(ФГБОУ ВО Чувашский ГАУ)
и научной работе
Направленность (профиль) Управление человеческими ресурсами
(<Курс>.<Семестр на курсе>)
Направленность (профиль) Управление человеческими ресурсами
, одобренный Ученым советом ФГБОУ ВО Чувашский ГАУ от 26.03.2024 г., протокол № 12.
ции
ракт.
подг.
Э1
Э1
Э1
Э1
Э1
Э1
Э1
Э1
1. Понятие и роль конфликта в деловых отношениях
2. Конструктивный конфликт: понятие и отличительные признаки
3. Деструктивный конфликт: понятие и отличительные признаки
4. Конфликтологическая компетентность руководителя и ее структура
6. Признаки конфликта и их характеристика
7. Структура конфликта
8. Образы конфликтных ситуаций и их виды
9. Мотив конфликта и его уровни
10. Механизм проявления причин конфликта
11. Типы конфликтных ситуаций
12. Динамика и фазы конфликта
13. Конфликтогены и их классификация
14. Классификация конфликтов
15. Понятие управления конфликтом и сфера его применения
16. Этапы управления конфликтом
17. Технологии регулирования конфликта
18. Алгоритм управления конфликтом
19. Факторы принятия решения по межличностным конфликтам в организации
20. Типы конфликтов в организации
21. Понятие и характеристика внутриличностного конфликта
22. Когнитивный конфликт и его характеристика
23. Межличностные конфликты и их характеристика
24. Управление межличностными конфликтами в организации
25. Групповые конфликты и их характеристика
26. Классификация групповых конфликтов
27. Управление групповыми конфликтами в организации
28. Межгрупповые конфликты и их классификация
29. Управление межгрупповыми конфликтами в организации
30. Понятие и характеристика инновационных конфликтов
31. Управление инновационными конфликтами в организации
32. Управленческие конфликты и их характеристика
33. Управление управленческими конфликтами в организации
34. Основные модели поведения личности в конфликте
35. Типы конфликтных личностей
36. Методы анализа и исследования конфликтов
37. Методы оценки социальных явлений в коллективе
38. Методы диагностики конфликтов
39. Основные стратегии управления конфликтами и их характеристика
40. Понятие и характеристика методов управления конфликтами
41. Критика и типы реакции на нее
42. Понятие медиации и ее характеристика
43. Основные стратегии переговорного процесса и их характеристика
Вопросы на оценку понимания/умений студента
1. Когда появилась конфликтология как наука?
2. К какому периоду относятся первые упоминания о конфликтах и способах их разрешения?
3. Назовите социальные последствия конфликтов в организации
4. Какой элемент заложен в основе психологических аспектов управления конфликтами в организации?
5. Как вы понимаете значение термина «Образ конфликтной ситуации»?
6. Какие варианты степени адекватности восприятия субъектом предмета конфликта бывают?
7. Каким образом можно оценить образ конфликтной ситуации?
8. Как вы понимаете значение термина «Позиции конфликтных сторон»?
9. Какие механизмы заложены в основе причин появления конфликтов?
10. В чем может проявляться характер конфликтных ситуаций?
11. Назовите основные этапы динамики конфликта
12. Охарактеризуйте начальную фазу конфликта
13. Для каких целей в конфликтологии используются и анализируются фазы конфликта?
14. Охарактеризуйте нормативное соотношений фаз и этапов в анализе конфликтной ситуации
15. Назовите основные правила бесконфликтного взаимодействия
16. Какие условия и ситуации чаще всего способствуют возникновению конфликта?
17. Какие виды конфликтов вы знаете?
18. Назовите основные социальные последствия конфликтов
19. Что может выступать в качестве предмета конфликта?
20. Какие основные пути предупреждения конфликта вы знаете?
21. Какие действия предполагаются под стимулированием конфликта?
