2024-2025_38_03_02_24-1_Менеджмент (МО)_plx_Стратегический менеджмент
 
МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования 
"Чувашский государственный аграрный университет"

(ФГБОУ ВО Чувашский ГАУ)

Кафедра
Экономики, менеджмента и агроконсалтинга
УТВЕРЖДАЮ
Проректор по учебной

и научной работе

 
 
Л.М. Иванова
26.03.2024 г.
 
Б1.В.06
Стратегический менеджмент
Направление подготовки 38.03.02 Менеджмент

Направленность (профиль) Менеджмент организаций

рабочая программа дисциплины (модуля)
 
экзамен    курсовая работа 
Виды контроля:
часов на контроль
36
самостоятельная работа
84
аудиторные занятия
60
Общая трудоемкость
Часов по учебному плану
5 ЗЕТ
Форма обучения
очная
Квалификация
Бакалавр
180
в том числе:
 
Распределение часов дисциплины по семестрам
Семестр

(<Курс>.<Семестр на курсе>)

7 (4.1)
Итого
Недель
16
Вид занятий
УП
РП
УП
РП
Лекции
30
30
30
30
Практические
30
30
30
30
В том числе инт.
12
12
12
12
Итого ауд.
60
60
60
60
Кoнтактная рабoта
60
60
60
60
Сам. работа
84
84
84
84
Часы на контроль
36
36
36
36
Итого
180
180
180
180
 
 
 
Программу составил(и):
канд. экон. наук, доц., Кочергина С.Г.
 
 
1. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 38.03.02 Менеджмент (приказ Минобрнауки России от 12.08.2020 г. № 970).
При разработке рабочей программы дисциплины (модуля) "Стратегический менеджмент" в основу положены:
2. Учебный план: Направление подготовки 38.03.02 Менеджмент

Направленность (профиль) Менеджмент организаций

, одобренный Ученым советом ФГБОУ ВО Чувашский ГАУ от 26.03.2024 г., протокол № 12.

 
 
 
Рабочая программа дисциплины (модуля) проходит согласование с использованием инструментов электронной информационно-образовательной среды Университета.
 
Заведующий кафедрой  Абросимова М.С. 
Заведующий выпускающей кафедрой  Абросимова М.С. 
Председатель методической комиссии факультета  Медведева Т.А.
Директор научно-технической библиотеки  Викторова В.А.
СОГЛАСОВАНО:
 
Оснащенность
 
 
1. ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
1.1
формирование у студента базовых теоретических знаний и основных практических навыков в области стратегического управления предприятием в условиях нестабильной внешней среды.
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП
Цикл (раздел) ОПОП:
Б1.В
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
Основы экономической культуры граждан
2.1.2
Производственная практика, технологическая (проектно-технологическая) практика
2.1.3
Риск-менеджмент
2.1.4
Экономика отраслей АПК
2.1.5
Внешнеэкономические связи предприятий агропромышленного комплекса
2.1.6
Инвестиционный менеджмент
2.1.7
Информационные технологии в менеджменте
2.1.8
Исследование систем управления
2.1.9
Теория организации
2.1.10
Управление качеством
2.1.11
Производственная практика, научно-исследовательская работа
2.1.12
Управление затратами и ценовая политика
2.1.13
Учебная практика, научно-исследовательская работа (получение первичных навыков научно-исследовательской работы)
2.1.14
Экономика, анализ и планирование деятельности предприятия
2.1.15
Маркетинг
2.1.16
Методы принятия управленческих решений
2.1.17
Теория менеджмента
2.1.18
Кооперация и агропромышленная интеграция
2.1.19
Управление в агропромышленном комплексе
2.1.20
Учебная практика, ознакомительная практика
2.1.21
Экономическая теория
 
2.2
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
 
2.2.1
Антикризисное управление
 
2.2.2
Логистика
 
2.2.3
Организация и планирование предпринимательской деятельности в АПК
 
2.2.4
Производственная практика, преддипломная практика
 
2.2.5
Управление проектами
 
2.2.6
Управление стоимостью бизнеса
 
3. КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
УК-10. Способен принимать обоснованные экономические решения в различных областях жизнедеятельности
 
УК-10.1 Знает: основные документы, регламентирующие экономическую деятельность; источники финансирования профессиональной деятельности; принципы планирования экономической деятельности
 
 
 
УК-10.2 Умеет: обосновывать принятие экономических решений, использовать методы экономического планирования для достижения поставленных целей
 
 
 
УК-10.3 Имеет навыки: применения экономических инструментов
 
 
 
ПК-1. Способен разрабатывать мероприятия по воздействию на риск в разрезе отдельных видов и осуществлять их экономическую оценку
 
ПК-1.1 Знает: базовые положения международных и национальных стандартов по риск-менеджменту и смежным вопросам, методы воздействия на риски в разрезе отдельных их видов, методы, техники, технологии управления различными видами риска
 
 
 
ПК-1.2 Умеет: отбирать подходящие методы воздействия на отдельные виды рисков, разрабатывать и внедрять планы воздействия на риски
 
 
 
ПК-1.3 Имеет практический опыт: мониторинга рисков, их оценки и разработки мероприятий по воздействию на них
 
