(ФГБОУ ВО Чувашский ГАУ)
и научной работе
Направленность (профиль) Клиническая ветеринария
(<Курс>.<Семестр на курсе>)
Направленность (профиль) Клиническая ветеринария, одобренный Ученым советом ФГБОУ ВО Чувашский ГАУ от 26.03.2024 г., протокол № 12.
ции
ракт.
подг.
Диагностика, лечение и профилактика болезней кровеносной системы
1. Клинико-диагностическое значение физико-химического исследования крови.
2. Значение исследование биохимических свойств крови.
3. Морфологическое исследование крови.
4. Анализ лейкограммы.
5. Лабораторная диагностика нарушений обмена микро- и макроэлементов.
6. Лабораторная диагностика нарушения белкового обмена.
7. Лабораторная диагностика нарушения углеводного обмена.
8. Биохимические показатели крови при остеодистрофии и рахите.
9. Диагностика нарушений минерального обмена в условиях промышленного комплекса.
10. Диагностика субклинического и клинического кетоза у коров.
11. Анализ лабораторных данных при диспансеризации поголовья животных.
12. Оценка функционального состояния печени по данным биохимического исследования крови.
13. Зависимость биохимических показателей от продуктивности, кормления и содержания, от возраста и породы животных, от сезона года.
14. Динамика биохимических показателей крови при кетозе.
15. Динамика биохимических показателей крови при диспепсии телят.
16. Динамика биохимических показателей крови при заболеваниях желудочно-кишечного тракта у лошадей с симптомокомплексом колик.
17. Клинико-диагностическое значение определения общего белка и его фракций в сыворотке крови.
18. Причины, обуславливающие содержание альбумина в крови.
19. Типы протеинограмм.
20. Диагностическое значение определения активности ферментов в сыворотке крови.
21. Определение биохимического статуса животных методом сравнительного спектрального анализа.
22. Свойства и биохимическая функция ферментов.
23. Влияние нарушения белково-углеводного обмена на воспроизводительную функцию.
24. Влияние нарушения витаминного обмена на воспроизводительную функцию.
25. Влияние нарушения минерального обмена на воспроизводительную функцию.
Вопросы на оценку понимания / умений
1. Объясните анатомическое расположение органов системы крови и объясните их роль в организме.
2. Объясните значение инструментов, используемых при гематологическом исследовании органов кровеносной системы.
3. Определите взаимосвязь между морфологическими и биохимическими показателями крови у животных.
4. Сформулируйте основные причины, влияющие на развитие отдельных болезней кроветворных органов.
5. Объясните, как может повлиять факторы кормления и содержания животных на физиологическое развитие органов системы крови.
6. Выскажите свое мнение о том, почему и как развиваются отдельные болезни сердца (ишемия, инфаркты и др).
7. Определите логическую взаимосвязь между морфологическими и иммунологическими показателями системы крови.
8. Предложите методы терапии и профилактики болезней сердечно-сосудистой системы организма животных.
9. Сделайте обобщенный анализ достижения науки в области гематологии и иммунологии.
10. Объясните значение новых пробиотических препаратов при терапии и профилактике болезней сердечно - сосудистой системы.
11. Выскажите свое мнение о том, какие методы исследования крови дают более достоверные результаты.
12. Объясните роль и значение эритроцитов в крови в организме животных.
14. Сформулируйте роль и значение фагоцитов при развитии специфического иммунитета в организме животных.
15. Выскажите суждение о том, какую роль играет загрязнение окружающей среды токсическими газами на развитие сердечно - сосудистых заболеваний у животных.
16. Выскажите свое суждение о том, для чего необходимо проводить лабораторный анализ крови при диагностике заболеваний системы крови.
17. Сделайте обобщенный вывод о роли и значении гемоглобина крови в организме животных.
