.3
2
0
устный ответ на вопрос, сообщение, доклад на семинарских занятиях, творческая работа, тестирование
0
 
 
Раздел 4. Контроль

 
Подготовка и сдача зачета /Зачёт/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

0
УК-5.1 УК-5.2 УК-5.3 УК-9.1 УК-9.2 УК-9.3
2
0
0
 
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
5.1. Примерный перечень вопросов к зачету
Вопросы для оценки знаний теоретического курса

1. Понятие «саморегуляция», его соотношение с понятиями «саморазвитие», «самосовершенствование», «самовоспитание».

2. Саморегуляция и произвольность.

3. Саморегуляция в структуре самосознания.

4. Виды саморегуляции (классификация по средствам, способам, объектам).

5. Этические принципы занятий саморегуляцией.

6. Теоретические основы саморегуляции. Подход к саморегуляции в культурно-исторической школе Л. С. Выготского. Саморегуляция как деятельность, ее строение.

7. Психологические механизмы саморегуляции. Характеристика внутреннего диалога.

8. Методы профилактики стресса при помощи саморегуляции.

9. Физиологические механизмы саморегуляции.

10. Общая характеристика методов произвольной саморегуляции.

11. Арт-терапия. Цветотерапия. Музыкотерапия.

12. Аутогенная тренировка.

13. Активная нервно-мышечная релаксация.

14. Трудные психические состояния как объекты саморегуляции.

15. Саморегуляция как средство психогигиены и психопрофилактики.

16. Особенности саморегуляции инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья.

17. Актуальность саморегуляции в студенческом возрасте.

18. Стресс и способы его преодоления.

19. Роль самоисследования, работы с собой.

20. Профилактика утомления.

21. Частные методики саморегуляции (приемы работы с самоотношением, психологическим временем, телесным 

 
Оснащенность
 
напряжением, собственными страхами и др.).

22. Самоанализ.

Вопросы на оценку понимания/умений студента:

1. Каково содержание понятия «саморегуляция»?

2. Определение психологической произвольной саморегуляции.

3. Саморегуляция как высшая психическая функция (по Л. С. Выготскому).

4. Назовите классификацию методов саморегуляции в зависимости от временных параметров взаимодействия со стресс-фактором?

5. Дайте определение терминам «самоконтроль», «саморегуляция», «самоорганизация».

6. Общее и специфическое в методах саморегуляции.

7. Какие практические наблюдения И. Шульца стали основой методики аутогенной тренировки?

8. Каковы основные психофизиологические последствия глубокого мышечного расслабления?

9. Назовите противопоказания для занятий аутогенной тренировкой?

10. Сформулируйте общие рекомендации по профилактике стресса.

11. Каковы цели и задачи самомониторинга?

12. Приемы саморегуляции при различных неблагоприятных психических состояниях.

 
5.2. Примерный перечень вопросов к экзамену
Не предусмотрено учебным планом.
 
5.3. Тематика курсовых работ (курсовых проектов)
Не предусмотрено учебным планом.
 
Темы докладов

1. Саморегуляция в философских и религиозных практиках.

2. Культурно-исторический подход к пониманию саморегуляции.

3. Физиологические механизмы саморегуляции.

4. Виды саморегуляции.

5. Характеристика методов саморегуляции.

6. Сущность, методика и практическое использование АТ.

7. Общая характеристика методов саморегуляции.

8. Роль саморегуляции в поддержании здоровья для лиц с ОВЗ.

9. Стратегии поведения при стрессе.

10. Психологические механизмы саморегуляции.

11. Арттерапия.

12. Цветотерапия.

13. Музыкотерапия.

5.4. Фонд оценочных средств для проведения текущего контроля
 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
Колич-во
 
Л1.1
Кроль В. М.
Психология и педагогика: учебное пособие
М.: Абрис, 2012
Электронный ресурс
 
Л1.2
Кравцова Е. Е.
Психология и педагогика. Краткий курс: учебное пособие
М.: Проспект, 2016
Электронный ресурс
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
Колич-во
 
Л2.1
Реан А. А., Бордовская Н. В., Розум С.
Психология и педагогика: учебник
СПб.: Питер, 2006
20
 
Л2.2
Самыгин С. И., Столяренко Л. Д.
Психология и педагогика: учебное пособие
М.: КНОРУС, 2012
7
 
