2024-2025_oz_36_05_01_24-1 Ветеринария_plx_Высшая нервная деятельность и этология животных
 
МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования 
"Чувашский государственный аграрный университет"

(ФГБОУ ВО Чувашский ГАУ)

Кафедра
Эпизоотологии, паразитологии и ветеринарной санитарной экспертизы
УТВЕРЖДАЮ
Проректор по учебной

и научной работе

 
 
Л.М. Корнилова
26.03.2024 г.
 
Б1.В.ДВ.03.02
Высшая нервная деятельность и этология животных
Специальность 36.05.01 Ветеринария

Направленность (профиль) Клиническая ветеринария

рабочая программа дисциплины (модуля)
 
зачет    
Виды контроля:
самостоятельная работа
56
аудиторные занятия
16
Общая трудоемкость
Часов по учебному плану
2 ЗЕТ
Форма обучения
очно-заочная
Квалификация
Ветеринарный врач
72
в том числе:
 
Распределение часов дисциплины по семестрам
Семестр

(<Курс>.<Семестр на курсе>)

5 (3.1)
Итого
Недель
16 4/6
Вид занятий
УП
РП
УП
РП
Лекции
8
8
8
8
Практические
8
8
8
8
В том числе инт.
4
4
4
4
Итого ауд.
16
16
16
16
Кoнтактная рабoта
16
16
16
16
Сам. работа
56
56
56
56
Итого
72
72
72
72
 
 
 
Программу составил(и):
канд. ветеринар. наук, доц., Иванов Николай Григорьевич
 
 
1. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - специалитет по специальности 36.05.01 Ветеринария (приказ Минобрнауки России от 22.09.2017 г. № 974).
При разработке рабочей программы дисциплины (модуля) "Высшая нервная деятельность и этология животных" в основу положены:
2. Учебный план: Специальность 36.05.01 Ветеринария

Направленность (профиль) Клиническая ветеринария, одобренный Ученым советом ФГБОУ ВО Чувашский ГАУ от 26.03.2024 г., протокол № 12.

 
 
 
Рабочая программа дисциплины (модуля) проходит согласование с использованием инструментов электронной информационно-образовательной среды Университета.
 
Заведующий кафедрой  Ефимова И.О. 
Заведующий выпускающей кафедрой  Семенов В.Г. 
Председатель методической комиссии факультета  Ефимова И.О.
Директор научно-технической библиотеки  Викторова В.А.
СОГЛАСОВАНО:
 
Оснащенность
 
 
1. ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
1.1
формирование фундаментальных и профессиональных знаний о физиологических процессах и функциях в организме млекопитающих и птиц, об их качественном своеобразии в организме продуктивных сельскохозяйственных животных, домашних, лабораторных и экзотических животных, необходимых ветеринарному врачу для научного обоснования мероприятий, связанных с созданием оптимальных условий содержания, кормления и эксплуатации животных, предупреждением заболеваний, оценкой здоровья, характера и степени нарушений деятельности органов и организма, определением путей и способов воздействий на организм в целях коррекции деятельности органов. 
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП
Цикл (раздел) ОПОП:
Б1.В.ДВ.03
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
Биологическая химия
2.1.2
Ветеринарная клиническая физиология
2.1.3
Клиническая анатомия
2.1.4
Лабораторная диагностика
2.1.5
Цитология, гистология и эмбриология
2.1.6
Анатомия животных
2.1.7
Органическая, физическая и коллоидная химия
2.1.8
Неорганическая и аналитическая химия
 
2.2
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
 
2.2.1
Ветеринарная радиобиология
 
2.2.2
Иммунология
 
2.2.3
Клиническая диагностика
 
2.2.4
Лечение и профилактика болезней жвачных животных
 
2.2.5
Лечение и профилактика болезней сельскохозяйственной птицы
 
2.2.6
Оперативная хирургия
 
2.2.7
Патологическая анатомия животных
 
2.2.8
Акушерство и гинекология животных
 
2.2.9
Биология и патология мелких домашних, лабораторных, диких, экзотических и зоопарковых животных
 
