2024-2025_38_03_02_24-1_Менеджмент (УЧР)_plx_Безопасность жизнедеятельности
 
МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования 
"Чувашский государственный аграрный университет"

(ФГБОУ ВО Чувашский ГАУ)

Кафедра
Механизации, электрификации и автоматизации с/х производства
УТВЕРЖДАЮ
Проректор по учебной

и научной работе

 
 
Л.М. Иванова
26.03.2024 г.
 
Б1.О.21.01
Безопасность жизнедеятельности
Направление подготовки 38.03.02 Менеджмент

Направленность (профиль) Управление человеческими ресурсами

рабочая программа дисциплины (модуля)
 
экзамен    
Виды контроля:
часов на контроль
36
самостоятельная работа
40
аудиторные занятия
32
Общая трудоемкость
Часов по учебному плану
3 ЗЕТ
Форма обучения
очная
Квалификация
Бакалавр
108
в том числе:
 
Распределение часов дисциплины по семестрам
Семестр

(<Курс>.<Семестр на курсе>)

1 (1.1)
Итого
Недель
17 2/6
Вид занятий
УП
РП
УП
РП
Лекции
16
16
16
16
Практические
16
16
16
16
В том числе инт.
12
12
12
12
Итого ауд.
32
32
32
32
Кoнтактная рабoта
32
32
32
32
Сам. работа
40
40
40
40
Часы на контроль
36
36
36
36
Итого
108
108
108
108
 
 
 
Программу составил(и):
канд. техн. наук, доц., Ларкин С.В.
 
 
1. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 38.03.02 Менеджмент (приказ Минобрнауки России от 12.08.2020 г. № 970).
При разработке рабочей программы дисциплины (модуля) "Безопасность жизнедеятельности" в основу положены:
2. Учебный план: Направление подготовки 38.03.02 Менеджмент

Направленность (профиль) Управление человеческими ресурсами

, одобренный Ученым советом ФГБОУ ВО Чувашский ГАУ от 26.03.2024 г., протокол № 12.

 
 
 
Рабочая программа дисциплины (модуля) проходит согласование с использованием инструментов электронной информационно-образовательной среды Университета.
 
Заведующий кафедрой  Мардарьев С.Н. 
Заведующий выпускающей кафедрой  Абросимова М.С. 
Председатель методической комиссии факультета  Медведева Т.А.
Директор научно-технической библиотеки  Викторова В.А.
СОГЛАСОВАНО:
 
Оснащенность
 
 
1. ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
1.1
изучение основ гармонизации взаимодействия человека и разноуровневых систем, связанных со средой обитания (производственной, бытовой, социальной, природной, духовной), а также вопросов управления и самоуправления индивидуальной жизнью каждого человека, жизнью больших и малых коллективов, социальной жизнью государств и регионов. Изучением дисциплины достигается формирование у студентов представления о неразрывном единстве эффективной профессиональной деятельности людей, требований безопасности, защищенности человека и духовно-нравственного уровня общества. 
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП
Цикл (раздел) ОПОП:
Б1.О.21
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
 
2.2
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
 
2.2.1
Основы военной подготовки
 
3. КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
УК-8. Способен создавать и поддерживать в повседневной жизни и в профессиональной деятельности безопасные условия жизнедеятельности для сохранения природной среды, обеспечения устойчивого развития общества, в том числе при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций и военных конфликтов
 
УК-8.1 Знает: общую характеристику обеспечения безопасности и устойчивого развития в различных сферах жизнедеятельности; классификацию чрезвычайных ситуаций военного характера, принципы и способы организации защиты населения от опасностей, возникающих в мирное время и при ведении военных действий
 
 
 
УК-8.2 Умеет: оценивать вероятность возникновения потенциальной опасности в повседневной жизни и профессиональной деятельности и принимать меры по ее предупреждению
 
 
 
УК-8.3 Имеет навыки: применения основных методов защиты при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций и военных конфликтов в повседневной жизни и профессиональной деятельности
 
 
 
