2024-2025_38_03_02_24-1_Менеджмент (УЧР)_plx_Организация_ нормирование и оплата труда
 
МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования 
"Чувашский государственный аграрный университет"

(ФГБОУ ВО Чувашский ГАУ)

Кафедра
Экономики, менеджмента и агроконсалтинга
УТВЕРЖДАЮ
Проректор по учебной

и научной работе

 
 
Л.М. Иванова
26.03.2024 г.
 
Б1.В.16
Организация, нормирование и оплата труда
Направление подготовки 38.03.02 Менеджмент

Направленность (профиль) Управление человеческими ресурсами

рабочая программа дисциплины (модуля)
 
зачет    
Виды контроля:
самостоятельная работа
40
аудиторные занятия
68
Общая трудоемкость
Часов по учебному плану
3 ЗЕТ
Форма обучения
очная
Квалификация
Бакалавр
108
в том числе:
 
Распределение часов дисциплины по семестрам
Семестр

(<Курс>.<Семестр на курсе>)

5 (3.1)
Итого
Недель
18
Вид занятий
УП
РП
УП
РП
Лекции
34
34
34
34
Практические
34
34
34
34
В том числе инт.
16
16
16
16
В том числе в форме практ.подготовки
4
4
4
4
Итого ауд.
68
68
68
68
Кoнтактная рабoта
68
68
68
68
Сам. работа
40
40
40
40
Итого
108
108
108
108
 
 
 
Программу составил(и):
канд. экон. наук, доц., М.С. Абросимова
 
 
1. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 38.03.02 Менеджмент (приказ Минобрнауки России от 12.08.2020 г. № 970).
При разработке рабочей программы дисциплины (модуля) "Организация, нормирование и оплата труда" в основу положены:
2. Учебный план: Направление подготовки 38.03.02 Менеджмент

Направленность (профиль) Управление человеческими ресурсами

, одобренный Ученым советом ФГБОУ ВО Чувашский ГАУ от 26.03.2024 г., протокол № 12.

 
 
 
Рабочая программа дисциплины (модуля) проходит согласование с использованием инструментов электронной информационно-образовательной среды Университета.
 
Заведующий кафедрой  Абросимова М.С. 
Заведующий выпускающей кафедрой  Абросимова М.С. 
Председатель методической комиссии факультета  Медведева Т.А.
Директор научно-технической библиотеки  Викторова В.А.
СОГЛАСОВАНО:
 
Оснащенность
 
 
1. ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
1.1
овладение будущими менеджерами теорией, научными знаниями и практическими навыками  по  организации труда, его нормированию и стимулированию, по использованию социальных и психофизиологических факторов трудовой деятельности.
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП
Цикл (раздел) ОПОП:
Б1.В
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
Производственная практика, научно-исследовательская работа
2.1.2
Статистика
2.1.3
Деловые коммуникации
2.1.4
Маркетинг
2.1.5
Математика
2.1.6
Теория менеджмента
2.1.7
Основы проектной деятельности
2.1.8
Управление общественными отношениями
2.1.9
Этика деловых отношений и культура управления
2.1.10
Информатика
2.1.11
Психология личности и профессиональное самоопределение
2.1.12
Психосаморегуляция обучающегося с ограниченными возможностями здоровья
2.1.13
Студенты в среде электронного обучения
2.1.14
Экономика труда
2.1.15
Экономическая социология
 
2.2
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
 
2.2.1
Лидерство и управление командами
 
2.2.2
Управление конфликтами в организации
 
2.2.3
Управление персоналом в условиях изменений
 
2.2.4
Управление человеческими ресурсами
 
2.2.5
Математическое моделирование в менеджменте
 
2.2.6
Производственный и операционный  менеджмент
 
2.2.7
Управление базами данных
 
2.2.8
Экономика и организация аграрной инфраструктуры и агросервиса
 
2.2.9
Логистика
 
2.2.10
Организация и планирование предпринимательской деятельности в АПК
 
2.2.11
Персональный менеджмент
 
2.2.12
Производственная практика, преддипломная практика
 
3. КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
УК-1. Способен осуществлять поиск, критический анализ и синтез информации, применять системный подход для решения поставленных задач
 
УК-1.1 Знает: методики поиска, сбора и обработки информации, метод системного анализа
 
 
 
УК-1.2 Умеет: применять методики поиска, сбора, обработки информации, системный подход для решения поставленных задач и  осуществлять критический анализ и синтез информации, полученной из актуальных российских и зарубежных источников
 
