2024-2025_oz_36_05_01_24-1 Ветеринария_plx_Биология с основами экологии
 
МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования 
"Чувашский государственный аграрный университет"

(ФГБОУ ВО Чувашский ГАУ)

Кафедра
Землеустройства, кадастров и экологии
УТВЕРЖДАЮ
Проректор по учебной

и научной работе

 
 
Л.М. Корнилова
26.03.2024 г.
 
Б1.О.09
Биология с основами экологии
Специальность 36.05.01 Ветеринария

Направленность (профиль) Клиническая ветеринария

рабочая программа дисциплины (модуля)
 
экзамен    
Виды контроля:
часов на контроль
36
самостоятельная работа
44
аудиторные занятия
28
Общая трудоемкость
Часов по учебному плану
3 ЗЕТ
Форма обучения
очно-заочная
Квалификация
Ветеринарный врач
108
в том числе:
 
Распределение часов дисциплины по семестрам
Семестр

(<Курс>.<Семестр на курсе>)

1 (1.1)
Итого
Недель
15 5/6
Вид занятий
УП
РП
УП
РП
Лекции
8
8
8
8
Практические
20
20
20
20
В том числе инт.
8
8
8
8
Итого ауд.
28
28
28
28
Кoнтактная рабoта
28
28
28
28
Сам. работа
44
44
44
44
Часы на контроль
36
36
36
36
Итого
108
108
108
108
 
 
 
Программу составил(и):
канд. биол. наук, доц., Н.В. Середа;ст. преподаватель, О.Е. Андреева
 
 
1. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - специалитет по специальности 36.05.01 Ветеринария (приказ Минобрнауки России от 22.09.2017 г. № 974).
При разработке рабочей программы дисциплины (модуля) "Биология с основами экологии" в основу положены:
2. Учебный план: Специальность 36.05.01 Ветеринария

Направленность (профиль) Клиническая ветеринария, одобренный Ученым советом ФГБОУ ВО Чувашский ГАУ от 26.03.2024 г., протокол № 12.

 
 
 
Рабочая программа дисциплины (модуля) проходит согласование с использованием инструментов электронной информационно-образовательной среды Университета.
 
Заведующий кафедрой  Каюкова О.В. 
Заведующий выпускающей кафедрой  Семенов В.Г. 
Председатель методической комиссии факультета  Ефимова И.О.
Директор научно-технической библиотеки  Викторова В.А.
СОГЛАСОВАНО:
 
Оснащенность
 
 
1. ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
1.1
формирование у студентов целостного представления о свойствах живых систем, исторического развития жизни, роли биоты в планетарных процессах, о современных направлениях, проблемах и перспективах биологических наук, формирование основы для изучения профессиональных дисциплин.
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП
Цикл (раздел) ОПОП:
Б1.О
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
 
2.2
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
 
2.2.1
Ветеринарная генетика
 
2.2.2
Разведение и основы зоотехнии
 
2.2.3
Учебная практика, общепрофессиональная практика
 
2.2.4
Экономика АПК
 
2.2.5
Кормление животных с основами кормопроизводства
 
2.2.6
Гигиена животных
 
2.2.7
Учебная практика, клиническая практика
 
2.2.8
Производственная практика, врачебно-производственная практика
 
3. КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
ОПК-2. Способен интерпретировать и оценивать в профессиональной деятельности влияние на физиологическое состояние организма животных природных, социально-хозяйственных, генетических и экономических факторов
 
ОПК-2.1 Знать: экологические факторы окружающей среды, их классификацию и характер взаимоотношений с живыми организмами; основные экологические понятия, термины и законы биоэкологии; межвидовые отношения животных и растений, хищника и жертвы, паразитов и хозяев; экологические особенности некоторых видов патогенных микроорганизмов; механизмы влияния антропогенных и экономических факторов на организм животных
 
 
 
ОПК-2.2 Уметь: использовать экологические факторы окружающей среды и законы экологии в с/х производстве; применять достижения современной микробиологии и экологии микроорганизмов в животноводстве и ветеринарии в целях профилактики инфекционных и инвазионных болезней и лечения животных; использовать методы экологического мониторинга при экологической экспертизе объектов АПК и производстве с/х продукции; проводить оценку влияния на организм животных антропогенных и экономических факторов
 
 
 
ОПК-2.3 Иметь практический опыт: представления о возникновении живых организмов, уровнях организации живой материи, о благоприятных и неблагоприятных факторах, влияющих на организм; применения основ изучения экологического познания окружающего мира, законов развития природы и общества; применения навыков наблюдения, сравнительного анализа, исторического и экспериментального моделирования воздействия антропогенных и экономических факторов на живые объекты; владения чувством ответственности за свою профессию
 
