2024-2025_38_03_01_24-1 Экономика (ФиК)_plx_Риск менеджмент в агропромышленном комплексе
 
МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования 
"Чувашский государственный аграрный университет"

(ФГБОУ ВО Чувашский ГАУ)

Кафедра
Финансов и кредита
УТВЕРЖДАЮ
Проректор по учебной

и научной работе

 
 
Л.М. Корнилова
26.03.2024 г.
 
Б1.В.ДВ.02.01
Риск менеджмент в агропромышленном комплексе
Направление подготовки 38.03.01 Экономика

Направленность (профиль) Финансы и кредит

рабочая программа дисциплины (модуля)
 
зачет    
Виды контроля:
самостоятельная работа
36
аудиторные занятия
36
Общая трудоемкость
Часов по учебному плану
2 ЗЕТ
Форма обучения
очная
Квалификация
Бакалавр
72
в том числе:
 
Распределение часов дисциплины по семестрам
Семестр

(<Курс>.<Семестр на курсе>)

7 (4.1)
Итого
Недель
18 2/6
Вид занятий
УП
РП
УП
РП
Лекции
18
18
18
18
Практические
18
18
18
18
В том числе инт.
6
6
6
6
Итого ауд.
36
36
36
36
Кoнтактная рабoта
36
36
36
36
Сам. работа
36
36
36
36
Итого
72
72
72
72
 
 
 
Программу составил(и):
канд. экон. наук, доц., Алексеева Н.В.
 
 
1. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 38.03.01 Экономика (приказ Минобрнауки России от 12.08.2020 г. № 954).
При разработке рабочей программы дисциплины (модуля) "Риск менеджмент в агропромышленном комплексе" в основу положены:
2. Учебный план: Направление подготовки 38.03.01 Экономика

Направленность (профиль) Финансы и кредит, одобренный Ученым советом ФГБОУ ВО Чувашский ГАУ от 26.03.2024 г., протокол № 12.

 
 
 
Рабочая программа дисциплины (модуля) проходит согласование с использованием инструментов электронной информационно-образовательной среды Университета.
 
Заведующий кафедрой  Алексеева Н.В. 
Заведующий выпускающей кафедрой  Алексеева Н.В. 
Председатель методической комиссии факультета  Медведева Т.А.
Директор научно-технической библиотеки  Викторова В.А.
СОГЛАСОВАНО:
 
Оснащенность
 
 
1. ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
1.1
освоение теоретических знаний в области риск-менеджмента, квалифицированного проведения мероприятий по регулированию уровня риска в деятельности сельскохозяйственных организаций.
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП
Цикл (раздел) ОПОП:
Б1.В.ДВ.02
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
Производственная практика, технологическая (проектно-технологическая) практика
2.1.2
Финансовый менеджмент в банке
2.1.3
Экономика недвижимости
2.1.4
Финансы предприятий
2.1.5
Производственная практика, научно-исследовательская работа
2.1.6
Учебная практика, научно-исследовательская работа (получение первичных навыков научно-исследовательской работы)
2.1.7
Бюджетная система РФ
2.1.8
Учебная практика, ознакомительная практика
2.1.9
Экономика, организация и основы технологии производства и переработки сельскохозяйственной продукции
 
2.2
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
 
2.2.1
Производственная практика, преддипломная практика
 
2.2.2
Экономическая безопасность хозяйствующего субъекта
 
3. КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
ПК-4. Способен осуществлять сбор, мониторинг и обработку данных для проведения расчетов экономических показателей организации
 
ПК-4.1 Знает: технологические и организационно-экономические условия производства в соответствии с отраслевой направленностью деятельности организации
 
 
 
ПК-4.2 Умеет: собирать и анализировать исходные данные, необходимые для расчета экономических и финансово-экономических показателей, характеризующих деятельность организации
 
 
 
ПК-4.3 Имеет практический опыт: выполнения расчетов по материальным, трудовым и финансовым затратам, необходимых для производства и реализации выпускаемой продукции, освоения новых видов продукции, производимых услуг
 
