(ФГБОУ ВО Чувашский ГАУ)
и научной работе
Направленность (профиль) Финансы и кредит
(<Курс>.<Семестр на курсе>)
Направленность (профиль) Финансы и кредит, одобренный Ученым советом ФГБОУ ВО Чувашский ГАУ от 26.03.2024 г., протокол № 12.
ции
ракт.
подг.
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
2. Функции денег.
3. Денежная система РФ
4. Исторические формы и виды денег
5. Понятие и типы денежных систем
6. Закон денежного обращения.
7. Денежная масса, ее состав и структура.
8. Безналичный денежный оборот: понятие и принципы организации.
9. Формы безналичных расчетов. Расчеты платежными поручениями
10. Расчеты с использованием платежных требований
11. Расчеты по аккредитиву
12. Понятие и основы организации налично-денежного обращения
13. Порядок ведения кассовых операций в банке и на предприятии
14. Сущность, формы проявления и причины инфляции.
15. Инфляция спроса: понятие и факторы
16. Инфляция издержек: понятие и факторы
17. Виды современной инфляции
18. Социально-экономические последствия инфляции
19. Формы стабилизации денежного обращения. Основные направления антиинфляционной политики государства
20. Формы стабилизации денежного обращения. Дефляционная политика
21. Элементы денежной системы
22. Понятие, назначение и виды денежных реформ
23. Формы эмиссии денег
24. Безналичная денежная эмиссия. Cущность и механизм банковского (депозитного) мультипликатора
25. Понятие и классификация денежного оборота
26. Прогнозы кассовых оборотов коммерческих банков и ЦБ РФ.
27. Понятие валютных отношений и валютной системы. Элементы валютной системы
28. Мировая валютная система и ее эволюция
29. Валютная система РФ
30. Платежный и расчетный балансы страны
31. Назначение и виды международных кредитно-финансовых институтов
32. Необходимость, сущность и функции кредита. Понятие и источники формирования ссудного капитала
33. Понятие и классификация ссудного процента. Банковский процент
34. Сущность и функции ссудного процента
35. Номинальная и реальная процентная ставка. Расчет дохода по простой и сложной ставке процента
36. Роль и границы кредита
37. Формы кредита. Виды кредита.
38. Функции и законы кредита
39. Возникновение и развитие банков
40. Понятие и структура современной банковской системы РФ
41. Понятие и типы денежных систем
43. Денежные реформы в России.
44. Собственные средства коммерческого банка: назначение, состав.
45. Понятие и виды пассивных операций банка
46. Привлеченные ресурсы коммерческого банка.
47. Порядок налично-денежной эмиссии
48. Система банковского кредитования, ее элементы
49. Правовой статус и цели деятельности ЦБ РФ
50. Организационная структура и органы управления ЦБ РФ
51. Инструменты и методы денежно-кредитной политики ЦБ РФ
52. Понятие и уровни кредитной системы
53. Понятие, функции и виды коммерческих банков
54. Понятие и типы банковских систем
55. Операции ЦБ РФ
56. Функции ЦБ РФ
57. Понятие и типы денежно-кредитной политики центральных банков
58. Назначение и классификация пластиковых банковских карт
59. Формирование уровня ссудного процента
60. Понятие и виды депозитов банка
2. Организация безналичных расчетов с использованием пластиковых банковских карт.
3. Валютная система: понятие, элементы и эволюция.
4. Денежный оборот и его структура.
5. Современная кредитная система России, ее структура.
6. Организация кредитного процесса в банке.
7. Ссудный процент и его экономическая роль.
8. Денежно-кредитная политика ЦБ РФ, ее цели, роль и методы в регулировании экономики.
9. Центральный банк России, его функции и роль в рыночной экономике.
10. Эволюция банков и банковской системы в России.
11. Пассивные операции банков.
12. Активные операции банков.
13. Причины и последствия кризисных явлений в экономике и их влияние на функционирование банковской системы.
14. Сущность инфляции, формы ее проявления и социально-экономические последствия.
15. Организация наличного денежного обращения в РФ.
16. Современные аспекты эволюции денег.
17. Современные аспекты развития платежных систем и безналичных расчетов.
18. Причины, современное состояние и регулирование инфляционных процессов в России .
19. Принципы, формы и методы банковского кредитования.
20. Формы и методы стабилизации денежного обращения.
21. Современные направления развития потребительского кредита.
22. Современная система банковского кредитования.
23. Назначение и современная практика операций ЦБ РФ.
24. Назначение, механизм реализации и современные направления процентной политики ЦБ РФ.
25. Характеристика элементов современной банковской системы РФ.
