2024-2025_38_03_02_24-1_Менеджмент (УЧР)_plx_Трудовое право
 
МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования 
"Чувашский государственный аграрный университет"

(ФГБОУ ВО Чувашский ГАУ)

Кафедра
Общеобразовательных дисциплин
УТВЕРЖДАЮ
Проректор по учебной

и научной работе

 
 
Л.М. Иванова
26.03.2024 г.
 
Б1.В.18
Трудовое право
Направление подготовки 38.03.02 Менеджмент

Направленность (профиль) Управление человеческими ресурсами

рабочая программа дисциплины (модуля)
 
зачет    
Виды контроля:
самостоятельная работа
40
аудиторные занятия
32
Общая трудоемкость
Часов по учебному плану
2 ЗЕТ
Форма обучения
очная
Квалификация
Бакалавр
72
в том числе:
 
Распределение часов дисциплины по семестрам
Семестр

(<Курс>.<Семестр на курсе>)

5 (3.1)
Итого
Недель
18
Вид занятий
УП
РП
УП
РП
Лекции
16
16
16
16
Практические
16
16
16
16
В том числе инт.
10
10
10
10
Итого ауд.
32
32
32
32
Кoнтактная рабoта
32
32
32
32
Сам. работа
40
40
40
40
Итого
72
72
72
72
 
 
 
Программу составил(и):
доц., Николаев А.Г.
 
 
1. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 38.03.02 Менеджмент (приказ Минобрнауки России от 12.08.2020 г. № 970).
При разработке рабочей программы дисциплины (модуля) "Трудовое право" в основу положены:
2. Учебный план: Направление подготовки 38.03.02 Менеджмент

Направленность (профиль) Управление человеческими ресурсами

, одобренный Ученым советом ФГБОУ ВО Чувашский ГАУ от 26.03.2024 г., протокол № 12.

 
 
 
Рабочая программа дисциплины (модуля) проходит согласование с использованием инструментов электронной информационно-образовательной среды Университета.
 
Заведующий кафедрой  Михайлова Р.В. 
Заведующий выпускающей кафедрой  Абросимова М.С. 
Председатель методической комиссии факультета  Медведева Т.А.
Директор научно-технической библиотеки  Викторова В.А.
СОГЛАСОВАНО:
 
Оснащенность
 
 
1. ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
1.1
формирование комплексных знаний об основных правовых институтах трудового права, об основополагающих принципах трудового законодательства, о месте трудового права в системе российского законодательства; умений и навыков научной и практической деятельности в области правового регулирования трудовых правоотношений.
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП
Цикл (раздел) ОПОП:
Б1.В
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
Кадровый аудит и делопроизводство
2.1.2
Учебная практика, научно-исследовательская работа (получение первичных навыков научно-исследовательской работы)
2.1.3
Экономика, анализ и планирование деятельности предприятия
2.1.4
Деловые коммуникации
2.1.5
Маркетинг
2.1.6
Методы принятия управленческих решений
2.1.7
Теория менеджмента
2.1.8
Право
2.1.9
Управление общественными отношениями
2.1.10
Учебная практика, ознакомительная практика
2.1.11
Этика деловых отношений и культура управления
2.1.12
Психология личности и профессиональное самоопределение
2.1.13
Психосаморегуляция обучающегося с ограниченными возможностями здоровья
2.1.14
Экономика труда
2.1.15
Экономическая социология
 
2.2
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
 
2.2.1
Бухгалтерский учет и анализ
 
2.2.2
Лидерство и управление командами
 
2.2.3
Производственная практика, технологическая (проектно-технологическая) практика
 
