2024-2025_38_03_02_24-1_Менеджмент (УЧР)_plx_Методы принятия управленческих решений
 
МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования 
"Чувашский государственный аграрный университет"

(ФГБОУ ВО Чувашский ГАУ)

Кафедра
Экономики, менеджмента и агроконсалтинга
УТВЕРЖДАЮ
Проректор по учебной

и научной работе

 
 
Л.М. Иванова
26.03.2024 г.
 
Б1.О.08
Методы принятия управленческих решений
Направление подготовки 38.03.02 Менеджмент

Направленность (профиль) Управление человеческими ресурсами

рабочая программа дисциплины (модуля)
 
зачет    
Виды контроля:
самостоятельная работа
76
аудиторные занятия
68
Общая трудоемкость
Часов по учебному плану
4 ЗЕТ
Форма обучения
очная
Квалификация
Бакалавр
144
в том числе:
 
Распределение часов дисциплины по семестрам
Семестр

(<Курс>.<Семестр на курсе>)

3 (2.1)
Итого
Недель
17 4/6
Вид занятий
УП
РП
УП
РП
Лекции
34
34
34
34
Практические
34
34
34
34
В том числе инт.
12
12
12
12
Итого ауд.
68
68
68
68
Кoнтактная рабoта
68
68
68
68
Сам. работа
76
76
76
76
Итого
144
144
144
144
 
 
 
Программу составил(и):
ст.пр., Зайцева Н.П.
 
 
1. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 38.03.02 Менеджмент (приказ Минобрнауки России от 12.08.2020 г. № 970).
При разработке рабочей программы дисциплины (модуля) "Методы принятия управленческих решений" в основу положены:
2. Учебный план: Направление подготовки 38.03.02 Менеджмент

Направленность (профиль) Управление человеческими ресурсами

, одобренный Ученым советом ФГБОУ ВО Чувашский ГАУ от 26.03.2024 г., протокол № 12.

 
 
 
Рабочая программа дисциплины (модуля) проходит согласование с использованием инструментов электронной информационно-образовательной среды Университета.
 
Заведующий кафедрой  Абросимова М.С. 
Заведующий выпускающей кафедрой  Абросимова М.С. 
Председатель методической комиссии факультета  Медведева Т.А.
Директор научно-технической библиотеки  Викторова В.А.
СОГЛАСОВАНО:
 
Оснащенность
 
 
1. ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
1.1
формирование у студентов способности и навыков использования  техник, методов  и искусства принятия эффективных управленческих решений в различных проблемных ситуациях, с учетом  запросов и ограничений  в организационной сфере.
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП
Цикл (раздел) ОПОП:
Б1.О
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
Право
2.1.2
Учебная практика, ознакомительная практика
2.1.3
Экономическая теория
2.1.4
Психология личности и профессиональное самоопределение
2.1.5
Психосаморегуляция обучающегося с ограниченными возможностями здоровья
2.1.6
Экономическая социология
 
2.2
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
 
2.2.1
Информационные технологии в менеджменте
 
2.2.2
Производственная практика, научно-исследовательская работа
 
2.2.3
Статистика
 
2.2.4
Учебная практика, научно-исследовательская работа (получение первичных навыков научно-исследовательской работы)
 
2.2.5
Внешнеэкономические связи предприятий агропромышленного комплекса
 
2.2.6
Инвестиционный менеджмент
 
2.2.7
Теория организации
 
2.2.8
Трудовое право
 
2.2.9
Управление качеством
 
2.2.10
Бухгалтерский учет и анализ
 
2.2.11
Производственная практика, технологическая (проектно-технологическая) практика
 
2.2.12
Управление персоналом в условиях изменений
 
2.2.13
Документирование управленческой деятельности
 
2.2.14
Инновационный менеджмент
 
2.2.15
Математическое моделирование в менеджменте
 
2.2.16
Производственный и операционный  менеджмент
 
2.2.17
Стратегический менеджмент
 
2.2.18
Управление базами данных
 
2.2.19
Управление финансами предприятий
 
2.2.20
Экономика и организация аграрной инфраструктуры и агросервиса
 
2.2.21
Логистика
 
2.2.22
Организация и планирование предпринимательской деятельности в АПК
 
2.2.23
Производственная практика, преддипломная практика
 
2.2.24
Управление проектами
 
3. КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
УК-2. Способен определять круг задач в рамках поставленной цели и выбирать оптимальные способы их решения, исходя из действующих правовых норм, имеющихся ресурсов и ограничений
 
УК-2.1 Знает: виды ресурсов и ограничений, основные методы оценки разных способов решения профессиональных задач; действующее законодательство и правовые нормы, регулирующие профессиональную деятельность
 
 
 
УК-2.2 Умеет:  проводить анализ поставленной цели и формулировать задачи, необходимые для ее достижения, анализировать альтернативные варианты, использовать нормативно-правовую документацию в сфере профессиональной деятельности
 
 
 
УК-2.3 Имеет навыки: разработки цели и задач проекта, методами оценки потребности в ресурсах, продолжительности и стоимости проекта, навыками работы с нормативно-правовой документацией
 
 
 
ОПК-3. Способен разрабатывать обоснованные организационно-управленческие решения с учетом их социальной значимости, содействовать их реализации в условиях сложной и динамичной среды и оценивать их последствия;
 
Оснащенность
 
ОПК-3.1 Знает: методы выработки принятия обоснованных организационно-управленческих решений
 
 
 
ОПК-3.2 Умеет: оценивать последствия реализации принятых организационно-управленческих решений
 
 
 
ОПК-3.3 Имеет практический опыт: разработки, реализации и оценки последствий организационно-управленческих решений с учетом социальной значимости
 
 
 
ПК-1. Способен разрабатывать мероприятия по воздействию на риск в разрезе отдельных видов и осуществлять их экономическую оценку
 
ПК-1.1 Знает: базовые положения международных и национальных стандартов по риск-менеджменту и смежным вопросам, методы воздействия на риски в разрезе отдельных их видов, методы, техники, технологии управления различными видами риска
 
