2024-2025_oz_36_05_01_24-1 Ветеринария_plx_История России
 
МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования 
"Чувашский государственный аграрный университет"

(ФГБОУ ВО Чувашский ГАУ)

Кафедра
Общеобразовательных дисциплин
УТВЕРЖДАЮ
Проректор по учебной

и научной работе

 
 
Л.М. Корнилова
26.03.2024 г.
 
Б1.О.02
История России
Специальность 36.05.01 Ветеринария

Направленность (профиль) Клиническая ветеринария

рабочая программа дисциплины (модуля)
 
экзамен зачет    
Виды контроля:
часов на контроль
28
самостоятельная работа
56
аудиторные занятия
60
Общая трудоемкость
Часов по учебному плану
4 ЗЕТ
Форма обучения
очно-заочная
Квалификация
Ветеринарный врач
144
в том числе:
 
Распределение часов дисциплины по семестрам
Семестр

(<Курс>.<Семестр на курсе>)

1 (1.1)
2 (1.2)
Итого
Недель
15 5/6
18 2/6
Вид занятий
УП
РП
УП
РП
УП
РП
Лекции
14
14
16
16
30
30
Семинарские занятия
14
14
16
16
30
30
В том числе инт.
8
8
8
8
16
16
Итого ауд.
28
28
32
32
60
60
Кoнтактная рабoта
28
28
32
32
60
60
Сам. работа
26
26
30
30
56
56
Часы на контроль
28
28
28
28
Итого
54
54
90
90
144
144
 
 
 
Программу составил(и):
канд. ист. наук, доц., Агаева Е.В.
 
 
1. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - специалитет по специальности 36.05.01 Ветеринария (приказ Минобрнауки России от 22.09.2017 г. № 974).
При разработке рабочей программы дисциплины (модуля) "История России" в основу положены:
2. Учебный план: Специальность 36.05.01 Ветеринария

Направленность (профиль) Клиническая ветеринария, одобренный Ученым советом ФГБОУ ВО Чувашский ГАУ от 26.03.2024 г., протокол № 12.

 
 
 
Рабочая программа дисциплины (модуля) проходит согласование с использованием инструментов электронной информационно-образовательной среды Университета.
 
Заведующий кафедрой  Михайлова Р.В. 
Заведующий выпускающей кафедрой  Семенов В.Г. 
Председатель методической комиссии факультета  Ефимова И.О.
Директор научно-технической библиотеки  Викторова В.А.
СОГЛАСОВАНО:
 
Оснащенность
 
 
1. ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
1.1
заключаются в формировании у студентов исторического сознания, а также фундаментальных теоретических знаний об основных закономерностях и особенностях всемирно-исторического процесса, основных этапах и содержании истории с древнейших времен до наших дней, усвоение студентами уроков истории в контексте мирового опыта. Изучая историю, студенты получают представление о политическом, социальном, экономическом и культурном развитии, овладевают необходимыми знаниями и умениями, которые можно применить для освоения последующих гуманитарных дисциплин.
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП
Цикл (раздел) ОПОП:
Б1.О
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
 
2.2
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
 
2.2.1
Учебная практика, клиническая практика
 
2.2.2
Производственная практика, научно-исследовательская работа
 
2.2.3
Биологическая физика
 
2.2.4
Цитология, гистология и эмбриология
 
2.2.5
Оперативная хирургия
 
2.2.6
Учебная практика, научно-исследовательская работа (получение первичных навыков научно-исследовательской работы)
 
2.2.7
Общая и частная хирургия
 
2.2.8
Экспресс-методы в ветеринарно-санитарной экспертизе
 
2.2.9
Эмерджентные и трансграничные болезни животных
 
2.2.10
Оценка и управление рисками при зоонозах
 
3. КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
УК-5. Способен анализировать и учитывать разнообразие культур в процессе межкультурного взаимодействия
 
УК-5.1 Знать: психологические основы социального взаимодействия; направленного на решение профессиональных задач; основные принципы организации деловых контактов; методы подготовки к переговорам, национальные, этнокультурные и конфессиональные особенности и народные традиции населения; основные концепции взаимодействия в организации, особенности дидактического взаимодействия
 
 
 
УК-5.2 Уметь: грамотно, доступно излагать профессиональную информацию в процессе межкультурного взаимодействия; соблюдать этические нормы и права человека; анализировать особенности социального взаимодействия с учетом национальных, этнокультурных, конфессиональных особенностей
 
 
 
УК-5.3 Иметь навыки: организации продуктивного взаимодействия в профессиональной среде с учетом национальных, этнокультурных, конфессиональных особенностей; преодоления коммуникативных, образовательных, этнических, конфессиональных и других барьеров в процессе межкультурного взаимодействия; выявления разнообразия культур в процессе межкультурного взаимодействия
 
 
 
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
 
3.1
Знать:
3.1.1
- значение исторической науки и ее место в системе гуманитарного знания;
3.1.2
- основные исторические факты, события и имена исторических деятелей;
3.1.3
- основные этапы истории и ее хронологию;
3.1.4
- приемы работы с источниками исторического знания.
 
