(ФГБОУ ВО Чувашский ГАУ)
и научной работе
Направленность (профиль) Управление человеческими ресурсами
(<Курс>.<Семестр на курсе>)
Направленность (профиль) Управление человеческими ресурсами
, одобренный Ученым советом ФГБОУ ВО Чувашский ГАУ от 26.03.2024 г., протокол № 12.
ции
ракт.
подг.
1.1. Сущность и роль труда в обществе
1.2. Эволюция процесса труда
1.3. Наука о труде /Лек/
1.1. Сущность и роль труда в обществе
1.2. Эволюция процесса труда
1.3. Наука о труде /Пр/
1.1. Сущность и роль труда в обществе
1.2. Эволюция процесса труда
1.3. Наука о труде /Ср/
2.1. Состав и структура трудовых ресурсов
2.2. Движение трудовых ресурсов
2.3. Инвестиции в человеческий капитал
/Лек/
2.1. Состав и структура трудовых ресурсов
2.2. Движение трудовых ресурсов
2.3. Инвестиции в человеческий капитал /Пр/
2.1. Состав и структура трудовых ресурсов
2.2. Движение трудовых ресурсов
2.3. Инвестиции в человеческий капитал /Ср/
3.1. Виды, структура и основные элементы рынка труда
3.2. Регулирование рынка труда
3.3. Занятость и безработица как основополагающие характеристики рынка труда
/Лек/
3.1. Виды, структура и основные элементы рынка труда
3.2. Регулирование рынка труда
3.3. Занятость и безработица как основополагающие характеристики рынка труда
/Пр/
3.1. Виды, структура и основные элементы рынка труда
3.2. Регулирование рынка труда
3.3. Занятость и безработица как основополагающие характеристики рынка труда
/Ср/
4.1. Классификация доходов населения по различным признакам
4.2. Формирование концепции и понятий «уровень жизни» и «качество жизни населения»
4.3. Экономическое содержание заработной платы
/Лек/
4.1. Классификация доходов населения по различным признакам
4.2. Формирование концепции и понятий «уровень жизни» и «качество жизни населения»
4.3. Экономическое содержание заработной платы
/Пр/
4.1. Классификация доходов населения по различным признакам
4.2. Формирование концепции и понятий «уровень жизни» и «качество жизни населения»
4.3. Экономическое содержание заработной платы
/Ср/
в системе оценочных показателей деятельности предприятия
5.1. Производительность и интенсивность труда
5.2 Факторы и резервы роста производительности труда
/Лек/
в системе оценочных показателей деятельности предприятия
5.1. Производительность и интенсивность труда
5.2 Факторы и резервы роста производительности труда
/Пр/
в системе оценочных показателей деятельности предприятия
5.1. Производительность и интенсивность труда
5.2 Факторы и резервы роста производительности труда
/Ср/
2. Общественная организация труда, ее элементы.
3. Основные понятия, связанные с трудом.
4. Трудовой потенциал общества, его характеристики.
5. Трудовые ресурсы: понятие, структура, воспроизводство.
6. Современная демографическая ситуация в России, ее влияние на формирование трудовых ресурсов.
7. Миграционные процессы в РФ, их характеристики и тенденции.
8. Качественные характеристики трудового потенциала, роль системы образования в их развитии.
9. Профессиональное обучение, его виды, формы, роль в формировании системы непрерывного образования.
10. Понятия об экономически активном населении и его занятости.
11. Виды и формы занятости, их развитие в России; гибкие формы занятости.
12. Структура и основные пропорции распределения занятых, основные тенденции их изменения.
13. Показатели, характеризующие занятость и безработицу.
14. Безработица в России: виды, формы, уровень.
15. Статус безработного в РФ, понятия подходящей и неподходящей работы.
16. Рынок труда: сущность и основные составляющие.
17. Сегментация рынка труда; соотношение внутреннего и внешнего рынков труда.
18. Цель и содержание государственной политики занятости.
19. Основные меры по реализации активной политики занятости.
20. Федеральная государственная служба занятости населения (ФГСЗН) и центры занятости, их цели, задачи и функции.
22. Особенности регулирования занятости населения в странах с развитыми социально-рыночными отношениями.
23. Рекрутинговые и кадровые агентства как элемент инфраструктуры рынка труда.
24. Особенности российского рынка труда.
25. Основные понятия, связанные с оценкой результативности трудовой деятельности (продуктивность, эффективность, производительность труда, экономическая эффективность производства, интенсивность труда).
26. Сущность и производительности труда.
27. Понятие об условиях, факторах и резервах роста производительности труда.
28. Показатели и методы измерения производительности труда, особенности их применения.
29. Выработка продукции, ее разновидности и методы измерения.
30. Натуральный и трудовой методы измерения выработки продукции.
31. Стоимостной метод измерения выработки продукции и его разновидности.
32. Трудоемкость единицы продукции как показатель производительности труда.
33. Уровень и качество жизни населения: понятия, взаимосвязь, значение изучения.
34. Система показателей уровня и качества жизни населения, их характеристика.
35. Социальные стандарты уровня жизни населения, их разработка
36. Проблема бедности и малообеспеченности в современном мире и России.
37. Направления и формы социальной помощи малообеспеченному населению.
38. Вознаграждение за труд: сущность, виды, требования к системе
39. Доходы населения, их виды и направления расходования; структура денежных
40. Показатели дифференциации доходов населения.
41. Сущность и функции заработной платы в рыночной экономике.
42. Система регулирования заработной платы и ее элементы.
43. Государственное регулирование заработной платы, его основные направления.
44. Минимальный размер оплаты труда (МРОТ), принципы, порядок и значение установления.
