2024-2025_oz_36_05_01_24-1 Ветеринария_plx_Латинский язык
 
МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования 
"Чувашский государственный аграрный университет"

(ФГБОУ ВО Чувашский ГАУ)

Кафедра
Морфологии, акушерства и терапии
УТВЕРЖДАЮ
Проректор по учебной

и научной работе

 
 
Л.М. Корнилова
26.03.2024 г.
 
Б1.О.06
Латинский язык
Специальность 36.05.01 Ветеринария

Направленность (профиль) Клиническая ветеринария

рабочая программа дисциплины (модуля)
 
зачет  зачет с оценкой   
Виды контроля:
самостоятельная работа
78
аудиторные занятия
30
Общая трудоемкость
Часов по учебному плану
3 ЗЕТ
Форма обучения
очно-заочная
Квалификация
Ветеринарный врач
108
в том числе:
 
Распределение часов дисциплины по семестрам
Семестр

(<Курс>.<Семестр на курсе>)

1 (1.1)
2 (1.2)
Итого
Недель
15 5/6
18 2/6
Вид занятий
УП
РП
УП
РП
УП
РП
Практические
8
8
22
22
30
30
В том числе инт.
2
2
8
8
10
10
Итого ауд.
8
8
22
22
30
30
Кoнтактная рабoта
8
8
22
22
30
30
Сам. работа
64
64
14
14
78
78
Итого
72
72
36
36
108
108
 
 
 
Программу составил(и):
канд. ветеринар. наук, доц., Симурзина Е.П.
 
 
1. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - специалитет по специальности 36.05.01 Ветеринария (приказ Минобрнауки России от 22.09.2017 г. № 974).
При разработке рабочей программы дисциплины (модуля) "Латинский язык" в основу положены:
2. Учебный план: Специальность 36.05.01 Ветеринария

Направленность (профиль) Клиническая ветеринария, одобренный Ученым советом ФГБОУ ВО Чувашский ГАУ от 26.03.2024 г., протокол № 12.

 
 
 
Рабочая программа дисциплины (модуля) проходит согласование с использованием инструментов электронной информационно-образовательной среды Университета.
 
Заведующий кафедрой  Семенов В.Г. 
Заведующий выпускающей кафедрой  Семенов В.Г. 
Председатель методической комиссии факультета  Ефимова И.О.
Директор научно-технической библиотеки  Викторова В.А.
СОГЛАСОВАНО:
 
Оснащенность
 
 
1. ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
1.1
заложить у студентов основы латинской ветеринарной терминологии и обучить их лингвистическим особенностям латинского языка в объеме, необходимом для изучения дисциплин ветеринарно-биологического цикла.
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП
Цикл (раздел) ОПОП:
Б1.О
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
 
2.2
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
 
2.2.1
Учебная практика, научно-исследовательская работа (получение первичных навыков научно-исследовательской работы)
 
2.2.2
Производственная практика, научно-исследовательская работа
 
3. КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
УК-4. Способен применять современные коммуникативные технологии, в том числе на иностранном(ых) языке(ах), для академического и профессионального взаимодействия
 
УК-4.1 Знать: компьютерные технологии и информационную инфраструктуру в организации; коммуникации в профессиональной этике; факторы улучшения коммуникации в организации, коммуникационные технологии в профессиональном взаимодействии; характеристики коммуникационных потоков; значение коммуникации в профессиональном взаимодействии; методы исследования коммуникативного потенциала личности; современные средства информационно-коммуникационных технологий
 
 
 
УК-4.2 Уметь: создавать на русском и иностранном языках письменные тексты научного и официально-делового стилей речи по профессиональным вопросам; исследовать прохождение информации по управленческим коммуникациям; определять внутренние коммуникации в организации
 
 
 