 
 
ПК-5. Способен проводить экономические исследования с целью обоснования и выбора управленческих решений
 
Оснащенность
 
ПК-5.1 Знает: теорию систем, методологию научного исследования, методы сбора, анализа, систематизации, хранения и поддержания в актуальном состоянии информации бизнес-анализа
 
 
 
ПК-5.2 Умеет: анализировать внутренние (внешние) факторы и условия, влияющие на деятельность организации, определять связи и зависимости между элементами информации, оценивать бизнес-возможности реализации проектов, оформлять результаты бизнес-анализа и исследований в соответствии с выбранными подходами
 
 
 
ПК-5.3 Имеет практический опыт: выявления, сбора, анализа информации, описания возможных решений и оценки эффективности каждого варианта решения с точки зрения достижения целевых показателей
 
 
 
ПК-6. Способен осуществлять тактическое управление процессами организации производства
 
ПК-6.1 Знает: порядок разработки нормативов, методы организации оперативного учета, оптимизации использования материальных, трудовых и финансовых ресурсов, порядок ведения планово-учетной документации, договорной работы
 
 
 
ПК-6.2 Умеет: разрабатывать меры по обеспечению режима экономии, повышению рентабельности производства, конкурентоспособности выпускаемой продукции, производительности труда
 
 
 
ПК-6.3 Имеет практический опыт: подготовки исходных данных и выполнения расчетов по материальным, трудовым и финансовым затратам, необходимых для производства и реализации выпускаемой продукции, освоения новых видов продукции, производимых услуг; определения экономической эффективности организации труда и производства, внедрения инновационных технологий
 
 
 
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
 
3.1
Знать:
3.1.1
-основные документы, регламентирующие экономическую деятельность; источники финансирования профессиональной деятельности; принципы планирования экономической деятельности;
3.1.2
- базовые положения международных и национальных стандартов по риск-менеджменту и смежным вопросам, методы воздействия на риски в разрезе отдельных их видов, методы, техники, технологии управления различными видами риска;
3.1.3
- нормативные правовые акты, методические материалы по вопросам организации управления производством, производственного планирования и управления производством, учета и анализа результатов производственно-хозяйственной деятельности;
3.1.4
- порядок разработки организационных структур и распределения функциональных обязанностей, организации взаимодействия между работниками и структурными подразделениями, нормы корпоративного управления и корпоративной культуры, основы научной организации труда, методы нормирования трудовых затрат, системы оплаты труда, материального и морального стимулирования работников.
 
 
3.2
Уметь:
3.2.1
- обосновывать принятие экономических решений, использовать методы экономического планирования для достижения поставленных целей;
3.2.2
- отбирать подходящие методы воздействия на отдельные виды рисков, разрабатывать и внедрять планы воздействия на риски;
3.2.3
- осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию планов производственно-хозяйственной деятельности организации для достижения стратегических целей;
3.2.4
- выявлять резервы и создавать условия для снижения трудоемкости продукции, роста производительности труда за счет повышения качества нормирования, устранения потерь рабочего времени и улучшения его использования, совершенствования системы оплаты труда, материального и морального стимулирования работников
 
 
3.3
Иметь навыки и (или) опыт деятельности:
3.3.1
- применения экономических инструментов;
3.3.2
- организации работы по тактическому планированию деятельности предприятия, исходя из стратегических целей, конкретных условий и потребностей рынка, выявлять и использовать резервы производства;
3.3.3
- работы в коллективе, построения эффективных коммуникаций с коллегами и руководством с учетом норм профессиональной этики и корпоративной культуры, передачи знаний и опыта, организации повышения уровня квалификации работников для решения стратегических и тактических задач
 
 
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Литература
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Инте

ракт.

Примечание
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Прак.

подг.

 
 
Раздел 1. Предплановый стратегический анализ

 
Оснащенность
 
Тема 1. Введение в стратегический менеджмент /Лек/
Л1.1Л2.1 Л2.2

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6

2
ПК-1.1 ПК-1.2 ПК-1.3 ПК-6.1 ПК-6.2 ПК-6.3 УК-10.1 УК-10.2 УК-10.3 ПК-5.1 ПК-5.2 ПК-5.3
7
0
0
 
Тема 1. Введение в стратегический менеджмент /Пр/
Л1.1Л2.1 Л2.2

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6

2
ПК-1.1 ПК-1.2 ПК-1.3 ПК-6.1 ПК-6.2 ПК-6.3 УК-10.1 УК-10.2 УК-10.3 ПК-5.1 ПК-5.2 ПК-5.3
7
0
0
 
Тема 1. Введение в стратегический менеджмент /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6

10
ПК-1.1 ПК-1.2 ПК-1.3 ПК-6.1 ПК-6.2 ПК-6.3 УК-10.1 УК-10.2 УК-10.3 ПК-5.1 ПК-5.2 ПК-5.3
7
0
Подготовка сообщений, докладов, эссе.
0
 
