2024-2025_38_03_02_24-1_Менеджмент (УЧР)_plx_Экономика труда
 
МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования 
"Чувашский государственный аграрный университет"

(ФГБОУ ВО Чувашский ГАУ)

Кафедра
Экономики, менеджмента и агроконсалтинга
УТВЕРЖДАЮ
Проректор по учебной

и научной работе

 
 
Л.М. Иванова
26.03.2024 г.
 
Б1.В.22
Экономика труда
Направление подготовки 38.03.02 Менеджмент

Направленность (профиль) Управление человеческими ресурсами

рабочая программа дисциплины (модуля)
 
зачет    
Виды контроля:
самостоятельная работа
28
аудиторные занятия
44
Общая трудоемкость
Часов по учебному плану
2 ЗЕТ
Форма обучения
очная
Квалификация
Бакалавр
72
в том числе:
 
Распределение часов дисциплины по семестрам
Семестр

(<Курс>.<Семестр на курсе>)

1 (1.1)
Итого
Недель
17 2/6
Вид занятий
УП
РП
УП
РП
Лекции
14
14
14
14
Практические
30
30
30
30
В том числе инт.
8
8
8
8
Итого ауд.
44
44
44
44
Кoнтактная рабoта
44
44
44
44
Сам. работа
28
28
28
28
Итого
72
72
72
72
 
 
 
Программу составил(и):
канд. экон. наук, доц., М.С. Абросимова
 
 
1. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 38.03.02 Менеджмент (приказ Минобрнауки России от 12.08.2020 г. № 970).
При разработке рабочей программы дисциплины (модуля) "Экономика труда" в основу положены:
2. Учебный план: Направление подготовки 38.03.02 Менеджмент

Направленность (профиль) Управление человеческими ресурсами

, одобренный Ученым советом ФГБОУ ВО Чувашский ГАУ от 26.03.2024 г., протокол № 12.

 
 
 
Рабочая программа дисциплины (модуля) проходит согласование с использованием инструментов электронной информационно-образовательной среды Университета.
 
Заведующий кафедрой  Абросимова М.С. 
Заведующий выпускающей кафедрой  Абросимова М.С. 
Председатель методической комиссии факультета  Медведева Т.А.
Директор научно-технической библиотеки  Викторова В.А.
СОГЛАСОВАНО:
 
Оснащенность
 
 
1. ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
1.1
формирование комплекса знаний, базовых умений и навыков в области экономических отношений возникающих между людьми в процессе трудовой деятельности, ознакомление будущего специалиста с механизмами и формами практической реализации этих отношений. 
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП
Цикл (раздел) ОПОП:
Б1.В
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
 
2.2
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
 
2.2.1
Основы проектной деятельности
 
2.2.2
Теория менеджмента
 
2.2.3
Управление общественными отношениями
 
2.2.4
Этика деловых отношений и культура управления
 
2.2.5
Деловые коммуникации
 
2.2.6
Маркетинг
 
2.2.7
Экономика, анализ и планирование деятельности предприятия
 
2.2.8
Информационные технологии в менеджменте
 
2.2.9
Производственная практика, научно-исследовательская работа
 
2.2.10
Статистика
 
2.2.11
Внешнеэкономические связи предприятий агропромышленного комплекса
 
2.2.12
Имиджелогия
 
2.2.13
Корпоративная социальная ответственность и этика бизнеса
 
2.2.14
Организация, нормирование и оплата труда
 
2.2.15
Теория организации
 
2.2.16
Трудовое право
 
2.2.17
Управление качеством
 
2.2.18
Лидерство и управление командами
 
2.2.19
Производственная практика, технологическая (проектно-технологическая) практика
 
2.2.20
Управление конфликтами в организации
 
2.2.21
Управление персоналом в условиях изменений
 
2.2.22
Управление человеческими ресурсами
 
2.2.23
Математическое моделирование в менеджменте
 
2.2.24
Производственный и операционный  менеджмент
 
2.2.25
Стратегический менеджмент
 
2.2.26
Управление базами данных
 
2.2.27
Экономика и организация аграрной инфраструктуры и агросервиса
 
2.2.28
Логистика
 
2.2.29
Организация и планирование предпринимательской деятельности в АПК
 
2.2.30
Персональный менеджмент
 
2.2.31
Производственная практика, преддипломная практика
 
3. КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
УК-1. Способен осуществлять поиск, критический анализ и синтез информации, применять системный подход для решения поставленных задач
 