 
 
ПК-1.2 Умеет: отбирать подходящие методы воздействия на отдельные виды рисков, разрабатывать и внедрять планы воздействия на риски
 
 
 
ПК-1.3 Имеет практический опыт: мониторинга рисков, их оценки и разработки мероприятий по воздействию на них
 
 
 
ПК-3. Способен осуществлять сбор, мониторинг и обработку данных с использованием передовых информационных технологий для проведения расчетов экономических показателей
 
ПК-3.1 Знает: методы сбора и обработки экономической информации, методы учета и анализа экономических показателей хозяйственной деятельности организации и ее подразделений с учетом отраслевой направленности деятельности 
 
 
 
ПК-3.2 Умеет: осуществлять сбор, мониторинг и обработку исходных данных для составления проектов финансово-хозяйственной, производственной и коммерческой деятельности (бизнес-планов) организации
 
 
 
ПК-3.3 Имеет практический опыт: учета и анализа экономических показателей деятельности организации с использованием современных технических средств и информационных технологий
 
 
 
ПК-5. Способен проводить экономические исследования производственно-хозяйственной деятельности организации 
 
ПК-5.1 Знает: теорию систем, методологию научного исследования, методы сбора, анализа, систематизации, хранения и поддержания в актуальном состоянии информации бизнес-анализа
 
 
 
ПК-5.2 Умеет: анализировать внутренние (внешние) факторы и условия, влияющие на деятельность организации, определять связи и зависимости между элементами информации, оценивать бизнес-возможности реализации проектов, оформлять результаты бизнес-анализа и исследований в соответствии с выбранными подходами
 
 
 
ПК-5.3 Имеет практический опыт: выявления, сбора, анализа информации, описания возможных решений и оценки эффективности каждого варианта решения с точки зрения достижения целевых показателей
 
 
 
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
 
3.1
Знать:
3.1.1
- сущность управленческих решений различного типа;
3.1.2
- основные методы управленческих решений и их специфические особенности;
3.1.3
- поэтапность разработки и принятия управленческих решений
 
 
3.2
Уметь:
3.2.1
- быстро находить решения стандартных типовых задач управления;
3.2.2
- находить наиболее разумные и оптимальные решения нестандартных задач управления;
3.2.3
- осуществлять обоснованный выбор критериев целесообразности;
3.2.4
- оценивать и выбирать альтернативные варианты решения;
3.2.5
- осуществлять планирование по реализации выбранного варианта решения;
3.2.6
- сравнивать и сопоставлять зарубежный и российский опыт разработки управленческих решений
 
 
3.3
Иметь навыки и (или) опыт деятельности:
3.3.1
-  поиска и критической оценки информации, необходимой для принятия управленческого решения;
3.3.2
-  разработки мероприятий для реализации и/или адаптации выбранной модели принятия управленческих решений к конкретной ситуации
 
 
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Литература
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Инте

ракт.

Примечание
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Прак.

подг.

 
 
Раздел 1. Теоретические и методологические основы разработки, принятия и реализации управленческих решений

 
Оснащенность
 
Тема 1. Теоретические основы и сущность управленческих решений /Лек/
Л1.1Л2.1

4
ПК-1.1 ПК-1.2 ПК-1.3 ПК-3.1 ПК-3.2 ПК-3.3 ОПК-3.1 ОПК-3.2 ОПК-3.3 УК-2.1 УК-2.2 УК-2.3 ПК-5.1 ПК-5.2 ПК-5.3
3
0
0
 
Тема 1. Теоретические основы и сущность управленческих решений /Пр/
Л1.1Л2.1

2
ПК-1.1 ПК-1.2 ПК-1.3 ПК-3.1 ПК-3.2 ПК-3.3 ОПК-3.1 ОПК-3.2 ОПК-3.3 УК-2.1 УК-2.2 УК-2.3 ПК-5.1 ПК-5.2 ПК-5.3
3
0
0
 
Тема 1. Теоретические основы и сущность управленческих решений /Ср/
Л1.1Л2.1

8
ПК-1.1 ПК-1.2 ПК-1.3 ПК-3.1 ПК-3.2 ПК-3.3 ОПК-3.1 ОПК-3.2 ОПК-3.3 УК-2.1 УК-2.2 УК-2.3 ПК-5.1 ПК-5.2 ПК-5.3
3
0
Эссе Индивидуальные домашние задания
0
 
Тема 2. Методологические подходы к разработке управленческих решений /Лек/
Л1.1Л2.1

4
ПК-1.1 ПК-1.2 ПК-1.3 ПК-3.1 ПК-3.2 ПК-3.3 ОПК-3.1 ОПК-3.2 ОПК-3.3 УК-2.1 УК-2.2 УК-2.3 ПК-5.1 ПК-5.2 ПК-5.3
3
2
проблемная лекция
0
 
Тема 2. Методологические подходы к разработке управленческих решений /Пр/
Л1.1Л2.1

2
ПК-1.1 ПК-1.2 ПК-1.3 ПК-3.1 ПК-3.2 ПК-3.3 ОПК-3.1 ОПК-3.2 ОПК-3.3 УК-2.1 УК-2.2 УК-2.3 ПК-5.1 ПК-5.2 ПК-5.3
3
0
0
 
Тема 2. Методологические подходы к разработке управленческих решений /Ср/
Л1.1Л2.1

8
ПК-1.1 ПК-1.2 ПК-1.3 ПК-3.1 ПК-3.2 ПК-3.3 ОПК-3.1 ОПК-3.2 ОПК-3.3 УК-2.1 УК-2.2 УК-2.3 ПК-5.1 ПК-5.2 ПК-5.3
3
0
Индивидуальные домашние задания
0
 
