2024-2025_oz_36_05_01_24-1 Ветеринария_plx_Безопасность жизнедеятельности
 
МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования 
"Чувашский государственный аграрный университет"

(ФГБОУ ВО Чувашский ГАУ)

Кафедра
Механизации, электрификации и автоматизации с/х производства
УТВЕРЖДАЮ
Проректор по учебной

и научной работе

 
 
Л.М. Корнилова
26.03.2024 г.
 
Б1.О.43.01
Безопасность жизнедеятельности
Специальность 36.05.01 Ветеринария

Направленность (профиль) Клиническая ветеринария

рабочая программа дисциплины (модуля)
 
экзамен    
Виды контроля:
часов на контроль
36
самостоятельная работа
42
аудиторные занятия
30
Общая трудоемкость
Часов по учебному плану
3 ЗЕТ
Форма обучения
очно-заочная
Квалификация
Ветеринарный врач
108
в том числе:
 
Распределение часов дисциплины по семестрам
Семестр

(<Курс>.<Семестр на курсе>)

3 (2.1)
Итого
Недель
17 4/6
Вид занятий
УП
РП
УП
РП
Лекции
10
10
10
10
Практические
20
20
20
20
В том числе инт.
10
10
10
10
Итого ауд.
30
30
30
30
Кoнтактная рабoта
30
30
30
30
Сам. работа
42
42
42
42
Часы на контроль
36
36
36
36
Итого
108
108
108
108
 
 
 
Программу составил(и):
канд. техн. наук, доц., Зайцев С.П.
 
 
1. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - специалитет по специальности 36.05.01 Ветеринария (приказ Минобрнауки России от 22.09.2017 г. № 974).
При разработке рабочей программы дисциплины (модуля) "Безопасность жизнедеятельности" в основу положены:
2. Учебный план: Специальность 36.05.01 Ветеринария

Направленность (профиль) Клиническая ветеринария, одобренный Ученым советом ФГБОУ ВО Чувашский ГАУ от 26.03.2024 г., протокол № 12.

 
 
 
Рабочая программа дисциплины (модуля) проходит согласование с использованием инструментов электронной информационно-образовательной среды Университета.
 
Заведующий кафедрой  Мардарьев С.Н. 
Заведующий выпускающей кафедрой  Семенов В.Г. 
Председатель методической комиссии факультета  Ефимова И.О.
Директор научно-технической библиотеки  Викторова В.А.
СОГЛАСОВАНО:
 
Оснащенность
 
 
1. ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
1.1
изучение основ гармонизации взаимодействия человека и разноуровневых систем, связанных со средой обитания (производственной, бытовой, социальной, природной, духовной), а также вопросов управления и самоуправления индивидуальной жизнью каждого человека, жизнью больших и малых коллективов, социальной жизнью государств и регионов. Изучением дисциплины достигается формирование у студентов представления о неразрывном единстве эффективной профессиональной деятельности людей, требований безопасности, защищенности человека и духовно-нравственного уровня общества.
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП
Цикл (раздел) ОПОП:
Б1.О.43
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
 
2.2
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
 
2.2.1
Основы военной подготовки
 
2.2.2
Учебная практика, клиническая практика
 
2.2.3
Производственная практика, врачебно-производственная практика
 
3. КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
УК-8. Способен создавать и поддерживать в повседневной жизни и в профессиональной деятельности безопасные условия жизнедеятельности для сохранения природной среды, обеспечения устойчивого развития общества, в том числе при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций и военных конфликтов
 
УК-8.1 Знать: общую характеристику обеспечения безопасности и устойчивого развития в различных сферах жизнедеятельности; классификацию чрезвычайных ситуаций военного характера, принципы и способы организации защиты населения от опасностей, возникающих в мирное время и при ведении военных действий
 
 
 
УК-8.2 Уметь: оценивать вероятность возникновения потенциальной опасности в повседневной жизни и профессиональной деятельности и принимать меры по ее предупреждению
 
 
 
УК-8.3 Иметь навыки: применения основных методов защиты при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций и военных конфликтов в повседневной жизни и профессиональной деятельности
 
 
 
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
 
3.1
Знать:
3.1.1
- основную нормативную базу дисциплины;
3.1.2
- основные показатели травматизма, профессиональных заболеваний, пожаров, чрезвычайных ситуаций в стране и пути их предупреждения;
3.1.3
- вопросы регулирования труда отдельных категорий работников и компенсации за работу во вредных, опасных и особых условиях труда, а также за утраченное на производстве здоровье;
3.1.4
- порядок надзора и контроля за соблюдением законодательства по охране труда, гражданской обороне и пожарной безопасности, расследования несчастных случаев и профессиональных заболеваний;
3.1.5
- требования производственной санитарии, предъявляемые к устройству и содержанию производственных помещений и рабочих мест;
3.1.6
- требования техники безопасности к производственным помещениям, технологическим процессам, оборудованию, машинам, инструментам, сырью, готовой продукции, а также к технологии выполнения отдельных видов работ;
3.1.7
- ответственность за нарушение требований охраны труда и гражданской обороны.
 
