2024-2025_oz_36_05_01_24-1 Ветеринария_plx_Эмерджентные и трансграничные болезни животных
 
МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования 
"Чувашский государственный аграрный университет"

(ФГБОУ ВО Чувашский ГАУ)

Кафедра
Морфологии, акушерства и терапии
УТВЕРЖДАЮ
Проректор по учебной

и научной работе

 
 
Л.М. Корнилова
26.03.2024 г.
 
ФТД.01
Эмерджентные и трансграничные болезни животных
Специальность 36.05.01 Ветеринария

Направленность (профиль) Клиническая ветеринария

рабочая программа дисциплины (модуля)
 
зачет    
Виды контроля:
самостоятельная работа
52
аудиторные занятия
20
Общая трудоемкость
Часов по учебному плану
2 ЗЕТ
Форма обучения
очно-заочная
Квалификация
Ветеринарный врач
72
в том числе:
 
Распределение часов дисциплины по семестрам
Семестр

(<Курс>.<Семестр на курсе>)

9 (5.1)
Итого
Недель
17 1/6
Вид занятий
УП
РП
УП
РП
Лекции
10
10
10
10
Практические
10
10
10
10
В том числе инт.
4
4
4
4
Итого ауд.
20
20
20
20
Кoнтактная рабoта
20
20
20
20
Сам. работа
52
52
52
52
Итого
72
72
72
72
 
 
 
Программу составил(и):
д-р ветеринар. наук, проф., Никитин Дмитрий Анатольевич
 
 
1. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - специалитет по специальности 36.05.01 Ветеринария (приказ Минобрнауки России от 22.09.2017 г. № 974).
При разработке рабочей программы дисциплины (модуля) "Эмерджентные и трансграничные болезни животных" в основу положены:
2. Учебный план: Специальность 36.05.01 Ветеринария

Направленность (профиль) Клиническая ветеринария, одобренный Ученым советом ФГБОУ ВО Чувашский ГАУ от 26.03.2024 г., протокол № 12.

 
 
 
Рабочая программа дисциплины (модуля) проходит согласование с использованием инструментов электронной информационно-образовательной среды Университета.
 
Заведующий кафедрой  Семенов В.Г. 
Заведующий выпускающей кафедрой  Семенов В.Г. 
Председатель методической комиссии факультета  Ефимова И.О.
Директор научно-технической библиотеки  Викторова В.А.
СОГЛАСОВАНО:
 
Оснащенность
 
 
1. ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
1.1
дать студентам знания об эпизоотологических закономерностях возникновения, проявления и распространения зооантропонозов, средствах и способах профилактики и борьбы с ними. Изучить основные характеристики зооантропонозов, их диагностику, лечение, общие и специфические профилактические и оздоровительные мероприятия.
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП
Цикл (раздел) ОПОП:
ФТД
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
Гигиена животных
2.1.2
Оперативная хирургия
2.1.3
Учебная практика, научно-исследовательская работа (получение первичных навыков научно-исследовательской работы)
2.1.4
Учебная практика, общепрофессиональная практика
2.1.5
Ветеринарная микробиология и микология
2.1.6
Проектирование и оценка предприятий АПК
2.1.7
Технологические основы крупного животноводства
2.1.8
Цитология, гистология и эмбриология
2.1.9
Биологическая физика
2.1.10
Информатика и основы биологической статистики
2.1.11
Органическая, физическая и коллоидная химия
2.1.12
Основы проектной деятельности
2.1.13
Правоведение
2.1.14
Философия
2.1.15
Зоология
2.1.16
Неорганическая и аналитическая химия
2.1.17
Студенты в среде электронного обучения
2.1.18
История России
 
2.2
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
 
2.2.1
Оценка и управление рисками при зоонозах
 
2.2.2
Производственная практика, научно-исследовательская работа
 
2.2.3
Производственная практика, врачебно-производственная практика
 
3. КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
УК-1. Способен осуществлять критический анализ проблемных ситуаций на основе системного подхода, вырабатывать стратегию действий
 
УК-1.1 Знать: методы критического анализа и оценки современных научных достижений; основные принципы критического анализа
 
 
 
УК-1.2 Уметь: получать новые знания на основе анализа, синтеза и др.; собирать и обобщать данные по актуальным научным проблемам, относящимся к профессиональной области; осуществлять поиск информации и решений на основе действий, эксперимента и опыта
 
 
 
УК-1.3 Иметь навыки: исследования проблемы профессиональной деятельности с применением анализа, синтеза и других методов интеллектуальной деятельности; выявления проблем и использования адекватных методов для их решения; демонстрирования оценочных суждений в решении проблемных профессиональных ситуаций
 