УК-4.3 Иметь навыки: применения принципов формирования системы коммуникации; анализирования системы коммуникационных связей в организации осуществлением устных и письменных коммуникаций, в том числе на иностранном языке; представления планов и результатов собственной и командной деятельности с использованием коммуникативных технологий; технологии построения эффективной коммуникации в организации; передачи профессиональной информации в информационно-телекоммуникационных сетях; использования современных средств информационно-коммуникационных технологий
 
 
 
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
 
3.1
Знать:
3.1.1
фонетическую и орфоэпическую систему латинского языка;
3.1.2
грамматические явления латинского языка;
3.1.3
родовые окончания слов, вопросы и окончания падежей, числа и склонения имен существительных;
3.1.4
прилагательные I и II - го разряда, их окончания, правило их склонения;
3.1.5
категории наклонения глаголов и их спряжения;
3.1.6
правила образования причастий и их функции в терминообразовании;
3.1.7
правила образования латинских числительных;
3.1.8
структуру рецепта и правила еѐ латинской части;
3.1.9
специфические особенности терминов и терминосистем определенный минимум профильной лексики и словообразовательных элементов - около 370 единиц;
3.1.10
100 крылатых выражений;
3.1.11
текст студенческого «Gaudeamus»
 
 
3.2
Уметь:
3.2.1
правильно писать таксоны, сложные и простые ботанические и зоологические термины;
3.2.2
уметь анализировать слово по составу;
3.2.3
правильно читать греческие и латинские термины и знать их значения;
3.2.4
определять принадлежность слова к той или иной части речи;
3.2.5
конструировать профессионально-биологические однословные и многословные латинские термины;
3.2.6
образовывать термины, пользуясь правилами морфологического, синтаксического, семантического терминообразования и субстантивации;
3.2.7
использовать в письменной речи латинские термины, фразеологизмы, пословицы, крылатые выражения
 
 
3.3
Иметь навыки и (или) опыт деятельности:
 
Оснащенность
 
3.3.1
чтения слов и терминов с правильной постановкой ударения;
3.3.2
лексического минимума в объеме 370 единиц
 
 
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Литература
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Инте

ракт.

Примечание
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Прак.

подг.

 
 
Раздел 1. Фонетика

 
Введение. Определение предмета, задачи и

содержание дисциплины. История

развития латинского и греческого языков.  /Пр/

Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1

0
УК-4.1 УК-4.2 УК-4.3
1
0
Опрос
0
 
Введение. Определение предмета, задачи и

содержание дисциплины. История

развития латинского и греческого языков.  /Ср/

Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1

6
УК-4.1 УК-4.2 УК-4.3
1
0
Опрос
0
 
Латинский алфавит. Правила

произношения и чтения латинских

терминов. Правила ударения в латинских и

греческих словах. /Пр/

Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1

2
УК-4.1 УК-4.2 УК-4.3
1
0
Опрос, контрольная работа
0
 
Латинский алфавит. Правила

произношения и чтения латинских

терминов. Правила ударения в латинских и

греческих словах. /Ср/

Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1

10
УК-4.1 УК-4.2 УК-4.3
1
0
Опрос
0
 
 
Раздел 2. Грамматика

 
Имя существительное. Грамматические

категории рода, падежа, числа, склонения,

их характеристика и признаки. /Пр/

Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1

2
УК-4.1 УК-4.2 УК-4.3
1
2
Опрос
0
 
Имя существительное. Грамматические

категории рода, падежа, числа, склонения,

их характеристика и признаки. /Ср/

Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1

10
УК-4.1 УК-4.2 УК-4.3
1
0
Опрос
0
 
Имя прилагательное. Склонение. Степени

сравнения. Согласование прилагательного

с существительным.

/Пр/

Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1

2
УК-4.1 УК-4.2 УК-4.3
1
0
Опрос, тестирование
0
 
Имя прилагательное. Склонение. Степени

сравнения. Согласование прилагательного

с существительным.