 
3.2
Уметь:
3.2.1
- пользоваться нормативными документами по охране труда, гражданской обороне и пожарной безопасности для поиска соответствующей информации;
3.2.2
- оценивать опасность и вредность производственных процессов, пожаро-взрывоопасность технологических сред и помещений, электробезопасность и принимать самостоятельные решения по предупреждению травм, заболеваний и пожаров на производстве;
3.2.3
- пользоваться средствами коллективной и индивидуальной защиты.
 
 
3.3
Иметь навыки и (или) опыт деятельности:
3.3.1
- владения  основной терминологией по охране труда, гражданской обороне; методикой измерения на рабочих местах параметров вредных и опасных производственных факторов;
3.3.2
- владения методикой выбора, оценки состояния и пригодности к работе средств коллективной и индивидуальной защиты работников;
3.3.3
- владения методикой подготовки документов по охране труда, которые разрабатывают на предприятиях;
 
Оснащенность
 
3.3.4
- владения методикой расследования несчастных случаев на производстве и оформления соответствующих документов;
3.3.5
- владения методиками разработки инструкций и проведения инструктажей по охране труда на рабочем месте;
3.3.6
- владения методикой проведения специальной оценки условий труда на рабочих местах.
 
 
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Литература
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Инте

ракт.

Примечание
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Прак.

подг.

 
 
Раздел 1. Теоретические основы безопасности жиз-недеятельности в системе «человек-среда обитания»

 
Теоретические основы БЖ /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3Л3.1 Л3.2

Э1 Э2

2
УК-8.1 УК-8.2 УК-8.3
3
2
проблемная лекция
0
 
Чрезвычайные ситуации /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3Л3.1 Л3.2

Э1 Э2

2
УК-8.1 УК-8.2 УК-8.3
3
2
учебная дискуссия
0
 
Защита населения и территорий в ЧС природного характера /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3Л3.1 Л3.2

Э1 Э2

4
УК-8.1 УК-8.2 УК-8.3
3
0
реферат
0
 
Источники техногенных ЧС /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3Л3.1 Л3.2

Э1 Э2

2
УК-8.1 УК-8.2 УК-8.3
3
0
эссе
0
 
Источники военных ЧС /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3Л3.1 Л3.2

Э1 Э2

2
УК-8.1 УК-8.2 УК-8.3
3
0
реферат
0
 
Поражающие факторы источников ЧС /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3Л3.1 Л3.2

Э1 Э2

2
УК-8.1 УК-8.2 УК-8.3
3
0
защита работы
0
 
Основы медицинских знаний /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3Л3.1 Л3.2

Э1 Э2

4
УК-8.1 УК-8.2 УК-8.3
3
0
защита работы
0
 
Опасности социальной сферы /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3Л3.1 Л3.2

Э1 Э2

4
УК-8.1 УК-8.2 УК-8.3
3
0
эссе
0
 
 
Оснащенность
 
Раздел 2. Средства и методы повышения безопасности. Оценка обстановки и действия на агропромышленных объектах, животноводческих фермах при чрезвычайных ситуациях 

 
Защита населения в ЧС /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3Л3.1 Л3.2

Э1 Э2

2
УК-8.1 УК-8.2 УК-8.3
3
0
конспект
0
 
Защита населения в ЧС /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3Л3.1 Л3.2

Э1 Э2

2
УК-8.1 УК-8.2 УК-8.3
3
2
учебная дискуссия
0
 
Комплекс мероприятий, проводимых в целях защиты населения в ЧС /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3Л3.1 Л3.2

Э1 Э2

4
УК-8.1 УК-8.2 УК-8.3
3
0
конспект
0
 
Укрытие персонала объекта и населения в защитных сооружениях /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3Л3.1 Л3.2

Э1 Э2

2
УК-8.1 УК-8.2 УК-8.3
3
0
защита работы
0
 
Организация и проведение эвакуации /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3Л3.1 Л3.2