 
 
ПК-5. Способен проводить ветеринарно-санитарную экспертизу, осуществлять контроль производства и сертификацию продукции животноводства, пчеловодства, водного промысла и кормов, а также транспортировку животных и грузов при экспортно-импортных операциях для обеспечения продовольственной безопасности, проводить санитарную оценку животноводческих помещений и сооружений
 
Оснащенность
 
ПК-5.1 Знать: государственные стандарты в области ветеринарно-санитарной оценки и контроля производства безопасной продукции животноводства, пчеловодства, водного промысла и кормов, а также продуктов растительного происхождения; правила проведения ветеринарно-санитарной экспертизы и контроля качества продуктов питания животного происхождения; профилактические мероприятия по предотвращению зоонозов; современные средства и способы дезинфекции, дезинсекции и дератизации боенских и мясоперерабатывающих предприятий; нормы и правила по организации и контролю транспортировки животных, сырья, продукции животного происхождения, продукции пчеловодства и водного промысла; биологию и жизненные циклы животных – возбудителей зоонозов, а также факторы, благоприятствующие их распространению; основные понятия и термины в области оценки качества продуктов убоя животных, их химический состав, пищевую ценность, факторы, формирующие качество
 
 
 
ПК-5.2 Уметь: проводить ветеринарно-санитарный предубойный осмотр животных и птицы, послеубойную ветеринарно-санитарную экспертизу туш и органов; правильно оценивать качество и контроль выпуска сельскохозяйственной продукции; давать оценку пригодности подконтрольной продукции по органолептическим свойствам и результатам лабораторных исследований, контролировать режимы рабочих параметров всех звеньев переработки животноводческого сырья; организовывать и контролировать погрузку и транспортировку убойных животных, сырья, продукции животного и растительного происхождения; определять видовую принадлежность мяса животных; проводить бактериологический анализ мяса и мясных продуктов; использовать методы технохимического контроля консервированных продуктов животного и растительного происхождения
 
 
 
ПК-5.3 Иметь практический опыт: применения методов ветеринарно-санитарного предубойного осмотра животных и птицы, оценки качества сельскохозяйственной продукции и кормов, проведения биохимических и бактериологических исследований животноводческой продукции; применения техники отбора проб, консервирования материала и транспортировки в ветеринарную лабораторию для бактериологического, вирусологического, физико-химического, микологического, токсикологического и радиометрического исследования; применения способов и методики транспортировки убойных животных, сырья и продукции животного происхождения; проведения ветеринарно-санитарной экспертизы продуктов животноводства и выдачи обоснованного заключения об их биологической безопасности, а также проведения ветеринарно-санитарного контроля продуктов растительного происхождения
 
 
 
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
 
3.1
Знать:
3.1.1
- методы критического анализа и оценки современных научных достижений; основные принципы критического анализа;
3.1.2
- основы национального и международного ветеринарного законодательства, конкретные правила и положения, регулирующие ветеринарную деятельность на местном, национальном и международном уровнях;
3.1.3
- существующие программы профилактики и контроля зоонозов, контагиозных заболеваний, эмерджентных или вновь возникающих инфекций, применение систем идентификации животных, трассировки и контроля со стороны соответствующих ветеринарных служб;
3.1.4
- государственные стандарты в области ветеринарно-санитарной оценки и контроля производства безопасной продукции животноводства, пчеловодства, водного промысла и кормов, а также продуктов растительного происхождения; правила проведения ветеринарно-санитарной экспертизы и контроля качества продуктов питания животного происхождения; профилактические мероприятия по предотвращению зоонозов; современные средства и способы дезинфекции, дезинсекции и дератизации боенских и мясоперерабатывающих предприятий; нормы и правила по организации и контролю транспортировки животных, сырья, продукции животного происхождения, продукции пчеловодства и водного промысла; биологию и жизненные циклы животных – возбудителей зоонозов, а также факторы, благоприятствующие их распространению; основные понятия и термины в области оценки качества продуктов убоя животных, их химический состав, пищевую ценность, факторы, формирующие качество.
 