Тема 2. Стратегический анализ внутренней среды компании  /Лек/
Л1.1Л2.1 Л2.2

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6

4
ПК-1.1 ПК-1.2 ПК-1.3 ПК-6.1 ПК-6.2 ПК-6.3 УК-10.1 УК-10.2 УК-10.3 ПК-5.1 ПК-5.2 ПК-5.3
7
2
Проблемная лекция
0
 
Тема 2. Стратегический анализ внутренней среды компании  /Пр/
Л1.1Л2.1 Л2.2

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6

4
ПК-1.1 ПК-1.2 ПК-1.3 ПК-6.1 ПК-6.2 ПК-6.3 УК-10.1 УК-10.2 УК-10.3 ПК-5.1 ПК-5.2 ПК-5.3
7
2
Деловая игра
0
 
Тема 2. Стратегический анализ внутренней среды компании  /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6

8
ПК-1.1 ПК-1.2 ПК-1.3 ПК-6.1 ПК-6.2 ПК-6.3 УК-10.1 УК-10.2 УК-10.3 ПК-5.1 ПК-5.2 ПК-5.3
7
0
Обсуждение, деловая игра.
0
 
Тема 3. Стратегический анализ среды фирмы  /Лек/
Л1.1Л2.1 Л2.2

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6

4
ПК-1.1 ПК-1.2 ПК-1.3 ПК-6.1 ПК-6.2 ПК-6.3 УК-10.1 УК-10.2 УК-10.3 ПК-5.1 ПК-5.2 ПК-5.3
7
2
Проблемная лекция
0
 
Оснащенность
 
Тема 3. Стратегический анализ среды фирмы  /Пр/
Л1.1Л2.1 Л2.2

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6

4
ПК-1.1 ПК-1.2 ПК-1.3 ПК-6.1 ПК-6.2 ПК-6.3 УК-10.1 УК-10.2 УК-10.3 ПК-5.1 ПК-5.2 ПК-5.3
7
2
Деловая игра
0
 
Тема 3. Стратегический анализ среды фирмы  /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6

8
ПК-1.1 ПК-1.2 ПК-1.3 ПК-6.1 ПК-6.2 ПК-6.3 УК-10.1 УК-10.2 УК-10.3 ПК-5.1 ПК-5.2 ПК-5.3
7
0
индивидуальное задание
0
 
Тема 4. Виды стратегий  /Лек/
Л1.1Л2.1 Л2.2

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6

4
ПК-1.1 ПК-1.2 ПК-1.3 ПК-6.1 ПК-6.2 ПК-6.3 УК-10.1 УК-10.2 УК-10.3 ПК-5.1 ПК-5.2 ПК-5.3
7
0
0
 
Тема 4. Виды стратегий  /Пр/
Л1.1Л2.1 Л2.2

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6

4
ПК-1.1 ПК-1.2 ПК-1.3 ПК-6.1 ПК-6.2 ПК-6.3 УК-10.1 УК-10.2 УК-10.3 ПК-5.1 ПК-5.2 ПК-5.3
7
0
0
 
Тема 4. Виды стратегий  /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6

8
ПК-1.1 ПК-1.2 ПК-1.3 ПК-6.1 ПК-6.2 ПК-6.3 УК-10.1 УК-10.2 УК-10.3 ПК-5.1 ПК-5.2 ПК-5.3
7
0
тесты
0
 
 
Раздел 2. Разработка и управление стратегическим планом 

 
Тема 5. Стратегическое планирование  /Лек/
Л1.1Л2.1 Л2.2

4
ПК-1.1 ПК-1.2 ПК-1.3 ПК-6.1 ПК-6.2 ПК-6.3 УК-10.1 УК-10.2 УК-10.3 ПК-5.1 ПК-5.2 ПК-5.3
7
0
Проблемная лекция
0
 
Тема 5. Стратегическое планирование  /Пр/
Л1.1Л2.1 Л2.2

4
ПК-1.1 ПК-1.2 ПК-1.3 ПК-6.1 ПК-6.2 ПК-6.3 УК-10.1 УК-10.2 УК-10.3 ПК-5.1 ПК-5.2 ПК-5.3
7
2
Кейсы
0
 
Оснащенность
 
Тема 5. Стратегическое планирование  /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2

8
ПК-1.1 ПК-1.2 ПК-1.3 ПК-6.1 ПК-6.2 ПК-6.3 УК-10.1 УК-10.2 УК-10.3 ПК-5.1 ПК-5.2 ПК-5.3
7
0
сообщение
0
 
Тема 6. Разработка стратегии, миссии и целей развития

компании

/Лек/

Л1.1Л2.1 Л2.2

4
ПК-1.1 ПК-1.2 ПК-1.3 ПК-6.1 ПК-6.2 ПК-6.3 УК-10.1 УК-10.2 УК-10.3 ПК-5.1 ПК-5.2 ПК-5.3
7
0
0
 
Тема 6. Разработка стратегии, миссии и целей развития

компании

/Пр/

Л1.1Л2.1 Л2.2

4
ПК-1.1 ПК-1.2 ПК-1.3 ПК-6.1 ПК-6.2 ПК-6.3 УК-10.1 УК-10.2 УК-10.3 ПК-5.1 ПК-5.2 ПК-5.3
7
2
проблемная лекция
0
 