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
 
3.1
Знать:
3.1.1
- основную нормативную базу дисциплины
3.1.2
- основные показатели травматизма, профессиональных заболеваний, пожаров, чрезвычайных ситуаций в стране и пути их предупреждения;
3.1.3
- вопросы регулирования труда отдельных категорий работников и компенсации за работу во вредных, опасных и особых условиях труда, а также за утраченное на производстве здоровье;
3.1.4
- порядок надзора и контроля за соблюдением законодательства по охране труда, гражданской обороне и пожарной безопасности, расследования несчастных случаев и профессиональных заболеваний;
3.1.5
- требования производственной санитарии, предъявляемые к устройству и содержанию производственных помещений и рабочих мест;
3.1.6
- требования техники безопасности к производственным помещениям, технологическим процессам, оборудованию, машинам, инструментам, сырью, готовой продукции, а также к технологии выполнения отдельных видов работ;
3.1.7
- ответственность за нарушение требований охраны труда и гражданской обороны
 
 
3.2
Уметь:
3.2.1
- пользоваться нормативными документами по охране труда, гражданской обороне и пожарной безопасности для поиска соответствующей информации;
3.2.2
- оценивать опасность и вредность производственных процессов, пожаровзрывоопасность технологических сред и помещений, электробезопасность и принимать самостоятельные решения по предупреждению травм, заболеваний и пожаров на производстве;
3.2.3
- пользоваться средствами коллективной и индивидуальной защиты
 
 
3.3
Иметь навыки и (или) опыт деятельности:
3.3.1
- владения основной терминологией по охране труда, гражданской обороне;
3.3.2
- измерения на рабочих местах параметров вредных и опасных производственных факторов;
3.3.3
- выбора, оценки состояния и пригодности к работе средств коллективной и индивидуальной защиты работников;
3.3.4
- подготовки документов по охране труда, которые разрабатывают на предприятиях;
3.3.5
- расследования несчастных случаев на производстве и оформления соответствующих документов;
3.3.6
- разработки инструкций и проведения инструктажей по охране труда на рабочем месте;
3.3.7
- проведения специальной оценки условий труда на рабочих местах
 
Оснащенность
 
 
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Литература
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Инте

ракт.

Примечание
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Прак.

подг.

 
 
Раздел 1. Человек и среда обитания, угрозы БЖ

 
Введение в безопасность. Основные понятия /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3Л3.1 Л3.2

Э1 Э2 Э3

2
УК-8.1 УК-8.2 УК-8.3
1
2
Лекция визуализации с применением средств мультимедиа
0
 
Концепция обеспечения безопасности /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3Л3.1 Л3.2

Э1 Э2 Э3

2
УК-8.1 УК-8.2 УК-8.3
1
0
опрос
0
 
Психофизиологические основы безопасности труда /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3Л3.1 Л3.2

Э1 Э2 Э3

2
УК-8.1 УК-8.2 УК-8.3
1
0
эссе
0
 
 
Раздел 2. Правовые и организационные основы охраны труда

 
Требования ОТ в сельском хозяйстве /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3Л3.1 Л3.2

Э1 Э2 Э3

2
УК-8.1 УК-8.2 УК-8.3
1
0
опрос
0
 
Разработка инструкций по охране труда для работников, обучение и инструктажи по ОТ /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3Л3.1 Л3.2

Э1 Э2 Э3

2
УК-8.1 УК-8.2 УК-8.3
1
0
собеседование
0
 
Разработка инструкций по охране труда для работников, обучение и инструктажи по ОТ /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3Л3.1 Л3.2

Э1 Э2 Э3

2
УК-8.1 УК-8.2 УК-8.3
1
0
эссе
0
 
Система управления ОТ в организациях /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3Л3.1 Л3.2

Э1 Э2 Э3

2
УК-8.1 УК-8.2 УК-8.3
1
2
Лекция с разбором конкретных ситуаций
0
 
Расследование и учет несчастных случаев на производстве /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3Л3.1 Л3.2

Э1 Э2 Э3

2
УК-8.1 УК-8.2 УК-8.3
1
0
эссе
0
 
 
Раздел 3. Основы производственной санитарии

 
Исследование загрязнения воздушной среды токсичными и взрывчатыми газами. Вредные вещества /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3Л3.1 Л3.2

Э1 Э2 Э3

2
УК-8.1 УК-8.2 УК-8.3
1
0
опрос
0
 
Оснащенность
 
Защита от вибраций /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3Л3.1 Л3.2

Э1 Э2 Э3

2
УК-8.1 УК-8.2 УК-8.3
1
0
эссе
0
 
Защита от шума, инфразвука, ультразвука /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3Л3.1 Л3.2