 
Оснащенность
 
Раздел 2. Методы и приемы разработки и принятия решений

 
Тема 3. Эвристические методы обоснования и принятия решений /Лек/
Л1.1Л2.1

4
ПК-1.1 ПК-1.2 ПК-1.3 ПК-3.1 ПК-3.2 ПК-3.3 ОПК-3.1 ОПК-3.2 ОПК-3.3 УК-2.1 УК-2.2 УК-2.3 ПК-5.1 ПК-5.2 ПК-5.3
3
0
0
 
Тема 3. Эвристические методы обоснования и принятия решений /Пр/
Л1.1Л2.1

6
ПК-1.1 ПК-1.2 ПК-1.3 ПК-3.1 ПК-3.2 ПК-3.3 ОПК-3.1 ОПК-3.2 ОПК-3.3 УК-2.1 УК-2.2 УК-2.3 ПК-5.1 ПК-5.2 ПК-5.3
3
0
Опрос

Выступление на практическом занятии

Тестирование

0
 
Тема 3. Эвристические методы обоснования и принятия решений /Ср/
Л1.1Л2.1

8
ПК-1.1 ПК-1.2 ПК-1.3 ПК-3.1 ПК-3.2 ПК-3.3 ОПК-3.1 ОПК-3.2 ОПК-3.3 УК-2.1 УК-2.2 УК-2.3 ПК-5.1 ПК-5.2 ПК-5.3
3
0
Индивидуальные домашние задания
0
 
Тема 4. Методы прогнозирования в разработке и принятии управленческих решений /Лек/
Л1.1Л2.1

4
ПК-1.1 ПК-1.2 ПК-1.3 ПК-3.1 ПК-3.2 ПК-3.3 ОПК-3.1 ОПК-3.2 ОПК-3.3 УК-2.1 УК-2.2 УК-2.3 ПК-5.1 ПК-5.2 ПК-5.3
3
0
0
 
Тема 4. Методы прогнозирования в разработке и принятии управленческих решений /Пр/
Л1.1Л2.1

2
ПК-1.1 ПК-1.2 ПК-1.3 ПК-3.1 ПК-3.2 ПК-3.3 ОПК-3.1 ОПК-3.2 ОПК-3.3 УК-2.1 УК-2.2 УК-2.3 ПК-5.1 ПК-5.2 ПК-5.3
3
0
Выступление на практическом занятии
0
 
Оснащенность
 
Тема 4. Методы прогнозирования в разработке и принятии управленческих решений /Ср/
Л1.1Л2.1

8
ПК-1.1 ПК-1.2 ПК-1.3 ПК-3.1 ПК-3.2 ПК-3.3 ОПК-3.1 ОПК-3.2 ОПК-3.3 УК-2.1 УК-2.2 УК-2.3 ПК-5.1 ПК-5.2 ПК-5.3
3
0
Индивидуальные домашние задания
0
 
Тема 5. Аналитические методы обоснования управленческих решений /Лек/
Л1.1Л2.1

4
ПК-1.1 ПК-1.2 ПК-1.3 ПК-3.1 ПК-3.2 ПК-3.3 ОПК-3.1 ОПК-3.2 ОПК-3.3 УК-2.1 УК-2.2 УК-2.3 ПК-5.1 ПК-5.2 ПК-5.3
3
0
0
 
Тема 5. Аналитические методы обоснования управленческих решений /Пр/
Л1.1Л2.1

2
ПК-1.1 ПК-1.2 ПК-1.3 ПК-3.1 ПК-3.2 ПК-3.3 ОПК-3.1 ОПК-3.2 ОПК-3.3 УК-2.1 УК-2.2 УК-2.3 ПК-5.1 ПК-5.2 ПК-5.3
3
2
деловая игра
0
 
Тема 5. Аналитические методы обоснования управленческих решений /Ср/
Л1.1Л2.1

8
ПК-1.1 ПК-1.2 ПК-1.3 ПК-3.1 ПК-3.2 ПК-3.3 ОПК-3.1 ОПК-3.2 ОПК-3.3 УК-2.1 УК-2.2 УК-2.3 ПК-5.1 ПК-5.2 ПК-5.3
3
0
Индивидуальные домашние задания
0
 
 
Раздел 3. Технология разработки, реализации и принятия управленческих решений

 
Тема 6. Разработка предложений по принятию управленческих решений /Лек/
Л1.1Л2.1

4
ПК-1.1 ПК-1.2 ПК-1.3 ПК-3.1 ПК-3.2 ПК-3.3 ОПК-3.1 ОПК-3.2 ОПК-3.3 УК-2.1 УК-2.2 УК-2.3 ПК-5.1 ПК-5.2 ПК-5.3
3
2
проблемная лекция
0
 
Оснащенность
 
Тема 6. Разработка предложений по принятию управленческих решений /Пр/
Л1.1Л2.1

6
ПК-1.1 ПК-1.2 ПК-1.3 ПК-3.1 ПК-3.2 ПК-3.3 ОПК-3.1 ОПК-3.2 ОПК-3.3 УК-2.1 УК-2.2 УК-2.3 ПК-5.1 ПК-5.2 ПК-5.3
3
2
деловая игра

0
 
Тема 6. Разработка предложений по принятию управленческих решений /Ср/
Л1.1Л2.1

8
ПК-1.1 ПК-1.2 ПК-1.3 ПК-3.1 ПК-3.2 ПК-3.3 ОПК-3.1 ОПК-3.2 ОПК-3.3 УК-2.1 УК-2.2 УК-2.3 ПК-5.1 ПК-5.2 ПК-5.3
3
0
Индивидуальные домашние задания
0
 
Тема 7. Разработка функциональных решений /Лек/
Л1.1Л2.1

4
ПК-1.1 ПК-1.2 ПК-1.3 ПК-3.1 ПК-3.2 ПК-3.3 ОПК-3.1 ОПК-3.2 ОПК-3.3 УК-2.1 УК-2.2 УК-2.3 ПК-5.1 ПК-5.2 ПК-5.3
3
0
0
 
Тема 7. Разработка функциональных решений /Пр/
Л1.1Л2.1

4
ПК-1.1 ПК-1.2 ПК-1.3 ПК-3.1 ПК-3.2 ПК-3.3 ОПК-3.1 ОПК-3.2 ОПК-3.3 УК-2.1 УК-2.2 УК-2.3 ПК-5.1 ПК-5.2 ПК-5.3
3
2
деловая игра
0
 
