2024-2025_oz_36_05_01_24-1 Ветеринария_plx_Зоопсихология
 
МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования 
"Чувашский государственный аграрный университет"

(ФГБОУ ВО Чувашский ГАУ)

Кафедра
Эпизоотологии, паразитологии и ветеринарной санитарной экспертизы
УТВЕРЖДАЮ
Проректор по учебной

и научной работе

 
 
Л.М. Корнилова
26.03.2024 г.
 
Б1.В.ДВ.03.01
Зоопсихология
Специальность 36.05.01 Ветеринария

Направленность (профиль) Клиническая ветеринария

рабочая программа дисциплины (модуля)
 
зачет    
Виды контроля:
самостоятельная работа
56
аудиторные занятия
16
Общая трудоемкость
Часов по учебному плану
2 ЗЕТ
Форма обучения
очно-заочная
Квалификация
Ветеринарный врач
72
в том числе:
 
Распределение часов дисциплины по семестрам
Семестр

(<Курс>.<Семестр на курсе>)

5 (3.1)
Итого
Недель
16 4/6
Вид занятий
УП
РП
УП
РП
Лекции
8
8
8
8
Практические
8
8
8
8
В том числе инт.
4
4
4
4
Итого ауд.
16
16
16
16
Кoнтактная рабoта
16
16
16
16
Сам. работа
56
56
56
56
Итого
72
72
72
72
 
 
 
Программу составил(и):
канд. ветеринар. наук, доц., Иванов Николай Григорьевич
 
 
1. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - специалитет по специальности 36.05.01 Ветеринария (приказ Минобрнауки России от 22.09.2017 г. № 974).
При разработке рабочей программы дисциплины (модуля) "Зоопсихология" в основу положены:
2. Учебный план: Специальность 36.05.01 Ветеринария

Направленность (профиль) Клиническая ветеринария, одобренный Ученым советом ФГБОУ ВО Чувашский ГАУ от 26.03.2024 г., протокол № 12.

 
 
 
Рабочая программа дисциплины (модуля) проходит согласование с использованием инструментов электронной информационно-образовательной среды Университета.
 
Заведующий кафедрой  Ефимова И.О. 
Заведующий выпускающей кафедрой  Семенов В.Г. 
Председатель методической комиссии факультета  Ефимова И.О.
Директор научно-технической библиотеки  Викторова В.А.
СОГЛАСОВАНО:
 
Оснащенность
 
 
1. ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
1.1
формирование у студентов теоретических и практических знаний по зоопсихологии и сравнительной психологии, чтобы они могли проследить формы проявления и закономерности психических процессов животных, как в процессе их индивидуального развития, так и при установлении пути эволюции психических способностей в животном мире.
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП
Цикл (раздел) ОПОП:
Б1.В.ДВ.03
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
Биологическая химия
2.1.2
Ветеринарная клиническая физиология
2.1.3
Клиническая анатомия
2.1.4
Лабораторная диагностика
2.1.5
Цитология, гистология и эмбриология
2.1.6
Анатомия животных
2.1.7
Органическая, физическая и коллоидная химия
2.1.8
Неорганическая и аналитическая химия
 
2.2
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
 
2.2.1
Ветеринарная радиобиология
 
2.2.2
Иммунология
 
2.2.3
Клиническая диагностика
 
2.2.4
Лечение и профилактика болезней жвачных животных
 
2.2.5
Лечение и профилактика болезней сельскохозяйственной птицы
 
2.2.6
Оперативная хирургия
 
2.2.7
Патологическая анатомия животных
 
2.2.8
Акушерство и гинекология животных
 
2.2.9
Биология и патология мелких домашних, лабораторных, диких, экзотических и зоопарковых животных
 
2.2.10
Болезни птиц
 
2.2.11
Болезни пчел и рыб
 
2.2.12
Внутренние незаразные болезни животных
 
2.2.13
Общая и частная хирургия
 
2.2.14
Учебная практика, клиническая практика
 
2.2.15
Дерматология
 
2.2.16
Реконструктивно-восстановительная хирургия
 
2.2.17
УЗИ диагностика
 
2.2.18
Производственная практика, врачебно-производственная практика
 
3. КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
ПК-1. Способен использовать базовые знания естественных наук при анализе закономерностей строения и функционирования органов и систем органов, общепринятые и современные методы исследования для диагностики и лечебно-профилактической деятельности на основе гуманного отношения к животным
 
