2024-2025_38_03_02_24-1_Менеджмент (УЧР)_plx_Инновационный менеджмент
 
МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования 
"Чувашский государственный аграрный университет"

(ФГБОУ ВО Чувашский ГАУ)

Кафедра
Экономики, менеджмента и агроконсалтинга
УТВЕРЖДАЮ
Проректор по учебной

и научной работе

 
 
Л.М. Иванова
26.03.2024 г.
 
Б1.В.09
Инновационный менеджмент
Направление подготовки 38.03.02 Менеджмент

Направленность (профиль) Управление человеческими ресурсами

рабочая программа дисциплины (модуля)
 
зачет    
Виды контроля:
самостоятельная работа
48
аудиторные занятия
60
Общая трудоемкость
Часов по учебному плану
3 ЗЕТ
Форма обучения
очная
Квалификация
Бакалавр
108
в том числе:
 
Распределение часов дисциплины по семестрам
Семестр

(<Курс>.<Семестр на курсе>)

7 (4.1)
Итого
Недель
16
Вид занятий
УП
РП
УП
РП
Лекции
30
30
30
30
Практические
30
30
30
30
В том числе инт.
12
12
12
12
Итого ауд.
60
60
60
60
Кoнтактная рабoта
60
60
60
60
Сам. работа
48
48
48
48
Итого
108
108
108
108
 
 
 
Программу составил(и):
канд. экон. наук, доц., Гордеева Л.Г.
 
 
1. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 38.03.02 Менеджмент (приказ Минобрнауки России от 12.08.2020 г. № 970).
При разработке рабочей программы дисциплины (модуля) "Инновационный менеджмент" в основу положены:
2. Учебный план: Направление подготовки 38.03.02 Менеджмент

Направленность (профиль) Управление человеческими ресурсами

, одобренный Ученым советом ФГБОУ ВО Чувашский ГАУ от 26.03.2024 г., протокол № 12.

 
 
 
Рабочая программа дисциплины (модуля) проходит согласование с использованием инструментов электронной информационно-образовательной среды Университета.
 
Заведующий кафедрой  Абросимова М.С. 
Заведующий выпускающей кафедрой  Абросимова М.С. 
Председатель методической комиссии факультета  Медведева Т.А.
Директор научно-технической библиотеки  Викторова В.А.
СОГЛАСОВАНО:
 
Оснащенность
 
 
1. ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
1.1
формирование у бакалавров теоретических знаний в области инновационного менеджмента и приобретение практических навыков  самостоятельной творческой деятельности, принятия решений в сфере инноваций.
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП
Цикл (раздел) ОПОП:
Б1.В
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
Бухгалтерский учет и анализ
2.1.2
Производственная практика, технологическая (проектно-технологическая) практика
2.1.3
Управление персоналом в условиях изменений
2.1.4
Внешнеэкономические связи предприятий агропромышленного комплекса
2.1.5
Инвестиционный менеджмент
2.1.6
Теория организации
2.1.7
Трудовое право
2.1.8
Управление качеством
2.1.9
Производственная практика, научно-исследовательская работа
2.1.10
Учебная практика, научно-исследовательская работа (получение первичных навыков научно-исследовательской работы)
2.1.11
Экономика, анализ и планирование деятельности предприятия
2.1.12
Маркетинг
2.1.13
Методы принятия управленческих решений
2.1.14
Теория менеджмента
2.1.15
Право
2.1.16
Учебная практика, ознакомительная практика
2.1.17
Экономическая теория
 
2.2
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
 
2.2.1
Логистика
 
2.2.2
Организация и планирование предпринимательской деятельности в АПК
 
2.2.3
Производственная практика, преддипломная практика
 
2.2.4
Управление проектами
 
3. КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
УК-2. Способен определять круг задач в рамках поставленной цели и выбирать оптимальные способы их решения, исходя из действующих правовых норм, имеющихся ресурсов и ограничений
 
УК-2.1 Знает: виды ресурсов и ограничений, основные методы оценки разных способов решения профессиональных задач; действующее законодательство и правовые нормы, регулирующие профессиональную деятельность
 
 
 
УК-2.2 Умеет:  проводить анализ поставленной цели и формулировать задачи, необходимые для ее достижения, анализировать альтернативные варианты, использовать нормативно-правовую документацию в сфере профессиональной деятельности
 
 
 
УК-2.3 Имеет навыки: разработки цели и задач проекта, методами оценки потребности в ресурсах, продолжительности и стоимости проекта, навыками работы с нормативно-правовой документацией
 
 
 
