2024-2025_oz_36_05_01_24-1 Ветеринария_plx_Клиническая фармакология
 
МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования 
"Чувашский государственный аграрный университет"

(ФГБОУ ВО Чувашский ГАУ)

Кафедра
Эпизоотологии, паразитологии и ветеринарной санитарной экспертизы
УТВЕРЖДАЮ
Проректор по учебной

и научной работе

 
 
Л.М. Корнилова
26.03.2024 г.
 
Б1.В.05
Клиническая фармакология
Специальность 36.05.01 Ветеринария

Направленность (профиль) Клиническая ветеринария

рабочая программа дисциплины (модуля)
 
зачет    
Виды контроля:
самостоятельная работа
56
аудиторные занятия
16
Общая трудоемкость
Часов по учебному плану
2 ЗЕТ
Форма обучения
очно-заочная
Квалификация
Ветеринарный врач
72
в том числе:
 
Распределение часов дисциплины по семестрам
Семестр

(<Курс>.<Семестр на курсе>)

8 (4.2)
Итого
Недель
18 1/6
Вид занятий
УП
РП
УП
РП
Лекции
8
8
8
8
Лабораторные
8
8
8
8
В том числе инт.
2
2
2
2
Итого ауд.
16
16
16
16
Кoнтактная рабoта
16
16
16
16
Сам. работа
56
56
56
56
Итого
72
72
72
72
 
 
 
Программу составил(и):
канд. биол. наук, доц., Ефимова Инна Олеговна
 
 
1. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - специалитет по специальности 36.05.01 Ветеринария (приказ Минобрнауки России от 22.09.2017 г. № 974).
При разработке рабочей программы дисциплины (модуля) "Клиническая фармакология" в основу положены:
2. Учебный план: Специальность 36.05.01 Ветеринария

Направленность (профиль) Клиническая ветеринария, одобренный Ученым советом ФГБОУ ВО Чувашский ГАУ от 26.03.2024 г., протокол № 12.

 
 
 
Рабочая программа дисциплины (модуля) проходит согласование с использованием инструментов электронной информационно-образовательной среды Университета.
 
Заведующий кафедрой  Ефимова И.О. 
Заведующий выпускающей кафедрой  Семенов В.Г. 
Председатель методической комиссии факультета  Ефимова И.О.
Директор научно-технической библиотеки  Викторова В.А.
СОГЛАСОВАНО:
 
Оснащенность
 
 
1. ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
1.1
изучение фармакотерапии конкретных патологий животных с акцентированием внимания на этиопатогенезе (патологические мишени), клинических признаках и синдромах с учетом фармакокинетики и фармакодинамики лекарственного вещества.
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП
Цикл (раздел) ОПОП:
Б1.В
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
Ветеринарная фармакология
2.1.2
Иммунология
2.1.3
Кормление животных с основами кормопроизводства
2.1.4
Учебная практика, общепрофессиональная практика
2.1.5
Гематология
 
2.2
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
 
2.2.1
Дерматология
 
2.2.2
Реконструктивно-восстановительная хирургия
 
2.2.3
УЗИ диагностика
 
2.2.4
Производственная практика, врачебно-производственная практика
 
3. КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
ПК-3. Способен использовать и анализировать фармакологические и токсикологические характеристики лекарственного сырья, препаратов, биологически активных добавок и биологически активных веществ для лечебно-профилактической деятельности, осуществлять контроль качества и соблюдение правил производства, реализации кормов, кормовых добавок и ветеринарных препаратов
 
ПК-3.1 Знать: фармакологические и токсикологические характеристики лекарственного сырья, лекарственных препаратов, биопрепаратов и биологических активных добавок, правила производства, хранения, качества и реализации биологических и иных ветеринарных препаратов, предназначенных для профилактики болезней и лечения животных
 
 
 
ПК-3.2 Уметь: анализировать действия лекарственных препаратов, расшифровывать механизмы формирования ответных рефлекторных и гуморальных реакций при действии лекарственных средств на организм животного, контролировать производство лекарственных препаратов и биопрепаратов
 
 
 
ПК-3.3 Иметь практический опыт: применения лекарственных препаратов, биопрепаратов, биологических активных добавок для профилактики и лечения болезней животных различной этиологии, а также фармакологической терминологией
 
 
 
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
 
3.1
Знать:
3.1.1
фармакологические и токсикологические характеристики лекарственного сырья, лекарственных препаратов, биопрепаратов и биологических активных добавок, правила производства, хранения, качества и реализации биологических и иных ветеринарных препаратов, предназначенных для профилактики болезней и лечения животных.
 