Э1 Э2 Э3

2
УК-8.1 УК-8.2 УК-8.3
1
0
эссе
0
 
Требования к бытовым зданиям и помещениям, санитарно-защитные зоны и санитарные разрывы /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3Л3.1 Л3.2

Э1 Э2 Э3

2
УК-8.1 УК-8.2 УК-8.3
1
0
эссе
0
 
 
Раздел 4. Основы техники безопасности

 
Технические средства обеспечения безопасности труда /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3Л3.1 Л3.2

Э1 Э2 Э3

2
УК-8.1 УК-8.2 УК-8.3
1
0
эссе
0
 
Эксплуатация объектов повышенной опасности /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3Л3.1 Л3.2

Э1 Э2 Э3

2
УК-8.1 УК-8.2 УК-8.3
1
0
эссе
0
 
Электробезопасность /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3Л3.1 Л3.2

Э1 Э2 Э3

4
УК-8.1 УК-8.2 УК-8.3
1
0
эссе
0
 
Изучение средств тушения пожара /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3Л3.1 Л3.2

Э1 Э2 Э3

2
УК-8.1 УК-8.2 УК-8.3
1
0
защита работы
0
 
 
Раздел 5. Доврачебная помощь пострадавшим

 
Основы медицинских знаний /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3Л3.1 Л3.2

Э1 Э2 Э3

2
УК-8.1 УК-8.2 УК-8.3
1
0
защита работы
0
 
Изучение методики и получение навыков оказания первой помощи при несчастных случаях /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3Л3.1 Л3.2

Э1 Э2 Э3

2
УК-8.1 УК-8.2 УК-8.3
1
2
Учебная дискуссия
0
 
 
Раздел 6. Чрезвычайные ситуации мирного и военного времени

 
Чрезвычайные ситуации /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3Л3.1 Л3.2

Э1 Э2 Э3

2
УК-8.1 УК-8.2 УК-8.3
1
2
Учебная дискуссия
0
 
Оснащенность
 
Источники техногенных ЧС /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3Л3.1 Л3.2

Э1 Э2 Э3

2
УК-8.1 УК-8.2 УК-8.3
1
0
собеседование
0
 
Опасности социальной сферы /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3Л3.1 Л3.2

Э1 Э2 Э3

2
УК-8.1 УК-8.2 УК-8.3
1
0
эссе
0
 
 
Раздел 7. Защита населения и территорий в ЧС

 
Основы защиты населения в ЧС /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3Л3.1 Л3.2

Э1 Э2 Э3

2
УК-8.1 УК-8.2 УК-8.3
1
0
защита работы
0
 
Основы защиты населения в ЧС /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3Л3.1 Л3.2

Э1 Э2 Э3

2
УК-8.1 УК-8.2 УК-8.3
1
0
эссе
0
 
Комплекс мероприятий, проводимых в целях защиты населения в ЧС /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3Л3.1 Л3.2

Э1 Э2 Э3

2
УК-8.1 УК-8.2 УК-8.3
1
0
опрос
0
 
Укрытие персонала объекта и населения в защитных сооружениях /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3Л3.1 Л3.2

Э1 Э2 Э3

2
УК-8.1 УК-8.2 УК-8.3
1
0
Учебная дискуссия
0
 
Организация и проведение эвакуации /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3Л3.1 Л3.2

Э1 Э2 Э3

2
УК-8.1 УК-8.2 УК-8.3
1
0
опрос
0
 
Использование средств индивидуальной защиты /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3Л3.1 Л3.2

Э1 Э2 Э3

2
УК-8.1 УК-8.2 УК-8.3
1
2
Учебная дискуссия
0
 
Противодействие терроризму /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3Л3.1 Л3.2

Э1 Э2 Э3

2
УК-8.1 УК-8.2 УК-8.3
1
0
опрос
0
 
Защита населения и территорий в ЧС природного характера /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3Л3.1 Л3.2

Э1 Э2 Э3

2
УК-8.1 УК-8.2 УК-8.3
1
0
защита работы
0
 
 
Раздел 8. Оценка обстановки и действия на объектах экономики при чрезвычайных ситуациях

 
Оснащенность
 
Выявление и оценка радиационной обстановки на объекте экономики /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3Л3.1 Л3.2

Э1 Э2 Э3

2
УК-8.1 УК-8.2 УК-8.3
1
0
эссе
0
 
Прогнозирование и оценка обстановки при авариях на химически опасных объектах /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3Л3.1 Л3.2

