(ФГБОУ ВО Чувашский ГАУ)
и научной работе
Направленность (профиль) Финансы и кредит
(<Курс>.<Семестр на курсе>)
Направленность (профиль) Финансы и кредит, одобренный Ученым советом ФГБОУ ВО Чувашский ГАУ от 26.03.2024 г., протокол № 12.
ции
ракт.
подг.
1. Сущность понятия «организация»
2. Теория организации в системе наук
3. Эволюция (теории) развития организации
4. Организация и система
5. Организация как открытая система
6. Внутренняя и внешняя среда организации
7. Жизненный цикл организации
8. Понятие и классификация социальных организаций
9. Понятие и классификация хозяйственных организаций
10. Организационно – правовые формы предприятий
11. Классификация интегрированных структур
12. Понятие объекта и субъекта управления
13. Понятие, элементы и функции организационной (корпоративной) культуры
14. Методы формирования и развития организационной культуры
15. Основные понятия теории управления
16. Этапы развития теории управления
17. Школы менеджмента
18. Эволюция роли менеджера
19. Системный подход к менеджменту
20. Функции управления по А. Файолю
21. Принципы управления по А. Файолю
22. Планирование, контроль и регулирование как функции менеджмента
23. Мотивация как функция менеджмента
24. Классификация методов управления
25. Экономические методы управления
26. Организационно – правовые методы управления
27. Распорядительные методы управления
28. Социально – психологические методы управления
29. Уровни управления
30. Факторы, влияющие на построение организационной структуры управления
31. Принципы и методы построения организационной структуры управления
32. Характеристика типов организационных структур управления
33. Иерархические (бюрократические) структуры управления
34. Органические (адаптивные) структуры управления
35. Формы и типы власти
36. Влияние и манипулирование
37. Стили управления
38. Определение классификация групп
39. Структура группы
40. Управление конфликтами
41. Основные элементы коммуникационного процесса
42. Виды коммуникаций
43. Классификация коммуникаций
44. Этапы коммуникационного процесса
45. Коммуникативные барьеры и причины из возникновения
46. Элементы активного слушания
47. Деловое совещание как метод коммуникации
48. Презентация как вид коммуникации
49. Управленческие решения и их классификация
50. Процесс разработки и принятия управленческого решения
51. Факторы, определяющие качество управленческих решений
52. Методы принятия управленческих решений
53. Характеристика изменений
54. Этапы и стратегии осуществления изменений
55. Эффективное осуществление изменений (правила)
56. Классификация управленческих решений
Вопросы на оценку понимания/умений студента
1. Перечислите основные свойства организации, которые схожи со свойствами систем
2. Как вы понимаете термин «закрытая система»?
3. Как можно схематически изобразить функционирование открытой системы?
4. Перечислите основные составляющие внутренней среды организации
5. На какие группы подразделяются факторы внешней среды?
6. Какие основные концепции жизненного цикла организации вам известны?
7. Какие основные черты социальной организации были выделены еще М. Вебером?
8. По каким признакам можно классифицировать социальные организации?
9. Какие организации принято называть хозяйственными?
11. По каким признакам можно классифицировать хозяйственные организации?
12. На какие группы делятся предприятия по организационно – правовому статусу?
13. Дайте определение терминам «индивидуальный предприниматель» и «предпринимательство»
14. Какие разновидности товариществ вам известны?
15. Перечислите основные организационно – правовые формы коммерческих предприятий
16. Какими терминами принято называть «управляемую» и «управляющую» подсистемы?
17. Изобразите схематично взаимодействие «субъекта» и «объекта» управления в едином процессе
18. Какие три процесса реализует любая организация?
19. Какие четыре подсистемы реализуют процесс выполнения функций управления?
20. В чем различие между «организационной культурой» и «корпоративной культурой»?
21. Какие методы используют менеджеры для поддержания существующей организационной культуры в фирме?
22. Какие субъективные элементы организационной культуры вам известны?
23. Перечислите основные черты, присущие всем развивающимся организациям
24. Какие основные методы организационного развития вам известны?
25. Что такое управление?
26. Чем термин «менеджмент отличается от термина «управление»?
27. Почему необходимо управление?
28. Что представляет собой менеджмент как вид деятельности и как искусство?
29. Каковы цели и задачи изучения менеджмента?
30. Что представляет собой организация как система управления?
31. Каковы основные категории менеджмента и управления?
32. Что представляет собой организация как система управления?
33. С чем было связано возникновение практики управления?
34. Когда менеджмент выделился в самостоятельную область знаний?
35. Чье учение было основным теоретическим источником современных концепций менеджмента?
36. Каковы основные особенности современного российского менеджмента?
37. Что представляет собой функция управления?
38. В чем различия между общими (основными), частными и специальными функциями управления?