 
 
УК-1.3 Имеет навыки: поиска, сбора и обработки, критического анализа и синтеза информации, для решения поставленных задач
 
 
 
ПК-7. Способен осуществлять руководство коллективом и обеспечивать эффективное использование трудовых ресурсов
 
ПК-7.1 Знает: нормативно-правовые акты по организации и охране труда, порядок ведения оперативно-статистического учета кадров и рабочего времени
 
 
 
ПК-7.2 Умеет: выявлять резервы и создавать условия для снижения трудоемкости продукции, роста производительности труда за счет повышения качества нормирования, устранения потерь рабочего времени и улучшения его использования, совершенствования системы оплаты труда, материального и морального стимулирования работников
 
 
 
ПК-7.3 Имеет практический опыт: совершенствования форм организации труда и управления персоналом
 
 
 
Оснащенность
 
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
 
3.1
Знать:
3.1.1
- методологию поиска, анализа и синтеза информации;
3.1.2
- условия, режимы труда и отдыха, организацию рабочих мест, основные принципы рациональной организации трудовых процессов;
3.1.3
- формы и системы оплаты труда;
3.1.4
- условия оплаты труда при различных формах хозяйствования;
3.1.5
- правовое обеспечение оплаты труда;
3.1.6
- социально-психологические особенности трудовых коллективов, психологические факторы рациональной организации труда.
 
 
3.2
Уметь:
3.2.1
- обосновать и определить размер первичного трудового коллектива, распределить функции между членами трудового коллектива;
3.2.2
- применять принципы рациональной трудовых процессов при организации конкретного трудового процесса;
3.2.3
-  определить характер межличностных отношений в трудовом коллективе и состояние социально-психологического климата в нем;
3.2.4
- определить экономическую и социальную эффективность мероприятий по совершенствованию трудовой деятельности  человека;
3.2.5
- осуществлять поиск, критический анализ и синтез информации, применять системный подход для решения поставленных задач.
 
 
3.3
Иметь навыки и (или) опыт деятельности:
3.3.1
- поиска, критического анализа и синтеза информации, применения системного подхода для решения поставленных задач;
3.3.2
- расчета эффективности применения прогрессивных форм организации и материального стимулирования труда;
3.3.3
- работы с научной, нормативной, справочной литературой, обобщения и использования передового опыта. 
 
 
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Литература
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Инте

ракт.

Примечание
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Прак.

подг.

 
 
Раздел 1. Теоретические основы организации, нормирования и оплаты труда

 
Тема 1. Труд как основа жизнедеятельности человека и общества /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

Э1

2
УК-1.1 УК-1.2 УК-1.3 ПК-7.1 ПК-7.2 ПК-7.3
5
0
0
 
Тема 1. Труд как основа жизнедеятельности человека и общества /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

Э1

2
УК-1.1 УК-1.2 УК-1.3 ПК-7.1 ПК-7.2 ПК-7.3
5
0
0
 
Тема 1. Труд как основа жизнедеятельности человека и общества /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

Э1

4
УК-1.1 УК-1.2 УК-1.3 ПК-7.1 ПК-7.2 ПК-7.3
5
0
Обсуждение, беседа, эссе.
0
 
Тема 2. Рынок труда и проблемы занятости сельского населения /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

Э1 Э2

4
УК-1.1 УК-1.2 УК-1.3 ПК-7.1 ПК-7.2 ПК-7.3
5
2
Интерактивная лекция.
0
 
Тема 2. Рынок труда и проблемы занятости сельского населения /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

Э1 Э2

4
УК-1.1 УК-1.2 УК-1.3 ПК-7.1 ПК-7.2 ПК-7.3
5
2
Круглый стол. Опрос.
0
 
Тема 2. Рынок труда и проблемы занятости сельского населения /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

Э1 Э2

4
УК-1.1 УК-1.2 УК-1.3 ПК-7.1 ПК-7.2 ПК-7.3
5
0
Опрос, выступление с докладом, обсуждение.
0
 
Оснащенность
 
Тема 3. Основные направления организации труда /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

8
УК-1.1 УК-1.2 УК-1.3 ПК-7.1 ПК-7.2 ПК-7.3
5
2
Интерактивная лекция.
0
 
Тема 3. Основные направления организации труда /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

8
УК-1.1 УК-1.2 УК-1.3 ПК-7.1 ПК-7.2 ПК-7.3
5
0
Практические ситуации.
4
 
Тема 3. Основные направления организации труда /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