Э1 Э2 Э3

2
УК-8.1 УК-8.2 УК-8.3
1
0
эссе
0
 
Основы ликвидации последствий заражения /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3Л3.1 Л3.2

Э1 Э2 Э3

2
УК-8.1 УК-8.2 УК-8.3
1
0
реферат
0
 
Изучение средств и методов дозиметрического контроля ионизирующих излучений /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3Л3.1 Л3.2

Э1 Э2 Э3

2
УК-8.1 УК-8.2 УК-8.3
1
2
Учебная дискуссия
0
 
 
Раздел 9. Экономические последствия и материальные затраты на обеспечение БЖ

 
Экономические механизмы управления безопасностью труда /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3Л3.1 Л3.2

Э1 Э2 Э3

2
УК-8.1 УК-8.2 УК-8.3
1
0
опрос
0
 
Возмещение ущерба пострадавшим при несчастных случаях и профессиональных заболеваниях /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3Л3.1 Л3.2

Э1 Э2 Э3

2
УК-8.1 УК-8.2 УК-8.3
1
0
эссе
0
 
экзамен /Экзамен/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3Л3.1 Л3.2

Э1 Э2 Э3

36
УК-8.1 УК-8.2 УК-8.3
1
0
подготовка и сдача экзамена
0
 
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
5.1. Примерный перечень вопросов к зачету
Не предусмотрено учебным планом
 
5.2. Примерный перечень вопросов к экзамену
Вопросы для оценки знаний теоретического курса

1. Цели, задачи и предметы изучения дисциплины БЖ.

2. Опасности и их источники, количественная характеристика опасности, концепция приемлемого риска.

3. Понятие безопасности, ее системы, системный анализ, принципы, методы и средства обеспечения безопасности.

4. Концепция общественной безопасности.

5. Культура, мировоззрение и миропонимание.

6. Основной механизм разрушения экономики страны.

7. С.х. производство, его уникальность.

8. Теоретические основы защиты населения в ЧС.

9. Предупреждение ЧС.

10. Способы и мероприятия по защите населения в ЧС.

11. Планирование защиты населения в ЧС.

12. Оповещение персонала объекта экономики и населения о ЧС.

 
Оснащенность
 
13. Выбор и осуществление режимов радиационной и химической разведки.

14. Проведение противоэпидемических, санитарно-гигиенических и специальных профилактических мероприятий.

15. Основные понятия и общие положения об эвакуации.

16. Организация эвакуации населения. Эвакуационные органы, их структура и задачи.

17. Планирование эвакуации населения.

18. Обеспечение эвакуации населения.

19. Особенности сельского хозяйства.

20. Общие положения ОТ и здоровья работников сельского хозяйства.

21. Охрана труда женщин, подростков и других работников.

22. Регулирование трудовых отношений в сельском хозяйстве

23. Основные термины, определения и понятия по охране труда.

24. Основные принципы, задачи и функции системы управления ОТ (СУОТ).

25. Структура системы управления ОТ.

26. Внедрение и функционирование системы управления ОТ.

27. Контроль и оценка деятельности системы управления ОТ.

28. Классификация причин травматизма и профзаболеваний.

29. Охрана труда в коллективных и трудовых договорах, соглашениях и правилах внутреннего трудового распорядка.

30. Введение в курс БЖ в ЧС

31. Общие сведения о чрезвычайных ситуациях.

32. Классификация ЧС.

33.Вооруженные конфликты и войны.

34. Информационные войны.

35. Психоинформационные опасности.

36. Порядок и методика разработки инструкций по ОТ.

37. Содержание и структура инструкций по ОТ.

38. Общие сведения о способах и средствах тушения пожаров.

39. Средства пожаротушения.

40. Устройство и правило пользования первичными средствами пожаротушения.

41. Тактико-технические характеристики автоматических систем обнаружения и тушения пожара.

42. Как помочь при резком повышении артериального давления.

43. Как спасти при поражении электрическим током.

44. Как оказать помощь при автодорожном происшествии, если пострадавший находится в состоянии клинической смерти.

45. Как избежать состояния алкоголизма.

46. Опасности наркомании.

47. Профилактика болезней.

48. Первая медицинская помощь. Методика оказания первой помощи пострадавшим при несчастных случаях.