26. Особенности развития банковской системы в период перехода к рыночной экономике.
27. Необходимость и цели проведения денежных реформ в России.
28. Центральный банк как регулятор банковского сектора и обеспечения устойчивости его функционирования.
29. Организация и механизмы преобразования денежных систем.
30. Особенности инфляционных процессов в российской экономике.
31. Назначение, содержание и результаты реализации современных теорий денег и макроэкономического регулирования.
32. Современные формы кредита.
33. Государственный кредит и его роль в рыночной экономике.
34. Развитие ипотечного кредитования в современной России.
35. Особенности финансов банков.
36. Назначение и современные аспекты функционирования некредитных финансовых организаций.
37. Особенности современной банковской системы РФ.
38. Основы организации и деятельности коммерческих банков.
39. Назначение и реализация пропорционального регулирования в банковском секторе экономики.
40. Валютные отношения и их правовое регулирование.
41. Валютные операции коммерческих банков.
42. Организация функционирования валютного рынка РФ.
43. Организация функционирования рынка драгоценных металлов в РФ.
44. Международные кредитно-финансовые институты, их характеристика.
45. Системы гарантирования депозитов в коммерческих банках: зарубежный опыт и современная российская
46. Правовые основы деятельности кредитных организаций в РФ.
47. Сбербанк России, история создания и современные особенности его функционирования.
48. Особенности становления и развития сберегательного дела в России.
49. Денежная система и ее регулирование.
50. Контроль и надзор за банковской деятельностью в РФ.
Задание 1.
Определить величину налично-денежного оборота, если масса наличных денег в обращении составляет 145 млрд. руб., а каждый денежный знак делает 25 оборотов в год.
Задание 2.
Определить скорость обращения наличных денег, если сумма налично-денежного оборота составляет за период 315 млрд. руб., а количество наличных денег в обращении – 52,5 млрд. руб.
Задание 3.
Определить количество денег, необходимых для обращения, если общая сумма цен товаров в стране составляет 420 млрд. руб., в кредит продается товаров на 60 млрд. руб., нетоварные платежи населения составляют 36 млрд. руб., сбережения наличными деньгами – 13 млрд. руб., остатки наличных денег в кассах предприятий – 24 млрд. руб. При этом скорость обращения денег – 14 оборотов в год.
Задание 4.
Определить скорость безналичных расчетов, если М2 на начало года составлял 362 млрд. руб.; М2 на конец года – 388 млрд. руб.; сумма денег на банковских счетах – 1125 млрд. руб.
Задание 5.
Определить скорость движения денег в кругообороте стоимости общественного продукта, если М0=742 млрд. руб., М1=15420 млрд. руб., М2=25066 млрд. руб.; валовой национальный продукт – 165435 млрд. руб.
Задание 6.
Определите скорость возврата наличных денег в кассу банка, если: агрегат М0 на начало каждого месяца анализируемого квартала составлял 258; 242; 324; 356 тыс. руб., а развернутый а кассовый приход за квартал равнялся 6637,5 тыс. руб.
Задание 7.
По данным задания 4 определите норму обязательных резервов, установленную центральным банком (Ru), и величину банковского мультипликатора (Дм).
Задание 8.
Определите коэффициент банковского мультипликатора, если норма отчислений в резервный фонд составляет 25%.
Задание 9.
Определите величину свободного резерва коммерческого банка, если его капитал составляет 29837 руб.; средства на депозитных счетах – 35219 тыс.руб.; кредиты юридическим и физическим лицам – 44320 тыс.руб.; норма обязательных резервов (по всем видам депозитов) – 8%; централизованный кредит, предоставленный комбанку центральным банком – 100 тыс. руб.. Банк открыл депозиты в других комбанках на сумму 13825 тыс.руб. и сам привлек кредиты других комбанков на сумму 24367 тыс.руб.
Задание 10.
Месячный уровень инфляции в течение года составлял 1,5%. Определить уровень инфляции за год.
Задание 11.
Рассчитать номинальную процентную ставку, если реальная процентная ставка составляет 6%, а уровень инфляции - 3%; 35%.
Задание 12.
Рассчитать реальную процентную ставку, если номинальная процентная ставка составляет 5,5%, а уровень инфляции – 4,2%.
Задание 13.
На счет в банк положена сумма в размере 300 руб. Определить сумму процентных денег (схема простых процентов), которую можно получить через три месяца, если процентная ставка равна 6,5% годовых?
Задание 14.
