2024-2025_38_03_02_24-1_Менеджмент (МО)_plx_Основы проектной деятельности
 
МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования 
"Чувашский государственный аграрный университет"

(ФГБОУ ВО Чувашский ГАУ)

Кафедра
Экономики, менеджмента и агроконсалтинга
УТВЕРЖДАЮ
Проректор по учебной

и научной работе

 
 
Л.М. Иванова
26.03.2024 г.
 
ФТД.04
Основы проектной деятельности
Направление подготовки 38.03.02 Менеджмент

Направленность (профиль) Менеджмент организаций

рабочая программа дисциплины (модуля)
 
зачет    
Виды контроля:
самостоятельная работа
24
аудиторные занятия
12
Общая трудоемкость
Часов по учебному плану
1 ЗЕТ
Форма обучения
очная
Квалификация
Бакалавр
36
в том числе:
 
Распределение часов дисциплины по семестрам
Семестр

(<Курс>.<Семестр на курсе>)

2 (1.2)
Итого
Недель
18 5/6
Вид занятий
УП
РП
УП
РП
Лекции
6
6
6
6
Практические
6
6
6
6
Итого ауд.
12
12
12
12
Кoнтактная рабoта
12
12
12
12
Сам. работа
24
24
24
24
Итого
36
36
36
36
 
 
 
Программу составил(и):
канд. экон. наук, доц., Гордеева Л.Г.
 
 
1. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 38.03.02 Менеджмент (приказ Минобрнауки России от 12.08.2020 г. № 970).
При разработке рабочей программы дисциплины (модуля) "Основы проектной деятельности" в основу положены:
2. Учебный план: Направление подготовки 38.03.02 Менеджмент

Направленность (профиль) Менеджмент организаций

, одобренный Ученым советом ФГБОУ ВО Чувашский ГАУ от 26.03.2024 г., протокол № 12.

 
 
 
Рабочая программа дисциплины (модуля) проходит согласование с использованием инструментов электронной информационно-образовательной среды Университета.
 
Заведующий кафедрой  Абросимова М.С. 
Заведующий выпускающей кафедрой  Абросимова М.С. 
Председатель методической комиссии факультета  Медведева Т.А.
Директор научно-технической библиотеки  Викторова В.А.
СОГЛАСОВАНО:
 
Оснащенность
 
 
1. ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
1.1
выработка  теоретических   знаний  и навыков,  необходимых для  разработки различных типов проектов на  основе  владения  методологией проектирования.
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП
Цикл (раздел) ОПОП:
ФТД
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
Информатика
2.1.2
Студенты в среде электронного обучения
 
2.2
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
 
2.2.1
Маркетинг
 
2.2.2
Производственная практика, научно-исследовательская работа
 
2.2.3
Статистика
 
2.2.4
Исследование систем управления
 
2.2.5
Организация, нормирование и оплата труда
 
2.2.6
Теория организации
 
2.2.7
Математическое моделирование в менеджменте
 
2.2.8
Управление базами данных
 
2.2.9
Финансовый анализ
 
2.2.10
Экономика и организация аграрной инфраструктуры и агросервиса
 
2.2.11
Логистика
 
3. КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
УК-1. Способен осуществлять поиск, критический анализ и синтез информации, применять системный подход для решения поставленных задач
 
УК-1.1 Знает: методики поиска, сбора и обработки информации, метод системного анализа
 
 
 
УК-1.2 Умеет: применять методики поиска, сбора, обработки информации, системный подход для решения поставленных задач и  осуществлять критический анализ и синтез информации, полученной из актуальных российских и зарубежных источников
 
 
 
УК-1.3 Имеет навыки: поиска, сбора и обработки, критического анализа и синтеза информации, для решения поставленных задач
 
 
 
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
 
3.1
Знать:
3.1.1
методики поиска, сбора и обработки информации, метод системного анализа;  методы  определения  целей,  результатов  проекта, показателей  их  достижения; методы  соотнесения  результатов  проекта  и  первоначальных вложений.   
 
