2024-2025_38_03_01_24-1 Экономика (НН)_plx_Экономическая социология
 
МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования 
"Чувашский государственный аграрный университет"

(ФГБОУ ВО Чувашский ГАУ)

Кафедра
Общеобразовательных дисциплин
УТВЕРЖДАЮ
Проректор по учебной

и научной работе

 
 
Л.М. Корнилова
26.03.2024 г.
 
Б1.В.ДВ.01.01
Экономическая социология
Направление подготовки 38.03.01 Экономика

Направленность (профиль) Налоги и налогообложение

рабочая программа дисциплины (модуля)
 
зачет    
Виды контроля:
самостоятельная работа
40
аудиторные занятия
32
Общая трудоемкость
Часов по учебному плану
2 ЗЕТ
Форма обучения
очная
Квалификация
Бакалавр
72
в том числе:
 
Распределение часов дисциплины по семестрам
Семестр

(<Курс>.<Семестр на курсе>)

2 (1.2)
Итого
Недель
19 1/6
Вид занятий
УП
РП
УП
РП
Лекции
16
16
16
16
Семинарские занятия
16
16
16
16
В том числе инт.
10
10
10
10
Итого ауд.
32
32
32
32
Кoнтактная рабoта
32
32
32
32
Сам. работа
40
40
40
40
Итого
72
72
72
72
 
 
 
Программу составил(и):
ст.пр., Петренко Н.Н.
 
 
1. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 38.03.01 Экономика (приказ Минобрнауки России от 12.08.2020 г. № 954).
При разработке рабочей программы дисциплины (модуля) "Экономическая социология" в основу положены:
2. Учебный план: Направление подготовки 38.03.01 Экономика

Направленность (профиль) Налоги и налогообложение, одобренный Ученым советом ФГБОУ ВО Чувашский ГАУ от 26.03.2024 г., протокол № 12.

 
 
 
Рабочая программа дисциплины (модуля) проходит согласование с использованием инструментов электронной информационно-образовательной среды Университета.
 
Заведующий кафедрой  Михайлова Р.В. 
Заведующий выпускающей кафедрой  Алексеева Н.В. 
Председатель методической комиссии факультета  Медведева Т.А.
Директор научно-технической библиотеки  Викторова В.А.
СОГЛАСОВАНО:
 
Оснащенность
 
 
1. ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
1.1
дать студентам в теоретико-прикладном аспекте представление о социальных процессах, явлениях и отношениях, происходящих в экономике; помочь в понимании социальных механизмов и резервов развития экономики; содействовать формированию гуманитарного видения роли экономики в жизни общества.
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП
Цикл (раздел) ОПОП:
Б1.В.ДВ.01
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
Основы российской государственности
2.1.2
Право
2.1.3
История экономических учений
 
2.2
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
 
2.2.1
Философия
 
2.2.2
Финансовое право
 
3. КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
УК-5. Способен воспринимать межкультурное разнообразие общества в социально-историческом, этическом и философском контекстах
 
УК-5.1 Знает: закономерности и особенности социально-исторического развития различных культур в этическом и философском контексте
 
 
 
УК-5.2 Умеет: понимать и воспринимать разнообразие общества в социально-историческом, этическом и философском контекстах
 
 
 
УК-5.3 Имеет навыки: общения в мире культурного многообразия с использованием этических норм поведения
 
 
 
УК-9. Способен использовать базовые дефектологические знания в социальной и профессиональной сферах
 
УК-9.1 Знает: об инклюзивной компетентности, ее компонентах и структуре; об особенностях применения базовых дефектологических знаний в социальной и профессиональной сферах
 
 
 
УК-9.2 Умеет: планировать профессиональную деятельность с лицами с ограниченными возможностями здоровья и инвалидами
 
 
 
УК-9.3 Имеет навыки: взаимодействия в социальной и профессиональной сферах с лицами с ограниченными возможностями здоровья и инвалидами
 
 
 
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
 
3.1
Знать:
3.1.1
объект, предмет, функции и методы социологии; основные понятия и термины, определения понятий; сущность социальных процессов, его формы и содержание; основные элементы политической системы, механизм взаимоотношений экономики и политики в современном обществе.
 
