(ФГБОУ ВО Чувашский ГАУ)
и научной работе
Направленность (профиль) Менеджмент организаций
(<Курс>.<Семестр на курсе>)
Направленность (профиль) Менеджмент организаций
, одобренный Ученым советом ФГБОУ ВО Чувашский ГАУ от 26.03.2024 г., протокол № 12.
ции
ракт.
подг.
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
1. Модели принятия экономических решений. Теории рациональных ожиданий и адаптивных ожиданий.
2. Проблемы восприятия информации. Проблемы мышления и поведения.
3. Основы функционирования рыночной экономики и поведения экономических агентов. Определения совокупного выпуска, совокупного дохода, уровня цен и темпа инфляции.
4. Принцип изменения ценности денег во времени.
5. Процентные ставки, их роль и регулирование в рыночной экономике. Предложение и спрос на рынке денег.
6. Модель предпочтения ликвидности.
7. Рисковая и временная структуры процентных ставок.
8. Организация финансового планирования в домохозяйстве. Расходы. Обязательные и необязательные расходы.
9. Обязательные и необязательные расходы в личном бюджете. Метод «4-х конвертов».
10. Налоги. Плоская и прогрессивная шкалы налогообложения.
11. Налоговые вычеты. Как получить налоговый вычет.
12. Налоговая нагрузка на граждан в России и мировая практика.
13. Личная инфляция. Снижение покупательной способности из-за инфляции. Измерение инфляции. Инфляция в России.
14. Ключевая ставка ЦБ РФ, ее влияние на банковские ставки, инфляцию и экономический рост. Калькуляторы инфляции.
15. Формирование личного (семейного) бюджета. Денежные и неденежные доходы. Понятие, назначение и расчет МРОТ.
16. Элементы системы оплаты труда наемного работника.
17. Социальные выплаты и пособия.
18. Профицит и дефицит бюджета. Назначение и инструменты формирования сбережений.
19. Назначение и инструменты формирования сбережений. Инструменты управления личными финансами. Жизненный цикл индивида и его влияние на личный бюджет.
20. Назначение и современное разнообразие финансовых посредников.
21. Банковские продукты для расчетов и формирования сбережений.
22. Основы функционирования системы страхования вкладов.
23. Потребительский кредит, его формы и виды. Банковское кредитование граждан: продукты, кредитная история, схемы погашения кредитов.
24. Банковское кредитование граждан: продукты, кредитная история, схемы погашения кредитов, работа с просроченной задолженностью, реструктуризация задолженности перед банком.
25. Банкротство физического лица.
26. Небанковские финансовые организации (МФО), их типология. Основные виды и особенности организации услуг, предоставляемых некредитными финансовыми организациями.
27. Специфика деятельности микрофинансовых организаций и кредитных потребительских кооперативов.
28. Расчѐт годовой ставки процента по договорам с МФО. Виды рисков домохозяйств при обращении в МФО. Взаимосвязь МФО и коллекторских агентств.
29. Инвестиции на финансовых рынках и банки. Теория рациональных ожиданий и гипотеза эффективного рынка.
30. Финансовые инструменты и финансовые посредники на фондовом рынке.
31. Сравнительная характеристика инструментов для инвестирования на рынке драгоценных металлов.
32. ПИФы как способ инвестирования для физических лиц.
33. Банки как посредники в инвестиционной деятельности граждан.
34. Назначение и основы организации социального и коммерческого страхования.
35. Виды страхования для физических лиц. Страхование жилья от чрезвычайных ситуаций.
36. Накопительное страхование жизни.
37. Автокаско и ОСАГО.
38. Страхование в банковских продуктах и «период охлаждения».
39. Государственная пенсионная система в РФ, Пенсионный фонд РФ и его функции, негосударственные пенсионные фонды.
40. Трудовая и социальная пенсия, корпоративная пенсия, инструменты для увеличения размера пенсионных накоплений.
41. Страховое мошенничество.
42. Расчетно-депозитные продукты банков и мошенничество. Финансовые пирамиды.
43. Социальная инженерия. Виды и современная практика телефонного мошенничества.