 
3.2
Уметь:
3.2.1
применять методики поиска, сбора, обработки информации, системный подход для решения поставленных задач и осуществлять критический анализ и синтез информации, полученной из актуальных российских и зарубежных источников;анализировать  сравнительную эффективность  проектов;  осуществлять  выбор  способов  получения  желаемых  результатов  из  альтернативных вариантов.
 
 
3.3
Иметь навыки и (или) опыт деятельности:
3.3.1
поиска, сбора и обработки, критического анализа и синтеза информации, для решения поставленных задач;самостоятельного  выполнения  работ  в  рамках  коллективной деятельности; профессионального и личностного саморазвития в ходе реализации проекта.
 
 
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Литература
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Инте

ракт.

Примечание
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Прак.

подг.

 
 
Раздел 1. ОСНОВЫ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 
Оснащенность
 
Понятие, категории и содержание проектной деятельности. /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

Э1 Э2

2
УК-1.1 УК-1.2 УК-1.3
2
0
0
 
Понятие, категории и содержание проектной деятельности. /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

Э1 Э2

2
УК-1.1 УК-1.2 УК-1.3
2
0
0
 
Понятие, категории и содержание проектной деятельности. /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

Э1 Э2

6
УК-1.1 УК-1.2 УК-1.3
2
0
Опрос на практических занятиях. Подготовка докладов и рефератов. Тестирование
0
 
Классификация проектов и виды проектного управления. /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

Э1 Э2

2
УК-1.1 УК-1.2 УК-1.3
2
0
0
 
Классификация проектов и виды проектного управления. /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

Э1 Э2

2
УК-1.1 УК-1.2 УК-1.3
2
0
0
 
Классификация проектов и виды проектного управления. /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

Э1 Э2

4
УК-1.1 УК-1.2 УК-1.3
2
0
Опрос на практических занятиях. Подготовка докладов и рефератов. Тестирование
0
 
Эволюционные этапы развития проектной деятельности /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

Э1 Э2

0
УК-1.1 УК-1.2 УК-1.3
2
0
0
 
Эволюционные этапы развития проектной деятельности /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

Э1 Э2

0
УК-1.1 УК-1.2 УК-1.3
2
0
0
 
Эволюционные этапы развития проектной деятельности /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

Э1 Э2

6
УК-1.1 УК-1.2 УК-1.3
2
0
Опрос на практических занятиях. Подготовка докладов и рефератов. Тестирование
0
 
 
Раздел 2. ОРГАНИЗАЦИЯ И УПРАВЛЕНИЕ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ

 
Содержание и этапы проектной деятельности. /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

Э1 Э2

2
УК-1.1 УК-1.2 УК-1.3
2
0
0
 
Содержание и этапы проектной деятельности. /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

Э1 Э2

2
УК-1.1 УК-1.2 УК-1.3
2
0
0
 
Содержание и этапы проектной деятельности. /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

Э1 Э2

4
УК-1.1 УК-1.2 УК-1.3
2
0
Опрос на практических занятиях. Подготовка докладов и рефератов. Тестирование
0
 
Оснащенность
 
Экономические аспекты проектной деятельности. /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

Э1 Э2

0
УК-1.1 УК-1.2 УК-1.3
2
0
0
 
Экономические аспекты проектной деятельности. /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

Э1 Э2

0
УК-1.1 УК-1.2 УК-1.3
2
0
0
 
Экономические аспекты проектной деятельности. /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

Э1 Э2

4
УК-1.1 УК-1.2 УК-1.3
2
0
Опрос на практических занятиях. Подготовка докладов и рефератов. Тестирование
0
 
 
Раздел 3. Контроль

 
/Зачёт/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

Э1 Э2

0
УК-1.1 УК-1.2 УК-1.3
2
0
0
 
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
5.1. Примерный перечень вопросов к зачету
Вопросы для оценки знаний теоретического курса

1.Понятие проекта и проектной деятельности.

2.Факторы проекта: однократность и уникальность, цель, ресурсы, ограничения.

3.Субъекты проектной деятельности.

4.Этапы жизненного цикла проекта и обеспечивающие фазы проектного цикла: разработка и реализация проекта; управление и администрирование проекта.