 
3.2
Уметь:
3.2.1
- получать новые знания на основе анализа, синтеза и др.; собирать и обобщать данные по актуальным научным проблемам, относящимся к профессиональной области; осуществлять поиск информации и решений на основе действий, эксперимента и опыта; 
3.2.2
- находить современную актуальную и достоверную информацию о ветеринарном законодательстве, правилах и положениях, регулирующих ветеринарную деятельность в том или ином регионе и/или стране;
3.2.3
- проводить оценку риска возникновения болезней животных, включая импорт животных и продуктов животного происхождения и прочих мероприятий ветеринарных служб, осуществлять контроль запрещенных веществ в организме животных, продуктах животного происхождения и кормах;
3.2.4
- проводить ветеринарно-санитарный предубойный осмотр животных и птицы, послеубойную ветеринарно-санитарную экспертизу туш и органов; правильно оценивать качество и контроль выпуска сельскохозяйственной продукции; давать оценку пригодности подконтрольной продукции по органолептическим свойствам и результатам лабораторных исследований, контролировать режимы рабочих параметров всех звеньев переработки животноводческого сырья; организовывать и контролировать погрузку и транспортировку убойных животных, сырья, продукции животного и растительного происхождения; определять видовую принадлежность мяса животных; проводить бактериологический анализ мяса и мясных продуктов; использовать методы технохимического контроля консервированных продуктов животного и растительного происхождения.
 
 
3.3
Иметь навыки и (или) опыт деятельности:
 
Оснащенность
 
3.3.1
- исследования проблемы профессиональной деятельности с применением анализа, синтеза и других методов интеллектуальной деятельности; выявлением проблем и использованием адекватных методов для их решения; демонстрированием оценочных суждений в решении проблемных профессиональных ситуаций;
3.3.2
- нормативно-правовой базой и этическими нормами при осуществлении профессиональной деятельности;
3.3.3
-  проведения процедур идентификации, выбора и реализации мер, которые могут быть использованы для снижения уровня риска;
3.3.4
- методами ветеринарно-санитарного предубойного осмотра животных и птицы, оценки качества сельскохозяйственной продукции и кормов, проведения биохимических и бактериологических исследований животноводческой продукции; техникой отбора проб, консервирования материала и транспортировки в ветеринарную лабораторию для бактериологического, вирусологического, физико-химического, микологического, токсикологического и радиометрического исследования; способами и методикой транспортировки убойных животных, сырья и продукции животного происхождения; навыками проведения ветеринарно-санитарной экспертизы продуктов животноводства и выдачи обоснованного заключения об их биологической безопасности, а также проведения ветеринарно-санитарного контроля продуктов растительного происхождения.
 
 
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Литература
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Инте

ракт.

Примечание
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Прак.

подг.

 
 
Раздел 1. Эмерджентные и трансграничные болезни животных

 
Эмерджентные и трансграничные болезни животных /Лек/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4

2
УК-1.1 УК-1.2 УК-1.3 ПК-5.1 ПК-5.2 ПК-5.3
9
2
Проблемная лекция.
0
 
Эмерджентные и трансграничные болезни животных /Пр/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4

2
УК-1.1 УК-1.2 УК-1.3 ПК-5.1 ПК-5.2 ПК-5.3
9
0
Анализ эмерджентных и трансграничных болезней животных. Их профилактика и ликвидация.
0
 
Эмерджентные и трансграничные болезни животных /Ср/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4

6
УК-1.1 УК-1.2 УК-1.3 ПК-5.1 ПК-5.2 ПК-5.3
9
0
Подготовка докладов и рефератов.

Тестирование

0
 
 
Раздел 2. Трансграничные болезни животных, сдерживающие внутреннюю и внешнюю торговлю в регионе

 
Трансграничные болезни животных, сдерживающие внутреннюю и внешнюю торговлю в регионе /Лек/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4

2
УК-1.1 УК-1.2 УК-1.3 ПК-5.1 ПК-5.2 ПК-5.3
9
0
0
 
Трансграничные болезни животных, сдерживающие внутреннюю и внешнюю торговлю в регионе /Пр/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4

2
УК-1.1 УК-1.2 УК-1.3 ПК-5.1 ПК-5.2 ПК-5.3
9
2
Учебная дискуссия. Историческая справка влияния трансграничных болезней животных на торговлю в регионе
0
 
Трансграничные болезни животных, сдерживающие внутреннюю и внешнюю торговлю в регионе /Ср/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4

6
УК-1.1 УК-1.2 УК-1.3 ПК-5.1 ПК-5.2 ПК-5.3
9
0
Подготовка докладов и рефератов.