39. Какова сущность организации как функции управления?
40. Как распределяют функции управления в зависимости от уровня управления?
41. Как классифицируются методы управления?
42. Какие социально – психологические методы управления получили широкое применение в менеджменте?
43. Почему необходимо использовать организационно – распорядительные методы управления?
44. Чем отличается горизонтальный характер разделения труда от вертикального?
45. Назовите основных представителей среднего звена управления (middle management)
46. Перечислите основные факторы, влияющие на построение организационной структуры управления
47. Перечислите организационные структуры, входящие в группу иерархических (бюрократических) структур управления
48. Перечислите основные недостатки и преимущества линейной структуры управления
49. Что такое стиль управления?
50. Назовите основные техники противодействия манипуляции «Жертва»
51. Дайте определение термину харизма
52. Перечислите пять основных типов власти
53. Каким образом коммуникация способствует осуществлению других функций управления?
54. Выделите особенности коммуникации в государственном управлении, коммерческих и общественных организациях
55. Перечислите современные коммуникационные технологии, направленные на повышение эффективности учебного процесса
56. Какие возможности и угрозы возникают перед организациями в результате развития современных коммуникационно – информационных технологий?
57. Какую информацию называют невербальной?
58. Что такое коммуникационные сети?
59. Каковы преимущества и недостатки письменной и устной коммуникации?
60. Каковы способы преодоления барьеров коммуникационного процесса?
61. Что понимается в самом широком смысле под управленческим решением?
62. Всегда ли решения могут быть эффективными (или хорошими, или успешными)?
63. Какие требования предъявляются к управленческим решениям?
64. Какие есть виды управленческих решений по характеру целей и длительности действий?
65. Какие три стадии подготовки управленческого решения вы знаете?
66. Что такое нововведение?
67. Какими причинами и факторами могут быть обусловлены управленческие нововведения?
68. Приведите примеры, иллюстрирующие осуществление инновационного менеджмента на предприятии, в организации
69. Каким образом нововведения влияют на экономическую ситуацию в России?
70. Что такое изменение, какова его необходимость и актуальность в наше время?
71. Каково значение термина «поле сил» и насколько оно актуально для современной организации
72. Перечислите основные этапы осуществления изменений
73. Какие стратегии осуществления изменений вы знаете?
74. Охарактеризуйте суть теории Л. Грейнера. Что представляет из себя модель Грейнера?
1. Основные особенности развития методов управления в доиндустриальную, индустриальную и постиндустриальную эпохи
2. Значение результатов Хоторнских экспериментов для изучения социально - психологических аспектов менеджмента
3. Основные черты японской модели менеджмента
4. Внешняя среда деятельности российских компаний
5. Влияние глобализации на деятельность национальных компаний
6. Применение мифов и легенд при формировании организационной культуры
7. Глобальные прогнозы современности для России и мира
8. Деятельность консалтинговых компаний и виды перспективных программных продуктов для прогнозирования деятельности предприятий
9. Сценарный подход и его использование в прогнозировании развития России, региона, транснациональной компании (по выбору)
10. Российская модель мотивации и ее ключевые элементы
11. Сетевые и виртуальные организации
12. Влияние организационной культуры на управление персоналом
13. Основные направления формулирования эффективных коммуникаций
14. Роль личных качеств в деятельности современного менеджера
15. Формирование положительного социально – психологического климата как фактор повышения эффективности работы команды
16. Проблемы дружеских взаимоотношений в организациях
17. Особенности возникновения конфликтов в различных сферах и отраслях (на примере)
18. Использование услуг профессиональных консультантов при реализации проектов организационного развития.
Тематика рефератов
1. Теория «научного менеджмента» Ф.У. Тэйлора
2. Административная школа А. Файоля
3. Школа человеческих отношений Э. Мэйо
4. Навыки менеджера и уровни управления (Р. Дафт)
5. Вклад Г. Гантта в развитие методологии научного менеджмента
6. Основные характеристики идеального типа бюрократии по М. Веберу
7. Вклад Г. Форда в развитие теории и практики менеджмента
8. Типология организационной культуры Т. Дила и А. Кеннеди
9. Уровни организационной культуры по Э. Шейну
9. Типология организационных культур Г. Хофстеда и ее применение в современных условиях
10. Цикличность экономического развития и ее использование в прогнозировании экономических процессов на примере Н. Д. Кондратьева
11. Современные теории мотивации и их основные рекомендации
12. Эволюция моделей коммуникационного процесса
13. Командные коммуникации и их влияние на результаты работы компании
14. Всеобщая организационная наука – тектология (А. Богданов)
15. Концепции мотивации (А. Маслоу, Р. Лайкерт, Д. Макгрегор, Ф. Герцберг)
16. Теория организационного потенциала И. Ансофф
17. Идеи П. Друкера
18. Современные направления развития теории организации: концепция внутренних рынков корпораций
19. Современные направления развития теории организации: концепция альянсов
20. Современные направления развития теории организации: концепция экологически осознанного руководства
Система знаний по дисциплине «Менеджмент» формируется в ходе аудиторных и внеаудиторных (самостоятельных) занятий. Используя лекционный материал, учебники и учебные пособия, дополнительную литературу, проявляя творческий подход, студент готовится к практическим занятиям, рассматривая их как пополнение, углубление, систематизацию своих теоретических знаний.