 
 
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
 
3.1
Знать:
3.1.1
многообразие живых организмов с учетом уровня организации; происхождение и развитие жизни; диалектический характер биологический явлений, всеобщности связей в природе; экологические законы как комплекс, регулирующий взаимодействие природы и общества
 
 
3.2
Уметь:
3.2.1
грамотно объяснять процессы, происходящие в организме, с точки зрения общебиологической и экологической науки; применять полученные знания для обоснования мероприятий по охране природы, оценки последствий деятельности человека на природу; применять полученные знания для доказательства единства живой природы
 
 
3.3
Иметь навыки и (или) опыт деятельности:
3.3.1
владения знаниями об основных биологических законах и их использование в профессиональной деятельности.
 
 
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Литература
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Инте

ракт.

Примечание
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Прак.

подг.

 
 
Раздел 1. ВВЕДЕНИЕ В БИОЛОГИЮ

 
Этапы развития биологии. Классификация биологических наук. Задачи и методы. /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1

1
ОПК-2.1 ОПК-2.2 ОПК-2.3
1
0
0
 
Оснащенность
 
Этапы развития биологии. Классификация биологических наук. Задачи и методы. /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1

2
ОПК-2.1 ОПК-2.2 ОПК-2.3
1
0
0
 
Этапы развития биологии. Классификация биологических наук. Задачи и методы. /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1

6
ОПК-2.1 ОПК-2.2 ОПК-2.3
1
0
Устный ответ на вопрос, доклад, творческая работа, тесты
0
 
 
Раздел 2. СУЩНОСТЬ ЖИЗНИ, СВОЙСТВА И УРОВНИ ОРГАНИЗАЦИИ ЖИВОГО. РАЗНООБРАЗИЕ ОРГАНИЧЕСКОГО МИРА.

 
Молекулярно-генетический уровень организации жизни. Надцарство Ядерные организмы (Eucaryota). /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1

10
ОПК-2.1 ОПК-2.2 ОПК-2.3
1
0
Устный ответ на вопрос, доклад, творческая работа, тесты
0
 
 
Раздел 3. ЖИВЫЕ СИСТЕМЫ: КЛЕТКА, ОРГАНИЗМ.

 
Клетка — основная форма организации живой материи. /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1

1
ОПК-2.1 ОПК-2.2 ОПК-2.3
1
0
0
 
Обмен веществ и энергии. /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1

4
ОПК-2.1 ОПК-2.2 ОПК-2.3
1
0
0
 
Размножение, рост и индивидуальное развитие организмов /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1

4
ОПК-2.1 ОПК-2.2 ОПК-2.3
1
2
Работа в малых группах
0
 
Обмен веществ и энергии. /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1

2
ОПК-2.1 ОПК-2.2 ОПК-2.3
1
2
Работа в малых группах
0
 
Обмен веществ и энергии. /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1

6
ОПК-2.1 ОПК-2.2 ОПК-2.3
1
0
Устный ответ на вопрос, доклад, творческая работа, тесты
0
 
 
Раздел 4. НАСЛЕДСТВЕННОСТЬ И ИЗМЕНЧИВОСТЬ ОРГАНИЗМОВ.

 
Закономерности передачи генетической информации. Наследственность, непрерывность жизни и среда.  /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1

4
ОПК-2.1 ОПК-2.2 ОПК-2.3
1
2
Работа в малых группах
0
 
Действие генов. /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1

6
ОПК-2.1 ОПК-2.2 ОПК-2.3
1
0
Устный ответ на вопрос, доклад, творческая работа, тесты
0
 
 
Раздел 5. ЭВОЛЮЦИЯ ОРГАНИЧЕСКОГО МИРА.

 
Происхождение человека. /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1

2
ОПК-2.1 ОПК-2.2 ОПК-2.3
1
0
0
 
Теория эволюции. Эволюция систем органов.  /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1

10
ОПК-2.1 ОПК-2.2 ОПК-2.3
1
0
Устный ответ на вопрос, доклад, творческая работа, тесты
0
 
 
Оснащенность
 
Раздел 6. ЭКОЛОГИЯ И ОХРАНА ПРИРОДЫ.