 
3.2
Уметь:
3.2.1
- работать с научной литературой;
3.2.2
- использовать источники исторического знания;
3.2.3
- проводить сравнительный анализ фактов и явлений общественной жизни на основе исторического материала.
 
 
3.3
Иметь навыки и (или) опыт деятельности:
3.3.1
- исторического мышления;
3.3.2
- осмысления процессов, событий и явлений в их динамике и взаимосвязи;
3.3.3
-       выражать  и обосновывать свою позицию по вопросам, касающихся ценностного отношения к историческому прошлому, формам организации и эволюции общественных систем.
 
 
Оснащенность
 
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Литература
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Инте

ракт.

Примечание
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Прак.

подг.

 
 
Раздел 1. НАРОДЫ И ГОСУДАРСТВА НА ТЕРРИТОРИИ СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ В ДРЕВНОСТИ. РУСЬ В IX — ПЕРВОЙ ТРЕТИ XIII в.

 
Мир в древности. Начало эпохи Средних веков. Восточная Европа в середине I тыс. н. э. /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

Э1 Э2

1
УК-5.1 УК-5.2 УК-5.3
1
1
Проблемная лекция
0
 
Мир в древности. Начало эпохи Средних веков. Восточная Европа в середине I тыс. н. э. /Сем зан/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

Э1 Э2

1
УК-5.1 УК-5.2 УК-5.3
1
0
0
 
Образование государства Русь. Русь в конце X — начале XIII в.  /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

Э1 Э2

1
УК-5.1 УК-5.2 УК-5.3
1
1
Проблемная лекция
0
 
Особенности общественного строя в период Средневековья в странах Европы и Азии /Сем зан/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

Э1 Э2

1
УК-5.1 УК-5.2 УК-5.3
1
0
0
 
Народы и государства на территории современной России в древности. Русь в IX — первой трети XIII в. /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

Э1 Э2

7
УК-5.1 УК-5.2 УК-5.3
1
0
Работа с учебной литературой.

Подготовка докладов. Поиск и обзор научных публикаций, электронных источников информации подготовка заключения по обзору. Решение тестов. Анализ фактических материалов, составление выводов на основе проведенного анализа.

0
 
 
Раздел 2. РОССИЯ В XIII–XV вв.

 
Русские земли в середине XIII — XIV в. /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

Э1 Э2

2
УК-5.1 УК-5.2 УК-5.3
1
0
0
 
Русские земли в середине XIII — XIV в. /Сем зан/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

Э1 Э2

2
УК-5.1 УК-5.2 УК-5.3
1
2
Учебная дискуссия
0
 
Формирование единого Русского государства в XV в. Европа и мир в эпоху Позднего Средневековья /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

Э1 Э2

2
УК-5.1 УК-5.2 УК-5.3
1
0
0
 
Формирование единого Русского государства в XV в. Европа и мир в эпоху Позднего Средневековья /Сем зан/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

Э1 Э2

2
УК-5.1 УК-5.2 УК-5.3
1
0
0
 
Оснащенность
 
Русь в XIII–XV вв. /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

Э1 Э2

7
УК-5.1 УК-5.2 УК-5.3
1
0
Работа с учебной литературой.

Подготовка докладов. Поиск и обзор научных публикаций, электронных источников информации подготовка заключения по обзору. Решение тестов. Анализ фактических материалов, составление выводов на основе проведенного анализа.

0
 
 
Раздел 3. РУСЬ В XVI–XVII вв.

 
Мир к началу эпохи Нового времени. Россия в начале XVI в. Эпоха Ивана IV Грозного /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

Э1 Э2

1
УК-5.1 УК-5.2 УК-5.3
1
1
Проблемная лекция
0
 
Мир к началу эпохи Нового времени. Россия в начале XVI в. Эпоха Ивана IV Грозного /Сем зан/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

Э1 Э2

1
УК-5.1 УК-5.2 УК-5.3
1
0
0
 
Россия на рубеже XVI–XVII вв. Смутное время /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

Э1 Э2

1
УК-5.1 УК-5.2 УК-5.3
1
1
Проблемная лекция
0
 
Россия на рубеже XVI–XVII вв. Смутное время /Сем зан/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

Э1 Э2

1
УК-5.1 УК-5.2 УК-5.3
1
0
0
 
Россия в XVII в. Ведущие страны Европы и Азии, международные отношения /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

Э1 Э2

2
УК-5.1 УК-5.2 УК-5.3
1
0
0
 
Россия в XVII в. Ведущие страны Европы и Азии, международные отношения /Сем зан/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

Э1 Э2

2
УК-5.1 УК-5.2 УК-5.3
1
0
0
 
Оснащенность
 
Россия в XVI–XVII вв. /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

Э1 Э2

6
УК-5.1 УК-5.2 УК-5.3
1
0
Работа с учебной литературой.