ПК-1.1 Знать: анатомо-физиологические основы функционирования организма, методики клинико-иммунобиологического исследования; способы взятия биологического материала и его исследования; общие закономерности организации органов и систем органов на тканевом и клеточном уровнях; патогенетические аспекты развития угрожающих жизни состояний; общие закономерности строения организма в свете единства структуры и функции; характеристики пород сельскохозяйственных животных и их продуктивные качества; методы оценки экстерьера и их значение в племенной работе, основные методы и способы воспроизводства животных разных видов; учет и оценку молочной и мясной продуктивности животных; инфекционные болезни животных и особенности их проявления
 
 
 
ПК-1.2 Уметь: анализировать закономерности функционирования органов и систем организма, интерпретировать результаты современных диагностических технологий по возрастно-половым группам животных с учетом их физиологических особенностей; использовать экспериментальные, микробиологические и лабораторно-инструментальные методы при определении функционального состояния животных; применять специализированное оборудование и инструменты; планировать и осуществлять комплекс профилактических мероприятий
 
 
 
Оснащенность
 
ПК-1.3 Иметь практический опыт: применения методов исследования состояния животного; применения приемов выведения животного из критического состояния; прогнозирования результатов диагностики, лечения и оценки возможных последствий; применения методов оценки экстерьера и интерьера животных, методов учета и оценки продуктивности сельскохозяйственных животных разных видов, применения различных методов разведения для повышения племенных, продуктивных и резистентных качеств животных; владения техническими приёмами микробиологических исследований
 
 
 
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
 
3.1
Знать:
3.1.1
историю развития зоопсихологии как науки, значение и взаимосвязь с другими  науками, основные формы рассудочной деятельности животных, основные направления в изучении поведения животных.
 
 
3.2
Уметь:
3.2.1
применять полученные знания на практике, анализировать литературные источники по психологии различных видов животных, обобщать накопленные знания в поведении животных.
 
 
3.3
Иметь навыки и (или) опыт деятельности:
3.3.1
врачебного мышления, основными принципами исследования психических расстройств животных, основными методами исследования психики животных. 
 
 
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Литература
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Инте

ракт.

Примечание
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Прак.

подг.

 
 
Раздел 1. Зоопсихология

 
Общая зоопсихология /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1

2
ПК-1.1 ПК-1.2 ПК-1.3
5
0
Опрос
0
 
Общая зоопсихология /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1

4
ПК-1.1 ПК-1.2 ПК-1.3
5
0
Опрос
0
 
Нервная система /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1

1
ПК-1.1 ПК-1.2 ПК-1.3
5
1
Круглый стол
0
 
Условия образования условных рефлексов. Возбуждение и торможение. /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1

1
ПК-1.1 ПК-1.2 ПК-1.3
5
0
Опрос
0
 
Виды собак и их темперамент /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1

1
ПК-1.1 ПК-1.2 ПК-1.3
5
1
Учебная дискуссия
0
 
Нервная система /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1

4
ПК-1.1 ПК-1.2 ПК-1.3
5
0
Опрос
0
 
Инстинкт.  /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1

1
ПК-1.1 ПК-1.2 ПК-1.3
5
0
Опрос
0
 
Сообщества животных. /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1

1
ПК-1.1 ПК-1.2 ПК-1.3
5
0
Учебная дискуссия
0
 
Иерархия животных. /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1

1
ПК-1.1 ПК-1.2 ПК-1.3
5
0
Опрос
0
 
Инстинкт.  /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1

4
ПК-1.1 ПК-1.2 ПК-1.3
5
0
Опрос
0
 
Поведение.  /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1

1
ПК-1.1 ПК-1.2 ПК-1.3
5
0
Круглый стол
0
 
Оборонительное поведение. /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1

1
ПК-1.1 ПК-1.2 ПК-1.3
5
0
Опрос
0
 
Поведение. /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1

4
ПК-1.1 ПК-1.2 ПК-1.3
5
0
Опрос
0
 
Научение.  Роль познавательных процессов в формировании навыков. /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1