2.2.10
Болезни птиц
 
2.2.11
Болезни пчел и рыб
 
2.2.12
Внутренние незаразные болезни животных
 
2.2.13
Общая и частная хирургия
 
2.2.14
Учебная практика, клиническая практика
 
2.2.15
Дерматология
 
2.2.16
Реконструктивно-восстановительная хирургия
 
2.2.17
УЗИ диагностика
 
2.2.18
Производственная практика, врачебно-производственная практика
 
3. КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
ПК-1. Способен использовать базовые знания естественных наук при анализе закономерностей строения и функционирования органов и систем органов, общепринятые и современные методы исследования для диагностики и лечебно-профилактической деятельности на основе гуманного отношения к животным
 
ПК-1.1 Знать: анатомо-физиологические основы функционирования организма, методики клинико-иммунобиологического исследования; способы взятия биологического материала и его исследования; общие закономерности организации органов и систем органов на тканевом и клеточном уровнях; патогенетические аспекты развития угрожающих жизни состояний; общие закономерности строения организма в свете единства структуры и функции; характеристики пород сельскохозяйственных животных и их продуктивные качества; методы оценки экстерьера и их значение в племенной работе, основные методы и способы воспроизводства животных разных видов; учет и оценку молочной и мясной продуктивности животных; инфекционные болезни животных и особенности их проявления
 
 
 
Оснащенность
 
ПК-1.2 Уметь: анализировать закономерности функционирования органов и систем организма, интерпретировать результаты современных диагностических технологий по возрастно-половым группам животных с учетом их физиологических особенностей; использовать экспериментальные, микробиологические и лабораторно-инструментальные методы при определении функционального состояния животных; применять специализированное оборудование и инструменты; планировать и осуществлять комплекс профилактических мероприятий
 
 
 
ПК-1.3 Иметь практический опыт: применения методов исследования состояния животного; применения приемов выведения животного из критического состояния; прогнозирования результатов диагностики, лечения и оценки возможных последствий; применения методов оценки экстерьера и интерьера животных, методов учета и оценки продуктивности сельскохозяйственных животных разных видов, применения различных методов разведения для повышения племенных, продуктивных и резистентных качеств животных; владения техническими приёмами микробиологических исследований
 
 
 
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
 
3.1
Знать:
3.1.1
технику безопасности и правила личной гигиены при обследовании животных, способы их фиксации; схемы клинического исследования животного и порядок исследования отдельных систем организма; методологию распознавания патологического процесса,экологические факторы окружающей среды, их классификацию и характер взаимоотношений с живыми организмами; основные экологические понятия, термины и законы биоэкологии; межвидовые отношения животных и растений, хищника и жертвы, паразитов и хозяев; экологические особенности некоторых видов патогенных микроорганизмов; механизмы влияния антропогенных и экономических факторов на организм животных,анатомо-физиологические основы функционирования организма, методики клинико-иммунобиологического исследования; способы взятия биологического материала и его исследования; общие закономерности организации органов и систем органов на тканевом и клеточном уровнях; патогенетические аспекты развития угрожающих жизни состояний; общие закономерности строения организма в свете единства структуры и функции; характеристики пород сельскохозяйственных животных и их продуктивные качества; методы оценки экстерьера и их значение в племенной работе, основные методы и способы воспроизводства животных разных видов; учет и оценку молочной и мясной продуктивности животных; инфекционные болезни животных и особенности их проявления.
 
 
3.2
Уметь:
3.2.1
собирать и анализировать анамнестические данные, проводить лабораторные и функциональные исследования необходимые для определения биологического статуса животных, использовать экологические факторы окружающей среды и законы экологии в с/х производстве; применять достижения современной микробиологии и экологии микроорганизмов в животноводстве и ветеринарии в целях профилактики инфекционных и инвазионных болезней и лечения животных; использовать методы экологического мониторинга при экологической экспертизе объектов АПК и производстве с/х продукции;проводить оценку влияния на организм животных антропогенных и экономических факторов, анализировать закономерности функционирования органов и систем организма, интерпретировать результаты современных диагностических технологий по возрастно-половым группам животных с учетом их физиологических особенностей; использовать экспериментальные, микробиологические и лабораторно-инструментальные методы при определении функционального состояния животных; применять специализированное оборудование и инструменты; планировать и осуществлять комплекс профилактических мероприятий.
 