 
3.2
Уметь:
3.2.1
анализировать действия лекарственных препаратов, расшифровывать механизмы формирования ответных рефлекторных и гуморальных реакций при действии лекарственных средств на организм животного, контролировать производство лекарственных препаратов и биопрепаратов.
 
 
3.3
Иметь навыки и (или) опыт деятельности:
3.3.1
применения лекарственных препаратов, биопрепаратов, биологических активных добавок для профилактики и лечения болезней животных различной этиологии, а также фармакологической терминологией.
 
 
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Литература
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Инте

ракт.

Примечание
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Прак.

подг.

 
 
Раздел 1. 

 
Оснащенность
 
Предмет и задачи клинической фармакологии /Лек/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2 Л2.3

1
ПК-3.1 ПК-3.2 ПК-3.3
8
0
Опрос на лабораторных занятиях. Подготовка докладов и рефератов. Тестирование.
0
 
Номенклатура ЛС /Лаб/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2 Л2.3

1
ПК-3.1 ПК-3.2 ПК-3.3
8
0
Учебная дискуссия

0
 
Номенклатура ЛС

/Ср/

Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2 Л2.3

10
ПК-3.1 ПК-3.2 ПК-3.3
8
0
Опрос на лабораторных занятиях. Подготовка докладов и рефератов. Тестирование
0
 
Фармакокинетика

Фармакодинамика /Лек/

Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2 Л2.3

1
ПК-3.1 ПК-3.2 ПК-3.3
8
0
Опрос на лабораторных занятиях. Подготовка докладов и рефератов. Тестирование.
0
 
Фармакокинетика /Лаб/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2 Л2.3

1
ПК-3.1 ПК-3.2 ПК-3.3
8
0
Учебная дискуссия
0
 
Фармакокинетика /Ср/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2 Л2.3

10
ПК-3.1 ПК-3.2 ПК-3.3
8
0
Опрос на лабораторных занятиях. Подготовка докладов и рефератов. Тестирование.
0
 
Побочное действие ЛС

Взаимодействие ЛС /Лек/

Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2 Л2.3

1
ПК-3.1 ПК-3.2 ПК-3.3
8
0
Опрос на лабораторных занятиях. Подготовка докладов и рефератов. Тестирование.
0
 
Особенности применения ЛС старым, новорожденным, беременным и лактирующим живот-ным. /Лаб/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2 Л2.3

1
ПК-3.1 ПК-3.2 ПК-3.3
8
0
Опрос на лабораторных занятиях.

Подготовка докладов и рефератов.

Тестирование.

0
 
Особенности применения ЛС старым, новорожденным, беременным и лактирующим живот-ным. /Ср/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2 Л2.3

8
ПК-3.1 ПК-3.2 ПК-3.3
8
0
Опрос на лабораторных занятиях. Подготовка докладов и рефератов. Тестирование.
0
 
ЛС при болезнях пищеварительной системы.

ЛС при болезнях органов дыхания /Лек/

Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2 Л2.3

1
ПК-3.1 ПК-3.2 ПК-3.3
8
0
Опрос на лабораторных занятиях. Подготовка докладов и рефератов. Тестирование.
0
 
Оснащенность
 
ЛС при болезнях пищеварительной системы.

ЛС при болезнях органов дыхания /Лаб/

Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2 Л2.3

1
ПК-3.1 ПК-3.2 ПК-3.3
8
0
Опрос на лабораторных занятиях.

Подготовка докладов и рефератов.

Тестирование.

0
 
ЛС при болезнях пищеварительной системы.

ЛС при болезнях органов дыхания /Ср/

Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2 Л2.3

6
ПК-3.1 ПК-3.2 ПК-3.3
8
0
Опрос на лабораторных занятиях. Подготовка докладов и рефератов. Тестирование.
0
 
ЛС при болезнях сердечно-сосудистой системы.

ЛС при болезнях почек /Лек/

Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2 Л2.3

1
ПК-3.1 ПК-3.2 ПК-3.3
8
0
Проблемная лекция
0
 
ЛС при болезнях нервной системы /Лаб/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2 Л2.3

1
ПК-3.1 ПК-3.2 ПК-3.3
8
0
Опрос на лабораторных занятиях.

Подготовка докладов и рефератов.

