(ФГБОУ ВО Чувашский ГАУ)
и научной работе
Направленность (профиль) Менеджмент организаций
(<Курс>.<Семестр на курсе>)
Направленность (профиль) Менеджмент организаций
, одобренный Ученым советом ФГБОУ ВО Чувашский ГАУ от 26.03.2024 г., протокол № 12.
ции
ракт.
подг.
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
1. Модели принятия экономических решений. Теории рациональных ожиданий и адаптивных ожиданий.
2. Проблемы восприятия информации. Проблемы мышления и поведения.
3. Основы функционирования рыночной экономики и поведения экономических агентов. Определения совокупного выпуска, совокупного дохода, уровня цен и темпа инфляции.
4. Принцип изменения ценности денег во времени.
5. Процентные ставки, их роль и регулирование в рыночной экономике. Предложение и спрос на рынке денег.
6. Модель предпочтения ликвидности.
7. Рисковая и временная структуры процентных ставок.
8. Организация финансового планирования в домохозяйстве. Расходы. Обязательные и необязательные расходы.
9. Обязательные и необязательные расходы в личном бюджете. Метод «4-х конвертов».
10. Налоги. Плоская и прогрессивная шкалы налогообложения.
11. Налоговые вычеты. Как получить налоговый вычет.
12. Налоговая нагрузка на граждан в России и мировая практика.
13. Личная инфляция. Снижение покупательной способности из-за инфляции. Измерение инфляции. Инфляция в России.
14. Ключевая ставка ЦБ РФ, ее влияние на банковские ставки, инфляцию и экономический рост. Калькуляторы инфляции.
15. Формирование личного (семейного) бюджета. Денежные и неденежные доходы. Понятие, назначение и расчет МРОТ.
16. Элементы системы оплаты труда наемного работника.
17. Социальные выплаты и пособия.
18. Профицит и дефицит бюджета. Назначение и инструменты формирования сбережений.
19. Назначение и инструменты формирования сбережений. Инструменты управления личными финансами. Жизненный цикл индивида и его влияние на личный бюджет.
20. Назначение и современное разнообразие финансовых посредников.
21. Банковские продукты для расчетов и формирования сбережений.
22. Основы функционирования системы страхования вкладов.
23. Потребительский кредит, его формы и виды. Банковское кредитование граждан: продукты, кредитная история, схемы погашения кредитов.
24. Банковское кредитование граждан: продукты, кредитная история, схемы погашения кредитов, работа с просроченной задолженностью, реструктуризация задолженности перед банком.
25. Банкротство физического лица.
26. Небанковские финансовые организации (МФО), их типология. Основные виды и особенности организации услуг, предоставляемых некредитными финансовыми организациями.
27. Специфика деятельности микрофинансовых организаций и кредитных потребительских кооперативов.
28. Расчѐт годовой ставки процента по договорам с МФО. Виды рисков домохозяйств при обращении в МФО. Взаимосвязь МФО и коллекторских агентств.
29. Инвестиции на финансовых рынках и банки. Теория рациональных ожиданий и гипотеза эффективного рынка.
30. Финансовые инструменты и финансовые посредники на фондовом рынке.
31. Сравнительная характеристика инструментов для инвестирования на рынке драгоценных металлов.
32. ПИФы как способ инвестирования для физических лиц.
33. Банки как посредники в инвестиционной деятельности граждан.
34. Назначение и основы организации социального и коммерческого страхования.
35. Виды страхования для физических лиц. Страхование жилья от чрезвычайных ситуаций.
36. Накопительное страхование жизни.
37. Автокаско и ОСАГО.
38. Страхование в банковских продуктах и «период охлаждения».
39. Государственная пенсионная система в РФ, Пенсионный фонд РФ и его функции, негосударственные пенсионные фонды.
40. Трудовая и социальная пенсия, корпоративная пенсия, инструменты для увеличения размера пенсионных накоплений.
41. Страховое мошенничество.
42. Расчетно-депозитные продукты банков и мошенничество. Финансовые пирамиды.
43. Социальная инженерия. Виды и современная практика телефонного мошенничества.
44. Мошенничество в интернет-торговле.
Список рекомендуемых источников
1. Туманян, Ю. Р. Финансовая грамотность : учебник / Ю. Р. Туманян, О. А. Ищенко-Падукова, А. И. Козлов, И. Б. Мовчан и др. - Ростов н/Д : ЮФУ, 2020. - 212 с. - ISBN 978-5-9275-3558-3. - Текст : электронный // ЭБС "Консультант студента" : [сайт]. - URL : https://www.studentlibrary.ru/book/ISBN9785927535583.html
2. Юрченко, Н. А. Экономическое поведение и финансовая грамотность населения : учебное пособие / Н. А. Юрченко. — Екатеринбург : УрГАУ, 2020. — 60 с. — ISBN 978-5-87203-444-5. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/176633
3. Чарная, И. В. Экономика культуры : учебник и практикум для академического бакалавриата / И. В. Чарная. — 4-е изд. — М. : Издательство Юрайт, 2018. — 240 с. — (Серия : Бакалавр. Академический курс).
4. Сидоров В.А., Кузнецова Е.Л., Болик А.В. Общая экономическая теория: учебник для студентов высших учебных заведений [Электронный ресурс]: электронное учебное издание / В.А. Сидоров, Е.Л. Кузнецова, А.В. Болик [Элек-трон. дан. (6,2 Мб)]. Майкоп: ООО «ЭлИТ», 2017. – Сист. требования: Adobe Reader; экран 10'. – Режим доступа http://201824.selcdn.ru/elit-050/index.html. Дата размещения 31.08.2017 г. ISBN 978-5-9500479-4-7 (электронное издание).