Тестирование

0
 
 
Раздел 3. Трансграничные болезни животных, которые представляют собой основной барьер для торговли в и экспорта из региона

 
Оснащенность
 
Трансграничные болезни животных, которые представляют собой основной барьер для торговли в и экспорта из региона /Лек/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4

1
УК-1.1 УК-1.2 УК-1.3 ПК-5.1 ПК-5.2 ПК-5.3
9
0
0
 
Трансграничные болезни животных, которые представляют собой основной барьер для торговли в и экспорта из региона /Пр/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4

1
УК-1.1 УК-1.2 УК-1.3 ПК-5.1 ПК-5.2 ПК-5.3
9
0
Изучение ограничивающих торговлю факторов трансграничных болезней животных
0
 
Трансграничные болезни животных, которые представляют собой основной барьер для торговли в и экспорта из региона /Ср/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4

8
УК-1.1 УК-1.2 УК-1.3 ПК-5.1 ПК-5.2 ПК-5.3
9
0
Подготовка докладов и рефератов.

Тестирование

0
 
 
Раздел 4. Ветеринарно-санитарные ограничения, вызываемые трансграничными болезнями животных в регионе

 
Ветеринарно-санитарные ограничения, вызываемые трансграничными болезнями животных в регионе /Пр/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4

1
УК-1.1 УК-1.2 УК-1.3 ПК-5.1 ПК-5.2 ПК-5.3
9
0
Изучение мероприятий ветеринарной службы при трансграничных заболеваниях
0
 
Ветеринарно-санитарные ограничения, вызываемые трансграничными болезнями животных в регионе /Ср/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4

8
УК-1.1 УК-1.2 УК-1.3 ПК-5.1 ПК-5.2 ПК-5.3
9
0

Подготовка докладов и рефератов.

Тестирование

0
 
Ветеринарно-санитарные ограничения, вызываемые трансграничными болезнями животных в регионе /Лек/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4

1
9
0
0
 
 
Раздел 5. Процедура снятия ограничений вызванных трансграничными болезнями животных в регионе

 
Процедура снятия ограничений вызванных трансграничными болезнями животных в регионе /Лек/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4

2
УК-1.1 УК-1.2 УК-1.3 ПК-5.1 ПК-5.2 ПК-5.3
9
0
0
 
Процедура снятия ограничений вызванных трансграничными болезнями животных в регионе /Пр/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4

2
УК-1.1 УК-1.2 УК-1.3 ПК-5.1 ПК-5.2 ПК-5.3
9
0
Изучение мероприятий по снятию ограничений в регионе
0
 
Процедура снятия ограничений вызванных трансграничными болезнями животных в регионе /Ср/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4

12
УК-1.1 УК-1.2 УК-1.3 ПК-5.1 ПК-5.2 ПК-5.3
9
0
Подготовка докладов и рефератов.

Тестирование

0
 
 
Раздел 6. Регулируемые вредные организмы

 
Регулируемые вредные организмы /Лек/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4

2
УК-1.1 УК-1.2 УК-1.3 ПК-5.1 ПК-5.2 ПК-5.3
9
0
0
 
Регулируемые вредные организмы /Пр/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4

2
УК-1.1 УК-1.2 УК-1.3 ПК-5.1 ПК-5.2 ПК-5.3
9
0
Диагностика, лечение и профилактика трансграничных болезней.
0
 
Оснащенность
 
Регулируемые вредные организмы /Ср/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4

12
УК-1.1 УК-1.2 УК-1.3 ПК-5.1 ПК-5.2 ПК-5.3
9
0
Подготовка докладов и рефератов.

Тестирование

0
 
 
Раздел 7. Зачёт

 
Зачет /Зачёт/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4

0
9
0
0
 
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
5.1. Примерный перечень вопросов к зачету
1. Особенности профилактической работы с учетом видового состава животных (по выбору).

2. Особенности профилактической работы с учетом типа хозяйства (государственные, кооперативные, фермерские, арендные и др.) и технологии разведения животных.

3. Противоэпизоотическая защита крупных хозяйств промышленного типа с учетом вида животных испециализации.

4. Особенности оздоровительных мероприятий в экстенсивном и интенсивном животноводстве с учетом типа хозяйства и его специализации.

5. Освоение схем и способов профилактики и лечения животных в неонатальный период жизни при алиментарных и респираторных инфекциях.

6. Особенности диагностической работы с учетом вида животных, типа и специализации хозяйств.

7. Отработка современных методов скрининга с целью изучения иммунологической структуры стада и эпизоотической обстановки.

8. Система оздоровительных мероприятий для ликвидации свежих и стационарных эпизоотических очагов при конкретной инфекционной болезни.

9. Освоение основных принципов разработки ветеринарно-селекционных программ с позиций метапрофилактики инфекционных болезней.

10. Технология разведения животных, свободных от патогенной микрофлоры и составление СПФ-программ в интенсивном животноводстве.