ПК-1. Способен разрабатывать мероприятия по воздействию на риск в разрезе отдельных видов и осуществлять их экономическую оценку
 
ПК-1.1 Знает: базовые положения международных и национальных стандартов по риск-менеджменту и смежным вопросам, методы воздействия на риски в разрезе отдельных их видов, методы, техники, технологии управления различными видами риска
 
 
 
ПК-1.2 Умеет: отбирать подходящие методы воздействия на отдельные виды рисков, разрабатывать и внедрять планы воздействия на риски
 
 
 
ПК-1.3 Имеет практический опыт: мониторинга рисков, их оценки и разработки мероприятий по воздействию на них
 
 
 
ПК-5. Способен проводить экономические исследования производственно-хозяйственной деятельности организации 
 
ПК-5.1 Знает: теорию систем, методологию научного исследования, методы сбора, анализа, систематизации, хранения и поддержания в актуальном состоянии информации бизнес-анализа
 
 
 
Оснащенность
 
ПК-5.2 Умеет: анализировать внутренние (внешние) факторы и условия, влияющие на деятельность организации, определять связи и зависимости между элементами информации, оценивать бизнес-возможности реализации проектов, оформлять результаты бизнес-анализа и исследований в соответствии с выбранными подходами
 
 
 
ПК-5.3 Имеет практический опыт: выявления, сбора, анализа информации, описания возможных решений и оценки эффективности каждого варианта решения с точки зрения достижения целевых показателей
 
 
 
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
 
3.1
Знать:
3.1.1
- теоретические основы и практические приемы и методы инновационного менеджмента;
3.1.2
- виды ресурсов и ограничений, основные методы оценки разных способов решения профессиональных задач; действующее законодательство и правовые нормы, регулирующие профессиональную деятельность;
3.1.3
- базовые положения международных и национальных стандартов по риск-менеджменту и смежным вопросам, методы воздействия на риски в разрезе отдельных их видов, методы, техники, технологии управления различными видами риска;
3.1.4
- теорию систем, методологию научного исследования, методы сбора, анализа, систематизации, хранения и поддержания в актуальном состоянии информации бизнес-анализа;
3.1.5
- основные виды документов, используемых для фиксации решений в управлении операционной (производственной) деятельностью организации при внедрении технологических, продуктовых инноваций или организационных изменений и правила их оформления.
 
 
3.2
Уметь:
3.2.1
- проводить анализ поставленной цели и формулировать задачи, необходимые для ее достижения, анализировать альтернативные варианты, использовать нормативно-правовую документацию в сфере профессиональной деятельности;
3.2.2
- отбирать подходящие методы воздействия на отдельные виды рисков, разрабатывать и внедрять планы воздействия на риски;
3.2.3
- анализировать внутренние (внешние) факторы и условия, влияющие на деятельность организации, определять связи и зависимости между элементами информации, оценивать бизнес-возможности реализации проектов, оформлять результаты бизнес-анализа и исследований в соответствии с выбранными подходами;
3.2.4
- ставить цели и формировать задачи, связанные с созданием и коммерциализацией технологических и продуктовых инноваций;
3.2.5
-  разрабатывать программы осуществления инновационной деятельности в организации и оценивать её эффективность;
3.2.6
- оформлять документы, фиксирующие решения в управлении операционной (производственной) деятельностью организации при внедрении технологических, продуктовых инноваций или организационных изменений.
 
 
3.3
Иметь навыки и (или) опыт деятельности:
3.3.1
- разработки цели и задач проекта, методами оценки потребности в ресурсах, продолжительности и стоимости проекта, навыками работы с нормативно-правовой документацией;
3.3.2
-  мониторинга рисков, их оценки и разработки мероприятий по воздействию на них;
3.3.3
- выявления, сбора, анализа информации, описания возможных решений и оценки эффективности каждого варианта решения с точки зрения достижения целевых показателей;
3.3.4
- применения методов и приемов инновационного менеджмента для целей прогнозирования, планирования, организации, оценки и контроля инновационной деятельности в рамках инновационных проектов.
 
 
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Литература
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Инте

ракт.

Примечание
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Прак.

подг.

