(ФГБОУ ВО Чувашский ГАУ)
и научной работе
Направленность (профиль) Управление человеческими ресурсами
(<Курс>.<Семестр на курсе>)
Направленность (профиль) Управление человеческими ресурсами
, одобренный Ученым советом ФГБОУ ВО Чувашский ГАУ от 26.03.2024 г., протокол № 12.
ции
ракт.
подг.
2. Информация, представление информации в ЭВМ. Понятие информатики в широком и в узком смысле.
3. Меры информации, понятие энтропии.
4. Системы счисления. Перевод из одной системы счисления в другую.
5. ЭВМ: назначение, классификация.
6. Архитектура ЭВМ.
7. Общие принципы организации и работы компьютера.
8. Характеристика системного блока компьютера.
9. Микропроцессор: назначение, структура, основные характеристики.
10. Виды и функции памяти компьютера, внутренняя память компьютера.
11. Виды и функции памяти компьютера, внешняя память компьютера.
12. Хранение информации на дисках, причины потери дискового пространства, назначение операций проверки свойств диска и дефрагментации.
13. Устройства вывода информации.
14. Классификация программного обеспечения.
15. Характеристика системного программного обеспечения. Виды операционных систем и их характеристика.
16. Операционная система компьютера. Файловая система ОС: понятие; типы, шаблоны и атрибуты файлов.
17. Характеристика операционной системы Windows. Основные компоненты графического интерфейса Windows; виды окон, меню.
18. Этапы подготовки и решения задач на ЭВМ, назначение, характер выполняемых на них работ
19. Алгоритм: понятие, свойства, графическое оформление.
20. Виды вычислительных процессов. Характеристика линейных, ветвящихся и циклических вычислительных процессов.
21. Назначение трансляции программ. Характеристика компиляторов и интерпретаторов.
22. Общая характеристика ЯВУ Visual Basic. Объекты, их свойства, события и методы.
23. Типы данных, используемые в языке Visual Basic. Оператор описания данных.
25. Нахождение суммы, произведения, количества некоторых элементов массива (матрицы).
26. Нахождение минимального и максимального элементов массива (матрицы) и фиксация их номеров.
27. Алгоритмы сортировки массива.
28. Эволюция и классификация языков программирования.
29. Прикладное программное обеспечение и его характеристика.
30. Табличные процессоры, понятие, возможности, характер использования.
31. Характеристика табличного процессора Excel. Запуск программы, структура окна приложения.
32. Структура окна приложения. Сохранение документа, загрузка его с диска.
33. Фильтрация данных таблицы: автофильтр, расширенный фильтр.
34. Выполнение вычислений с использованием Мастера функций и команды «Автосуммирование».
35. Графические возможности программы Excel, виды диаграмм и графиков, процесс их построения.
36. Понятие сводных таблиц: назначение, операции над полями, группирование полей.
37. Упорядочение табличных данных, задание ключа и характера сортировки данных.
38. Форматирование таблиц и их данных.
39. Понятие экономико–математической модели, элементы математической модели. Характеристика задач оптимизации, решаемых средствами табличного процессора Excel.
40. Постановка задачи линейного программирования. Экономическое содержание задачи.
41. Этапы решения задач линейного программирования в среде табличного процессора Excel.
42. Процедура Поиск решения. Параметры процедуры. Варианты результатов поиска решения задач линейного программирования.
43. Понятие сценария; создание сценариев, создание отчетов по сценариям.
44. Создание и работа с функцией пользователя.
45. Способы создания презентации. Режимы просмотра. Форматирование презентации
46. Использование специальных эффектов в презентации: пошаговое управление показом, анимация текста и объектов.
47. Компьютерная графика: виды, модели, форматы.
48. Понятие сети. Виды сетей. Архитектура сетей.
49. Топология сети.
50. Сети. Коммуникационное оборудование.
51. Модель взаимодействия открытых сетей.
52. Принципы построения сети Интернет.
53. Система адресации в Интернет.
54. Сервисы Интернет.
55. Понятие информационной безопасности, характеристика ее свойств.
56. Компьютерные вирусы и средства антивирусной защиты.
57. Электронно-цифровая подпись: понятие, принцип асимметричного шифрования.
