(ФГБОУ ВО Чувашский ГАУ)
и научной работе
Направленность (профиль) Клиническая ветеринария
(<Курс>.<Семестр на курсе>)
Направленность (профиль) Клиническая ветеринария, одобренный Ученым советом ФГБОУ ВО Чувашский ГАУ от 26.03.2024 г., протокол № 12.
ции
ракт.
подг.
Систематика, морфология и строение микроорганизмов /Лек/
Физиология и генетика микроорганизмов /Лек/
2. Микробиологическая лаборатория, правила и техника безопасности при работе в ней.
3. Методы микробиологического исследования.
4. Устройство микроскопа и правила работы с ним. Работа с иммерсионной системой микроскопа.
5. Подвижность бактерий, методы изучения подвижности микроорганизмов. 6. Простые и сложные методы окраски препаратов. Окраска по Граму, сущность этого метода.
7. Питательные среды для культивирования бактерий, требования к ним. Классификация питательных сред. Приготовление питательных сред (МПБ, МПА).
8. Сущность стерилизации, пастеризации и дезинфекции. Методы и режимы. Использование их в сельскохозяйственном производстве.
9. Эукариоты и прокариоты, характеристика их.
10. Основные формы и размеры бактерий. Основные и временные структурные компоненты бактериальной клетки, их функции.
12. Бактериофаги. Характерная особенность. Этапы размножения фагов.
13. Вирусы, их характерная особенность и свойства, присущие живым организмам. Какие вирусные болезни животных Вы знаете?
14. Актиномицеты и дрожжи, их морфологические особенности, положительное и отрицательное значение в животноводстве.
15. Плесневые грибы (характеристика пеницилловой, мукоровой и аспергилловой плесени). Значение их в животноводстве.
16. Цитоплазма и ядро бактериальной клетки, их состав и значение. Какими характерными свойствами живого вещества обладает цитоплазма?
17. Споры и спорообразование. Какое значение имеет экзина и интина?
18. Рост и размножение бактерий. Фазы роста бактерийных культур на питательных средах.
19. Голозойный и голофитный типы питания. Автотрофы и гетеротрофы, их характеристика.
20. Поступление питательных веществ в микробную клетку. Ассимиляция и диссимиляция.
21. Дыхание микроорганизмов, их характеристика.
22. Ферменты микробов (экзоферменты и эндоферменты). Основные типы ферментов.
23. Генетика микроорганизмов.
24. Серологические реакции, применяемые в микробиологии. Сущность этих реакций.
25. Отбор, консервирование, транспортировка и хранение материала для микробиологического исследования.
26. Принципиальная схема микробиологической диагностики инфекционных болезней.
27. Влияние физических и химических факторов на жизнеспособность микроорганизмов.
28. Влияние биологических факторов на жизнеспособность микроорганизмов (симбиоз, метабиоз, синергизм, антогонизм, паразитизм).
29. Антибиотики, требования к ним, их практическое применение в сельском хозяйстве.
30. Инфекция, виды инфекции. Определение понятий «Инфекционная болезнь», «Инфекционный процесс». Периоды развития и отличительные признаки инфекционных болезней.
31. Сапрофиты и паразиты. Патогенность, вирулентность и агрессивность болезнетворных микроорганизмов. Факторы вирулентности.
32. Токсины, классификация токсинов и их отличительные признаки.
33. Пути внедрения в организм, распространение в нем и выделение из организма патогенных микробов.
34. Роль микроорганизмов и условий внешней среды в инфекционном процессе. Бактерионосительство и бактериовыделение.
35. Источники и пути распространения возбудителей инфекционных болезней.
36. Экспериментальное заражение лабораторных животных. Методы заражения.
37. Иммунитет, виды иммунитета, их краткая характеристика.
38. Естественные факторы иммунитета.
39. Специфические факторы иммунитета.
40. Иммунопрофилактика и иммунотерапия.
41. Микрофлора воды. Микробиологические показатели загрязнения воды. Санитарная оценка воды по этим показателям. Принципы очистки и обеззараживания воды.
42. Микрофлора воздуха. Пути загрязнения воздуха микрофлорой.
43. Микрофлора тела животных.
44. Микрофлора навоза. Сущность биотермического обеззараживания его.
45. Почва как среда обитания микроорганизмов.
2. Микробиологическая лаборатория, правила и техника безопасности при работе в ней.
3. Методы микробиологического исследования.
4. Устройство микроскопа и правила работы с ним. Работа с иммерсионной системой микроскопа.