УК-1.1 Знает: методики поиска, сбора и обработки информации, метод системного анализа
 
 
 
УК-1.2 Умеет: применять методики поиска, сбора, обработки информации, системный подход для решения поставленных задач и  осуществлять критический анализ и синтез информации, полученной из актуальных российских и зарубежных источников
 
 
 
УК-1.3 Имеет навыки: поиска, сбора и обработки, критического анализа и синтеза информации, для решения поставленных задач
 
 
 
ПК-6. Способен осуществлять тактическое управление процессами организации производства
 
ПК-6.1 Знает: порядок разработки нормативов, методы организации оперативного учета, оптимизации использования материальных, трудовых и финансовых ресурсов, порядок ведения планово-учетной документации, договорной работы
 
 
 
Оснащенность
 
ПК-6.2 Умеет: разрабатывать меры по обеспечению режима экономии, повышению рентабельности производства, конкурентоспособности выпускаемой продукции, производительности труда
 
 
 
ПК-6.3 Имеет практический опыт: подготовки исходных данных и выполнения расчетов по материальным, трудовым и финансовым затратам, необходимых для производства и реализации выпускаемой продукции, освоения новых видов продукции, производимых услуг; определения экономической эффективности организации труда и производства, внедрения инновационных технологий
 
 
 
ПК-7. Способен осуществлять руководство коллективом и обеспечивать эффективное использование трудовых ресурсов
 
ПК-7.1 Знает: нормативно-правовые акты по организации и охране труда, порядок ведения оперативно-статистического учета кадров и рабочего времени
 
 
 
ПК-7.2 Умеет: выявлять резервы и создавать условия для снижения трудоемкости продукции, роста производительности труда за счет повышения качества нормирования, устранения потерь рабочего времени и улучшения его использования, совершенствования системы оплаты труда, материального и морального стимулирования работников
 
 
 
ПК-7.3 Имеет практический опыт: совершенствования форм организации труда и управления персоналом
 
 
 
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
 
3.1
Знать:
3.1.1
- основные современные теории и методологию экономики труда;
3.1.2
- содержание и сущность социально-трудовых отношений, основы управления ими;
3.1.3
- теоретические основы понимания закономерностей развития трудовых отношений в постиндустриальном обществе;
3.1.4
- механизмы функционирования рынка труда и отдельных его элементов;
3.1.5
- принципы расчета основных показателей, используемых в экономике труда;
3.1.6
- современные тенденции развития работника как личности и профессионала;
3.1.7
- методологию исследования экономических и социальных проблем труда, методы проведения конкретных прикладных исследований в области трудовых процессов.
3.1.8
- особенности мобильности работников.
 
 
3.2
Уметь:
3.2.1
- применять навыки расчетов основных показателей при работе с данными, характеризующими трудовую деятельность;
3.2.2
- выявлять экономические проблемы социально-трудовых отношений;
3.2.3
- применять методы макроэкономического регулирования социально-трудовых отношений на рынке труда;
3.2.4
- анализировать показатели воспроизводства рабочей силы, формирования качества жизни, доходов и заработной платы населения, социальной защиты населения, социального партнерства.
 
 
3.3
Иметь навыки и (или) опыт деятельности:
3.3.1
- экономического анализа, используемую в экономике труда;
3.3.2
- систематизации и обобщения информации по анализу трудового процесса на предприятии, оценки производительности, эффективности и качества труда;
3.3.3
- анализа, выявления и решения важнейших проблем труда;
3.3.4
- решения кадровых проблем с учетом экономических и социальных последствий, требований этики, кадровой политики.
 
 
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Литература
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Инте

ракт.

Примечание
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Прак.

подг.

 
 
Раздел 1.    