Подготовка докладов. Поиск и обзор научных публикаций, электронных источников информации подготовка заключения по обзору. Решение тестов. Анализ фактических материалов, составление выводов на основе проведенного анализа.

0
 
 
Раздел 4. РОССИЯ В XVIII в.

 
Россия в эпоху преобразований Петра I /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

Э1 Э2

2
УК-5.1 УК-5.2 УК-5.3
1
0
0
 
Россия в эпоху преобразований Петра I /Сем зан/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

Э1 Э2

2
УК-5.1 УК-5.2 УК-5.3
1
2
Учебная дискуссия
0
 
Россия во второй половине XVIII в. Эпоха Екатерины II /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

Э1 Э2

2
УК-5.1 УК-5.2 УК-5.3
1
0
0
 
Россия во второй половине XVIII в. Эпоха Екатерины II /Сем зан/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

Э1 Э2

2
УК-5.1 УК-5.2 УК-5.3
1
0
0
 
Россия в XVIII в. /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

Э1 Э2

6
УК-5.1 УК-5.2 УК-5.3
1
0
Работа с учебной литературой.

Подготовка докладов. Поиск и обзор научных публикаций, электронных источников информации подготовка заключения по обзору. Решение тестов. Анализ фактических материалов, составление выводов на основе проведенного анализа.

0
 
 
Раздел 5. ЗАЧЕТ

 
Оснащенность
 
Контроль /Зачёт/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

Э1 Э2

0
УК-5.1 УК-5.2 УК-5.3
1
0
0
 
 
Раздел 6. РОССИЙСКАЯ ИМПЕРИЯ В XIX — НАЧАЛЕ XX в.

 
Россия в 1-й пол.  XIX в. /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

Э1 Э2

2
УК-5.1 УК-5.2 УК-5.3
2
0
0
 
Россия в 1-й пол. XIX в. /Сем зан/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

Э1 Э2

2
УК-5.1 УК-5.2 УК-5.3
2
0
0
 
Время Великих реформ в России. Европа и мир в XIX в. Россия на пороге XX в. /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

Э1 Э2

2
УК-5.1 УК-5.2 УК-5.3
2
2
Проблемная лекция
0
 
Время Великих реформ в России. Европа и мир в XIX в. Россия на пороге XX в. /Сем зан/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

Э1 Э2

2
УК-5.1 УК-5.2 УК-5.3
2
0
0
 
Россия в нач. XX в. /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

Э1 Э2

2
УК-5.1 УК-5.2 УК-5.3
2
0
0
 
Россия в нач. XX в. /Сем зан/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

Э1 Э2

2
УК-5.1 УК-5.2 УК-5.3
2
2
Учебная дискуссия
0
 
Российская империя в XIX — нач. XX в. /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

Э1 Э2

8
УК-5.1 УК-5.2 УК-5.3
2
0
Работа с учебной литературой.

Подготовка докладов. Поиск и обзор научных публикаций, электронных источников информации подготовка заключения по обзору. Решение тестов. Анализ фактических материалов, составление выводов на основе проведенного анализа.

0
 
 
Раздел 7. РОССИЯ И СССР В СОВЕТСКУЮ ЭПОХУ (1917–1991) 

 
Великая российская революция (1917–1922) и ее основные этапы. Советский Союз в 1920-е — 1930-е гг. /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

Э1 Э2

2
УК-5.1 УК-5.2 УК-5.3
2
0
0
 
Великая российская революция (1917–1922) и ее основные этапы. Советский Союз в 1920-е — 1930-е гг. /Сем зан/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

Э1 Э2

2
УК-5.1 УК-5.2 УК-5.3
2
0
0
 
Оснащенность
 
Великая Отечественная война 1941–1945 гг. Борьба советского народа против германского нацизма — ключевая составляющая Второй мировой войны /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

Э1 Э2

2
УК-5.1 УК-5.2 УК-5.3
2
2
Проблемная лекция
0
 
Великая Отечественная война 1941–1945 гг. Борьба советского народа против германского нацизма — ключевая составляющая Второй мировой войны /Сем зан/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

Э1 Э2

2
УК-5.1 УК-5.2 УК-5.3
2
0
0
 
Преодоление последствий войны. Апогей и кризис советского общества. 1945–1984 гг. Мир после Второй мировой войны /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

Э1 Э2

2
УК-5.1 УК-5.2 УК-5.3
2
0
0
 
Преодоление последствий войны. Апогей и кризис советского общества. 1945–1984 гг. Мир после Второй мировой войны /Сем зан/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

Э1 Э2

2
УК-5.1 УК-5.2 УК-5.3
2
0
0
 
Период «перестройки» и распада СССР (1985–1991) /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

Э1 Э2

2
УК-5.1 УК-5.2 УК-5.3
2
0
0
 
Период «перестройки» и распада СССР (1985–1991) /Сем зан/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

Э1 Э2

2
УК-5.1 УК-5.2 УК-5.3
2
0
0
 
Россия и СССР в советскую эпоху (1917–1991) /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

Э1 Э2

14
УК-5.1 УК-5.2 УК-5.3
2
0
Работа с учебной литературой.