 
 
ПК-7. Способен выработать мероприятия по воздействию на риск в разрезе отдельных видов и их экономическая оценка
 
ПК-7.1 Знает: законодательство Российской Федерации и отраслевые стандарты по управлению рисками; методы и инструменты, применяемые для предупреждения рисков несоответствия законодательству Российской Федерации и регуляторным требованиям; методы, техники, технологии управления различными видами риска; инструменты анализа существующих методов контроля рисков и управления рисками и их достаточности; инструменты анализа последствий рисков
 
 
 
ПК-7.2 Умеет: определять эффективные методы воздействия на риск, разрабатывать и внедрять планы воздействия на риски (совместно с ответственными за риск сотрудниками - владельцами риска), осуществлять расчеты, прогнозировать, тестировать и верифицировать методики управления рисками с учетом отраслевой специфики; умеет формировать формы отчетности, дорожные карты для целей реализации и мониторинга мероприятий по воздействию на риски
 
 
 
ПК-7.3 Имеет практический опыт: разработки мероприятий по управлению рисками совместно с ответственными за риск сотрудниками организации - владельцами риска; мониторинга рисков и мониторинга мероприятий по воздействию на риски; оценки деятельности подразделений по воздействию на риски
 
 
 
ПК-9. Способен количественно оценивать и идентифицировать риски в деятельности организации
 
ПК-9.1 Знает: содержание этапов  процесса управления рисками, методы и критерии, применяемые при идентификации рисков,  методы количественной оценки рисков
 
 
 
ПК-9.2 Умеет: определять контекст процесса количественной оценки риска в соответствии с внутренней и внешней средой функционирования организации, а также особые обстоятельства и ограничения 
 
 
 
ПК-9.3 Имеет практический опыт: идентификации и количественной оценки рисков, в том числе рисков, источником которых является внешняя среда функционирования организации
 
 
 
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
 
3.1
Знать:
3.1.1
- понятие риска, его основные элементы, существующие подходы к пониманию категории «риск»;
3.1.2
- виды рисков, возникающих в результате взаимодействия предприятия с основными контрагентами;
 
Оснащенность
 
3.1.3
- технологические и организационно-экономические условия производства в соответствии с отраслевой направленностью деятельности организации;
3.1.4
- законодательство Российской Федерации и отраслевые стандарты по управлению рисками; методы и инструменты, применяемые для предупреждения рисков несоответствия законодательству Российской Федерации и регуляторным требованиям; методы, техники, технологии управления различными видами риска; инструменты анализа существующих методов контроля рисков и управления рисками и их достаточности; инструменты анализа последствий рисков;
3.1.5
- содержание этапов процесса управления рисками, методы и критерии, применяемые при идентификации рисков, методы количественной оценки рисков.
 
 
3.2
Уметь:
3.2.1
- идентифицировать риски;
3.2.2
- осуществлять сбор, мониторинг и обработку данных для проведения расчетов экономических показателей организации, в том числе сельскохозяйственного профиля деятельности;
3.2.3
-  собирать и анализировать исходные данные, необходимые для расчета экономических и финансово-экономических показателей, характеризующих деятельность организации;
3.2.4
- определять эффективные методы воздействия на риск, разрабатывать и внедрять планы воздействия на риски (совместно с ответственными за риск сотрудниками - владельцами риска), осуществлять расчеты, прогнозировать, тестировать и верифицировать методики управления рисками с учетом отраслевой специфики; умеет формировать формы отчетности, дорожные карты для целей реализации и мониторинга мероприятий по воздействию на риски;
3.2.5
- определять контекст процесса количественной оценки риска в соответствии с внутренней и внешней средой функционирования организации, а также особые обстоятельства и ограничения.
 