22. Назовите основные этапы регулирования конфликта
23. Назовите основные принципы регулирования конфликта
24. Назовите негативные факторы принятия конструктивных решений
25. Соотнесите основные этапы конфликтов их управлению
26. Какие типы конфликтов по их источникам вы знаете?
28. Опишите и расшифруйте формулу человеческого самоуважения У. Джеймса
29. Назовите основные формы проявления внутриличностных конфликтов
30. Назовите основные способы разрешения внутриличностных конфликтов
31. Назовите особенности межличностных конфликтов
32. Назовите основные причины возникновения межличностных конфликтов
33. Какие типы взаимоотношений в процессе управления межличностным конфликтом в организации вы знаете?
35. Назовите алгоритм управления конфликтом типа «личность – группа» в организации
36. Как можно спрогнозировать управленческий конфликт?
37. Назовите основные методы регулирования инновационного конфликта в организации
38. Охарактеризуйте деструктивную модель поведения личности в конфликте
39. В чем особенности конформистской модели поведения личности в конфликте?
40. В чем плюсы и минусы принуждения как меры управления конфликтом?
41. Назовите положительные и отрицательные стороны компромисса как стратегии управления конфликтом?
42. Охарактеризуйте демонстративный тип конфликтной личности
43. В чем особенности ригидного типа конфликтной личности?
44. Как бы вы охарактеризовали бесконфликтный тип личности
45. Как связаны стили управления с особенностями конфликтных ситуаций?
46. Какие методы изучения и оценки личности в конфликтной ситуации вы знаете?
47. В чем особенности метода картографии в конфликтологии?
47. Дайте определение понятию карта конфликта
48. На какие группы делят основные методы управления конфликтами?
49. Какие условия необходимо учесть, чтобы эффективно управлять конфликтами?
50. Назовите основные технологии эффективного общения, которые способны помочь рациональному поведению в конфликтной ситуации
51. Назовите основные мотивы критики
52. Что вы понимаете под термином критический анализ ситуации. Какую роль он может играть в конфликтной ситуации?
53. Какие виды посредничества в конфликтной ситуации вы можете назвать?
54. Назовите основные принципы, на которых основывается процесс медиации в конфликтной ситуации
55. Какие типы стратегий, используемые в переговорном процессе по улаживанию конфликтной ситуации вы можете назвать?
56. Назовите основные тактики ведения переговоров, которые можно использовать для улаживания конфликтной ситуации.
1. Классификация причин конфликтов (по М. Мескону, М. Альберту и Ф. Хедоури)
2. Классификация причин конфликтов (по Р. Дарендорфу)
3. Система разрешения конфликтов Х. Корнелиуса
4. Система разрешения конфликтов Ш. Фэйера
5. Классификация внутриличностных конфликтов по К. Левину
6. Причины и факторы межличностных конфликтов по В. Линкольну
7. Двухмерная модель стратегии поведения личности в конфликте по Томасу – Килмену
8. Управленческая решетка Р. Блека и Дж. Моутона и ее использование в управлении конфликтами в организации
9. Метод принципиальных переговоров Р. Фишера и У. Юри
10. Методы управления конфликтами М.Х. Мескона, М. Альберта и Ф. Хедоури
11. Условия эффективности экспертного метода управления конфликтами по У. Мастенбруку
12. Пять признаков мудрого поведения в конфликте
13. Процесс медиации в теории А.С. Кармина
14. Процесс медиации в теории А.Н. Чумиков
Система знаний по дисциплине «Управление конфликтами в организации» формируется в ходе аудиторных и внеаудиторных (самостоятельных) занятий. Используя лекционный материал, учебники и учебные пособия, дополнительную литературу, проявляя творческий подход, студент готовится к практическим занятиям, рассматривая их как пополнение, углубление, систематизацию своих теоретических знаний.