 
3.3
Иметь навыки и (или) опыт деятельности:
3.3.1
по самостоятельному проведению клинического обследования животного с применением классических методов исследований, представлением о возникновении живых организмов, уровнях организации живой материи, о благоприятных и неблагоприятных факторах, влияющих на организм; основой изучения экологического познания окружающего мира, законов развития природы и общества;
3.3.2
наблюдения, сравнительного анализа, исторического и экспериментального моделирования воздействия антропогенных и экономических факторов на живые объекты; чувством ответственности за свою профессию,методами исследования состояния животного;
3.3.3
приемами выведения животного из критического состояния;  прогнозирования результатов диагностики, лечения и оценки возможных последствий; методами оценки экстерьера и интерьера животных, методами учета и оценки продуктивности сельскохозяйственных животных разных видов, применением различных методов разведения для повышения племенных, продуктивных и резистентных качеств животных; техническими приёмами микробиологических исследований.
 
 
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Литература
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Инте

ракт.

Примечание
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Прак.

подг.

 
 
Раздел 1. Высшая нервная деятельность и этология животных

 
Физиология высшей нервной деятельности /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1

1
ПК-1.1 ПК-1.2 ПК-1.3
5
0
Опрос
0
 
Оснащенность
 
Условия образования условных рефлексов /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1

1
ПК-1.1 ПК-1.2 ПК-1.3
5
0
Опрос
0
 
Возбуждение и торможение /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1

1
ПК-1.1 ПК-1.2 ПК-1.3
5
0
Опрос
0
 
Физиология высшей нервной  /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1

5
ПК-1.1 ПК-1.2 ПК-1.3
5
0
Опрос
0
 
Физиология центральной нервной системы  /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1

1
ПК-1.1 ПК-1.2 ПК-1.3
5
0
Опрос
0
 
Физиология центральной нервной системы  /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1

5
ПК-1.1 ПК-1.2 ПК-1.3
5
0
Опрос
0
 
Физиология кровеносной и сердечно-сосудистой системы /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1

1
ПК-1.1 ПК-1.2 ПК-1.3
5
0
Опрос
0
 
Подсчет общего количества эритроцитов, лейкоцитов, тромбоцитов /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1

1
ПК-1.1 ПК-1.2 ПК-1.3
5
0
0
 
Определение лейкограммы /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1

1
ПК-1.1 ПК-1.2 ПК-1.3
5
1
Учебная дискуссия
0
 
Физиология кровеносной и сердечно-сосудистой системы /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1

5
ПК-1.1 ПК-1.2 ПК-1.3
5
0
Опрос
0
 
Физиология адаптационных процессов /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1

1
ПК-1.1 ПК-1.2 ПК-1.3
5
0
Опрос
0
 
Физиология адаптационных процессов /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1

5
ПК-1.1 ПК-1.2 ПК-1.3
5
0
Опрос
0
 
Физиология пищеварения /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1

1
ПК-1.1 ПК-1.2 ПК-1.3
5
1
Проблемная лекция
0
 
Физиология пищеварения /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1

5
ПК-1.1 ПК-1.2 ПК-1.3
5
0
Опрос
0
 
Физиология дыхания /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1

1
ПК-1.1 ПК-1.2 ПК-1.3
5
1
Проблемная лекция
0
 
Физиология дыхания /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1

10
ПК-1.1 ПК-1.2 ПК-1.3
5
0
Опрос
0
 
Физиология размножения и лактации /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1

1
ПК-1.1 ПК-1.2 ПК-1.3
5
0
Опрос
0
 
Физиология размножения и лактации /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1

11
ПК-1.1 ПК-1.2 ПК-1.3
5
0
Зачет
0
 
Этология как одно из направлений изучения поведения животных /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1