2.2.4
Управление конфликтами в организации
 
2.2.5
Управление персоналом в условиях изменений
 
2.2.6
Управление человеческими ресурсами
 
2.2.7
Инновационный менеджмент
 
2.2.8
Математическое моделирование в менеджменте
 
2.2.9
Оценка и развитие персонала
 
2.2.10
Производственный и операционный  менеджмент
 
2.2.11
Управление базами данных
 
2.2.12
Управление финансами предприятий
 
2.2.13
Организация и планирование предпринимательской деятельности в АПК
 
2.2.14
Персональный менеджмент
 
2.2.15
Производственная практика, преддипломная практика
 
2.2.16
Технологии управления персоналом
 
2.2.17
Управление проектами
 
3. КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
УК-2. Способен определять круг задач в рамках поставленной цели и выбирать оптимальные способы их решения, исходя из действующих правовых норм, имеющихся ресурсов и ограничений
 
УК-2.1 Знает: виды ресурсов и ограничений, основные методы оценки разных способов решения профессиональных задач; действующее законодательство и правовые нормы, регулирующие профессиональную деятельность
 
 
 
УК-2.2 Умеет:  проводить анализ поставленной цели и формулировать задачи, необходимые для ее достижения, анализировать альтернативные варианты, использовать нормативно-правовую документацию в сфере профессиональной деятельности
 
 
 
УК-2.3 Имеет навыки: разработки цели и задач проекта, методами оценки потребности в ресурсах, продолжительности и стоимости проекта, навыками работы с нормативно-правовой документацией
 
 
 
Оснащенность
 
ПК-2. Способен разрабатывать методическую и нормативную базу системы управления организацией с учетом принципов управления рисками в рамках отдельных бизнес-процессов и функциональных направлений
 
ПК-2.1 Знает: положения международных и национальных стандартов по риск-менеджменту,

принципы построения реестра рисков, карты рисков, методы, техники, технологии управления различными видами риска

 
 
 
ПК-2.2 Умеет: разрабатывать методическую базу и нормативную документацию системы управления организацией на основе российского законодательства  и международных стандартов риск-менеджмента
 
 
 
ПК-2.3 Имеет практический опыт: организации системы внутреннего документооборота предприятия с использованием современных информационных технологий
 
 
 
ПК-7. Способен осуществлять руководство коллективом и обеспечивать эффективное использование трудовых ресурсов
 
ПК-7.1 Знает: нормативно-правовые акты по организации и охране труда, порядок ведения оперативно-статистического учета кадров и рабочего времени
 
 
 
ПК-7.2 Умеет: выявлять резервы и создавать условия для снижения трудоемкости продукции, роста производительности труда за счет повышения качества нормирования, устранения потерь рабочего времени и улучшения его использования, совершенствования системы оплаты труда, материального и морального стимулирования работников
 
 
 
ПК-7.3 Имеет практический опыт: совершенствования форм организации труда и управления персоналом
 
 
 
ПК-8. Способен к участию в организационных мероприятиях по проведению оценки и аттестации персонала для реализации процесса администрирования в организации
 
ПК-8.1 Знает:  основы трудового законодательства, документооборота и документационного обеспечения аттестационных и оценочных процедур персонала 
 
 
 
ПК-8.2 Умеет:  организовывать, проводить оценку, аттестацию персонала и осуществлять организационно-информационное сопровождение аттестационных и оценочных процедур
 
 
 
ПК-8.3 Имеет практический опыт: обработки результатов проведения оценки и аттестации персонала с подготовкой предложений по эффективному принятию управленческих решений и реализации процесса кадрового администрирования
 
 
 
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
 
3.1
Знать:
3.1.1
-общие категории и понятия трудового права, а также специальную терминологию, применяемую в трудовых правоотношениях;
3.1.2
-субъектный состав трудовых правоотношений, права и обязанности субъектов данных правоотношений;
3.1.3
-источники трудового права, их соотношение по юридической силе;
3.1.4
-общие черты и специфическое содержание федеральных законов, регулирующих трудовые правоотношения по различным аспектам.
 