Тема 7. Разработка функциональных решений /Ср/
Л1.1Л2.1

10
ПК-1.1 ПК-1.2 ПК-1.3 ПК-3.1 ПК-3.2 ПК-3.3 ОПК-3.1 ОПК-3.2 ОПК-3.3 УК-2.1 УК-2.2 УК-2.3 ПК-5.1 ПК-5.2 ПК-5.3
3
0
Индивидуальные домашние задания
0
 
 
Раздел 4. Мыслительные процессы в подходе принятия решений

 
Оснащенность
 
Тема 8. Коллективное мышление /Лек/
Л1.1Л2.1

4
ПК-1.1 ПК-1.2 ПК-1.3 ПК-3.1 ПК-3.2 ПК-3.3 ОПК-3.1 ОПК-3.2 ОПК-3.3 УК-2.1 УК-2.2 УК-2.3 ПК-5.1 ПК-5.2 ПК-5.3
3
0
0
 
Тема 8. Коллективное мышление /Пр/
Л1.1Л2.1

6
ПК-1.1 ПК-1.2 ПК-1.3 ПК-3.1 ПК-3.2 ПК-3.3 ОПК-3.1 ОПК-3.2 ОПК-3.3 УК-2.1 УК-2.2 УК-2.3 ПК-5.1 ПК-5.2 ПК-5.3
3
2
учебная дискуссия
0
 
Тема 8. Коллективное мышление /Ср/
Л1.1Л2.1

8
ПК-1.1 ПК-1.2 ПК-1.3 ПК-3.1 ПК-3.2 ПК-3.3 ОПК-3.1 ОПК-3.2 ОПК-3.3 УК-2.1 УК-2.2 УК-2.3 ПК-5.1 ПК-5.2 ПК-5.3
3
0
Эссе Индивидуальные домашние задания
0
 
Тема 9. Принятие стратегических управленческих решений /Лек/
Л1.1Л2.1

2
ПК-1.1 ПК-1.2 ПК-1.3 ПК-3.1 ПК-3.2 ПК-3.3 ОПК-3.1 ОПК-3.2 ОПК-3.3 УК-2.1 УК-2.2 УК-2.3 ПК-5.1 ПК-5.2 ПК-5.3
3
0
0
 
Тема 9. Принятие стратегических управленческих решений /Пр/
Л1.1Л2.1

4
ПК-1.1 ПК-1.2 ПК-1.3 ПК-3.1 ПК-3.2 ПК-3.3 ОПК-3.1 ОПК-3.2 ОПК-3.3 УК-2.1 УК-2.2 УК-2.3 ПК-5.1 ПК-5.2 ПК-5.3
3
0
Тестирование
0
 
Тема 9. Принятие стратегических управленческих решений /Ср/
Л1.1Л2.1

10
ПК-1.1 ПК-1.2 ПК-1.3 ПК-3.1 ПК-3.2 ПК-3.3 ОПК-3.1 ОПК-3.2 ОПК-3.3 УК-2.1 УК-2.2 УК-2.3 ПК-5.1 ПК-5.2 ПК-5.3
3
0
Индивидуальные домашние задания
0
 
 
Оснащенность
 
Раздел 5. Контроль

 
Контроль /Зачёт/
Л1.1Л2.1

0
ПК-1.1 ПК-1.2 ПК-1.3 ПК-3.1 ПК-3.2 ПК-3.3 ОПК-3.1 ОПК-3.2 ОПК-3.3 УК-2.1 УК-2.2 УК-2.3 ПК-5.1 ПК-5.2 ПК-5.3
3
0
0
 
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
5.1. Примерный перечень вопросов к зачету
Вопросы для оценки знаний теоретического курса

1. Основное назначение и сущность теории принятия решений

2. Основные задачи, цели и роль управленческих решений в системе теории принятия решений

3. Объект, предмет и основные аспекты теории принятия решений

4. Основные функции и задачи теории принятия решений

5. Основные категории теории управления в системе принятия решений

6. Блочная модель подготовки и принятия решения

7. Неопределенность и риск как элементы различных моделей принятия решений

8. Управленческое решение в структуре функций управления

9. Структура системы принятия управленческих решений в организации

10. Классификация управленческих решений

11. Натуралистический подход в теории принятия решений

12. Системодеятельностный подход в теории принятия решений

13. Принципы диалектической логики, формирующие структуру управленческого решения

14. Системный подход в теории принятия решений

15. Абсолютная и относительная эффективность в теории оценки эффективности принятия решений

16. Критерии и методы оценки эффективности принятия решений

17. Факторы, влияющие на эффективность управленческого решения

18. Основные методы обоснования и принятия управленческих решений

19. Методы групповой работы и их классификация

20. Методы индивидуальной работы и их классификация

21. Элементы предвидения, используемые в теории принятия решений

22. Цели и назначение элементов прогнозирования в теории принятия решений

23. Показатели прогнозирования и способы их определения

24. Классификация прогнозов по их роли в управленческих решениях

25. Основные методы прогнозирования и их характеристика

26. Методы получения информации и их характеристика

27. Понятие и основные направления использования экономического анализа

28. Детерминированный и стохастический виды анализа

29. Традиционные методы экономического анализа

30. Математические методы экономического анализа

31. Многоплановые аналитические методы и приемы

32. Деловые игры как метод обоснования решений

33. Американская школа принятия управленческих решений и ее отличительные признаки

34. Немецкая школа принятия управленческих решений и ее отличительные признаки

35. Японская школа принятия управленческих решений и ее отличительные признаки

36. Российская школа принятия управленческих решений и ее отличительные признаки

37. Роль и значение информационного обеспечения в теории принятия управленческих решений