Э1 Э2

2
УК-8.1 УК-8.2 УК-8.3
3
2
проблемная лекция
0
 
Использование средств индивидуальной защиты /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3Л3.1 Л3.2

Э1 Э2

2
УК-8.1 УК-8.2 УК-8.3
3
2
учебная дискуссия
0
 
Исследование загрязнения воздушной среды /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3Л3.1 Л3.2

Э1 Э2

2
УК-8.1 УК-8.2 УК-8.3
3
0
защита работы
0
 
Защита населения и территорий при авариях на химически опасных объектах /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3Л3.1 Л3.2

Э1 Э2

2
УК-8.1 УК-8.2 УК-8.3
3
0
реферат
0
 
Защита населения и территорий при авариях на радиационно опасных объектах /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3Л3.1 Л3.2

Э1 Э2

2
УК-8.1 УК-8.2 УК-8.3
3
0
конспект
0
 
Изучение средств и методов дозиметрического контроля /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3Л3.1 Л3.2

Э1 Э2

2
УК-8.1 УК-8.2 УК-8.3
3
0
защита работы
0
 
Оснащенность
 
Прогнозирование и оценка обстановки при авариях на химически опасных объектах /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3Л3.1 Л3.2

Э1 Э2

2
УК-8.1 УК-8.2 УК-8.3
3
0
защита работы
0
 
Устойчивость функционирования объектов экономики в условиях чрезвычайных ситуаций /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3Л3.1 Л3.2

Э1 Э2

2
УК-8.1 УК-8.2 УК-8.3
3
0
эссе
0
 
Изучение методики и получение навыков оказания первой помощи пострадавшим /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3Л3.1 Л3.2

Э1 Э2

2
УК-8.1 УК-8.2 УК-8.3
3
0
учебная дискуссия
0
 
Основы аварийно-спасательных и других не-отложных работ /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3Л3.1 Л3.2

Э1 Э2

2
УК-8.1 УК-8.2 УК-8.3
3
0
эссе
0
 
 
Раздел 3. Правовые, нормативно-технические и организационные основы безопасности жизнедеятельности. Основы производственной санитарии

 
Требования ОТ в сельском хозяйстве /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3Л3.1 Л3.2

Э1 Э2

2
УК-8.1 УК-8.2 УК-8.3
3
0
конспект
0
 
Противодействие терроризму /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3Л3.1 Л3.2

Э1 Э2

2
УК-8.1 УК-8.2 УК-8.3
3
0
защита работы
0
 
Защита человека от опасных и вредных производственных факторов /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3Л3.1 Л3.2

Э1 Э2

2
УК-8.1 УК-8.2 УК-8.3
3
0
конспект
0
 
Защита человека от опасных и вредных производственных факторов /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3Л3.1 Л3.2

Э1 Э2

2
УК-8.1 УК-8.2 УК-8.3
3
0
зашита работы
0
 
Расследование и учет несчастных случаев на производстве /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3Л3.1 Л3.2

Э1 Э2

2
УК-8.1 УК-8.2 УК-8.3
3
0
конспект
0
 
Специальная оценка условий труда /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3Л3.1 Л3.2

Э1 Э2

2
УК-8.1 УК-8.2 УК-8.3
3
0
реферат
0
 
Оснащенность
 
Исследование освещенности /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3Л3.1 Л3.2

Э1 Э2

4
УК-8.1 УК-8.2 УК-8.3
3
0
зашита работы
0
 
Исследование параметров микроклимата /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3Л3.1 Л3.2

Э1 Э2

2
УК-8.1 УК-8.2 УК-8.3
3
0
защита работы
0
 
Изучение средств тушения пожара /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3Л3.1 Л3.2

Э1 Э2

2
УК-8.1 УК-8.2 УК-8.3
3
0
защита работы
0
 
экзамен /Экзамен/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3Л3.1 Л3.2

Э1 Э2

36
УК-8.1 УК-8.2 УК-8.3
3
0
опрос
0
 
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
5.1. Примерный перечень вопросов к зачету
не предусмотрено
 
5.2. Примерный перечень вопросов к экзамену
Вопросы для оценки знаний теоретического курса

1. Цели и задачи дисциплины БЖ.

2. Основные термины и определения БЖ.

3. Принципы, методы, аксиомы БЖ. Опасность. Безопасность. Системы без-опасности.

4. Предупреждение ЧС.

5. Способы и мероприятия по защите населения в ЧС.