6
УК-1.1 УК-1.2 УК-1.3 ПК-7.1 ПК-7.2 ПК-7.3
5
0
Тестирование. Проверка конспектов.
0
 
 
Раздел 2. Нормирование и стимулирование труда

 
Тема 4. Методология и организация нормирования труда /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

4
УК-1.1 УК-1.2 УК-1.3 ПК-7.1 ПК-7.2 ПК-7.3
5
0
0
 
Тема 4. Методология и организация нормирования труда /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

4
УК-1.1 УК-1.2 УК-1.3 ПК-7.1 ПК-7.2 ПК-7.3
5
2
Деловая игра.
0
 
Тема 4. Методология и организация нормирования труда /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

8
УК-1.1 УК-1.2 УК-1.3 ПК-7.1 ПК-7.2 ПК-7.3
5
0
Обсуждение, доклады, эссе.
0
 
Тема 5. Оплата и стимулирование труда /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

12
УК-1.1 УК-1.2 УК-1.3 ПК-7.1 ПК-7.2 ПК-7.3
5
2
Интерактивная лекция.
0
 
Тема 5. Оплата и стимулирование труда /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

12
УК-1.1 УК-1.2 УК-1.3 ПК-7.1 ПК-7.2 ПК-7.3
5
0
0
 
Тема 5. Оплата и стимулирование труда /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

8
УК-1.1 УК-1.2 УК-1.3 ПК-7.1 ПК-7.2 ПК-7.3
5
0
Расчетные задания.
0
 
Тема 6. Социально-психологические аспекты организации труда /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

Э1 Э2 Э3

2
УК-1.1 УК-1.2 УК-1.3 ПК-7.1 ПК-7.2 ПК-7.3
5
2
Интерактивная лекция.
0
 
Тема 6. Социально-психологические аспекты организации труда /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

Э1 Э2 Э3

2
УК-1.1 УК-1.2 УК-1.3 ПК-7.1 ПК-7.2 ПК-7.3
5
2
Деловая игра.
0
 
Тема 6. Социально-психологические аспекты организации труда /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

Э1 Э2 Э3

4
УК-1.1 УК-1.2 УК-1.3 ПК-7.1 ПК-7.2 ПК-7.3
5
0
Опрос, обсуждение. Расчетные задания.
0
 
Тема 7. Качество жизни и качество трудовой жизни сельского населения /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

Э1 Э2 Э3

2
УК-1.1 УК-1.2 УК-1.3 ПК-7.1 ПК-7.2 ПК-7.3
5
0
0
 
Тема 7. Качество жизни и качество трудовой жизни сельского населения /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

Э1 Э2 Э3

2
УК-1.1 УК-1.2 УК-1.3 ПК-7.1 ПК-7.2 ПК-7.3
5
2
Круглый стол, обсуждение.
0
 
Тема 7. Качество жизни и качество трудовой жизни сельского населения /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

Э1 Э2 Э3

6
УК-1.1 УК-1.2 УК-1.3 ПК-7.1 ПК-7.2 ПК-7.3
5
0
Тестирование. Проверка конспектов.
0
 
 
Раздел 3. Контроль

 
Оснащенность
 
/Зачёт/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

0
УК-1.1 УК-1.2 УК-1.3 ПК-7.1 ПК-7.2 ПК-7.3
5
0
0
 
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
5.1. Примерный перечень вопросов к зачету
1. Сущность и социально-экономическая роль труда

2. Характер и содержание труда, особенности сельскохозяйственного труда

3. Методы и задачи курса, его место в системе других наук

4. Рынок труда и занятость в сельском хозяйстве

5. Формирование и функционирование рынка труда в сельском хозяйстве

6. Сущность и формы разделения труда, кооперация труда

7. Принципы и формы организации внутрихозяйственных трудовых коллективов

8. Факторы, определяющие условия труда

9. Психофизиологические условия труда

10. Санитарно-гигиенические условия труда

11. Эстетические и социально-психологические условия труда

12. Рабочее и нерабочее время. Регулирование рабочего времени и времени на отдых

13. Рациональные режимы труда и отдыха и работоспособность

14. Суммированный учет рабочего времени

15. Понятие и классификация рабочих мест

16. Организация и планировка рабочих мест

17. Обслуживание рабочих мест

18. Аттестация и рационализация рабочих мест

19. Понятие, структура и виды трудовых процессов в сельском хозяйстве.

