(ФГБОУ ВО Чувашский ГАУ)
и научной работе
Направленность (профиль) Клиническая ветеринария
(<Курс>.<Семестр на курсе>)
Направленность (профиль) Клиническая ветеринария, одобренный Ученым советом ФГБОУ ВО Чувашский ГАУ от 26.03.2024 г., протокол № 12.
ции
ракт.
подг.
2. Механическое движение.
3. Обобщение понятия скорости для некоторых процессов (скорость химической реакции, скорость переноса тепла и др.) как производных соответствующих физических величин во времени.
4. Интенсивность переноса физической величины через поверхность.
5. Вращательное движение в локомоторном аппарате живых организмов.
6. Затухающие колебания, их уравнения и графики. Циклическая частота затухающих колебаний.
7. Явление резонанса.
8. Вычисление скорости волны в твердых телах и в газах.
9. Волновые процессы в живых организмах.
10. Перенос веществ при диффузии. Закон Фика. Значения коэффициентов диффузии в газах, жидкостях и твердых телах.
11. Диффузионные процессы в легких, в клеточных мембранах и др.
13. Динамический коэффициент вязкости и его значения для некоторых жидкостей.
14. Параметры звуковой волны, определяющие громкость. Высота и тембр звука.
15. Шум как стресс-фактор и его влияние на продуктивность сельскохозяйственных животных.
16. Инфразвук и ультразвук.
17. Законы гидродинамики.
18. Поверхностно-активные вещества в крови и тканях. Асфиксия.
19. Смачивание в капиллярах и его влияние на возникновение эмболии в кровеносных сосудах и удержание паров (влаги) в капиллярах почвы.
20. Распределение скоростей течения крови в артериях и капиллярах.
21. Сердце как механический насос. Законы гемодинамики. Работа и мощность сердца.
22. Физические основы измерения кровяного давления.
23. Шумы при турбулентном движении крови в артериях как критерий при бескровном методе измерения давления.
24. Определение скорости кровотока с применением эффекта Допплера.
25. Физика свободных радикалов.
26. Окисление ненасыщенных жирных кислот в тканях живых организмов. Свободнорадикальные патологии: катаракта, отечная болезнь, авитаминоз, лучевое поражение.
27. Влияние интенсивности свободнорадикального окисления на скорость роста, пролиферацию, ожирение, старение, воспроизводительную способность, его роль при стрессе.
28. Законы термодинамики.
29. Живые организмы как стационарные, неравновесные, открытые системы.
30. Применение линейной термодинамики в биологии
31. Энергетический баланс в живом организме.
32. Удельная теплопродукция жиров, белков, углеводов и превращение различных типов энергии друг в друга в организме.
33. Явление переноса в терморегуляции организма и в биотехнологии.
34. Энергетика солнечного спектра.
35. Удельная поверхность и теплопотери организма.
36. Криоконсервирование живых клеток и тканей.
37. Электростатические поля.
38. Постоянное электрическое поле организма.
39. Действие электростатического поля на живой организм.
40. Ионизация воздуха, Физические основы электротерапии.
41. Действие постоянного электрического тока на живую ткань, живой организм.
42. Электропроводность тканей.
43. Электрофорез лекарственных веществ.
44. Постоянное магнитное поле. Действие постоянного магнитного поля на организм.
45. Основные биологические эффекты и гипотезы магнитобиологии.
46. Магнитотерапия.
47. Переменный электрический ток. Действие переменного электрического тока на живой организм.
48. Электромагнитные колебания и волны.
49. Действие электромагнитного поля на живую ткань.
50. Действие переменного электрического поля.
51. Действие электромагнитного поля.
52. Электромагнитные поля организма млекопитающего.
53. Электромагнитные поля организма и их источники.
54. Биопотенциалы. Электрография.
55. Природа света.
56. Геометрическая оптика.
57. Основные фотометрические величины.
58. Волновая оптика Восприятие света.
59. Квантово-оптические явления.
60. Тепловое излучение тела животного.
61. Действие света на вещество и квантовая природа света.
62. Элементы фотобиологии.