1
ПК-1.1 ПК-1.2 ПК-1.3
5
1
Учебная дискуссия
0
 
Научение.   /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1

4
ПК-1.1 ПК-1.2 ПК-1.3
5
0
Опрос
0
 
Развитие психической деятельности животных в онтогенезе. /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1

6
ПК-1.1 ПК-1.2 ПК-1.3
5
0
Опрос
0
 
Общая характеристика психики животных. Эволюция психики животных. /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1

1
ПК-1.1 ПК-1.2 ПК-1.3
5
1
Круглый стол
0
 
Общая характеристика психики животных. Эволюция психики животных. /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1

6
ПК-1.1 ПК-1.2 ПК-1.3
5
0
Опрос
0
 
Оснащенность
 
Психика человека. Происхождение трудовой деятельности, общественных отношений, членораздельной речи. /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1

1
ПК-1.1 ПК-1.2 ПК-1.3
5
0
Опрос
0
 
Психика человека. Происхождение трудовой деятельности, общественных отношений, членораздельной речи. /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1

10
ПК-1.1 ПК-1.2 ПК-1.3
5
0
Опрос
0
 
Этология как одно из направлений изучения психики животных. /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1

1
ПК-1.1 ПК-1.2 ПК-1.3
5
0
Опрос
0
 
Язык  животных /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1

2
ПК-1.1 ПК-1.2 ПК-1.3
5
0
Контрольная работа по темам №5-9.
0
 
Этология как одно из направлений изучения психики животных. /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1

14
ПК-1.1 ПК-1.2 ПК-1.3
5
0
Опрос
0
 
/Зачёт/
Л1.1 Л1.2Л2.1

0
ПК-1.1 ПК-1.2 ПК-1.3
5
0
0
 
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
5.1. Примерный перечень вопросов к зачету
1. История развития зоопсихологии.

2. Предмет, задачи, методы зоопсихологии.

3. Роль и значение зоопсихологии в подготовке специалиста.

4. Понятие инстинкта. Современные представления об инстинкте.

5. Инстинкт как основа формирования поведения животных.

6. Внутренние и внешние факторы. Структура инстинктивного поведения.

7. Условия образования условных рефлексов. Возбуждение и торможение.

8. Виды собак и их темперамент.

9. Иерархия животных.

10. Сообщества животных.

11. Пищевое поведение.

12. Комфортное поведение.

13. Половое поведение.

14. Оборонительное поведение.

15. Агрессивное поведение.

16. Территориальное поведение.

17. Родительское поведение.

18. Социальное поведение.

19. Исследовательское поведение.

20. Процесс научения.

21. Роль познавательных процессов в формировании навыков.

22. Научение и общение. Подражание у животных.

23. Обучение. Классификация форм обучения. Неассоциативное и Ассоциативное.

24. Язык животных.

25. Способы коммуникаций животных.

26. Развитие психической деятельности в пренатальном периоде.

27. Развитие психики животных в раннем постнатальном периоде.

28. Развитие психической деятельности в ювенильном (игровом) периоде. Игры животных.

29. Общая характеристика психической деятельности животных.

30. Уровни развития сенсорной психики.

31. Перцептивная психика. Проблемы интеллекта у животных.

32. Эволюция психики человека в филогенезе.

33. Происхождение трудовой деятельности.

34. Проблема зарождения общественных отношений и членораздельной речи.

35. Этология как одно из направлений изучения психики животных. Этология на современном этапе развития.

 
5.2. Примерный перечень вопросов к экзамену
не предусмотрено
 
5.3. Тематика курсовых работ (курсовых проектов)
не предусмотрено
 
1.Культ животных в религиях.

2.Представления о поведении животных в ХII-ХIII вв.

3.Картезианство и его роль в изучении естественных наук.

4.Изучение поведения животных в XIX и первой половине XX в.

5.История изучения поведения животных в России.

6.Основные положения этологии и ее связь с другими науками о поведении.

5.4. Фонд оценочных средств для проведения текущего контроля
 
Оснащенность
 
7.Физиология высшей нервной деятельности и ее роль в изучении поведения.

8.Развитие зоопсихологических исследований в России.

9.Вклад Н.Н. Ладыгиной-Котс в развитие зоопсихологии.

10.Л.В. Крушинский и его вклад в развитие науки о поведении.

