МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
"Чувашский государственный аграрный университет"
(ФГБОУ ВО Чувашский ГАУ)
Эпизоотологии, паразитологии и ветеринарной санитарной экспертизы
Проректор по учебной
и научной работе
Специальность 36.05.01 Ветеринария
Направленность (профиль) Клиническая ветеринария
рабочая программа дисциплины (модуля)
Распределение часов дисциплины по семестрам
Семестр
(<Курс>.<Семестр на курсе>)
канд. ветеринар. наук, доц., Григорьева Вера Валериановна
1. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - специалитет по специальности 36.05.01 Ветеринария (приказ Минобрнауки России от 22.09.2017 г. № 974).
При разработке рабочей программы дисциплины (модуля) "История ветеринарии" в основу положены:
2. Учебный план: Специальность 36.05.01 Ветеринария
Направленность (профиль) Клиническая ветеринария, одобренный Ученым советом ФГБОУ ВО Чувашский ГАУ от 26.03.2024 г., протокол № 12.
Рабочая программа дисциплины (модуля) проходит согласование с использованием инструментов электронной информационно-образовательной среды Университета.
Заведующий кафедрой Ефимова И.О.
Заведующий выпускающей кафедрой Семенов В.Г.
Председатель методической комиссии факультета Ефимова И.О.
Директор научно-технической библиотеки Викторова В.А.
1. ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
изучение исторических этапов развития ветеринарной профессии с древнейших времен до наших дней.
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
Учебная практика, общепрофессиональная практика
Методология научных исследований
Учебная практика, клиническая практика
Производственная практика, научно-исследовательская работа
3. КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
УК-5. Способен анализировать и учитывать разнообразие культур в процессе межкультурного взаимодействия
УК-5.1 Знать: психологические основы социального взаимодействия; направленного на решение профессиональных задач; основные принципы организации деловых контактов; методы подготовки к переговорам, национальные, этнокультурные и конфессиональные особенности и народные традиции населения; основные концепции взаимодействия в организации, особенности дидактического взаимодействия
УК-5.2 Уметь: грамотно, доступно излагать профессиональную информацию в процессе межкультурного взаимодействия; соблюдать этические нормы и права человека; анализировать особенности социального взаимодействия с учетом национальных, этнокультурных, конфессиональных особенностей
УК-5.3 Иметь навыки: организации продуктивного взаимодействия в профессиональной среде с учетом национальных, этнокультурных, конфессиональных особенностей; преодоления коммуникативных, образовательных, этнических, конфессиональных и других барьеров в процессе межкультурного взаимодействия; выявления разнообразия культур в процессе межкультурного взаимодействия
УК-6. Способен определять и реализовывать приоритеты собственной деятельности и способы ее совершенствования на основе самооценки и образования в течение всей жизни
УК-6.1 Знать: содержание процессов самоорганизации и самообразования, их особенности и технологии реализации, исходя из целей совершенствования профессиональной деятельности
УК-6.2 Уметь: самостоятельно строить процесс овладения отобранной и структурированной информацией
УК-6.3 Иметь навыки: применения приемов саморегуляции психоэмоциональных и функциональных состояний
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
организацию ветеринарии в Древнем мире, Древней Руси, в России - до ХХI века, достижения ветеринарной науки, научных школ в нашей стране и в мировой практике; ветеринарное образование и организацию научных исследований в стране, начиная с 1808 года.
логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь, использовать нормативные правовые документы в своей деятельности, осознавать социальную значимость своей будущей профессии, обладает высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности, рассказать (показать) о научных открытиях и достижениях отечественных и зарубежных ученых, достижениях в охране окружающей среды от загрязнения.
Иметь навыки и (или) опыт деятельности:
владения культурой мышления, способностью к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения основными понятиями ветеринарной медицины.