 
Биосфера и человек /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

2
ОПК-2.1 ОПК-2.2 ОПК-2.3
1
2
Деловая игра
0
 
Организм и среда. /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1

2
ОПК-2.1 ОПК-2.2 ОПК-2.3
1
0
0
 
Экология городов и сельскохозяйственных районов. /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1

4
ОПК-2.1 ОПК-2.2 ОПК-2.3
1
0
0
 
Биосфера и человек. Экология городов и сельскохозяйственных районов. /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1

6
ОПК-2.1 ОПК-2.2 ОПК-2.3
1
0
Устный ответ на вопрос, доклад, творческая работа, тесты
0
 
 
Раздел 7. КОНТРОЛЬ

 
Контроль /Экзамен/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

36
ОПК-2.1 ОПК-2.2 ОПК-2.3
1
0
0
 
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
5.1. Примерный перечень вопросов к зачету
не предусмотрено
 
5.2. Примерный перечень вопросов к экзамену
1. Классификация биологических наук.

2. Методы биологических исследований. Использование современных технических средств в биологии.

3. Применение биологических знаний. Биотехнология как новый этап в развитии материального производства. Биология как теоретическая основа ветеринарной медицины.

4. Философские, социальные и этические проблемы биологии.

5. Искусственные системы классификации. Классификация организмов по хозяйственным признакам.

6. Естественные системы классификации. Основные таксоны животных и растений. Эволюционное направление в систематике.

7. Методы классификации организмов. Использование современных информационных технологий в классификации.

8. Царство Дробянки. Особенности строения и генетическая организация. Роль в природе.

9. Царство Растения. Особенности строения и метаболизма растительной клетки. Роль в природе.

10. Царство Грибы. Особенности строения и физиологических функций. Симбиотические отношения грибов с другими организмами. Роль в природе и значение для человека.

11. Подцарство Простейшие. Типы симметрии. Важнейшие органеллы. Роль в природе.

12. Подцарство Многоклеточные. Особенности строения, классификация и филогенетические связи Хордовых. Роль животных в природе и в жизни человека. Паразиты растений и животных.

13. Общие свойства вирусов. Вирусы животных, растений и бактерий. Вирусные болезни.

14. Сущность и субстрат жизни. Жизнь как особая форма существования материи. Уровни организации живого.

15. Свойства живых систем. Их специфика и основные отличия от неживого.

16. Элементарный состав клетки. Неорганические соединения. Значение воды для жизнедеятельности клеток.

17. Органические соединения в клетке: белки, углеводы, липиды и липоиды, нуклеиновые кислоты.

18. Химическое строение и структура ДНК. Особенности строения нуклеотида. Локализация ДНК в клетке.

19. Ядерные (хромосомные) детерминанты наследственности. Геном прокариот. Геном эукариот. Сателлитная ДНК.

20. Экстраядерные (экстрахромосомные) детерминанты наследственности.

21. Мутации. Причины мутаций. Спонтанные и индуцированные мутации. Значение мутаций для организма и для эволюции вида.

22. Эволюция генов и геномов клеток. Формирование генетического кода. Основные тенденции в эволюции геномов.

23. Методы изучения клеток. Микроскопическая техника. Культивирование клеток на искусственных питательных средах

24. Структурно-функциональная организация прокариотических клеток. Строение клеточной оболочки. Органоиды и включения.

25. Структурно-функциональная организация эукариотических клеток. Морфологическое и функциональное разнообразие клеток. Клеточные органеллы. Генетический материал.

26. Размножение клеток. Митотическое деление и его биологический смысл. Фазы митоза. Митотическая активность различных тканей.

27. Ткани животных и растений. Механизмы интеграции клеток в тканях. Основные типы тканей и особенности гистогенеза.

28. Эволюция клеток и тканей. Основные эволюционные тенденции. Гипотезы происхождения эукариотических клеток.

 
Оснащенность
 
29. Анаболизм и катаболизм. Роль АТФ в энергетических процессах. Авто- и гетеротрофные организмы. Аэробное и анаэробное дыхание.

30. Поступление веществ в клетки. Пассивный транспорт веществ в клетку. Катализируемая диффузия. Активный перенос. Эндоцитоз.

31. Фотосинтез. Планетарная роль фотосинтеза. Этапы фотосинтеза. Роль АТФ и НАДФ.

32. Основные стадии дыхания. Энергетический баланс анаэробного и аэробного дыхания. Роль митохондрий.

33. Использование энергии в клетках. Основные виды биологической работы в клетках.

34. Бесполое размножение. Деление. Множественное деление. Фрагментация. Почкование. Спорообразование. Вегетативное размножение культурных растений.

35. Половое размножение. Копуляция у одноклеточных организмов. Гаметогенез. Основные этапы и биологический смысл мейоза.

36. Осеменение и оплодотворение. Наружное и внутреннее осеменение. Двойное оплодотворение у цветковых растений.

