(ФГБОУ ВО Чувашский ГАУ)
и научной работе
Направленность (профиль) Управление человеческими ресурсами
(<Курс>.<Семестр на курсе>)
Направленность (профиль) Управление человеческими ресурсами
, одобренный Ученым советом ФГБОУ ВО Чувашский ГАУ от 26.03.2024 г., протокол № 12.
ции
ракт.
подг.
1. Понятие и назначение этики деловых отношений
2.Этические принципы делового поведения
3. Этические принципы организаций
4. Понятие и структура закономерностей межличностных отношений
5. Моральные проблемы на макроуровне
6. Моральные проблемы на микроуровне
7.Определдение и назначение социально ответственной организации
8. Принципы социальной ответственности организации
9. Направления социальной политики организации
10. Понятие и сфера деятельности этических норм
11. Определение и назначение индекса коррупции
12. Структура правил этики организации
13. Этический кодекс, его структура и назначение
14. Функции этического кодекса
15. Типы корпоративных этических кодексов
16. Основные регуляторы организации
17. Нормативное регулирование и его структура
18. Авторитет руководителя и его структура
19. Правила эффективного руководства людьми
20. Производственный коллектив и его структура
21. Функции производственного коллектива
22. Этапы формирования и развития коллектива
23. Морально – психологический климат коллектива и его структура
24. Единые групповые нормы и их характеристика
25. Деловое общение и его структура
26. Барьеры в деловом общение и их характеристика
27.Виды интерактивного взаимодействия
28. Коммуникативная культура и ее составные элементы
29. Основные компоненты культуры речи
30. Служебное общение
31. Прямое и косвенное деловое общение
32. Вербальное и невербальное деловое общение
33. Этические требования в деловом общении
34. Понятие и виды манипуляций
35.Организационно – продуктивные манипуляции
36. Психологические манипуляции
37. Логические манипуляции
38. Личное обаяние и признаки его формирования
39. Приемы, стимулирующие общение
40. Виды дистанционного общения
41. Телефонные переговоры как вид деловой беседы
42. Деловое письмо и его назначение
43. Структура делового письма
45. Письмо – отказ и его назначение
46. Исковое заявление и его назначение
47. Жалоба как вид делового письма
48. Предварительная отработка навыков риторики
49. Подготовка к публичному выступлению
50. Правила изучения навыков поведения во время выступления
51. Процесс подготовки к деловой беседе
52. Цель и назначение собеседования
53. Цель и назначение делового совещания
54. Цель и назначение деловых переговоров
55. Конструктивная критика и ее назначение
56. Понятие имиджа и его свойства
56. Определение имиджа и его свойств
57. Виды этикета
58. Визитная карточка и ее назначение
59. Цель и назначение этикета представлений
60. Основные правила общественного поведения
61. Цель и назначение делового приема
62. Официальные деловые приемы
63. Неофициальные деловые приемы
64. Разновидности приемов
65. Цель и назначение комплиментов
66. Виды комплиментов
67. Цель и назначение подарков
68. Виды и назначение подарков в международных отношениях
Вопросы на оценку понимания/умений студента
1. В чем смысл закономерности неопределенности отклика?
2. При помощи каких научных теорий можно измерить механизм закономерности неопределенности отклика?
3. В чем сущность закономерности психологической самозащиты?
4. Назовите основные моральные дилеммы субъекта деловых отношений
5. Какие преимущества получает организация, придерживающаяся стратегии социальной ответственности?
6. Назовите основные условия, в которых будет работать стратегия социальной ответственности организации
7. Какие недостатки есть у социально – ответственной политики организации?
8. В чем разница между юридической и социальной ответственностью организации?
9. Что регулируют этические нормы?
10. Для каких целей регулярно составляется индекс коррупции стран мира?
11. Назовите основные критерии аморального поведения работодателя
12. Какие вопросы должны решать этические кодексы?
13. Какие требования необходимо учесть организации, чтобы этический кодекс выполнял свое предназначение?
14. Что характеризуют нормы?
15. Дайте определение термину «механизм регулирования»
16. Почему этические нормы выступают в качестве роли регуляторов отношений в коллективе?
17. Что оказывает очень сильное влияние на формирование авторитета руководителя?
18. Как вы понимаете назначение термина «харизматичный руководитель»?