 
 
Раздел 1. Концепция инновационного менеджмента

 
Концепция инновационного менеджмента /Лек/
Л1.1Л2.1 Л2.2

4
ПК-1.1 ПК-1.2 ПК-1.3 ПК-5.1 ПК-5.2 ПК-5.3 УК-2.1 УК-2.2 УК-2.3
7
0
Опрос
0
 
Концепция инновационного менеджмента /Пр/
Л1.1Л2.1 Л2.2

4
ПК-1.1 ПК-1.2 ПК-1.3 ПК-5.1 ПК-5.2 ПК-5.3 УК-2.1 УК-2.2 УК-2.3
7
0
Опрос, проверка домашнего задания
0
 
Оснащенность
 
Концепция инновационного менеджмента /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2

6
ПК-1.1 ПК-1.2 ПК-1.3 ПК-5.1 ПК-5.2 ПК-5.3 УК-2.1 УК-2.2 УК-2.3
7
0
Индивидуальное задание
0
 
Тенденции и разновидности развития, управление развитием /Лек/
Л1.1Л2.1 Л2.2

4
ПК-1.1 ПК-1.2 ПК-1.3 ПК-5.1 ПК-5.2 ПК-5.3 УК-2.1 УК-2.2 УК-2.3
7
0
Опрос
0
 
Тенденции и разновидности развития, управление развитием /Пр/
Л1.1Л2.1 Л2.2

4
ПК-1.1 ПК-1.2 ПК-1.3 ПК-5.1 ПК-5.2 ПК-5.3 УК-2.1 УК-2.2 УК-2.3
7
2
Творческие задания
0
 
Тенденции и разновидности развития, управление развитием /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2

4
ПК-1.1 ПК-1.2 ПК-1.3 ПК-5.1 ПК-5.2 ПК-5.3 УК-2.1 УК-2.2 УК-2.3
7
0
Индивидуальное задание
0
 
Инновационные организации /Лек/
Л1.1Л2.1 Л2.2

4
ПК-1.1 ПК-1.2 ПК-1.3 ПК-5.1 ПК-5.2 ПК-5.3 УК-2.1 УК-2.2 УК-2.3
7
2
Проблемная лекция
0
 
Инновационные организации /Пр/
Л1.1Л2.1 Л2.2

4
ПК-1.1 ПК-1.2 ПК-1.3 ПК-5.1 ПК-5.2 ПК-5.3 УК-2.1 УК-2.2 УК-2.3
7
0
Решение задач, тестирование
0
 
Инновационные организации /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2

6
ПК-1.1 ПК-1.2 ПК-1.3 ПК-5.1 ПК-5.2 ПК-5.3 УК-2.1 УК-2.2 УК-2.3
7
0
Индивидуальное задание
0
 
 
Раздел 2. Инновационный менеджмент: возникновение, становление и основные черты

 
Стадии становления инновационного менеджмента /Лек/
Л1.1Л2.1 Л2.2

2
ПК-1.1 ПК-1.2 ПК-1.3 ПК-5.1 ПК-5.2 ПК-5.3 УК-2.1 УК-2.2 УК-2.3
7
2
Проблемная лекция
0
 
Стадии становления инновационного менеджмента /Пр/
Л1.1Л2.1 Л2.2

4
ПК-1.1 ПК-1.2 ПК-1.3 ПК-5.1 ПК-5.2 ПК-5.3 УК-2.1 УК-2.2 УК-2.3
7
0
Опрос, проверка домашнего задания, доклады.
0
 
Стадии становления инновационного менеджмента /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2

4
ПК-1.1 ПК-1.2 ПК-1.3 ПК-5.1 ПК-5.2 ПК-5.3 УК-2.1 УК-2.2 УК-2.3
7
0
Индивидуальное задание
0
 
Оснащенность
 
Этапы инновационного менеджмента /Лек/
Л1.1Л2.1 Л2.2

2
ПК-1.1 ПК-1.2 ПК-1.3 ПК-5.1 ПК-5.2 ПК-5.3 УК-2.1 УК-2.2 УК-2.3
7
0
Опрос
0
 
Этапы инновационного менеджмента /Пр/
Л1.1Л2.1 Л2.2

2
ПК-1.1 ПК-1.2 ПК-1.3 ПК-5.1 ПК-5.2 ПК-5.3 УК-2.1 УК-2.2 УК-2.3
7
0
Решение задач, Тестирование
0
 
Этапы инновационного менеджмента /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2

4
ПК-1.1 ПК-1.2 ПК-1.3 ПК-5.1 ПК-5.2 ПК-5.3 УК-2.1 УК-2.2 УК-2.3
7
0
Индивидуальное задание
0
 
Организация инновационного менеджмента /Лек/
Л1.1Л2.1 Л2.2

4
ПК-1.1 ПК-1.2 ПК-1.3 ПК-5.1 ПК-5.2 ПК-5.3 УК-2.1 УК-2.2 УК-2.3
7
0
Опрос
0
 
Организация инновационного менеджмента /Пр/
Л1.1Л2.1 Л2.2

2
ПК-1.1 ПК-1.2 ПК-1.3 ПК-5.1 ПК-5.2 ПК-5.3 УК-2.1 УК-2.2 УК-2.3
7
0
Опрос, проверка домашнего задания
0
 