37. Чередование поколений. Гаплоидные и диплоидные фазы развития. Гаметофит и спорофит у растений. Гетерогония. Метагенез.

38. Половой диморфизм. Биологический смысл полового диморфизма. Гермафродитизм.

39. Онтогенез, его типы и периодизация. Эмбриональный период. Постэмбриональный онтогенез.

40. Происхождение способов размножения. Биологическая роль полового размножения. Изогамия, анизогамия и оогамия. Живорождение и его биологический смысл.

41. Наследственность, изменчивость и среда. Генотип и фенотип. Модификационная изменчивость. Норма реакции.

42. Доминантность и рецессивность. Опыты Г. Менделя. Аллельные гены. Гомозиготные и гетерозиготные организмы. Множественный аллелизм.

43. Независимое распределение генов. Дигибридные и полигибридные скрещивания. Хромосомные основы расщепления и независимого перераспределения генов.

44. Наследственность, сцепленная с полом. Механизмы генетического определения пола.

45. Современная концепция гена. Дробимость гена. Концепция «один ген – один полипептид».

46. Структура и свойства генетического кода. Триплетность. Неперекрываемость. Линейность. Вырожденность.

47. Транскрипция и трансляция. Синтез РНК. Сплайсинг. Роль транспортных РНК.

48. Методы изучения наследственности человека. Генеалогический, цитогенетический, популяционный, близнецовый и молекулярно-генетические методы.

49. Генетическая индивидуальность. Рекомбинация генов и генетический полиморфизм. Ближайшие и отдаленные последствия близкородственных браков.

50. Патологическая наследственность. Наследственные болезни животных.

51. Генетические принципы диагностики, лечения и профилактики наследственных болезней.

52. Ч. Дарвин и его теория эволюции. Движущие силы эволюции. Механизм естественного отбора. Значение дарвинизма для развития биологии.

53. Современные представления о происхождении жизни. Креационистские концепции. Концепции естественного происхождение жизни на Земле. Теория А.И. Опарина.

54. Направления макроэволюции. Биологический прогресс: ароморфоз, идиоадаптация, общая дегенерация. Биологический регресс и вымирание.

55. Доказательства эволюции: сравнительно-анатомические, эмбриологические, палеонтологические, биогеографические.

56. Популяция, как элементарная единица эволюции. Закон Харди-Вайнберга.

57. Факторы эволюции: изменчивость, миграция, популяционные волны, изоляция, борьба за существование, естественный отбор, дрейф генов.

58. Критерии вида. Механизмы видообразования. Аллопатрическое и симпатрическое видообразование. Мгновенное видообразование. Устойчивость видов.

59. Концепция животного происхождения человека. Место человека в системе животного мира. Сходство и отличие человека и животных.

60. Этапы антропогенеза. Прародина человека. Факторы антропогенеза. Биосоциальный отбор, как главная движущая сила антропогенеза.

61. Расы и их происхождение. Расизм. Экологическое разнообразие современного человека. Культурное развитие человека.

62. Предмет и объект изучения экологии.

63. Организм и среда. Экологические факторы.

64. Экология популяции. Экологические популяции их особенности

65. Экологические системы. Структура и функция экосистемы.

66. Основные функциональные группы: продуценты, консументы, редуценты.

67. Цепи питания. Трофические уровни. Энергетические процессы в экосистеме.

68. Устойчивость экосистем. Основные типы динамики экосистем и их причины. Экологические сукцессии. Продуктивность экосистем на разных стадиях сукцессии. Климаксные сообщества.

69. Учение о биосфере. Подразделения и границы биосферы. Типы веществ в биосфере. Определяющая роль живого вещества. Состав и границы биосферы.

70. Круговорот веществ в биосфере. Биогеохимические циклы наиболее жизненно важных биогенных веществ (углерода, азота, кислорода, фосфора, серы.

71. Антропогенные воздействия на атмосферу, гидросферу, почву, биотические сообщества.

72 Последствия загрязнения атмосферы: парниковый эффект, разрушение озонового слоя, кислотные дожди, смог, влияние на здоровье человека.

73.  Меры защиты биосферы.

74. Нормирование качества окружающей среды. Предельно допустимые концентрации вредных веществ в атмосфере. 

 
Оснащенность
 
Предельно допустимые выбросы.

75. Нормативно-правовые основы охраны окружающей среды в России.

76. Объекты природоохранного законодательства.

77. Понятие об экологическом мониторинге, экологической экспертизе, экологическом лицензировании.

78. Международное сотрудничество.

79. Особо охраняемые природные территории.

80. Значение экологической культуры и образования.