Тема 6. Разработка стратегии, миссии и целей развития

компании

/Ср/

Л1.1Л2.1 Л2.2

8
ПК-1.1 ПК-1.2 ПК-1.3 ПК-6.1 ПК-6.2 ПК-6.3 УК-10.1 УК-10.2 УК-10.3 ПК-5.1 ПК-5.2 ПК-5.3
7
0
индивидуальное задание
0
 
Тема 7. Управление взаимодействием власти и бизнеса  /Лек/
Л1.1Л2.1 Л2.2

4
ПК-1.1 ПК-1.2 ПК-1.3 ПК-6.1 ПК-6.2 ПК-6.3 УК-10.1 УК-10.2 УК-10.3 ПК-5.1 ПК-5.2 ПК-5.3
7
0
0
 
Тема 7. Управление взаимодействием власти и бизнеса  /Пр/
Л1.1Л2.1 Л2.2

4
ПК-1.1 ПК-1.2 ПК-1.3 ПК-6.1 ПК-6.2 ПК-6.3 УК-10.1 УК-10.2 УК-10.3 ПК-5.1 ПК-5.2 ПК-5.3
7
0
0
 
Тема 7. Управление взаимодействием власти и бизнеса  /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2

8
ПК-1.1 ПК-1.2 ПК-1.3 ПК-6.1 ПК-6.2 ПК-6.3 УК-10.1 УК-10.2 УК-10.3 ПК-5.1 ПК-5.2 ПК-5.3
7
0
собеседование
0
 
Оснащенность
 
Тема 8. Система сбалансированных показателей в стратегическом менеджменте  /Лек/
Л1.1Л2.1 Л2.2

4
ПК-1.1 ПК-1.2 ПК-1.3 ПК-6.1 ПК-6.2 ПК-6.3 УК-10.1 УК-10.2 УК-10.3 ПК-5.1 ПК-5.2 ПК-5.3
7
0
0
 
Тема 8. Система сбалансированных показателей в стратегическом менеджменте  /Пр/
Л1.1Л2.1 Л2.2

4
ПК-1.1 ПК-1.2 ПК-1.3 ПК-6.1 ПК-6.2 ПК-6.3 УК-10.1 УК-10.2 УК-10.3 ПК-5.1 ПК-5.2 ПК-5.3
7
0
0
 
Тема 8. Система сбалансированных показателей в стратегическом менеджменте  /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2

8
ПК-1.1 ПК-1.2 ПК-1.3 ПК-6.1 ПК-6.2 ПК-6.3 УК-10.1 УК-10.2 УК-10.3 ПК-5.1 ПК-5.2 ПК-5.3
7
0
индивидуальное задание
0
 
 
Раздел 3. Курсовая работа

 
Выполнение курсовой работы /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2

18
ПК-1.1 ПК-1.2 ПК-1.3 ПК-6.1 ПК-6.2 ПК-6.3 УК-10.1 УК-10.2 УК-10.3 ПК-5.1 ПК-5.2 ПК-5.3
7
0
Защита курсовой работы
0
 
 
Раздел 4. Контроль

 
/Экзамен/
Л1.1Л2.1 Л2.2

36
ПК-1.1 ПК-1.2 ПК-1.3 ПК-6.1 ПК-6.2 ПК-6.3 УК-10.1 УК-10.2 УК-10.3 ПК-5.1 ПК-5.2 ПК-5.3
7
0
0
 
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
5.1. Примерный перечень вопросов к зачету
Не предусмотрено учебным планом.
 
5.2. Примерный перечень вопросов к экзамену
1. Назначение и сущность стратегического менеджмента

2. Эволюция стратегического менеджмента (этапы развития стратегического менеджмента)

3. Понятие стратегии. Элементы стратегии развития организации

4. «Видение» как элемент стратегического развития организации. Способы формулировки видения

5. Миссия как элемент стратегического развития организации. Основные элементы и отличительные особенности миссии

6. Цели организации и их классификация

7. Методы построения системы целей и определения их приоритетности

8. Классификация целей организации и их свойства

9. Стратегические и финансовые цели. Сходство и различия

10. Основные направления и виды стратегического анализа внутренней среды компании

 
Оснащенность
 
11. Анализ цепочки создания ценности

12. Ключевые факторы успеха (КФУ)  

13. АВС – анализ как метод определения (КФУ)

14. Портфельный анализ как способ оценки внутренней среды организации

15. Метод стратегических матриц

16. Матрица БКГ: способы применения и методы ее построения

17. Структура сбалансированного товарного портфеля

18. Стратегический анализ среды фирмы

19. SWOT-метод как инструмент стратегического анализа фирмы

20. Анализ макросреды фирмы  

21. (PEST-анализ) факторов макросреды фирмы

22. (STEP – анализ) пошаговый анализ макросреды фирмы

23. Анализ внешней микросреды фирмы

24. Отраслевой анализ: назначение и методы проведения

25. Исследование рынка и потребителей

26. Выбор показателей конкурентоспособности и методов ее оценки

27. Конкурентоспособность продукта, маркетинговой деятельности и организации в целом

28. Выбор мер по повышению конкурентоспособности

29. Модель пяти факторов конкуренции М. Портера: назначение и способы использования в стратегическом менеджменте