49. Реанимационные мероприятия.

50. Первая помощь при различных травмах и внезапных заболеваниях.

51. Радиационно-опасные объекты.

52. Химически опасные объекты.

53. Пожаровзрывоопасные объекты.

54. Гидродинамически опасные объекты.

55. Потенциально опасные объекты.

56. ЧС техногенного характера.

57. Виды ЧС природного характера и их характеристики.

58. Защита населения при землетрясениях, извержениях вулканов.

59. Защита населения при ураганах, бурях, смерчах, грозах.

60. Защита населения при снежных заносах, сходе лавин, метели, вьюге, селях, оползнях.

61. Защита населения при наводнениях.

62. Защита населения при лесных, степных и торфяных пожарах.

63. Классификация СИЗ.

64. Средства индивидуальной защиты органов дыхания.

65. Средства индивидуальной защиты кожи.

66. Медицинские средства индивидуальной защиты.

67. Поражающие факторы источников ЧС. Воздушная ударная волна.

68. Поражающие факторы источников ЧС. Световое (тепловое) излучение.

69. Поражающие факторы источников ЧС. Проникающая радиация

70. Поражающие факторы источников ЧС. Радиоактивное загрязнение местности.

71. Поражающие факторы источников ЧС. Химическое заражение.

72. Единицы измерения ионизирующих излучений.

73. Поражающее воздействие радиоактивного загрязнения.

74. Мероприятия по защите населения и территорий от радиоактивного излучения.

75. Уровни при работе с источниками ионизирующих излучений.

Вопросы на оценку понимания/умений

1. Что может быть причиной опасного природного явления.

2. Что позволяет сделать знание причин возникновения ЧС.

 
Оснащенность
 
3. Как определяется разрушительное действие ураганов.

4. Как подразделяются землетрясения в зависимости от глубины очага.

5. В каких случаях можно предположить гипертонический криз/

6. Объясните, как наступает фибрилляция.

7. В каком случае необходим непрямой массаж сердца.

8. Какие объекты относятся к ПОО.

9. Чем обусловлены последствия радиационной аварии.

10. Какие бывают ОХВ по степени опасности.

11. Как рассчитывается токсическая доза.

12. Дайте определение пожара.

13. Что такое радиационная авария.

14. Что происходит с человеком при радиационном воздействии.

15. Какие бывают ОХВ по степени опасности и токсичности воздействия.

16. Назовите основные способы защиты населения.

17. Как осуществляется подготовка населения к действиям в ЧС.

18. Приведите комплекс мер по обеспечению защиты населения в ЧС.

19. Что должна характеризовать Декларация безопасности промышленного объекта.

20. В каких целях проводятся штабные учения.

21. Какое назначение имеют убежища в городах и населенных пунктах.

22. Как можно сократить время заполнения убежищ.

23. Как можно эвакуироваться из заваленного убежища.

24. Что устанавливают во входах для защиты от действия ударной волны.

25. Чем нужно руководствоваться при выборе СИЗ.

26. Чем характеризуются защитные свойства фильтрующих материалов.

27. Для чего предназначены регенеративные патроны.

28. Какие газоанализаторы в настоящее время используются в РФ.

29. Как осуществляется контроль за содержанием кислорода и ПДК токсичных и взрывчатых газов.

30. Назовите основные государственные документы, регламентирующие уровни облучения персонала и населения.

 
5.3. Тематика курсовых работ (курсовых проектов)
Не предусмотрено учебным планом
 
Тематика рефератов

1. Наводнение как потенциально опасное явление.

2. Правила поведения при опасных природных явлениях.

3. Современный облик вооруженных сил РФ.

4. Осторожно – сотовый телефон.

5. План ГО объекта.

6. Профилактика потребления алкоголя.

7. Брестская крепость. Несгибаемый майор Гаврилов.

8. Правда и мифы о табаке.

9. Организация защиты от терактов, взрывов, пожаров, эпидемий и вызванные ими ЧС.

10. Несчастные случаи на воде.

11. Паутина тоталитарных сект.

12. Стратегические задачи развития российского образования.

13. Гельминтозы и их профилактика.

14. Сталинградская битва. За Волгой для нас земли нет.

15. Великая Отечественная война. Рожденный побеждать.

16. Великая Отечественная война. Рожденный для боя.

17. Великая Отечественная война. Ковали победу в тылу.