6. Планирование защиты населения в ЧС.

7. Оповещение персонала объекта экономики и населения о ЧС.

8. Выбор и осуществление режимов радиационной и химической разведки.

9. Проведение противоэпидемических, санитарно-гигиенических и специаль-ных профилактических мероприятий.

10. Основные понятия и общие положения об эвакуации.

11. Организация эвакуации населения. Эвакуационные органы, их структура и задачи.

12. Планирование эвакуации населения.

13. Обеспечение эвакуации населения.

14. Основные понятия по ОТ. Цель и задачи дисциплины

15. Охрана труда женщин, подростков и других работников.

16. Статистическая отчетность по ОТ. Оценочные показатели травматизма и профзаболеваний.

17. Содержание курса ОТ.

18. Основные причины травматизма в сельском хозяйстве. Пути снижения травматизма, профзаболеваний и последствий от них.

19. Единицы измерения ионизирующих излучений.

20. Поражающее воздействие радиоактивного загрязнения. Мероприятия, проводимые в режиме повседневной деятельности.

21. Виды систем вентиляции. Естественная вентиляция. Механическая вен-тиляция.

22. НС на производстве, подлежащие расследованию и учету. Порядок рас-следования НС.

23. Оформление материалов расследования НС и их учет.

24. Санитарно-гигиенические требования к освещению.

25. Нормирование и расчет естественного освещения.

26. Нормирование и расчет искусственного освещения.

27. Контроль освещенности рабочих мест.

28. Параметры микроклимата производственных помещений и их влияние на организм человека.

29. Нормирование параметров микроклимата. Измерение параметров микро-климата.

30. Загрязнение воздушной среды токсичными

31. Способы тушения пожаров. Характеристики основных огнетушащих ве-ществ.

32. Первичные средства пожаротушения.

33. Установки пожаротушения и пожарной сигнализации.

 
Оснащенность
 
34. Основные этапы становления и развития системы защиты населения и территорий в ЧС.

35. Предназначение и задачи Единой государственной системы предупре-ждения и ликвидации ЧС (РСЧС) и гражданской обороны (ГО).

36. Структура РСЧС. Силы и средства РСЧС.

37. Структура ГО и организация управления ГО.

38. Режимы функционирования РСЧС и ГО.

39. Силы ГО.

40. Организация ГО на ОЭ.

41. Общие сведения об опасных химических веществах. Химически опасные объекты, их классификация и характеристики. Факторы риска на ХОО. Об-щие сведения об авариях на ХОО.

42. Понятия обеззараживания, дезактивации, дегазации, дезинфекции, дезин-секции, дератизации, санитарной обработки. Методы, способы и общие ос-новы обеззараживания.

43. Вещества и растворы (рецептуры), применяемые для обеззараживания. Технические средства для обеззараживания.

44. Подготовка населения в области защиты от ЧС.

45. Проведение АСиДНР.

46. Убежища. Устройство и оборудование. Требования, предъявляемые к убежищам.

47. Назначение и классификация защитных сооружений. Противорадиацион-ные и простейшие укрытия.

48. Общие положения и понятия прогнозирования и оценки обстановки при авариях на ХОО.

49. Классификация помещений по степени электробезопасности. Средства и методы защиты от поражения электрическим током.

50. Защитное заземление и зануление.

51. Напряжение прикосновения. Выравнивание потенциалов. Защитное от-ключение.

52. Виды персонала, обслуживающего электроустановки. Группы по элек-тробезопасности.

53. Пожары и их причины. Общие сведения о горении. Огнестойкость мате-риалов, строительных конструкций и зданий.

Вопросы на оценку понимания/умений студента

1. Чем отличается авария от катастрофы?

2. Приведите классификацию ЧС по масштабу.

3. Определение очага поражения.

4. Основные причины возникновения ЧС.

5. К чему должны подготовиться студенты, изучив дисциплину?

6. Как определяется проявление ЧС?

7. С какой целью организуется ГО на ОЭ?

8. Какие спасательные службы необходимо иметь в организации?

9. Как строится организационная структура РСЧС?

10. Кто руководит организацией и ведением ГО?

11. Этапы становления и развития системы ЗНиТ в ЧС

12. Кто осуществляет непосредственное руководство войсками ГО?

13. Классификация НАСФ по составу и характеру комплектования.

14. В каких случаях можно предположить гипертонический криз?

15. Что делать в случаях подозрениях на клиническую смерть?