 
3.2
Уметь:
3.2.1
-обобщать полученные знания;
3.2.2
-правильно применять теоретические знания по трудовому праву, в том числе свободно оперировать терминами и понятиями, точно их использовать в правоприменительной практике;
3.2.3
-правильно определять нормативный правовой акт, подлежащий применению к соответствующим правовым отношениям;
3.2.4
-анализировать нормативные правовые акты, регулирующие правовые отношения, толковать правовые нормы, применяя различные способы и виды толкования;
3.2.5
-анализировать судебную практику для дальнейшего применения в соответствующей правовой ситуации;
3.2.6
-применять процедурные нормы, необходимые для реализации прав, свобод и обязанностей человека и гражданина, полномочий органов и должностных лиц государственной власти и местного самоуправления, организаций.
 
 
3.3
Иметь навыки и (или) опыт деятельности:
3.3.1
-к самостоятельному обучению методам исследования, в том числе методу формально-юридического анализа, методу сравнительно-правового анализа, системному методу работы с нормативным материалом;
3.3.2
-определять коллизионные нормы трудового права, предлагать эффективные способы преодоления коллизий;
3.3.3
-оценивать правовые явления с точки зрения их соответствия Конституции РФ, компетентно аргументировать свою позицию;
3.3.4
-выделять основные проблемы в регулировании трудовых правоотношений, моделировать пути и способы их разрешения.
 
 
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Литература
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Инте

ракт.

Примечание
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Прак.

подг.

 
 
Раздел 1. Общетеоретические основы трудового права

 
Оснащенность
 
Предмет, метод и система трудового права

Правоотношения в сфере труда

Социальное партнерство

Правовое регулирование занятости и трудоустройства

/Лек/

Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

4
ПК-8.1 ПК-8.2 ПК-8.3 УК-2.1 УК-2.2 УК-2.3 ПК-2.1 ПК-2.2 ПК-2.3 ПК-7.1 ПК-7.2 ПК-7.3
5
0
Опрос на практических занятиях. 
0
 
Предмет, метод и система трудового права

Правоотношения в сфере труда

Социальное партнерство

Правовое регулирование занятости и трудоустройства

/Пр/

Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

4
ПК-8.1 ПК-8.2 ПК-8.3 УК-2.1 УК-2.2 УК-2.3 ПК-2.1 ПК-2.2 ПК-2.3 ПК-7.1 ПК-7.2 ПК-7.3
5
0
Опрос, выступление на практических занятиях. Тестирование по разделу. 
0
 
Предмет, метод и система трудового права

Правоотношения в сфере труда

Социальное партнерство

Правовое регулирование занятости и трудоустройства

/Ср/

Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

10
ПК-8.1 ПК-8.2 ПК-8.3 УК-2.1 УК-2.2 УК-2.3 ПК-2.1 ПК-2.2 ПК-2.3 ПК-7.1 ПК-7.2 ПК-7.3
5
0
Опрос, оценка выступлений. Проверка индивидуальных домашних заданий.
0
 
 
Раздел 2. Трудовой договор. Рабочее время. Оплата труда.

 
Трудовой договор

Рабочее время и время отдыха

Оплата и нормирование труда. Компенсационные и гарантийные выплаты

/Лек/

Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

4
ПК-8.1 ПК-8.2 ПК-8.3 УК-2.1 УК-2.2 УК-2.3 ПК-2.1 ПК-2.2 ПК-2.3 ПК-7.1 ПК-7.2 ПК-7.3
5
0
Опрос на практических занятиях. 
0
 
Трудовой договор

Рабочее время и время отдыха

Оплата и нормирование труда. Компенсационные и гарантийные выплаты

/Пр/

Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

4
ПК-8.1 ПК-8.2 ПК-8.3 УК-2.1 УК-2.2 УК-2.3 ПК-2.1 ПК-2.2 ПК-2.3 ПК-7.1 ПК-7.2 ПК-7.3
5
0
Опрос, выступление на практических занятиях. Тестирование по разделу. 
0
 
Трудовой договор

Рабочее время и время отдыха

Оплата и нормирование труда. Компенсационные и гарантийные выплаты

/Ср/

Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

10
ПК-8.1 ПК-8.2 ПК-8.3 УК-2.1 УК-2.2 УК-2.3 ПК-2.1 ПК-2.2 ПК-2.3 ПК-7.1 ПК-7.2 ПК-7.3
5
0
Опрос, оценка выступлений. Проверка индивидуальных домашних заданий.
0
 
 
Раздел 3. Дисциплина труда. Охрана труда.