19. В чем разница между авторитарным и демократическим руководителями?
20. Объясните, как вы понимаете назначение термина «умение разбираться в людях»?
21. Как вы охарактеризуете руководителя – «организатора труда»?
22. Объясните назначение термина «производственный коллектив как первичная ячейка общества»
23. Из каких компонентов складываются межличностные отношения?
24. В чем может проявляться межличностная совместимость?
25. Комформизм и критерии его возникновения
26. Какие факторы влияют на формирование барьеров в общении?
27. Какие навыки делового общения вы можете назвать?
28. Какими мотивами руководствуется индивид, вступая во взаимодействие с другими индивидами?
29. Назовите основные механизмы перцепции
30. Какие личные качества способствуют формированию коммуникативной культуры личности?
31. Назовите основные аспекты собственной личности
32. Какие социально – психологические умения могут повысить уровень коммуникативной культуры личности?
33. Назовите основные стили делового общения
34. Какие формы делового общения вы знаете?
35. Какие функции выполняет деловое общение?
36. Какие факторы влияют на выбор стиля общения?
37. Какие принципы делового общения вы знаете?
38.Назовите основные характеристики манипуляций, как метода воздействия на партнера
39. Какие склонности к использованию манипуляций вы знаете?
41. Приведите примеры организационно – продуктивных манипуляций
42. Приведите примеры психологических манипуляций
43. Приведите примеры логических манипуляций
44. Для чего нужны правила нейтрализации манипуляций?
45. Назовите качества, определяющие уровень личного обаяния
46. Назовите основные конфликтогены
47. Какие нарушения делового этикета при использовании мобильного телефона вы знаете?
48. Назовите основные правила этикета если вам звонят по телефону
49. Назовите основные правила этикета если вы звоните по телефону
50. Назовите основные правила использования телефона в общественных местах
51. Какие виды деловых писем вы знаете?
52. Назовите общие требования деловых писем
53. Назовите основные требования, предъявляемые к содержанию деловых писем
54. В чем основное предназначение резюме?
55. Назовите основные функции исковых заявлений
56. В каких случаях используются письма – жалобы и их предназначение?
57. Назовите основные правила подготовки к публичному выступлению
58. Какие общие рекомендации по подготовке текста выступления вы можете назвать?
59. Назовите основные ошибки подготовки к деловой беседе
60. Какие правила проведения собеседования вам известны?
61. Назовите основные виды делового совещания
62. Назовите основные ошибки препятствующие эффективности делового совещания
63. Назовите основные стадии подготовки деловых переговоров
64. Назовите основные стадии процесса переговоров
65. Назовите основные стадии достижения согласия на деловых переговорах
66. Назовите основные правила конструктивной критики
67. Дайте определение термину модель поведения
68. Назовите основные принципы делового этикета
69. Что вы знаете об истории появления визитных карточек?
70. Какие функции выполняют визитные карточки?
71. Назовите основные правила вербального этикета
72. Назовите основные правила, которых должен придерживаться деловой человек
73. Назовите основные ключевые факторы внешнего облика делового человека
74. Назовите основные правила общественного поведения в государственных и негосударственных учреждениях
75. Назовите отличительные признаки официальных деловых приемов
76. Назовите отличительные признаки неофициальных деловых приемов
77. Какие деловые приемы принято относить к дневным?
78. Какие виды дневных деловых приемов вам известны?
79. Какие деловые приемы принято относить к вечерним?
80. Какие виды вечерних деловых приемов вам известны?