11.Л.А. Фирсов и его вклад в развитие науки о поведении.

12.Основные направления изучения поведения животных в природе.

 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
Колич-во
 
Л1.1
Иванов А. А.
Этология с основами зоопсихологии: учебное пособие
СПб.: Лань, 2013
Электронный ресурс
 
Л1.2
Иванов А. А., Ксенофонтова А. А., Войнова О. А.
Практикум по этологии с основами зоопсихологии: учебное пособие
СПб.: Лань, 2013
Электронный ресурс
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
Колич-во
 
Л2.1
Антипова Л. В., Слободняк В. С., Сулейманов С. М.
Анатомия и гистология сельскохозяйственных животных: учебник
М.: КолосС, 2005
1
 
6.3.1 Перечень программного обеспечения
 
6.3.1.1
ОС Windows XP
6.3.1.2
SuperNovaReaderMagnifier
6.3.1.3
Office 2007 Suites
6.3.1.4
MozillaFirefox
 
6.3.2 Перечень информационных справочных систем
 
6.3.2.1
Электронная библиотечная система издательства «Лань». Полнотекстовая электронная библиотека. Индивидуальный неограниченный доступ через фиксированный внешний IP адрес академии неограниченному количеству пользователей из любой точки, в которой имеется доступ к сети Интернет.http://e.lanbook.com
6.3.2.2
Электронная библиотека технического ВУЗа (ЭБС «Консультант студента»). Полнотекстовая электронная библиотека.  Индивидуальный неограниченный доступ через фиксированный внешний IP адрес академии неограниченному количеству пользователей из любой точки, в которой имеется доступ к сети Интернет. http://www.studentlibrary.ru
6.3.2.3
Электронно-библиотечная система ZNANIUM.COM. Полнотекстовая электронная библиотека. Индивидуальный неограниченный доступ через фиксированный внешний IP адрес академии неограниченному количеству пользователей из любой точки, в которой имеется доступ к сети Интернет. http://znanium.com/
6.3.2.4
Электронный периодический справочник «Система ГАРАНТ». Полнотекстовый, обновляемый. Доступ по локальной сети академии
 
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
Аудитория
Назначение
Оснащенность
Вид работ
 
404
Учебная аудитория
Ученические столы (20 шт.), стол преподавателя (1 шт.), стул (81 шт.),  трибуна (1 шт.), доска классная (1шт.), демонстрационное оборудование (экран настенный с электроприводом (1 шт.), проектор – LG DS125 (1 шт.), ноутбук JBM Lenovo i32350 (1 шт.)) и учебно-наглядные пособия
Лек
 
412
Учебная аудитория
Ученические столы (12 шт.),стулья (24 шт.), стол преподавателя (1 шт.), стул преподавателя (1 шт.), доска классная (1шт.), шкаф стеклянный (2 шт.)
Пр
 
408а
Помещение для самостоятельной работы
Компьютерная техника с возможностью подключения к сети "Интернет" и обеспечением доступа в электронную информационно-образовательную среду организации(2 шт.), pH-метр рН-150 МИ (с поверкой), люксметр (1 шт.), микроскоп биологический БИОМЕД С2вар4, рефрактометр РЛ-3, стол (5 шт.), стул п/м (6 шт.), счетчик «Сигма-1» ионов, счетчик гематологический электронный СГ-ЭЦ-15М СПУ
 
Оснащенность
 
123
Помещение для самостоятельной работы
Компьютерная техника с возможностью подключения к сети "Интернет" и обеспечением доступа в электронную информационно-образовательную среду организации(19 шт.), столы (17 шт.), компьютерный стол 6-и местный (3 шт.), стулья ученические (34 шт.), стулья п/м (18 шт.), стеллажи с литературой, видеоувеличитель Optelec Wide Screen (1 шт.)
 
8. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Для освоения дисциплины студентами необходимо:

1. посещать лекции, на которых в сжатом и системном виде излагаются основы дисциплины: даются определения понятий, законов, которые должны знать студенты. Студенту важно понять, что лекция есть своеобразная творческая форма самостоятельной работы. Надо пытаться стать активным соучастником лекции: думать, сравнивать известное с вновь получаемыми знаниями, войти в логику изложения материала лектором, следить за ходом его мыслей, за его аргументацией, находить в ней кажущиеся вам слабости. Во время лекции можно задать лектору вопрос, желательно в письменной форме, чтобы не мешать и не нарушать логики проведения лекции. Слушая лекцию, следует зафиксировать основные идеи, положения, обобщения, выводы. Работа над записью лекции завершается дома. На свежую голову (пока еще лекция в памяти) надо уточнить то, что записано, обогатить запись тем, что не удалось зафиксировать в ходе лекции, записать в виде вопросов то, что надо прояснить, до конца понять. Важно соотнести материал лекции с темой учебной программы и установить, какие ее вопросы нашли освещение в прослушанной лекции. Тогда полезно обращаться и к учебнику. Лекция и учебник не заменяют, а дополняют друг друга.

2. посещать  практические занятия, к которым следует готовиться и активно на них работать. Задание к практическому занятию выдает преподаватель. Задание включает в себя основные вопросы, задачи, тесты и рефераты для самостоятельной работы, литературу. Практические занятия начинаются с вступительного слова преподавателя, в котором называются цель, задачи и вопросы занятия. В процессе проведения занятий преподаватель задает основные и дополнительные вопросы, организует их обсуждение. На практических занятиях разбираются тестовые задания и задания, выданные для самостоятельной работы, заслушиваются реферативные выступления. Студенты, пропустившие занятие, или не подготовившиеся к нему, приглашаются на консультацию к преподавателю. Практическое занятие заканчивается подведением итогов: выводами по теме и выставлением оценок.

3. систематически заниматься самостоятельной работой, которая включает в себя изучение нормативных документов, материалов учебников и статей из научной литературы, решение задач, написание докладов, рефератов, эссе. Задания для самостоятельной работы выдаются преподавателем.

4. под руководством преподавателя заниматься научно-исследовательской работой, что предполагает выступления с докладами на научно-практических конференциях и публикацию тезисов и статей по их результатам.

5. при возникающих затруднениях при освоении дисциплины, для неуспевающих студентов и студентов, не посещающих занятия, проводятся еженедельные консультации, на которые приглашаются неуспевающие студенты, а также студенты, испытывающие потребность в помощи преподавателя при изучении дисциплины.

Требования, предъявляемые к выполнению контрольных заданий. При выполнении контрольных заданий следует:

1. Получить четкий ответ на все вопросы, содержащиеся в контрольном задании.

2. Максимально четко изложить способ выполнения контрольного задания.

3. Оформить задание в соответствии с предъявленными требованиями.

4. По возможности, осуществить проверку полученных результатов.

По согласованию с преподавателем или по его заданию студенты могут готовить рефераты по отдельным темам дисциплины. Основу докладов составляет, как правило, содержание подготовленных студентами рефератов. Качество учебной работы студентов преподаватель оценивает по результатам тестирования и зачета. Тестирование организовывается в компьютерных классах. Все вопросы тестирования обсуждаются на лекционных и практических занятиях. Подготовка к зачету предполагает изучение конспектов лекций, рекомендуемой литературы и других источников, повторение материалов  практических занятий.

 
ПРИЛОЖЕНИЯ
 
Актуализированная рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании выпускающей кафедры, протокол №  ___   от _____________________
Заведующий выпускающей кафедрой  _________________________________
ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ

в 20___ /20___ учебном году

ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ

в 20___ /20___ учебном году

ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ

в 20___ /20___ учебном году

Актуализированная рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании выпускающей кафедры, протокол №  ___   от  _____________________
Актуализированная рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании выпускающей кафедры, протокол №  ___   от  _____________________
Актуализированная рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании выпускающей кафедры, протокол №  ___   от  _____________________
Заведующий выпускающей кафедрой  _________________________________
Заведующий выпускающей кафедрой  _________________________________
Заведующий выпускающей кафедрой  _________________________________
ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ

в 20___ /20___ учебном году

Актуализированная рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании выпускающей кафедры, протокол №  ___   от  _____________________
Заведующий выпускающей кафедрой  _________________________________
ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ

в 20___ /20___ учебном году

Актуализированная рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании выпускающей кафедры, протокол №  ___   от  _____________________
ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ

в 20___ /20___ учебном году

Заведующий выпускающей кафедрой  _________________________________