6.3.1 Перечень программного обеспечения
 
6.3.1.1
SuperNovaReaderMagnifier
6.3.1.2
ОС Windows XP
6.3.1.3
MozillaFirefox
6.3.1.4
Справочная правовая система КонсультантПлюс
6.3.1.5
Электронный периодический справочник «Система Гарант»
 
Оснащенность
 
6.3.1.6
ОС Windows Vista
6.3.1.7
ОС Windows 7
6.3.1.8
ОС Windows 8
6.3.1.9
ОС Windows 10
6.3.1.10
Ubuntu (Mint)
 
6.3.2 Перечень информационных справочных систем
 
6.3.2.1
Электронная библиотечная система издательства «Лань». Полнотекстовая электронная библиотека. Индивидуальный неограниченный доступ через фиксированный внешний IP адрес академии неограниченному количеству пользователей из любой точки, в которой имеется доступ к сети Интернет.http://e.lanbook.com
6.3.2.2
Электронная библиотека технического ВУЗа (ЭБС «Консультант студента»). Полнотекстовая электронная библиотека.  Индивидуальный неограниченный доступ через фиксированный внешний IP адрес академии неограниченному количеству пользователей из любой точки, в которой имеется доступ к сети Интернет. http://www.studentlibrary.ru
6.3.2.3
Электронно-библиотечная система ZNANIUM.COM. Полнотекстовая электронная библиотека. Индивидуальный неограниченный доступ через фиксированный внешний IP адрес академии неограниченному количеству пользователей из любой точки, в которой имеется доступ к сети Интернет. http://znanium.com/
6.3.2.4
Электронная библиотечная система «ЭБС ЮРАЙТ www.biblio-online.ru». Полнотекстовая электронная библиотека. Индивидуальный неограниченный доступ через фиксированный внешний IP адрес академии неограниченному количеству пользователей из любой точки, в которой имеется доступ к сети Интернет. https://www.biblio-online.ru/
6.3.2.5
Электронный периодический справочник «Система ГАРАНТ». Полнотекстовый, обновляемый. Доступ по локальной сети академии
6.3.2.6
Национальная электронная библиотека. Доступ посредством использования сети «Интернет» на 32 терминала доступа. https://нэб.рф/
 
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
Аудитория
Назначение
Оснащенность
Вид работ
 
23б
Помещение для самостоятельной работы
Демонстрационная техника (интерактивная доска Hitachi Starboard FХ-63 D (1 шт.), ноутбук Acer Asp Т2370 (1 шт.), проектор Toshiba (1 шт.)), стол полированный (3 шт.), стол ученический (7 шт.), стол компьютерный (11 шт.), стул (20 шт.), стулья, компьютерная техника с возможностью подключения к сети "Интернет" и обеспечением доступа в электронную информационно-образовательную среду организации (10 шт.)
 
119
Учебная аудитория
Демонстрационное оборудование (проектор Toschibaх200, экран с электроприводом СЕНА EcMaster Electric 180*180, ноутбук Acer Aspire А315-21-434) и учебно-наглядные пособия, доска классная (1 шт.), столы (31 шт.), стулья ученические (61 шт.)
 
121
Учебная аудитория
Ростомер медицинский РМ-1 (1 шт.), динамометр становой (1 шт.), динамометр кистевой (1 шт.), измеритель арт. давления (2 шт.), стол преподавательский (1 шт.), столы (8 шт.), стулья (12 шт.), слухоречевой тренажер СОЛО-01 (1 шт.)
 
123
Помещение для самостоятельной работы
Компьютерная техника с возможностью подключения к сети "Интернет" и обеспечением доступа в электронную информационно-образовательную среду организации(19 шт.), столы (17 шт.), компьютерный стол 6-и местный (3 шт.), стулья ученические (34 шт.), стулья п/м (18 шт.), стеллажи с литературой, видеоувеличитель Optelec Wide Screen (1 шт.)
 
8. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Методика изучения курса предусматривает наряду с лекциями и семинарскими занятиями, организацию самостоятельной работы студентов, проведение консультаций, руководство докладами студентов для выступления на научно-практических конференциях, осуществление текущего, промежуточного  форм контроля.