 
Тема 1.Труд в современном обществе

1.1. Сущность и роль труда в обществе

1.2. Эволюция процесса труда

1.3. Наука о труде  /Лек/

Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3

2
ПК-7.1 ПК-7.2 ПК-7.3 УК-1.1 УК-1.2 УК-1.3
1
0
0
 
Тема 1.Труд в современном обществе

1.1. Сущность и роль труда в обществе

1.2. Эволюция процесса труда

1.3. Наука о труде  /Пр/

Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3

4
ПК-7.1 ПК-7.2 ПК-7.3 УК-1.1 УК-1.2 УК-1.3
1
0
0
 
Тема 1.Труд в современном обществе

1.1. Сущность и роль труда в обществе

1.2. Эволюция процесса труда

1.3. Наука о труде  /Ср/

Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3

4
ПК-7.1 ПК-7.2 ПК-7.3 УК-1.1 УК-1.2 УК-1.3
1
0
сообщение, доклад
0
 
Оснащенность
 
Тема 2. Трудовые ресурсы общества, их формирование и использование

2.1. Состав и структура трудовых ресурсов

2.2. Движение трудовых ресурсов

2.3. Инвестиции в человеческий капитал

/Лек/

Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3

4
ПК-7.1 ПК-7.2 ПК-7.3 УК-1.1 УК-1.2 УК-1.3
1
0
0
 
Тема 2. Трудовые ресурсы общества, их формирование и использование

2.1. Состав и структура трудовых ресурсов

2.2. Движение трудовых ресурсов

2.3. Инвестиции в человеческий капитал /Пр/

Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3

8
ПК-7.1 ПК-7.2 ПК-7.3 УК-1.1 УК-1.2 УК-1.3
1
2
Работа в малых группах.
0
 
Тема 2. Трудовые ресурсы общества, их формирование и использование

2.1. Состав и структура трудовых ресурсов

2.2. Движение трудовых ресурсов

2.3. Инвестиции в человеческий капитал /Ср/

Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3

6
ПК-7.1 ПК-7.2 ПК-7.3 УК-1.1 УК-1.2 УК-1.3
1
0
индивидуальное задание
0
 
Тема 3. Рынок труда и его регулирование

3.1. Виды, структура и основные элементы рынка труда

3.2. Регулирование рынка труда

3.3. Занятость и безработица как основополагающие характеристики рынка труда

/Лек/

Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3

4
ПК-7.1 ПК-7.2 ПК-7.3 УК-1.1 УК-1.2 УК-1.3
1
2
Проблемная лекция.
0
 
Тема 3. Рынок труда и его регулирование

3.1. Виды, структура и основные элементы рынка труда

3.2. Регулирование рынка труда

3.3. Занятость и безработица как основополагающие характеристики рынка труда

/Пр/

Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3

6
ПК-7.1 ПК-7.2 ПК-7.3 УК-1.1 УК-1.2 УК-1.3
1
2
Работа в малых группах.
0
 
3. Рынок труда и его регулирование

3.1. Виды, структура и основные элементы рынка труда

3.2. Регулирование рынка труда

3.3. Занятость и безработица как основополагающие характеристики рынка труда

/Ср/

Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3

6
ПК-7.1 ПК-7.2 ПК-7.3 УК-1.1 УК-1.2 УК-1.3
1
0
тесты
0
 
Тема 4. Уровень жизни и доходы населения

4.1. Классификация доходов населения по различным признакам

4.2. Формирование концепции и понятий  «уровень жизни» и «качество жизни населения»

4.3. Экономическое содержание заработной платы

/Лек/

Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3

2
ПК-7.1 ПК-7.2 ПК-7.3 УК-1.1 УК-1.2 УК-1.3
1
0
0
 
Тема 4. Уровень жизни и доходы населения

4.1. Классификация доходов населения по различным признакам

4.2. Формирование концепции и понятий  «уровень жизни» и «качество жизни населения»

4.3. Экономическое содержание заработной платы

/Пр/

Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3

6
ПК-7.1 ПК-7.2 ПК-7.3 УК-1.1 УК-1.2 УК-1.3
1
2
Работа в малых группах.
0
 
Оснащенность
 
Тема 4. Уровень жизни и доходы населения

4.1. Классификация доходов населения по различным признакам

4.2. Формирование концепции и понятий  «уровень жизни» и «качество жизни населения»