Тестирование.

0
 
ЛС при болезнях почек.

ЛС при болезнях нерв-ной системы.

ЛС при болезнях сер-дечно-сосудистой системы. /Ср/

Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2 Л2.3

6
ПК-3.1 ПК-3.2 ПК-3.3
8
0
Опрос на лабораторных занятиях. Подготовка докладов и рефератов. Тестирование
0
 
Фармакокоррекция иммунологических нарушений. /Лаб/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2 Л2.3

1
ПК-3.1 ПК-3.2 ПК-3.3
8
0
Учебная дискуссия
0
 
Фармакокоррекция иммунологических нарушений. /Ср/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2 Л2.3

2
ПК-3.1 ПК-3.2 ПК-3.3
8
0
Опрос на лабораторных занятиях. Подготовка докладов и рефератов. Тестирование
0
 
Средства при поражении кожных покровов и глубоколежащих тканей. /Лаб/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2 Л2.3

1
ПК-3.1 ПК-3.2 ПК-3.3
8
0
Опрос на лабораторных занятиях.

Подготовка докладов и рефератов.

Тестирование

0
 
Средства при поражении кожных покровов и глубоколежащих тканей. /Ср/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2 Л2.3

6
ПК-3.1 ПК-3.2 ПК-3.3
8
0
Опрос на лабораторных занятиях. Подготовка докладов и рефератов. Тестирование
0
 
Принципы фармакокоррекции инфекционных и инвазионных болезней /Лек/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2 Л2.3

1
ПК-3.1 ПК-3.2 ПК-3.3
8
0
Опрос на лабораторных занятиях. Подготовка докладов и рефератов. Тестирование
0
 
Оснащенность
 
Принципы фармакокоррекции инфекционных и инвазионных болезней /Ср/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2 Л2.3

4
ПК-3.1 ПК-3.2 ПК-3.3
8
0
Опрос на лабораторных занятиях. Подготовка докладов и рефератов. Тестирование
0
 
Фитофармакология /Лек/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2 Л2.3

2
ПК-3.1 ПК-3.2 ПК-3.3
8
2
Опрос на лабораторных занятиях.

Подготовка докладов и рефератов.

Тестирование

0
 
Фитофармакология /Лаб/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2 Л2.3

1
ПК-3.1 ПК-3.2 ПК-3.3
8
0
Опрос на лабораторных занятиях.

Подготовка докладов и рефератов.

Тестирование

0
 
Фитофармакология. /Ср/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2 Л2.3

4
ПК-3.1 ПК-3.2 ПК-3.3
8
0
Опрос на лабораторных занятиях. Подготовка докладов и рефератов. Тестирование
0
 
/Зачёт/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2 Л2.3

0
8
0
0
 
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
5.1. Примерный перечень вопросов к зачету
1. Понятие о лекарственной форме. Виды.

2. Понятие о механизме действия и видах действия лекарственных веществ.

3. Пути введения лекарственных веществ в организм.

4. Твердые лекарственные формы. Технология изготовления.

5. Жидкие лекарственные формы. Технологии приготовления.

6. Мягкие лекарственные формы. Технология приготовления.

7. Газообразные лекарственные формы. Технология приготовления.

8. Определение предмета «Ветеринарная фармакология», его структура, социально-экономическое значение, связь с другими дисциплинами.

9. История развития науки о лекарственных средствах.

10. Лекарственные формы (твѐрдые, жидкие, мягкие) и правила их выписывания в рецептах.

11. Средства для наркоза. Механизм действия. Фармакологические эффекты.

12. Виды наркоза. Стадии наркоза. Препараты и их применение.

13. Снотворные средства, механизм действия, фармакологические эффекты, препараты и их применение.

14. Фармакокинетика лекарственных веществ.

15.Фармакодинамика лекарственных веществ.

 
5.2. Примерный перечень вопросов к экзамену
не предусмотрено
 
5.3. Тематика курсовых работ (курсовых проектов)
не предусмотрено
 
1. Методы ветеринарной терапии.

2. Нефрозы.

3. Светотерапия.

4. Пиелонефрит.

5. Миокардит

6. Электротерапия.

7. Нефросклероз.

8. Эндокардит

9. Болезни сердечно-сосудистой системы и ее классификация.

5.4. Фонд оценочных средств для проведения текущего контроля
 
Оснащенность
 
10. Пиелит.

11. Бронхопневмония.