5.Подходы к классификации проектов по объекту, результату, целевой задаче, сроку, ограниченности ресурсов совокупности проектов, требованиям качества, участникам и др.

6.Характеристика терминальных, развивающихся, открытых проектов, мультипроектов.

7.Классические теория организационной деятельности Г. Ганта

8.Концепция управления по целям П. Друкера.

9. Матричные структуры Л. Гьюлика.

10.Количественный подход в управлении проектами: календарное сетевое планирование по стадиям жизненного цикла, предпроектный анализ, задачи оптимизации объемных показателей проекта.

11. Концепция программно- целевого управления

12.Сравнительная характеристика текущей  и проектной деятельности организации.

13.Базовые элементы управления проектом: работы, ресурсы, результаты, риски.

14.Типологические принципы группировки ресурсов.

15. Уровни управления проектом: целеполагание, проектирование, реализации.

16. Декомпозиция цели проекта на основе стратегии организации.

17.Качественные и количественные методы оценки альтернатив достижения цели.

18.Предметные функции управления проектом: планирование, организация, координация, контроль.

19. Функции обеспечивающей деятельности: согласование, исполнение, предоставление информации, подготовка предложений.

20.Принципы построения бюджета проекта.

21.Типовое содержание расходов и источников их покрытия по видам проектов и этапам жизненного цикла.

22.Понятие, критерии и методы обоснования экономической эффективности портфеля проектов.

23.Обеспечение сопоставимости разновременных экономических показателей и учет фактора риска по проекту.

24.Результат проектной деятельности как эффект реализации проекта.

25. Количественная и качественная результативность проекта.М. Вебера

26.Классические теория организационной деятельности А. Файоля.

27. Содержание и процессы управления проектами

28. Основные характеристики  проекта

29. Содержание и процессы управления проектами

30. Классификация проектов

Вопросы на оценку понимания/умений студента

1. Назовите основные причины, этапы возникновения и становления основ проектной деятельности

2. Охарактеризуйте этапы формирования современных представлений об управлении проектами.

3. Укажите российских и зарубежных ученых, внесших существенный вклад в развитие теории и практики управления проектами.

4. Проведите критический анализ существующих подходов к пониманию термина «проект».

 
Оснащенность
 
5. Охарактеризуйте основные признаки проекта.

6. Поясните, на что нацелены проекты.

7. На примере любого реализованного вами в учебной (профессиональной деятельности) проекта приведите характеристику его элементов, признаки проекта, его участников, полученные результаты.

8. Какие процессы входят в управление проектом?

9. Поясните, что вы понимаете под профессиональным управлением проекта.

10. Опишите роль и значение офиса управления проектами.

11. По каким признакам осуществляется классификация проектов?

12. Охарактеризуйте современные проблемы управления проектами в России.

13.Какими факторами определяется планирование жизненного цикла конкретного проекта?

14. Обоснуйте роль жизненного цикла в процессе управления проектами.

15. Охарактеризуйте основные подходы к определению дефиниции «жизненный цикл проекта».

16. Опишите последовательность действий при реализации фазы формулирования проекта

17. Опишите особенности формирования жизненного цикла проекта с точки зрения вложения и окупаемости инвестиций.

18. Перечислите факторы ближнего и внешнего окружения проекта.

19. Дайте определение жизненного цикла проекта.

20.. Перечислите фазы проекта.

 
5.2. Примерный перечень вопросов к экзамену
Не предусмотрено учебным планом
 
5.3. Тематика курсовых работ (курсовых проектов)
Не предусмотрено учебным планом
 
Тематика рефератов:

1.  Проектная деятельность как один из видов самостоятельной работы студентов.

2.  Роль проектной деятельности в становлении профессиональной  готовности

3.  Основные этапы проектной деятельности.

4.  Типы проектов по сферам деятельности.

5.  Классические теория организационной деятельности Г. Ганта.

6.  Виды  проектов (инвестиционный, инновационный, научно  –  исследовательский, учебно – образовательный, смешанный).

7.  Понятие правового обеспечения проекта.

8.  Классические теория организационной деятельности  М. Вебера

9.  Грантодающие организации в России.