1
ПК-1.1 ПК-1.2 ПК-1.3
5
0
Контрольная работа по темам №5-8
0
 
Оборонительное поведение /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1

1
ПК-1.1 ПК-1.2 ПК-1.3
5
1
Учебная дискуссия
0
 
Инстинкт как основа формирования поведения животных /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1

1
ПК-1.1 ПК-1.2 ПК-1.3
5
0
Опрос
0
 
Иерархия животных /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1

2
ПК-1.1 ПК-1.2 ПК-1.3
5
0
Опрос
0
 
Этология как одно из направлений изучения поведения животных /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1

10
ПК-1.1 ПК-1.2 ПК-1.3
5
0
Опрос
0
 
/Зачёт/
Л1.1 Л1.2Л2.1

0
ПК-1.1 ПК-1.2 ПК-1.3
5
0
0
 
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
5.1. Примерный перечень вопросов к зачету
1. Как менялось отношение человека к животным в процессе его эволюции?

2. В чем заключается основная заслуга Ламарка в изучении поведения животных?

3. Какую роль для развития представлений о психике животных сыграли работы Ч. Дарвина?

4. Как развивалась наука о поведении животных в России?

5. Основные положения этологии.

6. Основные направления изучения поведения животных.

7. Изучение поведения отдельных таксономических групп.

8. Изучение популяционных взаимоотношений.

9. Поведение грызунов, копытных, хищников, сельскохозяйственных животных.

10. Каковы образования условных рефлексов?

11. Что такое внутреннее и внешнее торможение?

12. В чем причина возникновения неврозов у животных?

 
Оснащенность
 
13. Коммуникации животных. Язык, органы чувств, анализаторы животных.

14. Способы коммуникаций животных.

15. Инстинкты животных. Внутренние и внешние факторы. Структура инстинктивного поведения.

16.Инстинктивное поведение и общение. Формы общения животных. Инстинктивные движения и таксисы.

17. Основные формы поведения животных.

18. Процесс научения. Навыки. Методы выработки навыков. Дрессировка.

19. Общение и подражание у животных.

20. Развитие психической деятельности животных в пренатальном периоде.

21. Развитие психики животных в раннем постнатальном периоде.

22. Врожденное узнавание. Запечатление. Реакция следования. Половое запечатление животных.

23. Развитие психической деятельности в ювенильном периоде. Игры животных.

24. Происхождение трудовой деятельности, общественных отношений и членораздельной речи человека.

25. Этология на современном этапе развития.

 
5.2. Примерный перечень вопросов к экзамену
не предусмотрено
 
5.3. Тематика курсовых работ (курсовых проектов)
не предусмотрено
 
1. Как менялось отношение человека к животным в процессе его эволюции?

2. В чем заключается основная заслуга Ламарка в изучении поведения животных?

3. Какую роль для развития представлений о психике животных сыграли работы Ч. Дарвина?

4. Как развивалась наука о поведении животных в России?

5. Основные положения этологии.

6. Основные направления изучения поведения животных.

7. Изучение поведения отдельных таксономических групп.

8. Изучение популяционных взаимоотношений.

9. Поведение грызунов, копытных, хищников, сельскохозяйственных животных.

10. Каковы образования условных рефлексов?

11. Что такое внутреннее и внешнее торможение?

12. В чем причина возникновения неврозов у животных?

13. Коммуникации животных. Язык, органы чувств, анализаторы животных.

14. Способы коммуникаций животных.

15. Инстинкты животных. Внутренние и внешние факторы. Структура инстинктивного поведения.

5.4. Фонд оценочных средств для проведения текущего контроля
 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
Колич-во
 
Л1.1
Иванов А. А.
Этология с основами зоопсихологии: учебное пособие
СПб.: Лань, 2013
Электронный ресурс
 
Л1.2
Смолин С. Г.
Физиология и этология животных: учебное пособие
СПб.: Лань, 2018
Электронный ресурс
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
Колич-во
 
Л2.1
Хрусталева И. В., Михайлова Н. В., Шнейберг Я. И., Хрусталева И. В.
Анатомия домашних животных: учебник
М.: КолосС, 2002
15
 