1. ICQ-сервис. Программы ICQ-клиента. Настройка. Примеры ICQ-серверов. Понятие канала и его организация.
2. PDF-документ. Чтение *.pdf-файла. О возможности создания *.pdf-файла.
3. Понятие динамического *.htm-файла. Передача данных от Web-браузера Web-серверу. Что должен содержать Web-сервер, использующий формирование динамического *.htm-файла?
4. Безопасность в Интернете. Понятие HTTP и SSL.
5. Поиск в Интернете. Поисковые серверы. Язык запросов поискового сервера (на примере одного из них).
6. Понятие proxy-сервера. Порядок настройки proxy-сервера. Программы, реализующие proxy-сервер.
7. Понятие маршрутизатора. Порядок настройки маршрутизатор. Программы-маршрутизаторы.
8. Язык HTML. Примеры написания скриптов.
9. Скомплектовать сборник лабораторных работ по курсу "Основы информационных технологий".
10. Основы языка программирования РНР. Примеры.
11. Программирование в среде MS Word (VB for Applications). Примеры.
12. Особые приёмы Web-дизайна. Примеры.
13. Чем опасна работа в Интернете?
14. Основы работы в Power Point. Примеры.
15. Основы программирования в среде Visual Basic. Создание меню, форма, обработка событий, основные объекты.
16. Основы программирования в среде Delphi. Создание меню, форма, обработка событий, основные объекты.
17. Web-браузер Opera. Особенности. Настройка русского языка.
18. Основы программирования на языке Java. Инструментарий.
19. Базы данных. Удалённый доступ. Понятие ODBC.
20. Основы взлома Web-сайта. Инструментарий.
21. Основы взлома программ (регистрация). Инструментарий.
22. Редакторы схем электрических сетей. Обзор. Возможность связи с другими приложениями.
23. Векторная графика. Файлы *.wmf и *.emf. Редактирование и конвертация векторных изображений.
25. Операционная система Linux и её отличие от Windows. Версии Linux. Приложения для Linux.
26. Графические оболочки и скины для операционной системы Windows.
27. Карманные компьютеры и операционные системы к ним. Эмуляция ОС КПК на офисном компьютере.
28. Flash-технология. Основы создания анимированного приложения. Перспективы.
29. Мобильная связь и Интернет. Посылка SMS-сообщений и электронной почты. Серверы.
30. Операционные системы карманных компьютеров. Особенности. Эмуляция.
31. Операционная система Windows CE. Эмуляция на офисном компьютере.
32. Система синхронизации времени GPS. Серверы.
33. Типовые Java-скрипты для Web-страниц. Примеры.
34. Серверы бесплатного хостинга. Условия размещения Web-страниц.
35. IP-телефония. Технология работы через компьютер. Серверы.
Темы докладов
1. Структура компьютера. Основные устройства состава ПЭВМ?
2. Структура памяти. Что представляет собой оперативная память?
3. Носители информации. Что представляет собой дискета?
4. Носители информации. Какая емкость гибких и жестких дисков?
5. Структура дисплея. Какие режимы работы мониторов вы знаете?
6. Клавиатура. Цель клавиатуры? Из каких блоков она состоит?
7. Для каких целей используется мышь? Какие стандартные операции выполняются с помощью мыши?
8. Структура компьютера. Какие устройства подключаются к компьютеру?
9. Для каких целей используется сканер?
10. Печатающее устройство. Какие типы печатающих устройств вы знаете?
11. Понятие информации. В каких единицах измеряется информация?
12. Каков порядок включения и выключения компьютера? Для чего используется CD-ROM?
13. Что такое операционная система, ее назначение?
14. Что такое файловая система? Что такое файл, каталог, подкаталог?
15. Что означает термин “имя диска”?
16. Что такое “приглашение ОС”? и как оно меняется?
17. Какие команды используются для работы с файлами в DOS?
18. Какие команды используются для работы с каталогами и дисками в DOS?
19. Для чего и как используются справочная система WINDOWS?
20. Что такое “рабочий стол” и “панель задач”? В какой операционной системе они используются?
21. Что такое “Главное меню” и как работать с ним?
22. Основные элементы окна WINDOWS.
23. В чем различие операций “свернуть” и “закрыть” окно?
24. Для чего используется Корзина?
25. Как загружается ФАЙЛОВЫЙ МЕНЕДЖЕР? И как получить подсказку о работе ФАЙЛОВОГО МЕНЕДЖЕРА?
26. Какова структура экрана ФАЙЛОВЫЙ МЕНЕДЖЕР? Как перейти на ту или иную панель?