 
5.3. Тематика курсовых работ (курсовых проектов)
не предусмотрено
 
1. Органические вещества растительной клетки, доказательства их наличия в растении.

2. Неорганические вещества клеток растений. Доказательства их наличия и роли в растении.

3. Био-, макро-, микроэлементы и их роль в жизни  растения.

4. Практические доказательства образования органических веществ в растении  путем фотосинтеза. Повышение продуктивности фотосинтеза в искусственных экологических системах.

5. Доказательства передвижения органических и неорганических веществ в растении.

6. Создание и поддержание культур бактерий, одноклеточных водорослей, простейших. Наблюдения за их строением и жизнедеятельностью.

7. Наблюдения за экологическим исключением трофически близких видов простейших при совместном обитании.

8. Доказательства разной интенсивности метаболизма   в разных условиях у растений и животных.

9. Витамины, ферменты и гормоны и их роль в организме. Нарушения при их недостатке и избытке.

10. Прокариотические организмы и их роль в биоценозах.

11. Практическое значение прокариотических организмов (на примерах конкретных видов).

12. Клетка эукариотических организмов. Мембранный принцип ее организации.

13. Структурное и функциональное различие растительной и животной клеток.

14. Митохондрии как энергетические станции клеток. Стадии  энергетического обмена в различных частях митохондрий.

15. Строение и функции рибосом и их роль в биосинтезе белка.

16. Ядро как центр управления жизнедеятельностью клетки, сохранения и передачи наследственных признаков  в поколениях.

17. Клеточная теория строения организмов. История и современное состояние.

18. Биологическое значение митоза и мейоза.

19. Бесполое размножение, его многообразие и практическое использование.

20. Половое размножение и его биологическое значение.

21. Чередование полового и бесполого размножения в жизненных циклах хвощей, папоротников, простейших. Биологическое значение чередования поколений.

22. Партеногенез и гиногенез  у позвоночных животных и  их биологическое значение.  

23. Эмбриологические доказательства эволюционного  родства животных.

24. Биологическое значение метаморфоза в постэмбриональном развитии животных.

25. Влияние окружающей среды  и  ее загрязнения на развитие организмов.

26. Влияние курения, употребления алкоголя и наркотиков родителями на эмбриональное развитие ребенка.

27. Закономерности фенетической и генетической изменчивости.

28. Наследственная информация и передача ее из поколения в поколение.

29. Драматические страницы в истории развития генетики.

30. Успехи современной генетики в медицине и здравоохранении.                                                          

31. Центры многообразия и происхождения культурных растений.

32. Центры многообразия и происхождения домашних животных.

33. Значение изучения предковых форм для современной селекции.

34. История происхождения отдельных сортов культурных растений.

35. История развития эволюционных идей до  Ч.Дарвина.

36. «Система природы» К.Линнея и ее значение для развития биологии.

37. Эволюционные идеи Ж.Б.Ламарка и их значение для развития биологии.

38. Предпосылки возникновения эволюционной теории Ч.Дарвина.

39. Современные представления о механизмах и закономерностях эволюции.

40. Формирование устойчивых популяций микроорганизмов и вредителей культурных растений к воздействию ядохимикатов как доказательство их адаптивных возможностей.

41. Адаптивная радиация  организмов (на конкретных примерах) как результат действия естественного отбора.

42. Араморфозы в эволюции позвоночных и беспозвоночных животных.

43. Современные представления о зарождении жизни.

44. Различные гипотезы происхождения.

45. Принципы  и закономерности развития жизни на Земле.

46. Ранние этапы развития жизни на Земле.

47. Причины и возможная история выхода на сушу растений и животных.

48. Расцвет рептилий в мезозое и возможные причины исчезновения динозавров.

49. Современные представления о происхождении птиц и зверей.

50. Влияние движения материков и оледенений на формирование современной растительности и животного мира.

51. Эволюция приматов и этапы эволюции человека.

5.4. Фонд оценочных средств для проведения текущего контроля
 
Оснащенность
 
52. Современный этап развития человечества. Человеческие расы. Опасность расизма.

53. Воздействие человека  на природу на различных этапах развития человеческого общества.

54. Причины и границы устойчивости биосферы к воздействию деятельности людей.

55. Биоценозы (экосистемы) разного уровня и их соподчиненность в глобальной экосистеме – биосфере.

56. Видовое и экологическое разнообразие биоценоза как основа его устойчивости.

57. Различные экологические пирамиды и соотношения организмов на каждой их ступени.

58. Пути повышения биологической продуктивности в искусственных экосистемах.

59. Сукцессии и их формы.

60. Роль правительственных  и общественных  экологических организаций   в современных развитых странах.