30. Фактор неопределенности и риски при выборе стратегических альтернатив

31. Роль экспертных методов социологических исследований при обосновании стратегических решений

32. Базовые (эталонные) стратегии

33. Конкурентные стратегии

34. Стратегия лидерства за счет экономии на издержках

35. Стратегия дифференциации

36. Стратегия фокусирования

37. Стратегия обновления продукции

38. Планирование как основная функция стратегического менеджмента

39. Правила и способы планирования

40. Стратегическое и тактическое планирование

41. Реализация стратегии и сводные планы

42. Назначение бизнес-плана

43. Структура и содержание бизнес-плана

44. Стратегические союзы и совместные предприятия как стратегия бизнес – планирования

45. Горизонтальная и вертикальная интеграция как разновидность стратегии – бизнес – планирования

46. Инсорсинг и аутсорсинг как разновидности стратегии бизнес – планирования

47. Слияния и поглощения компаний

48. Стратегии защиты от недружественных поглощений

49. Признаки и формы государственно-частного партнерства

50. Взаимодействие  «Бизнес – власть – общество»  в структуре создания потребительской ценности

51. Механизмы реализации государственно-частного партнерства

52. Соглашения о разделе продукции как способ интеграции в условиях государственного партнерства

53. Структура и принципы системы сбалансированных показателей (ССП) в стратегическом менеджменте

54. Проекции сбалансированной системы показателей в стратегическом менеджменте

55. Особенности применения системы сбалансированных показателей в стратегическом менеджменте

56. Организационные аспекты стратегического менеджмента

 
5.3. Тематика курсовых работ (курсовых проектов)
1. Стратегическое управление и конкурентоспособность предприятия (на примере конкретной организации).

2.  Конкурентные (деловые) стратегии организации (на примере конкретной организации).

3. Стратегия выживания, характеристика, пути разработки (на примере конкретной организации)

4. Стратегия стабилизации, характеристика, пути разработки (на примере конкретной организации)

5. Разработка ценовой стратегии предприятия (на примере конкретного предприятия)

6. Разработка и развитие методов стратегического планирования (на примере конкретного предприятия)

7. Использование сценарного планирования в деятельности организации (на примере конкретного предприятия)

8. Развитие и совершенствование технологий стратегического менеджмента (на примере конкретного предприятия)

9. Стратегический анализ основных компонентов внутренней и внешней среды и его значение в определении стратегии развития организации (на примере конкретного предприятия)

10. Совершенствование и развитие предпринимательского управления организацией (на примере конкретного предприятия)

11. Функциональные стратегии развития организации и особенности их разработки (на примере конкретной организации)

12. Стратегии диверсификации и практика их использования на российских и зарубежных фирмах (на примере конкретной организации)

13. Стратегический менеджмент в организации малого бизнеса (на примере конкретного предприятия)

14. Конкурентоспособность организации в системе стратегического менеджмента (на примере конкретного предприятия)

15. Стратегии международного развития организаций (на примере конкретной организации)

 
Оснащенность
 
16. Разработка инновационной стратегии развития организации (на примере конкретного предприятия)

17. Бизнес–планирование как форма оперативно-стратегического планирования реализации стратегии

18. Использование наступательных и оборонительных стратегий в деятельности организации (на примере конкретного предприятия)

19. Портфельный анализ как основа формирования корпоративной стратегии фирмы (на примере конкретной организации)

20. Информационное обеспечение стратегического менеджмента предприятия (на примере конкретного предприятия)

21. Обоснование и выбор стратегии малого предприятия, контроль и оценка ее реализации.

22. Анализ и выбор стратегий на разных этапах жизненного цикла отрасли (организации)

23. Ситуационный стратегический анализ и постановка стратегических целей организации (на примере конкретной организации)

24. Современный уровень стратегического планирования социально-экономического развития (на примере конкретного региона или области)

25. Роль лидерства в формировании конкурентной стратегии организации (на примере конкретной организации или фирмы)

26. Инструменты стратегического менеджмента: матрицы и модели (на примере конкретной организации).

27. Особенности управления стратегическими задачами предприятия (на примере конкретного предприятия)

28. Формирование политики продвижения продукции предприятия (на примере конкретной организации или субъекта малого бизнеса)

29. Оценка конкурентоспособности услуг малого предприятия (на примере субъекта малого бизнеса)

30. Разработка стратегии организационных изменений (на примере конкретного предприятия)

31. Формирование конкурентного преимущества организации (на примере конкретного предприятия)

32. Разработка и совершенствование экономической стратегии организации (на примере конкретного предприятия)

33. Стратегический анализ издержек предприятия и цепочки ценностей (на примере конкретного предприятия)

34. Разработка социальной стратегии организации (на примере конкретной организации)

35. Разработка политики продвижения продукции с использованием маркетинговых инструментов (на примере конкретного предприятия)

36. Оценка производственно-сбытовых возможностей фирмы и стратегическое управление (на примере конкретного предприятия).