 
3.3
Иметь навыки и (или) опыт деятельности:
3.3.1
- выполнения расчетов по материальным, трудовым и финансовым затратам, необходимых для производства и реализации выпускаемой продукции, освоения новых видов продукции, производимых услуг;
3.3.2
- разработки мероприятий по управлению рисками совместно с ответственными за риск сотрудниками организации - владельцами риска; мониторинга рисков и мониторинга мероприятий по воздействию на риски; оценки деятельности подразделений по воздействию на риски;
3.3.3
- идентификации и количественной оценки рисков, в том числе рисков, источником которых является внешняя среда функционирования организации;
3.3.4
- владения инструментарием различных методов оценки и анализа всех видов потерь при количественном анализе риска деятельности сельскохозяйственных предприятий;
3.3.5
- владения типовыми приемами моделирования и измерения риска в процессе принятия решений в сельскохозяйственном производстве;
3.3.6
- разработки мероприятий по воздействию на риск в разрезе отдельных видов и их экономическая оценка.
 
 
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Литература
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Инте

ракт.

Примечание
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Прак.

подг.

 
 
Раздел 1. Методический аппарат организации риск-менеджмента

 
Тема 1. Понятие и классификация  риска. Необходимость оценки и виды риска в сельском хозяйстве  /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3

2
ПК-7.1 ПК-7.2 ПК-7.3 ПК-4.1 ПК-4.2 ПК-4.3 ПК-9.1 ПК-9.2 ПК-9.3
7
0
0
 
Тема 1. Понятие и классификация  риска. Необходимость оценки и виды риска в сельском хозяйстве  /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3

2
ПК-7.1 ПК-7.2 ПК-7.3 ПК-4.1 ПК-4.2 ПК-4.3 ПК-9.1 ПК-9.2 ПК-9.3
7
0
Устный опрос, тестирование, задания
0
 
Тема 2. Понятие и этапы риск-менеджмента /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3

4
ПК-7.1 ПК-7.2 ПК-7.3 ПК-4.1 ПК-4.2 ПК-4.3 ПК-9.1 ПК-9.2 ПК-9.3
7
0
0
 
Оснащенность
 
Тема 2. Понятие и этапы риск-менеджмента /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3

4
ПК-7.1 ПК-7.2 ПК-7.3 ПК-4.1 ПК-4.2 ПК-4.3 ПК-9.1 ПК-9.2 ПК-9.3
7
0
Устный опрос, тестирование, задания
0
 
Тема 3. Методы количественной оценки и шкалы риска /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3

4
ПК-7.1 ПК-7.2 ПК-7.3 ПК-4.1 ПК-4.2 ПК-4.3 ПК-9.1 ПК-9.2 ПК-9.3
7
2
Проблемная лекция
0
 
Тема 3. Методы количественной оценки и шкалы риска /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3

4
ПК-7.1 ПК-7.2 ПК-7.3 ПК-4.1 ПК-4.2 ПК-4.3 ПК-9.1 ПК-9.2 ПК-9.3
7
2
Учебная дискуссия
0
 
СРС по разделу 1 "Методический аппарат анализа риска" /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3

Э1 Э2 Э3

20
ПК-7.1 ПК-7.2 ПК-7.3 ПК-4.1 ПК-4.2 ПК-4.3 ПК-9.1 ПК-9.2 ПК-9.3
7
0
Проверка конспектов, выполненных заданий
0
 
 
Раздел 2. Особенности и практика организации риск-менеджмента на предприятиях АПК

 
Тема 4. Реализация методов управления риском в деятельности сельскохозяйственных организаций  /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3

4
ПК-7.1 ПК-7.2 ПК-7.3 ПК-4.1 ПК-4.2 ПК-4.3 ПК-9.1 ПК-9.2 ПК-9.3
7
0
0
 
Тема 4. Реализация методов управления риском в деятельности сельскохозяйственных организаций  /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3

4
ПК-7.1 ПК-7.2 ПК-7.3 ПК-4.1 ПК-4.2 ПК-4.3 ПК-9.1 ПК-9.2 ПК-9.3
7
2
Учебная дискуссия
0
 