18. Объясните физиологическое и патологическое значение лимфоцитов и моноцитов крови при развитии неспецифического иммунитета у животных
19. Как и по какой причине развивается в организме животных гемолиз форменных элементов крови и к чему это может привести.
20. Определите логическую взаимосвязь между понятиями кровеносная система и лимфатическая система.
1. Определение гематологии как дисциплины. Предмет и задачи гематологии.
2. Исторические этапы развития гематологии. Вехи истории.
3. Понятие системы крови. Отличительные особенности крови. Функции крови: транспортная, регуляторная, защитная.
4. Состав крови млекопитающих. Плазма и сыворотка крови. Белки плазмы крови, их характеристика и функциональное значение.
5. Физико-химические показатели крови.
6. Эмбриональный гемопоэз у млекопитающих.
7. Теории кроветворения.
8. Структурная организация кроветворной системы. Современная схема кроветворения.
9. Механизм регуляции гемопоэза.
10. Топография, морфология и функция органов кроветворения
11. Морфологическая и цитохимическая характеристика клеток различных ростков кроветворения.
12. Строение и функции эритроцитов.
13. Понятие об эритроне, его свойства. Механизмы разрушения эритроцитов.
14. Патологические формы эритроцитов
15. Эритроцитарные индексы.
16. Лейкопоэз. Виды лейкоцитов периферической крови. Размеры лейкоцитов с/х животных.
17. Общие закономерности онтогенеза белой крови сельскохозяйственных животных.
18. Основные биологические закономерности изменения белой крови.
19. Значение лейкограммы в патологии. Лейкоцитарная формула, ее клинико-диагностическое значение.
20. Качественные и количественные изменения лейкоцитов в крови.
21. Тромбоциты, тромбоцитопоэз, функции тромбоцитов.
22. Типовые виды нарушений и реактивных изменений в системе тромбоцитов (тромбоцитоз, тромбоцитопения, тромбоцитопатия).
23. Физиология функционирования системы гемостаза.
24. Сосудисто-тромбоцитарный гемостаз.
25. Плазменно-коагуляционный гемостаз.
26. Анемии. Общая характеристика. Классификация.
27. Дифференциальная диагностика анемий.
28. Классификация анемий по эритроцитарным показателям. Гемолитические анемии.
29. Анемии вследствие кровопотери.
30. Анемии, обусловленные сниженной продукцией эритроцитов.
31. Эритроцитоз (полицетемия).
32. Этиология гемобластозов.
33. Патогенез гемобластозов.
34. Классификация и терминология гемобластозов.
35. Методы прижизненной диагностики гемобластозов.
36. Стадии течения лейкозного процесса
37. Лимфопролиферативные расстройства.
38. Миелопролиферативные расстройства.
39. Патология тромбоцитов.
40. Приобретенные расстройства коагуляции
41. Наследственные расстройства коагуляции
42. Интерпретация результатов гемостатических тестов.
43. Переливание крови (материалы некоторых исследований)
Практические навыки
1. Основные правила взятия, транспортировки и хранения проб крови
2. Получение сыворотки, плазмы, дефибринированной крови и фибрина.
3. Определение гематокрита.
4. Определение плотности и вязкости крови и плазмы.
6. Фиксация мазка
7. Окраска мазков крови.
8. Способы получения костного мозга у животных.
9. Гемолиз эритроцитов и его виды.
10. Определение осмотической резистентности эритроцитов
11. Определение скорости оседания эритроцитов.
12. Определение количества гемоглобина в крови методом Сали
13. Подсчет эритроцитов в камере Горяева
14. Вычисление цветового показателя
15. Определение группы крови
16. Подсчет лейкоцитов в камере Горяева.
17. Лейкоцитарная формула. Морфология лейкоцитов.
18. Характеристика особенностей кровяных телец и картины крови сельскохозяйственных и лабораторных животных
19. Методы исследования сосудисто-тромбоцитарного гемостаза.
20. Методы исследования коагуляционного гемостаза.