20. Сущность, задачи и методы нормирования труда

21. Структура затрат рабочего времени

22. Способы изучения трудовых процессов и затрат рабочего времени

23. Нормообразующие факторы и методика нормирования труда на механизированных полевых работах

24. Сущность паспортизации полей

25. Основные нормообразующие факторы и установление норм труда в животноводстве по материалам наблюдений

26. Расчет норм труда в животноводстве на основе типовых нормативов

27. Нормирование труда на ручных работах

28. Нормирование труда на транспортных работах

29. Нормирование труда на ремонтных работах

30. Нормирование труда на работах с применением стационарных машин

31. Функции и принципы оплаты труда

32. Тарифная система, ее составные части и назначение

33. Формы и системы оплаты труда

34. Формы и системы оплаты труда, применяемые в первичных трудовых коллективах в растениеводстве

35. Оплата труда в животноводстве

36. Стимулирование профессионального мастерства и квалификации и качества работы

37. Натуральная оплата труда

38. Правовое регулирование оплаты труда

39. Оплата труда рабочих в ремонтных мастерских

40. Оплата труда водителей грузовых автомобилей

41. Оплата труда рабочих, занятых в сельском строительстве

42. Оплата труда руководящих работников и специалистов

43. Трудовая адаптация работников

44. Социально-психологический климат трудового коллектива

 
5.2. Примерный перечень вопросов к экзамену
Не предусмотрено учебным планом.
 
5.3. Тематика курсовых работ (курсовых проектов)
Не предусмотрено учебным планом.
 
Тематика рефератов

1) Научные основы и условия сельскохозяйственного труда.

2) Особенности аграрных отношений, влияющих на содержание труда в отрасли.

3) Организационно-правовые формы сельскохозяйственных предприятий как объектов концентрации труда.

4) Организация труда в сельскохозяйственных предприятиях.

5) Классификация первичных трудовых коллективов.

6) Разделение, кооперация и рынок труда в сельском хозяйстве.

7) Механизированные бригады, отряды и звенья, их особая роль в повышении производительности труда.

5.4. Фонд оценочных средств для проведения текущего контроля
 
Оснащенность
 
8) Нормирование труда на механизированных работах в полеводстве.

9) Нормирование труда в животноводстве.

10) Нормирование труда на отдельных трудовых процессах в сельском хозяйстве.

11) Совершенствование режимов труда и отдыха работников сельского хозяйства.

12) Организация оплаты труда работников предприятий АПК.

13) Правовое регулирование оплаты труда.

14) Мотивационный механизм и стимулирование труда.

15) Качество жизни и качество трудовой жизни сельского населения.

16) Влияние оплаты труда на уровень жизни сельского населения.

17) Мотивация труда как важнейший фактор устойчивого развития агробизнеса.

18) Социально-психологические аспекты организации труда.

19) Оплата труда руководящих работников и специалистов.

20) Зарубежные модели рынка труда.

 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
Колич-во
 
Л1.1
Воронцов А. П.
Организация, нормирование и оплата труда в сельскохозяйственных предприятиях: курс лекций
М.: Юркнига, 2004
15
 
Л1.2
Шумаков Ю. Н., Еремин В. И., Жариков С. В., Громов М.Н., Панов В. Б., Шумаков Ю. Н.
Организация, нормирование и оплата труда на предприятиях АПК: к изучению дисциплины
М.: Колос, 2001
41
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
Колич-во
 
Л2.1
Воронцов А. П.
Организация, нормирование и оплата труда в сельскохозяйственных предприятиях: учебник
М.: Элит, 2004
6
 
Л2.2
Козел И. В., Воробьева Н. В., Байчерова А. Р.
Организация, нормирование и оплата труда: учебное пособие
Ставрополь: АГРУС Ставропольского гос. аграрного ун-та, 2015
Электронный ресурс
 
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
 
Э1
Федеральная служба государственной статистики
 
Э2
Министерство труда
 
Э3
Министерство сельского хозяйства Российской Федерации
 
6.3.1 Перечень программного обеспечения
 
6.3.1.1
Project 2016
6.3.1.2
Office 2007 Suites
6.3.1.3
7-Zip
6.3.1.4
MozillaThinderbird
6.3.1.5
Справочная правовая система КонсультантПлюс
6.3.1.6
Электронный периодический справочник «Система Гарант»
6.3.1.7
OfficeStandard 2010
6.3.1.8
OfficeStandard 2013
6.3.1.9
ОС Windows Vista
6.3.1.10
ОС Windows 7
6.3.1.11
ОС Windows 8
6.3.1.12
Project Expert 7 Holding
6.3.1.13
OpenOffice 4.1.1
6.3.1.14
ОС Windows XP
 