38. Классификация и типология проблем в теории принятия управленческих решений

39. Правила и критерии используемые в условиях неопределенности

40. Правила и критерии используемые в условиях риска

41. Методы учета неопределенности и риска

42. Функции и механизм стратегического управления

43. Алгоритм выработки решения руководителем тактического уровня управления

44. Особенности принятия решений в сфере производства

45. Особенности принятия решений в сфере инвестиций и финансов

46. Особенности принятия решений в сфере маркетинга

47. Особенности принятия решений в сфере управления персоналом

48. Отличительные характеристики и особенности принятия политических решений

49. Основные формы чувственного познания

 
Оснащенность
 
50. Основные формы абстрактного мышления

51. Критерии характеристик проблемы и проблемной ситуации

52. Задачные формы организации мышления

53. Проблемные формы организации мышления

54. Понятие процесса проблематизации и его основных этапов

55. Суждение и процедура его формирования

56. Процесс создания и перестраивания предикатов

57. Воля как механизм принятия решения

58. Самосознание и самоопределение как механизмы принятия решения

59. Элементы рефлексии в системе принятия решений

60. Роль коммуникации в системе коллективного принятия решений

61. Элементы самоопределения и мотивации в системе принятия решений

62. Классификация управленческого самоопределения

63. Уровни деятельности поведения человека в окружающей среде и повышения его развития

64. Принципы анализа деятельности

65. Элементы теории деятельности

66. Подходы к организации процесса принятия решения

67. Особенности организации процесса разработки и принятия решения

68. Особенности разработки и реализации стратегических решений

Вопросы на оценку понимания/умений студента

1. Сформулируйте определение теории принятия решений.

2. Каковы особенности теории принятия решений по сравнению с теорией управления?

3. Объясните сущность, цели и задачи теории принятия решений.

4. Что такое предмет и объект исследования теории принятия решений? Чем они отличаются от аналогичных категорий теории управления?

5. Проанализируйте функции и задачи теории принятия решений.

6. Какие существуют методы исследования предмета теории принятия решений?

7. Назовите разделы теории принятия решений и обоснуйте предложения по ее структуре.

8. В чем взаимосвязь основных категорий теории принятия решений. Сформулируйте определения цели, функции, метода, приема.

9. Обоснуйте зависимость теории принятия решений от законов управления.

10. Раскройте суть закона целеполагания, его проявление в системе принятия решения.

11. Обоснуйте влияние закона необходимого разнообразия на реализацию решений.

12. Почему необходимо учитывать требования закона движения при принятии решения?

13. Как проявляется закон обратной связи в системе разработки, принятия и реализации решений?

14. Как специфические законы управления влияют на принятие решений?

15. Почему управленческие решения - основа управления?

16. Приведите разные определения понятия “управленческое решение”. В чем их различия?

17. Какие основные факторы влияют на разработку и принятие управленческого решения?

18. Опишите место управленческого решения в цикле управления.

19. Объясните понятие методология. Почему она актуальна в настоящее время?

20. Раскройте суть и особенности натуралистического подхода в методологии.

21. Проанализируйте суть и особенности системодеятельностного подхода в методологии.

22. Перечислите диалектические элементы, определяющие требования к принятию решений.

23. Охарактеризуйте основные категории системного анализа процесса принятия решения.

24. Объясните важность цели в оценке эффективности принятия решений

25. Чем различаются понятия критерий и показатель оценки эффективности решений?

26. Какие методы оценки эффективности решений вы знаете?

27. Назовите факторы, влияющие на эффективность разработки, принятия и реализации решения.

28. Какие элементы необходимо выделять в каждом методе управления?

29. На какие группы разделяются управления?

30. Какие разновидности методов труда вы знаете?

31. Дайте определение термину эвристика

32. Какие методы групповой работы вам известны?

33. Какие методы и приемы индивидуальной работы вы можете назвать?

34. Охарактеризуйте сущность метода Дельфи

35. В каких случаях и ситуациях используют метод ключевых вопросов?

36. Сформулируйте определение предвидения, предсказания, прогноза, предположения. В чем отличия каждого из них?

37. Назовите три типа предвидения, выделенных Н. Кондратьевым.

38. Как предвидение позволяет уменьшать степень неопределенности будущего состояния объекта управления?

39. Раскройте содержание и перечислите последовательность действий лиц, принимающих решения, в процессе предвидения.

40. Какие цели преследует прогнозирование?

41. Как вы понимаете выражение детерминированные и стохастические связи? Почему от точности их описания зависит точность прогноза?

42. Перечислите условия успешного прогнозирования.

 
Оснащенность
 
43. Назовите основные показатели прогноза; объясните их физическую сущность.

44. Охарактеризуйте количественные и качественные методы.

45. Какие методы используются при прогнозировании экономической конъюнктуры?

46. Чем определяется выбор того или иного метода прогнозирования?

47. Перечислите методы получения информации для прогнозирования.

48. Приведите классификацию прогнозов. Обоснуйте зависимость прогнозов и методов, их реализующих.

49. Охарактеризуйте основные методы прогнозирования.

50. Какие методы называют аналитическими?

51. Сформулируйте определение экономического анализа.

52. Почему экономический анализ состоит из множества других методов? Что их объединяет?

53. Перечислите и охарактеризуйте традиционные методы экономического анализа.

54. Перечислите и охарактеризуйте математические методы, используемые в экономическом анализе.

55. Какие методы анализа хозяйственной деятельности применимы к рыночному механизму управления?

56. Какие требования предъявляются к методам, используемым в обосновании управленческих решений?

57. Как методы экономического анализа влияют на эффективность принимаемых управленческих решений?

58. Охарактеризуйте возможности и область применения: стоимостного анализа; метода анализа иерархий; организационно - деятельностных игр.

59. Опишите пути совершенствования аналитических методов и методологию их применения в обосновании и принятии управленческих решений.

60. Какие рекомендации на основании сравнительного анализа систем принятия решений, действующих в США, Западной Европе, Японии, могут быть полезны для условий России?

61. Приведите алгоритм этапов принятия управленческого решения, предложенного на основе обобщения опыта различных школ управления.

62. Опишите систему информационного обеспечения иерархического уровня управления.