Организация инновационного менеджмента /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2

6
ПК-1.1 ПК-1.2 ПК-1.3 ПК-5.1 ПК-5.2 ПК-5.3 УК-2.1 УК-2.2 УК-2.3
7
0
Индивидуальное задание
0
 
Разработка программ и проектов нововведений /Лек/
Л1.1Л2.1 Л2.2

4
ПК-1.1 ПК-1.2 ПК-1.3 ПК-5.1 ПК-5.2 ПК-5.3 УК-2.1 УК-2.2 УК-2.3
7
0
Опрос
0
 
Разработка программ и проектов нововведений /Пр/
Л1.1Л2.1 Л2.2

4
ПК-1.1 ПК-1.2 ПК-1.3 ПК-5.1 ПК-5.2 ПК-5.3 УК-2.1 УК-2.2 УК-2.3
7
4
Кейс-метод
0
 
Разработка программ и проектов нововведений /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2

6
ПК-1.1 ПК-1.2 ПК-1.3 ПК-5.1 ПК-5.2 ПК-5.3 УК-2.1 УК-2.2 УК-2.3
7
0
Индивидуальное задание
0
 
Оценка эффективности инновационных проектов /Лек/
Л1.1Л2.1 Л2.2

4
ПК-1.1 ПК-1.2 ПК-1.3 ПК-5.1 ПК-5.2 ПК-5.3 УК-2.1 УК-2.2 УК-2.3
7
0
Опрос
0
 
Оценка эффективности инновационных проектов /Пр/
Л1.1Л2.1 Л2.2

4
ПК-1.1 ПК-1.2 ПК-1.3 ПК-5.1 ПК-5.2 ПК-5.3 УК-2.1 УК-2.2 УК-2.3
7
2
Творческое задание
0
 
Оснащенность
 
Оценка эффективности инновационных проектов /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2

6
ПК-1.1 ПК-1.2 ПК-1.3 ПК-5.1 ПК-5.2 ПК-5.3 УК-2.1 УК-2.2 УК-2.3
7
0
Индивидуальное задание
0
 
Применение аппарата «рискологии» в инновационном менеджменте /Лек/
Л1.1Л2.1 Л2.2

2
ПК-1.1 ПК-1.2 ПК-1.3 ПК-5.1 ПК-5.2 ПК-5.3 УК-2.1 УК-2.2 УК-2.3
7
0
Опрос
0
 
Применение аппарата «рискологии» в инновационном менеджменте /Пр/
Л1.1Л2.1 Л2.2

2
ПК-1.1 ПК-1.2 ПК-1.3 ПК-5.1 ПК-5.2 ПК-5.3 УК-2.1 УК-2.2 УК-2.3
7
0
Решение задач, Тестирование
0
 
Применение аппарата «рискологии» в инновационном менеджменте /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2

6
ПК-1.1 ПК-1.2 ПК-1.3 ПК-5.1 ПК-5.2 ПК-5.3 УК-2.1 УК-2.2 УК-2.3
7
0
Индивидуальное задание
0
 
 
Раздел 3. Зачет

 
/Зачёт/
Л1.1Л2.1 Л2.2

0
ПК-1.1 ПК-1.2 ПК-1.3 ПК-5.1 ПК-5.2 ПК-5.3 УК-2.1 УК-2.2 УК-2.3
7
0
Зачет
0
 
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
5.1. Примерный перечень вопросов к зачету
1. Инноватика как наука, эволюция, особенности предмета.

2. НТП и технологические уклады.

3. Понятие инновации, ее черты.

4. Виды инноваций, их характеристика.

5. Жизненный цикл инновации.

6. Инновационный процесс, характеристика стадий.

7. Инновационная деятельность: субъекты, объект, ресурсы.

8. Факторы инновационной восприимчивости организаций.

9. Инновационная сфера, ее элементы.

10. Характеристика рынка новшеств.

11. Интеллектуальный продукт, особенности и виды.

12. Рынок инноваций, его особенности.

13. Рынок инвестиций, формы и источники инвестиций инновационной деятельности.

14. Понятие и типы инновационных организаций.

15. Организационные формы инновационных организаций.

16. Факторы внешней среды инновационной деятельности организаций.

17. Факторы внутренней среды инновационной деятельности организаций.

18. Сущность и виды инновационной инфраструктуры.

19. Понятие и особенности венчурного бизнеса.

20. Модели управления инновационным процессом.