61. Рациональное использование и охрана (конкретных) невозобновимых природных ресурсов.  

62. Рациональное использование и охрана (конкретных) возобновимых природных ресурсов.

63. Опасность глобальных нарушений в биосфере. Озоновые «дыры», кислотные дожди, смоги и их предотвращение.

64. Экологические кризисы и экологические катастрофы. Предотвращение их возникновения.

65. Устойчивое развитие природы и общества.

66. Биологические основы старения;

67. Использование микроорганизмов в медицине, сельском хозяйстве, промышленных технологиях;

68. География групп крови;

69. Великие имена в истории биологии;

70. Живые индикаторы загрязнения окружающей природной среды;

71. Инфекционные болезни человека (бактериальные);

72. Производство экологически чистых продуктов животноводства;

73. Флора Марианского желоба;

74. Археи. Особенности строения и энергетических процессов. Основные группы;

75. Дезинфекция воздуха (аэрозоли и установки).

76. Новые болезни как следствие экологического неблагополучия.

77. Рациональное природопользование – фундамент экологической безопасности.

78. Охрана природы в Приморском крае

79. Как государство охраняет природу?

80. « Зеленая» революция и ее последствия.

81. Генетически модифицированные продукты. Добавки в пищевых продуктах. Пища Франкенштейна.

82. Экология и здоровье человека.

83. Рост народонаселения и продовольственная проблема.

84. Учение Вернадского о биосфере.

85. Основные этапы взаимоотношений человека и природы.

86. Экологические катастрофы и их причины.

87. Экологические проблемы в сельском хозяйстве.

88. Научно-технический прогресс и экологический кризис.

89. Концепция ноосферы В.И. Вернадского.

90. Экологические организации России.

91. Экологическое настоящее и будущее России.

92. Загрязнение атмосферы и его последствия.

93. Загрязнение гидросферы и его последствия.

94. Глобальные экологические проблемы современности.

95. Электромобили.

96. Экологическое воспитание населения.

97. Компьютерные технологии и экологическая безопасность.

98. Автотранспорт и его влияние на экологическую ситуацию в городской местности.

99. Промышленные предприятия и их воздействие на природу.

100. Создание атомных электростанций и их угроза для человека и окружающей среды.

101. Последствие вырубки леса.

102. Исчезающие виды животных Приморского края (ТОП 10).

103. Самые грязные и экологические чистые города мира (ТОП 10).

104. Самые грязные и экологические чистые города России (ТОП 10).

 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
Колич-во
 
Л1.1
Зацепина О. С.
Биология: учебное пособие
Иркутск: Иркутский ГАУ, 2020
Электронный ресурс
 
Л1.2
Карпенков С. Х.
Экология: учебник
Москва: Логос, 2017
Электронный ресурс
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Оснащенность
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
Колич-во
 
Л2.1
Валова В. Д.
Экология: учебник
М.: Дашков и К, 2017
Электронный ресурс
 
Л2.2
Демиденко Г. А., Фомина Н. В.
Сельскохозяйственная экология: учебное пособие
Красноярск: КрасГАУ, 2017
Электронный ресурс
 
6.1.3. Методические разработки
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
Колич-во
 
Л3.1
Кузнецова Т. В., Нестерова О. П., Мардарьева Н. В., Ефремова Г. М., Игнатьев Н. Г.
Биология с основами экологии: лабораторный практикум для студентов факультета ветеринарной медицины и зоотехнии, обучающихся по специальности 36.05.01 "Ветеринария"
Чебоксары: ФГБОУ ВПО ЧГСХА, 2014
1
 
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
 
Э1
Портал "Вся биология" - уникальный ресурс, в котором собраны статьи, научно-популярные материалы, тематические обзоры, лекции экспертов и последние новости из области биологических наук.
 
6.3.1 Перечень программного обеспечения
 
6.3.1.1
ОС Windows XP
6.3.1.2
SuperNovaReaderMagnifier
6.3.1.3
Office 2007 Suites
6.3.1.4
GIMP
6.3.1.5
MozillaFirefox
6.3.1.6
MozillaThinderbird
6.3.1.7
7-Zip
 