1. Клинико-диагностическое значение физико-химического исследования крови.
2. Значение исследование биохимических свойств крови.
3. Морфологическое исследование крови.
4. Анализ лейкограммы.
5. Лабораторная диагностика нарушений обмена микро- и макроэлементов.
6. Лабораторная диагностика нарушения белкового обмена.
7. Лабораторная диагностика нарушения углеводного обмена.
8. Биохимические показатели крови при остеодистрофии и рахите.
9. Диагностика нарушений минерального обмена в условиях промышленного комплекса.
10. Диагностика субклинического и клинического кетоза у коров.
11. Анализ лабораторных данных при диспансеризации поголовья животных.
12. Оценка функционального состояния печени по данным биохимического исследования крови.
13. Зависимость биохимических показателей от продуктивности, кормления и содержания, от возраста и породы животных, от сезона года.
14. Динамика биохимических показателей крови при кетозе.
15. Динамика биохимических показателей крови при диспепсии телят.
16. Динамика биохимических показателей крови при заболеваниях желудочно-кишечного тракта у лошадей с симптомокомплексом колик.
17. Клинико-диагностическое значение определения общего белка и его фракций в сыворотке крови.
18. Причины, обуславливающие содержание альбумина в крови.
19. Типы протеинограмм.
20. Диагностическое значение определения активности ферментов в сыворотке крови.
21. Определение биохимического статуса животных методом сравнительного спектрального анализа.
22. Свойства и биохимическая функция ферментов.
23. Влияние нарушения белково-углеводного обмена на воспроизводительную функцию.
24. Влияние нарушения витаминного обмена на воспроизводительную функцию.
25. Влияние нарушения минерального обмена на воспроизводительную функцию.
Перечень вопросов, выносимых на опрос
Опрос 1.
1. Клинико-диагностическое значение физико-химического исследования крови.
2. Значение исследование биохимических свойств крови.
3. Морфологическое исследование крови.
4. Анализ лейкограммы.
5. Лабораторная диагностика нарушений обмена микро- и макроэлементов.
6. Лабораторная диагностика нарушения белкового обмена.
7. Лабораторная диагностика нарушения углеводного обмена.
8. Биохимические показатели крови при остеодистрофии и рахите.
9. Диагностика нарушений минерального обмена в условиях промышленного комплекса.
10. Диагностика субклинического и клинического кетоза у коров.
11. Анализ лабораторных данных при диспансеризации поголовья животных.
12. Оценка функционального состояния печени по данным биохимического исследования крови.
13. Зависимость биохимических показателей от продуктивности, кормления и содержания, от возраста и породы животных, от сезона года.
14. Динамика биохимических показателей крови при кетозе.
16. Динамика биохимических показателей крови при заболеваниях желудочно-кишечного тракта у лошадей с симптомокомплексом колик.
17. Клинико-диагностическое значение определения общего белка и его фракций в сыворотке крови.
18. Причины, обуславливающие содержание альбумина в крови.
19. Типы протеинограмм.
20. Диагностическое значение определения активности ферментов в сыворотке крови.
21. Определение биохимического статуса животных методом сравнительного спектрального анализа.
22. Свойства и биохимическая функция ферментов.
23. Влияние нарушения белково-углеводного обмена на воспроизводительную функцию.
24. Влияние нарушения витаминного обмена на воспроизводительную функцию.
25. Влияние нарушения минерального обмена на воспроизводительную функцию.
Опрос 2.
1. Зависимость биохимических показателей от продуктивности, кормления и содержания, от возраста и породы животных, от сезона года.
2. Динамика биохимических показателей крови при кетозе.
3. Динамика биохимических показателей крови при диспепсии телят.
4. Динамика биохимических показателей крови при заболеваниях желудочно-кишечного тракта у лошадей с симптомокомплексом колик.
5. Клинико-диагностическое значение определения общего белка и его фракций в сыворотке крови.