Наименование разделов и тем /вид занятия/
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Введение в историю ветеринарии /Лек/
УК-5.1 УК-5.2 УК-5.3 УК-6.1 УК-6.2 УК-6.3
Введение в историю ветеринарии /Пр/
УК-5.1 УК-5.2 УК-5.3 УК-6.1 УК-6.2 УК-6.3
Введение в историю ветеринарии /Ср/
УК-5.1 УК-5.2 УК-5.3 УК-6.1 УК-6.2 УК-6.3
Народная ветеринария в Древней Руси IX- XIV века. /Лек/
УК-5.1 УК-5.2 УК-5.3 УК-6.1 УК-6.2 УК-6.3
Народная ветеринария в Древней Руси IX- XIV века /Пр/
УК-5.1 УК-5.2 УК-5.3 УК-6.1 УК-6.2 УК-6.3
Народная ветеринария в Древней Руси IX- XIV века /Ср/
УК-5.1 УК-5.2 УК-5.3 УК-6.1 УК-6.2 УК-6.3
Развитие ветеринарии в России впервой половине XIX века. /Пр/
УК-5.1 УК-5.2 УК-5.3 УК-6.1 УК-6.2 УК-6.3
Развитие ветеринарии в России впервой половине XIX века. /Ср/
УК-5.1 УК-5.2 УК-5.3 УК-6.1 УК-6.2 УК-6.3
Ветеринария в период монополистического капитализма (с конца XIX века до 1917 года). /Лек/
УК-5.1 УК-5.2 УК-5.3 УК-6.1 УК-6.2 УК-6.3
Контроль выполнения СРС. Опрос на практическом занятии
Ветеринария в период монополистического капитализма (с конца XIX века до 1917 года). /Пр/
УК-5.1 УК-5.2 УК-5.3 УК-6.1 УК-6.2 УК-6.3
Контроль выполнения СРС. Опрос на практическом занятии
Ветеринария в период монополистического капитализма (с конца XIX века до 1917 года). /Ср/
УК-5.1 УК-5.2 УК-5.3 УК-6.1 УК-6.2 УК-6.3
Контроль выполнения СРС. Опрос на практическом занятии
Ветеринария в период первой мировой войны. /Лек/
УК-5.1 УК-5.2 УК-5.3 УК-6.1 УК-6.2 УК-6.3
Контроль выполнения СРС. Опрос на практическом занятии.
Ветеринария в период первой мировой войны. /Пр/
УК-5.1 УК-5.2 УК-5.3 УК-6.1 УК-6.2 УК-6.3
Контроль выполнения СРС. Опрос на практическом занятии.
Ветеринария в период первой мировой войны. /Ср/
УК-5.1 УК-5.2 УК-5.3 УК-6.1 УК-6.2 УК-6.3
Ветеринария с 1921 по 1925 годы. /Лек/
УК-5.1 УК-5.2 УК-5.3 УК-6.1 УК-6.2 УК-6.3
Контроль выполнения СРС, оценка выступлений.
Ветеринария с 1921 по 1925 годы. /Ср/
УК-5.1 УК-5.2 УК-5.3 УК-6.1 УК-6.2 УК-6.3
Контроль выполнения СРС, оценка выступлений.
Ветеринария в СССР в довоенный период с 1932 по1941 годы /Лек/
УК-5.1 УК-5.2 УК-5.3 УК-6.1 УК-6.2 УК-6.3
Контроль выполнения СРС. Опрос на практическом занятии
Ветеринария в СССР в довоенный период с 1932 по1941 годы /Пр/
УК-5.1 УК-5.2 УК-5.3 УК-6.1 УК-6.2 УК-6.3
Контроль выполнения СРС. Опрос на практическом занятии
Ветеринария в СССР в довоенный период с 1932 по1941 годы /Ср/
УК-5.1 УК-5.2 УК-5.3 УК-6.1 УК-6.2 УК-6.3
Контроль выполнения СРС. Опрос на практическом занятии
Ветеринария СССР в послевоенный период с 1945 по 1960 годы. /Пр/
УК-5.1 УК-5.2 УК-5.3 УК-6.1 УК-6.2 УК-6.3
Ветеринария СССР в послевоенный период с 1945 по 1960 годы. /Ср/
УК-5.1 УК-5.2 УК-5.3 УК-6.1 УК-6.2 УК-6.3
Развитие ветеринарии в РФ в период новых экономических отношений. /Лек/
УК-5.1 УК-5.2 УК-5.3 УК-6.1 УК-6.2 УК-6.3
Развитие ветеринарии в РФ в период новых экономических отношений. /Пр/
УК-5.1 УК-5.2 УК-5.3 УК-6.1 УК-6.2 УК-6.3
Развитие ветеринарии в РФ в период новых экономических отношений. /Ср/
УК-5.1 УК-5.2 УК-5.3 УК-6.1 УК-6.2 УК-6.3
Контроль выполнения СРС. Опрос на практическом занятии
УК-5.1 УК-5.2 УК-5.3 УК-6.1 УК-6.2 УК-6.3
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
5.1. Примерный перечень вопросов к зачету
1. Народная ветеринария в древней Руси.
2. Народная ветеринария в русском централизованном государстве 15-17 вв.
3. Ветеринария в России в 18 в.
4. Ветеринария в России в первой половине 19 в.
5. Ветеринария в России во второй половине 19 и начале 20 вв.
6. Участие ветеринарных врачей в революционном движении в России.
7. Ветеринария в Советской России в 1917-1920 гг.
8. Всероссийские ветеринарные съезды и совещания.
9. Ветеринария в СССР в первой половине 20-х годов 20 в.