4.3. Экономическое содержание заработной платы

/Ср/

Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3

6
ПК-7.1 ПК-7.2 ПК-7.3 УК-1.1 УК-1.2 УК-1.3
1
0
доклад, сообщение
0
 
Тема 5. Производительность и эффективность труда

в системе оценочных показателей деятельности предприятия

5.1. Производительность и интенсивность труда

5.2 Факторы  и резервы роста производительности труда

/Лек/

Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3

2
ПК-7.1 ПК-7.2 ПК-7.3 УК-1.1 УК-1.2 УК-1.3
1
0
0
 
Тема 5. Производительность и эффективность труда

в системе оценочных показателей деятельности предприятия

5.1. Производительность и интенсивность труда

5.2 Факторы  и резервы роста производительности труда

/Пр/

Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3

6
ПК-7.1 ПК-7.2 ПК-7.3 УК-1.1 УК-1.2 УК-1.3
1
0
0
 
Тема 5. Производительность и эффективность труда

в системе оценочных показателей деятельности предприятия

5.1. Производительность и интенсивность труда

5.2 Факторы  и резервы роста производительности труда

/Ср/

Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3

6
ПК-7.1 ПК-7.2 ПК-7.3 УК-1.1 УК-1.2 УК-1.3
1
0
индивидуальное задание
0
 
 
Раздел 2. Контроль

 
/Зачёт/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3

0
ПК-7.1 ПК-7.2 ПК-7.3 УК-1.1 УК-1.2 УК-1.3
1
0
0
 
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
5.1. Примерный перечень вопросов к зачету
1. Социально-экономическая сущность труда, черты, выделяющие труд в ряду других видов деятельности.

2. Общественная организация труда, ее элементы.

3. Основные понятия, связанные с трудом.

4. Трудовой потенциал общества, его характеристики.

5. Трудовые ресурсы: понятие, структура, воспроизводство.

6. Современная демографическая ситуация в России, ее влияние на формирование трудовых ресурсов.

7. Миграционные процессы в РФ, их характеристики и тенденции.

8. Качественные характеристики трудового потенциала, роль системы образования в их развитии.

9. Профессиональное обучение, его виды, формы, роль в формировании системы непрерывного образования.

10. Понятия об экономически активном населении и его занятости.

11. Виды и формы занятости, их развитие в России; гибкие формы занятости.

12. Структура и основные пропорции распределения занятых, основные тенденции их изменения.

13. Показатели, характеризующие занятость и безработицу.

14. Безработица в России: виды, формы, уровень.

15. Статус безработного в РФ, понятия подходящей и неподходящей работы.

16. Рынок труда: сущность и основные составляющие.

17. Сегментация рынка труда; соотношение внутреннего и внешнего рынков труда.

18. Цель и содержание государственной политики занятости.

19. Основные меры по реализации активной политики занятости.

20. Федеральная государственная служба занятости населения (ФГСЗН) и центры занятости, их цели, задачи и функции.

 
Оснащенность
 
21. Социальная поддержка безработных граждан, ее формы.

22. Особенности регулирования занятости населения в странах с развитыми социально-рыночными отношениями.

23. Рекрутинговые и кадровые агентства как элемент инфраструктуры рынка труда.

24. Особенности российского рынка труда.

25. Основные понятия, связанные с оценкой результативности трудовой деятельности (продуктивность, эффективность, производительность труда, экономическая эффективность производства, интенсивность труда).

26. Сущность и производительности труда.

27. Понятие об условиях, факторах и резервах роста производительности труда.

28. Показатели и методы измерения производительности труда, особенности их применения.

29. Выработка продукции, ее разновидности и методы измерения.

30. Натуральный и трудовой методы измерения выработки продукции.

31. Стоимостной метод измерения выработки продукции и его разновидности.

32. Трудоемкость единицы продукции как показатель производительности труда.

33. Уровень и качество жизни населения: понятия, взаимосвязь, значение изучения.

34. Система показателей уровня и качества жизни населения, их характеристика.

35. Социальные стандарты уровня жизни населения, их разработка

36. Проблема бедности и малообеспеченности в современном мире и России.

37. Направления и формы социальной помощи малообеспеченному населению.

38. Вознаграждение за труд: сущность, виды, требования к системе

39. Доходы населения, их виды и направления расходования; структура денежных

40. Показатели дифференциации доходов населения.