Подготовка докладов. Поиск и обзор научных публикаций, электронных источников информации подготовка заключения по обзору. Решение тестов. Анализ фактических материалов, составление выводов на основе проведенного анализа.

0
 
 
Раздел 8. СОВРЕМЕННАЯ РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ (1991–2022) 

 
Россия в 1990-е гг. /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

Э1 Э2

1
УК-5.1 УК-5.2 УК-5.3
2
0
0
 
Россия в XXI в. /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

Э1 Э2

1
УК-5.1 УК-5.2 УК-5.3
2
0
0
 
Россия в 1990-е гг.

Россия в XXI в. /Сем зан/

Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

Э1 Э2

2
УК-5.1 УК-5.2 УК-5.3
2
2
Учебная дискуссия
0
 
Оснащенность
 
Современная Российская Федерация (1991–2022) /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

Э1 Э2

8
УК-5.1 УК-5.2 УК-5.3
2
0
Работа с учебной литературой.

Подготовка докладов. Поиск и обзор научных публикаций, электронных источников информации подготовка заключения по обзору. Решение тестов. Анализ фактических материалов, составление выводов на основе проведенного анализа.

0
 
 
Раздел 9. ЭКЗАМЕН

 
Контроль /Экзамен/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

Э1 Э2

28
УК-5.1 УК-5.2 УК-5.3
2
0
0
 
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
5.1. Примерный перечень вопросов к зачету
1. Образование Древнерусского государства.

2. Общественный и государственный строй Киевской Руси.

3. Крещение Руси. Причины и историческое значение принятия христианства.

4. Причины, характер и особенности политической раздробленности. Русские земли в XII-XIV вв.

5. Монгольское нашествие на Русь. Характер и особенности Ордынского господства (XIII-XV вв.)

6. Русские земли и Запад в XIII – XIV вв.

7. Предпосылки объединения русских земель. Возвышение Москвы (XIV – XV вв.).

8. Правление Ивана IV Грозного. Реформы Избранной рады. Опричнина.

9. Внешняя политика России в период правления Ивана IV Грозного.

10. «Смутное Время» в истории государства Российского.

11. Сословно-представительная монархия как форма государственного правления в России (середина XVI в. – середина XVII в.).

12. Социально-экономическое развитие России в XVII в. Церковный раскол.

13. Внешняя политика России в XVII в. Дальнейшее расширение территории России.

14. Основные этапы формирования и сущность крепостного права в России.

15. Государственные преобразования и социальная политика Петра I.

16. Внешняя политика Петра I.

17. Преобразования в области промышленности, торговли, финансов, образования и культуры Петра I.

18. Абсолютная монархия как форма государственного правления. Особенности российского самодержавия.

19. Россия в эпоху дворцовых переворотов XVIII в.

20. Екатерина II. «Просвещенный абсолютизм» в России.

21. Крестьянские войны XVII и XVIII вв.: причины, характер, последствия.

22. Внешняя политика России во второй половине XVIII в.

 
5.2. Примерный перечень вопросов к экзамену
1.     Предмет и задачи истории

2. Восточные славяне в древности.

3. Образование Древнерусского государства.

4. Культура Руси X-XII веков.

5. Политическая раздробленность русских земель.

6. Монголо-татарское нашествие.

7. Борьба русского народа с крестоносцами в XIII веке.

8. Объединение русских земель вокруг Москвы. Свержение монголо-татарского ига.

9. Политическое и социально-экономическое развитие страны в конце XV- XVI веках.

10. Реформы 50-х годов  XVI века.

 
Оснащенность
 
11. Основные направления внешней политики России в XVI веке.

12. Смутное время на рубеже  XVI-XVII веков.

13. Этапы закрепощения крестьян (1497-1649).

14. Социально-экономическое развитие России в XVII веке.

15. Крестьянское восстание под руководством С. Разина.

16. Реформы Петра I.

17. Социально-экономическое развитие России во второй половине XVIII века.

18. Крестьянская война под предводительством Е. Пугачева

19. Реформы Екатерины II.

20. Социально-экономическое развитие России в первой половине  XIX века.

21. Отечественная война 1812 г.