10. Ветеринария в СССР во второй половине 20-х и 30 - е годы 20 века.
11. Развитие сети ветеринарных учреждений и открытие новых ветеринарных образовательных учреждений (30-ые годы 20 века).
12. Ветеринария в СССР в годы Великой Отечественной войны (1941-1945гг.)
13. Роль ветеринарных специалистов в организации мероприятий при незаразных болезнях животных.
14. Ветеринария в СССР в 1953-1964 гг.
15. Борьба с заразными болезнями животных.
16. Ветеринария в СССР в 1965-1984 гг.
17. Развитие государственной ветеринарной службы.(1965-1984 гг.).
18. Ветеринария в СССР в 1985-1991 гг.
19. Ветеринария в России в 90-е годы 20 века.
20. Развитие сети ветеринарных научных учреждений по изучению патологий различной этиологии в СССР.
21. Развитие сети лабораторных учреждений в стране с 1917 по 1991 годы.
22.Формирование и развитие предпринимательской деятельности в ветеринарии в РФ.
23. Лицензирование ветеринарной деятельности.
24. Закон Российской Федерации «О Ветеринарии».
25. Ветеринарно-санитарная служба Вооруженных сил Российской Федерации.
5.2. Примерный перечень вопросов к экзамену
5.3. Тематика курсовых работ (курсовых проектов)
Примерные задания для текущего контроля знаний.
1. Введение. Место и назначение курса в общем ряду дисциплин.
2. Роль ветеринарии в обеспечении человечества безопасными продуктами питания и охраны здоровья человека.
3. Ветеринария на Древнем Востоке.
4. Ветеринария в Древней Греции.
5. Ветеринария в Древнем Риме, Тибете, Китае.
6. Ветеринария в странах мира эпохи Средневековья и Возрождения (XV-XVII века). Ветеринария в странах мира в XVIII - XX –веках.
7. Народная ветеринария в Древней Руси.
8. Ветеринария в древнерусском государстве и княжествах IХ-XIV.
9. Ветеринария в русском централизованном государстве XIV-XVII века.
10. Ветеринария в России в XVIII веке: Реформы Петра I по развитию ветеринарии.
11. Ветеринария России 1801—1860 гг. Введение ветеринарного образования.
12. Ветеринария России 1801—1860 гг. Борьба с эпизоотиями.
13. Ветеринария в период капитализма (1861-1917 гг.). Ветеринарное образование.
14. Ветеринария в период капитализма (1861-1917 гг.). Борьба с эпизоотиями.
15. Ветеринария в первые годы Советской власти (1917-1920 гг.
16. Ветеринария СССР (1921—1925 гг.).
17. Ветеринария в период социалистической индустриализации и коллективизации сельского хозяйства СССР (1926—1932 гг.).
18. Ветеринария в СССР (1933 - июнь 1941 гг.).
19. Ветеринария в период Великой Отечественной войны (июнь 1941-май 1945 гг.).
20. Ветеринария в период восстановления народного хозяйства (1945-1955 гг.).
21. Ветеринария в СССР (1956—1965 гг.).
22. Ветеринария в СССР (1966—1990 гг.).
23. Состояние ветеринарной науки в постсоветский период и на современном этапе и дальнейшие пути ее развития.
24. История ветеринарии Пермской губернии до 1917 года.
25. История ветеринарии Пермской губернии с 1917 года до настоящего времени.
26. Структура ветеринарной службы в Пермском крае, ее структурные подразделения. Роль службы на современном этапе.
5.4. Фонд оценочных средств для проведения текущего контроля
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
История ветеринарии: учебник для вузов
6.1.2. Дополнительная литература
Новиков С. В., Маныкин А. С., Дмитриева О. В.