27. Какие пункты содержит меню ФАЙЛОВЫЙ МЕНЕДЖЕР? Как войти в подменю?
28. Как получить полную информацию о файлах, каталогах? Как войти в подкаталог и выйти из него в ФАЙЛОВОМ МЕНЕДЖЕРЕ?
29. Для чего используются функциональные клавиши в ФАЙЛОВОМ МЕНЕДЖЕРЕ?
30. Как просматривается дискета в ФАЙЛОВОМ МЕНЕДЖЕРЕ?
31. Для чего и зачем используются текстовые редакторы?
32. Как устанавливаются границы и перенос слов в MS WORD?
33. Какие шрифты используются в MS WORD?
34. Как ввести и редактировать текст в редакторе MS WORD?
35. Как устанавливаются параметры листа в редакторе MS WORD?
36. Как записать документ в файл? Как вывести содержимое файла на экран в редакторе MS WORD?
37. Как вставляется рисунок, символ в документ?
38. Нумерованный, маркированный списки. Оглавление, указатели в MS Word.
39. Какие элементы содержит окно MS WORD?
40. Из каких пунктов складывается главное меню MS WORD?
41. Как создается таблица в MS WORD?
42. В скольких экземплярах и как печатается документ в MS WORD?
43. Назначение и возможности табличного процессора MS Excel.
44. Какие величины могут быть помещены в ячейки таблицы MS Excel? Как оформляются математические формулы?
45. Как создаются диаграммы в MS Excel?
46. Фильтры в MS Excel.
47. Что показывает строка формул и строка состояния MS Excel?
48. Какие виды диаграмм вы знаете? Этапы построения диаграммы в MS Excel?
49. Что такое компьютерные сети?
50. Какие виды сетей вы знаете?
51. Что такое алгоритм? Каковы основные способы описания алгоритмов?
53. Какие алгоритмы называются линейными?
54. Какой алгоритм называется разветвляющимся?
55. Что из себя представляет Internet?
56. Для чего используются архиваторы? Какие программы используются для создания архива?
57. Для чего применяют антивирусные программы?
58. Что представляет собой компьютерный вирус?
59. Что заражают компьютерные вирусы?
60. Какие виды магнитных дисков используются для записи информации?
61. Что такое память компьютера? Структура и виды памяти?
62. Что такое текущий диск; родительский, текущий каталог; папка?
63. Структура окна MS WINDOWS.
64. Какие операционные системы вы знаете? Их характеристики.
65. Для чего нужны звуковые карты? Что такое звук?
66. Какие советы вы можете дать по выбору принтера?
67. Принцип работы матричных принтеров?
68. Чем отличаются струйные принтеры от других принтеров?
69. Какие преимущества и недостатки имеет лазерный принтер?
70. Что такое компьютер?
71. Для чего используют строку меню в окнах? Какие обозначения используются в системе меню?
72. Для чего используют графический редактор Paint? Как работать в ней?
73. Что обозначают “абсолютные и относительные ссылки” в MS Excel?
74. Как запускается MS Word? Что должны знать при вводе текста?
75. Какие пункты Главного меню вы помните? Как вызывается Главное меню в MS WINDOWS?
76. Структура размещения информации на дисках. Как завершается сеанс работы с MS WINDOWS?
77. Информационно-поисковые системы, полнотекстовые базы данных, электронные библиотеки.
78. Реляционные базы данных, системы управления базами данных.
79. Создание схемы данных и типы связей в СУБД ACCESS.
80. Создание форм ввода в СУБД ACCESS.
81. Создание запросов в СУБД ACCESS.
82. Формирование отчетов и автоотчётов в СУБД ACCESS.
83. Основы технологии программирования в СУБД ACCESS.
84. Технические и программные средства для доступа и работы в Internet.
85. Организационные и коммерческие условия подключения. Работа в Internet.
86. Адресация компьютеров, пользователей и документов в Internet.
87. Виды информационных ресурсов в Internet.
88. Электронная почта Internet.
89. Менеджеры электронной почты и новостей.
90. WWW – “Всемирная информационная паутина” Internet.
91. Обозреватели (браузеры) Internet.
92. Поисковые серверы Internet.
93. HTML – язык разметки гипертекста Web-страниц.
94. Использование Интернет в АПК.
95. Электронные магазины в России и США.