Тема 5. Оценка современной практики реализации процесса риск-менеджмента на предприятиях АПК; система показателей оценки его эффективности  /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3

4
ПК-7.1 ПК-7.2 ПК-7.3 ПК-4.1 ПК-4.2 ПК-4.3 ПК-9.1 ПК-9.2 ПК-9.3
7
0
0
 
Тема 5. Оценка современной практики реализации процесса риск-менеджмента на предприятиях АПК; система показателей оценки его эффективности  /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3

4
ПК-7.1 ПК-7.2 ПК-7.3 ПК-4.1 ПК-4.2 ПК-4.3 ПК-9.1 ПК-9.2 ПК-9.3
7
0
Устный опрос, тестирование, задания
0
 
СРС по разделу 2 "Особенности и практика организации риск-менеджмента на предприятиях АПК" /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3

Э1 Э2 Э3

16
ПК-7.1 ПК-7.2 ПК-7.3 ПК-4.1 ПК-4.2 ПК-4.3 ПК-9.1 ПК-9.2 ПК-9.3
7
0
Проверка конспектов, выполненных заданий
0
 
/Зачёт/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3

0
ПК-7.1 ПК-7.2 ПК-7.3 ПК-4.1 ПК-4.2 ПК-4.3 ПК-9.1 ПК-9.2 ПК-9.3
7
0
0
 
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
Оснащенность
 
5.1. Примерный перечень вопросов к зачету
1. Понятие и содержание категории «риск».

2. Риск как форма проявления неопределенности.

3. Структурные характеристики риска.

4. Место и роль рисков в экономической деятельности организации.

5. Степень риска экономической деятельности.

6. Критерии классификации рисков по характеристике опасности.

7. Критерии классификации рисков по характеристике подверженности риску.

8. Критерии классификации рисков по характеристике уязвимости.

9. Критерии классификации рисков по характеристике взаимодействия с другими рисками.

10. Критерии классификации рисков по характеристике имеющейся информации о риске.

11. Классификация по величине риска.

12. Однородные риски.

13. Понятие риск-менеджмента.

14. Объект и субъект управления в риск-менеджменте.

15. Функции риск-менеджмента.

16. Стратегия управления рисками на предприятии.

17. Этапы процесса управления рисками в организации.

18. Концепция адаптивного динамического управления рисками.

19. Интегрированный подход к структуре службы риск-менеджмента.

20. Рассеянный подход к структуре службы риск-менеджмента.

21. Содержание идентификации и анализа рисков.

22. Этапы идентификации и анализа рисков.

23. Принципы информационного обеспечения системы управления рисками.

24. Источники информации для идентификации риска.

25. Визуализация рисков.

26. Концепция приемлемого риска.

27. Пороговые значения риска.

28. Методы финансирования рисков.

30. Программа управления рисками на предприятии АПК.

31. Основные разделы руководства по разработке, контролю и пересмотру программы управления рисками на предприятии АПК.

32. Структура информации в программе управления рисками на предприятии АПК.

33. Процедуры разработки, контроля и пересмотра программы управления рисками на предприятии АПК.

34. Мониторинг управления рисками.

35. Отчетность в процессе управления рисками на предприятии АПК.

36. Особенности состава и инструментов регулирования рисков на предприятиях АПК.  

 
5.2. Примерный перечень вопросов к экзамену
не предусмотрено
 
5.3. Тематика курсовых работ (курсовых проектов)
не предусмотрено
 
Устный опрос, тестирование, задания, доклады.

Задания.

Задание  1.

Имеются два варианта вложения капитала. Установлено, что при вложении капитала в мероприятие А получение прибыли в сумме 15 млн. руб. имеет вероятность 0,1; при вложении в мероприятие Б получение прибыли в сумме 9 млн. руб. имеет вероятность 0,9. Определить математическое ожидание прибыли от вложения.

Задание  2.