16. Как выявить гипертонию, стенокардию и инфаркт миокарда?

17. Симптомы и диагностика туберкулеза.

18. Объясните, как наступает фибрилляция.

19. Какие результаты могут быть при одновременном приеме некоторых ле-карственных лекарств и алкоголя?

20. Что такое клиническая смерть?

21. Определение первой медицинской помощи.

22. Газовая гангрена и столбняк. Меры необходимые для их профилактики.

23. Первая помощь при поражении электротоком.

24. Первая помощь при ожогах.

25. Что собой представляет пакет перевязочный индивидуальный?

26. Первая помощь при поражении электротоком.

27. Как осуществляется подготовка населения к действиям в ЧС?

28. Назовите основные способы защиты населения.

29. Назовите принципы защиты.

30. Назовите элементы контроля и наблюдения за опасными производствен-ными объектами.

31. Что должна характеризовать Декларация безопасности промышленного объекта?

32. Что может быть причиной опасного природного явления

33. Как зарождаются циклоны, тайфуны, смерчи.

34. Общие черты природных ЧС.

35. Дайте определение интенсивности и назовите шкалу измерения.

36. Для какой цели разработана шкала Бофорта?

37. Основные характеристики землетрясения.

38. Классификация ЗС.

39. Как можно эвакуироваться из заваленного убежища?

40. Что устанавливают во входах для защиты от действия ударной волны?

41. Какое назначение имеют убежища в городах и населенных пунктах?

42. По каким режимам работает система воздухоснабжения?

 
Оснащенность
 
43. Назовите основные государственные документы, регламентирующие уровни облучения персонала и населения?

44. Сколько составляет мощность дозы естественного фона?

45. Назовите нормируемые величины основных дозовых пределов и их пре-делы доз.

46. Какая должна быть эффективная доза для населения и персонала?

47. Сколько составляет гамма-фон на территории России?

48. Назовите типы и виды огнетушителей.

49. Порядок приведения в действие огнетушителя воздушно-пенного.

50. Порядок приведения в действие порошкового огнетушителя.

51. Какие помещения оборудуют автоматической пожарной сигнализацией?

52. Перечислите первичные средства пожаротушения.

53. Какое расстояние должно быть от возможного очага пожара до ближай-шего огнетушителя?

54. Какие вы знаете установки пожаротушения?

55. Как рассчитываются масштабы заражения АХОВ в зависимости от спо-соба хранения в случае аварии на ХОО?

56. Как определяется глубина зоны химического заражения для АХОВ?

57. Что производится по результатам прогнозирования масштабов заражения АХОВ?

58. Дайте определение очага химического поражения.

59. Что является первопричиной инфляции?

60. Дайте определение этилового спирта по ГОСТ 18300-72.

61. К чему сводится суть закона Времени?

62. С чем связан уровень преступности?

63. На каком уровне возможен отказ от алкоголя?

64. Что является конечным результатом развития личности и общества?

65. Чем опасен пивной алкоголизм?

 
5.3. Тематика курсовых работ (курсовых проектов)
не предусмотрено
 
Вопросы для реферата:

1. Российская система гражданской защиты.

2. История развития охраны труда, гражданской обороны и безопасности жизнедеятельности.

3. Анализ травматизма и профзаболеваний.

4. Особенности регулирования труда отдельных категорий работников.

5. Обучение, инструктажи, инструкции по охране труда.

6. Расследование и учет несчастных случаев.

7. Надзор и контроль за соблюдением законодательства по охране труда.

8. Вопросы охраны труда в Трудовом кодексе РФ.

9. Микроклимат производственных помещений.

10. Вредные вещества на рабочих местах.

11. Защита от ионизирующих излучений.

12. Безопасность полевых механизированных работ.

13. Безопасность работ при заготовке кормов.

14. Меры безопасности при работе с агрессивными и ядовитыми веществами.

15. Пожарная профилактика в растениеводстве.

16. Эксплуатация объектов повышенной опасности.

17. Оповещение и информирование в системе мер ГОЧС и ПБ.

18. Обеспечение населения защитными сооружениями ГО.

19. Силы и средства МЧС.

20. МПВО – слагаемое победы.

21. Организация работы КЧС и ПБ. Комиссия органов местного самоуправления.

22. Медицинская помощь при ЧС.

23. Деструктивное поведение человека.

24. Профилактика аддиктивного поведения в молодежной среде.

25. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.

26. Отравления газообразными соединениями в быту.

27. Психоактивные вещества: профилактика наркоманий.