Система знаний по дисциплине «Психосаморегуляция обучающегося с ограниченными возможностями здоровья» формируется в ходе аудиторных и внеаудиторных (самостоятельных) занятий. Используя лекционный материал, учебники и учебные пособия, дополнительную литературу, проявляя творческий подход, бакалавр готовится к семинарским занятиям, рассматривая их как пополнение, углубление, систематизацию своих теоретических знаний.

Для освоения дисциплины студентами необходимо:

1. посещать лекции, на которых в сжатом и системном виде излагаются основы дисциплины: даются определения понятий, которые должны знать студенты. Студенту важно понять, что лекция есть своеобразная творческая форма самостоятельной работы. Надо пытаться стать активным соучастником лекции: думать, сравнивать известное с вновь 

 
Оснащенность
 
получаемыми знаниями, войти в логику изложения материала лектором, следить за ходом его мыслей, за его аргументацией, находить в ней кажущиеся вам слабости. Во время лекции можно задать лектору вопрос, желательно в письменной форме, чтобы не мешать и не нарушать логики проведения лекции. Слушая лекцию, следует зафиксировать основные идеи, положения, обобщения, выводы. Работа над записью лекции завершается дома. На свежую голову (пока еще лекция в памяти) надо уточнить то, что записано, обогатить запись тем, что не удалось зафиксировать в ходе лекции, записать в виде вопросов то, что надо прояснить, до конца понять. Важно соотнести материал лекции с темой учебной программы и установить, какие ее вопросы нашли освещение в прослушанной лекции. Тогда полезно обращаться и к учебнику. Лекция и учебник не заменяют, а дополняют друг друга.

2. посещать семинарские занятия, к которым следует готовиться и активно на них работать. Задание к занятию выдает преподаватель. Задание включает в себя основные вопросы,  тесты и рефераты для самостоятельной работы, литературу. Семинарские занятия начинаются с вступительного слова преподавателя, в котором называются цель, задачи и вопросы занятия. В процессе проведения занятий преподаватель задает основные и дополнительные вопросы, организует их обсуждение. На семинарских занятиях  разбираются тестовые задания и задания, выданные для самостоятельной работы, заслушиваются реферативные выступления. Студенты, пропустившие занятие, или не подготовившиеся к нему, приглашаются на консультацию к преподавателю. Семинарское занятие заканчивается подведением итогов: выводами по теме и выставлением оценок.

3. систематически заниматься самостоятельной работой, которая включает в себя изучение нормативных документов, материалов учебников и статей из  научной литературы,  написание докладов, рефератов, эссе. Задания для самостоятельной работы выдаются преподавателем.

4. под руководством преподавателя заниматься научно-исследовательской работой, что предполагает выступления с докладами на научно-практических конференциях и публикацию тезисов и статей по их результатам.

5. при возникающих затруднениях при освоении дисциплины «Психосаморегуляция обучающегося с ограниченными возможностями здоровья», для неуспевающих студентов и студентов, не посещающих занятия, проводятся еженедельные консультации, на которые приглашаются неуспевающие студенты, а также студенты, испытывающие потребность в помощи преподавателя при изучении дисциплины.

 
ПРИЛОЖЕНИЯ
 
Актуализированная рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании выпускающей кафедры, протокол №  ___   от _____________________
Заведующий выпускающей кафедрой  _________________________________
ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ

в 20___ /20___ учебном году

ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ

в 20___ /20___ учебном году

ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ

в 20___ /20___ учебном году

Актуализированная рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании выпускающей кафедры, протокол №  ___   от  _____________________
Актуализированная рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании выпускающей кафедры, протокол №  ___   от  _____________________
Актуализированная рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании выпускающей кафедры, протокол №  ___   от  _____________________
Заведующий выпускающей кафедрой  _________________________________
Заведующий выпускающей кафедрой  _________________________________
Заведующий выпускающей кафедрой  _________________________________
ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ

в 20___ /20___ учебном году

Актуализированная рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании выпускающей кафедры, протокол №  ___   от  _____________________
Заведующий выпускающей кафедрой  _________________________________
ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ

в 20___ /20___ учебном году

Актуализированная рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании выпускающей кафедры, протокол №  ___   от  _____________________
ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ

в 20___ /20___ учебном году

Заведующий выпускающей кафедрой  _________________________________