Пусть имеются два инвестиционных проекта. Первый с вероятностью 0,6 обеспечивает прибыль 15 млн. руб., однако с вероятностью 0,4 можно потерять 3 млн. руб. Для второго проекта с вероятностью 0,8 можно получить прибыль 9 млн. млн. руб. и с вероятностью 0,2 потерять 2 млн. руб. Какой проект выбрать?

Задание  3.

Компания «Российский сыр» - небольшой производитель различных продуктов из сыра на экспорт. Один из продуктов - сырная паста - поставляется в страны ближнего зарубежья. Генеральный директор должен решить, сколько ящиков сырной пасты следует производить в течение месяца. Вероятности того, что спрос на сырную пасту в течение месяца будет 3, 8, 17, 4 ящика, равны соответственно 0,1; 0,3; 0,4; 0,2. Затраты на производство одного ящика равны 32 дол. Компания продает каждый ящик по цене 62 дол. Если ящик с сырной пастой не продается в течение месяца, то она портится, и компания не получает дохода. Сколько ящиков следует производить в течение месяца?

Задание  4.

АО «Фото и цвет» - небольшой производитель химических реактивов и оборудования, которые используются некоторыми фотостудиями при изготовлении 35-мм фильмов. Один из продуктов, который предлагает «Фото и цвет», - ВС-6. Президент АО продает в течение недели 5, 28 или 17 ящиков ВС-6. От продажи каждого ящика АО получает 8 у.е. прибыли. Как и многие фотографические реактивы, ВС-6 имеет очень малый срок годности. Поэтому, если ящик не продан к концу недели, он должен быть уничтожен. Каждый ящик обходится предприятию в 29 у.е. Вероятности продать 5, 28 и 17 ящиков в течение недели равны соответственно 0,45; 0,35; 0,2. Как вы советуете поступить? Как вы порекомендуете 

5.4. Фонд оценочных средств для проведения текущего контроля
 
Оснащенность
 
поступить, если бы «Фото и цвет» мог сделать ВС-6 с добавкой, значительно продлевающей срок его годности?

Задание  5.

Компания, производящая стиральный порошок, работает в условиях свободной конкуренции. Порошок выпускается блоками, причем цена одного блока в будущем месяце является неопределенной: 10 руб. с вероятностью 0,3; 15 руб. с вероятностью 0,5; 20 руб. с вероятностью 0,2. Полные затраты (ПЗ) на производство Q блоков стирального порошка определяются зависимостью ПЗ = 1000 + 5Q + 0,0025Q2. Постройте таблицу решений и определите суточный выпуск продукции компании (в блоках), при котором среднесуточная прибыль будет максимальной.

Задание  6.

Магазин «Молоко» продает в розницу молочные продукты. Директор магазина должен определить, сколько бидонов сметаны следует закупить у производителя для торговли в течение недели. Вероятности того, что спрос на сметану в течение недели будет 5, 20, 15 и 6 бидонов, равны соответственно 0,2; 0,2; 0,5 и 0,1. Покупка одного бидона сметаны обходится магазину в 56 руб., а продается сметана по цене 71 руб. за бидон. Если сметана не продается в течение недели, она портится, и магазин несет убытки. Сколько бидонов сметаны желательно приобретать для продажи? Какова ожидаемая стоимостная ценность этого решения?

Дополнительные задания

Задание  1.

Имеется два проекта: проект «А» обеспечивает годовую прибыль в размере 15 млн.руб. с вероятностью 0,6, но и приносит убыток 5,5 млн.рублей, проект «В» может принести прибыль 10 млн.рублей с вероятностью 0,8 и можно потерять 6 млн.рублей с вероятностью 0,2. Рассчитать риски каждого проекта и выбрать наиболее приемлемый.

Задание  2.

Покупатель просит поставщика отпустить продукцию без предоплаты, т.е. в долг. Чему равна вероятность того, что поставщик получит оплату за отгруженный товар вовремя и не понесет потерь, если известно, что долгое время коэффициент текущей ликвидности покупателя находился на уровне 1,75? На какую минимальную прибыль должен рассчитывать поставщик, чтобы признать сделку целесообразной?