63. Появление термина "Квантовая медицина".
64. Типы спектров в зависимости от структуры вещества линейчатые, полосатые, непрерывные; и от энергетических уровней: электронные, колебательные, вращательные.
65. Световое давление.
66. Свойства протонов и нейтронов.
67. Ядерные силы. Изотопы. Энергия связи. Дефект массы атомного ядра.
68. Ядерная энергетика. Применение радиоактивных изотопов.
69. Стимулирующее действие низких интенсивностей ионизирующей радиации.
70. Стерилизующее и поражающее действие в биотехнологии и хирургии. Летальные и полулетальные дозы для животных (Грей. Рентген).
- работа на практических занятиях;
- выполнение и защита лабораторных работ;
- контрольная работа (тестирование);
- выполнение домашней самостоятельной работы.
Система знаний по дисциплине «Биологическая физика» формируется в ходе аудиторных и внеаудиторных (самостоятельных) занятий. Используя лекционный материал, учебники и учебные пособия, дополнительную литературу, проявляя творческий подход, студент готовится к практическим и лабораторным занятиям, рассматривая их как пополнение, углубление, систематизацию своих теоретических знаний.
Для освоения дисциплины студентами необходимо:
- посещать лекции, на которых в сжатом и системном виде излагаются основы дисциплины: даются определения понятий, законов, которые должны знать студенты; раскрываются закономерности физических явлений и процессов. Студенту важно понять, что лекция есть своеобразная творческая форма самостоятельной работы. Надо пытаться стать активным соучастником лекции: думать, сравнивать известное с вновь получаемыми знаниями, войти в логику изложения материала лектором, следить за ходом его мыслей, за его аргументацией, находить в ней кажущиеся вам слабости. Во время лекции можно задать лектору вопрос, желательно в письменной форме, чтобы не мешать и не нарушать логики проведения лекции. Слушая лекцию, следует зафиксировать основные идеи, положения, обобщения, выводы. Работа над записью лекции завершается дома. На свежую голову (пока еще лекция в памяти) надо уточнить то, что записано, обогатить запись тем, что не удалось зафиксировать в ходе лекции, записать в виде вопросов то, что надо прояснить, до конца понять. Важно соотнести материал лекции с темой учебной программы и установить, какие ее вопросы нашли освещение в прослушанной лекции. Тогда полезно обращаться и к учебнику. Лекция и учебник не заменяют, а дополняют друг друга.
- посещать практические и лабораторные занятия, к которым следует готовиться и активно на них работать. Задания к практическому и лабораторному занятиям выдает преподаватель. Задание включает в себя основные вопросы, задачи, тесты, лабораторные работы и рефераты для самостоятельной работы, литературу. Практические и лабораторные занятия начинаются с вступительного слова преподавателя, в котором называются цель, задачи и вопросы занятия. На практических занятиях решаются задачи, разбираются тестовые задания и задания, выданные для самостоятельной работы. На лабораторных занятиях студенты самостоятельно выполняют лабораторные работы на лабораторных установках и стендах. Студенты, пропустившие занятие, или не подготовившиеся к нему, приглашаются на консультацию к преподавателю. Практическое занятие заканчивается подведением итогов: выводами по теме и выставлением оценок.
- под руководством преподавателя заниматься научно-исследовательской работой, что предполагает выступления с докладами на научно-практических конференциях и публикацию тезисов и статей по их результатам.
- при возникающих затруднениях при освоении дисциплины «Биологическая физика», для неуспевающих студентов и студентов, не посещающих занятия, проводятся еженедельные консультации, на которые приглашаются неуспевающие студенты, а также студенты, испытывающие потребность в помощи преподавателя при изучении дисциплины.
При изучении дисциплины «Биологическая физика» следует усвоить:
- основные понятия и законы физики и биофизики;
- научные методы познания;
- положения фундаментальной физики при создании и реализации новых технологий и техники.
в 20___ /20___ учебном году
в 20___ /20___ учебном году
в 20___ /20___ учебном году
в 20___ /20___ учебном году
в 20___ /20___ учебном году
в 20___ /20___ учебном году