44. Мошенничество в интернет-торговле.
Список рекомендуемых источников
1. Туманян, Ю. Р. Финансовая грамотность : учебник / Ю. Р. Туманян, О. А. Ищенко-Падукова, А. И. Козлов, И. Б. Мовчан и др. - Ростов н/Д : ЮФУ, 2020. - 212 с. - ISBN 978-5-9275-3558-3. - Текст : электронный // ЭБС "Консультант студента" : [сайт]. - URL : https://www.studentlibrary.ru/book/ISBN9785927535583.html
2. Юрченко, Н. А. Экономическое поведение и финансовая грамотность населения : учебное пособие / Н. А. Юрченко. — Екатеринбург : УрГАУ, 2020. — 60 с. — ISBN 978-5-87203-444-5. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/176633
3. Чарная, И. В. Экономика культуры : учебник и практикум для академического бакалавриата / И. В. Чарная. — 4-е изд. — М. : Издательство Юрайт, 2018. — 240 с. — (Серия : Бакалавр. Академический курс).
4. Сидоров В.А., Кузнецова Е.Л., Болик А.В. Общая экономическая теория: учебник для студентов высших учебных заведений [Электронный ресурс]: электронное учебное издание / В.А. Сидоров, Е.Л. Кузнецова, А.В. Болик [Элек-трон. дан. (6,2 Мб)]. Майкоп: ООО «ЭлИТ», 2017. – Сист. требования: Adobe Reader; экран 10'. – Режим доступа http://201824.selcdn.ru/elit-050/index.html. Дата размещения 31.08.2017 г. ISBN 978-5-9500479-4-7 (электронное издание).
Задание 1.
Вкладчик вносит во вклад 300 руб. Начисление процента производится в размере 2% ежемесячно. Определить величину процентных денег (схема сложных процентов), которые можно снять через 3 месяца?
Задание 2.
Ссуда под 20% годовых выделена на 2 года в размере 20 тыс.руб. Какую сумму должен вернуть заемщик по истечении этого срока и какова сумма уплаченных процентов (по схеме сложных процентов)?
Задание 3.
Депозит в размере 500 руб. положен в банк на 3 года. Определить сумму начисленных процентов при простой и сложной ставках процентов, равных 11% годовых (начисление процентов – один раз в год).
Задание 3.
Банк начисляет проценты на вклады по сложной ставке 6% годовых. Определить сумму начисленных процентов, если вклад 12000 руб. был востребован через 2,5 года.
Задание 4. Банк предоставил ссуду в размере 100 тыс.руб. на 30 месяцев под 30% годовых на условиях ежегодного начисления процентов. Какую сумму предстоит вернуть банку по истечении срока (произвести расчет по схеме сложных процентов и по смешанной схеме процентов)?
Задание 5.
Банк выдал кредит в сумме 50 тыс.руб. на три квартала по простой ставке процентов, которая в первом квартале составила 40% годовых, а в каждом последующем увеличивалась на 10 процентных пунктов. Определите погашаемую сумму и сумму процентов.
Задание 6.
Процентный платеж по овердрафту составляет 0,80 тыс.руб. Остаток денежных средств на счете клиента в банке 500 тыс.руб. В банк поступили документы на оплату клиентом сделки на сумму 750 тыс.руб. Поступление денег не счет клиента ожидается через 15 дней. Требуется: Определить размер процентной ставки за овердрафт.
Задание 7.
Остаток денежных средств на счете клиента в банке – 510 тыс.руб. В банк поступили документы на оплату сделки на сумму 720 тыс.руб. Овердрафт предоставлен сроком на 10 календарных дней, по ставке рефинансирования, увеличенной на 5 процентных пунктов. Требуется определить сумму овердрафта и сумму процентного платежа по нему.
Задача 8.
Депозит суммой 120 000 руб. оформляется в банке на срок 9 месяцев. Определить, условия какого вклада предпочтительнее:
– проценты начисляются ежемесячно по ставке 7% годовых;
– проценты начисляются ежеквартально по ставке 7,5% годовых.
Задача 9.