/Ср/

Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1

10
УК-4.1 УК-4.2 УК-4.3
1
0
Опрос
0
 
Глагол. Четыре спряжения, их признаки. Категории наклонения.

/Пр/

Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1

2
УК-4.1 УК-4.2 УК-4.3
1
0
Опрос
0
 
Глагол. Четыре спряжения, их признаки. Категории наклонения.

/Ср/

Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1

10
УК-4.1 УК-4.2 УК-4.3
1
0
Опрос
0
 
Причастия. Наречия. Степени сравнения

наречий. /Пр/

Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1

0
УК-4.1 УК-4.2 УК-4.3
1
0
Опрос
0
 
Причастия. Наречия. Степени сравнения

наречий. /Ср/

Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1

10
УК-4.1 УК-4.2 УК-4.3
1
0
Опрос
0
 
Служебные части речи. Числительные.

Местоимения  /Пр/

Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1

0
УК-4.1 УК-4.2 УК-4.3
1
0
Опрос, тестирование
0
 
Служебные части речи. Числительные.

Местоимения  /Ср/

Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1

8
УК-4.1 УК-4.2 УК-4.3
1
0
Опрос
0
 
 
Раздел 3. Зачет

 
Зачет /Зачёт/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1

0
УК-4.1 УК-4.2 УК-4.3
1
0
0
 
 
Раздел 4. Терминообразование

 
Оснащенность
 
Понятие о термине и номенклатурном

наименовании и их структура.

Терминологическое заимствование.

Термины греко-латинского

происхождения, вошедшие в

ветеринарную терминологию /Пр/

Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1

4
УК-4.1 УК-4.2 УК-4.3
2
2
Опрос
0
 
Понятие о термине и номенклатурном

наименовании и их структура.

Терминологическое заимствование.

Термины греко-латинского

происхождения, вошедшие в

ветеринарную терминологию /Ср/

Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1

2
УК-4.1 УК-4.2 УК-4.3
2
0
Опрос
0
 
Способы терминообразования и их

специфика. /Пр/

Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1

6
УК-4.1 УК-4.2 УК-4.3
2
2
Опрос
0
 
Способы терминообразования и их

специфика. /Ср/

Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1

2
УК-4.1 УК-4.2 УК-4.3
2
0
Опрос
0
 
 
Раздел 5. Рецептура

 
Структура и правила оформления

рецептов. Полные и сокращенные

рецепты.

/Пр/

Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1

12
УК-4.1 УК-4.2 УК-4.3
2
4
Опрос, индивидуальное домашнее задание
0
 
Структура и правила оформления

рецептов. Полные и сокращенные

рецепты.

/Ср/

Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1

10
УК-4.1 УК-4.2 УК-4.3
2
0
Опрос
0
 
 
Раздел 6. Зачет с оценкой

 
Зачет с оценкой /ЗачётСОц/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1

0
УК-4.1 УК-4.2 УК-4.3
2
0
0
 
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
5.1. Примерный перечень вопросов к зачету
Перечень вопросов для зачета:

1. Правила чтения гласных, согласных, буквосочетаний и дифтонгов. Напишите примеры.

2. На какие слоги падает ударение в латинских терминах? Какие гласные являются краткими? Напишите примеры.

3. По гласной какого слога определяется ударение в многосложном слове? Какие гласные являются долгими? Напишите примеры.

4. Что называется термином? Понятие терминология. Монолексемные и полилексемные термины.

5. Способы образования терминов: семантический, морфологический, синтаксический, субстантивация. Эпонимные термины и анаграммы.

6. Состав слова. Анализ слова по составу.

7. Напишите основные грамматические категории имени существительного латинского языка. Как определяется практическая основа имени существительного?

8. По какому признаку принято определять латинские склонения имен существительных? Напишите признак для каждого склонения.

9. Просклоняйте по 2 существительных 1 и 4 склонения.

10. Просклоняйте по 2 существительных 2 и 5 склонения.

11. Просклоняйте по 2 существительных 3 склонения.