Всеобщая история: [к изучению дисциплины]
История ветеринарии: учебное пособие
6.3.1 Перечень программного обеспечения
6.3.2 Перечень информационных справочных систем
Электронная библиотечная система издательства «Лань». Полнотекстовая электронная библиотека. Индивидуальный неограниченный доступ через фиксированный внешний IP адрес академии неограниченному количеству пользователей из любой точки, в которой имеется доступ к сети Интернет.http://e.lanbook.com
Электронно-библиотечная система ZNANIUM.COM. Полнотекстовая электронная библиотека. Индивидуальный неограниченный доступ через фиксированный внешний IP адрес академии неограниченному количеству пользователей из любой точки, в которой имеется доступ к сети Интернет. http://znanium.com/
Электронный периодический справочник «Система ГАРАНТ». Полнотекстовый, обновляемый. Доступ по локальной сети академии
Национальная электронная библиотека. Доступ посредством использования сети «Интернет» на 32 терминала доступа. https://нэб.рф/
Электронная библиотека технического ВУЗа (ЭБС «Консультант студента»). Полнотекстовая электронная библиотека. Индивидуальный неограниченный доступ через фиксированный внешний IP адрес академии неограниченному количеству пользователей из любой точки, в которой имеется доступ к сети Интернет. http://www.studentlibrary.ru
Электронная библиотечная система «ЭБС ЮРАЙТ www.biblio-online.ru». Полнотекстовая электронная библиотека. Индивидуальный неограниченный доступ через фиксированный внешний IP адрес академии неограниченному количеству пользователей из любой точки, в которой имеется доступ к сети Интернет. https://www.biblio-online.ru/
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Белая лаковая магнитно-маркерная доска (1 шт.), интерактивный тренажерный комплекс «Фармаколог-1.01» с компьютерным управлением (1 шт.), комплект учебно-лабораторной мебели №3 (стол медицинский 1 шт., шкаф медицинский 5 шт.), парта 2-х местная со скамейкой (6 шт.), парта 4-х местная со скамейкой (1 шт.), стол письменный для преподавателей (с выкатной тумбой), стул п/м (2 шт.), демонстрационное оборудование (телевизор LD LED TV 108/43) и учебно-наглядные пособия (электрифицированный стенд «Вещества, действующие преимущественно на центральную нервную систему», электрифицированный стенд «Основные признаки острых отравлений животных лекарственными веществами», электрифицированный стенд «Сердечно-сосудистые вещества»)
Ученические столы (12 шт.),стулья (24 шт.), стол преподавателя (1 шт.), стул преподавателя (1 шт.), доска классная (1шт.), шкаф стеклянный (2 шт.)
Помещение для самостоятельной работы
Компьютерная техника с возможностью подключения к сети "Интернет" и обеспечением доступа в электронную информационно-образовательную среду организации(19 шт.), столы (17 шт.), компьютерный стол 6-и местный (3 шт.), стулья ученические (34 шт.), стулья п/м (18 шт.), стеллажи с литературой, видеоувеличитель Optelec Wide Screen (1 шт.)
Помещение для самостоятельной работы
Компьютерная техника с возможностью подключения к сети "Интернет" и обеспечением доступа в электронную информационно-образовательную среду организации(2 шт.), pH-метр рН-150 МИ (с поверкой), люксметр (1 шт.), микроскоп биологический БИОМЕД С2вар4, рефрактометр РЛ-3, стол (5 шт.), стул п/м (6 шт.), счетчик «Сигма-1» ионов, счетчик гематологический электронный СГ-ЭЦ-15М СПУ
8. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Для освоения дисциплины студентами необходимо:
1. посещать лекции, на которых в сжатом и системном виде излагаются основы дисциплины: даются определения понятий, которые должны знать студенты. Студенту важно понять, что лекция есть своеобразная творческая форма самостоятельной работы. Надо пытаться стать активным соучастником лекции: думать, сравнивать известное с вновь получаемыми знаниями, войти в логику изложения материала лектором, следить за ходом его мыслей, за его аргументацией, находить в ней кажущиеся вам слабости. Во время лекции можно задать лектору вопрос, желательно в письменной форме, чтобы не мешать и не нарушать логики проведения лекции. Слушая лекцию, следует зафиксировать основные идеи, положения, обобщения, выводы. Работа над записью лекции завершается дома. На свежую голову (пока еще лекция в памяти) надо уточнить то, что записано, обогатить запись тем, что не удалось зафиксировать в ходе лекции, записать в виде вопросов то, что надо прояснить, до конца понять. Важно соотнести материал лекции с темой учебной программы и установить, какие ее вопросы нашли освещение в прослушанной лекции. Тогда полезно обращаться и к учебнику. Лекция и учебник не заменяют, а дополняют друг друга.
Актуализированная рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании выпускающей кафедры, протокол № ___ от _____________________
Заведующий выпускающей кафедрой _________________________________
ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ
в 20___ /20___ учебном году
ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ
в 20___ /20___ учебном году
ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ
в 20___ /20___ учебном году
Актуализированная рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании выпускающей кафедры, протокол № ___ от _____________________
Актуализированная рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании выпускающей кафедры, протокол № ___ от _____________________
Актуализированная рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании выпускающей кафедры, протокол № ___ от _____________________
Заведующий выпускающей кафедрой _________________________________
Заведующий выпускающей кафедрой _________________________________
Заведующий выпускающей кафедрой _________________________________
ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ
в 20___ /20___ учебном году
Актуализированная рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании выпускающей кафедры, протокол № ___ от _____________________
Заведующий выпускающей кафедрой _________________________________
ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ
в 20___ /20___ учебном году
Актуализированная рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании выпускающей кафедры, протокол № ___ от _____________________
ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ
в 20___ /20___ учебном году
Заведующий выпускающей кафедрой _________________________________