18. Войска ВДВ. Расплескалась синева по беретам.

19. Высшие награды России.

20. Перспективы развития системы МЧС.

21. Особенности технологии ведения аварийно-спасательных работ в условиях природной среды.

22. МПВО: что привело к ее созданию.

23. О первой помощи пострадавшим в ДТП.

24. Единая государственная система предупреждения и ликвидации ЧС.

25. Положение о подготовке населения в области защиты от ЧС природного и техногенного характера.

26. Наноробототехнологии и проблемы безопасности их использования.

27. Биологические угрозы сегодня.

28. Когда звук и музыка не в радость.

29. Алкоголизм – духовная смерть.

30. Основы единой государственной политики РФ в области гражданской обороны на период до 2020 г.

31. Химическая угроза терроризма.

32. Безопасность во время массовых мероприятий.

33. Природные пожары и здоровье населения.

34. Коварная жара.

5.4. Фонд оценочных средств для проведения текущего контроля
 
Оснащенность
 
35. Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака. ФЗ РФ от 23.02.13. № 15-ФЗ.

36. Личная безопасность в ЧС.

 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
Колич-во
 
Л1.1
Беляков Г. И.
Безопасность жизнедеятельности на производстве. Охрана труда: учебник
СПб.: Лань, 2006
96
 
Л1.2
Плющиков В. Г.
Безопасность жизнедеятельности в отраслях агропромышленного комплекса: учебник
М.: КолосС, 2010
20
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
Колич-во
 
Л2.1
Шкрабак В. С., Луковников А. В., Тургиев А. К.
Безопасность жизнедеятельности в сельскохозяйственном производстве: учебное пособие
М.: КолосС, 2003
26
 
Л2.2
Зотов Б. И., Курдюмов В. И.
Безопасность жизнедеятельности на производстве: учебник
М.: Колос, 2003
25
 
Л2.3
Плющиков В. Г.
Безопасность жизнедеятельности в отраслях агропромышленного комплекса: учебник
М.: КолосС, 2013
Электронный ресурс
 
6.1.3. Методические разработки
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
Колич-во
 
Л3.1
Хван Т. А., Хван П. А.
Безопасность жизнедеятельности: практикум
Ростов н/Д: Феникс, 2007
0
 
Л3.2
Зайцев П. В., Ларкин С. В., Зайцев С. П.
Безопасность жизнедеятельности: практикум
Чебоксары: ФГБОУ ВО Чувашская ГСХА, 2017
0
 
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
 
Э1
Официальный сайт МЧС
 
Э2
Федеральная служба государственной статистики
 
Э3
Научно-практический и учебно-методический журнал БЖД
 
6.3.1 Перечень программного обеспечения
 
6.3.1.1
ОС Windows XP
6.3.1.2
SuperNovaReaderMagnifier
6.3.1.3
1С: Предприятие 8. Сельское хозяйство. Комплект для обучения в высших и средних УЗ.
6.3.1.4
Visio 2016
6.3.1.5
Office 2007 Suites
6.3.1.6
GIMP
6.3.1.7
MozillaThinderbird
6.3.1.8
7-Zip
6.3.1.9
Справочная правовая система КонсультантПлюс
6.3.1.10
Электронный периодический справочник «Система Гарант»
6.3.1.11
ОС Windows 7
6.3.1.12
Ubuntu (Mint)
6.3.1.13
LibreOffice
 
6.3.2 Перечень информационных справочных систем
 
6.3.2.1
Национальная электронная библиотека. Доступ посредством использования сети «Интернет» на 32 терминала доступа. https://нэб.рф/
6.3.2.2
Электронный периодический справочник «Система ГАРАНТ». Полнотекстовый, обновляемый. Доступ по локальной сети академии
 