 
3.2
Уметь:
3.2.1
определять основные признаки центральных социальных и экономических явлений и процессов; сопоставлять политические и экономические процессы и институты в России с политическими и экономическими институтами и процессами в других странах мира; формулировать вопросы и отвечать на них; выражать свои мысли, политические принципы и убеждения.
 
 
3.3
Иметь навыки и (или) опыт деятельности:
3.3.1
владения знаниями и представлениями о существующих подходах к рассмотрению проблем экономической социологии, о состоянии научных достижений экономической социологии, о теоретической и практической сторонах экономической социологии.
 
 
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Литература
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Инте

ракт.

Примечание
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Прак.

подг.

 
 
Раздел 1. 

 
Оснащенность
 
Предыстория и социально-философские предпосылки социологии как науки

Общество и социальные институты

Социальные группы и общности

Социальная стратификация

Личность как социальный тип

Социально-экономическое поведение

Экономическая культура как регулятор экономического поведения

Социальные конфликты в экономической сфере деятельности

Социокультурные проблемы теневой и криминальной экономики

/Лек/

Л1.1 Л1.2Л2.1

16
УК-5.1 УК-5.2 УК-5.3 УК-9.1 УК-9.2 УК-9.3
2
2
Проблемная лекция.
0
 
Предыстория и социально-философские предпосылки социологии как науки

Общество и социальные институты

Социальные группы и общности

Социальная стратификация

Личность как социальный тип

Социально-экономическое поведение

Экономическая культура как регулятор экономического поведения

Социальные конфликты в экономической сфере деятельности

Социокультурные проблемы теневой и криминальной экономики

/Сем зан/

Л1.1 Л1.2Л2.1

16
УК-5.1 УК-5.2 УК-5.3 УК-9.1 УК-9.2 УК-9.3
2
8
Виды интерактивных занятий:

- круглый стол;

- учебная дискуссия;

- деловая игра.

0
 
Предыстория и социально-философские предпосылки социологии как науки

Общество и социальные институты

Социальные группы и общности

Социальная стратификация

Личность как социальный тип

Социально-экономическое поведение

Экономическая культура как регулятор экономического поведения

Социальные конфликты в экономической сфере деятельности

Социокультурные проблемы теневой и криминальной экономики

/Ср/

Л1.1 Л1.2Л2.1

40
УК-5.1 УК-5.2 УК-5.3 УК-9.1 УК-9.2 УК-9.3
2
0
Формы контроля:

- устный ответ на вопрос;

- доклад;

- собеседование.

0
 
/Зачёт/
Л1.1 Л1.2Л2.1

0
УК-5.1 УК-5.2 УК-5.3 УК-9.1 УК-9.2 УК-9.3
2
0
0
 
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
5.1. Примерный перечень вопросов к зачету
1.Экономический и социологический подходы к изучению экономики.

2.Особенности методологи экономической социологии.

3.Актуальные проблемы и направления исследований в области экономической социологии.

4.Место экономической социологии в системе общественных наук.

5.Два подхода к человеку в социальной теории: «экономический человек» и «социологический человек».

6. Социология домохозяйств.

7. Институционализация экономической социологии как науки.

8. Экономическая социология в России.

9. Изменение роли государства в постиндустриальном обществе, в условиях

постмодерна и глобальных экономических связей.

10. Особенности влияния государства на экономическую жизнь России.

11. М. Вебер о влиянии протестантской картины мира на развитие капитализма.

15. Экономическая культура дореволюционной России.

16. Экономическая культура административно-хозяйственного типа.

17. Базовые ценности современной экономической культуры.

18. Классовая и функционалистская теории социально-экономической стратификации.

19. Условия формирования и функции среднего класса в современном обществе.

 
Оснащенность
 
20. Проблемы формирования среднего класса в России.

21. Социально-экономическая стратификация общества как регулятор экономики.

22. Функции социально-экономической стратификации общества и оценка качества их выполнения.

23. Социология профессий.

25. Способы управления экономическим поведением.

26. Социальные основы экономической деятельности.

27. Экономическое поведение государства.

28. Поведение производителя в различных экономических системах.

29. Поведение потребителя в различных экономических системах

30. Виды экономического поведения: коммерческое поведение, дистрибутивное поведение, производственное и трудовое поведение, потребительское поведение, монетарное поведение, инвестиционное поведение, посредническое поведение.

31. Предпринимательство как исторический феномен.