Для освоения дисциплины студентами необходимо:
1. Посещать лекции, на которых в сжатом и системном виде излагаются основы дисциплины: даются определения понятий, законов, которые должны знать студенты; раскрываются закономерности поведения экономических субъектов. Студенту важно понять, что лекция есть своеобразная творческая форма самостоятельной работы. Надо пытаться стать активным соучастником лекции: думать, сравнивать известное с вновь получаемыми знаниями, войти в логику изложения материала лектором, следить за ходом его мыслей, за его аргументацией, находить в ней кажущиеся вам слабости. Во время лекции можно задать лектору вопрос, желательно в письменной форме, чтобы не мешать и не нарушать логики проведения лекции. Слушая лекцию, следует зафиксировать основные идеи, положения, обобщения, выводы. Работа над записью лекции завершается дома. На свежую голову (пока еще лекция в памяти) надо уточнить то, что записано, обогатить запись тем, что не удалось зафиксировать в ходе лекции, записать в виде вопросов то, что надо прояснить, до конца понять. Важно соотнести материал лекции с темой учебной программы и установить, какие ее вопросы нашли освещение в прослушанной лекции. Тогда полезно обращаться и к учебнику. Лекция и учебник не заменяют, а дополняют друг друга.
2. Посещать практические занятия, к которым следует готовиться и активно на них работать. Задание к практическому занятию выдает преподаватель. Задание включает в себя основные вопросы, задачи, тесты и рефераты для самостоятельной работы, литературу. Практические занятия начинаются с вступительного слова преподавателя, в котором называются цель, задачи и вопросы занятия. В процессе проведения занятий преподаватель задает основные и дополнительные вопросы, организует их обсуждение. На практических занятиях решаются задачи, разбираются тестовые задания и задания, выданные для самостоятельной работы, заслушиваются реферативные выступления. Студенты, пропустившие занятие, или не подготовившиеся к нему, приглашаются на консультацию к преподавателю. Практическое занятие заканчивается подведением итогов: выводами по теме и выставлением оценок.
3. Систематически заниматься самостоятельной работой, которая включает в себя изучение нормативных документов, материалов учебников и статей из экономической литературы, решение задач, написание докладов, рефератов, эссе. Задания для самостоятельной работы выдаются преподавателем.
4. Под руководством преподавателя заниматься научно-исследовательской работой, что предполагает выступления с докладами на научно-практических конференциях и публикацию тезисов и статей по их результатам.
5. При возникающих затруднениях при освоении дисциплины «Управление конфликтами в организации», для неуспевающих студентов и студентов, не посещающих занятия, проводятся еженедельные консультации, на которые приглашаются неуспевающие студенты, а также студенты, испытывающие потребность в помощи преподавателя при изучении дисциплины.
При изучении дисциплины «Управление конфликтами в организации» следует усвоить:
- основные теории и концепции управления конфликтами;
- роль и место управления конфликтами в общеорганизационном управлении и его связь со стратегическими задачами организации;
- причины многовариантности практики управления конфликтами в современных условиях
Требования, предъявляемые к выполнению контрольных заданий. При выполнении контрольных заданий следует:
2. Максимально четко изложить способ выполнения контрольного задания.
3. Оформить задание в соответствии с предъявленными требованиями.
4. По возможности, осуществить проверку полученных результатов.
По согласованию с преподавателем или по его заданию студенты могут готовить рефераты по отдельным темам дисциплины. Основу докладов составляет, как правило, содержание подготовленных студентами рефератов. Качество учебной работы студентов преподаватель оценивает по результатам тестирования, зачета. Тестирование организовывается в компьютерных классах. Все вопросы тестирования обсуждаются на лекционных и практических занятиях. Подготовка к зачету предполагает изучение конспектов лекций, рекомендуемой литературы и других источников, повторение материалов практических занятий.
в 20___ /20___ учебном году
в 20___ /20___ учебном году
в 20___ /20___ учебном году
в 20___ /20___ учебном году
в 20___ /20___ учебном году
в 20___ /20___ учебном году