21. Модели отбора инновационных идей и принятия решений об инновациях.

22. Сущность инновационного менеджмента, его функции.

23. Особенности стратегического и оперативного инновационного менеджмента.

24. Этапы инновационного менеджмента.

25. Инновационный проект, его особенности и требования к составлению.

26. Инновационная программа, ее содержание.

27. Методология управления проектами.

28. Этапы процесса управления инновационными проектами.

29. Система показателей оценки эффективности инновационной деятельности.

30. Оценка эффективности инновационного проекта.

31. Основные принципы анализа инновационной деятельности.

 
Оснащенность
 
32. Методы поиска новых идей, их характеристика.

33. Характеристика приемов инновационного менеджмента.

34. Инжиниринг и реинжиниринг инноваций.

35. Бенчмаркинг, методика проведения.

36. Брэнд-стратегия инноваций.

37. Методы прогнозирования инноваций и их классификация.

38. Экспертные методы в оценке инновационных проектов.

39. Экспертиза инновационных проектов: сущность, методы, этапы.

40. Риски в инновационной деятельности, их виды.

41. Методы анализа рисков в инновационной деятельности.

42. Методы управления рисками в инновационной деятельности.

43. Роль и место современных информационных технологий в инновационном менеджменте.

44. Роль государства в регулировании инновационной деятельности.

45. Законодательная и нормативная база инновационной деятельности в РФ.

46. Формы государственного влияния на инновационную деятельность.

47. Методы государственного воздействия и создания благоприятной среды инновационной деятельности.

48. Финансовое обеспечение инновационной деятельности.

49. Государственная система научно-технической информации в инновационной деятельности.

50. Государственно-частное партнерство в инновационной деятельности.

51. Особенности бюджетного финансирования инновационной деятельности.

52. Государственная инновационная политика.

 
5.2. Примерный перечень вопросов к экзамену
Не предусмотрено учебным планом
 
5.3. Тематика курсовых работ (курсовых проектов)
Не предусмотрено учебным планом
 
Темы докладов

1. Современные тенденции развития наукоемких экономик и отдельных субъектов социально-экономических систем

2. Особенности современного состояния России и роль инновационной деятельности на пути преодоления социально-экономического кризиса

3. Типы организационных структур инновационных предприятий в современной России

5. Технопарковые структуры организации инновационной деятельности

5. Бюджетные ассигнования инноваций

6. Финансовый лизинг

7. Венчурное финансирование инновационной деятельности

8. Интеллектуальная собственность и инновационное предпринимательство

9. Стратегия инновационного развития и экономическая безопасность России

10. Особенности организационных форм инновационной деятельности

11. Правовое и нормативно-методическое обеспечение инновационной деятельности

12. Реинжиниринг как инструмент повышения организационно-технологического уровня производства

13. Взаимодействие малого и крупного бизнеса в инновационной сфере

14.  Риски в инновационной системе предприятия

15. Венчурный бизнес в России и за рубежом

16. Роль государственно-частного партнерства в становлении инновационной экономики

17. Проблемы прогнозирования социальных и экологических последствий инноваций

18. Научно-техническая база инновационного развития РФ

19. Роль ФПГ в финансировании инноваций в отечественной экономике

20. Государственные корпорации в экономике современной России

Примерные темы эссе

Темы эссе являются примерными, то есть выбор проблемы студентом может осуществляться самостоятельно, либо на основании рекомендаций преподавателя.

1. Инновационный климат и потенциал предприятия

2. Стимулирование инновационных разработок

3. Управление исследовательскими организациями и механизм его совершенствования

4. Инновационная организация

5. Особенности деятельности венчурных фондов в России.

6. Инновации и инновационная деятельность в Российской Федерации

7. Инновации и инновационная деятельность за рубежом

8. Высокие технологии и их роль в развитии экономики России

9. Венчурные фонды, функционирующие на территории Российской Федерации

10. Инновационный проект компании

11. Информационное обеспечение инновационного менеджмента

12. Коммуникации в сфере инноваций

5.4. Фонд оценочных средств для проведения текущего контроля
 
Оснащенность
 
13. Функции и методы инновационного менеджмента

14. Понятие инновационных рисков

15. Инновационный менеджмент как система управления инновациями и инновационным процессом

Опрос 1

Вопросы на проверку знаний

1. Инноватика как наука.

2. Инновация, ее сущность.

3. Инновационная деятельность: субъект, цель, ресурсы, средства.

4. Жизненный цикл инновации.

5. Инновационный лаг. Инновационный процесс.

6. Нововведения как объект управления.