Оснащенность
 
6.3.2.3
Электронная библиотечная система «ЭБС ЮРАЙТ www.biblio-online.ru». Полнотекстовая электронная библиотека. Индивидуальный неограниченный доступ через фиксированный внешний IP адрес академии неограниченному количеству пользователей из любой точки, в которой имеется доступ к сети Интернет. https://www.biblio-online.ru/
6.3.2.4
Электронно-библиотечная система ZNANIUM.COM. Полнотекстовая электронная библиотека. Индивидуальный неограниченный доступ через фиксированный внешний IP адрес академии неограниченному количеству пользователей из любой точки, в которой имеется доступ к сети Интернет. http://znanium.com/
6.3.2.5
Электронная библиотека технического ВУЗа (ЭБС «Консультант студента»). Полнотекстовая электронная библиотека.  Индивидуальный неограниченный доступ через фиксированный внешний IP адрес академии неограниченному количеству пользователей из любой точки, в которой имеется доступ к сети Интернет. http://www.studentlibrary.ru
6.3.2.6
Электронная библиотечная система издательства «Лань». Полнотекстовая электронная библиотека. Индивидуальный неограниченный доступ через фиксированный внешний IP адрес академии неограниченному количеству пользователей из любой точки, в которой имеется доступ к сети Интернет.http://e.lanbook.com
 
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
Аудитория
Назначение
Оснащенность
Вид работ
 
1-501
Помещение для самостоятельной работы
Компьютерная техника с возможностью подключения к сети "Интернет" и обеспечением доступа в электронную информационно-образовательную среду организации (персональные компьютеры) (3 шт.). Стол ученический 2-х местный (5 шт.), стул ученический (7 шт.)
СР
 
1-403
Учебная аудитория
Доска ученическая настенная трехэлементная, столы (19 шт.), стулья ученические (34 шт.), стул полумягкий (1 шт.), шкафы с оборудованием (2 шт.); индикатор–радиоактивности РАДЕКС РД-153, компьютерная техника; лабораторный стенд «Защитное заземление и зануление «БЖД-01;лабораторный стенд «Электробезопасность в 3-хфазн.сетях переменного тока БЖД-01; метеокомлект МК-3; сигнализатор взрывоопасных газов и паров (с каналом на аммиак); терамоаненометр  ТКА -ПКМ-50; тренажер «Максим»; макет ЗФО; каска; настенные плакаты (8 шт.)
Пр
 
1-404
Учебная аудитория
Доска ученическая настенная трехэлементная (1 шт.), кафедра лектора настольная (1 шт.), стол ученический 4-х местный на металлокаркасе   (26 шт.), стол преподавательский  (1 шт.), стул полумягкий (1 шт.), скамейка  4-х местная на металлокаркасе (25 шт.), плакат настенный (1 шт.) 
Лек
 
1-401
Помещение для самостоятельной работы
Компьютерная техника с возможностью подключения к сети "Интернет" и обеспечением доступа в электронную информационно-образовательную среду организации (ноутбуки, персональные компьютеры) (4 шт.)
СР
 
8. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Методика изучения курса предусматривает наряду с лекциями и практическими занятиями, организацию самостоятельной работы студентов, проведение консультаций, руководство докладами студентов для выступления на научно-практических конференциях, осуществление текущего и  промежуточного форм контроля.

Система знаний по дисциплине «Безопасность жизнедеятельности» формируется в ходе аудиторных и внеаудиторных (самостоятельных) занятий. Используя лекционный материал, учебники и учебные пособия, дополнительную литературу, проявляя творческий подход, студент готовится к практическим занятиям, рассматривая их как пополнение, углубление, систематизацию своих теоретических знаний.

Для освоения дисциплины студентами необходимо:

1. Посещать лекции, на которых в сжатом и системном виде излагаются основы дисциплины: даются определения понятий, определений, законов, способов и методов защиты персонала объектов и населения от опасностей, которые должны знать студенты. Студенту важно понять, что лекция есть своеобразная творческая форма самостоятельной работы. Надо пытаться стать активным соучастником лекции: думать, сравнивать известное с вновь получаемыми знаниями, войти в логику изложения материала лектором, следить за ходом его мыслей, за его аргументацией, находить в ней кажущиеся вам слабости. Во время лекции можно задать лектору вопрос, желательно в письменной форме, чтобы не мешать и не нарушать логики проведения лекции. Слушая лекцию, следует зафиксировать основные идеи, положения, обобщения, выводы. Работа над записью лекции завершается дома. На свежую голову (пока еще лекция в памяти) надо уточнить то, что записано, обогатить запись тем, что не удалось зафиксировать в ходе лекции, записать в виде вопросов то, что надо прояснить, до конца понять. Важно соотнести материал лекции с темой учебной программы и установить, какие ее вопросы нашли освещение в прослушанной лекции. Тогда полезно обращаться и к учебнику. Лекция и учебник не заменяют, а дополняют друг друга.