10. Известные грантодающие фонды в России и за рубежом

11.Методология и методика предпроектного анализа (анализ ситуации)  

12.управление интеграцией (содержанием) проекта

13. Мобилизация ресурсов проекта

14. Управление временем проекта

15. Классические теория организационной деятельности А. Файоля.

16. Ресурсное обеспечение проектов.

17. Информационные технологии управления проектами.

18. Проектирование информационного обеспечения проекта.

5.4. Фонд оценочных средств для проведения текущего контроля
 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
Колич-во
 
Л1.1
Левушкина С. В.
Управление проектами: учебное пособие
Ставрополь: АГРУС Ставропольского гос. аграрного ун-та, 2017
Электронный ресурс
 
Л1.2
Управление проектами: учебник
СПб.: Лань, 2018
Электронный ресурс
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
Колич-во
 
Л2.1
Заренков В. А.
Управление проектами: учебное пособие
СПб.: СПбГАСУ, 2006
5
 
Л2.2
Романов М. В.
Управление проектами: учебное пособие
М.: ФОРУМ-ИНФРА-М, 2010
2
 
Оснащенность
 
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
 
Э1
Центр макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования
 
Э2
Министерство финансов
 
6.3.1 Перечень программного обеспечения
 
6.3.1.1
ОС Windows XP
6.3.1.2
Project 2016
6.3.1.3
Visio 2016
6.3.1.4
VisualStudio 2015
6.3.1.5
Office 2007 Suites
6.3.1.6
Project Expert 7 Holding
 
6.3.2 Перечень информационных справочных систем
 
6.3.2.1
Электронная библиотека технического ВУЗа (ЭБС «Консультант студента»). Полнотекстовая электронная библиотека.  Индивидуальный неограниченный доступ через фиксированный внешний IP адрес академии неограниченному количеству пользователей из любой точки, в которой имеется доступ к сети Интернет. http://www.studentlibrary.ru
6.3.2.2
Электронная библиотечная система издательства «Лань». Полнотекстовая электронная библиотека. Индивидуальный неограниченный доступ через фиксированный внешний IP адрес академии неограниченному количеству пользователей из любой точки, в которой имеется доступ к сети Интернет.http://e.lanbook.com
 
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
Аудитория
Назначение
Оснащенность
Вид работ
 
51а
Учебная аудитория
ССтол преподавателя (1 шт.), парта 3-хместная со скамейкой (10 шт.), стулья (5 шт.), стул преподавателя (1 шт.), доска (1 шт.), трибуна (1 шт.), демонстрационное оборудование (Экран с электроприводом Electric Screen (1 шт.), проектор Toshiba (1 шт.), ноутбук Acer Asp T2370  (1 шт.)) и учебно-наглядные пособия
 
57а
Учебная аудитория
Стол преподавателя (1 шт.), столы ученические (23 шт.), стулья (53 шт.), стул преподавателя (1 шт.), доска (1 шт.), трибуна (1 шт.), демонстрационное оборудование (проекционный экран LUMIEN (1 шт.), проектор Acer (6 шт.), моноблок Acer Aspire C22-963 (1шт.))  и учебно-наглядные пособия
 
123
Помещение для самостоятельной работы
Компьютерная техника с возможностью подключения к сети "Интернет" и обеспечением доступа в электронную информационно-образовательную среду организации(19 шт.), столы (17 шт.), компьютерный стол 6-и местный (3 шт.), стулья ученические (34 шт.), стулья п/м (18 шт.), стеллажи с литературой, видеоувеличитель Optelec Wide Screen (1 шт.)
 
35а
Учебная аудитория
Стол преподавателя (1 шт.), столы (30 шт.), стулья (60 шт.), стул преподавателя (1 шт.), доска аудиторная (1 шт.), трибуна (1 шт.), демонстрационное оборудование (белая лаковая магнитно-маркерная доска (1 шт.), проектор Toshiba (1 шт.) и учебно-наглядные пособия
 
8. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Методика изучения курса предусматривает наряду с лекциями и практическими занятиями, организацию самостоятельной работы студентов, проведение консультаций, руководство докладами студентов для выступления на научно-практических конференциях, осуществление текущего, промежуточного форм контроля.