28. Желудочно-кишечные заболевания инфекционного происхождения.

29. Международный терроризм (Война против разума и души).

30. Убийцы из сигареты.

31. Обеспечение химической защиты населения.

32. Особенности травм и первая медицинская помощь при ДТП.

33. Алкоголизм и здоровье россиян.

34. Валеологические основы рационального питания.

35. Термические ожоги.

36. Опасности живого мира.

37. Противорадиационная защита аварийно-спасательных формирований. Медицинские подразделения в боевых условиях.

38. Чернобыль. Как это было.

39. Нормы пожарной безопасности «Обучение мерам ПБ работников организаций.

5.4. Фонд оценочных средств для проведения текущего контроля
 
Оснащенность
 
40. Нормативно-правовое регулирование в области ГО.

41. Задачи и структура ГО.

42. Структура и содержание плана ГО организации.

43. НАСФ и спасательные службы.

44. Нормативно-правовое регулирование в области защиты населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера.

45. ЧС и их классификация.

46. Потенциально опасные производственные объекты, их лицензирование, декларирование, страхование.

47. Планирование мероприятий защиты населения и территорий от ЧС  природного и техногенного характера.

48. Организация создания и пополнения запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств в интересах ГО.

49. Сигналы оповещения и действия по ним.

50. Организация и проведение эвакуационных мероприятий.

51. Организация и проведение учений и тренировок по ГО и защите от ЧС.

52. Валеологические основы рационального питания.

53. Прогнозирование и оценка обстановки при наводнениях.

54. Прогнозирование и оценка обстановки при землетрясениях.

55. Прогнозирование и оценка обстановки при ураганах.

 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
Колич-во
 
Л1.1
Беляков Г. И.
Безопасность жизнедеятельности на производстве. Охрана труда: учебник
СПб.: Лань, 2006
96
 
Л1.2
Плющиков В. Г.
Безопасность жизнедеятельности в отраслях агропромышленного комплекса: учебник
М.: КолосС, 2010
20
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
Колич-во
 
Л2.1
Шкрабак В. С., Луковников А. В., Тургиев А. К.
Безопасность жизнедеятельности в сельскохозяйственном производстве: учебник
М.: КолосС, 2004
15
 
Л2.2
Назаренко О. Б.
Безопасность жизнедеятельности: учебное пособие
Томск: Изд-во Томского политехнического университета, 2010
Электронный ресурс
 
Л2.3
Никифоров Л. Л.
Безопасность жизнедеятельности: учебное пособие
М.: Дашков и К, 2013
Электронный ресурс
 
6.1.3. Методические разработки
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
Колич-во
 
Л3.1
Хван Т. А., Хван П. А.
Безопасность жизнедеятельности: практикум
Ростов н/Д: Феникс, 2007
0
 
Л3.2
Зайцев П. В., Ларкин С. В., Зайцев С. П.
Безопасность жизнедеятельности: практикум
Чебоксары: ФГБОУ ВО Чувашская ГСХА, 2017
1
 
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
 
Э1
Официальный сайт МЧС
 
Э2
Нормативная документация по охране труда
 
6.3.1 Перечень программного обеспечения
 
6.3.1.1
ОС Windows XP
6.3.1.2
SuperNovaReaderMagnifier
6.3.1.3
Access 2016
6.3.1.4
ОС Windows 7
6.3.1.5
OfficeStandard 2010
6.3.1.6
OpenOffice 4.1.1
 
6.3.2 Перечень информационных справочных систем
 
Оснащенность
 
6.3.2.1
Электронная библиотечная система издательства «Лань». Полнотекстовая электронная библиотека. Индивидуальный неограниченный доступ через фиксированный внешний IP адрес академии неограниченному количеству пользователей из любой точки, в которой имеется доступ к сети Интернет.http://e.lanbook.com
6.3.2.2
Электронный периодический справочник «Система ГАРАНТ». Полнотекстовый, обновляемый. Доступ по локальной сети академии
6.3.2.3
Электронная библиотека технического ВУЗа (ЭБС «Консультант студента»). Полнотекстовая электронная библиотека.  Индивидуальный неограниченный доступ через фиксированный внешний IP адрес академии неограниченному количеству пользователей из любой точки, в которой имеется доступ к сети Интернет. http://www.studentlibrary.ru
6.3.2.4
Электронно-библиотечная система ZNANIUM.COM. Полнотекстовая электронная библиотека. Индивидуальный неограниченный доступ через фиксированный внешний IP адрес академии неограниченному количеству пользователей из любой точки, в которой имеется доступ к сети Интернет. http://znanium.com/
6.3.2.5
Электронная библиотечная система «ЭБС ЮРАЙТ www.biblio-online.ru». Полнотекстовая электронная библиотека. Индивидуальный неограниченный доступ через фиксированный внешний IP адрес академии неограниченному количеству пользователей из любой точки, в которой имеется доступ к сети Интернет. https://www.biblio-online.ru/
6.3.2.6
Национальная электронная библиотека. Доступ посредством использования сети «Интернет» на 32 терминала доступа. https://нэб.рф/
 