7. Концепции циклического развития экономики.

8. Большие волны Н. Кондратьева. Теории Й. Шумпетера, С. Кузнеца.

9. Инновационные организации: научные парки, инкубаторы бизнеса, инновационные центры, консорциумы, технопарки, технополисы.

10. Венчурные предприятия.

11. Отечественный опыт и перспективы развития инновационных организаций в России.

Вопросы на проверку понимания

1. Опишите варианты классификации инноваций

2. Каковы характеристики инноваций различной степени радикальности?

3. Охарактеризуйте этапы жизненного цикла инновационной продукции

4. Опишите основные аспекты управления развитием

5. Опишите общую динамику научных революций

6. Дайте определение термина «инновация»

7. Дайте общую характеристику организационных форм инновационного менеджмента

8. Охарактеризуйте технопарки как межфирменную организационную форму инновационного развития

9. Охарактеризуйте венчурные компании как формы инновационного развития

Опрос 2

Вопросы на проверку знаний

1. Стадии становления инновационного менеджмента

2. Возникновение, становление инновационного менеджмента в мире и в России.

3. Этапы инновационного менеджмента: определение целей, выбор стратегии.

4. Определение приемов управления инновациями.

5. Разработка программы управления инновацией.

6. Организация работ по выполнению программы.

7. Контроль за выполнением программы.

8. Анализ и оценка эффективности приемов управления инновацией.

9. Корректировка приемов управления инновацией.

Вопросы на проверку понимания

1. Какова история возникновения инновационного менеджмента?

2. В чем заключается сущность инноваций и инновационной деятельности?

3. Назовите типы и виды инноваций

4. Как осуществляется изменение инновационной активности?

5. Опишите развитие инновационного менеджмента в 2010 – 2020-е гг.

6. Охарактеризуйте передовой опыт управления инновационной деятельностью

7. Перечислите основные варианты прямого и косвенного государственного воздействия на развитие инновационной деятельности

8. Каковы основные характеристики развития региональной инновационной системы?

9. Какие политические, правовые и экономические аспекты влияют на формирование и развитие региональной инновационной системы?

Опрос 3

Вопросы на проверку знаний

1. Инновационный проект как форма целевого управления инновационной деятельностью.

2. Инновационная программа как комплекс инновационных проектов.

3. Жизненный цикл проекта.

4. Этапы управления проектом.

5. Основные функции управления проектами.

6. Система показателей эффективности инновационной деятельности.

7. Организация анализа эффективности инновационной деятельности.

8. Эффективность инновационного проекта.

9. Критерии отбора проектов.

10. Факторы неопределенности и риска в инновационном менеджменте.

11. Классификация рисков.

 
Оснащенность
 
12. Методы анализа рисков.

13. Методы управления риском в инновационном менеджменте.

14. Применение современных информационных технологий при анализе и управлении рисками в инновационном менеджменте.

Вопросы на проверку понимания

1. Перечислите основные виды проектов и программ

2. Охарактеризуйте инновационную политику как основу разработки программ и проектов нововведений

3. Охарактеризуйте методическую базу разработки инновационных проектов и программ

4. Какова типовая схема разработки инновационных проектов?

5. В чем состоит суть моделирования процессов внедрения инноваций в инновационные мультипроекты?

6. Каков механизм управления качеством инновационных проектов создания и развития бизнес – инкубаторов на тактическом уровне?

7. Охарактеризуйте механизм управления качеством инновационных проектов создания и развития бизнес – инкубаторов на стратегическом уровне

8. Охарактеризуйте риски в инновационном менеджменте.

 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
Колич-во
 
Л1.1
Балдин К. В., Барышева А. В., Макриденко Е. Л., Передеряев И. И., Барышева А. В.
Инновационный менеджмент: учебное пособие
М.: Дашков и К, 2015
Электронный ресурс
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
Колич-во
 
Л2.1
Балабанов И. Т.
Инновационный менеджмент: учебное пособие для вузов
СПб.: Питер, 2001
0
 
Л2.2
Горфинкель В. Я.
Инновационный менеджмент: Учебник
Москва: Вузовский учебник, 2019
Электронный ресурс
 
6.3.1 Перечень программного обеспечения
 
6.3.1.1
ОС Windows XP
6.3.1.2
SuperNovaReaderMagnifier
6.3.1.3
1С: Предприятие 8. Сельское хозяйство. Комплект для обучения в высших и средних УЗ.
6.3.1.4
Project 2016
6.3.1.5
MozillaFirefox
6.3.1.6
Электронный периодический справочник «Система Гарант»
6.3.1.7
ОС Windows 8
6.3.1.8
ОС Windows 10
6.3.1.9
Project Expert 7 Holding
6.3.1.10
Office 2007 Suites
 