96. Сервисные программы. Программы для диагностики компьютера, восстановления информации, устранения физических дефектов, и т.п.
97. Языки программирования низкого уровня и высокого уровня. Трансляция программ. Классы языков программирования высокого уровня.
98. Язык программирования. Понятие семантики.
99. Ранние языки программирования.
Система знаний по дисциплине «Информатика» формируется в ходе аудиторных и внеаудиторных (самостоятельных) занятий. Используя лекционный материал, учебники и учебные пособия, дополнительную литературу, проявляя творческий подход, студент готовится к практическим занятиям, рассматривая их как пополнение, углубление, систематизацию своих теоретических знаний.
Для освоения дисциплины студентами необходимо:
1. Посещать лекции, на которых в сжатом и системном виде излагаются основы дисциплины: даются определения понятий, законов, которые должны знать студенты. Студенту важно понять, что лекция есть своеобразная творческая форма самостоятельной работы. Надо пытаться стать активным соучастником лекции: думать, сравнивать известное с вновь получаемыми знаниями, войти в логику изложения материала лектором, следить за ходом его мыслей, за его аргументацией, находить в ней кажущиеся вам слабости. Во время лекции можно задать лектору вопрос, желательно в письменной форме, чтобы не мешать и не нарушать логики проведения лекции. Слушая лекцию, следует зафиксировать основные идеи, положения, обобщения, выводы. Работа над записью лекции завершается дома. На свежую голову (пока еще лекция в памяти) надо уточнить то, что записано, обогатить запись тем, что не удалось зафиксировать в ходе лекции, записать в виде вопросов то, что надо прояснить, до конца понять. Важно соотнести материал лекции с темой учебной программы и установить, какие ее вопросы нашли освещение в прослушанной лекции. Тогда полезно обращаться и к учебнику. Лекция и учебник не заменяют, а дополняют друг друга.
2. Посещать практические занятия, к которым следует готовиться и активно на них работать. Задание к практическим занятиям выдает преподаватель. Задание включает в себя основные вопросы, задания, тесты и рефераты для самостоятельной работы, литературу. практические занятия начинаются с вступительного слова преподавателя, в котором называются цель, задачи и вопросы занятия. В процессе проведения занятий преподаватель задает основные и дополнительные вопросы, организует их обсуждение. На практических занятиях выполняются и решаются задания, разбираются тестовые задания и задания, выданные для самостоятельной работы, заслушиваются реферативные выступления. Студенты, пропустившие занятие, или не подготовившиеся к нему, приглашаются на консультацию к преподавателю. Занятие заканчивается подведением итогов: выводами по теме и выставлением оценок.
3. Систематически заниматься самостоятельной работой, которая включает в себя изучение нормативных документов, материалов учебников и статей из научной литературы, решение задач, написание докладов, рефератов, эссе. Задания для самостоятельной работы выдаются преподавателем.
4. Под руководством преподавателя заниматься научно-исследовательской работой, что предполагает выступления с докладами на научно-практических конференциях и публикацию тезисов и статей по их результатам.
5. При возникающих затруднениях при освоении дисциплины «Информатика», для неуспевающих студентов и студентов, не посещающих занятия, проводятся консультации, на которые приглашаются неуспевающие студенты, а также студенты, испытывающие потребность в помощи преподавателя при изучении дисциплины.
При изучении дисциплины «Информатика» следует усвоить:
- понятие теоретических основ информатики и информационных технологий;
- основные научные школы информационных технологий;
- современные теории информатики для информационных технологий;
- теории структуры информатики;
- особенности устройства, назначения, принцип работы и характеристики аппаратных средств персональных компьютеров;
- особенности программирования на компьютере, назначение и классификацию системного и прикладного программного обеспечения;
- актуальные проблемы комплексных документов с применением различных приложений.
Требования, предъявляемые к выполнению контрольных заданий. При выполнении контрольных заданий следует:
1. Получить четкий ответ на все вопросы, содержащиеся в контрольном задании.
2. Максимально четко изложить способ выполнения контрольного задания.
3. Оформить задание в соответствии с предъявленными требованиями.
4. По возможности, осуществить проверку полученных результатов.
в 20___ /20___ учебном году
в 20___ /20___ учебном году
в 20___ /20___ учебном году
в 20___ /20___ учебном году
в 20___ /20___ учебном году
в 20___ /20___ учебном году