6.3.1 Перечень программного обеспечения
 
6.3.1.1
ОС Windows XP
6.3.1.2
MozillaFirefox
6.3.1.3
7-Zip
6.3.1.4
LibreOffice
6.3.1.5
ОС Windows 8
6.3.1.6
ОС Windows 7
6.3.1.7
ОС Windows 10
6.3.1.8
медиапроигрыватель VLC
6.3.1.9
SuperNovaReaderMagnifier
 
Оснащенность
 
6.3.2 Перечень информационных справочных систем
 
6.3.2.1
Электронная библиотечная система издательства «Лань». Полнотекстовая электронная библиотека. Индивидуальный неограниченный доступ через фиксированный внешний IP адрес академии неограниченному количеству пользователей из любой точки, в которой имеется доступ к сети Интернет.http://e.lanbook.com
6.3.2.2
Национальная электронная библиотека. Доступ посредством использования сети «Интернет» на 32 терминала доступа. https://нэб.рф/
6.3.2.3
Электронная библиотека технического ВУЗа (ЭБС «Консультант студента»). Полнотекстовая электронная библиотека.  Индивидуальный неограниченный доступ через фиксированный внешний IP адрес академии неограниченному количеству пользователей из любой точки, в которой имеется доступ к сети Интернет. http://www.studentlibrary.ru
6.3.2.4
Электронно-библиотечная система ZNANIUM.COM. Полнотекстовая электронная библиотека. Индивидуальный неограниченный доступ через фиксированный внешний IP адрес академии неограниченному количеству пользователей из любой точки, в которой имеется доступ к сети Интернет. http://znanium.com/
6.3.2.5
Электронная библиотечная система «ЭБС ЮРАЙТ www.biblio-online.ru». Полнотекстовая электронная библиотека. Индивидуальный неограниченный доступ через фиксированный внешний IP адрес академии неограниченному количеству пользователей из любой точки, в которой имеется доступ к сети Интернет. https://www.biblio-online.ru/
6.3.2.6
Электронный периодический справочник «Система ГАРАНТ». Полнотекстовый, обновляемый. Доступ по локальной сети академии
 
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
Аудитория
Назначение
Оснащенность
Вид работ
 
404
Учебная аудитория
Ученические столы (20 шт.), стол преподавателя (1 шт.), стул (81 шт.),  трибуна (1 шт.), доска классная (1шт.), демонстрационное оборудование (экран настенный с электроприводом (1 шт.), проектор – LG DS125 (1 шт.), ноутбук JBM Lenovo i32350 (1 шт.)) и учебно-наглядные пособия
 
406
Учебная аудитория
Доска классная (1 шт.), персональный компьютер (10 шт.), микроскоп биологический БИОМЕД С2вар4 (18 шт.), микроскоп микмед-1вар1/Р11// (7 шт.), стол для преподавателя (1 шт.), стол ученический 2-х местный (8 шт.), стул ISO (1 шт.), стул офисный ISO (10 шт.), стул ученический (16 шт.), шкаф медицинский 2-х ств. железный (2 шт.) с оборудованием
 
408а
Помещение для самостоятельной работы
Компьютерная техника с возможностью подключения к сети "Интернет" и обеспечением доступа в электронную информационно-образовательную среду организации(2 шт.), pH-метр рН-150 МИ (с поверкой), люксметр (1 шт.), микроскоп биологический БИОМЕД С2вар4, рефрактометр РЛ-3, стол (5 шт.), стул п/м (6 шт.), счетчик «Сигма-1» ионов, счетчик гематологический электронный СГ-ЭЦ-15М СПУ
 
123
Помещение для самостоятельной работы
Компьютерная техника с возможностью подключения к сети "Интернет" и обеспечением доступа в электронную информационно-образовательную среду организации(19 шт.), столы (17 шт.), компьютерный стол 6-и местный (3 шт.), стулья ученические (34 шт.), стулья п/м (18 шт.), стеллажи с литературой, видеоувеличитель Optelec Wide Screen (1 шт.)
 
8. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Для освоения дисциплины студентами необходимо:

1. посещать лекции, на которых в сжатом и системном виде излагаются основы дисциплины: даются определения понятий, законов, которые должны знать студенты. Студенту важно понять, что лекция есть своеобразная творческая форма самостоятельной работы. Надо пытаться стать активным соучастником лекции: думать, сравнивать известное с вновь получаемыми знаниями, войти в логику изложения материала лектором, следить за ходом его мыслей, за его аргументацией, находить в ней кажущиеся вам слабости. Во время лекции можно задать лектору вопрос, желательно в письменной форме, чтобы не мешать и не нарушать логики проведения лекции. Слушая лекцию, следует зафиксировать основные идеи, положения, обобщения, выводы. Работа над записью лекции завершается дома. На свежую голову (пока еще лекция в памяти) надо уточнить то, что записано, обогатить запись тем, что не удалось зафиксировать в ходе лекции, записать в виде вопросов то, что надо прояснить, до конца понять. Важно соотнести материал лекции с темой учебной программы и установить, какие ее вопросы нашли освещение в прослушанной лекции. Тогда полезно обращаться и к учебнику. Лекция и учебник не заменяют, а дополняют друг друга.

2. посещать  практические занятия, к которым следует готовиться и активно на них работать. Задание к практическому занятию выдает преподаватель. Задание включает в себя основные вопросы, задачи, тесты и рефераты для самостоятельной работы, литературу. Практические занятия начинаются с вступительного слова преподавателя, в котором называются цель, задачи и вопросы занятия. В процессе проведения занятий преподаватель задает основные и 

 
Оснащенность
 
дополнительные вопросы, организует их обсуждение. На практических занятиях разбираются тестовые задания и задания, выданные для самостоятельной работы, заслушиваются реферативные выступления. Студенты, пропустившие занятие, или не подготовившиеся к нему, приглашаются на консультацию к преподавателю. Практическое занятие заканчивается подведением итогов: выводами по теме и выставлением оценок.

3. систематически заниматься самостоятельной работой, которая включает в себя изучение нормативных документов, материалов учебников и статей из научной литературы, решение задач, написание докладов, рефератов, эссе. Задания для самостоятельной работы выдаются преподавателем.

4. под руководством преподавателя заниматься научно-исследовательской работой, что предполагает выступления с докладами на научно-практических конференциях и публикацию тезисов и статей по их результатам.

5. при возникающих затруднениях при освоении дисциплины, для неуспевающих студентов и студентов, не посещающих занятия, проводятся еженедельные консультации, на которые приглашаются неуспевающие студенты, а также студенты, испытывающие потребность в помощи преподавателя при изучении дисциплины.

Требования, предъявляемые к выполнению контрольных заданий. При выполнении контрольных заданий следует:

1. Получить четкий ответ на все вопросы, содержащиеся в контрольном задании.

2. Максимально четко изложить способ выполнения контрольного задания.

3. Оформить задание в соответствии с предъявленными требованиями.

4. По возможности, осуществить проверку полученных результатов.

 
ПРИЛОЖЕНИЯ
 
Актуализированная рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании выпускающей кафедры, протокол №  ___   от _____________________
Заведующий выпускающей кафедрой  _________________________________
ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ

в 20___ /20___ учебном году

ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ

в 20___ /20___ учебном году

ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ

в 20___ /20___ учебном году

Актуализированная рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании выпускающей кафедры, протокол №  ___   от  _____________________
Актуализированная рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании выпускающей кафедры, протокол №  ___   от  _____________________
Актуализированная рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании выпускающей кафедры, протокол №  ___   от  _____________________
Заведующий выпускающей кафедрой  _________________________________
Заведующий выпускающей кафедрой  _________________________________
Заведующий выпускающей кафедрой  _________________________________
ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ

в 20___ /20___ учебном году

Актуализированная рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании выпускающей кафедры, протокол №  ___   от  _____________________
Заведующий выпускающей кафедрой  _________________________________
ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ

в 20___ /20___ учебном году

Актуализированная рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании выпускающей кафедры, протокол №  ___   от  _____________________
ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ

в 20___ /20___ учебном году

Заведующий выпускающей кафедрой  _________________________________