5. Подвижность бактерий, методы изучения подвижности микроорганизмов.
6. Простые и сложные методы окраски препаратов. Окраска по Граму, сущность этого метода.
7. Питательные среды для культивирования бактерий, требования к ним. Классификация питательных сред. Приготовление питательных сред (МПБ, МПА).
8. Сущность стерилизации, пастеризации и дезинфекции. Методы и режимы. Использование их в сельскохозяйственном производстве.
9. Эукариоты и прокариоты, характеристика их.
10. Основные формы и размеры бактерий. Основные и временные структурные компоненты бактериальной клетки, их функции.
11. Морфологические, культуральные, биохимические (ферментативные) свойства микроорганизмов, используемые при определении вида бактерий.
12. Бактериофаги. Характерная особенность. Этапы размножения фагов.
13. Вирусы, их характерная особенность и свойства, присущие живым организмам. Какие вирусные болезни животных Вы знаете?
14. Актиномицеты и дрожжи, их морфологические особенности, положительное и отрицательное значение в животноводстве.
15. Плесневые грибы (характеристика пеницилловой, мукоровой и аспергилловой плесени). Значение их в
16. Цитоплазма и ядро бактериальной клетки, их состав и значение. Какими характерными свойствами живого вещества обладает цитоплазма?
17. Споры и спорообразование. Какое значение имеет экзина и интина?
18. Рост и размножение бактерий. Фазы роста бактерийных культур на питательных средах.
19. Голозойный и голофитный типы питания. Автотрофы и гетеротрофы, их характеристика.
20. Поступление питательных веществ в микробную клетку. Ассимиляция и диссимиляция.
21. Дыхание микроорганизмов, их характеристика.
22. Ферменты микробов (экзоферменты и эндоферменты). Основные типы ферментов.
23. Генетика микроорганизмов.
24. Серологические реакции, применяемые в микробиологии. Сущность этих реакций.
25. Отбор, консервирование, транспортировка и хранение материала для микробиологического исследования.
26. Принципиальная схема микробиологической диагностики инфекционных болезней.
27. Влияние физических и химических факторов на жизнеспособность микроорганизмов.
28. Влияние биологических факторов на жизнеспособность микроорганизмов (симбиоз, метабиоз, синергизм, антогонизм, паразитизм).
29. Антибиотики, требования к ним, их практическое применение в сельском хозяйстве.
30. Инфекция, виды инфекции. Определение понятий «Инфекционная болезнь», «Инфекционный процесс». Периоды развития и отличительные признаки инфекционных болезней.
31. Сапрофиты и паразиты. Патогенность, вирулентность и агрессивность болезнетворных микроорганизмов. Факторы вирулентности.
32. Токсины, классификация токсинов и их отличительные признаки.
33. Пути внедрения в организм, распространение в нем и выделение из организма патогенных микробов.
34. Роль микроорганизмов и условий внешней среды в инфекционном процессе. Бактерионосительство и бактериовыделение.
35. Источники и пути распространения возбудителей инфекционных болезней.
36. Экспериментальное заражение лабораторных животных. Методы заражения.
37. Иммунитет, виды иммунитета, их краткая характеристика.
38. Естественные факторы иммунитета.
39. Специфические факторы иммунитета.
40. Иммунопрофилактика и иммунотерапия.
41. Микрофлора воды. Микробиологические показатели загрязнения воды. Санитарная оценка воды по этим показателям. Принципы очистки и обеззараживания воды.
42. Микрофлора воздуха. Пути загрязнения воздуха микрофлорой.
43. Микрофлора тела животных.
44. Микрофлора навоза. Сущность биотермического обеззараживания его.
45. Почва как среда обитания микроорганизмов.
46. Лабораторная диагностика стафилококкозов (определение болезни, название возбудителя, морфологические, культуральные, биологические свойства и лабораторная диагностика. Биопрепараты.
47. Лабораторная диагностика стрептококкозов (определение болезни, название возбудителя, морфологические, культуральные, биологические свойства и лабораторная диагностика. Биопрепараты.
48. Лабораторная диагностика рожи свиней (определение болезни, название возбудителя, морфологические, культуральные, биологические свойства и лабораторная диагностика. Биопрепараты.
49. Лабораторная диагностика листериоза (определение болезни, название возбудителя, морфологические, культуральные, биологические свойства и лабораторная диагностика. Биопрепараты.