Партия золота в стандартных слитках имеет массу в лигатуре 35 кг. Проба партии – 999,9. Цена золота на международном рынке, исчисленная по утреннему «золотому» фиксингу в Лондоне составляет 404 долл. за одну тройскую унцию. Одна тройская унция составляет 31,1034807 г: Требуется определить стоимость партии золота в рублях, если официальный курс доллара к рублю равен 31,55.
Задание 15.
Банк выдал кредит в сумме 50 тыс.руб. на три квартала по простой ставке процентов, которая в первом квартале составила 14% годовых, а в каждом последующем увеличивалась на 1,0 процентных пунктов. Определите погашаемую сумму и сумму процентов.
Задание 16.
Какие из перечисленных операций относятся к пассивным, а какие к активным операциям Центрального банка: эмиссия банкнот; покупка государственных облигаций; покупка казначейских векселей; прием вкладов населения; прием вкладов предприятий; прием вкладов государства; прием вкладов банков; покупка иностранной валюты; переучет векселей.
Задание 17.
Процентный платеж по овердрафту составляет 0,80 тыс.руб. Остаток денежных средств на счете клиента в банке 500 тыс.руб. В банк поступили документы на оплату клиентом сделки на сумму 750 тыс.руб. Поступление денег не счет клиента ожидается через 15 дней. Требуется: Определить размер процентной ставки за овердрафт.
Задание 18.
Остаток денежных средств на счете клиента в банке – 510 тыс.руб. В банк поступили документы на оплату сделки на сумму 720 тыс.руб. Овердрафт предоставлен сроком на 10 календарных дней, по ставке рефинансирования, увеличенной на 5 процентных пунктов. Требуется определить сумму овердрафта и сумму процентного платежа по нему.
Дополнительные задания
Задание 1.
Вклад в сумме 350 руб. положен в банк на полгода с ежемесячным начислением сложных процентов. Годовая ставка по вкладам – 6%. Уровень инфляции – 5%. Определить: 1) сумму вклада с процентами; 2) индекс инфляции за шесть месяцев; 3) сумму вклада с процентами с точки зрения покупательной способности.
Задание 2.
Какая форма хранения денег более выгодна? Условие: муж купил 100 долл. США по курсу USD/RUS = 30 руб., а жена аналогичную сумму положила на срочный депозитный счет под 5,5% годовых (начисление процентов ежемесячно по сложной ставке процента). К концу года цена доллара выросла на 2,65 руб.
Задание 3.
Если 1 USD = 2,36 JPY, то сколько долларов будет стоить одна иена?
Задание 4.
Белорусский импортер покупает 1,5 млн. казахских тенге, чтобы произвести платеж за товар. Сколько ему понадобится белорусских рублей, если 100KZT = RUS 20,3927; 1000BYR = RUS 17,1121
Задание 5.
Поставщик предоставил 12 марта в банк документы на отгрузку товара на сумму 500 тыс.руб.. Договор факторинга не предусматривает права регресса платежа. Комиссионное вознаграждение банку составляет 1,3% от суммы сделки. Процент за факторинговый кредит составляет 15% годовых. Плательщик 18 марта сообщил об отказе от акцепта на 50 тыс.руб., остальная сумма перечислена 25 марта. Размер кредита составляет 85% от суммы сделки. Ссуды по данному договору факторинга относятся ко 2 группе риска. Требуется рассчитать объем факторингового кредита, доход банка от данной операции и формируемый резерв.
Задание 6.
Размер факторингового кредита составил 20 млн.руб. Комиссионное вознаграждение банку – 2,4% годовых. Процентная ставка по кредиту равна ставке рефинансирования. Процентный платеж 18 тыс.руб. Требуется определить срок обращения средств по операции факторинга.
Задание 7.
АО «Владомир» заключило с КБ договор на факторинговое обслуживание, по условиям которого авансовые платежи составляют 70% от суммы счетов. Комиссионное вознаграждение за обслуживание –1,6% от суммы оборота счета. Средняя оборачиваемость счетов-фактур – 30 дней. Процентная ставка по кредиту – 13% годовых. Годовой оборот по реализации продукции –3500 тыс. руб. Доля отказа от акцепта в прошлом году составила –5,6%. Право регресса предусмотрено договором. Требуется определить сумму дохода банка, размер факторинга и создаваемого резерва.
Задание 8.
Номинал векселя 7,2 млн.руб. Банк покупает его, выплачивая клиенту 5 млн. руб. за полгода до наступления срока платежа. Уровень инфляции в стране составляет 6,5% годовых. Требуется определить учетную ставку банка и его реальный и номинальный доход.
Задание 9.