81. Назовите основные требования, предъявляемые к комплиментам
82. Назовите основные виды подарков
1. Возрастание роли этики в современном мире
2. Диалогичность этики как отражение диалогичности и противоречивости бытия
3.Социальный порядок
4. Структурное зло
5. Культурный сдвиг постмодерна на Западе
7. Дилемма заключенного
6. Проблемы соотношения индивидуальной и социальной этики
7. Кризис идентичности и формирование глобальных субъектов
8. Толерантность как моральная дилемма
9. Дилемма мультикультурализма
10. Антропологический кризис в контексте экологических проблем
11. Понятие идеального коммуникативного сообщества
12. Этические проблемы международного бизнеса
13. Возникновение этики бизнеса и ее основные проблемы
14. Возрастающая роль эмоционального интеллекта в современном менеджменте
15. Актуальность этики для российской экономики
17. Экономическая составляющая национального менталитета
18. Отношение к богатству в российском обществе
19. Отношение к труду в российском обществе
20. Незащищенность собственности в российской экономической модели
21. Понятие и отношение к нравственному долгу в российском обществе
22. Особенности потребности в идеале в российском обществе
23. Рынок и мораль как дилеммы бизнеса
24. Конкуренция и сотрудничество в бизнесе
25. Партенализм и автономия личности
26. Дилемма служебного информирования
27. Право и мораль
28. Категории добра и зла в бизнесе
29. Счастье и благополучие в общественном сознании граждан разных стран
30. Долг и ответственность в общественном сознании граждан разных стран
31. Честь и достоинство в общественном сознании граждан разных стран
32. Смысл жизни в общественном сознании граждан разных стран
33. Роль категорий этики в становлении самосознания личности
34. Проблемы социального капитала в России
35. Филантропия и благотворительность как способы увеличения социального капитала
36. Понятие благотворительности в законодательстве РФ
37. Благотворительность как способ увеличения социального капитала организации
38. Понятие справедливости в России: прошлое и настоящее
39. Справедливость как честность
40. Проблемы социальной ответственности бизнеса в современной России
41. Недобросовестная конкуренция как нарушение этики бизнеса
42. Коррупция и мошенничество: сходство и различия
43. Роль профессиональных сообществ в преодолении кризиса личности
44. Проблемы реализации права творческих людей на вознаграждение
45. Позитивная и отрицательная роль рекламы
46. Основные нарушения этики рекламной деятельности и их последствия
47. Неэтичная реклама и социальные санкции
48. Социальная и политическая реклама
49. Социальная реклама и бизнес
50. Социальная реклама и некоммерческие организации
Примерная тематика рефератов
1. Основные этические проблемы деловых отношений в США
2. Основные этические проблемы деловых отношений в странах Европы
3. Основные этические проблемы деловых отношений в странах Азии
4. Характеристика уровня индекса коррупции в различных странах мира
5. Этика трудовых отношений в российских условиях
6. Этические кодексы успешных организаций
7. Карты этики в японских компаниях
8. Этика делового общения снизу – вверх
9. Этика делового общения по горизонтали
10. Портрет трудного руководителя
11. Портрет трудного подчиненного
12. Социально – психологические методы управления деловым общением
13. Основы деловой риторики
14. Культура речи в деловом общении
15. Этика использования средств выразительности деловой речи
16. Культура дискуссии
17. Особенности речевого поведения
18. Основы невербального общения
19. Кинесические особенности невербального общения
20. Визуальный контакт
21. Проксемические особенности невербального общения
22. Особенности делового общения с представителями Великобритании
23. Особенности делового общения с представителями Германии
24. Особенности делового общения с представителями Голландии
25. Особенности делового общения с представителями Испании
26. Особенности делового общения с представителями Италии
27. Особенности делового общения с представителями Китае
28. Особенности делового общения с представителями США
29. Особенности делового общения с представителями Франции
30. Особенности делового общения с представителями Швеции
32. Этика социальных институтов
33. Возникновение глобальной этики и е предмет
34. Экологическая этика: основные проблемы и принципы
35. Биоэтика: принципы и моральные дилеммы
36. Дискурсивная этика и нормы аргументированного дискурса
37. Организационная культура как фактор повышения эффективности
38. Нравственные основы цивилизованного бизнеса
39. Страны с высоким уровнем развития социального капитала
40. Страны с низким уровнем социального капитала
41. Современные теории справедливости: эгалитаристская, меритократическая, либертарианская
42. Теория справедливости Джона Ролза
43. Международные модели социальной ответственности бизнеса
44. Основные подходы к проблеме социального бизнеса в России
45. Нарушение этики бизнеса и их социальные последствия
45. Этика протестантизма как основа западного предпринимательства
46. История возникновения профессиональных этических кодексов
47. Информационная прозрачность российских компаний
Система знаний по дисциплине «Этика деловых отношений и культура управления» формируется в ходе аудиторных и внеаудиторных (самостоятельных) занятий. Используя лекционный материал, учебники и учебные пособия, дополнительную литературу, проявляя творческий подход, студент готовится к практическим занятиям, рассматривая их как пополнение, углубление, систематизацию своих теоретических знаний.