 
Дисциплина труда

Материальная ответственность сторон трудового договора

Охрана труда

/Лек/

Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

4
ПК-8.1 ПК-8.2 ПК-8.3 УК-2.1 УК-2.2 УК-2.3 ПК-2.1 ПК-2.2 ПК-2.3 ПК-7.1 ПК-7.2 ПК-7.3
5
2
Опрос на практических занятиях. Проблемная лекция.
0
 
Оснащенность
 
Дисциплина труда

Материальная ответственность сторон трудового договора

Охрана труда

/Пр/

Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

4
ПК-8.1 ПК-8.2 ПК-8.3 УК-2.1 УК-2.2 УК-2.3 ПК-2.1 ПК-2.2 ПК-2.3 ПК-7.1 ПК-7.2 ПК-7.3
5
4
Опрос, выступление на практических занятиях. Тестирование по разделу. Работа в малых группах.
0
 
Дисциплина труда

Материальная ответственность сторон трудового договора

Охрана труда

/Ср/

Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

2
ПК-8.1 ПК-8.2 ПК-8.3 УК-2.1 УК-2.2 УК-2.3 ПК-2.1 ПК-2.2 ПК-2.3 ПК-7.1 ПК-7.2 ПК-7.3
5
0
Опрос, оценка выступлений. Проверка индивидуальных домашних заданий.
0
 
 
Раздел 4. Защита трудовых прав. Трудовые споры.  

 
Особенности регулирования труда отдельных категорий работников

Защита трудовых прав работников

Трудовые споры

/Лек/

Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

4
ПК-8.1 ПК-8.2 ПК-8.3 УК-2.1 УК-2.2 УК-2.3 ПК-2.1 ПК-2.2 ПК-2.3 ПК-7.1 ПК-7.2 ПК-7.3
5
0
Опрос на практических занятиях. Проблемная лекция.
0
 
Особенности регулирования труда отдельных категорий работников

Защита трудовых прав работников

Трудовые споры

/Пр/

Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

4
ПК-8.1 ПК-8.2 ПК-8.3 УК-2.1 УК-2.2 УК-2.3 ПК-2.1 ПК-2.2 ПК-2.3 ПК-7.1 ПК-7.2 ПК-7.3
5
4
Опрос, выступление на практических занятиях. Тестирование по разделу. Работа в малых группах.
0
 
Особенности регулирования труда отдельных категорий работников

Защита трудовых прав работников

Трудовые споры

/Ср/

Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

18
ПК-8.1 ПК-8.2 ПК-8.3 УК-2.1 УК-2.2 УК-2.3 ПК-2.1 ПК-2.2 ПК-2.3 ПК-7.1 ПК-7.2 ПК-7.3
5
0
Опрос, оценка выступлений. Проверка индивидуальных домашних заданий.
0
 
/Зачёт/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

0
ПК-8.1 ПК-8.2 ПК-8.3 УК-2.1 УК-2.2 УК-2.3 ПК-2.1 ПК-2.2 ПК-2.3 ПК-7.1 ПК-7.2 ПК-7.3
5
0
0
 
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
5.1. Примерный перечень вопросов к зачету
1. Понятие и предмет основы трудового права.

2. Предмет и метод трудового права.

3. Понятие источников трудового права и их классификация.

4. Трудовые отношения: понятие, порядок возникновения, изменения и прекращения.

5. Стороны трудовых правоотношений и их правовая характеристика.

6. Социальное партнерство в сфере труда, система и формы социального партнерства.

7. Коллективные договоры как форма социального партнерства.

