2024-2025_38_03_01_24-1 Экономика (ФиК)_plx_Бюджетная система РФ
 
МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования 
"Чувашский государственный аграрный университет"

(ФГБОУ ВО Чувашский ГАУ)

Кафедра
Финансов и кредита
УТВЕРЖДАЮ
Проректор по учебной

и научной работе

 
 
Л.М. Корнилова
26.03.2024 г.
 
Б1.В.13
Бюджетная система РФ
Направление подготовки 38.03.01 Экономика

Направленность (профиль) Финансы и кредит

рабочая программа дисциплины (модуля)
 
экзамен    
Виды контроля:
часов на контроль
36
самостоятельная работа
96
аудиторные занятия
48
Общая трудоемкость
Часов по учебному плану
5 ЗЕТ
Форма обучения
очная
Квалификация
Бакалавр
180
в том числе:
 
Распределение часов дисциплины по семестрам
Семестр

(<Курс>.<Семестр на курсе>)

2 (1.2)
Итого
Недель
19 1/6
Вид занятий
УП
РП
УП
РП
Лекции
16
16
16
16
Практические
32
32
32
32
Итого ауд.
48
48
48
48
Кoнтактная рабoта
48
48
48
48
Сам. работа
96
96
96
96
Часы на контроль
36
36
36
36
Итого
180
180
180
180
 
 
 
Программу составил(и):
канд. экон. наук, доц., Улыбина Л.В.
 
 
1. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 38.03.01 Экономика (приказ Минобрнауки России от 12.08.2020 г. № 954).
При разработке рабочей программы дисциплины (модуля) "Бюджетная система РФ" в основу положены:
2. Учебный план: Направление подготовки 38.03.01 Экономика

Направленность (профиль) Финансы и кредит, одобренный Ученым советом ФГБОУ ВО Чувашский ГАУ от 26.03.2024 г., протокол № 12.

 
 
 
Рабочая программа дисциплины (модуля) проходит согласование с использованием инструментов электронной информационно-образовательной среды Университета.
 
Заведующий кафедрой  Алексеева Н.В. 
Заведующий выпускающей кафедрой  Алексеева Н.В. 
Председатель методической комиссии факультета  Медведева Т.А.
Директор научно-технической библиотеки  Викторова В.А.
СОГЛАСОВАНО:
 
Оснащенность
 
 
1. ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
1.1
изучение основ бюджетной системы Российской Федерации, а также формирование у студентов теоретических и практических знаний в сфере бюджетного устройства Российской Федерации.
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП
Цикл (раздел) ОПОП:
Б1.В
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
 
2.2
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
 
2.2.1
Риск менеджмент в агропромышленном комплексе
 
2.2.2
Управление рисками в сельском хозяйстве
 
2.2.3
Производственная практика, преддипломная практика
 
3. КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
ПК-9. Способен количественно оценивать и идентифицировать риски в деятельности организации
 
ПК-9.1 Знает: содержание этапов  процесса управления рисками, методы и критерии, применяемые при идентификации рисков,  методы количественной оценки рисков
 
 
 
ПК-9.2 Умеет: определять контекст процесса количественной оценки риска в соответствии с внутренней и внешней средой функционирования организации, а также особые обстоятельства и ограничения 
 
 
 
ПК-9.3 Имеет практический опыт: идентификации и количественной оценки рисков, в том числе рисков, источником которых является внешняя среда функционирования организации
 
 
 
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
 
3.1
Знать:
3.1.1
содержание этапов процесса управления рисками, методы и критерии, применяемые при идентификации рисков, методы количественной оценки рисков
 
 
3.2
Уметь:
3.2.1
определять контекст процесса количественной оценки риска в соответствии с внутренней и внешней средой функционирования организации, а также особые обстоятельства и ограничения
 
 
3.3
Иметь навыки и (или) опыт деятельности:
3.3.1
идентификации и количественной оценки рисков, в том числе рисков, источником которых является внешняя среда функционирования организации
 
 
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Литература
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Инте

ракт.