45. Основные принципы и элементы организации заработной платы.
1) Сравнительная оценка этапов развития экономики труда с этапами развития экономической науки в целом.
2) Экономико-трудовые проблемы России в период рыночных реформ.
3) Особенности экономики труда среди дисциплин: социология труда, физиология труда, психология труда.
4) Проблемы занятости и безработицы трудоспособного населения.
5) Гарантии и риски поиска работы.
6) Дискриминация на рынке труда и способы её преодоления.
7) Государственное регулирование доходов населения.
8) Политика доходов как аспект социально-экономической политики государства.
9) Потребительский бюджет: сущность, виды и методы формирования.
10) Роль государства в реализации социальной политики.
11) Пенсионная система и её реформа в Российской Федерации
12) Особенности социально-трудовых отношений в период экономического кризиса.
13) Разработка и реализация антикризисной программы по регулированию социально-трудовых отношений.
14) Рационализация численности работников предприятия.
15) Пути снижения текучести кадров на предприятии.
16) Взаимосвязь производительности труда работников с другими показателями деятельности предприятия.
17) Регулирование заработной платы в рыночной экономике.
18) Концепция демографического развития РФ до 2025 года.
19) Глобализация экономики и ее влияние на развитие миграционных процессов.
20) Проблемы трудовой миграции в РФ.
Система знаний по дисциплине «Экономика труда» формируется в ходе аудиторных и внеаудиторных (самостоятельных) занятий. Используя лекционный материал, учебники и учебные пособия, дополнительную литературу, проявляя творческий подход, студент готовится к практическим занятиям, рассматривая их как пополнение, углубление, систематизацию своих теоретических знаний.
Для освоения дисциплины студентами необходимо:
1. Посещать лекции, на которых в сжатом и системном виде излагаются основы дисциплины: даются определения понятий, законов, которые должны знать студенты; раскрываются закономерности поведения экономических субъектов. Студенту важно понять, что лекция есть своеобразная творческая форма самостоятельной работы. Надо пытаться стать активным соучастником лекции: думать, сравнивать известное с вновь получаемыми знаниями, войти в логику изложения материала лектором, следить за ходом его мыслей, за его аргументацией, находить в ней кажущиеся вам слабости. Во время лекции можно задать лектору вопрос, желательно в письменной форме, чтобы не мешать и не нарушать логики проведения лекции. Слушая лекцию, следует зафиксировать основные идеи, положения, обобщения, выводы. Работа над записью лекции завершается дома. На свежую голову (пока еще лекция в памяти) надо уточнить то, что записано, обогатить запись тем, что не удалось зафиксировать в ходе лекции, записать в виде вопросов то, что надо прояснить, до конца понять. Важно соотнести материал лекции с темой учебной программы и установить, какие ее вопросы нашли освещение в прослушанной лекции. Тогда полезно обращаться и к учебнику. Лекция и учебник не заменяют, а дополняют друг друга.
2. Посещать практические занятия, к которым следует готовиться и активно на них работать. Задание к практическому занятию выдает преподаватель. Задание включает в себя основные вопросы, задачи, тесты и рефераты для самостоятельной работы, литературу. Практические занятия начинаются с вступительного слова преподавателя, в котором называются цель, задачи и вопросы занятия. В процессе проведения занятий преподаватель задает основные и дополнительные вопросы, организует их обсуждение. На практических занятиях решаются конкретные задачи по анализу на основе отчетности, разбираются тестовые задания и задания, выданные для самостоятельной работы, заслушиваются реферативные выступления. Студенты, пропустившие занятие, или не подготовившиеся к нему, приглашаются на консультацию к преподавателю. Практическое занятие заканчивается подведением итогов: выводами по теме и выставлением оценок.
3. Систематически заниматься самостоятельной работой, которая включает в себя изучение нормативных документов, материалов учебников и статей из экономической литературы, решение задач, написание докладов, рефератов, эссе. Задания для самостоятельной работы выдаются преподавателем.
4. Под руководством преподавателя заниматься научно-исследовательской работой, что предполагает выступления с докладами на научно-практических конференциях и публикацию тезисов и статей по их результатам.
5. При возникающих затруднениях при освоении дисциплины "Экономика труда", для неуспевающих студентов и студентов, не посещающих занятия, проводятся еженедельные консультации, на которые приглашаются неуспевающие студенты, а также студенты, испытывающие потребность в помощи преподавателя при изучении дисциплины.
При изучении дисциплины «Экономика труда» следует усвоить:
- ключевые понятия организации, нормирования и оплаты труда, виды труда;
- формы разделения труда;
- формы и системы оплаты труда;
Требования, предъявляемые к выполнению контрольных заданий. При выполнении контрольных заданий следует:
1. Получить четкий ответ на все вопросы, содержащиеся в контрольном задании.
2. Максимально четко изложить способ выполнения контрольного задания.
3. Оформить задание в соответствии с предъявленными требованиями.
4. По возможности, осуществить проверку полученных результатов.
По согласованию с преподавателем или по его заданию студенты могут готовить рефераты по отдельным темам дисциплины. Основу докладов составляет, как правило, содержание подготовленных студентами рефератов. Качество учебной работы студентов преподаватель оценивает по результатам тестирования и зачета. Тестирование организовывается в компьютерных классах. Все вопросы тестирования обсуждаются на лекционных и занятиях. Подготовка к зачету предполагает изучение конспектов лекций, рекомендуемой литературы и других источников, повторение материалов практических занятий.
в 20___ /20___ учебном году
в 20___ /20___ учебном году
в 20___ /20___ учебном году
в 20___ /20___ учебном году
в 20___ /20___ учебном году
в 20___ /20___ учебном году