6.3.2 Перечень информационных справочных систем
 
6.3.2.1
Электронная библиотечная система издательства «Лань». Полнотекстовая электронная библиотека. Индивидуальный неограниченный доступ через фиксированный внешний IP адрес академии неограниченному количеству пользователей из любой точки, в которой имеется доступ к сети Интернет.http://e.lanbook.com
6.3.2.2
Электронный периодический справочник «Система ГАРАНТ». Полнотекстовый, обновляемый. Доступ по локальной сети академии
6.3.2.3
Электронная библиотека технического ВУЗа (ЭБС «Консультант студента»). Полнотекстовая электронная библиотека.  Индивидуальный неограниченный доступ через фиксированный внешний IP адрес академии неограниченному количеству пользователей из любой точки, в которой имеется доступ к сети Интернет. http://www.studentlibrary.ru
6.3.2.4
Электронно-библиотечная система ZNANIUM.COM. Полнотекстовая электронная библиотека. Индивидуальный неограниченный доступ через фиксированный внешний IP адрес академии неограниченному количеству пользователей из любой точки, в которой имеется доступ к сети Интернет. http://znanium.com/
6.3.2.5
Электронная библиотечная система «ЭБС ЮРАЙТ www.biblio-online.ru». Полнотекстовая электронная библиотека. Индивидуальный неограниченный доступ через фиксированный внешний IP адрес академии неограниченному количеству пользователей из любой точки, в которой имеется доступ к сети Интернет. https://www.biblio-online.ru/
6.3.2.6
Национальная электронная библиотека. Доступ посредством использования сети «Интернет» на 32 терминала доступа. https://нэб.рф/
 
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
Аудитория
Назначение
Оснащенность
Вид работ
 
322
Учебная аудитория
Столы, стулья ученические, демонстрационное оборудование (проектор ACER (1 шт.), цифровая интерактивная доска (1 шт.), персональный компьютер ACER (1 шт.) и учебно-наглядные пособия
Лек
 
324
Учебная аудитория
Микроскоп медицинский Биомед -2 (7 шт.), микроскоп монокулярный Биомед С-2, проектор ACER X127 H белый, экран с электроприводом DRAPER BARONET HW, влажные препараты, доска классная, столы лабораторные (8 шт.), стулья ученические (16 шт.), раковина
Пр
 
315
Учебная аудитория
Демонстрационное оборудование (проектор Acer (1 шт.),  интерактивная доска (1 шт.), моноблок  Acer Aspire С22-865 (1 шт.)) и учебно-наглядные пособия, столы (28 шт.), стулья ученические (54 шт.), стул для преподавателя (1 шт.), трибуна. 
Лек
 
Оснащенность
 
333
Учебная аудитория
Шкаф со специализированным инвентарем (пробирки, колбы, пипетки, штативы, мерные стаканы, химические реактивы), шкаф вытяжной, весы МТ 0,6В1ДА-0/Ю, таблица «Растворимость кислот и оснований», таблица «Периодическая система Менделеева», доска классная, столы лабораторные (7 шт.), стулья ученические (17 шт.), раковина
Пр
 
329
Учебная аудитория
Микроскопы медицинские Биомед-2, доска классная, столы лабораторные (7 шт.), стулья ученические (14 шт.), шкафы медицинские с наглядным материалом, проектор Toshiba x2000, белая доска
Пр
 
123
Помещение для самостоятельной работы
Компьютерная техника с возможностью подключения к сети "Интернет" и обеспечением доступа в электронную информационно-образовательную среду организации(19 шт.), столы (17 шт.), компьютерный стол 6-и местный (3 шт.), стулья ученические (34 шт.), стулья п/м (18 шт.), стеллажи с литературой, видеоувеличитель Optelec Wide Screen (1 шт.)
СР
 
8. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Методика изучения курса предусматривает наряду с лекциями и практическими занятиями, организацию самостоятельной работы студентов, проведение консультаций, руководство докладами студентов для выступления на научно-практических конференциях, осуществление текущего, промежуточного  форм контроля.

Система знаний по дисциплине «Биология с основами экологии» формируется в ходе аудиторных и внеаудиторных (самостоятельных) занятий. Используя лекционный материал, учебники и учебные пособия, дополнительную литературу, проявляя творческий подход, обучающийся готовится к практическим занятиям, рассматривая их как пополнение, углубление, систематизацию своих теоретических знаний.

Для освоения дисциплины студентами необходимо:

1. Посещать лекции, на которых в сжатом и системном виде излагаются основы дисциплины: даются определения понятий, терминов, которые должны знать студенты. Студенту важно понять, что лекция есть своеобразная творческая форма самостоятельной работы. Надо пытаться стать активным соучастником лекции: думать, сравнивать известное с вновь получаемыми знаниями, войти в логику изложения материала лектором, следить за ходом его мыслей, за его аргументацией, находить в ней кажущиеся вам слабости. Во время лекции можно задать лектору вопрос, желательно в письменной форме, чтобы не мешать и не нарушать логики проведения лекции. Каждая лекция должна быть логически и внутренне завершенным этапом изложения материала курса. Порядок изложения и объем излагаемого на каждой лекции материала определяется «Учебной программой по биологии» и предусмотренным в ней распределением количества часов на каждую тему. Каждая лекция строится по принципу триады: от общего — к частному, а на ее завершающем этапе — возвращение к общему на уровне вновь изложенного материала. Это требует подчинение ее определенному, строго выдерживаемому алгоритму или плану.Один Важно соотнести материал лекции с темой учебной программы и установить, какие ее вопросы нашли освещение в прослушанной лекции. Тогда полезно обращаться и к учебнику. Лекция и учебник не заменяют, а дополняют друг друга.