22. Восстание декабристов 1825 г.

23. Буржуазно-демократические реформы 60-70-х годов XIX века.

24. Социально-экономическое развитие России во второй половине XIX века.

25. Общественное движение в России во второй половине  XIX века.

26. Экономическое развитие России в начале XX века.

27. Русско-японская война (1904-1905).

28. Революция 1905-1907 гг.

29. Октябрьская социалистическая революция 1917 г.

30. Февральская буржуазно-демократическая революция 1917 г.

31. Россия в первой мировой войне (1914-1918).

32. Внутренняя политика Советской России в 1917 – начале 1921 гг.

33. Политика «военного коммунизма».

34. Образование СССР.

35. Новая экономическая политика.

36. Индустриализация в СССР.

37. Коллективизация в СССР.

38. Социально-политическое развитие СССР в 30-е годы.

39. Начало Великой Отечественной войны.

40. События лета – осени 1942 г. на фронтах Великой Отечественной войны.

41. Сталинградская битва.

42. Курская битва.

43. Заключительный этап Великой Отечественной войны.

44. Изменения на международной арене во второй половине 40-х гг. XX века.

45. Общественно-политическая жизнь СССР во второй половине 40-х – первой половине 50-х гг.

46. Социально-экономическое развитие СССР во второй половине 40-х – первой половине 50-х гг.

47. Культурная жизнь СССР во второй половине 40-х – первой половине 50-х гг.

48. Преобразования в экономике СССР во второй половине 50-х – первой половине 60-х гг.

49. Попытка демократизации общественно-политической жизни СССР во  второй половине 50-х – первой половине 60-х гг.

50. Культурная жизнь СССР во второй половине 50-х – первой половине 60-х гг.

51. Противоречия экономического развития СССР в 1965-1984 гг.

52. Общественно-политическая жизнь СССР в 1965-1984 гг.

53. Внешняя политика СССР в 70-е гг.

54. «Перестройка» в общественно-политической жизни СССР.

55. Внешняя политика СССР во второй половине 80-х гг.

56. Экономическое развитие СССР во второй половине 80-х гг.

57. Распад СССР.

58. Общественно-политическая жизнь России в 90-е годы XX – начале XXI вв.

59. Экономическое развитие России в 90-е годы XX – начале XXI вв.

60. Культура России в 90-е годы XX – начале XXI вв.

 
5.3. Тематика курсовых работ (курсовых проектов)
Не предусмотрено учебным планом.
 
Темы рефератов по истории Чувашии:

1. Теории происхождения чувашского народа.

2. Волжская Болгария и ее роль в формировании чувашского народа.

3. Население Волжской Болгарии под властью Золотой Орды.

4. Создание Казанского ханства: территория и система управления.

5. Формирование чувашской народности.

6. Вхождение чувашей в состав Русского государства.

7. Территория и населения Чувашского края во второй половине XVI- XVIII вв.

8. Промышленность и торговля. Города и городское население в XVIII – 1-й п. XIX вв.

9. Чувашский край в Отечественной войне 1812 г.

10. Отмена крепостного права и проведение буржуазных реформ 60–70-х гг. XIX в. в Чувашии.

11. Промышленность и города Чувашии во второй половине XIX в. – 1917 гг.

12. Чувашский край в годы Первой русской революции и Столыпинской аграрной реформы.

5.4. Фонд оценочных средств для проведения текущего контроля
 
Оснащенность
 
13. Чувашия в годы Первой мировой войны.

14. Чувашский край в годы революций и гражданской войны.

15. Создание и развитие национальной государственности чувашского народа.

16. Социально-экономическое развитие Чувашской АССР в 1930-х гг.

17. Развитие культуры и образования в Чувашской АССР в 20-30-х гг. XX века.

18. Чувашская АССР в годы Великой Отечественной войны (1941-1945 гг.)

19. Социально-экономическое развитие и общественно-политическое развитие Чувашии в 1945-1990-х гг.

20. Развитие культуры и образования в Чувашской АССР во 2-й п. XX века.

21. Чувашия в XXI в.

Темы рефератов по истории России:

1. «Откуда есть пошла Земля Русская».

2. Происхождение славянской письменности.

3. Русь и варяги.

4. Первые Рюриковичи.

5. Князь Владимир и крещение Руси.

6. Ярослав Мудрый. «Правда Русская» и обычное право.

7. Византийская империя и Русь.

8. Русь и кочевники.

9. Жизнь и смерть Андрея Боголюбского.

10. Вече в Древней Руси.

11. Господин Великий Новгород.

12. Народ и власть на Руси. Особенности раздробленности и последствия.

13. «Батыево пленение».

14. Битвы Александра Невского. Его образ в истории России.

15. Русь и Орда.

16. Сергий Радонежский и Дмитрий Донской.

17. Иван III – государь всея Руси.