11. Государственный санитарно-эпизоотологический контроль на государственной границе, при перевозках и перемещениях животных и продуктов

12. Отработка приемов личной профилактики.

13. Особенности взятия различных патологических материалов, консервирования, упаковки и правила отсылки их в диагностическую лабораторию.

14. Подготовка посуды, инструментов и биологических препаратов для массового клинико-эпизоотологического обследования животных, диагностики и профилактических обработок.

15. Составление акта эпизоотического обследования хозяйства и карты района по материалам проблемной ситуации.

16. Определение характера эпизоотического очага на местности.

17. Математический анализ эпизоотологических материалов на проблемных примерах конкретной эпизоотологической обстановки.

18. Эпизоотологические особенности, течения и формы проявления сибирской язвы у разных видов животных. Ваши действия при подозрении на эту болезнь.

19. Общие и специфические мероприятия по профилактики сибирской язвы в животноводческих хозяйствах.

20. Мероприятия по ликвидации сибирской язвы в эпизоотическом очаге

21. Эпизоотологический контроль и сравнительная оценка методов диагностики туберкулеза животных. По каким критериям первичный диагноз болезни считается установленным?

22. Методика аллергической диагностики туберкулеза у различных видов животных.

23. Методы и система оздоровительных мероприятий при туберкулезе различных видов животных.

24. Методы диагностики бруцеллеза животных и их сравнительная оценка. Критерии, по которым диагноз считается установленным.

25. Организация и проведение мероприятий по профилактике бруцеллеза.

26. Методы оздоровления неблагополучных по бруцеллезу хозяйств.

27. Ящур: особенности его проявления у разных видов животных и методы диагностики.

28. Система мероприятий по борьбе с ящуром в России. Общие специфические мероприятия в эпизоотическом очаге, неблагополучном пункте, угрожаемой зоне.

29. Бешенство: клинико-эпизоотологическая характеристика и диагностика.

30. Мероприятия по профилактике и ликвидации бешенства разных видов животных.

31. Лептоспироз: клинико-эпизоотологическая характеристика и методы лабораторной диагностики. Когда диагноз считают установленным, а хозяйство объявляется неблагополучным?

32. Общая и специфическая профилактика лептоспироза и мероприятия по ликвидации болезни в хозяйстве.

33. Болезнь Ауески: клинико-эпизоотологическая характеристика и методыдиагностики у разных видов животных.

34. Мероприятия по профилактике и ликвидации болезни Ауески.

35. Листериоз: клинико-эпизоотологическая характеристика и методы диагностики у разных видов животных.

36. . Мероприятия по профилактике и ликвидации листериоза разных видов животных.

37. Оспа: клинико-эпизоотологическая характеристика и методы диагностики у разных видов животных.

38. Мероприятия по профилактике и ликвидации оспы разных видов животных.

 
Оснащенность
 
39. Пастереллез: клинико-эпизоотологическая характеристика и методы диагностики у разных видов животных.

40. Мероприятия по профилактике и ликвидации пастереллеза разных видов животных.

41. Некробактериоз: клинико-эпизоотологическая характеристика и методы диагностики у разных видов животных.

42. Профилактика и меры борьбы с некробактериозом.

43. Диагностика и дифференциальная диагностика дерматомикозов животных. Меры профилактики и борьбы.

44. Дифференциальная диагностика, профилактика и меры борьбы при столбняке и ботулизме.

45. Риккетсиозы:классификация, методы диагностики, профилактики и борьбы.

46. Микоплазмозы: классификация, методы диагностики, профилактики и борьбы.

47. Хламидиозы: классификация, методы диагностики, профилактики и борьбы.

48. Сап: клинико-эпизоотологическая характеристика и методы диагностики.

49. Дифференциальная диагностика сапа.

50. Профилактические и оздоровительные мероприятия при сапе.

51. Опишите эпизоотологические особенности мелиоидоза.

52. Когда диагноз на мелиоидоз считают установленным?

53. По каким данным можно отличить мелиоидоз от сапа?

54. Какими путями происходит заражение крупного и мелкого рогатого скота кампилобактериозом?

55. Какие методы исследования применяют для диагностики кампилобактериоза и их сравнительная оценка.

56. Обоснуйте профилактику столбняка с позиции знания особенностей его эпизоотического процесса.

57. Основные направления борьбы с оспой овец в нашей стране.

58. Какие виды животных являются резервуаром возбудителя при туляремии.

59. Течениеи формы клинического проявления туляремии у диких и сельскохозяйственных животных.

60. Какие меры необходимо применять по ликвидации резервуаров возбудителей и недопущения заражения сельскохозяйственных животных туляремией.