Система знаний по дисциплине «Основы проектной деятельности» формируется в ходе аудиторных и внеаудиторных (самостоятельных) занятий. Используя лекционный материал, учебники и учебные пособия, дополнительную литературу, студент готовится к практическим занятиям, рассматривая их как пополнение, углубление, систематизацию своих теоретических знаний.

Для освоения дисциплины студентами необходимо:

1. Посещать лекции, на которых в сжатом и системном виде излагаются основы дисциплины: даются определения понятий, законов, которые должны знать студенты. Во время лекции можно задать лектору вопрос. Слушая лекцию, следует зафиксировать основные идеи, положения, обобщения, выводы. Работа над записью лекции завершается дома: необходимо уточнить то, что записано, обогатить запись тем, что не удалось зафиксировать в ходе лекции, записать в виде вопросов то, что надо прояснить. Важно соотнести материал лекции с темой учебной программы и установить, какие ее вопросы нашли освещение в прослушанной лекции. Тогда полезно обращаться и к учебнику. Лекция и учебники не заменяют, а дополняют друг друга.

2. Посещать практические занятия, к которым следует готовиться и активно на них работать. Задание к практическому занятию выдает преподаватель. Задание включает в себя основные вопросы, задачи, тесты и рефераты для самостоятельной работы, литературу. Семинарские и практические занятия начинаются с вступительного слова 

 
Оснащенность
 
преподавателя, в котором называются цель, задачи и вопросы занятия. В процессе проведения занятий преподаватель задает основные и дополнительные вопросы, организует их обсуждение. На практических занятиях разбираются тестовые задания и задания, выданные для самостоятельной работы, заслушиваются реферативные выступления. Студенты, пропустившие занятие, или не подготовившиеся к нему, приглашаются на консультацию к преподавателю. Практическое занятие заканчивается подведением итогов: выводами по теме и выставлением оценок.

3. Систематически заниматься самостоятельной работой, которая включает в себя изучение нормативных документов, материалов учебников и статей из литературы, решение задач, написание докладов, рефератов, эссе. Задания для самостоятельной работы выдаются преподавателем.

4. Под руководством преподавателя заниматься научно-исследовательской работой, что предполагает выступления с докладами на научно-практических конференциях и публикацию тезисов и статей по их результатам.

5. При возникающих затруднениях при освоении дисциплины «Основы проектной деятельности»  проводятся консультации, на которые приглашаются неуспевающие студенты, а также студенты, испытывающие потребность в помощи преподавателя при изучении дисциплины.

При изучении дисциплины «Основы проектной деятельности» следует усвоить:

˗ теоретико-методологические основы проектной деятельности;

˗ современную терминологию в сфере управления проектами;

˗ особенности действий в нестандартных ситуациях в ходе проектной деятельности;

˗ навыки применения современных методик и технологий организации проектной деятельности.

 
ПРИЛОЖЕНИЯ
 
Актуализированная рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании выпускающей кафедры, протокол №  ___   от _____________________
Заведующий выпускающей кафедрой  _________________________________
ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ

в 20___ /20___ учебном году

ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ

в 20___ /20___ учебном году

ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ

в 20___ /20___ учебном году

Актуализированная рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании выпускающей кафедры, протокол №  ___   от  _____________________
Актуализированная рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании выпускающей кафедры, протокол №  ___   от  _____________________
Актуализированная рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании выпускающей кафедры, протокол №  ___   от  _____________________
Заведующий выпускающей кафедрой  _________________________________
Заведующий выпускающей кафедрой  _________________________________
Заведующий выпускающей кафедрой  _________________________________
ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ

в 20___ /20___ учебном году

Актуализированная рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании выпускающей кафедры, протокол №  ___   от  _____________________
Заведующий выпускающей кафедрой  _________________________________
ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ

в 20___ /20___ учебном году

Актуализированная рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании выпускающей кафедры, протокол №  ___   от  _____________________
ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ

в 20___ /20___ учебном году

Заведующий выпускающей кафедрой  _________________________________