6. Причины, обуславливающие содержание альбумина в крови.
7. Типы протеинограмм.
8. Диагностическое значение определения активности ферментов в сыворотке крови.
9. Определение биохимического статуса животных методом сравнительного спектрального анализа.
10. Свойства и биохимическая функция ферментов.
11. Влияние нарушения белково-углеводного обмена на воспроизводительную функцию.
12. Влияние нарушения витаминного обмена на воспроизводительную функцию.
13. Влияние нарушения минерального обмена на воспроизводительную функцию.
Система знаний по дисциплине «Гематология» формируется в ходе аудиторных и внеаудиторных (самостоятельных) занятий. Используя лекционный материал, учебники и учебные пособия, дополнительную литературу, проявляя творческий подход, будущий ветеринарный врач готовится к практическим занятиям, рассматривая их как пополнение, углубление, систематизацию своих теоретических знаний.
Для освоения дисциплины студентами необходимо:
1. посещать лекции, на которых в сжатом и системном виде излагаются основы дисциплины: даются определения понятий, законов, которые должны знать студенты. Студенту важно понять, что лекция есть своеобразная творческая форма самостоятельной работы. Надо пытаться стать активным соучастником лекции: думать, сравнивать известное с вновь получаемыми знаниями, войти в логику изложения материала лектором, следить за ходом его мыслей, за его поведением. Во время лекции можно задать лектору вопрос, желательно в письменной форме, чтобы не мешать и не нарушать логики проведения лекции. Слушая лекцию, следует зафиксировать основные идеи, положения, обобщения, выводы. Работа над записью лекции завершается дома. На свежую голову (пока еще лекция в памяти) надо уточнить то, что записано, обогатить запись тем, что не удалось зафиксировать в ходе лекции, записать в виде вопросов то, что надо прояснить, до конца понять гематологические процессы, происходящие в организме животных. Важно соотнести материал лекции с
2. посещать практические занятия, к которым следует готовиться и активно на них работать. Задание к занятию выдает преподаватель. Задание включает в себя основные вопросы, задачи, тесты и рефераты для самостоятельной работы и литературу. Практические занятия начинаются с вступительного слова преподавателя, в котором называются цель, задачи и вопросы занятия. В процессе проведения занятий преподаватель задает основные и дополнительные вопросы по гематологии, организует их обсуждение. На практических занятиях разбираются тестовые задания и задания, выданные для самостоятельной работы, заслушиваются реферативные выступления. Студенты, пропустившие занятие, или не подготовившиеся к нему, приглашаются на консультацию к преподавателю. Практическое занятие заканчивается подведением итогов: выводами по теме и выставлением оценок.
3. систематически заниматься самостоятельной работой, которая включает в себя изучение материалов учебников и статей из литературы, решение задач, написание докладов, рефератов, эссе. Задания для самостоятельной работы выдаются преподавателем.
4. под руководством преподавателя заниматься научно-исследовательской работой с последующим выступлением с докладами на научно-практических конференциях и публикацией тезисов и статей по их результатам.
5. при возникающих затруднениях при освоении дисциплины «Гематология», для неуспевающих студентов и студентов, не посещающих занятия, проводятся еженедельные консультации, на которые приглашаются неуспевающие студенты, а также студенты, испытывающие потребность в помощи преподавателя при изучении дисциплины.
Требования, предъявляемые к выполнению контрольных заданий. При выполнении контрольных заданий по гематологии следует:
1. Получить четкий ответ на все вопросы, содержащиеся в контрольном задании.
2. Максимально четко изложить способ выполнения контрольного задания.
3. Оформить задание в соответствии с предъявленными требованиями.
4. По возможности, осуществить проверку полученных результатов.
в 20___ /20___ учебном году
в 20___ /20___ учебном году
в 20___ /20___ учебном году
в 20___ /20___ учебном году
в 20___ /20___ учебном году
в 20___ /20___ учебном году