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
Аудитория
Назначение
Оснащенность
Вид работ
 
1-404
Учебная аудитория
Доска ученическая настенная трехэлементная (1 шт.), кафедра лектора настольная (1 шт.), стол ученический 4-х местный на металлокаркасе   (26 шт.), стол преподавательский  (1 шт.), стул полумягкий (1 шт.), скамейка  4-х местная на металлокаркасе (25 шт.), плакат настенный (1 шт.) 
Лек
 
123
Помещение для самостоятельной работы
Компьютерная техника с возможностью подключения к сети "Интернет" и обеспечением доступа в электронную информационно-образовательную среду организации(19 шт.), столы (17 шт.), компьютерный стол 6-и местный (3 шт.), стулья ученические (34 шт.), стулья п/м (18 шт.), стеллажи с литературой, видеоувеличитель Optelec Wide Screen (1 шт.)
СР
 
1-504
Учебная аудитория
Персональный компьютер "Информатика" с LСD монитором, сетевым фильтром (11 шт.), доска ученическая настенная трехэлементная (1 шт.), стул полумягкий (9 шт.), стол компьютерный (12 шт.), стол ученический 2-х местный на металокаркасе (10 шт.), стул ученический на металлокаркасе  (23 шт.), настенный плакат (1 шт.)
Пр
 
1-403
Учебная аудитория
Доска ученическая настенная трехэлементная, столы (19 шт.), стулья ученические (34 шт.), стул полумягкий (1 шт.), шкафы с оборудованием (2 шт.); индикатор–радиоактивности РАДЕКС РД-153, компьютерная техника; лабораторный стенд «Защитное заземление и зануление «БЖД-01;лабораторный стенд «Электробезопасность в 3-хфазн.сетях переменного тока БЖД-01; метеокомлект МК-3; сигнализатор взрывоопасных газов и паров (с каналом на аммиак); терамоаненометр  ТКА -ПКМ-50; тренажер «Максим»; макет ЗФО; каска; настенные плакаты (8 шт.)
Пр
 
408а
Помещение для самостоятельной работы
Компьютерная техника с возможностью подключения к сети "Интернет" и обеспечением доступа в электронную информационно-образовательную среду организации(2 шт.), pH-метр рН-150 МИ (с поверкой), люксметр (1 шт.), микроскоп биологический БИОМЕД С2вар4, рефрактометр РЛ-3, стол (5 шт.), стул п/м (6 шт.), счетчик «Сигма-1» ионов, счетчик гематологический электронный СГ-ЭЦ-15М СПУ
СР
 
8. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Методика изучения курса предусматривает наряду с лекциями и  практическими занятиями, организацию самостоятельной работы студентов, проведение консультаций, руководство докладами студентов для выступления на научно-практических конференциях, осуществление текущего и промежуточного  форм контроля.

Система знаний по дисциплине «Безопасность жизнедеятельности» формируется в ходе аудиторных и внеаудиторных (самостоятельных) занятий. Используя лекционный материал, учебники и учебные пособия, дополнительную литературу, проявляя творческий подход, студент готовится к практическим занятиям, рассматривая их как пополнение, углубление, систематизацию своих теоретических знаний.

 
Оснащенность
 
Для освоения дисциплины студентами необходимо:

1. Посещать лекции, на которых в сжатом и системном виде излагаются основы дисциплины: даются определения понятий, определений, законов, способов и методов защиты персонала объектов и населения от опасностей, которые должны знать студенты. Студенту важно понять, что лекция есть своеобразная творческая форма самостоятельной работы. Надо пытаться стать активным соучастником лекции: думать, сравнивать известное с вновь получаемыми знаниями, войти в логику изложения материала лектором, следить за ходом его мыслей, за его аргументацией, находить в ней кажущиеся вам слабости. Во время лекции можно задать лектору вопрос, желательно в письменной форме, чтобы не мешать и не нарушать логики проведения лекции. Слушая лекцию, следует зафиксировать основные идеи, положения, обобщения, выводы. Работа над записью лекции завершается дома. На свежую голову (пока еще лекция в памяти) надо уточнить то, что записано, обогатить запись тем, что не удалось зафиксировать в ходе лекции, записать в виде вопросов то, что надо прояснить, до конца понять. Важно соотнести материал лекции с темой учебной программы и установить, какие ее вопросы нашли освещение в прослушанной лекции. Тогда полезно обращаться и к учебнику. Лекция и учебник не заменяют, а дополняют друг друга.