63. Какие требования предъявляются к методике принятия решения? Как они реализуются в конкретной методике?

64. Изобразите алгоритм выработки решения и поясните содержание каждого его элемента.

65. Раскройте содержание выявления проблем и очередность их решения при принятии решения.

66. Какова структура и содержание управленческого решения?

67. Какие решения называются функциональными?

68. Как принимаются решения в управлении производством?

69. Назовите особенности принятия финансовых и инвестиционных решений.

70. Какие существуют критерии и ограничения в принятии маркетинговых решений?

71. Как проявляется взаимосвязь функциональных решений?

72. Могут ли быть функциональные решения управленческими?

73. Назовите основные методы, используемые в практике принятия решений в сфере производства.

74. Как проявляется зависимость решений в сфере управления персоналом от кадровой политики?

75. Охарактеризуйте особенности прогноза, основанного на данных временного ряда.

76. Какие критерии используются при принятии финансовых и инвестиционных решений?

77. Сформулируйте определения всех функциональных решений.

78. Объясните сущность регрессионного анализа. Где и когда он используется?

79. Каковы принципы принятия решений в финансовой сфере?

80. Объясните важность маркетинговых исследований для принятия управленческих решений.

81. В чем состоят отличительные особенности политических решений?

82. Что понимают под политическим режимом?

83. Поясните сущность политической доктрины.

84. Какая существует связь между политическим режимом и политической доктриной?

85. Назовите проблемы, возникающие при принятии политических решений

86. Дайте характеристику логическим формам организации мышления.

87. Охарактеризуйте особенности формальной, диалектической и содержательно-генетической логик.

88. Проанализируйте особенности задачной формы организации мышления.

89. Чем характерна проблемная форма организации мышления?

90. Дайте определение понятию воля.

91. Охарактеризуйте действия механизма воли в процессе принятия решения.

92. Как взаимосвязаны механизмы психики человека и воли в процессе принятия решения?

93. Проанализируйте работу механизма воли и рефлексии в процессе принятия решения.

94. Дайте определение понятию рефлексия и обоснуйте причину его многоаспектности.

95. Почему принятие решений человеком связывают с его рефлексией?

96. Охарактеризуйте взаимосвязь реализации рефлексивной функции с методом и стратегией.

97. Чем характеризуется рефлексивное управление?

98. Дайте определение понятию коммуникация.

99. Какую позицию в организованной коммуникации занимает лицо, принимающее решение?

100. Охарактеризуйте каждую позицию в коммуникации.

101. Дайте определение понятию самоопределение.

102. Перечислите и охарактеризуйте виды самоопределения лица, принимающего решения.

103. Предложите технологию самоопределения лица, принимающего решения.

104. Какая взаимосвязь механизмов психики человека и самоопределения?

105. Приведите примеры личного самоопределения в деятельности.

106. Охарактеризуйте понятие деятельность.

 
Оснащенность
 
107. Раскройте сущность и особенности предложенных принципов анализа деятельности как объекта принятия решения.

108. Охарактеризуйте уровни деятельности.

109. Какие существуют уровни принятия решений?

110. Охарактеризуйте каждый уровень принятия решений

111. Проанализируйте рефлексивно-мыслительный механизм принятия решения и уровневые критерии выбора варианта действий.

112. На каком уровне необходимо принимать решения руководителю фирмы, руководителям транснациональной корпорации, президенту страны?

113. Охарактеризуйте особенности организации процесса разработки и принятия решения.

114. Дайте определение понятию стратегия.

115. Как Вы понимаете выражение Стратегия — это абстрактная норма?

116. Охарактеризуйте особенности мышления лица, принимающего решение на стратегическом и тактическом уровнях.

117. Каковы требования к подготовке лиц, принимающих решения на стратегическом уровне управления?

118. В чем состоит сущность метода Гегеля определения природы объекта принятия решения?

 
5.2. Примерный перечень вопросов к экзамену
Не предусмотрено учебным планом
 
5.3. Тематика курсовых работ (курсовых проектов)
Не предусмотрено учебным планом
 
Примерные темы эссе

1.  Виды решений, существующих в природе

2. Отличительные признаки и особенности управленческих решений

3. Рефлексия и ее модели, используемые в теории принятия управленческих решений

4. Неопределенность и риск: два элемента в теории принятия управленческих решений

5. Альтернатива как важный элемент теории принятия решений

6. Вариативные решения: способы их формирования

7. Креативные решения: способы их достижения

8. Альтернативные решения: способы их выбора

9. Эмпирическое мышление и его место в жизнедеятельности человека

10. Аксиоматическое мышление и сфера его использования человеком

11. Диалектическое мышление и его базовая основа

12. Модель мира в структуре поведения человека и основы принятия им решения

13. Законы, управляющие человеком в процессе принятия решений

14. Проблемы принятия политических решений

15. Формы познания объекта принятия решения

16. Понятия «проблема» и «проблемная ситуация»: сходства и различия

17. Форма организации мышления лиц принимающих решения

18. Проблемная ситуация и проблема как взаимосвязь мышления, коммуникации и действия

19. Конструирование образа в сознании человека

20. Процедура формирования суждения

21. Восхождение от абстрактного к конкретному

22. Воля как механизм принятия решения

23. Мобилизационное проявление Я в системе управления

24. Взаимосвязь методов принятия решений и рефлексии

25. Уровни повышения развития человека в деятельности

26. Принципы анализа деятельности

27. Процесс осознание цели деятельности в теории принятия решений

28. Формирование структуры деятельности

Примерная тематика рефератов

1. Создание предприятий малого бизнеса

2. Взаимосвязь целей и решений.

3. Основные требования к качеству управленческого решения

4. Факторы, влияющие на разработку управленческого решения

5. Значение управленческих решений в управлении производством.

6. Решение - продукт интеллектуальной собственности.

7. Эффективность управленческого решения.

8. Типология управленческих решений.

9. Математические методы в принятии управленческих решений

10. Условия и факторы, влияющие на разработку управленческих решений.

11. Экономические условия разработки управленческих решений.