6.3.2 Перечень информационных справочных систем
 
6.3.2.1
Национальная электронная библиотека. Доступ посредством использования сети «Интернет» на 32 терминала доступа. https://нэб.рф/
6.3.2.2
Электронный периодический справочник «Система ГАРАНТ». Полнотекстовый, обновляемый. Доступ по локальной сети академии
6.3.2.3
Электронная система «Госфинансы». Полнотекстовая электронная система, постоянно пополняемая. Индивидуальный неограниченный доступ через фиксированный внешний IP адрес академии из любой точки, в которой имеется доступ к сети Интернет. http://www.gosfinansy.ru/
6.3.2.4
6.3.2.5
Электронная библиотечная система «ЭБС ЮРАЙТ www.biblio-online.ru». Полнотекстовая электронная библиотека. Индивидуальный неограниченный доступ через фиксированный внешний IP адрес академии неограниченному количеству пользователей из любой точки, в которой имеется доступ к сети Интернет. https://www.biblio-online.ru/
 
Оснащенность
 
6.3.2.6
Электронная библиотека технического ВУЗа (ЭБС «Консультант студента»). Полнотекстовая электронная библиотека.  Индивидуальный неограниченный доступ через фиксированный внешний IP адрес академии неограниченному количеству пользователей из любой точки, в которой имеется доступ к сети Интернет. http://www.studentlibrary.ru
6.3.2.7
Электронная библиотечная система издательства «Лань». Полнотекстовая электронная библиотека. Индивидуальный неограниченный доступ через фиксированный внешний IP адрес академии неограниченному количеству пользователей из любой точки, в которой имеется доступ к сети Интернет.http://e.lanbook.com
 
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
Аудитория
Назначение
Оснащенность
Вид работ
 
51а
Учебная аудитория
ССтол преподавателя (1 шт.), парта 3-хместная со скамейкой (10 шт.), стулья (5 шт.), стул преподавателя (1 шт.), доска (1 шт.), трибуна (1 шт.), демонстрационное оборудование (Экран с электроприводом Electric Screen (1 шт.), проектор Toshiba (1 шт.), ноутбук Acer Asp T2370  (1 шт.)) и учебно-наглядные пособия
 
35а
Учебная аудитория
Стол преподавателя (1 шт.), столы (30 шт.), стулья (60 шт.), стул преподавателя (1 шт.), доска аудиторная (1 шт.), трибуна (1 шт.), демонстрационное оборудование (белая лаковая магнитно-маркерная доска (1 шт.), проектор Toshiba (1 шт.) и учебно-наглядные пособия
 
123
Помещение для самостоятельной работы
Компьютерная техника с возможностью подключения к сети "Интернет" и обеспечением доступа в электронную информационно-образовательную среду организации(19 шт.), столы (17 шт.), компьютерный стол 6-и местный (3 шт.), стулья ученические (34 шт.), стулья п/м (18 шт.), стеллажи с литературой, видеоувеличитель Optelec Wide Screen (1 шт.)
 
23б
Помещение для самостоятельной работы
Демонстрационная техника (интерактивная доска Hitachi Starboard FХ-63 D (1 шт.), ноутбук Acer Asp Т2370 (1 шт.), проектор Toshiba (1 шт.)), стол полированный (3 шт.), стол ученический (7 шт.), стол компьютерный (11 шт.), стул (20 шт.), стулья, компьютерная техника с возможностью подключения к сети "Интернет" и обеспечением доступа в электронную информационно-образовательную среду организации (10 шт.)
 
8. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Методика   изучения курса предусматривает наряду с лекциями и практическими занятиями, организацию самостоятельной работы студентов, проведение консультаций, руководство докладами студентов для выступления на научно-практических конференциях, осуществление текущего, промежуточного  форм контроля.

Система знаний по дисциплине «Инновационный менеджмент» формируется в ходе аудиторных и внеаудиторных (самостоятельных) занятий. Используя лекционный материал, учебники и учебные пособия, дополнительную литературу, проявляя творческий подход, студент готовится к практическим занятиям, рассматривая их как пополнение, углубление, систематизацию своих теоретических знаний.