41. Сущность и функции заработной платы в рыночной экономике.

42. Система регулирования заработной платы и ее элементы.

43. Государственное регулирование заработной платы, его основные направления.

44. Минимальный размер оплаты труда (МРОТ), принципы, порядок и значение установления.

45. Основные принципы и элементы организации заработной платы.

 
5.2. Примерный перечень вопросов к экзамену
Не предусмотрено учебным планом
 
5.3. Тематика курсовых работ (курсовых проектов)
Не предусмотрено учебным планом
 
Тематика рефератов

1) Сравнительная оценка этапов развития экономики труда с этапами развития экономической науки в целом.

2) Экономико-трудовые проблемы России в период рыночных реформ.

3) Особенности экономики труда среди дисциплин: социология труда, физиология труда, психология труда.

4) Проблемы занятости и безработицы трудоспособного населения.

5) Гарантии и риски поиска работы.

6) Дискриминация на рынке труда и способы её преодоления.

7) Государственное регулирование доходов населения.

8) Политика доходов как аспект социально-экономической политики государства.

9) Потребительский бюджет: сущность, виды и методы формирования.

10) Роль государства в реализации социальной политики.

11) Пенсионная система и её реформа в Российской Федерации

12) Особенности социально-трудовых отношений в период экономического кризиса.

13) Разработка и реализация антикризисной программы по регулированию социально-трудовых отношений.

14) Рационализация численности работников предприятия.

15) Пути снижения текучести кадров на предприятии.

16) Взаимосвязь производительности труда работников с другими показателями деятельности предприятия.

17) Регулирование заработной платы в рыночной экономике.

18) Концепция демографического развития РФ до 2025 года.

19) Глобализация экономики и ее влияние на развитие миграционных процессов.

20) Проблемы трудовой миграции в РФ.

5.4. Фонд оценочных средств для проведения текущего контроля
 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
Колич-во
 
Л1.1
Прока Н. И.
Экономика труда в организациях АПК: учебник
М.: КолосС, 2009
3
 
Л1.2
Курочкина Р. Д.
Экономика труда: учебное пособие
М.: ФЛИНТА, 2017
Электронный ресурс
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
Колич-во
 
Оснащенность
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
Колич-во
 
Л2.1
Рощин С. Ю., Разумова Т. О.
Экономика труда (экономическая теория труда): учебное пособие
М.: ИНФРА-М, 2001
0
 
Л2.2
Одегов Ю. Г., Руденко Г. Г.
Экономика труда: учебник
М.: Юрайт, 2013
0
 
Л2.3
Владимирова Л. П., Ильдеменов В. И.
Экономика труда: учебное пособие
, 2000
0
 
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
 
Э1
Федеральная служба государственной статистики
 
Э2
Министерство труда РФ
 
Э3
Министерство сельского хозяйства Российской Федерации
 
Э4
Министерство труда и социальной защиты Чувашской Республики
 
6.3.1 Перечень программного обеспечения
 
6.3.1.1
ОС Windows XP
6.3.1.2
SuperNovaReaderMagnifier
6.3.1.3
Project 2016
6.3.1.4
Visio 2016
6.3.1.5
Office 2007 Suites
6.3.1.6
MozillaThinderbird
6.3.1.7
7-Zip
6.3.1.8
Справочная правовая система КонсультантПлюс
6.3.1.9
Электронный периодический справочник «Система Гарант»
6.3.1.10
LibreOffice
6.3.1.11
ОС Windows 7
6.3.1.12
ОС Windows 8
6.3.1.13
ОС Windows 10
6.3.1.14
Project Expert 7 Holding
6.3.1.15
OpenOffice 4.1.1
6.3.1.16
медиапроигрыватель VLC
 