8. Соглашения, их правовая значимость как особой формы социального партнерства.

 
Оснащенность
 
9. Участие работников в управлении организацией.

10. Ответственность сторон социального партнерства.

11. Трудовой договор: понятие, виды, отличие от гражданско-правовых договоров.

12. Содержание трудового договора.

13. Порядок заключения и изменения трудового договора.

14. Прекращение трудового договора.

15. Защита персональных данных работников.

16. Понятие и виды рабочего времени.

17. Особенности продолжительности рабочего времени за пределами нормальной по инициативе администрации (работодатель) и по инициативе работника.

18. Режим и учет рабочего времени.

19. Понятие и виды времени отдыха.

20. Ежегодные основные отпуска и порядок их предоставления.

21. Дополнительные оплачиваемые отпуска.

22. Оплата и нормирование труда. Основные гарантии и формы оплаты труда.

23. Заработная плата: установление, порядок, место и сроки выплаты.

24. Оплата труда работников бюджетной сферы.

25. Ограничения удержаний из заработной платы.

26. Ответственность работодателя за нарушение сроков выплаты заработной платы и иных выплачиваемых сумм.

27. Оплата труда в особых условиях.

28. Нормирование труда.

29. Гарантийные и компенсационные выплаты и доплаты.

30. Правовое регулирование дисциплины труда. Методы ее обеспечения.

31. Трудовой распорядок и дисциплина труда.

32. Поощрения, применяемые за успешную трудовую деятельность.

33. Дисциплинарные взыскания, порядок применения и снятия.

34. Привлечение к дисциплинарной ответственности руководителей организации, заместителей и бухгалтеров.

35. Профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации.

36. Ученический договор.

37. Охрана труда. Общие положения и основные направления государственной политики.

38. Требования, предъявляемые к охране труда.

39. Организация охраны труда.

40. Обеспечение права работников на охрану труда.

41. Общие положения материальной ответственности сторон трудового договора.

42. Материальная ответственность работодателя за ущерб, причиненный работнику в результате его незаконного увольнения.

43. Ответственность работодателя за ущерб, причиненный имуществу работника, за задержку выплаты заработной платы.

44. Возмещение морального вреда, причиненного работнику.

45. Материальная ответственность работника за ущерб, причиненный работодателю. Пределы материальной ответственности работника.

46. Полная материальная ответственность работника.

47. Коллективная (бригадная) материальная ответственность.

48. Порядок взыскания ущерба и снижение размера ущерба, подлежащего взысканию с работника.

49. Особенности регулирования труда женщин и лиц с семейными обязанностями.

50. Особенности регулирования труда работников в возрасте до 18 лет.

51. Особенности регулирования труда руководителя организации и членов коллегиального исполнительного органа.

52. Особенности регулирования труда работающих по совместительству.

53. Особенности регулирования труда работников, заключающих трудовой договор на срок до 2 месяцев.

54. Особенности регулирования труда сезонных работников.

55. Регулирование труда работников, работающих вахтовым методом.

56. Регулирование труда работников, работающих у работодателя — физического лица.

57. Регулирование труда надомников.

58. Регулирование труда работников в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.

59. Особенности регулирования труда работников транспорта.

60. Особенности регулирования труда педагогических работников.

61. Регулирование труда работников религиозных организаций.

62. Регулирование труда лиц, работающих в организациях Вооруженных сил, а также работников, про¬ходящих альтернативную гражданскую службу.

63. Регулирование труда медицинских работников.

64. Регулирование труда творческих работников.

65. Органы государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства.

66. Защита трудовых прав работников профессиональными союзами.

67. Рассмотрение индивидуальных трудовых споров в комиссии по трудовым спорам.

68. Рассмотрение индивидуальных трудовых споров в суде.

69. Рассмотрение коллективных трудовых споров.

70. Права трудового коллектива на забастовку.

 
Оснащенность
 
5.2. Примерный перечень вопросов к экзамену
Не предусмотрено учебным планом.
 