Примечание
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Прак.

подг.

 
 
Раздел 1. Бюджет и бюджетная система

 
Тема 1. Содержание и значение государственного бюджета  /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

2
ПК-9.1 ПК-9.2 ПК-9.3
2
0
0
 
Тема 2. Бюджетная система /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

2
ПК-9.1 ПК-9.2 ПК-9.3
2
0
0
 
Тема 1. Содержание и значение государственного бюджета  /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

4
ПК-9.1 ПК-9.2 ПК-9.3
2
0
0
 
Тема 2. Бюджетная система /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

2
ПК-9.1 ПК-9.2 ПК-9.3
2
0
0
 
Самостоятельная работа по разделу 1 /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

24
ПК-9.1 ПК-9.2 ПК-9.3
2
0
проверка конспектов
0
 
 
Раздел 2. Бюджетный процесс и бюджетное устройство

 
Тема 3. Бюджетный процесс. /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

2
ПК-9.1 ПК-9.2 ПК-9.3
2
0
0
 
Оснащенность
 
Тема 3. Бюджетный процесс. /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

2
ПК-9.1 ПК-9.2 ПК-9.3
2
0
0
 
Тема 4. Бюджетный процесс. /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

12
ПК-9.1 ПК-9.2 ПК-9.3
2
0
проверка конспектов
0
 
 
Раздел 3. Доходы и расходы бюджета. 

 
Тема 4. Бюджетная классификация /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

4
ПК-9.1 ПК-9.2 ПК-9.3
2
0
0
 
Тема 5. Доходы бюджета. /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

4
ПК-9.1 ПК-9.2 ПК-9.3
2
0
0
 
Тема 6. Расходы бюджета. /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

4
ПК-9.1 ПК-9.2 ПК-9.3
2
0
0
 
Тема 11 Дефицит  бюджета. Государственный муниципальный  долг.  /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

2
ПК-9.1 ПК-9.2 ПК-9.3
2
0
0
 
Тема 4. Бюджетная классификация /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

2
ПК-9.1 ПК-9.2 ПК-9.3
2
0
0
 
Тема 5. Доходы бюджета. /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

2
ПК-9.1 ПК-9.2 ПК-9.3
2
0
0
 
Тема 6. Расходы бюджета. /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

2
ПК-9.1 ПК-9.2 ПК-9.3
2
0
0
 
Тема 7. Характеристика деятельности государственных внебюджетных фондов /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

2
ПК-9.1 ПК-9.2 ПК-9.3
2
0
0
 
Тема 7. Характеристика деятельности государственных внебюджетных фондов /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

6
ПК-9.1 ПК-9.2 ПК-9.3
2
0
0
 
Тема 8. Дефицит  бюджета. Государственный муниципальный  долг.  /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

2
ПК-9.1 ПК-9.2 ПК-9.3
2
0
0
 
Тема 8. Дефицит  бюджета. Государственный муниципальный  долг.  /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

4
ПК-9.1 ПК-9.2 ПК-9.3
2
0
0
 
Самостоятельная работа по разделу 3 /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

60
ПК-9.1 ПК-9.2 ПК-9.3
2
0
проверка конспектов, тестирование
0
 
/Экзамен/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

36
ПК-9.1 ПК-9.2 ПК-9.3
2
0
0
 
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
5.1. Примерный перечень вопросов к зачету
Не предусмотрено учебным планом
 
5.2. Примерный перечень вопросов к экзамену
1. Бюджет в системе финансового планирования, стили планирования и контроля.

2. Бюджет и общественное производство.

3. Бюджет как инструмент государственного регулирования.

4. Бюджет как инструмент экономической политики государства.

5. Бюджет как совокупность особых перераспределительных отношений, их специфическое общественное назначение.

6. Бюджетная классификация Российской Федерации: понятие и состав. Классификация доходов бюджетов.

7. Бюджетная политика.