6.3.2 Перечень информационных справочных систем
 
6.3.2.1
Электронная библиотечная система издательства «Лань». Полнотекстовая электронная библиотека. Индивидуальный неограниченный доступ через фиксированный внешний IP адрес академии неограниченному количеству пользователей из любой точки, в которой имеется доступ к сети Интернет.http://e.lanbook.com
6.3.2.2
Электронная библиотека технического ВУЗа (ЭБС «Консультант студента»). Полнотекстовая электронная библиотека.  Индивидуальный неограниченный доступ через фиксированный внешний IP адрес академии неограниченному количеству пользователей из любой точки, в которой имеется доступ к сети Интернет. http://www.studentlibrary.ru
6.3.2.3
Электронно-библиотечная система ZNANIUM.COM. Полнотекстовая электронная библиотека. Индивидуальный неограниченный доступ через фиксированный внешний IP адрес академии неограниченному количеству пользователей из любой точки, в которой имеется доступ к сети Интернет. http://znanium.com/
6.3.2.4
Электронная библиотечная система «ЭБС ЮРАЙТ www.biblio-online.ru». Полнотекстовая электронная библиотека. Индивидуальный неограниченный доступ через фиксированный внешний IP адрес академии неограниченному количеству пользователей из любой точки, в которой имеется доступ к сети Интернет. https://www.biblio-online.ru/
6.3.2.5
Электронный периодический справочник «Система ГАРАНТ». Полнотекстовый, обновляемый. Доступ по локальной сети академии
6.3.2.6
Национальная электронная библиотека. Доступ посредством использования сети «Интернет» на 32 терминала доступа. https://нэб.рф/
 
Оснащенность
 
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
Аудитория
Назначение
Оснащенность
Вид работ
 
35а
Учебная аудитория
Стол преподавателя (1 шт.), столы (30 шт.), стулья (60 шт.), стул преподавателя (1 шт.), доска аудиторная (1 шт.), трибуна (1 шт.), демонстрационное оборудование (белая лаковая магнитно-маркерная доска (1 шт.), проектор Toshiba (1 шт.) и учебно-наглядные пособия
 
45а
Учебная аудитория
Стол преподавателя (1 шт.), столы (6 шт.), стулья (18 шт.), стул преподавателя (1 шт.), доска (1 шт.), стол компьютерный (10 шт.), стулья (10 шт.), демонстрационное обрудование (компьютер Intel G32603 3 GHz 3 M (10 шт.), полотно рулонное (1 шт.)) и учебно-наглядные пособия
 
52а
Помещение для самостоятельной работы
Столы (4 шт.), стулья (4 шт.), компьютерная техника с возможностью подключения к сети "Интернет" и обеспечением доступа в электронную информационно-образовательную среду организации (4 шт.)
 
123
Помещение для самостоятельной работы
Компьютерная техника с возможностью подключения к сети "Интернет" и обеспечением доступа в электронную информационно-образовательную среду организации(19 шт.), столы (17 шт.), компьютерный стол 6-и местный (3 шт.), стулья ученические (34 шт.), стулья п/м (18 шт.), стеллажи с литературой, видеоувеличитель Optelec Wide Screen (1 шт.)
 
8. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Методика изучения курса предусматривает наряду с лекциями и практическими занятиями, организацию самостоятельной работы студентов, проведение консультаций, руководство докладами студентов для выступления на научно-практических конференциях, осуществление текущего, промежуточного форм контроля.

Система знаний по дисциплине «Экономика труда» формируется в ходе аудиторных и внеаудиторных (самостоятельных) занятий. Используя лекционный материал, учебники и учебные пособия, дополнительную литературу, проявляя творческий подход, студент готовится к практическим занятиям, рассматривая их как пополнение, углубление, систематизацию своих теоретических знаний.

Для освоения дисциплины студентами необходимо:

1. Посещать лекции, на которых в сжатом и системном виде излагаются основы дисциплины: даются определения понятий, законов, которые должны знать студенты; раскрываются закономерности поведения экономических субъектов. Студенту важно понять, что лекция есть своеобразная творческая форма самостоятельной работы. Надо пытаться стать активным соучастником лекции: думать, сравнивать известное с вновь получаемыми знаниями, войти в логику изложения материала лектором, следить за ходом его мыслей, за его аргументацией, находить в ней кажущиеся вам слабости. Во время лекции можно задать лектору вопрос, желательно в письменной форме, чтобы не мешать и не нарушать логики проведения лекции. Слушая лекцию, следует зафиксировать основные идеи, положения, обобщения, выводы. Работа над записью лекции завершается дома. На свежую голову (пока еще лекция в памяти) надо уточнить то, что записано, обогатить запись тем, что не удалось зафиксировать в ходе лекции, записать в виде вопросов то, что надо прояснить, до конца понять. Важно соотнести материал лекции с темой учебной программы и установить, какие ее вопросы нашли освещение в прослушанной лекции. Тогда полезно обращаться и к учебнику. Лекция и учебник не заменяют, а дополняют друг друга.