Оснащенность
 
6.3.1.15
SuperNovaReaderMagnifier
 
6.3.2 Перечень информационных справочных систем
 
6.3.2.1
Электронная библиотека технического ВУЗа (ЭБС «Консультант студента»). Полнотекстовая электронная библиотека.  Индивидуальный неограниченный доступ через фиксированный внешний IP адрес академии неограниченному количеству пользователей из любой точки, в которой имеется доступ к сети Интернет. http://www.studentlibrary.ru
6.3.2.2
Электронный периодический справочник «Система ГАРАНТ». Полнотекстовый, обновляемый. Доступ по локальной сети академии
6.3.2.3
Электронная библиотечная система «ЭБС ЮРАЙТ www.biblio-online.ru». Полнотекстовая электронная библиотека. Индивидуальный неограниченный доступ через фиксированный внешний IP адрес академии неограниченному количеству пользователей из любой точки, в которой имеется доступ к сети Интернет. https://www.biblio-online.ru/
6.3.2.4
Электронно-библиотечная система ZNANIUM.COM. Полнотекстовая электронная библиотека. Индивидуальный неограниченный доступ через фиксированный внешний IP адрес академии неограниченному количеству пользователей из любой точки, в которой имеется доступ к сети Интернет. http://znanium.com/
6.3.2.5
Электронная библиотечная система издательства «Лань». Полнотекстовая электронная библиотека. Индивидуальный неограниченный доступ через фиксированный внешний IP адрес академии неограниченному количеству пользователей из любой точки, в которой имеется доступ к сети Интернет.http://e.lanbook.com
 
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
Аудитория
Назначение
Оснащенность
Вид работ
 
35а
Учебная аудитория
Стол преподавателя (1 шт.), столы (30 шт.), стулья (60 шт.), стул преподавателя (1 шт.), доска аудиторная (1 шт.), трибуна (1 шт.), демонстрационное оборудование (белая лаковая магнитно-маркерная доска (1 шт.), проектор Toshiba (1 шт.) и учебно-наглядные пособия
 
45а
Учебная аудитория
Стол преподавателя (1 шт.), столы (6 шт.), стулья (18 шт.), стул преподавателя (1 шт.), доска (1 шт.), стол компьютерный (10 шт.), стулья (10 шт.), демонстрационное обрудование (компьютер Intel G32603 3 GHz 3 M (10 шт.), полотно рулонное (1 шт.)) и учебно-наглядные пособия
 
52а
Помещение для самостоятельной работы
Столы (4 шт.), стулья (4 шт.), компьютерная техника с возможностью подключения к сети "Интернет" и обеспечением доступа в электронную информационно-образовательную среду организации (4 шт.)
 
123
Помещение для самостоятельной работы
Компьютерная техника с возможностью подключения к сети "Интернет" и обеспечением доступа в электронную информационно-образовательную среду организации(19 шт.), столы (17 шт.), компьютерный стол 6-и местный (3 шт.), стулья ученические (34 шт.), стулья п/м (18 шт.), стеллажи с литературой, видеоувеличитель Optelec Wide Screen (1 шт.)
 
8. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Методика изучения курса предусматривает наряду с лекциями и практическими занятиями, организацию самостоятельной работы студентов, проведение консультаций, руководство докладами студентов для выступления на научно-практических конференциях, осуществление текущего, промежуточного  форм контроля.

Система знаний по дисциплине «Организация, нормирование и оплата труда» формируется в ходе аудиторных и внеаудиторных (самостоятельных) занятий. Используя лекционный материал, учебники и учебные пособия, дополнительную литературу, проявляя творческий подход, студент готовится к практическим занятиям, рассматривая их как пополнение, углубление, систематизацию своих теоретических знаний.

Для освоения дисциплины студентами необходимо:

1. Посещать лекции, на которых в сжатом и системном виде излагаются основы дисциплины: даются определения понятий, законов, которые должны знать студенты; раскрываются закономерности поведения экономических субъектов. Студенту важно понять, что лекция есть своеобразная творческая форма самостоятельной работы. Надо пытаться стать активным соучастником лекции: думать, сравнивать известное с вновь получаемыми знаниями, войти в логику изложения материала лектором, следить за ходом его мыслей, за его аргументацией, находить в ней кажущиеся вам слабости. Во время лекции можно задать лектору вопрос, желательно в письменной форме, чтобы не мешать и не нарушать логики проведения лекции. Слушая лекцию, следует зафиксировать основные идеи, положения, обобщения, выводы. Работа над записью лекции завершается дома. На свежую голову (пока еще лекция в памяти) надо уточнить то, что записано, обогатить запись тем, что не удалось зафиксировать в ходе лекции, записать в виде вопросов то, что надо прояснить, до конца понять. Важно соотнести материал лекции с темой учебной программы и установить, какие ее вопросы нашли освещение в прослушанной лекции. Тогда полезно обращаться и к учебнику. Лекция и учебник не заменяют, а дополняют друг друга.