Для освоения дисциплины студентами необходимо:
1. Посещать лекции, на которых в сжатом и системном виде излагаются основы дисциплины: даются определения понятий, законов, которые должны знать студенты. Студенту важно понять, что лекция есть своеобразная творческая форма самостоятельной работы. Надо пытаться стать активным соучастником лекции: думать, сравнивать известное с вновь получаемыми знаниями, войти в логику изложения материала лектором, следить за ходом его мыслей, за его аргументацией, находить в ней кажущиеся вам слабости. Во время лекции можно задать лектору вопрос, желательно в письменной форме, чтобы не мешать и не нарушать логики проведения лекции. Слушая лекцию, следует зафиксировать основные идеи, положения, обобщения, выводы. Работа над записью лекции завершается дома. На свежую голову (пока еще лекция в памяти) надо уточнить то, что записано, обогатить запись тем, что не удалось зафиксировать в ходе лекции, записать в виде вопросов то, что надо прояснить, до конца понять. Важно соотнести материал лекции с темой учебной программы и установить, какие ее вопросы нашли освещение в прослушанной лекции. Тогда полезно обращаться и к учебнику. Лекция и учебник не заменяют, а дополняют друг друга.
2. Посещать практические занятия, к которым следует готовиться и активно на них работать. Задание к практическому занятию выдает преподаватель. Задание включает в себя основные вопросы, тесты и рефераты для самостоятельной работы, литературу. Практические занятия начинаются с вступительного слова преподавателя, в котором называются цель, задачи и вопросы занятия. В процессе проведения занятий преподаватель задает основные и дополнительные вопросы, организует их обсуждение. На практических занятиях разбираются тестовые задания и задания, выданные для самостоятельной работы, заслушиваются реферативные выступления. Студенты, пропустившие занятие, или не подготовившиеся к нему, приглашаются на консультацию к преподавателю. Практическое занятие заканчивается подведением итогов: выводами по теме и выставлением оценок.
3. Систематически заниматься самостоятельной работой, которая включает в себя изучение нормативных документов, материалов учебников и статей из научной литературы, написание докладов, рефератов, эссе. Задания для самостоятельной работы выдаются преподавателем.
4. Под руководством преподавателя заниматься научно-исследовательской работой, что предполагает выступления с докладами на научно-практических конференциях и публикацию тезисов и статей по их результатам.
5. При возникающих затруднениях при освоении дисциплины «Этика деловых отношений и культура управления», для неуспевающих студентов и студентов, не посещающих занятия, проводятся еженедельные консультации, на которые приглашаются неуспевающие студенты, а также студенты, испытывающие потребность в помощи преподавателя при изучении дисциплины.
При изучении дисциплины «Этика деловых отношений и культура управления» следует усвоить:
- основные характеристики, нормы и принципы этики деловых отношений;
- основные этические проблемы бизнеса;
- особенности российской и зарубежной деловой этики;
- этические аспекты деловой коммуникации;
- этические аспекты управления;
- основные правила делового этикета
Требования, предъявляемые к выполнению контрольных заданий. При выполнении контрольных заданий следует:
1. Получить четкий ответ на все вопросы, содержащиеся в контрольном задании.
2. Максимально четко изложить способ выполнения контрольного задания.
3. Оформить задание в соответствии с предъявленными требованиями.
4. По возможности, осуществить проверку полученных результатов.
По согласованию с преподавателем или по его заданию студенты могут готовить рефераты по отдельным темам дисциплины. Основу докладов составляет, как правило, содержание подготовленных студентами рефератов. Качество учебной работы студентов преподаватель оценивает по результатам тестирования, зачета. Тестирование организовывается в компьютерных классах. Все вопросы тестирования обсуждаются на лекционных и практических занятиях. Подготовка к зачету предполагает изучение конспектов лекций, рекомендуемой литературы и других источников, повторение материалов практических занятий.
в 20___ /20___ учебном году
в 20___ /20___ учебном году
в 20___ /20___ учебном году
в 20___ /20___ учебном году
в 20___ /20___ учебном году
в 20___ /20___ учебном году