37. Анализ и прогнозирование общей ситуации в отрасли и конкуренции в ней (на примере конкретной отрасли)

38. Особенности стратегического управления в некоммерческих организациях (на примере конкретной организации)

39. Стратегический менеджмент человеческих ресурсов на предприятии (на примере конкретного предприятия)

40. Стратегическое управление муниципальным образованием (на примере конкретного муниципалитета)

41. Стратегическое управление качеством в системе менеджмента организации (на примере конкретной организации)

42. Управление рисками в системе стратегического менеджмента организации (на примере конкретной организации)

43. Логистическое управление в системе стратегического менеджмента организации (на примере конкретной организации)

44. Кадровые функциональные стратегии организации (на примере конкретной организации)

45. Базовые стратегии антикризисного управления организации (на примере конкретной организации)

46. Стратегическое управление корпоративными финансами организации (на примере конкретной организации)

47. Разработка системы стратегического управления предприятием на основе сбалансированной системы показателей (BSC) (на примере конкретной организации)

48. Разработка стратегии управления персоналом организации (на примере конкретной организации)

49. Стратегический менеджмент в организации АПК

50. Организационная структура как объект стратегических изменений (на примере конкретной организации)

 
Темы докладов

1. Школа  дизайна:  формирование  стратегии  как  процесса осмысления

2. Школа  планирования:  формирование  стратегии  как формального процесса

3. Школа  позиционирования:  формирование  стратегии  как аналитического  процесса

4. Школа  предпринимательства:  формирование  стратегии  как процесса предвидения

5. Когнитивная школа: формирование стратегии как ментального процесса

6. Школа  обучения:  формирование  стратегии  как развивающегося  процесса

7. Школа власти: формирование стратегии как процесса ведения переговоров

8. Школа власти: формирование стратегии как процесса ведения переговоров

9. Школа  внешней  среды:  формирование  стратегии  как реактивного  процесса

10. Школа конфигурации: формирование стратегии как процесса трансформации

11. Роль и значение системы SMART в процессе формирования целей организации

12. Базовые стратегии роста организации. Их классификация и сферы применения

13. Деловые стратегии достижения конкурентных преимуществ. Их классификация и сферы применения

14. Стратегии поведения в конкурентной среде. Их классификация и сферы применения  

15. Функциональные стратегии. Их классификация и сферы применения

16. Стратегии стадии жизненного цикла отрасли. Их классификация и сферы применения

17. Продуктово-маркетинговая стратегия

18. Стратегия управления персоналом

19. Производственная стратегия

20. Финансовая стратегия

21. Стратегия внешнеэкономической деятельности

22. Экономические кластеры как одно из направления стратегического управления

5.4. Фонд оценочных средств для проведения текущего контроля
 
Оснащенность
 
23. Информационное обеспечение и анализа среды организации

24. Система оценки методов стратегического  анализа FAROUT

25. GAP-анализ цели и стратегии

26. Показатели эффективности деятельности организации

27. Анализ денежных потоков и прибыли

28    Доходный, рыночный и затратный подходы анализа  и оценки стоимости фирмы

29. PEST – анализ макроокружения фирмы

30. Методы анализа микросреды

31. Модель конкурентных сил Портера

32. Конкурентная позиция фирмы

33. Ключевые факторы успеха отрасли (КФУ)

34. Карты стратегических групп в отрасли

35. Виды  SWOT–  анализа

36. SРACE – анализ

37. Стратегическая сегментация  и стратегии организации

38. Матрица Бостонской консультационной группы

39. Матрица портфельного анализа GE/McKincey

40. Матрица «Товар – рынок» Игоря Ансоффа

41. Анализ воздействия рыночной стратегии на прибыль (Проект PIMS)

42. Матрицафирмы «Arthur D. Little» (ADL)

43. Модели максимизации прибыли и ее приращения

44. Модели максимизации продаж и ее роста

45. Модель максимизации добавленной стоимости

46. Модели управленческого поведения

47. Сбалансированная система показателей

48. Риски в стратегическом управлении и их анализ

49. Методы оценки и управления стратегическим риском

50. Стратегические решения в условиях неопределенности

51. Стратегические альтернативы: процесс разработки и выбора

52. Методические подходы к формированию и оценке альтернатив

 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
Колич-во
 
Л1.1
Михненко П. А.
Стратегический менеджмент: учебник
, 2017
Электронный ресурс
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
Колич-во
 
Л2.1
Петров А. Н.
Стратегический менеджмент: учебник
СПб.: Питер, 2010
6
 
Л2.2
Тебекин А. В.
Стратегический менеджмент: учебник
М.: Юрайт, 2012
0
 
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
 
Э1
Официальный сайт Росстата 
 
Э2
Сервер  органов государственной власти Российской Федерации  
 
Э3
Мониторинг экономических показателей 
 
Э4
Каталог Российской государственной библиотеки
 
Э5
Каталог Российской национальной библиотеки
 
Э6
РосБизнесКонсалтинг (материалы аналитического и обзорного характера)
 
6.3.1 Перечень программного обеспечения
 
6.3.1.1
Справочная правовая система КонсультантПлюс
6.3.1.2
Электронный периодический справочник «Система Гарант»
6.3.1.3
ОС Windows XP
6.3.1.4
Project 2016
6.3.1.5
Visio 2016
6.3.1.6
VisualStudio 2015
6.3.1.7
Office 2007 Suites
6.3.1.8
MozillaThinderbird
 