2. Посещать практические занятия, к которым следует готовиться и активно на них работать. Занятия необходимо планировать так, чтобы тема лекции предшествовала данной теме практического занятия. На первом практическом занятии студенты, кроме инструктажа по технике безопасности, должны быть предупреждены о рабочем распорядке занятия, в частности о том, что их рабочие места должны быть подготовлены до звонка (должны лежать альбомы, тетради для записи, выставлена на столы оптика и пр.). Занятие необходимо начинать с опроса, который для группы в 15 человек не должен  занимать больше 15-20 мин. Во время его должны быть опрошены все студенты группы, поэтому вопросы, предлагаемые студентам, должны быть настолько конкретны, чтобы требовали короткого, конкретного ответа.Затем преподаватель должен ознакомить студентов с содержанием занятия, с конкретными объектами, которые они должны изучить. После этого он должен ознакомить их с особенностью наглядных пособий (препаратов), которые они должны изучить. Если на занятии предусматривается изготовление временных препаратов, преподаватель должен показать и объяснить, как это делается для микроскопирования, и что студент должен на препаратах увидеть и зарисовать. На это также не должно быть потрачено более 15-20 мин.Остальное время занятия отводится на работу с препаратами, микроскопирование, рисование — не менее 45 мин. На каждом занятии, параллельно с этой работой, рекомендуется выделять для студентов время (во второй половине занятия) на предъявление на проверку работ, на прохождение текущего тестирования (письменного ответа на уже проработанные ранее темы практических занятий). Студенты, пропустившие занятие, или не подготовившиеся к нему, приглашаются на консультацию к преподавателю. Занятие заканчивается подведением итогов: выводами по теме и выставлением оценок.

3. Систематически заниматься самостоятельной работой, которая включает в себя изучение дополнительной информации, материалов учебников и статей из биологической литературы, решение задач, написание докладов, рефератов для получения глубоких дополнительных знаний о живом мире. Задания для самостоятельной работы выдаются преподавателем.

4. Под руководством преподавателя заниматься научно-исследовательской работой, что предполагает выступления с докладами на научно-практических конференциях и публикацию тезисов и статей по их результатам.

5. При возникающих затруднениях при освоении дисциплины «Биология с основами экологии», для неуспевающих студентов и студентов, не посещающих занятия, проводятся еженедельные консультации, на которые приглашаются неуспевающие студенты, а также студенты, испытывающие потребность в помощи преподавателя при изучении дисциплины.

При изучении дисциплины «Биология с основами экологии» следует усвоить:

 
Оснащенность
 
- биологическую номенклатуру и терминологию;

- биологические методы анализа;

- приемы биологического мониторинга;

- причины и факторы эволюции;

- структуру клетки и процессы метаболизма;

- способы размножения организмов и этапы онтогенеза;

- эволюционную морфологию и биологию систематических групп и единиц.

 
ПРИЛОЖЕНИЯ
 
Актуализированная рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании выпускающей кафедры, протокол №  ___   от _____________________
Заведующий выпускающей кафедрой  _________________________________
ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ

в 20___ /20___ учебном году

ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ

в 20___ /20___ учебном году

ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ

в 20___ /20___ учебном году

Актуализированная рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании выпускающей кафедры, протокол №  ___   от  _____________________
Актуализированная рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании выпускающей кафедры, протокол №  ___   от  _____________________
Актуализированная рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании выпускающей кафедры, протокол №  ___   от  _____________________
Заведующий выпускающей кафедрой  _________________________________
Заведующий выпускающей кафедрой  _________________________________
Заведующий выпускающей кафедрой  _________________________________
ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ

в 20___ /20___ учебном году

Актуализированная рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании выпускающей кафедры, протокол №  ___   от  _____________________
Заведующий выпускающей кафедрой  _________________________________
ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ

в 20___ /20___ учебном году

Актуализированная рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании выпускающей кафедры, протокол №  ___   от  _____________________
ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ

в 20___ /20___ учебном году

Заведующий выпускающей кафедрой  _________________________________