8. Виды доходов бюджетов.

9. Группировка доходов по источникам и способам их получения.

10. Группировка доходов по источникам и способам их получения.

11. Группировка доходов по источникам получения.

 
Оснащенность
 
12. Доходы бюджета, их экономическое содержание.

13. Доходы от использования и продажи имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности.

14. Единство бюджетной классификации.

15. Классификация источников финансирования дефицитов бюджетов Российской Федерации.

16. Классификация расходов бюджетов.

17. Классификация расходов по функциональному признаку.

18. Налоги: федеральные, региональные, местные, их роль в формировании бюджетов различных уровней.

19. Налоговые и неналоговые доходы.

20. Неналоговые доходы.

21. Основные направления бюджетной политики в области государственных доходов и расходов, финансового обеспечения инвестиций, финансирования целевых программ развития производственной и социальной инфраструктуры, социальной защиты населения, развития межбюджетных отношений

22. Правовая основа, информационная база и методы планирования доходов бюджета.

23. Принципы и методы разграничения доходов по уровням бюджетной системы.

24. Принципы распределения расходов между бюджетами.

25. Расходы бюджетов субъектов Российской Федерации.

26. Расходы местных бюджетов.

27. Расходы федерального бюджета.

28. Российская и зарубежная практика формирования доходов бюджетов различных уровней на стадии бюджетного планирования.

29. Собственные и регулирующие доходы бюджетов.

30. Содержание бюджетной политики, ее связь с экономикой.

31. Социальная направленность бюджета в современных условиях.

32. Формирование расходов

33. Функции бюджета.

34. Цели и задачи бюджетной политики, основные факторы их определяющие.

35. Экономическая самостоятельность бюджетов и формирование их расходов.

36. Экономическое содержание расходов бюджета, их состав, структура и динамика. 

 
5.3. Тематика курсовых работ (курсовых проектов)
Не предусмотрено учебным планом
 
1. Адресность и целевой характер бюджетных средств. Подведомственность расходов бюджетов.

2. Бюджет в системе финансового планирования, стили планирования и контроля.

3. Бюджет и общественное производство.

4. Бюджет как инструмент государственного регулирования.

5. Бюджет как инструмент экономической политики государства.

6. Бюджет как совокупность особых перераспределительных отношений, их специфическое общественное назначение.

7. Бюджетная классификация Российской Федерации: понятие и состав. Классификация доходов бюджетов.

8. Бюджетная политика.

9. Бюджетная система.

10. Бюджетное законодательство Российской Федерации.

11. Бюджетные права законодательных и исполнительных органов государственной власти федерального и регионального уровня.

12. Бюджетные права законодательных и исполнительных органов государственной власти федерального и регионального уровня.

13. Бюджетные права органов местного самоуправления.

14. Бюджетные права органов местного самоуправления.

15. Бюджетные права Российской Федерации. Федеральный бюджет.

16. Бюджетные права субъектов местного самоуправления.

17. Бюджетные права субъектов Российской Федерации.

18. Бюджетные правоотношения.

19. Бюджетные трансферты как форма бюджетного регулирования, порядок предоставления. Трансферты при формировании бюджетов различных уровней.

20. Бюджетный федерализм.

21. Виды доходов бюджетов. 

5.4. Фонд оценочных средств для проведения текущего контроля
 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
Колич-во
 
Л1.1
ред.: О. В. Врублевский, М. В. Романовский
Бюджетная система Российской Федерации: учебник
М.: Юрайт-Издат, 2003
15
 
Оснащенность
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
Колич-во
 
Л1.2
Нешитой А. С.
Бюджетная система Российской Федерации: учебник
М.: Дашков и К, 2010
20
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
Колич-во
 
Л2.1
Поляк Г. Б.
Бюджетная система России: учебник
М.: ЮНИТИ, 2013
6
 
Л2.2
Поляк Г. Б.
Бюджетная система Российской Федерации: учебник
М.: Проспект, 2015
Электронный ресурс
 