61. Охарактеризуйте течение и формы клинического проявления сальмонеллезов у животных разного вида и возраста.

62. Назовите методы прижизненной и посмертной диагностики сальмонеллезов.

63. Какую опасность представляют сальмонеллезы для животных и человека?

64. Почему сальмонеллезы относят к факторным инфекционным болезням?

65. Назовите методы и средства комплексной терапии и специфической иммунопрофилактики сальмонеллезов.

66. Каковы формы клинического проявления некробактериоза у разных видов животных.

67. Оценка пригодности биопрепаратов для практического использования иосвоение методов иммунизации.

68. Практическое освоение методов групповых обработок: дезинфекции в присутствии животных, лечебно-профилактических мер и вакцинации.

69. Составление проекта решения об объявлении хозяйства неблагополучным по инфекционной болезни, наложении карантина или ограничения.

70. Составление календарного плана оздоровительных мероприятий по материалам проблемной ситуации.

71. Отработка приемов индивидуальной и групповой терапии животных, больных инфекционными болезнями.

72. Проведение туберкулинизации и оценка ее результатов как диагностического теста.

73. Массовое взятие крови в хозяйстве.

74. Решение эпизоотологических задач, связанных с диагностической работой, и составление таблиц дифференциальной диагностики при контактных, алиментарных, респираторных и трансмиссивных инфекциях.

75. Решение эпизоотологических задач по профилактике инфекционных болезней по материалам проблемных ситуаций.

76. Решение эпизоотологических задач по оздоровлению хозяйства (на материалах проблемной ситуации).

 
5.2. Примерный перечень вопросов к экзамену
Не предусмотрено
 
5.3. Тематика курсовых работ (курсовых проектов)
Не предусмотрено
 
1. Правила взятия и пересылки биологического материала для проыедения лабораторных исследований 2. Диагностика, профилактика и меры борьбы с сибирской язвой, туберкулезом, бруцеллезом 3. Диагностика, профилактика и меры борьбы с лептоспирозом, пастереллезом, бешенством 4. Диагностика, профилактика и меры борьбы с сальмонеллезами и эшерихиозом 5. Диагностика, профилактика и меры борьбы со столбняком, ботулизмом, туляремией 6. Составить схему комплекса методов диагностики инфекционных болезней 7. Методика эпизоотологического обследования хозяйства 8. Методы математического анализа эпизоотологического материала 9. Составить комплексный план мероприятий по профилактике и ликвидации бруцеллеза 10. Составить комплексный план мероприятий по профилактике и ликвидации туберкулеза 11. Составить комплексный план мероприятий по профилактике и ликвидации бешенства 12. Составить комплексный план мероприятий по профилактике и ликвидации лептоспироза 13. Правила работы в очагах особо опасных болезней (АЧС, ящур, грипп птиц и др.) 14. Организация и техника проведения массовых противоэпизоотических мероприятий 15. Оформление документов на отправляемый в лабораторию биологическийматериал, написание актов на проведение противоэпизоотических мероприятий 16. Решение эпизоотологических задач с учетом эпизоотических ситуаций
5.4. Фонд оценочных средств для проведения текущего контроля
 
Оснащенность
 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
Колич-во
 
Л1.1
Петрянкин Ф. П., Алексеев Г. А., Иванов Г. И.
Общая эпизоотология и инфекционные болезни животных: учебное пособие
Чебоксары, 2005
45
 
Л1.2
Алиев А. С., Данко Ю. Ю., Ещенко И. Д., Кудрявцева А. В., Кузьмин В. А., Макаров В. В., Максимович В. В., Полякова О. Р., Савенков К. С., Святковский А. В., Фогель Л. С.
Эпизоотология с микробиологией: учебник
СПб.: Лань, 2019
Электронный ресурс
 
Л1.3
Никитин И. Н., Никитин А. И.
Национальное и международное ветеринарное законодательство: учебное пособие
СПб.: Лань, 2017
Электронный ресурс
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
Колич-во
 
Л2.1
Петрянкин Ф. П., Алексеев Г. А., Лукин Г. М.
Инфекционные болезни молодняка животных (этиология, эпизоотология, клиника, диагностика, лечение и профилактика): к изучению дисциплины
Чебоксары, 2005
35
 
Л2.2
Масимов Н. А.
Инфекционные болезни собак и кошек: учебное пособие
СПб.: Лань, 2017
Электронный ресурс
 