34. Концепции социальной ответственности бизнеса.

35. Социальный портрет современного предпринимателя.

37. Социально-историческая динамика теневой экономической деятельности.

38. Причины криминализации экономики в современном мире.

39. Последствия отрицания социальной сущности денег.

40. Деньги как продукт развития социальных связей.

41. Деньги и экономическая социализация.

42. Факторы и противоречия занятости.

43. Безработица и социальное поведение.

44. Социология трудового коллектива.

46.Социальные и культурные предпосылки возникновения менеджмента как теории научного управления трудом.

47.Причины и факторы социальной мобильности в экономической сфере.

48. Роль социальной мобильности в развитии экономики.

49. Миграция как вид социально-трудовой мобильности.

50. Стратегии поведения в социально-трудовых конфликтах.

51. Стратегии пассивного сопротивления.

52. Концепции вестернизации незападных обществ.

53. Основные противоречия модернизации.

54. Синтетические концепции развития.

55. Труд и трудовые отношения в условиях постмодерна.

56. Потребление в экономической культуре постмодерна.

57. Информационная экономика.

58. Социокультурные характеристики субъекта глобализации.

59. Противоречие глобального и локального в современном социально-экономическом развитии.

60.Альтернативные модели глобализации. 

 
5.2. Примерный перечень вопросов к экзамену
Не предусмотрено учебным планом.
 
5.3. Тематика курсовых работ (курсовых проектов)
Не предусмотрено учебным планом.
 
Тематика рефератов

Экономический и социологический подходы к изучению экономики.

Особенности методологи экономической социологии.

Актуальные проблемы и направления исследований в области экономической социологии.

Место экономической социологии в системе общественных наук.

Два подхода к человеку в социальной теории: «экономический человек» и «социологический человек».

Социология домохозяйств.

Институционализация экономической социологии как науки.

Экономическая социология в России.

Изменение роли государства в постиндустриальном обществе, в условиях

постмодерна и глобальных экономических связей.

Особенности влияния государства на экономическую жизнь России.

М. Вебер о влиянии протестантской картины мира на развитие капитализма.

Экономическая культура дореволюционной России.

Экономическая культура административно-хозяйственного типа.

Базовые ценности современной экономической культуры.

Классовая и функционалистская теории социально-экономической стратификации.

Условия формирования и функции среднего класса в современном обществе.

Проблемы формирования среднего класса в России.

Социально-экономическая стратификация общества как регулятор экономики.

Функции социально-экономической стратификации общества и оценка качества их выполнения.

Социология профессий.

Способы управления экономическим поведением.

5.4. Фонд оценочных средств для проведения текущего контроля
 
Оснащенность
 
Социальные основы экономической деятельности.

Экономическое поведение государства.

Поведение производителя в различных экономических системах.

Поведение потребителя в различных экономических системах

Виды экономического поведения: коммерческое поведение, дистрибутивное поведение, производственное и трудовое поведение, потребительское поведение, монетарное поведение, инвестиционное поведение, посредническое поведение.

Предпринимательство как исторический феномен.

Концепции социальной ответственности бизнеса.

Социальный портрет современного предпринимателя.

Социально-историческая динамика теневой экономической деятельности.

Причины криминализации экономики в современном мире.

Последствия отрицания социальной сущности денег.

Деньги как продукт развития социальных связей.

Деньги и экономическая социализация.

Факторы и противоречия занятости.

Безработица и социальное поведение.

Социология трудового коллектива.

Социальные и культурные предпосылки возникновения менеджмента как теории научного управления трудом.

Причины и факторы социальной мобильности в экономической сфере.

Роль социальной мобильности в развитии экономики.

Миграция как вид социально-трудовой мобильности.

Стратегии поведения в социально-трудовых конфликтах.

Стратегии пассивного сопротивления.

Концепции вестернизации незападных обществ.

Основные противоречия модернизации.

Синтетические концепции развития.

Труд и трудовые отношения в условиях постмодерна.

Потребление в экономической культуре постмодерна.

Информационная экономика.

Социокультурные характеристики субъекта глобализации.

Противоречие глобального и локального в современном социально-экономическом развитии.

Альтернативные модели глобализации.  