Номинал векселей, предоставляемых для обеспечения по кредиту, 50 тыс.руб. Рыночная цена по данной серии векселей 57%. Банк при оценке залога применяет понижающий коэффициент – 0,72. Требуется определить количество векселей для залога, если запрашиваемая сумма кредита 380 тыс.руб. Поясните как должны соотносится сроки кредита и погашения векселей.
Задание 10.
Партия золота в стандартных слитках имеет массу в лигатуре 35 кг. Проба партии – 999,9. Цена золота на международном рынке, исчисленная по утреннему «золотому» фиксингу в Лондоне составляет 404 долл. за одну тройскую унцию. Одна тройская унция составляет 31,1034807 г: Требуется определить стоимость партии золота в рублях, если официальный курс доллара к рублю равен 31,55.
Задания для самостоятельного контроля знаний
1. Чем отличается понятие «денежный оборот» от понятия «денежное обращение» ? Как они взаимосвязаны друг с другом ?
2. Как взаимосвязаны денежный и товарный обороты?
3. Как и в каком из каналов денежного оборота обслуживается товарный оборот?
4. Почему денежный оборот не является стоимостным ?
5. Где меньшие издержки обращения - в наличном или безналичном денежных оборотах?
6. Каковы преимущества и недостатки разных способов классификации денежного оборота?
7. Какие способы определения величины денежного оборота за год можно предложить?
8. Какие существуют преимущества и недостатки в денежных оборотах, функционирующих при разных моделях экономики?
9. Каковы основные элементы системы безналичных расчетов?
10. Почему расчеты платежными поручениями (в частности, с предварительной оплатой товаров и услуг) являются сегодня наиболее распространенной формой безналичных расчетов в нашей стране?
11. В чем основные преимущества и недостатки аккредитивной формы расчетов?
13. Какова характеристика современной системы межбанковских расчетов, действующей в России?
14. Каковы перспективы развития безналичных расчетов в нашей стране?
15. Каковы основные причины платежного кризиса?
16. В чем проявляются негативные последствия платежного кризиса?
17. Что следует считать началом налично-денежного оборота?
18. В чем состоят преимущества и недостатки хранения денежной наличности с позиции ликвидности и доходности?
19. Под влиянием какого общеэкономического закона происходит формирование денежных систем во всех странах?
20. Может ли прерваться процесс налично-денежного оборота?
21. Что понимается под принципами организации денежной системы?
22. Какие принципы свойственны денежной системе любого типа?
23. Как на практике (на примере России) используется принцип кредитного характера денежной эмиссии?
24. В чем состоит значение устойчивости покупательной способности денежной единицы для повышения роли денег?
25. Каково значение деноминации денежной единицы?
26. Как изменилось понятие «девальвация» при переходе от применявшегося фиксированного золотого содержания денежной единицы к неразменным на золото деньгам, не обладающим фиксированным золотым содержанием?
27. В чем состоит значение денежной реформы?
28. Каковы необходимые предпосылки проведения денежной реформы?
29.В чем заключается сущность инфляции? Связана она с ростом стоимости жизни или падением покупательной способности денег?
30. Всем ли общественно-экономическим формациям присуща инфляция?
31. Как инфляция связана с ростом цен? Всегда ли рост цен - признак инфляции?
32. Какие условия вызывают возникновение инфляционных процессов?
33. Каковы социально-экономические последствия инфляции? Одинаковы ли они для стран с разными экономическими условиями?
34. Как диспропорции в развитии народного хозяйства СССР влияли на инфляционные процессы в стране?
35. Каковы специфические условия инфляции в современной России?
36. Какое влияние на сдерживание инфляционных процессов в России оказала денежно-кредитная политика государства?
37. Каковы основные направления антиинфляционной политики государства?
Темы докладов
1. Современные формы и инструменты безналичных расчетов в экономике РФ.
2. Формы и методы стабилизации денежного обращения
3. Характеристика, назначение и эффективность денежных реформ в России
4. Особенности и эволюция развития инфляционных процессов в России
5. Теории денег. Современный монетаризм
6. Экономические и организационные аспекты безналичных расчетов с использованием пластиковых банковских карт
7. Организация налично-денежного обращения в РФ
8. Организация и регулирование налично-денежного оборота Центральным банком РФ
9. Возникновение и виды денег, развитие их функций на современном этапе
10. Современные тенденции эмиссионной деятельности ЦБ РФ
11. Фальшивомонетчество: история и современность
12. Денежная реформа 1922-1924 гг. в СССР
13. Денежная реформа 1947 года в СССР: цели и значение в истории денежного обращения
14. Направления деятельности и достижения Госбанка СССР в годы Великой отечественной войны
15. Современная техника и технологии в налично-денежном обращении в РФ
16. Банковская система США.