5.3. Тематика курсовых работ (курсовых проектов)
Не предусмотрено учебным планом.
 
Темы докладов

Международное трудовое право. Его источники и основные институты.

Понятие и классификация субъектов трудового права.

Работодатели как субъекты трудового права.

Участие физических лиц в трудовых правоотношениях.

Профессиональные союзы как субъект трудового права.

Правовой статус субъектов трудовых правоотношений.

Социальное партнёрство – понятие, стороны, система.

Коллективный договор как локальный нормативный акт организации.

Понятие и порядок заключения соглашений

Государственное регулирование занятости.

Безработные граждане: понятие, порядок признания, правовой статус.

Трудоустройство граждан.

Особенности трудоустройства иностранных граждан и лиц без гражданства.

Особенности трудовой договора.

Понятие и защита персональных данных работника.

Права работников в сфере профессиональной подготовки, переподготовки кадров и повышения их квалификации

Специфика режима рабочего времени и времени отдыха работников автомобильного транспорта.

Понятие рабочего времени. Виды и режим.

Понятие виды времени отдыха.

Отпуск и его разновидности.

Заработная плата и тарифная система оплаты труда.

Оплата труда при отклонении от нормальных условий труда.

Дисциплина труда и дисциплинарная ответственность.

Понятие дисциплинарного проступка и порядок привлечения к дисциплинарной ответственности.

Поощрения за успехи в работе.

Материальная ответственность сторон трудового договора.

Понятие и виды материальной ответственности работника.

Полная материальная ответственность работника перед работодателем.

Охрана труда, расследование и учёт несчастных случаев на производстве.

Понятие гарантий и компенсаций.

Особенности правового регулирования труда женщин, лиц с семейными обязанностями; работников в возрасте до восемнадцати лет.

Особенности правового регулирования труда руководителя организации и членов коллегиального исполнительного органа организаций.

Особенности правового регулирования труда лиц, работающих по совместительству.

Особенности правового регулирования труда работников, заключивших трудовой договор на срок до двух месяцев; работников, занятых на сезонных работах; работающих у работодателей — физических лиц.

Особенности правового регулирования труда работающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.

Особенности регулирования труда работников автомобильного транспорта.

Федеральная инспекция труда.

Понятие защиты трудовых прав работников и органы защиты.

Понятие и порядок рассмотрения индивидуальных трудовых споров.

Понятие и порядок рассмотрения коллективных трудовых споров.

5.4. Фонд оценочных средств для проведения текущего контроля
 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
Колич-во
 
Л1.1
Пиляева В. В.
Трудовое право России
, 2003
17
 
Л1.2
Колобова С.  В.
Трудовое право России: учебник
Москва: Юстицинформ, 2018
Электронный ресурс
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
Колич-во
 
Л2.1
Марченко М. Н., Дерябина Е. М.
Правоведение: учебник
М.: Проспект, 2016
Электронный ресурс
 
Оснащенность
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
Колич-во
 
Л2.2
Воронцов Г. А.
Правоведение для бакалавриата неюридических специальностей вузов России: учебное пособие
Ростов н/Д: Феникс, 2012
Электронный ресурс
 
6.3.1 Перечень программного обеспечения
 
6.3.1.1
ОС Windows 8
6.3.1.2
Электронный периодический справочник «Система Гарант»
6.3.1.3
Справочная правовая система КонсультантПлюс
6.3.1.4
7-Zip
6.3.1.5
MozillaThinderbird
6.3.1.6
MozillaFirefox
6.3.1.7
ОС Windows XP
6.3.1.8
SuperNovaReaderMagnifier
 