Банк выдал кредит на сумму 450 тыс. руб. по ставке 17% годовых. Срок по кредиту – 1,5 года. Кредит должен погашаться ежемесячно аннуитетным платежом. Рассчитать сумму процентов, подлежащих выплате банку, за весь срок кредита.
Задача 11.
Депозит суммой 45000 руб. оформлен на 6 месяцев. Ставка банка 7,5% годовых. Ежемесячный темп инфляции – 1,1%. Определить:
– сумму погашения депозита;
– индекс инфляции;
– реальный доход (убыток) вкладчика по депозитной операции.
Задача 12.
Депозит суммой 100 000 руб. оформлен на 6 месяцев. Ставка банка 9,5% годовых. Ежемесячный темп инфляции – 1,6%. Определить:
– сумму погашения депозита;
– индекс инфляции;
– реальный доход (убыток) вкладчика по депозитной операции.
Задача 13.
Физическому лицу необходим банковский кредит на сумму 800 тыс. руб. Срок – 3 года. Определить условия какого кредита более выгодны для заемщика:
– кредит по ставке 15% годовых при погашении основного долга равными долями и уплате платежей ежеквартально;
– кредит по ставке 14% годовых, погашаемый аннуитетным платежом.
Задача 14.
Депозит суммой 15 000 руб. оформляется в банке на срок 9 месяцев. Определить, условия какого вклада предпочтительнее:
– проценты начисляются ежемесячно по ставке 7% годовых;
– проценты начисляются ежеквартально по ставке 7,5% годовых.
Задача 15.
Депозит суммой 5000 рублей внесен в банк на срок 8 месяцев. Банком начисляются проценты по ставке 7.5% годовых. По истечении срока по депозиту вкладчик полученную от банка сумму погашения переоформил на срок 9 месяцев с ежеквартальным начислением процентов по ставке 12% годовых. Определите, какую сумму получил вкладчик по итогу второго депозитного договора?
Задача 16.
Условия какого депозита наиболее предпочтительны для формирования накопительного фонда сроком 1 год для погашения кредита суммой 70 тысяч рублей, если:
- по депозиту начисляются простые проценты по ставке 8% годовых;
- по депозиту начисляются ежеквартально проценты по ставке сложных процентов 7% годовых.
Задача 17.
Банк выдал кредит на сумму 125 тыс.рублей по ставке 12% годовых. Срок по кредиту – 1,5 года. Кредит должен погашаться частями ежеквартально. Составить план погашения долга и рассчитать сумму процентов, подлежащих выплате банку, за весь срок кредита.
Дополнительные задания
1. Дайте характеристику российской банковской системе, используя материалы сайта Банка России
2. Расчѐт процентов по среднесрочному банковскому депозиту с учетом инфляции и налогообложения.
3. Расчет выплат Агентства по страхованию вкладов при страховом случае.
4. Расчѐт годовой ставки процента по договорам с МФО.
5. Роль Центрального банка России в обеспечении защиты прав потребителей финансовых услуг.
6. Анализ ставок по краткосрочным кредитам, предоставляемых банками и МФО
7. Провести сравнительный анализ доступных финансовых инструментов, используемых для формирования пенсионных накоплений.
Тематика рефератов, докладов:
1. Особенности современных банковских систем.
2. Влияние банков и банковских продуктов на семейный бюджет.
3. Отбор критериев для анализа информации о банке и предоставляемых им услугах в зависимости от финансовых целей вкладчика.
4. Анализ возможностей интернет-банкинга для решения текущих и перспективных финансовых задач.
5. Кредит как часть личного финансового плана.
6. Из чего складывается кредитная история заемщика.
7. Финансовые возможности Интернета: преимущества и риски.
8. Платежные системы в современной банковском секторе России.
9. Взаимосвязь МФО и коллекторских агентств.
10. Современное состояние рынка МФО в России.
11. Типичные ошибки в инвестировании и способы их купирования.
12. Мировой рынок золота: особенности функционирования в современных условиях.
13. Этапы развития и современное состояние страхового рынка в России.
15. На что идут наши налоги.