12. На какие группы делятся прилагательные латинского языка? Как даются прилагательные I и II -го склонения в словаре?

13. Напишите словарную форму прилагательных всех групп и подгрупп.

14. Как склоняются прилагательные 1 и 2 группы? Приведите примеры.

15. Напишите суффиксы прилагательных. Приведите примеры.

Перечень вопросов для зачета с оценкой:

1. Какие прилагательные образуют степень сравнения? Как она образуется? Приведите пример.

2. Как склоняются прилагательные в сравнительной и превосходной степени?

3. На сколько спряжений делятся латинские глаголы? Какие окончания имеют основы этих глаголов? Как определяется основа настоящего времени глагола?

4. Как образуются и как склоняются причастия настоящего времени? Приведите пример.

5. Как образуются и как склоняются причастия прошедшего времени? Приведите пример.

6. Какие группы числительных различают в латинском языке? Приведите пример.

7. Какие числительные латинского языка склоняются и как они согласуются с существительными? Приведите пример.

8. Напишите латинские количественные и порядковые числительные до 10.

 
Оснащенность
 
9. Какие виды наречий существуют в латинском языке? Как они образуются? Приведите пример.

10. Какие союзы имеются в латинском языке? Приведите примеры.

11. Напишите указательные, отрицательные, относительные и притяжательные местоимения.

12. Напишите виды определений. Какими частями речи они выражены? Приведите примеры.

13. Что называется рецептом? Понятие о рецепте как о документе.

14. Структура рецепта.

15. Напишите распространенные рецептурные сокращения. В каком падеже выписываются лекарственные препараты?

16. Фармацевтическая терминология.

17. Химическая терминология.

18. Анатомическая терминология.

19. Лекарственные формы.

Вопросы на оценку понимания/умений

Перевод часть рецепта с русского на латинский язык (в сокращенной и развернутой

форме) и с латинского на русский язык. 

 
5.2. Примерный перечень вопросов к экзамену
не предусмотрено
 
5.3. Тематика курсовых работ (курсовых проектов)
не предусмотрено
 
Темы докладов:

1. Латинский язык в мире растений.

2. Латинский язык в мире животных.

3. Анатомические термины.

4. Латинские термины в анатомии: остеология, синдесмология и миология.

5. Латинские термины в анатомии: система пищеварения.

6. Латинские термины в анатомии: система дыхания.

7. Латинские термины в анатомии: система выделения.

8. Латинские термины в анатомии: половая система самцов и самок.

9. Латинские термины в анатомии: нервная система.

10. Латинские термины в анатомии: кровеносная система.

11. История становления латинского языка.

12. Латинский язык современности.

Темы рефератов:

1. История латинского языка.

2. Некоторые события из античной мифологии.

3. Наиболее известные авторы афоризмов и крылатых выражений (Аристотель, Гомер, Сократ, Гиппократ Коский, Катон и др.).

4. Латинские названия незаразных болезней.

5. Химическая номенклатура на латинском языке.

6. Лекарственные растения в ветеринарии.

7. Название наук, разделов медицины, специальностей.

8. Латинские названия инвазионных заболеваний животных и их возбудителей.

9. Латинские названия инфекционных заболеваний и их возбудителей.

10. Элементарные сведения о лекарственных формах.

11. Латинские пословицы и афоризмы.

12. Название патологических изменений органов и частей тела.

13. Словарь латинских сокращений в медицине и ветеринарии.

14. Латинский список клинических терминов.

15. Латинские термины болезней - общая хирургия (травма, воспаление, хирургическая ин-фекция, раны, некроз, язвы, свищи, ожоги; болезни кожи, сосудов, мышц, костей, опухоли).

16. Латинские термины болезней - частная хирургия (болезни головы и туловища).

17. Латинские термины болезней - частная хирургия (болезни конечностей).

18. Латинские термины болезней - частная хирургия (ортопедия; болезни глаз).