18. Софья Палеолог и Иван III.

19. Марфа Посадница и присоединение Новгорода к Москве.

20. Русь и Великое княжество Литовское в ХIII - XVI вв.

21. Иван Грозный в общественном сознании, русской литературе и искусстве.

22. Спор Ивана Грозного и Андрея Курбского.

23. Иван Грозный - тиран на троне или обыкновенный средневековый властитель? (Сравнительная характеристика русского и европейского правления).

24. Народ и самозванцы в Смутное время.

25. Сибирская экспедиция Ермака. Освоение Сибири, Севера, Дальнего Востока.

26. Государство и церковь XV - XVI вв.: противники или союзники?

27. Нестяжатели и иосифляне: действующие лица и события.

28. Московия и Западная Европа в эпоху средневековья: общее и особенное.

29. Алексей Михайлович «Тишайший» и «Бунташный век».

30. Степан Разин и донское казачество.

31. Великий Раскол: патриарх Никон и протопоп Аввакум.

32. XVII век в мировой истории. Особенности развития России и Европы.

33. Реформы Петра I.

34. Александр Меншиков: государственный деятель, военачальник, семьянин.

35. «Дщерь Петрова» (Елизавета Петровна).

36. Екатерина Великая: государыня и женщина.

37. Европейский и российский “просвещенный абсолютизм”: сходства и различия.

38. Емельян Пугачев, его сподвижники и противники.

39. Павел I: знакомый и незнакомый.

40. М. М. Сперанский и «Александровы».

41. А. А. Аракчеев: «без лести предан».

42. Декабристы: идеи, дела, люди.

43. Место и роль России в международных отношениях первой половины XIX века.

44. А. Х. Бенкендорф и III отделение.

45. Кавказская война.

46. Русско-турецкие войны XIX в.

47. Крымская война и внешняя политика России второй половины XIX в.

48. Западники и славянофилы: в XIX в. и в конце XX в.

49. Александр II - личность и реформы.

50. Александр III, К. П. Победоносцев и русская идея.

51. С. Ю. Витте: взлет и падение.

52. Мировое сообщество в XIX веке: основные тенденции развития.

53. Г. В. Плеханов и В. И. Ленин.

54. П. А. Столыпин: “Нам нужна великая Россия”.

55. П. Н. Милюков - политик и историк.

56. Николай II, Александра Федоровна, Григорий Распутин.

 
Оснащенность
 
57. Парламентаризм в России начала XX века.

58. Полицейские и провокаторы (Зубатов и Гапон).

59. Россия и Восток в XIX - начале XX века.

60. Русские солдаты в годы Первой мировой войны.

61. А. Ф. Керенский, Л. Г. Корнилов и российский «бонапартизм».

62. Создание Красной Армии.

63. Руководители Белого движения.

64. Русская эмиграция - трагическая неизбежность?

65. Внешняя политика большевиков - курс на мировую революцию.

66. Образование СССР – федерация или автономия?

67. НЭП.

68. Российская культура в эмиграции

69. И. В. Сталин - оценки истории.

70. А. Стаханов и стахановское движение.

71. Молодежь Советской России (20-40-е гг.).

72. Пакт о ненападении 23 августа 1939 года.

73. Советско-финская война.

74. Советские люди в условиях оккупации и плена.

75. Девятьсот блокадных дней Ленинграда.

76. Мир против Гитлера.

77. Нюрнбергский процесс.

78. Г. К. Жуков и споры о нем.

79. Советская наука после войны.

80. «Оттепель»: общество и культура.

81. Карибский кризис: СССР, Куба, США.

82. Пражская весна и осень 1968 года.

83. «Холодная война»: победители и проигравшие?

84. Трагедия Афганской войны.

85. Л. И. Брежнев, соратники, наследники.

86. Распад СССР: предательство или неизбежность?

87. Взаимоотношения стран-участниц СНГ на рубеже XX – XXI в.

88. Реформы в современной России.

89. Россия в мировой политике.

Темы эссе:

1. «История – учительница жизни». (Цицерон).

2. «Сколько историков – столько историй». (Р. Коллингвуд).

3. «Задача истории – лишь показать, как все происходило на самом деле». (Л. ФонРанке).

4. «У нас чужая голова,

А убежденья сердца хрупки …

Мы европейские слова

И азиатские поступки». (Н. Щербина).

5. «Великие князья до времен Ольгиных воевали – она правила государством». (Н.М. Карамзин).

6. «Боголюбский, могущественный, мужественный, трезвый и прозванный за его ум вторым Соломоном был, конечно, одним из мудрейших князей российских в рассуждении политики… Онявностремился к спасительномуединовластию». (Н.М. Карамзин).

7. «Монгольское нашествие… определило во многом то "азиатское начало", которое обернулось на Руси крепостным правом и лютым самодержавием». (Н.Я. Эйдельман).