2. Посещать практические занятия, к которым следует готовиться и активно на них работать. Задание к практическому занятию выдает преподаватель. Задание включает в себя основные вопросы, задачи, тесты и рефераты для самостоятельной работы, литературу. Семинарские и практические занятия начинаются с вступительного слова преподавателя, в котором называются цель, задачи и вопросы занятия. В процессе проведения занятий преподаватель задает основные и дополнительные вопросы, организует их обсуждение. На практических занятиях решаются задачи, разбираются тестовые задания и задания, выданные для самостоятельной работы, заслушиваются реферативные выступления. Студенты, пропустившие занятие, или не подготовившиеся к нему, приглашаются на консультацию к преподавателю. Практические занятия заканчивается подведением итогов: выводами по теме и выставлением оценок.

3. Систематически заниматься самостоятельной работой, которая включает в себя изучение нормативных документов, материалов учебников и статей из технической литературы, решение задач, написание докладов, рефератов, эссе. Задания для самостоятельной работы выдаются преподавателем.

4. Под руководством преподавателя заниматься научно-исследовательской работой, что предполагает выступления с докладами на научно-практических конференциях и публикацию тезисов и статей по их результатам.

5. При возникающих затруднениях при освоении дисциплины для неуспевающих студентов и студентов, не посещающих занятия, проводятся еженедельные консультации, на которые приглашаются неуспевающие студенты, а также студенты, испытывающие потребность в помощи преподавателя при изучении дисциплины.

При изучении дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» следует усвоить:

- основную нормативную базу дисциплины

- основные показатели травматизма, профессиональных заболеваний, пожаров, чрезвычайных ситуаций в стране и пути их предупреждения;

- вопросы регулирования труда отдельных категорий работников и компенсации за работу во вредных, опасных и особых условиях труда, а также за утраченное на производстве здоровье;

- порядок надзора и контроля за соблюдением законодательства по охране труда, гражданской обороне и пожарной безопасности, расследования несчастных случаев и профессиональных заболеваний;

- требования производственной санитарии, предъявляемые к устройству и содержанию производственных помещений и рабочих мест;

- требования техники безопасности к производственным помещениям, технологическим процессам, оборудованию, машинам, инструментам, сырью, готовой продукции, а также к технологии выполнения отдельных видов работ;

- ответственность за нарушение требований охраны труда и гражданской обороны.

Требования, предъявляемые к выполнению контрольных заданий. При выполнении контрольных заданий следует:

1. Получить четкий ответ на все вопросы, содержащиеся в контрольном задании.

2. Максимально четко изложить способ выполнения контрольного задания.

3. Оформить задание в соответствии с предъявленными требованиями.

4. По возможности, осуществить проверку полученных результатов. 

 
ПРИЛОЖЕНИЯ
 
Актуализированная рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании выпускающей кафедры, протокол №  ___   от _____________________
Заведующий выпускающей кафедрой  _________________________________
ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ

в 20___ /20___ учебном году

ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ

в 20___ /20___ учебном году

ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ

в 20___ /20___ учебном году

Актуализированная рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании выпускающей кафедры, протокол №  ___   от  _____________________
Актуализированная рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании выпускающей кафедры, протокол №  ___   от  _____________________
Актуализированная рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании выпускающей кафедры, протокол №  ___   от  _____________________
Заведующий выпускающей кафедрой  _________________________________
Заведующий выпускающей кафедрой  _________________________________
Заведующий выпускающей кафедрой  _________________________________
ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ

в 20___ /20___ учебном году

Актуализированная рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании выпускающей кафедры, протокол №  ___   от  _____________________
Заведующий выпускающей кафедрой  _________________________________
ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ

в 20___ /20___ учебном году

Актуализированная рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании выпускающей кафедры, протокол №  ___   от  _____________________
ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ

в 20___ /20___ учебном году

Заведующий выпускающей кафедрой  _________________________________