19. Латинские названия таксонов в зоологии.

20. Латинские названия таксонов в ботанике.

Примерные задания для Контрольной работы по вариантам:

1 вариант

1 Задание. Переведите на латинский:

Цветок; драже; сироп; настой; раствор; семя, суспензия; смешай.

2 Задание. Переведите следующие термины:

персиковое масло             сироп облепихи

5.4. Фонд оценочных средств для проведения текущего контроля
 
Оснащенность
 
очищенная вода                седативный сбор

3 Задание. Напишите рецепт без сокращений:

Жидкого экстракта пастушьей сумки

Жидкого экстракта калины по 10 мл

Смешать чтобы образовался раствор, принимать внутрь 3 раза в день по 1 ч.л.

4 Задание. Вместо пропусков допишите приставки:

_____aesthesia обезболивание

_____biōsis совместное жительство живых

______vertebrālis расположенный около позвоночника

2 вариант

1 Задание. Переведите на латинский:

Выдайте, корневище, настойка, капсула, жидкая мазь, сбор, ягода, обозначь.

2 Задание. Переведите следующие термины:

оливковое масло             настойка крапивы

таблетка Анальгина                сердечный сбор

3 Задание. Напишите рецепт без сокращений:

Настой коры ольхи и коры дуба по 15 г - 200мл

принимать внутрь 3 раза в день по 1 ч.л.

4 Задание. Вместо пропусков допишите приставки:

_____algīnum болеутоляющее средство

_____cardium сердечная мышца

______thermia понижение температуры

3 вариант

1 Задание. Переведите на латинский:

Мазь, пластырь, отвар, добавь, сироп, корень, лист, возьми.

2 Задание. Переведите следующие термины:

льняное масло             отвар коры дуба

горькая настойка                грудной сбор

3 Задание. Напишите рецепт без сокращений:

Мазь из ихтиола 2% 5,0 и оксида цинка 15,0

Наружно на пораженные участки тела

4 Задание. Вместо пропусков допишите приставки:

_____bolismus обмен веществ

_____opsia нарушение зрения

_____tensio понижение артериального давления

4 вариант

1 Задание. Переведите на латинский:

Семя, приготовь, корень; цветок, эмульсия, капли; экстракт, обозначь.

2 Задание. Переведите следующие термины:

Цинковая мазь             настой пустырника

Черное стекло                сердечный сбор

3 Задание. Напишите рецепт без сокращений:

Раствор из хлорида кальция 10% 20 мл и борглюконата 5% 10 мл

Внутривенно, каждые 24 часа, в течение 5 дней

4 Задание. Вместо пропусков допишите приставки:

_____metrium внутренняя оболочка матки

_____trophia расстройство питания

_____ secretio повышенная секреция

 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
Колич-во
 
Л1.1
Белоусова А. Р., Дебабова М. М., Новикова В. И.
Латинский язык: учебник
М.: КолосС, 2005
20
 
Л1.2
Валл Г. И.
Латинский язык: учебник для ветеринарных специальностей вузов
М.: Высшая школа, 2003
59
 
Л1.3
Белоусова А. Р., Дебабова М. М., Шевченко С. В.
Латинский язык с основами ветеринарной терминологии: учебное пособие
СПб.: Лань, 2015
Электронный ресурс
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Оснащенность
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
Колич-во
 
Л2.1
Авксентьева А. Г.
Латинский язык и основы медицинской терминологии: учебное пособие
Ростов н/Д: Феникс, 2002
20
 
6.3.1 Перечень программного обеспечения
 
6.3.1.1
ОС Windows XP
6.3.1.2
SuperNovaReaderMagnifier
6.3.1.3
Office 2007 Suites
6.3.1.4
MozillaFirefox
6.3.1.5
7-Zip
 