12. Перикардит.

13. Цистит.

14. Закупорка пищевода.

15. Водянка сердечной сорочки.

16. Мочекаменная болезнь.

17. Атония и гипотония преджелудков.

18. Болезни верхних дыхательных путей.

19. Послеродовая гемоглобинурия коров.

20. Кормовой травматизм.

21. Бронхит.

22. Геморрагические диатезы.

23. Воспаление сычуга.

24. Пневмония крупозная.

25. Классификация болезней нервной системы

26. Гастрит.

27. Эмфизема легких.

28. Анемия головного мозга.

29. Язвенная болезнь

30. Гиперемия и отек легких.

31. Гиперемия головного мозга

32. Копростаз.

33. Плеврит.

34. Анемия с/х животных.

35. Химостаз

36. Классификация болезней пищеварительной системы.

37. Эпилепсия.

38. Гепатоз

39. Гипотония и атония преджелудков.

40. Тетания.

41. Цирроз печени

42. Алкалоз рубца.

43. Эклампсия.

44. Иммунодефицит.

 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
Колич-во
 
Л1.1
Набиев Ф. Г., Ахмадеев Р. Н.
Современные ветеринарные лекарственные препараты: учебное пособие
СПб.: Лань, 2011
10
 
Л1.2
Набиев Ф. Г., Ахмадеев Р. Н.
Современные ветеринарные лекарственные препараты: учебное пособие
СПб.: Лань, 2011
Электронный ресурс
 
Л1.3
Слободяник В. И., Мельникова Н. В., Степанов В. А., Ческидова Л. В.
Ветеринарная рецептура с основами технологии лекарств: учебное пособие
СПб.: Лань, 2018
Электронный ресурс
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
Колич-во
 
Л2.1
Соколов В. Д., Андреева Н. Л., Ноздрин Г. А., Ракова Т. Н., Александров И. Д., Соколов В. Д.
Клиническая фармакология: учебное пособие
М.: КолосС, 2002
68
 
Л2.2
Соколов В. Д.
Фармакология: учебник
СПб.: Лань, 2010
0
 
Л2.3
Ващекин Е. П., Маловастый К. С.
Ветеринарная рецептура: учебное пособие
СПб.: Лань, 2010
10
 
6.3.1 Перечень программного обеспечения
 
6.3.1.1
ОС Windows XP
6.3.1.2
SuperNovaReaderMagnifier
 
Оснащенность
 
6.3.1.3
MozillaFirefox
6.3.1.4
ОС Windows 10
 
6.3.2 Перечень информационных справочных систем
 
6.3.2.1
Электронная библиотечная система издательства «Лань». Полнотекстовая электронная библиотека. Индивидуальный неограниченный доступ через фиксированный внешний IP адрес академии неограниченному количеству пользователей из любой точки, в которой имеется доступ к сети Интернет.http://e.lanbook.com
6.3.2.2
Электронно-библиотечная система ZNANIUM.COM. Полнотекстовая электронная библиотека. Индивидуальный неограниченный доступ через фиксированный внешний IP адрес академии неограниченному количеству пользователей из любой точки, в которой имеется доступ к сети Интернет. http://znanium.com/
6.3.2.3
Электронный периодический справочник «Система ГАРАНТ». Полнотекстовый, обновляемый. Доступ по локальной сети академии
6.3.2.4
Национальная электронная библиотека. Доступ посредством использования сети «Интернет» на 32 терминала доступа. https://нэб.рф/
 
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
Аудитория
Назначение
Оснащенность
Вид работ
 
411
Учебная аудитория
Доска классная, жалюзи вертикальные тканевые Лайн/светло-бежевые 1900*2290 (3 шт.), стол ученический (29 шт.), стул ученический (58 шт.), кафедра настольная (1 шт.), демонстрационное оборудование (проектор Acer X128H DLP XGA 1024*768, экран на штативе Projecta 200*200, ноутбук Aser Asp T2370) и учебно-наглядные пособия
Лек
 
408
Учебная аудитория
Белая лаковая магнитно-маркерная доска (1 шт.), интерактивный тренажерный комплекс «Фармаколог-1.01» с компьютерным управлением (1 шт.), комплект учебно-лабораторной мебели №3 (стол медицинский 1 шт., шкаф медицинский 5 шт.), парта 2-х местная со скамейкой (6 шт.), парта 4-х местная со скамейкой (1 шт.), стол письменный для преподавателей (с выкатной тумбой), стул п/м (2 шт.), демонстрационное оборудование (телевизор LD LED TV 108/43) и учебно-наглядные пособия (электрифицированный стенд «Вещества, действующие преимущественно на центральную нервную систему», электрифицированный стенд «Основные признаки острых отравлений животных лекарственными веществами», электрифицированный стенд «Сердечно-сосудистые вещества»)
Пр
 