Для освоения дисциплины студентам необходимо:

1. Посещать лекции, на которых в сжатом и системном виде излагаются основы дисциплины. Студенту важно понять, что лекция есть своеобразная творческая форма самостоятельной работы. Надо пытаться стать активным соучастником лекции: думать, сравнивать известное с вновь получаемыми знаниями, войти в логику изложения материала лектором, следить за ходом его мыслей, за его аргументацией, находить в ней кажущиеся вам слабости. Во время лекции можно задать лектору вопрос, желательно в письменной форме, чтобы не мешать и не нарушать логики проведения лекции. Слушая лекцию, следует зафиксировать основные идеи, положения, обобщения, выводы. Работа над записью лекции завершается дома. На свежую голову (пока еще лекция в памяти) надо уточнить то, что записано, обогатить запись тем, что не удалось зафиксировать в ходе лекции, записать в виде вопросов то, что надо прояснить, до конца понять. Важно соотнести материал лекции с темой учебной программы и установить, какие ее вопросы нашли освещение в прослушанной лекции. Тогда полезно обращаться и к учебнику. Лекция и учебник не заменяют, а дополняют друг друга.

2. Посещать практические занятия, к которым следует готовиться и активно на них работать. Задание к практическому занятию выдает преподаватель. Задание включает в себя основные вопросы, задачи, тесты и рефераты для самостоятельной работы, литературу. Практические занятия начинаются с вступительного слова преподавателя, в котором называются цель, задачи и вопросы занятия. В процессе проведения занятий преподаватель задает основные и дополнительные вопросы, организует их обсуждение. На практических занятиях решаются конкретные задачи, разбираются тестовые задания и задания, выданные для самостоятельной работы, заслушиваются реферативные выступления. Студенты, пропустившие занятие, или не подготовившиеся к нему, приглашаются на консультацию к преподавателю. Практическое занятие заканчивается подведением итогов: выводами по теме и выставлением оценок.

3. Систематически заниматься самостоятельной работой, которая включает в себя изучение нормативных документов, материалов учебников и научных статей, написание докладов, рефератов, эссе. Задания для самостоятельной работы выдаются преподавателем.

4. Под руководством преподавателя заниматься научно-исследовательской работой, что предполагает выступления с 

 
Оснащенность
 
докладами на научно-практических конференциях и публикацию тезисов и статей по их результатам.

5. При возникающих затруднениях при освоении дисциплины «Инновационный менеджмент»  еженедельные консультации, на которые приглашаются неуспевающие студенты, а также студенты, испытывающие потребность в помощи преподавателя при изучении дисциплины.

При изучении дисциплины  «Инновационный менеджмент» следует усвоить:

-теоретические основы инновационного менеджмента;  

- стадии становления  и этапы инновационного менеджмента;

- особенности организации инновационного менеджмента;

- методы и приемы инновационного менеджмента;

- методы оценки эффективности инновационных проектов.

Требования, предъявляемые к выполнению контрольных заданий. При выполнении контрольных заданий следует:

1. Получить четкий ответ на все вопросы, содержащиеся в контрольном задании.

2. Максимально четко изложить способ выполнения контрольного задания.

3. Оформить задание в соответствии с предъявленными требованиями.

4. По возможности, осуществить проверку полученных результатов.

По согласованию с преподавателем или по его заданию студенты могут готовить рефераты по отдельным темам дисциплины. Основу докладов составляет, как правило, содержание подготовленных студентами рефератов. Качество учебной работы студентов преподаватель оценивает по результатам тестирования и зачета. Тестирование организовывается в компьютерных классах. Все вопросы тестирования обсуждаются на лекционных и практических занятиях. Подготовка к зачету предполагает изучение конспектов лекций, рекомендуемой литературы и других источников, повторение материалов  практических занятий.

 
ПРИЛОЖЕНИЯ
 
Актуализированная рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании выпускающей кафедры, протокол №  ___   от _____________________
Заведующий выпускающей кафедрой  _________________________________
ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ

в 20___ /20___ учебном году

ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ

в 20___ /20___ учебном году

ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ

в 20___ /20___ учебном году

Актуализированная рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании выпускающей кафедры, протокол №  ___   от  _____________________
Актуализированная рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании выпускающей кафедры, протокол №  ___   от  _____________________
Актуализированная рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании выпускающей кафедры, протокол №  ___   от  _____________________
Заведующий выпускающей кафедрой  _________________________________
Заведующий выпускающей кафедрой  _________________________________
Заведующий выпускающей кафедрой  _________________________________
ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ

в 20___ /20___ учебном году

Актуализированная рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании выпускающей кафедры, протокол №  ___   от  _____________________
Заведующий выпускающей кафедрой  _________________________________
ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ

в 20___ /20___ учебном году

Актуализированная рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании выпускающей кафедры, протокол №  ___   от  _____________________
ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ

в 20___ /20___ учебном году

Заведующий выпускающей кафедрой  _________________________________