6.3.1 Перечень программного обеспечения
 
6.3.1.1
Office 2007 Suites
6.3.1.2
MozillaFirefox
6.3.1.3
Справочная правовая система КонсультантПлюс
6.3.1.4
Электронный периодический справочник «Система Гарант»
6.3.1.5
SuperNovaReaderMagnifier
 
6.3.2 Перечень информационных справочных систем
 
6.3.2.1
Электронная библиотечная система «ЭБС ЮРАЙТ www.biblio-online.ru». Полнотекстовая электронная библиотека. Индивидуальный неограниченный доступ через фиксированный внешний IP адрес академии неограниченному количеству пользователей из любой точки, в которой имеется доступ к сети Интернет. https://www.biblio-online.ru/
6.3.2.2
Электронно-библиотечная система ZNANIUM.COM. Полнотекстовая электронная библиотека. Индивидуальный неограниченный доступ через фиксированный внешний IP адрес академии неограниченному количеству пользователей из любой точки, в которой имеется доступ к сети Интернет. http://znanium.com/
6.3.2.3
Электронная библиотека технического ВУЗа (ЭБС «Консультант студента»). Полнотекстовая электронная библиотека.  Индивидуальный неограниченный доступ через фиксированный внешний IP адрес академии неограниченному количеству пользователей из любой точки, в которой имеется доступ к сети Интернет. http://www.studentlibrary.ru
6.3.2.4
Электронная библиотечная система издательства «Лань». Полнотекстовая электронная библиотека. Индивидуальный неограниченный доступ через фиксированный внешний IP адрес академии неограниченному количеству пользователей из любой точки, в которой имеется доступ к сети Интернет.http://e.lanbook.com
 
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
Аудитория
Назначение
Оснащенность
Вид работ
 
60а
Учебная аудитория
Доска аудиторная (1 шт.), стол ученический 3-х местный со скамейкой (8 шт.), стол преподавателя  (1 шт)
 
44б
Учебная аудитория
Доска классная (1 шт.), стол компьютерный(11 шт.), стул ученический (24 шт.), стол ученический (7 шт.), полотно рулонное на штативе (1 шт.), белая лаковая магнитно-маркерная доска (1 шт.), компьютер Philips 206 V3LSB2 (10 шт.), проектор ACER P1273B
 
45а
Учебная аудитория
Стол преподавателя (1 шт.), столы (6 шт.), стулья (18 шт.), стул преподавателя (1 шт.), доска (1 шт.), стол компьютерный (10 шт.), стулья (10 шт.), демонстрационное обрудование (компьютер Intel G32603 3 GHz 3 M (10 шт.), полотно рулонное (1 шт.)) и учебно-наглядные пособия
 
58а
Учебная аудитория
Доска ученическая настенная трехэлементная (1 шт.), стол ученический (18 шт.), стул ученический (37 шт.), стол преподавателя (1 шт.), стул преподавателя (1 шт.), демонстрационное оборудование (экран стационарный (1 шт.), проектор AcerX128H(1 шт.), моноблок Acer (1 шт.)) и учебно-наглядные пособия
 
61а
Помещение для самостоятельной работы
Столы (4 шт.), стулья (4 шт.), компьютерная техника с возможностью подключения к сети "Интернет" и обеспечением доступа в электронную информационно-образовательную среду организации (4 шт.).
 
8. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Методика изучения курса предусматривает наряду с лекциями и практическими занятиями, организацию самостоятельной работы студентов, проведение консультаций, руководство докладами студентов для выступления на научно-практических конференциях, осуществление текущего, промежуточного форм контроля.

 
Оснащенность
 
Система знаний по дисциплине «Бюджетная система РФ» формируется в ходе аудиторных и внеаудиторных (самостоятельных) занятий. Используя лекционный материал, учебники и учебные пособия, дополнительную литературу, проявляя творческий подход, студент готовится к практическим занятиям, рассматривая их как пополнение, углубление, систематизацию своих теоретических знаний.