 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
Колич-во
 
Л1.1
Кравченко А. И.
Социология: учебник
М.: Проспект, 2017
Электронный ресурс
 
Л1.2
Верховин В. И.
Экономическая социология: учебное пособие для вузов
М.: Академический Проект, 2020
Электронный ресурс
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
Колич-во
 
Л2.1
Воденко К. В.
Экономика и социология труда: учебник
М.: Дашков и К, 2019
Электронный ресурс
 
6.3.1 Перечень программного обеспечения
 
6.3.1.1
MozillaFirefox
6.3.1.2
7-Zip
6.3.1.3
Справочная правовая система КонсультантПлюс
6.3.1.4
Электронный периодический справочник «Система Гарант»
6.3.1.5
ОС Windows 7
6.3.1.6
OpenOffice 4.1.1
6.3.1.7
SuperNovaReaderMagnifier
 
6.3.2 Перечень информационных справочных систем
 
6.3.2.1
Национальная электронная библиотека. Доступ посредством использования сети «Интернет» на 32 терминала доступа. https://нэб.рф/
6.3.2.2
Электронный периодический справочник «Система ГАРАНТ». Полнотекстовый, обновляемый. Доступ по локальной сети академии
 
Оснащенность
 
6.3.2.3
Электронно-библиотечная система ZNANIUM.COM. Полнотекстовая электронная библиотека. Индивидуальный неограниченный доступ через фиксированный внешний IP адрес академии неограниченному количеству пользователей из любой точки, в которой имеется доступ к сети Интернет. http://znanium.com/
6.3.2.4
Электронная библиотека технического ВУЗа (ЭБС «Консультант студента»). Полнотекстовая электронная библиотека.  Индивидуальный неограниченный доступ через фиксированный внешний IP адрес академии неограниченному количеству пользователей из любой точки, в которой имеется доступ к сети Интернет. http://www.studentlibrary.ru
6.3.2.5
Электронная библиотечная система издательства «Лань». Полнотекстовая электронная библиотека. Индивидуальный неограниченный доступ через фиксированный внешний IP адрес академии неограниченному количеству пользователей из любой точки, в которой имеется доступ к сети Интернет.http://e.lanbook.com
 
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
Аудитория
Назначение
Оснащенность
Вид работ
 
206
Учебная аудитория
Доска классная (1 шт.), столы ученические (26 шт.), стулья (30 шт.), 2-х местные скамейки (10 шт.), трибуна настольная (1 шт.), демонстрационное оборудование (экран Lumien Eco Picture LEP-100102 (1 шт.), проектор Toshiba х2000 (1 шт.), ноутбук Acer (1 шт.)) и учебно-наглядные пособия
 
123
Помещение для самостоятельной работы
Компьютерная техника с возможностью подключения к сети "Интернет" и обеспечением доступа в электронную информационно-образовательную среду организации(19 шт.), столы (17 шт.), компьютерный стол 6-и местный (3 шт.), стулья ученические (34 шт.), стулья п/м (18 шт.), стеллажи с литературой, видеоувеличитель Optelec Wide Screen (1 шт.)
 
23б
Помещение для самостоятельной работы
Демонстрационная техника (интерактивная доска Hitachi Starboard FХ-63 D (1 шт.), ноутбук Acer Asp Т2370 (1 шт.), проектор Toshiba (1 шт.)), стол полированный (3 шт.), стол ученический (7 шт.), стол компьютерный (11 шт.), стул (20 шт.), стулья, компьютерная техника с возможностью подключения к сети "Интернет" и обеспечением доступа в электронную информационно-образовательную среду организации (10 шт.)
 
31а
Учебная аудитория
Доска классная (1 шт.), столы ученические 3-х местные со скамейкой (10 шт.), стеллажи (2 шт.), стол преподавателя (1 шт.), стул преподавателя (1 шт.), демонстрационное оборудование (полотно рулонное на штативе Classic Libra (1 шт.), проектор BenQ (1 шт.), ноутбук Acer (1 шт.)) и учебно-наглядные пособия
 
18а
Учебная аудитория
Доска классная (1 шт.), столы ученические 2-х местные со скамейкой (8 шт.), экран с электроприводом DRAPER BARONET HW (1 шт.), стенды (3 шт.), шкафы книжные (2 шт.), тумба (2 шт.), портреты (6 шт.), стул п/м (1 шт.)
 
8. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Методика изучения курса предусматривает наряду с лекциями и семинарскими занятиями, организацию самостоятельной работы студентов, проведение консультаций, руководство докладами студентов для выступления на научно-практических конференциях, осуществление текущего, промежуточного  форм контроля.

Система знаний по дисциплине формируется в ходе аудиторных и внеаудиторных (самостоятельных) занятий. Используя лекционный материал, учебники и учебные пособия, дополнительную литературу, проявляя творческий подход, студент готовится к семинарским занятиям, рассматривая их как пополнение, углубление, систематизацию своих теоретических знаний.

Для освоения дисциплины студентами необходимо:

1) посещать лекции, на которых в сжатом и системном виде излагаются основы дисциплины: даются определения понятий, которые должны знать студенты. Студенту важно понять, что лекция есть своеобразная творческая форма самостоятельной работы. Надо пытаться стать активным соучастником лекции: думать, сравнивать известное с вновь получаемыми знаниями, войти в логику изложения материала лектором, следить за ходом его мыслей, за его аргументацией, находить в ней кажущиеся вам слабости. Во время лекции можно задать лектору вопрос, желательно в письменной форме, чтобы не мешать и не нарушать логики проведения лекции. Слушая лекцию, следует зафиксировать основные идеи, положения, обобщения, выводы. Работа над записью лекции завершается дома. На свежую голову (пока еще лекция в памяти) надо уточнить то, что записано, обогатить запись тем, что не удалось зафиксировать в ходе лекции, записать в виде вопросов то, что надо прояснить, до конца понять. Важно соотнести материал лекции с темой учебной программы и установить, какие ее вопросы нашли освещение в прослушанной лекции. Тогда полезно обращаться и к учебнику. Лекция и учебник не заменяют, а дополняют друг друга.

2) посещать семинарские занятия, к которым следует готовиться и активно на них работать. Задание к семинарскому занятию выдает преподаватель. Задание включает в себя основные вопросы, тесты и рефераты для самостоятельной работы, литературу. Семинарские занятия начинаются с вступительного слова преподавателя, в котором называются цель, задачи и вопросы занятия. В процессе проведения занятий преподаватель задает основные и дополнительные вопросы, 

 
Оснащенность
 
организует их обсуждение. На занятиях разбираются тестовые задания и задания, выданные для самостоятельной работы, заслушиваются реферативные выступления. Студенты, пропустившие занятие, или не подготовившиеся к нему, приглашаются на консультацию к преподавателю. Семинарское занятие заканчивается подведением итогов: выводами по теме и выставлением оценок.

3) систематически заниматься самостоятельной работой, которая включает в себя изучение материалов учебников и статей из научной литературы, решение задач, написание докладов, рефератов, эссе. Задания для самостоятельной работы выдаются преподавателем.

4) под руководством преподавателя заниматься научно-исследовательской работой, что предполагает выступления с докладами на научно-практических конференциях и публикацию тезисов и статей по их результатам.

5) при возникающих затруднениях при освоении дисциплины для неуспевающих студентов и студентов, не посещающих занятия, проводятся еженедельные консультации, на которые приглашаются неуспевающие студенты, а также студенты, испытывающие потребность в помощи преподавателя при изучении дисциплины.

 
ПРИЛОЖЕНИЯ
 
Актуализированная рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании выпускающей кафедры, протокол №  ___   от _____________________
Заведующий выпускающей кафедрой  _________________________________
ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ

в 20___ /20___ учебном году

ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ

в 20___ /20___ учебном году

ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ

в 20___ /20___ учебном году

Актуализированная рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании выпускающей кафедры, протокол №  ___   от  _____________________
Актуализированная рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании выпускающей кафедры, протокол №  ___   от  _____________________
Актуализированная рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании выпускающей кафедры, протокол №  ___   от  _____________________
Заведующий выпускающей кафедрой  _________________________________
Заведующий выпускающей кафедрой  _________________________________
Заведующий выпускающей кафедрой  _________________________________
ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ

в 20___ /20___ учебном году

Актуализированная рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании выпускающей кафедры, протокол №  ___   от  _____________________
Заведующий выпускающей кафедрой  _________________________________
ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ

в 20___ /20___ учебном году

Актуализированная рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании выпускающей кафедры, протокол №  ___   от  _____________________
ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ

в 20___ /20___ учебном году

Заведующий выпускающей кафедрой  _________________________________