Л2.3
Гулюкин М. И., Клименко А. И., Овдиенко Н. П., Хабузов И. П., Найманов А. Х., Василенко В. Н., Лодянов В. В.
Микобактерии и микобактериальные инфекции животных: учебное пособие
СПб.: Лань, 2018
Электронный ресурс
 
Л2.4
Госманов Р. Г., Равилов Р. Х., Галиуллин А. К., Нургалиев Ф. М., Идрисов Г. Г.
Лабораторная диагностика инфекционных болезней: учебное пособие
СПб.: Лань, 2018
Электронный ресурс
 
6.3.1 Перечень программного обеспечения
 
6.3.1.1
ОС Windows XP
6.3.1.2
SuperNovaReaderMagnifier
6.3.1.3
Office 2007 Suites
6.3.1.4
GIMP
6.3.1.5
MozillaFirefox
6.3.1.6
MozillaThinderbird
6.3.1.7
7-Zip
 
6.3.2 Перечень информационных справочных систем
 
6.3.2.1
Электронная библиотечная система издательства «Лань». Полнотекстовая электронная библиотека. Индивидуальный неограниченный доступ через фиксированный внешний IP адрес академии неограниченному количеству пользователей из любой точки, в которой имеется доступ к сети Интернет.http://e.lanbook.com
6.3.2.2
Электронная библиотека технического ВУЗа (ЭБС «Консультант студента»). Полнотекстовая электронная библиотека.  Индивидуальный неограниченный доступ через фиксированный внешний IP адрес академии неограниченному количеству пользователей из любой точки, в которой имеется доступ к сети Интернет. http://www.studentlibrary.ru
6.3.2.3
Электронно-библиотечная система ZNANIUM.COM. Полнотекстовая электронная библиотека. Индивидуальный неограниченный доступ через фиксированный внешний IP адрес академии неограниченному количеству пользователей из любой точки, в которой имеется доступ к сети Интернет. http://znanium.com/
 
Оснащенность
 
6.3.2.4
Электронная библиотечная система «ЭБС ЮРАЙТ www.biblio-online.ru». Полнотекстовая электронная библиотека. Индивидуальный неограниченный доступ через фиксированный внешний IP адрес академии неограниченному количеству пользователей из любой точки, в которой имеется доступ к сети Интернет. https://www.biblio-online.ru/
6.3.2.5
Национальная электронная библиотека. Доступ посредством использования сети «Интернет» на 32 терминала доступа. https://нэб.рф/
 
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
Аудитория
Назначение
Оснащенность
Вид работ
 
409
Учебная аудитория
Доска классная (1 шт.), стол 4-х местный со скамейкой (20 шт.), стол однотумбовый (1 шт.), демонстрационное оборудование (полотно рулонное на штативе Classic Libra, проектор Acer X128H DLP XGA 1024*768, ноутбук Aser Asp T2370) и учебно-наглядные пособия
Лек
 
413
Учебная аудитория
Доска классная, стол ученический (8 шт.), стул ученический (16 шт.), стул п/м (1 шт.), Шкаф для одежды с полками 900*420*1902, Шкаф медицинский, учебно-наглядные пособия
Пр
 
123
Помещение для самостоятельной работы
Компьютерная техника с возможностью подключения к сети "Интернет" и обеспечением доступа в электронную информационно-образовательную среду организации(19 шт.), столы (17 шт.), компьютерный стол 6-и местный (3 шт.), стулья ученические (34 шт.), стулья п/м (18 шт.), стеллажи с литературой, видеоувеличитель Optelec Wide Screen (1 шт.)
СР
 
8. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Методика изучения курса предусматривает наряду с лекциями и практическими занятиями, организацию самостоятельной работы студентов, проведение консультаций, руководство докладами студентов для выступления на научно-практических конференциях, осуществление текущего, промежуточного форм контроля.

Система знаний по дисциплине формируется в ходе аудиторных и внеаудиторных (самостоятельных) занятий. Используя лекционный материал, учебники и учебные пособия, дополнительную литературу, проявляя творческий подход, студент готовится к практическим занятиям, рассматривая их как пополнение, углубление, систематизацию своих теоретических знаний.