16. Местные налоги и их особенности в различных налоговых системах.
17. Виртуальные ловушки, или как не потерять деньги при работе в сети Интернет.
18. Мошенничества с инвестиционными инструментами.
19. Сбережения и инвестиции домохозяйства.
20. Инвестиции в человеческий капитал на различных этапах жизни человека.
Система знаний по дисциплине «Основы экономической культуры граждан» формируется в ходе аудиторных и внеаудиторных (самостоятельных) занятий. Используя лекционный материал, учебники и учебные пособия, дополнительную литературу, проявляя творческий подход, студент готовится к практическим занятиям, рассматривая их как пополнение, углубление, систематизацию своих теоретических знаний.
Для освоения дисциплины студентам необходимо:
1. Посещать лекции, на которых в сжатом и системном виде излагаются основы дисциплины. Студенту важно понять, что лекция есть своеобразная творческая форма самостоятельной работы. Надо пытаться стать активным соучастником лекции: думать, сравнивать известное с вновь получаемыми знаниями, войти в логику изложения материала лектором, следить за ходом его мыслей, за его аргументацией, находить в ней кажущиеся вам слабости. Во время лекции можно задать лектору вопрос, желательно в письменной форме, чтобы не мешать и не нарушать логики проведения лекции. Слушая лекцию, следует зафиксировать основные идеи, положения, обобщения, выводы. Работа над записью лекции завершается дома. На свежую голову (пока еще лекция в памяти) надо уточнить то, что записано, обогатить запись тем, что не удалось зафиксировать в ходе лекции, записать в виде вопросов то, что надо прояснить, до конца понять. Важно соотнести материал лекции с темой учебной программы и установить, какие ее вопросы нашли освещение в прослушанной лекции. Тогда полезно обращаться и к учебнику. Лекция и учебник не заменяют, а дополняют друг друга.
2. Посещать практические занятия, к которым следует готовиться и активно на них работать. Задание к практическому занятию выдает преподаватель. Задание включает в себя основные вопросы, задачи, тесты и рефераты для самостоятельной работы, литературу. Практические занятия начинаются с вступительного слова преподавателя, в котором называются цель, задачи и вопросы занятия. В процессе проведения занятий преподаватель задает основные и дополнительные вопросы, организует их обсуждение. На практических занятиях решаются конкретные задачи,
3. Систематически заниматься самостоятельной работой, которая включает в себя изучение нормативных документов, материалов учебников и научных статей, написание докладов, рефератов, эссе. Задания для самостоятельной работы выдаются преподавателем.
4. Под руководством преподавателя заниматься научно-исследовательской работой, что предполагает выступления с докладами на научно-практических конференциях и публикацию тезисов и статей по их результатам.
5. При возникающих затруднениях при освоении дисциплины «Основы экономической культуры граждан», для неуспевающих студентов и студентов, не посещающих занятия, проводятся еженедельные консультации, на которые приглашаются неуспевающие студенты, а также студенты, испытывающие потребность в помощи преподавателя при изучении дисциплины.
Требования, предъявляемые к выполнению контрольных заданий. При выполнении контрольных заданий следует:
1. Получить четкий ответ на все вопросы, содержащиеся в контрольном задании.
2. Максимально четко изложить способ выполнения контрольного задания.
3. Оформить задание в соответствии с предъявленными требованиями.
4. По возможности, осуществить проверку полученных результатов.
По согласованию с преподавателем или по его заданию студенты могут готовить рефераты по отдельным темам дисциплины. Основу докладов составляет, как правило, содержание подготовленных студентами рефератов. Качество учебной работы студентов преподаватель оценивает по результатам тестирования и зачета. Тестирование организовывается в компьютерных классах. Все вопросы тестирования обсуждаются на лекционных и практических занятиях. Подготовка к зачету предполагает изучение конспектов лекций, рекомендуемой литературы и других источников, повторение материалов практических занятий.
в 20___ /20___ учебном году
в 20___ /20___ учебном году
в 20___ /20___ учебном году
в 20___ /20___ учебном году
в 20___ /20___ учебном году
в 20___ /20___ учебном году