2. Посещать практические занятия, к которым следует готовиться и активно на них работать. Задание к практическому  занятию выдает преподаватель. Задание включает в себя основные вопросы, задачи, тесты и рефераты для самостоятельной работы, литературу. Практические  занятия начинаются с вступительного слова преподавателя, в котором называются цель, задачи и вопросы занятия. В процессе проведения занятий преподаватель задает основные и дополнительные вопросы, организует их обсуждение. На практических занятиях решаются конкретные задачи по анализу на основе отчетности, разбираются тестовые задания и задания, выданные для самостоятельной работы, заслушиваются реферативные выступления. Студенты, пропустившие занятие, или не подготовившиеся к нему, приглашаются на консультацию к преподавателю. Практическое занятие заканчивается подведением итогов: выводами по теме и выставлением оценок.

3. Систематически заниматься самостоятельной работой, которая включает в себя изучение нормативных документов, материалов учебников и статей из экономической литературы, решение задач, написание докладов, рефератов, эссе. Задания для самостоятельной работы выдаются преподавателем.

4. Под руководством преподавателя заниматься научно-исследовательской работой, что предполагает выступления с докладами на научно-практических конференциях и публикацию тезисов и статей по их результатам.

5. При возникающих затруднениях при освоении дисциплины "Экономика труда",  для неуспевающих студентов и студентов, не посещающих занятия, проводятся еженедельные консультации, на которые приглашаются неуспевающие студенты, а также студенты, испытывающие потребность в помощи преподавателя при изучении дисциплины.

При изучении дисциплины «Экономика труда» следует усвоить:

- ключевые понятия организации, нормирования и оплаты труда, виды труда;

- формы разделения труда;

- формы и системы оплаты труда;

 
Оснащенность
 
- содержание основных законодательных и нормативных актов, прямо или косвенно касающихся деятельности хозяйствующих субъектов.

Требования, предъявляемые к выполнению контрольных заданий. При выполнении контрольных заданий следует:

1. Получить четкий ответ на все вопросы, содержащиеся в контрольном задании.

2. Максимально четко изложить способ выполнения контрольного задания.

3. Оформить задание в соответствии с предъявленными требованиями.

4. По возможности, осуществить проверку полученных результатов.

По согласованию с преподавателем или по его заданию студенты могут готовить рефераты по отдельным темам дисциплины. Основу докладов составляет, как правило, содержание подготовленных студентами рефератов. Качество учебной работы студентов преподаватель оценивает по результатам тестирования и зачета. Тестирование организовывается в компьютерных классах. Все вопросы тестирования обсуждаются на лекционных и занятиях. Подготовка к зачету предполагает изучение конспектов лекций, рекомендуемой литературы и других источников, повторение материалов практических занятий.

 
ПРИЛОЖЕНИЯ
 
Актуализированная рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании выпускающей кафедры, протокол №  ___   от _____________________
Заведующий выпускающей кафедрой  _________________________________
ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ

в 20___ /20___ учебном году

ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ

в 20___ /20___ учебном году

ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ

в 20___ /20___ учебном году

Актуализированная рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании выпускающей кафедры, протокол №  ___   от  _____________________
Актуализированная рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании выпускающей кафедры, протокол №  ___   от  _____________________
Актуализированная рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании выпускающей кафедры, протокол №  ___   от  _____________________
Заведующий выпускающей кафедрой  _________________________________
Заведующий выпускающей кафедрой  _________________________________
Заведующий выпускающей кафедрой  _________________________________
ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ

в 20___ /20___ учебном году

Актуализированная рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании выпускающей кафедры, протокол №  ___   от  _____________________
Заведующий выпускающей кафедрой  _________________________________
ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ

в 20___ /20___ учебном году

Актуализированная рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании выпускающей кафедры, протокол №  ___   от  _____________________
ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ

в 20___ /20___ учебном году

Заведующий выпускающей кафедрой  _________________________________