Задание  3.

В состав портфеля включены два вида ценных бумаг: акции (х1) с ожидаемой доходностью m1 = 15% и облигации (х2) с доходностью m2= 6%. Стандартное отклонение акций σ1 = 23%, облигаций σ2 = 9%. Варьируя портфельными весами активов, выбрать оптимальную его структуру с точки зрения применяемого типа активов. Расчеты выполнить для пяти значений коэффициентов парной корреляции rij= -1.0; -0,6; 0; 0,2; 1,0.

Задание  4.

По данным инвестиционной компании «ФИНАМ» о фактической доходности акций и доходности на индекс РТС за период с января 2008 по май 2009 г. (таблица) определить ожидаемую доходность, риск и параметры рыночных моделей (α- и β-коэффициенты) для акций Газпрома (GAZP), Сбербанка (SBER)и Роснефти (ROSN). По результатам расчета построить график зависимостей доходности акций от доходности на индекс РТС.

Темы докладов

1. Управление рисками в антикризисном менеджменте.

2. Информационное обеспечение управления рисками: принципы создания и использования информационной системы организации.

3. Методы оценки эффективности управления рисками.

4. Использование количественных методов анализа и оценки рисков.

5. Использование качественных методов анализа и оценки рисков.

6. Использование превентивных мероприятий по управлению рисками.

7. Прогнозирование потерь от реализации рисков: принципы, подходы, методы.

8. Инновационные технологии в управлении рисками.

9. Роль субъективных факторов в управлении рисками.

10. Правовое обеспечение деятельности по управлению рисками в РФ.

 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
Колич-во
 
Л1.1
Бондаренко О. Г.
Управление коммерческим риском: учебное пособие
М.: Дашков, 2018
Электронный ресурс
 
Л1.2
Фомичев А. Н.
Риск-менеджмент: учебник
М.: Дашков и К, 2016
Электронный ресурс
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
Колич-во
 
Оснащенность
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
Колич-во
 
Л2.1
Воробьев С. Н., Балдин К. В.
Управление рисками в предпринимательстве: к изучению дисциплины
М.: Дашков и К, 2006
0
 
Л2.2
Годин А. М.
Страхование: учебник
М.: Дашков, 2014
Электронный ресурс
 
Л2.3
Сафуанов Р. М.
Страхование: учебное пособие
, 2018
Электронный ресурс
 
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
 
Э1
Центр макроэкономического исследования и  краткосрочного прогнозирования
 
Э2
Росстат
 
Э3
Журнал «Внутренний аудитор»
 
6.3.1 Перечень программного обеспечения
 
6.3.1.1
ОС Windows XP
6.3.1.2
Office 2007 Suites
6.3.1.3
MozillaFirefox
6.3.1.4
MozillaThinderbird
6.3.1.5
7-Zip
6.3.1.6
ОС Windows 7
6.3.1.7
SuperNovaReaderMagnifier
 
6.3.2 Перечень информационных справочных систем
 
6.3.2.1
Электронный периодический справочник «Система ГАРАНТ». Полнотекстовый, обновляемый. Доступ по локальной сети академии
6.3.2.2
Электронная библиотечная система «ЭБС ЮРАЙТ www.biblio-online.ru». Полнотекстовая электронная библиотека. Индивидуальный неограниченный доступ через фиксированный внешний IP адрес академии неограниченному количеству пользователей из любой точки, в которой имеется доступ к сети Интернет. https://www.biblio-online.ru/
6.3.2.3
Электронная библиотека технического ВУЗа (ЭБС «Консультант студента»). Полнотекстовая электронная библиотека.  Индивидуальный неограниченный доступ через фиксированный внешний IP адрес академии неограниченному количеству пользователей из любой точки, в которой имеется доступ к сети Интернет. http://www.studentlibrary.ru
6.3.2.4
Электронная библиотечная система издательства «Лань». Полнотекстовая электронная библиотека. Индивидуальный неограниченный доступ через фиксированный внешний IP адрес академии неограниченному количеству пользователей из любой точки, в которой имеется доступ к сети Интернет.http://e.lanbook.com
 