Для освоения дисциплины студентами необходимо:

1. посещать лекции, на которых в сжатом и системном виде излагаются основы дисциплины: даются определения понятий, законов, которые должны знать студенты. Студенту важно понять, что лекция есть своеобразная творческая форма самостоятельной работы. Надо пытаться стать активным соучастником лекции: думать, сравнивать известное с вновь получаемыми знаниями, войти в логику изложения материала лектором, следить за ходом его мыслей, за его аргументацией, находить в ней кажущиеся вам слабости. Во время лекции можно задать лектору вопрос, желательно в письменной форме, чтобы не мешать и не нарушать логики проведения лекции. Слушая лекцию, следует зафиксировать основные идеи, положения, обобщения, выводы. Работа над записью лекции завершается дома. На свежую голову (пока еще лекция в памяти) надо уточнить то, что записано, обогатить запись тем, что не удалось зафиксировать в ходе лекции, записать в виде вопросов то, что надо прояснить, до конца понять. Важно соотнести материал лекции с темой учебной программы и установить, какие ее вопросы нашли освещение в прослушанной лекции. Тогда полезно обращаться и к учебнику. Лекция и учебник не заменяют, а дополняют друг друга.

2. посещать практические занятия, к которым следует готовиться и активно на них работать. Задание к практическому занятию выдает преподаватель. Задание включает в себя основные вопросы, тесты и рефераты для самостоятельной работы, литературу. Практические занятия начинаются с вступительного слова преподавателя, в котором называются цель, задачи и вопросы занятия. В процессе проведения занятий преподаватель задает основные и дополнительные вопросы, организует их обсуждение. На практических занятиях разбираются тестовые задания и задания, выданные для самостоятельной работы, заслушиваются реферативные выступления. Студенты, пропустившие занятие, или не подготовившиеся к нему, приглашаются на консультацию к преподавателю. Практическое занятие заканчивается подведением итогов: выводами по теме и выставлением оценок.

3. систематически заниматься самостоятельной работой, которая включает в себя изучение нормативных документов, материалов учебников и статей из научной литературы, написание докладов, рефератов, эссе. Задания для самостоятельной работы выдаются преподавателем.

4. под руководством преподавателя заниматься научно-исследовательской работой, что предполагает выступления с докладами на научно-практических конференциях и публикацию тезисов и статей по их результатам.

5. при возникающих затруднениях при освоении дисциплины, для неуспевающих студентов и студентов, не посещающих занятия, проводятся консультации, на которые приглашаются неуспевающие студенты, а также студенты, испытывающие потребность в помощи преподавателя при изучении дисциплины.

При изучении дисциплины «Эмерджентные и трансграничные болезни животных» следует усвоить и научиться:

организовать и проводить диагностические, лечебные, профилактические обработки животных; грамотно объяснять процессы, происходящие в организме, с точки зрения общебиологической и экологической науки;

проводить эпизоотологическое обследование, отобрать необходимый минимум патматериала для проведения лабораторных исследований,  оценивать результаты патологоанатомического вскрытия;

 
Оснащенность
 
составлять клинически и физиологически обоснованные схемы лечения животных;

применять антибиотики после определения чувствительности к выделенной культуре;

применять знания физиологии при оценке состояния животного, оценивать результаты лабораторных исследований, составлять клинически и физиологически обоснованные схемы лечения;

проводить эпизоотологическое обследование объекта в различных эпизоотических ситуациях с анализом, постановкой  эпизоотологического диагноза, разработкой противоэпизоотических мероприятий; проводить отбор патматериала от павших животных, проб кормов, воды, воз¬духа, навоза, почвы для лабораторных исследований.

Требования, предъявляемые к выполнению контрольных заданий. При выполнении контрольных заданий следует:

1. Получить четкий ответ на все вопросы, содержащиеся в контрольном задании.

2. Максимально четко изложить способ выполнения контрольного задания.

3. Оформить задание в соответствии с предъявленными требованиями.

4. По возможности, осуществить проверку полученных результатов. 

 
ПРИЛОЖЕНИЯ
 
Актуализированная рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании выпускающей кафедры, протокол №  ___   от _____________________
Заведующий выпускающей кафедрой  _________________________________
ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ

в 20___ /20___ учебном году

ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ

в 20___ /20___ учебном году

ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ

в 20___ /20___ учебном году

Актуализированная рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании выпускающей кафедры, протокол №  ___   от  _____________________
Актуализированная рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании выпускающей кафедры, протокол №  ___   от  _____________________
Актуализированная рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании выпускающей кафедры, протокол №  ___   от  _____________________
Заведующий выпускающей кафедрой  _________________________________
Заведующий выпускающей кафедрой  _________________________________
Заведующий выпускающей кафедрой  _________________________________
ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ

в 20___ /20___ учебном году

Актуализированная рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании выпускающей кафедры, протокол №  ___   от  _____________________
Заведующий выпускающей кафедрой  _________________________________
ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ

в 20___ /20___ учебном году

Актуализированная рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании выпускающей кафедры, протокол №  ___   от  _____________________
ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ

в 20___ /20___ учебном году

Заведующий выпускающей кафедрой  _________________________________