6.3.2 Перечень информационных справочных систем
 
6.3.2.1
Электронная библиотечная система издательства «Лань». Полнотекстовая электронная библиотека. Индивидуальный неограниченный доступ через фиксированный внешний IP адрес академии неограниченному количеству пользователей из любой точки, в которой имеется доступ к сети Интернет.http://e.lanbook.com
6.3.2.2
Электронная библиотека технического ВУЗа (ЭБС «Консультант студента»). Полнотекстовая электронная библиотека.  Индивидуальный неограниченный доступ через фиксированный внешний IP адрес академии неограниченному количеству пользователей из любой точки, в которой имеется доступ к сети Интернет. http://www.studentlibrary.ru
6.3.2.3
Электронно-библиотечная система ZNANIUM.COM. Полнотекстовая электронная библиотека. Индивидуальный неограниченный доступ через фиксированный внешний IP адрес академии неограниченному количеству пользователей из любой точки, в которой имеется доступ к сети Интернет. http://znanium.com/
6.3.2.4
Электронная библиотечная система «ЭБС ЮРАЙТ www.biblio-online.ru». Полнотекстовая электронная библиотека. Индивидуальный неограниченный доступ через фиксированный внешний IP адрес академии неограниченному количеству пользователей из любой точки, в которой имеется доступ к сети Интернет. https://www.biblio-online.ru/
6.3.2.5
Электронный периодический справочник «Система ГАРАНТ». Полнотекстовый, обновляемый. Доступ по локальной сети академии
6.3.2.6
Национальная электронная библиотека. Доступ посредством использования сети «Интернет» на 32 терминала доступа. https://нэб.рф/
 
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
Аудитория
Назначение
Оснащенность
Вид работ
 
206
Учебная аудитория
Доска классная (1 шт.), столы ученические (26 шт.), стулья (30 шт.), 2-х местные скамейки (10 шт.), трибуна настольная (1 шт.), демонстрационное оборудование (экран Lumien Eco Picture LEP-100102 (1 шт.), проектор Toshiba х2000 (1 шт.), ноутбук Acer (1 шт.)) и учебно-наглядные пособия
 
123
Помещение для самостоятельной работы
Компьютерная техника с возможностью подключения к сети "Интернет" и обеспечением доступа в электронную информационно-образовательную среду организации(19 шт.), столы (17 шт.), компьютерный стол 6-и местный (3 шт.), стулья ученические (34 шт.), стулья п/м (18 шт.), стеллажи с литературой, видеоувеличитель Optelec Wide Screen (1 шт.)
 
23б
Помещение для самостоятельной работы
Демонстрационная техника (интерактивная доска Hitachi Starboard FХ-63 D (1 шт.), ноутбук Acer Asp Т2370 (1 шт.), проектор Toshiba (1 шт.)), стол полированный (3 шт.), стол ученический (7 шт.), стол компьютерный (11 шт.), стул (20 шт.), стулья, компьютерная техника с возможностью подключения к сети "Интернет" и обеспечением доступа в электронную информационно-образовательную среду организации (10 шт.)
 
31а
Учебная аудитория
Доска классная (1 шт.), столы ученические 3-х местные со скамейкой (10 шт.), стеллажи (2 шт.), стол преподавателя (1 шт.), стул преподавателя (1 шт.), демонстрационное оборудование (полотно рулонное на штативе Classic Libra (1 шт.), проектор BenQ (1 шт.), ноутбук Acer (1 шт.)) и учебно-наглядные пособия
 
Оснащенность
 
18а
Учебная аудитория
Доска классная (1 шт.), столы ученические 2-х местные со скамейкой (8 шт.), экран с электроприводом DRAPER BARONET HW (1 шт.), стенды (3 шт.), шкафы книжные (2 шт.), тумба (2 шт.), портреты (6 шт.), стул п/м (1 шт.)
 
8. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Методика изучения курса предусматривает наряду с лекциями и практическими занятиями, организацию самостоятельной работы студентов, проведение консультаций, руководство докладами студентов для выступления на научно-практических конференциях, осуществление текущего, промежуточного форм контроля.