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
Аудитория
Назначение
Оснащенность
Вид работ
 
45б
Учебная аудитория
Доска ученическая настенная трехэлементная (1 шт.), стол ученический (45 шт.), стул ученический (81 шт.), демонстрационное оборудование (проектор Toshiba х2000 (1 шт.), полотно рулонное на штативе Classic Libra (1 шт.), ноутбук Acer (1 шт.)) и учебно-наглядные пособия
 
44б
Учебная аудитория
Доска классная (1 шт.), стол компьютерный(11 шт.), стул ученический (24 шт.), стол ученический (7 шт.), полотно рулонное на штативе (1 шт.), белая лаковая магнитно-маркерная доска (1 шт.), компьютер Philips 206 V3LSB2 (10 шт.), проектор ACER P1273B
 
58а
Учебная аудитория
Доска ученическая настенная трехэлементная (1 шт.), стол ученический (18 шт.), стул ученический (37 шт.), стол преподавателя (1 шт.), стул преподавателя (1 шт.), демонстрационное оборудование (экран стационарный (1 шт.), проектор AcerX128H(1 шт.), моноблок Acer (1 шт.)) и учебно-наглядные пособия
 
61а
Помещение для самостоятельной работы
Столы (4 шт.), стулья (4 шт.), компьютерная техника с возможностью подключения к сети "Интернет" и обеспечением доступа в электронную информационно-образовательную среду организации (4 шт.).
 
Оснащенность
 
123
Помещение для самостоятельной работы
Компьютерная техника с возможностью подключения к сети "Интернет" и обеспечением доступа в электронную информационно-образовательную среду организации(19 шт.), столы (17 шт.), компьютерный стол 6-и местный (3 шт.), стулья ученические (34 шт.), стулья п/м (18 шт.), стеллажи с литературой, видеоувеличитель Optelec Wide Screen (1 шт.)
 
8. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Методика изучения курса предусматривает наряду с лекциями и практическими занятиями, организацию самостоятельной работы студентов, проведение консультаций, руководство докладами студентов для выступления на научно-практических конференциях, осуществление текущего, промежуточного форм контроля.

Система знаний по дисциплине «Риск менеджмент в агропромышленном комплексе»  формируется в ходе аудиторных и внеаудиторных (самостоятельных) занятий. Используя лекционный материал, учебники и учебные пособия, дополнительную литературу, проявляя творческий подход, студент готовится к практическим занятиям, рассматривая их как пополнение, углубление, систематизацию своих теоретических знаний.

Для освоения дисциплины студентам необходимо:

1. Посещать лекции, на которых в сжатом и системном виде излагаются основы дисциплины. Студенту важно понять, что лекция есть своеобразная творческая форма самостоятельной работы. Надо пытаться стать активным соучастником лекции: думать, сравнивать известное с вновь получаемыми знаниями, войти в логику изложения материала лектором, следить за ходом его мыслей, за его аргументацией, находить в ней кажущиеся вам слабости. Во время лекции можно задать лектору вопрос, желательно в письменной форме, чтобы не мешать и не нарушать логики проведения лекции. Слушая лекцию, следует зафиксировать основные идеи, положения, обобщения, выводы. Работа над записью лекции завершается дома. На свежую голову (пока еще лекция в памяти) надо уточнить то, что записано, обогатить запись тем, что не удалось зафиксировать в ходе лекции, записать в виде вопросов то, что надо прояснить, до конца понять. Важно соотнести материал лекции с темой учебной программы и установить, какие ее вопросы нашли освещение в прослушанной лекции. Тогда полезно обращаться и к учебнику. Лекция и учебник не заменяют, а дополняют друг друга.