Для освоения дисциплины студентами необходимо:

1. Посещать лекции, на которых в сжатом и системном виде излагаются основы дисциплины: даются определения понятий, законов, которые должны знать студенты; раскрываются закономерности поведения экономических субъектов. Студенту важно понять, что лекция есть своеобразная творческая форма самостоятельной работы. Надо пытаться стать активным соучастником лекции: думать, сравнивать известное с вновь получаемыми знаниями, войти в логику изложения материала лектором, следить за ходом его мыслей, за его аргументацией, находить в ней кажущиеся вам слабости. Во время лекции можно задать лектору вопрос, желательно в письменной форме, чтобы не мешать и не нарушать логики проведения лекции. Слушая лекцию, следует зафиксировать основные идеи, положения, обобщения, выводы. Работа над записью лекции завершается дома. На свежую голову (пока еще лекция в памяти) надо уточнить то, что записано, обогатить запись тем, что не удалось зафиксировать в ходе лекции, записать в виде вопросов то, что надо прояснить, до конца понять. Важно соотнести материал лекции с темой учебной программы и установить, какие ее вопросы нашли освещение в прослушанной лекции. Тогда полезно обращаться и к учебнику. Лекция и учебник не заменяют, а дополняют друг друга.

2. Посещать практические занятия, к которым следует готовиться и активно на них работать. Задание к практическому занятию выдает преподаватель. Задание включает в себя основные вопросы, задачи, тесты и рефераты для самостоятельной работы, литературу. Практические занятия начинаются с вступительного слова преподавателя, в котором называются цель, задачи и вопросы занятия. В процессе проведения занятий преподаватель задает основные и дополнительные вопросы, организует их обсуждение. На практических занятиях решаются задачи, разбираются тестовые задания и задания, выданные для самостоятельной работы, заслушиваются реферативные выступления. Студенты, пропустившие занятие, или не подготовившиеся к нему, приглашаются на консультацию к преподавателю. Практические занятие заканчиваются подведением итогов: выводами по теме и выставлением оценок.

3. Систематически заниматься самостоятельной работой, которая включает в себя изучение нормативных документов, материалов учебников и статей из экономической литературы, решение задач, написание докладов, рефератов, эссе. Задания для самостоятельной работы выдаются преподавателем.

4. Под руководством преподавателя заниматься научно-исследовательской работой, что предполагает выступления с докладами на научно-практических конференциях и публикацию тезисов и статей по их результатам.

5. При возникающих затруднениях при освоении дисциплины для неуспевающих студентов и студентов, не посещающих занятия, проводятся еженедельные консультации, на которые приглашаются неуспевающие студенты, а также студенты, испытывающие потребность в помощи преподавателя при изучении дисциплины.

 
ПРИЛОЖЕНИЯ
 
Актуализированная рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании выпускающей кафедры, протокол №  ___   от _____________________
Заведующий выпускающей кафедрой  _________________________________
ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ

в 20___ /20___ учебном году

ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ

в 20___ /20___ учебном году

ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ

в 20___ /20___ учебном году

Актуализированная рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании выпускающей кафедры, протокол №  ___   от  _____________________
Актуализированная рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании выпускающей кафедры, протокол №  ___   от  _____________________
Актуализированная рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании выпускающей кафедры, протокол №  ___   от  _____________________
Заведующий выпускающей кафедрой  _________________________________
Заведующий выпускающей кафедрой  _________________________________
Заведующий выпускающей кафедрой  _________________________________
ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ

в 20___ /20___ учебном году

Актуализированная рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании выпускающей кафедры, протокол №  ___   от  _____________________
Заведующий выпускающей кафедрой  _________________________________
ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ

в 20___ /20___ учебном году

Актуализированная рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании выпускающей кафедры, протокол №  ___   от  _____________________
ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ

в 20___ /20___ учебном году

Заведующий выпускающей кафедрой  _________________________________