6.3.2 Перечень информационных справочных систем
 
6.3.2.1
Электронная библиотечная система издательства «Лань». Полнотекстовая электронная библиотека. Индивидуальный неограниченный доступ через фиксированный внешний IP адрес академии неограниченному количеству пользователей из любой точки, в которой имеется доступ к сети Интернет.http://e.lanbook.com
6.3.2.2
Электронная библиотека технического ВУЗа (ЭБС «Консультант студента»). Полнотекстовая электронная библиотека.  Индивидуальный неограниченный доступ через фиксированный внешний IP адрес академии неограниченному количеству пользователей из любой точки, в которой имеется доступ к сети Интернет. http://www.studentlibrary.ru
6.3.2.3
Электронно-библиотечная система ZNANIUM.COM. Полнотекстовая электронная библиотека. Индивидуальный неограниченный доступ через фиксированный внешний IP адрес академии неограниченному количеству пользователей из любой точки, в которой имеется доступ к сети Интернет. http://znanium.com/
6.3.2.4
Электронная библиотечная система «ЭБС ЮРАЙТ www.biblio-online.ru». Полнотекстовая электронная библиотека. Индивидуальный неограниченный доступ через фиксированный внешний IP адрес академии неограниченному количеству пользователей из любой точки, в которой имеется доступ к сети Интернет. https://www.biblio-online.ru/
6.3.2.5
Национальная электронная библиотека. Доступ посредством использования сети «Интернет» на 32 терминала доступа. https://нэб.рф/
 
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
Аудитория
Назначение
Оснащенность
Вид работ
 
409
Учебная аудитория
Доска классная (1 шт.), стол 4-х местный со скамейкой (20 шт.), стол однотумбовый (1 шт.), демонстрационное оборудование (полотно рулонное на штативе Classic Libra, проектор Acer X128H DLP XGA 1024*768, ноутбук Aser Asp T2370) и учебно-наглядные пособия
Пр
 
411
Учебная аудитория
Доска классная, жалюзи вертикальные тканевые Лайн/светло-бежевые 1900*2290 (3 шт.), стол ученический (29 шт.), стул ученический (58 шт.), кафедра настольная (1 шт.), демонстрационное оборудование (проектор Acer X128H DLP XGA 1024*768, экран на штативе Projecta 200*200, ноутбук Aser Asp T2370) и учебно-наглядные пособия
Пр
 
406
Учебная аудитория
Доска классная (1 шт.), персональный компьютер (10 шт.), микроскоп биологический БИОМЕД С2вар4 (18 шт.), микроскоп микмед-1вар1/Р11// (7 шт.), стол для преподавателя (1 шт.), стол ученический 2-х местный (8 шт.), стул ISO (1 шт.), стул офисный ISO (10 шт.), стул ученический (16 шт.), шкаф медицинский 2-х ств. железный (2 шт.) с оборудованием
Пр
 
413
Учебная аудитория
Доска классная, стол ученический (8 шт.), стул ученический (16 шт.), стул п/м (1 шт.), Шкаф для одежды с полками 900*420*1902, Шкаф медицинский, учебно-наглядные пособия
Пр
 
123
Помещение для самостоятельной работы
Компьютерная техника с возможностью подключения к сети "Интернет" и обеспечением доступа в электронную информационно-образовательную среду организации(19 шт.), столы (17 шт.), компьютерный стол 6-и местный (3 шт.), стулья ученические (34 шт.), стулья п/м (18 шт.), стеллажи с литературой, видеоувеличитель Optelec Wide Screen (1 шт.)
СР
 
8. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Методика изучения курса предусматривает наряду с практическими занятиями, организацию самостоятельной работы студентов, проведение консультаций, руководство исследовательской деятельностью студентов для выступления на научно-практических конференциях, осуществление текущего и промежуточного форм контроля.