Оснащенность
 
6.3.1.9
7-Zip
6.3.1.10
OfficeStandard 2010
6.3.1.11
OfficeStandard 2013
6.3.1.12
LibreOffice
6.3.1.13
ОС Windows Vista
6.3.1.14
ОС Windows 7
6.3.1.15
ОС Windows 8
6.3.1.16
Ubuntu (Mint)
6.3.1.17
Project Expert 7 Holding
6.3.1.18
OpenOffice 4.1.1
6.3.1.19
медиапроигрыватель VLC
6.3.1.20
SuperNovaReaderMagnifier
 
6.3.2 Перечень информационных справочных систем
 
6.3.2.1
Электронная библиотечная система издательства «Лань». Полнотекстовая электронная библиотека. Индивидуальный неограниченный доступ через фиксированный внешний IP адрес академии неограниченному количеству пользователей из любой точки, в которой имеется доступ к сети Интернет.http://e.lanbook.com
6.3.2.2
Электронная библиотека технического ВУЗа (ЭБС «Консультант студента»). Полнотекстовая электронная библиотека.  Индивидуальный неограниченный доступ через фиксированный внешний IP адрес академии неограниченному количеству пользователей из любой точки, в которой имеется доступ к сети Интернет. http://www.studentlibrary.ru
6.3.2.3
Электронно-библиотечная система ZNANIUM.COM. Полнотекстовая электронная библиотека. Индивидуальный неограниченный доступ через фиксированный внешний IP адрес академии неограниченному количеству пользователей из любой точки, в которой имеется доступ к сети Интернет. http://znanium.com/
6.3.2.4
Электронная библиотечная система «ЭБС ЮРАЙТ www.biblio-online.ru». Полнотекстовая электронная библиотека. Индивидуальный неограниченный доступ через фиксированный внешний IP адрес академии неограниченному количеству пользователей из любой точки, в которой имеется доступ к сети Интернет. https://www.biblio-online.ru/
6.3.2.5
Электронный периодический справочник «Система ГАРАНТ». Полнотекстовый, обновляемый. Доступ по локальной сети академии
6.3.2.6
Национальная электронная библиотека. Доступ посредством использования сети «Интернет» на 32 терминала доступа. https://нэб.рф/
 
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
Аудитория
Назначение
Оснащенность
Вид работ
 
35а
Учебная аудитория
Стол преподавателя (1 шт.), столы (30 шт.), стулья (60 шт.), стул преподавателя (1 шт.), доска аудиторная (1 шт.), трибуна (1 шт.), демонстрационное оборудование (белая лаковая магнитно-маркерная доска (1 шт.), проектор Toshiba (1 шт.) и учебно-наглядные пособия
 
57а
Учебная аудитория
Стол преподавателя (1 шт.), столы ученические (23 шт.), стулья (53 шт.), стул преподавателя (1 шт.), доска (1 шт.), трибуна (1 шт.), демонстрационное оборудование (проекционный экран LUMIEN (1 шт.), проектор Acer (6 шт.), моноблок Acer Aspire C22-963 (1шт.))  и учебно-наглядные пособия
 
66а
Учебная аудитория
Стол преподавателя (1 шт.), столы (16 шт.), стулья (30 шт.), стул преподавателя (1 шт.), доска (1 шт.), трибуна (1 шт.), Экран рулонный настенный  (1 шт.)
 
Оснащенность
 
51а
Учебная аудитория
ССтол преподавателя (1 шт.), парта 3-хместная со скамейкой (10 шт.), стулья (5 шт.), стул преподавателя (1 шт.), доска (1 шт.), трибуна (1 шт.), демонстрационное оборудование (Экран с электроприводом Electric Screen (1 шт.), проектор Toshiba (1 шт.), ноутбук Acer Asp T2370  (1 шт.)) и учебно-наглядные пособия
 
52а
Помещение для самостоятельной работы
Столы (4 шт.), стулья (4 шт.), компьютерная техника с возможностью подключения к сети "Интернет" и обеспечением доступа в электронную информационно-образовательную среду организации (4 шт.)
 
123
Помещение для самостоятельной работы
Компьютерная техника с возможностью подключения к сети "Интернет" и обеспечением доступа в электронную информационно-образовательную среду организации(19 шт.), столы (17 шт.), компьютерный стол 6-и местный (3 шт.), стулья ученические (34 шт.), стулья п/м (18 шт.), стеллажи с литературой, видеоувеличитель Optelec Wide Screen (1 шт.)
 
8. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Методика изучения курса предусматривает наряду с лекциями и практическими занятиями, организацию самостоятельной работы студентов, проведение консультаций, руководство докладами студентов для выступления на научно-практических конференциях, осуществление текущего, промежуточного форм контроля.

Система знаний по дисциплине «Стратегический менеджмент» формируется в ходе аудиторных и внеаудиторных (самостоятельных) занятий. Используя лекционный материал, учебники и учебные пособия, дополнительную литературу, проявляя творческий подход, студент готовится к практическим занятиям, рассматривая их как пополнение, углубление, систематизацию своих теоретических знаний.