1. Дайте характеристику российской банковской системе, используя материалы сайта Банка России
2. Расчѐт процентов по среднесрочному банковскому депозиту с учетом инфляции и налогообложения.
3. Расчет выплат Агентства по страхованию вкладов при страховом случае.
4. Расчѐт годовой ставки процента по договорам с МФО.
5. Роль Центрального банка России в обеспечении защиты прав потребителей финансовых услуг.
6. Анализ ставок по краткосрочным кредитам, предоставляемых банками и МФО
7. Провести сравнительный анализ доступных финансовых инструментов, используемых для формирования пенсионных накоплений.
Тематика рефератов, докладов:
1. Особенности современных банковских систем.
2. Влияние банков и банковских продуктов на семейный бюджет.
3. Отбор критериев для анализа информации о банке и предоставляемых им услугах в зависимости от финансовых целей вкладчика.
4. Анализ возможностей интернет-банкинга для решения текущих и перспективных финансовых задач.
5. Кредит как часть личного финансового плана.
6. Из чего складывается кредитная история заемщика.
7. Финансовые возможности Интернета: преимущества и риски.
8. Платежные системы в современной банковском секторе России.
9. Взаимосвязь МФО и коллекторских агентств.
10. Современное состояние рынка МФО в России.
11. Типичные ошибки в инвестировании и способы их купирования.
12. Мировой рынок золота: особенности функционирования в современных условиях.
13. Этапы развития и современное состояние страхового рынка в России.
14. Имущественное страхование как: защитить нажитое состояние.
15. На что идут наши налоги.
16. Местные налоги и их особенности в различных налоговых системах.
17. Виртуальные ловушки, или как не потерять деньги при работе в сети Интернет.
18. Мошенничества с инвестиционными инструментами.
19. Сбережения и инвестиции домохозяйства.
20. Инвестиции в человеческий капитал на различных этапах жизни человека.
Система знаний по дисциплине «Основы экономической культуры граждан» формируется в ходе аудиторных и внеаудиторных (самостоятельных) занятий. Используя лекционный материал, учебники и учебные пособия, дополнительную литературу, проявляя творческий подход, студент готовится к практическим занятиям, рассматривая их как пополнение, углубление, систематизацию своих теоретических знаний.
Для освоения дисциплины студентам необходимо:
1. Посещать лекции, на которых в сжатом и системном виде излагаются основы дисциплины. Студенту важно понять, что лекция есть своеобразная творческая форма самостоятельной работы. Надо пытаться стать активным соучастником лекции: думать, сравнивать известное с вновь получаемыми знаниями, войти в логику изложения материала лектором, следить за ходом его мыслей, за его аргументацией, находить в ней кажущиеся вам слабости. Во время лекции можно задать лектору вопрос, желательно в письменной форме, чтобы не мешать и не нарушать логики проведения лекции. Слушая лекцию, следует зафиксировать основные идеи, положения, обобщения, выводы. Работа над записью лекции завершается дома. На свежую голову (пока еще лекция в памяти) надо уточнить то, что записано, обогатить запись тем, что не удалось зафиксировать в ходе лекции, записать в виде вопросов то, что надо прояснить, до конца понять. Важно соотнести материал лекции с темой учебной программы и установить, какие ее вопросы нашли освещение в прослушанной лекции. Тогда полезно обращаться и к учебнику. Лекция и учебник не заменяют, а дополняют друг друга.
2. Посещать практические занятия, к которым следует готовиться и активно на них работать. Задание к практическому занятию выдает преподаватель. Задание включает в себя основные вопросы, задачи, тесты и рефераты для самостоятельной работы, литературу. Практические занятия начинаются с вступительного слова преподавателя, в котором называются цель, задачи и вопросы занятия. В процессе проведения занятий преподаватель задает основные и дополнительные вопросы, организует их обсуждение. На практических занятиях решаются конкретные задачи, разбираются тестовые задания и задания, выданные для самостоятельной работы, заслушиваются реферативные выступления. Студенты, пропустившие занятие, или не подготовившиеся к нему, приглашаются на консультацию к преподавателю. Практическое занятие заканчивается подведением итогов: выводами по теме и выставлением оценок.
3. Систематически заниматься самостоятельной работой, которая включает в себя изучение нормативных документов, материалов учебников и научных статей, написание докладов, рефератов, эссе. Задания для самостоятельной работы выдаются преподавателем.
4. Под руководством преподавателя заниматься научно-исследовательской работой, что предполагает выступления с докладами на научно-практических конференциях и публикацию тезисов и статей по их результатам.
5. При возникающих затруднениях при освоении дисциплины «Основы экономической культуры граждан», для неуспевающих студентов и студентов, не посещающих занятия, проводятся еженедельные консультации, на которые приглашаются неуспевающие студенты, а также студенты, испытывающие потребность в помощи преподавателя при изучении дисциплины.
Требования, предъявляемые к выполнению контрольных заданий. При выполнении контрольных заданий следует:
1. Получить четкий ответ на все вопросы, содержащиеся в контрольном задании.
2. Максимально четко изложить способ выполнения контрольного задания.
3. Оформить задание в соответствии с предъявленными требованиями.
4. По возможности, осуществить проверку полученных результатов.
в 20___ /20___ учебном году
в 20___ /20___ учебном году
в 20___ /20___ учебном году
в 20___ /20___ учебном году
в 20___ /20___ учебном году
в 20___ /20___ учебном году