Для освоения дисциплины студентами необходимо:
1. Посещать лекции, на которых в сжатом и системном виде излагаются основы дисциплины: даются определения понятий, законов, которые должны знать студенты. Студенту важно понять, что лекция есть своеобразная творческая форма самостоятельной работы. Надо пытаться стать активным соучастником лекции: думать, сравнивать известное с вновь получаемыми знаниями, войти в логику изложения материала лектором, следить за ходом его мыслей, за его аргументацией, находить в ней кажущиеся вам слабости. Во время лекции можно задать лектору вопрос, желательно в письменной форме, чтобы не мешать и не нарушать логики проведения лекции. Слушая лекцию, следует зафиксировать основные идеи, положения, обобщения, выводы. Работа над записью лекции завершается дома. На свежую голову (пока еще лекция в памяти) надо уточнить то, что записано, обогатить запись тем, что не удалось зафиксировать в ходе лекции, записать в виде вопросов то, что надо прояснить, до конца понять. Важно соотнести материал лекции с темой учебной программы и установить, какие ее вопросы нашли освещение в прослушанной лекции. Тогда полезно обращаться и к учебнику. Лекция и учебник не заменяют, а дополняют друг друга.
2. Посещать практические занятия, к которым следует готовиться и активно на них работать. Задание к практическому занятию выдает преподаватель. Задание включает в себя основные вопросы, задачи, тесты и рефераты для самостоятельной работы, литературу. Практические занятия начинаются с вступительного слова преподавателя, в котором называются цель, задачи и вопросы занятия. В процессе проведения занятий преподаватель задает основные и дополнительные вопросы, организует их обсуждение. На практических занятиях решаются задачи, разбираются тестовые задания и задания, выданные для самостоятельной работы, заслушиваются реферативные выступления. Студенты, пропустившие занятие, или не подготовившиеся к нему, приглашаются на консультацию к преподавателю. Практическое занятие заканчивается подведением итогов: выводами по теме и выставлением оценок.
3. Систематически заниматься самостоятельной работой, которая включает в себя изучение нормативных документов, материалов учебников и статей из экономической литературы, решение задач, написание докладов, рефератов, эссе. Задания для самостоятельной работы выдаются преподавателем.
4. Под руководством преподавателя заниматься научно-исследовательской работой, что предполагает выступления с докладами на научно-практических конференциях и публикацию тезисов и статей по их результатам.
5. При возникающих затруднениях при освоении дисциплины «Менеджмент», для неуспевающих студентов и студентов, не посещающих занятия, проводятся еженедельные консультации, на которые приглашаются неуспевающие студенты, а также студенты, испытывающие потребность в помощи преподавателя при изучении дисциплины.
При изучении дисциплины «Менеджмент» следует усвоить:
- основные подходы к определению сущности и содержания менеджмента;
- основные принципы, функции и методы управления;
- роль, задачи и функции менеджера в современной организации;
- принципы развития и закономерности функционирования организации;
- основные бизнес – процессы в организации;
- основные теории и концепции взаимодействия людей в организации.
Требования, предъявляемые к выполнению контрольных заданий. При выполнении контрольных заданий следует:
1. Получить четкий ответ на все вопросы, содержащиеся в контрольном задании.
2. Максимально четко изложить способ выполнения контрольного задания.
3. Оформить задание в соответствии с предъявленными требованиями.
4. По возможности, осуществить проверку полученных результатов.
По согласованию с преподавателем или по его заданию студенты могут готовить рефераты по отдельным темам дисциплины. Основу докладов составляет, как правило, содержание подготовленных студентами рефератов. Качество учебной работы студентов преподаватель оценивает по результатам тестирования и зачета с оценкой. Тестирование организовывается в компьютерных классах. Все вопросы тестирования обсуждаются на лекционных и практических занятиях. Подготовка к зачету с оценкой предполагает изучение конспектов лекций, рекомендуемой литературы и других источников, повторение материалов практических занятий.
в 20___ /20___ учебном году
в 20___ /20___ учебном году
в 20___ /20___ учебном году
в 20___ /20___ учебном году
в 20___ /20___ учебном году
в 20___ /20___ учебном году