2. Посещать практические занятия, к которым следует готовиться и активно на них работать. Задание к практическому занятию выдает преподаватель. Задание включает в себя основные вопросы, задачи, тесты и рефераты для самостоятельной работы, литературу. Практические занятия начинаются с вступительного слова преподавателя, в котором называются цель, задачи и вопросы занятия. В процессе проведения занятий преподаватель задает основные и дополнительные вопросы, организует их обсуждение. На практических занятиях решаются конкретные задачи, разбираются тестовые задания и задания, выданные для самостоятельной работы, заслушиваются реферативные выступления. Студенты, пропустившие занятие, или не подготовившиеся к нему, приглашаются на консультацию к преподавателю. Практическое занятие заканчивается подведением итогов: выводами по теме и выставлением оценок.

3. Систематически заниматься самостоятельной работой, которая включает в себя изучение нормативных документов, материалов учебников и научных статей, написание докладов, рефератов, эссе. Задания для самостоятельной работы выдаются преподавателем.

4. Под руководством преподавателя заниматься научно-исследовательской работой, что предполагает выступления с докладами на научно-практических конференциях и публикацию тезисов и статей по их результатам.

5. При возникающих затруднениях при освоении дисциплины «Риск менеджмент в агропромышленном комплексе», для неуспевающих студентов и студентов, не посещающих занятия, проводятся еженедельные консультации, на которые приглашаются неуспевающие студенты, а также студенты, испытывающие потребность в помощи преподавателя при изучении дисциплины.

При изучении дисциплины «Риск менеджмент в агропромышленном комплексе»  следует усвоить:        

- теоретическую базу классификации и менеджмента риска;

- содержание и условия применения методов идентификации и количественной оценки риска;

- состав и условия применения методов минимизации и финансирования риска;

- механизм применения основ риск-менеджмента в деятельности сельскохозяйственных организаций;

- систему знаний о роли законченного процесса риск-менеджмента  в обеспечении стабильности и непрерывности производственного процесса, воспроизводства рабочей силы в сельском хозяйстве.

Требования, предъявляемые к выполнению контрольных заданий. При выполнении контрольных заданий следует:

1. Получить четкий ответ на все вопросы, содержащиеся в контрольном задании.

2. Максимально четко изложить способ выполнения контрольного задания.

3. Оформить задание в соответствии с предъявленными требованиями.

4. По возможности, осуществить проверку полученных результатов.

По согласованию с преподавателем или по его заданию студенты могут готовить рефераты по отдельным темам дисциплины. Основу докладов составляет, как правило, содержание подготовленных студентами рефератов. Качество учебной работы студентов преподаватель оценивает по результатам тестирования и зачета. Тестирование организовывается в компьютерных классах. Все вопросы тестирования обсуждаются на лекционных и практических занятиях. Подготовка к зачету  предполагает изучение конспектов лекций, рекомендуемой литературы и других источников, повторение материалов практических занятий.

 
ПРИЛОЖЕНИЯ
 
Актуализированная рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании выпускающей кафедры, протокол №  ___   от _____________________
Заведующий выпускающей кафедрой  _________________________________
ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ

в 20___ /20___ учебном году

ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ

в 20___ /20___ учебном году

ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ

в 20___ /20___ учебном году

Актуализированная рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании выпускающей кафедры, протокол №  ___   от  _____________________
Актуализированная рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании выпускающей кафедры, протокол №  ___   от  _____________________
Актуализированная рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании выпускающей кафедры, протокол №  ___   от  _____________________
Заведующий выпускающей кафедрой  _________________________________
Заведующий выпускающей кафедрой  _________________________________
Заведующий выпускающей кафедрой  _________________________________
ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ

в 20___ /20___ учебном году

Актуализированная рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании выпускающей кафедры, протокол №  ___   от  _____________________
Заведующий выпускающей кафедрой  _________________________________
ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ

в 20___ /20___ учебном году

Актуализированная рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании выпускающей кафедры, протокол №  ___   от  _____________________
ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ

в 20___ /20___ учебном году

Заведующий выпускающей кафедрой  _________________________________