8. «Московские князья рано вырабатывают своеобразную политику, с первых шагов начинают действовать не по обычаю, раньше и решительнее других сходят с привычной колеи княжеских отношений, ищут новых путей». (В.О. Ключевский).

 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
Колич-во
 
Л1.1
Новиков М. С.
История (история России, всеобщая история): учебное пособие
Омск: Омский ГАУ, 2022
Электронный ресурс
 
Л1.2
Беспятова Е. Б., Бодрова Е. В., Глазкова М. П.
История России с древнейших времен до наших дней: учебное пособие
Москва: РТУ МИРЭА, 2022
Электронный ресурс
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
Колич-во
 
Оснащенность
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
Колич-во
 
Л2.1
Туфанов Е. В.
История России: учебник
Ставрополь: СтГАУ, 2021
Электронный ресурс
 
Л2.2
Зайкина Т. В., Зайцева Н. В., Ипполитов Ипполитов, Филатов Т. В.
История России: учебник
2021: ПГУТИ, 2021
Электронный ресурс
 
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
 
Э1
Публичная интернет-библиотека
 
Э2
Википедия
 
6.3.1 Перечень программного обеспечения
 
6.3.1.1
ОС Windows XP
6.3.1.2
Office 2007 Suites
6.3.1.3
MozillaFirefox
6.3.1.4
7-Zip
6.3.1.5
Справочная правовая система КонсультантПлюс
6.3.1.6
Электронный периодический справочник «Система Гарант»
6.3.1.7
ОС Windows 7
 
6.3.2 Перечень информационных справочных систем
 
6.3.2.1
Национальная электронная библиотека. Доступ посредством использования сети «Интернет» на 32 терминала доступа. https://нэб.рф/
6.3.2.2
Электронная библиотечная система «ЭБС ЮРАЙТ www.biblio-online.ru». Полнотекстовая электронная библиотека. Индивидуальный неограниченный доступ через фиксированный внешний IP адрес академии неограниченному количеству пользователей из любой точки, в которой имеется доступ к сети Интернет. https://www.biblio-online.ru/
6.3.2.3
Электронно-библиотечная система ZNANIUM.COM. Полнотекстовая электронная библиотека. Индивидуальный неограниченный доступ через фиксированный внешний IP адрес академии неограниченному количеству пользователей из любой точки, в которой имеется доступ к сети Интернет. http://znanium.com/
6.3.2.4
Электронная библиотека технического ВУЗа (ЭБС «Консультант студента»). Полнотекстовая электронная библиотека.  Индивидуальный неограниченный доступ через фиксированный внешний IP адрес академии неограниченному количеству пользователей из любой точки, в которой имеется доступ к сети Интернет. http://www.studentlibrary.ru
6.3.2.5
Электронная библиотечная система издательства «Лань». Полнотекстовая электронная библиотека. Индивидуальный неограниченный доступ через фиксированный внешний IP адрес академии неограниченному количеству пользователей из любой точки, в которой имеется доступ к сети Интернет.http://e.lanbook.com
 
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
Аудитория
Назначение
Оснащенность
Вид работ
 
206
Учебная аудитория
Доска классная (1 шт.), столы ученические (26 шт.), стулья (30 шт.), 2-х местные скамейки (10 шт.), трибуна настольная (1 шт.), демонстрационное оборудование (экран Lumien Eco Picture LEP-100102 (1 шт.), проектор Toshiba х2000 (1 шт.), ноутбук Acer (1 шт.)) и учебно-наглядные пособия
Лек
 
123
Помещение для самостоятельной работы
Компьютерная техника с возможностью подключения к сети "Интернет" и обеспечением доступа в электронную информационно-образовательную среду организации(19 шт.), столы (17 шт.), компьютерный стол 6-и местный (3 шт.), стулья ученические (34 шт.), стулья п/м (18 шт.), стеллажи с литературой, видеоувеличитель Optelec Wide Screen (1 шт.)
 
25б
Учебная аудитория
Доска классная (1 шт.), стол ученический (2 шт.), стул ученический (2 шт.), кафедра лектора (1 шт.), стол ученический 4-х местный (40 шт.), скамья 4-х местная (40 шт.), огнетушитель ОУ-«3» (2 шт.), подставка для огнетушителя (2 шт.), демонстрационное оборудование (проектор ToshibaTDP-T45 (1 шт.), ноутбук HP250 G5 (1 шт.), экран на штативе (1 шт.)) и учебно-наглядные пособия
 
Оснащенность
 
31а
Учебная аудитория
Доска классная (1 шт.), столы ученические 3-х местные со скамейкой (10 шт.), стеллажи (2 шт.), стол преподавателя (1 шт.), стул преподавателя (1 шт.), демонстрационное оборудование (полотно рулонное на штативе Classic Libra (1 шт.), проектор BenQ (1 шт.), ноутбук Acer (1 шт.)) и учебно-наглядные пособия
 
8. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Основу теоретического обучения студентов по дисциплине составляют лекции. Они представляют систематизированные знания студентам о наиболее сложных и актуальных проблемах изучаемой дисциплины. На лекциях особое внимание уделяется не только усвоению студентами изучаемых проблем, но и стимулированию их познавательной деятельности, творческого мышления, формированию научного мировоззрения, профессионально-значимых свойств и качеств. Лекции по учебной дисциплине проводятся, как правило, как проблемные в форме диалога (интерактивные), с использованием презентационных материалов. Студенты должны аккуратно вести конспект. В случае недопонимания какой-либо части предмета следует задать вопрос в установленном порядке преподавателю.

При работе с основной и дополнительной литературой целесообразно придерживаться такой последовательности. Сначала прочитать весь заданный текст в быстром темпе. Цель такого чтения заключается в том, чтобы создать общее представление об изучаемом материале, понять общий смысл прочитанного. Затем прочитать вторично, более медленно, чтобы в ходе чтения понять и запомнить смысл каждой фразы, каждого положения и вопроса в целом. Чтение приносит пользу и становится продуктивным, когда сопровождается записями. Это может быть составление плана прочитанного текста, тезисы или выписки, конспектирование и др. Выбор вида записи зависит от характера изучаемого материала и целей работы с ним. Если содержание материала несложное, легко усваиваемое, можно ограничиться составлением плана. Если материал содержит новую и трудно усваиваемую информацию, целесообразно его законспектировать. План – это схема прочитанного материала, перечень вопросов, отражающих структуру и последовательность материала. Конспект – это систематизированное, логичное изложение материала источника.

Для успешного освоения материала студентам рекомендуется сначала ознакомиться с учебным материалом, изложенным в лекциях и основной литературе, затем выполнить самостоятельные задания, при необходимости обращаясь к дополнительной литературе. При подготовке к семинарскому занятию можно выделить 2 этапа: - организационный, - закрепление и углубление теоретических знаний. На первом этапе студент планирует свою самостоятельную работу, которая включает: - уяснение задания на самостоятельную работу; - подбор рекомендованной литературы; - составление плана работы, в котором определяются основные пункты предстоящей подготовки. Составление плана дисциплинирует и повышает организованность в работе. Второй этап включает непосредственную подготовку студента к занятию. Начинать надо с изучения рекомендованной литературы. Необходимо помнить, что на лекции обычно рассматривается не весь материал, а только его наиболее важная и сложная часть, требующая пояснений преподавателя в просе контактной работы со студентами. Остальная его часть восполняется в процессе самостоятельной работы. В связи с этим работа с рекомендованной литературой обязательна. Особое внимание при этом необходимо обратить на содержание основных положений и выводов, объяснение явлений и фактов, уяснение практического приложения рассматриваемых теоретических вопросов. В процессе этой работы студент должен стремиться понять и запомнить основные положения рассматриваемого материала, примеры, поясняющие его, разобраться в иллюстративном материале, задачах. Заканчивать подготовку следует составлением плана (перечня основных пунктов) по изучаемому материалу (вопросу). Такой план позволяет составить концентрированное, сжатое представление по изучаемым вопросам и структурировать изученный материал. Целесообразно готовиться к семинарским занятиям за 1- 2 недели до их начала, а именно: на основе изучения рекомендованной литературы выписать в контекст основные категории и понятия по учебной дисциплине, подготовить развернутые планы ответов и краткое содержание выполненных заданий. Студент должен быть готов к контрольным опросам на каждом учебном занятии. 

 
ПРИЛОЖЕНИЯ
 
Актуализированная рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании выпускающей кафедры, протокол №  ___   от _____________________
Заведующий выпускающей кафедрой  _________________________________
ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ

в 20___ /20___ учебном году

ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ

в 20___ /20___ учебном году

ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ

в 20___ /20___ учебном году

Актуализированная рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании выпускающей кафедры, протокол №  ___   от  _____________________
Актуализированная рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании выпускающей кафедры, протокол №  ___   от  _____________________
Актуализированная рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании выпускающей кафедры, протокол №  ___   от  _____________________
Заведующий выпускающей кафедрой  _________________________________
Заведующий выпускающей кафедрой  _________________________________
Заведующий выпускающей кафедрой  _________________________________
ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ

в 20___ /20___ учебном году

Актуализированная рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании выпускающей кафедры, протокол №  ___   от  _____________________
Заведующий выпускающей кафедрой  _________________________________
ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ

в 20___ /20___ учебном году

Актуализированная рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании выпускающей кафедры, протокол №  ___   от  _____________________
ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ

в 20___ /20___ учебном году

Заведующий выпускающей кафедрой  _________________________________