Система знаний по дисциплине «Латинский язык» формируется в ходе аудиторных и внеаудиторных (самостоятельных) 

 
Оснащенность
 
занятий. Используя учебники и учебные пособия, практикумы, атласы и другую дополнительную литературу, проявляя творческий подход, специалист готовится к практическим занятиям, рассматривая их как пополнение, углубление, систематизацию своих теоретических и практических знаний.

Для освоения дисциплины студентами необходимо:

1. посещать практические занятия, к которым следует готовиться и активно на них работать. Задание к практическому занятию выдает преподаватель. Практические занятия начинаются с вступительного слова преподавателя, в котором называются цель, задачи и вопросы занятия. Далее преподаватель объясняет основной материал, акцентирует внимание студентов на важных моментах. Затем, в процессе занятий преподаватель контролирует деятельность студентов, направляет и указывает им основные моменты. Студенты, пропустившие занятие, или не успевшие выполнить весь объем задания в течение занятия, приглашаются на консультацию к преподавателю, и занимаются самостоятельно в свободное и внеурочное время. Практическое занятие заканчивается подведением итогов: выводами по теме и выставлением оценок.

2. систематически заниматься самостоятельной работой, которая включает в себя изучение материалов учебников и статей, справочной литературы и атласов. Задания для самостоятельной работы выдаются преподавателем.

3. при возникающих затруднениях при освоении дисциплины «Латинский язык», для неуспевающих студентов и студентов, не посещающих занятия, проводятся еженедельные консультации, на которые приглашаются неуспевающие студенты, а также студенты, испытывающие потребность в помощи преподавателя при изучении дисциплины.

При изучении дисциплины «Латинский язык» следует усвоить:

- фонетическую и орфоэпическую систему латинского языка;

- грамматические явления латинского языка; родовые окончания слов, вопросы и окончания падежей, числа и склонения имен существительных;

- прилагательные I и II - го разряда, их окончания, правило их склонения; категории наклонения глаголов и их спряжения;

- правила образования причастий и их функции в терминообразовании;

- правила образования латинских числительных;

- структуру рецепта и правила еѐ латинской части;

- специфические особенности терминов и терминосистем определенный минимум профильной лексики и словообразовательных элементов - около 370 единиц;

- 100 крылатых выражений;

- текст студенческого «Gaudeamus»

- правила писания таксоны, сложные и простые ботанические и зоологические термины;

- анализ слово по составу;

- правила чтения греческие и латинские термины и знать их значения;

- определения принадлежности слова к той или иной части речи;

- конструкцию профессионально-биологические однословные и многословные латинские термины;

- образование терминов, пользуясь правилами морфологического, синтаксического, семантического терминообразования и субстантивации;

- использование в письменной речи латинские термины, фразеологизмы, пословицы, крылатые выражения.

- навыки чтения слов и терминов с правильной постановкой ударения;

- лексический минимум в объеме 370 единиц. 

 
ПРИЛОЖЕНИЯ
 
Актуализированная рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании выпускающей кафедры, протокол №  ___   от _____________________
Заведующий выпускающей кафедрой  _________________________________
ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ

в 20___ /20___ учебном году

ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ

в 20___ /20___ учебном году

ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ

в 20___ /20___ учебном году

Актуализированная рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании выпускающей кафедры, протокол №  ___   от  _____________________
Актуализированная рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании выпускающей кафедры, протокол №  ___   от  _____________________
Актуализированная рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании выпускающей кафедры, протокол №  ___   от  _____________________
Заведующий выпускающей кафедрой  _________________________________
Заведующий выпускающей кафедрой  _________________________________
Заведующий выпускающей кафедрой  _________________________________
ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ

в 20___ /20___ учебном году

Актуализированная рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании выпускающей кафедры, протокол №  ___   от  _____________________
Заведующий выпускающей кафедрой  _________________________________
ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ

в 20___ /20___ учебном году

Актуализированная рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании выпускающей кафедры, протокол №  ___   от  _____________________
ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ

в 20___ /20___ учебном году

Заведующий выпускающей кафедрой  _________________________________