123
Помещение для самостоятельной работы
Компьютерная техника с возможностью подключения к сети "Интернет" и обеспечением доступа в электронную информационно-образовательную среду организации(19 шт.), столы (17 шт.), компьютерный стол 6-и местный (3 шт.), стулья ученические (34 шт.), стулья п/м (18 шт.), стеллажи с литературой, видеоувеличитель Optelec Wide Screen (1 шт.)
 
8. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Для освоения дисциплины студентами необходимо:

1. посещать лекции, на которых в сжатом и системном виде излагаются основы дисциплины: даются определения понятий, которые должны знать студенты. Студенту важно понять, что лекция есть своеобразная творческая форма самостоятельной работы. Надо пытаться стать активным соучастником лекции: думать, сравнивать известное с вновь получаемыми знаниями, войти в логику изложения материала лектором, следить за ходом его мыслей, за его аргументацией. Во время лекции можно задать лектору вопрос, желательно в письменной форме, чтобы не мешать и не нарушать логики проведения лекции. Слушая лекцию, следует зафиксировать основные идеи, положения, обобщения, выводы. Работа над записью лекции завершается дома. На свежую голову (пока еще лекция в памяти) надо уточнить то, что записано, обогатить запись тем, что не удалось зафиксировать в ходе лекции, записать в виде вопросов то, что надо прояснить, до конца понять. Важно соотнести материал лекции с темой учебной программы и установить, какие ее вопросы нашли освещение в прослушанной лекции. Тогда полезно обращаться и к учебнику. Лекция и учебник не заменяют, а дополняют друг друга.

2. посещать практические занятия, к которым следует готовиться и активно на них работать. Задание к практическому занятию выдает преподаватель. Затем, в процессе занятий преподаватель контролирует деятельность студентов, направляет и указывает им основные моменты. Студенты должны оформить конспекты разбираемых вопросов, по которым преподаватель контролирует полноту усвоения материала. Студенты, пропустившие занятие, или не успевшие выполнить весь объем задания в течение занятия, приглашаются на консультацию к преподавателю, и занимаются самостоятельно в свободное и внеурочное время. Практическое занятие заканчивается подведением итогов: выводами по теме и выставлением оценок.

3. систематически заниматься самостоятельной работой, которая включает в себя изучение материалов учебников и статей, справочной литературы и атласов. Задания для самостоятельной работы выдаются преподавателем.

 
Оснащенность
 
4. под руководством преподавателя заниматься научно-исследовательской работой, что предполагает выступления с докладами на научно-практических конференциях и публикацию тезисов и статей по их результатам.

5. при возникающих затруднениях при освоении дисциплины, для неуспевающих студентов и студентов, не посещающих занятия, проводятся еженедельные консультации, на которые приглашаются неуспевающие студенты, а также студенты, испытывающие потребность в помощи преподавателя при изучении дисциплины.

 
ПРИЛОЖЕНИЯ
 
Актуализированная рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании выпускающей кафедры, протокол №  ___   от _____________________
Заведующий выпускающей кафедрой  _________________________________
ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ

в 20___ /20___ учебном году

ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ

в 20___ /20___ учебном году

ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ

в 20___ /20___ учебном году

Актуализированная рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании выпускающей кафедры, протокол №  ___   от  _____________________
Актуализированная рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании выпускающей кафедры, протокол №  ___   от  _____________________
Актуализированная рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании выпускающей кафедры, протокол №  ___   от  _____________________
Заведующий выпускающей кафедрой  _________________________________
Заведующий выпускающей кафедрой  _________________________________
Заведующий выпускающей кафедрой  _________________________________
ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ

в 20___ /20___ учебном году

Актуализированная рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании выпускающей кафедры, протокол №  ___   от  _____________________
Заведующий выпускающей кафедрой  _________________________________
ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ

в 20___ /20___ учебном году

Актуализированная рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании выпускающей кафедры, протокол №  ___   от  _____________________
ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ

в 20___ /20___ учебном году

Заведующий выпускающей кафедрой  _________________________________