2. Посещать практические занятия, к которым следует готовиться и активно на них работать. Задание к практическому 

 
Оснащенность
 
занятию выдает преподаватель. Задание включает в себя основные вопросы, задачи, тесты и рефераты для самостоятельной работы, литературу. Практические занятия начинаются с вступительного слова преподавателя, в котором называются цель, задачи и вопросы занятия. В процессе проведения занятий преподаватель задает основные и дополнительные вопросы, организует их обсуждение. На практических занятиях решаются задачи, разбираются тестовые задания и задания, выданные для самостоятельной работы, заслушиваются реферативные выступления. Студенты, пропустившие занятие, или не подготовившиеся к нему, приглашаются на консультацию к преподавателю. Практические занятие заканчивается подведением итогов: выводами по теме и выставлением оценок.

3. Систематически заниматься самостоятельной работой, которая включает в себя изучение нормативных документов, материалов учебников и статей из технической литературы, решение задач, написание докладов, рефератов, эссе. Задания для самостоятельной работы выдаются преподавателем.

4. Под руководством преподавателя заниматься научно-исследовательской работой, что предполагает выступления с докладами на научно-практических конференциях и публикацию тезисов и статей по их результатам.

5. При возникающих затруднениях при освоении дисциплины для неуспевающих студентов и студентов, не посещающих занятия, проводятся еженедельные консультации, на которые приглашаются неуспевающие студенты, а также студенты, испытывающие потребность в помощи преподавателя при изучении дисциплины.

При изучении дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» следует усвоить:

- основную нормативную базу дисциплины

- основные показатели травматизма, профессиональных заболеваний, пожаров, чрезвычайных ситуаций в стране и пути их предупреждения;

- вопросы регулирования труда отдельных категорий работников и компенсации за работу во вредных, опасных и особых условиях труда, а также за утраченное на производстве здоровье;

- порядок надзора и контроля за соблюдением законодательства по охране труда, гражданской обороне и пожарной безопасности, расследования несчастных случаев и профессиональных заболеваний;

- требования производственной санитарии, предъявляемые к устройству и содержанию производственных помещений и рабочих мест;

- требования техники безопасности к производственным помещениям, технологическим процессам, оборудованию, машинам, инструментам, сырью, готовой продукции, а также к технологии выполнения отдельных видов работ;

- ответственность за нарушение требований охраны труда и гражданской обороны.

Требования, предъявляемые к выполнению контрольных заданий. При выполнении контрольных заданий следует:

1. Получить четкий ответ на все вопросы, содержащиеся в контрольном задании.

2. Максимально четко изложить способ выполнения контрольного задания.

3. Оформить задание в соответствии с предъявленными требованиями.

4. По возможности, осуществить проверку полученных результатов.

По согласованию с преподавателем или по его заданию студенты могут готовить рефераты по отдельным темам дисциплины. Основу докладов составляет, как правило, содержание подготовленных студентами рефератов. Качество учебной работы студентов преподаватель оценивает по результатам тестирования и экзамена. Тестирование организовывается в компьютерных классах. Все вопросы тестирования обсуждаются на лекционных и практических занятиях. Подготовка к экзамену предполагает изучение конспектов лекций, рекомендуемой литературы и других источников, повторение материалов практических занятий.

 
ПРИЛОЖЕНИЯ
 
Актуализированная рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании выпускающей кафедры, протокол №  ___   от _____________________
Заведующий выпускающей кафедрой  _________________________________
ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ

в 20___ /20___ учебном году

ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ

в 20___ /20___ учебном году

ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ

в 20___ /20___ учебном году

Актуализированная рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании выпускающей кафедры, протокол №  ___   от  _____________________
Актуализированная рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании выпускающей кафедры, протокол №  ___   от  _____________________
Актуализированная рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании выпускающей кафедры, протокол №  ___   от  _____________________
Заведующий выпускающей кафедрой  _________________________________
Заведующий выпускающей кафедрой  _________________________________
Заведующий выпускающей кафедрой  _________________________________
ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ

в 20___ /20___ учебном году

Актуализированная рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании выпускающей кафедры, протокол №  ___   от  _____________________
Заведующий выпускающей кафедрой  _________________________________
ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ

в 20___ /20___ учебном году

Актуализированная рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании выпускающей кафедры, протокол №  ___   от  _____________________
ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ

в 20___ /20___ учебном году

Заведующий выпускающей кафедрой  _________________________________