12. Организационные условия разработки управленческих решений.

13. Система управления фирмой.

14. Организация процесса разработки управленческого решения.

5.4. Фонд оценочных средств для проведения текущего контроля
 
Оснащенность
 
15. Значение информационного потоков в разработке управленческого решения.

16. Творчество в сфере бизнеса.

17. Свобода выбора вариантов в сфере бизнеса.

18. Соотношение творчества и науки при разработке управленческого решения.

19. Влияние риска на качество решения.

20. Условия обеспечения высокого качества управленческого решения.

21. Влияние сопоставимости альтернативных вариантов на качество решения.

22. Значение фактора качества объекта на разработку решения.

23. Основные методы выбора альтернатив при принятии управленческого решения.

24. Обоснованность управленческих решений.

25. Эффективность управленческих решений.

26. Конкретность управленческих решений.

27. Своевременность управленческих решений.

28. Значение общих требований к управленческим решениям.

29. Значение информационного обеспечения процесса разработки решения.

30. Значение основных требований к качеству информации.

31. Значение основных требований к информации для разработки управленческого решения.

 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
Колич-во
 
Л1.1
Пятецкий В. Е.
Методы принятия оптимальных управленческих решений : моделирование принятия решений: учебное пособие
М.: МИСиС, 2014
Электронный ресурс
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
Колич-во
 
Л2.1
Трофимова Л. А., Трофимов В. В.
Методы принятия управленческих решений: учебник
М.: Юрайт, 2014
0
 
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
 
Э1
Федеральная служба государственной статистики
 
6.3.1 Перечень программного обеспечения
 
6.3.1.1
ОС Windows XP
6.3.1.2
1С: Предприятие 8. Сельское хозяйство. Комплект для обучения в высших и средних УЗ.
6.3.1.3
SuperNovaReaderMagnifier
6.3.1.4
MozillaFirefox
6.3.1.5
Электронный периодический справочник «Система Гарант»
6.3.1.6
ОС Windows 7
6.3.1.7
ОС Windows 8
6.3.1.8
ОС Windows 10
6.3.1.9
Project Expert 7 Holding
6.3.1.10
Справочная правовая система КонсультантПлюс
6.3.1.11
7-Zip
 
6.3.2 Перечень информационных справочных систем
 
6.3.2.1
Электронная библиотечная система издательства «Лань». Полнотекстовая электронная библиотека. Индивидуальный неограниченный доступ через фиксированный внешний IP адрес академии неограниченному количеству пользователей из любой точки, в которой имеется доступ к сети Интернет.http://e.lanbook.com
6.3.2.2
Электронная библиотека технического ВУЗа (ЭБС «Консультант студента»). Полнотекстовая электронная библиотека.  Индивидуальный неограниченный доступ через фиксированный внешний IP адрес академии неограниченному количеству пользователей из любой точки, в которой имеется доступ к сети Интернет. http://www.studentlibrary.ru
6.3.2.3
Электронно-библиотечная система ZNANIUM.COM. Полнотекстовая электронная библиотека. Индивидуальный неограниченный доступ через фиксированный внешний IP адрес академии неограниченному количеству пользователей из любой точки, в которой имеется доступ к сети Интернет. http://znanium.com/
6.3.2.4
Электронная библиотечная система «ЭБС ЮРАЙТ www.biblio-online.ru». Полнотекстовая электронная библиотека. Индивидуальный неограниченный доступ через фиксированный внешний IP адрес академии неограниченному количеству пользователей из любой точки, в которой имеется доступ к сети Интернет. https://www.biblio-online.ru/
 
Оснащенность
 
6.3.2.5
Электронная система «Госфинансы». Полнотекстовая электронная система, постоянно пополняемая. Индивидуальный неограниченный доступ через фиксированный внешний IP адрес академии из любой точки, в которой имеется доступ к сети Интернет. http://www.gosfinansy.ru/
6.3.2.6
6.3.2.7
Электронный периодический справочник «Система ГАРАНТ». Полнотекстовый, обновляемый. Доступ по локальной сети академии
6.3.2.8
Национальная электронная библиотека. Доступ посредством использования сети «Интернет» на 32 терминала доступа. https://нэб.рф/
 
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
Аудитория
Назначение
Оснащенность
Вид работ
 
35а
Учебная аудитория
Стол преподавателя (1 шт.), столы (30 шт.), стулья (60 шт.), стул преподавателя (1 шт.), доска аудиторная (1 шт.), трибуна (1 шт.), демонстрационное оборудование (белая лаковая магнитно-маркерная доска (1 шт.), проектор Toshiba (1 шт.) и учебно-наглядные пособия
 
38а
Учебная аудитория
Стол преподавателя (1 шт.), столы (17 шт.) (3-хместных - 6, 2-хместных - 11), стулья (38 шт.), стул преподавателя (1 шт.), доска (1 шт.), трибуна (1 шт.), демонстрационное оборудование (экран рулонный настенный (1 шт.), проектор Acer (1 шт.), ноутбук Acer (1 шт.)) и учебно-наглядные пособия
 
45а
Учебная аудитория
Стол преподавателя (1 шт.), столы (6 шт.), стулья (18 шт.), стул преподавателя (1 шт.), доска (1 шт.), стол компьютерный (10 шт.), стулья (10 шт.), демонстрационное обрудование (компьютер Intel G32603 3 GHz 3 M (10 шт.), полотно рулонное (1 шт.)) и учебно-наглядные пособия
 
51а
Учебная аудитория
ССтол преподавателя (1 шт.), парта 3-хместная со скамейкой (10 шт.), стулья (5 шт.), стул преподавателя (1 шт.), доска (1 шт.), трибуна (1 шт.), демонстрационное оборудование (Экран с электроприводом Electric Screen (1 шт.), проектор Toshiba (1 шт.), ноутбук Acer Asp T2370  (1 шт.)) и учебно-наглядные пособия
 
123
Помещение для самостоятельной работы
Компьютерная техника с возможностью подключения к сети "Интернет" и обеспечением доступа в электронную информационно-образовательную среду организации(19 шт.), столы (17 шт.), компьютерный стол 6-и местный (3 шт.), стулья ученические (34 шт.), стулья п/м (18 шт.), стеллажи с литературой, видеоувеличитель Optelec Wide Screen (1 шт.)
 
8. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Методика изучения курса предусматривает наряду с лекциями и практическими занятиями, организацию самостоятельной работы студентов, проведение консультаций, руководство докладами студентов для выступления на научно-практических конференциях, осуществление текущего, промежуточного форм контроля.

Система знаний по дисциплине «Методы принятия управленческих решений» формируется в ходе аудиторных и внеаудиторных (самостоятельных) занятий. Используя лекционный материал, учебники и учебные пособия, дополнительную литературу, проявляя творческий подход, студент готовится к практическим занятиям, рассматривая их как пополнение, углубление, систематизацию своих теоретических знаний.

Для освоения дисциплины студентами необходимо:

1. Посещать лекции, на которых в сжатом и системном виде излагаются основы дисциплины: даются определения понятий, законов, которые должны знать студенты; раскрываются закономерности поведения экономических субъектов. Студенту важно понять, что лекция есть своеобразная творческая форма самостоятельной работы. Надо пытаться стать активным соучастником лекции: думать, сравнивать известное с вновь получаемыми знаниями, войти в логику изложения материала лектором, следить за ходом его мыслей, за его аргументацией, находить в ней кажущиеся вам слабости. Во время лекции можно задать лектору вопрос, желательно в письменной форме, чтобы не мешать и не нарушать логики проведения лекции. Слушая лекцию, следует зафиксировать основные идеи, положения, обобщения, выводы. Работа над записью лекции завершается дома. На свежую голову (пока еще лекция в памяти) надо уточнить то, что записано, обогатить запись тем, что не удалось зафиксировать в ходе лекции, записать в виде вопросов то, что надо прояснить, до конца понять. Важно соотнести материал лекции с темой учебной программы и установить, какие ее вопросы нашли освещение в прослушанной лекции. Тогда полезно обращаться и к учебнику. Лекция и учебник не заменяют, а дополняют друг друга.

2. Посещать практические занятия, к которым следует готовиться и активно на них работать. Задание к практическому занятию выдает преподаватель. Задание включает в себя основные вопросы, задачи, тесты и рефераты для самостоятельной работы, литературу. Практические занятия начинаются с вступительного слова преподавателя, в котором называются цель, задачи и вопросы занятия. В процессе проведения занятий преподаватель задает основные и дополнительные вопросы, организует их обсуждение. На практических занятиях решаются задачи, разбираются тестовые 

 
Оснащенность
 
задания и задания, выданные для самостоятельной работы, заслушиваются реферативные выступления. Студенты, пропустившие занятие, или не подготовившиеся к нему, приглашаются на консультацию к преподавателю. Практическое занятие заканчивается подведением итогов: выводами по теме и выставлением оценок.

3. Систематически заниматься самостоятельной работой, которая включает в себя изучение нормативных документов, материалов учебников и статей из экономической литературы, решение задач, написание докладов, рефератов, эссе. Задания для самостоятельной работы выдаются преподавателем.

4. Под руководством преподавателя заниматься научно-исследовательской работой, что предполагает выступления с докладами на научно-практических конференциях и публикацию тезисов и статей по их результатам.

5. При возникающих затруднениях при освоении дисциплины «Методы принятия управленческих решений», для неуспевающих студентов и студентов, не посещающих занятия, проводятся еженедельные консультации, на которые приглашаются неуспевающие студенты, а также студенты, испытывающие потребность в помощи преподавателя при изучении дисциплины.

При изучении дисциплины «Методы принятия управленческих решений» следует усвоить:

- основные понятия и  категории процесса принятия управленческих решений;

- основные этапы процесса разработки, принятия и реализации управленческого решения;

- критерии и ограничения для выбора альтернатив;

- сущность моделирования в процессах принятия решений;

- структуру основной модели принятия управленческого решения

Требования, предъявляемые к выполнению контрольных заданий. При выполнении контрольных заданий следует:

1. Получить четкий ответ на все вопросы, содержащиеся в контрольном задании.

2. Максимально четко изложить способ выполнения контрольного задания.

3. Оформить задание в соответствии с предъявленными требованиями.

4. По возможности, осуществить проверку полученных результатов.

По согласованию с преподавателем или по его заданию студенты могут готовить рефераты по отдельным темам дисциплины. Основу докладов составляет, как правило, содержание подготовленных студентами рефератов. Качество учебной работы студентов преподаватель оценивает по результатам тестирования и  зачета. Тестирование организовывается в компьютерных классах. Все вопросы тестирования обсуждаются на лекционных и практических занятиях. Подготовка к зачету  предполагает изучение конспектов лекций, рекомендуемой литературы и других источников, повторение материалов практических занятий.

 
ПРИЛОЖЕНИЯ
 
Актуализированная рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании выпускающей кафедры, протокол №  ___   от _____________________
Заведующий выпускающей кафедрой  _________________________________
ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ

в 20___ /20___ учебном году

ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ

в 20___ /20___ учебном году

ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ

в 20___ /20___ учебном году

Актуализированная рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании выпускающей кафедры, протокол №  ___   от  _____________________
Актуализированная рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании выпускающей кафедры, протокол №  ___   от  _____________________
Актуализированная рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании выпускающей кафедры, протокол №  ___   от  _____________________
Заведующий выпускающей кафедрой  _________________________________
Заведующий выпускающей кафедрой  _________________________________
Заведующий выпускающей кафедрой  _________________________________
ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ

в 20___ /20___ учебном году

Актуализированная рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании выпускающей кафедры, протокол №  ___   от  _____________________
Заведующий выпускающей кафедрой  _________________________________
ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ

в 20___ /20___ учебном году

Актуализированная рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании выпускающей кафедры, протокол №  ___   от  _____________________
ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ

в 20___ /20___ учебном году

Заведующий выпускающей кафедрой  _________________________________