Система знаний по дисциплине формируется в ходе аудиторных и внеаудиторных (самостоятельных) занятий. Используя лекционный материал, учебники и учебные пособия, дополнительную литературу, проявляя творческий подход, студент готовится к практическим занятиям, рассматривая их как пополнение, углубление, систематизацию своих теоретических знаний.

Для освоения дисциплины студентами необходимо:

1) посещать лекции, на которых в сжатом и системном виде излагаются основы дисциплины: даются определения понятий, которые должны знать студенты. Студенту важно понять, что лекция есть своеобразная творческая форма самостоятельной работы. Надо пытаться стать активным соучастником лекции: думать, сравнивать известное с вновь получаемыми знания-ми, войти в логику изложения материала лектором, следить за ходом его мыслей, за его аргументацией, находить в ней кажущиеся вам слабости. Во время лекции можно задать лектору вопрос, желательно в письменной форме, чтобы не мешать и не нарушать логики проведения лекции. Слушая лекцию, следует зафиксировать основные идеи, положения, обобщения, выводы. Работа над записью лекции завершается дома. На свежую голову (пока еще лекция в памяти) надо уточнить то, что записано, обогатить запись тем, что не удалось зафиксировать в ходе лекции, записать в виде вопросов то, что надо прояснить, до конца понять. Важно соотнести материал лекции с темой учебной программы и установить, какие ее вопросы нашли освещение в прослушанной лекции. Тогда полезно обращаться и к учебнику. Лекция и учебник не заменяют, а дополняют друг друга.

2) посещать практические занятия, к которым следует готовиться и активно на них работать. Задание к практическому занятию выдает преподаватель. Задание включает в себя основные вопросы, задачи, тесты и рефераты для самостоятельной работы, литературу. Практические занятия начинаются с вступительного слова преподавателя, в котором называются цель, задачи и вопросы занятия. В процессе проведения занятий преподаватель задает основные и дополнительные вопросы, организует их обсуждение. На занятиях решаются задачи, разбираются тестовые задания и задания, выданные для самостоятельной работы, заслушиваются реферативные выступления. Студенты, пропустившие занятие, или не подготовившиеся к нему, приглашаются на консультацию к преподавателю. Практическое занятие заканчивается подведением итогов: выводами по теме и выставлением оценок.

3) систематически заниматься самостоятельной работой, которая включает в себя изучение материалов учебников и статей из литературы, решение задач, написание докладов, рефератов, эссе. Задания для самостоятельной работы выдаются преподавателем.

4) под руководством преподавателя заниматься научно-исследовательской работой, что предполагает выступления с докладами на научно-практических конференциях и публикацию тезисов и статей по их результатам.

5) при возникающих затруднениях при освоении дисциплины для неуспевающих студентов и студентов, не посещающих занятия, проводятся еженедельные консультации, на которые приглашаются неуспевающие студенты, а также студенты, испытывающие потребность в помощи преподавателя при изучении дисциплины.

 
ПРИЛОЖЕНИЯ
 
Актуализированная рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании выпускающей кафедры, протокол №  ___   от _____________________
Заведующий выпускающей кафедрой  _________________________________
ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ

в 20___ /20___ учебном году

ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ

в 20___ /20___ учебном году

ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ

в 20___ /20___ учебном году

Актуализированная рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании выпускающей кафедры, протокол №  ___   от  _____________________
Актуализированная рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании выпускающей кафедры, протокол №  ___   от  _____________________
Актуализированная рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании выпускающей кафедры, протокол №  ___   от  _____________________
Заведующий выпускающей кафедрой  _________________________________
Заведующий выпускающей кафедрой  _________________________________
Заведующий выпускающей кафедрой  _________________________________
ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ

в 20___ /20___ учебном году

Актуализированная рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании выпускающей кафедры, протокол №  ___   от  _____________________
Заведующий выпускающей кафедрой  _________________________________
ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ

в 20___ /20___ учебном году

Актуализированная рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании выпускающей кафедры, протокол №  ___   от  _____________________
ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ

в 20___ /20___ учебном году

Заведующий выпускающей кафедрой  _________________________________