Для освоения дисциплины студентами необходимо:

1. Посещать лекции, на которых в сжатом и системном виде излагаются основы дисциплины: даются определения понятий, законов, которые должны знать студенты; раскрываются закономерности поведения экономических субъектов. Студенту важно понять, что лекция есть своеобразная творческая форма самостоятельной работы. Надо пытаться стать активным соучастником лекции: думать, сравнивать известное с вновь получаемыми знаниями, войти в логику изложения материала лектором, следить за ходом его мыслей, за его аргументацией, находить в ней кажущиеся вам слабости. Во время лекции можно задать лектору вопрос, желательно в письменной форме, чтобы не мешать и не нарушать логики проведения лекции.Слушая лекцию, следует зафиксировать основные идеи, положения, обобщения, выводы. Работа над записью лекции завершается дома. На свежую голову (пока еще лекция в памяти) надо уточнить то, что записано, обогатить запись тем, что не удалось зафиксировать в ходе лекции, записать в виде вопросов то, что надо прояснить, до конца понять. Важно соотнести материал лекции с темой учебной программы и установить, какие ее вопросы нашли освещение в прослушанной лекции. Тогда полезно обращаться и к учебнику. Лекция и учебник не заменяют, а дополняют друг друга.

2. Посещать практические занятия, к которым следует готовиться и активно на них работать. Задание к практическому занятию выдает преподаватель. Задание включает в себя основные вопросы, задачи, тесты и рефераты для самостоятельной работы, литературу. Практические занятия начинаются с вступительного слова преподавателя, в котором называются цель, задачи и вопросы занятия. В процессе проведения занятий преподаватель задает основные и дополнительные вопросы, организует их обсуждение. На практических занятиях решаются задачи, разбираются тестовые задания и задания, выданные для самостоятельной работы, заслушиваются реферативные выступления.Студенты, пропустившие занятие, или не подготовившиеся к нему, приглашаются на консультацию к преподавателю. Практическое занятие заканчивается подведением итогов: выводами по теме и выставлением оценок.

3. Систематически заниматься самостоятельной работой, которая включает в себя изучение нормативных документов, материалов учебников и статей из экономической литературы, решение задач, написание докладов, рефератов, эссе. Задания для самостоятельной работы выдаются преподавателем.

4. Под руководством преподавателя заниматься научно-исследовательской работой, что предполагает выступления с докладами на научно-практических конференциях и публикацию тезисов и статей по их результатам.

5. При возникающих затруднениях при освоении дисциплины «Стратегический менеджмент», для неуспевающих студентов и студентов, не посещающих занятия, проводятся еженедельные консультации, на которые приглашаются неуспевающие студенты, а также студенты, испытывающие потребность в помощи преподавателя при изучении дисциплины.

При изучении дисциплины «Стратегический менеджмент» следует усвоить:

- основные принципы и методы стратегического управления и планирования;

- связующие процессы в организации и основные школы и направления в управленческой науке;

-  методы и модели принятия решений в управлении деятельностью организации.

Требования, предъявляемые к выполнению контрольных заданий. При выполнении контрольных заданий следует:

1. Получить четкий ответ на все вопросы, содержащиеся в контрольном задании.

2. Максимально четко изложить способ выполнения контрольного задания.

3. Оформить задание в соответствии с предъявленными требованиями.

4. По возможности, осуществить проверку полученных результатов.

По согласованию с преподавателем или по его заданию студенты могут готовить рефераты по отдельным темам дисциплины. Основу докладов составляет, как правило, содержание подготовленных студентами рефератов. Качество учебной работы студентов преподаватель оценивает по результатам тестирования и экзамена. Тестирование организовывается в компьютерных классах. Все вопросы тестирования обсуждаются на лекционных и практических 

 
Оснащенность
 
занятиях. Подготовка к экзамену предполагает изучение конспектов лекций, рекомендуемой литературы и других источников, повторение материалов  практических занятий.
 
ПРИЛОЖЕНИЯ
 
Актуализированная рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании выпускающей кафедры, протокол №  ___   от _____________________
Заведующий выпускающей кафедрой  _________________________________
ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ

в 20___ /20___ учебном году

ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ

в 20___ /20___ учебном году

ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ

в 20___ /20___ учебном году

Актуализированная рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании выпускающей кафедры, протокол №  ___   от  _____________________
Актуализированная рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании выпускающей кафедры, протокол №  ___   от  _____________________
Актуализированная рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании выпускающей кафедры, протокол №  ___   от  _____________________
Заведующий выпускающей кафедрой  _________________________________
Заведующий выпускающей кафедрой  _________________________________
Заведующий выпускающей кафедрой  _________________________________
ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ

в 20___ /20___ учебном году

Актуализированная рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании выпускающей кафедры, протокол №  ___   от  _____________________
Заведующий выпускающей кафедрой  _________________________________
ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ

в 20___ /20___ учебном году

Актуализированная рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании выпускающей кафедры, протокол №  ___   от  _____________________
ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ

в 20___ /20___ учебном году

Заведующий выпускающей кафедрой  _________________________________