 
Оснащенность
 
2. Посещать практические занятия, к которым следует готовиться и активно на них работать. Задание к практическому  занятию выдает преподаватель. Задание включает в себя основные вопросы, задачи, тесты и рефераты для самостоятельной работы, литературу. Практические  занятия начинаются с вступительного слова преподавателя, в котором называются цель, задачи и вопросы занятия. В процессе проведения занятий преподаватель задает основные и дополнительные вопросы, организует их обсуждение. На практических занятиях решаются конкретные задачи по анализу на основе отчетности, разбираются тестовые задания и задания, выданные для самостоятельной работы, заслушиваются реферативные выступления. Студенты, пропустившие занятие, или не подготовившиеся к нему, приглашаются на консультацию к преподавателю. Практическое занятие заканчивается подведением итогов: выводами по теме и выставлением оценок.

3. Систематически заниматься самостоятельной работой, которая включает в себя изучение нормативных документов, материалов учебников и статей из экономической литературы, решение задач, написание докладов, рефератов, эссе. Задания для самостоятельной работы выдаются преподавателем.

4. Под руководством преподавателя заниматься научно-исследовательской работой, что предполагает выступления с докладами на научно-практических конференциях и публикацию тезисов и статей по их результатам.

5. При возникающих затруднениях при освоении дисциплины «Организация, нормирование и оплата труда», для неуспевающих студентов и студентов, не посещающих занятия, проводятся еженедельные консультации, на которые приглашаются неуспевающие студенты, а также студенты, испытывающие потребность в помощи преподавателя при изучении дисциплины.

При изучении дисциплины «Организация, нормирование и оплата труда» следует усвоить:

- ключевые понятия организации, нормирования и оплаты труда, виды труда;

- формы разделения труда;

- формы и системы оплаты труда;

- содержание основных законодательных и нормативных актов, прямо или косвенно касающихся деятельности хозяйствующих субъектов.

Требования, предъявляемые к выполнению контрольных заданий. При выполнении контрольных заданий следует:

1. Получить четкий ответ на все вопросы, содержащиеся в контрольном задании.

2. Максимально четко изложить способ выполнения контрольного задания.

3. Оформить задание в соответствии с предъявленными требованиями.

4. По возможности, осуществить проверку полученных результатов.

По согласованию с преподавателем или по его заданию студенты могут готовить рефераты по отдельным темам дисциплины. Основу докладов составляет, как правило, содержание подготовленных студентами рефератов. Качество учебной работы студентов преподаватель оценивает по результатам тестирования и зачета. Тестирование организовывается в компьютерных классах. Все вопросы тестирования обсуждаются на лекционных и практических занятиях. Подготовка к зачету предполагает изучение конспектов лекций, рекомендуемой литературы и других источников, повторение материалов практических занятий.

 
ПРИЛОЖЕНИЯ
 
Актуализированная рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании выпускающей кафедры, протокол №  ___   от _____________________
Заведующий выпускающей кафедрой  _________________________________
ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ

в 20___ /20___ учебном году

ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ

в 20___ /20___ учебном году

ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ

в 20___ /20___ учебном году

Актуализированная рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании выпускающей кафедры, протокол №  ___   от  _____________________
Актуализированная рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании выпускающей кафедры, протокол №  ___   от  _____________________
Актуализированная рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании выпускающей кафедры, протокол №  ___   от  _____________________
Заведующий выпускающей кафедрой  _________________________________
Заведующий выпускающей кафедрой  _________________________________
Заведующий выпускающей кафедрой  _________________________________
ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ

в 20___ /20___ учебном году

Актуализированная рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании выпускающей кафедры, протокол №  ___   от  _____________________
Заведующий выпускающей кафедрой  _________________________________
ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ

в 20___ /20___ учебном году

Актуализированная рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании выпускающей кафедры, протокол №  ___   от  _____________________
ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ

в 20___ /20___ учебном году

Заведующий выпускающей кафедрой  _________________________________