17. Причины и становление ЦБ РФ как мегарегулятора
18. Современные тенденции развития банковского сектора РФ
Система знаний по дисциплине «Деньги, кредит, банки» формируется в ходе аудиторных и внеаудиторных (самостоятельных) занятий. Используя лекционный материал, учебники и учебные пособия, дополнительную литературу, проявляя творческий подход, студент готовится к практическим занятиям, рассматривая их как пополнение, углубление, систематизацию своих теоретических знаний.
Для освоения дисциплины студентам необходимо:
1. Посещать лекции, на которых в сжатом и системном виде излагаются основы дисциплины. Студенту важно понять, что лекция есть своеобразная творческая форма самостоятельной работы. Надо пытаться стать активным соучастником лекции: думать, сравнивать известное с вновь получаемыми знаниями, войти в логику изложения материала лектором, следить за ходом его мыслей, за его аргументацией, находить в ней кажущиеся вам слабости. Во время лекции можно задать лектору вопрос, желательно в письменной форме, чтобы не мешать и не нарушать логики проведения лекции. Слушая лекцию, следует зафиксировать основные идеи, положения, обобщения, выводы. Работа над записью лекции завершается дома. На свежую голову (пока еще лекция в памяти) надо уточнить то, что записано, обогатить запись тем, что не удалось зафиксировать в ходе лекции, записать в виде вопросов то, что надо прояснить, до конца понять. Важно соотнести материал лекции с темой учебной программы и установить, какие ее вопросы нашли освещение в прослушанной лекции. Тогда полезно обращаться и к учебнику. Лекция и учебник не заменяют, а дополняют друг друга.
2. Посещать практические занятия, к которым следует готовиться и активно на них работать. Задание к практическому занятию выдает преподаватель. Задание включает в себя основные вопросы, задачи, тесты и рефераты для самостоятельной работы, литературу. Практические занятия начинаются с вступительного слова преподавателя, в котором называются цель, задачи и вопросы занятия. В процессе проведения занятий преподаватель задает основные и дополнительные вопросы, организует их обсуждение. На практических занятиях решаются конкретные задачи, разбираются тестовые задания и задания, выданные для самостоятельной работы, заслушиваются реферативные выступления. Студенты, пропустившие занятие, или не подготовившиеся к нему, приглашаются на консультацию к преподавателю. Практическое занятие заканчивается подведением итогов: выводами по теме и выставлением оценок.
3. Систематически заниматься самостоятельной работой, которая включает в себя изучение нормативных документов, материалов учебников и научных статей, написание докладов, рефератов, эссе. Задания для самостоятельной работы выдаются преподавателем.
4. Под руководством преподавателя заниматься научно-исследовательской работой, что предполагает выступления с докладами на научно-практических конференциях и публикацию тезисов и статей по их результатам.
5. При возникающих затруднениях при освоении дисциплины «Деньги, кредит, банки», для неуспевающих студентов и студентов, не посещающих занятия, проводятся еженедельные консультации, на которые приглашаются неуспевающие студенты, а также студенты, испытывающие потребность в помощи преподавателя при изучении дисциплины.
При изучении дисциплины «Деньги, кредит, банки» следует усвоить:
- теоретические и законодательно-нормативные основы организации денежного обращения;
- назначение, формы и современные виды кредита; виды и порядок формирования ссудного процента, его роль в регулировании экономики;
- построение банковской системы; место и роль центральных и коммерческих банков в современной рыночной экономике;
- основы функционирования банков и организации банковских операций.
Требования, предъявляемые к выполнению контрольных заданий. При выполнении контрольных заданий следует:
1. Получить четкий ответ на все вопросы, содержащиеся в контрольном задании.
2. Максимально четко изложить способ выполнения контрольного задания.
3. Оформить задание в соответствии с предъявленными требованиями.
4. По возможности, осуществить проверку полученных результатов.
По согласованию с преподавателем или по его заданию студенты могут готовить рефераты по отдельным темам дисциплины. Основу докладов составляет, как правило, содержание подготовленных студентами рефератов. Качество учебной работы студентов преподаватель оценивает по результатам тестирования и экзамена. Тестирование организовывается в компьютерных классах. Все вопросы тестирования обсуждаются на лекционных и практических занятиях. Подготовка к экзамену предполагает изучение конспектов лекций, рекомендуемой литературы и других источников, повторение материалов практических занятий.
в 20___ /20___ учебном году
в 20___ /20___ учебном году
в 20___ /20___ учебном году
в 20___ /20___ учебном году
в 20___ /20___ учебном году
в 20___ /20___ учебном году