50. Лабораторная диагностика туберкулеза (определение болезни, название возбудителя, морфологические, культуральные, биологические свойства и лабораторная диагностика. Биопрепараты.
51. Лабораторная диагностика паратуберкулеза (определение болезни, название возбудителя, морфологические, культуральные, биологические свойства и лабораторная диагностика. Биопрепараты.
52. Лабораторная диагностика сибирской язвы (определение болезни, название возбудителя, морфологические, культуральные, биологические свойства и лабораторная диагностика. Биопрепараты.
53. Лабораторная диагностика злокачественного отека (определение болезни, название возбудителя, морфологические, культуральные, биологические свойства и лабораторная диагностика. Биопрепараты.
54. Лабораторная диагностика анаэробной дизентерии ягнят (определение болезни, название возбудителя, морфологические, культуральные, биологические свойства и лабораторная диагностика. Биопрепараты.
55. Лабораторная диагностика брадзота овец (определение болезни, название возбудителя, морфологические, культуральные, биологические свойства и лабораторная диагностика. Биопрепараты.
56. Лабораторная диагностика брадзота овец (определение болезни, название возбудителя, морфологические, культуральные, биологические свойства и лабораторная диагностика. Биопрепараты.
57. Лабораторная диагностика эмфизематозного карбункула (определение болезни, название возбудителя, морфологические, культуральные, биологические свойства и лабораторная диагностика. Биопрепараты.
58. Лабораторная диагностика столбняка (определение болезни, название возбудителя, морфологические, культуральные, биологические свойства и лабораторная диагностика. Биопрепараты.
59. Лабораторная диагностика ботулизма (определение болезни, название возбудителя, морфологические, культуральные, биологические свойства и лабораторная диагностика. Биопрепараты.
60. Лабораторная диагностика некробактериоза (определение болезни, название возбудителя, морфологические, культуральные, биологические свойства и лабораторная диагностика). Биопрепараты
61. Лабораторная диагностика эшерихиозов (определение болезни, название возбудителя, морфологические,
62. Лабораторная диагностика сальмонельезов (определение болезни, название возбудителя, морфологические, культуральные, биологические свойства и лабораторная диагностика). Биопрепараты.
63. Лабораторная диагностика псевдотуберкулеза (определение болезни, название возбудителя, морфологические, культуральные, биологические свойства и лабораторная диагностика). Биопрепараты.
64. Лабораторная диагностика бруцеллеза (определение болезни, название возбудителя, морфологические, культуральные, биологические свойства и лабораторная диагностика). Биопрепараты.
65. Лабораторная диагностика пастереллеза (определение болезни, название возбудителя, морфологические, культуральные, биологические свойства и лабораторная диагностика). Биопрепараты.
66. Лабораторная диагностика микоплазмозов (определение болезни, название возбудителя, морфологические, культуральные, биологические свойства и лабораторная диагностика). Биопрепараты.
67. Лабораторная диагностика дерматомикозов (определение болезни, название возбудителя, морфологические, культуральные, биологические свойства и лабораторная диагностика). Биопрепараты.
68. Лабораторная диагностика микозов (определение болезни, название возбудителя, морфологические, культуральные, биологические свойства и лабораторная диагностика). Биопрепараты.
69. Лабораторная диагностика микотоксикозов (определение болезни, название возбудителя, морфологические, культуральные, биологические свойства и лабораторная диагностика). Биопрепараты.
70. Лабораторная диагностика сибирской язвы (определение болезни, название возбудителя, морфологические, культуральные, биологические свойства и лабораторная диагностика). Биопрепараты.
2. Морфология микроорганизмов.
3. Строение бактериальной клетки.
4. Метаболизм и типы питания микроорганизмов.
5. Химический состав микроорганизмов.
6. Рост и размножение бактерий.
7. Дыхание микроорганизмов (аэробный и анаэробный) типы дыхания.
8. Влияние химических факторов на микроорганизмы.
9. Влияние физических факторов на микроорганизмы.
10. Действие биологических факторов на микроорганизмы.
11. Материальные основы наследственности, изменчивость основных признаков микробов.
12. Питательные среды и их различия по консистенции, происхождению, назначению.
13. Стерилизация фильтрованием, УФ-лучами и ультразвуком.
14. Понятие об инфекции, инфекционном процессе и инфекционной болезни.
15. Методы окраски по Граму, Романовскому-Гимзе, Михину.
16. Патогенность и вирулентность микроорганизмов
17. Факторы патогенности микробов.
18. Условия возникновения инфекции.
19. Пути внедрения и распространения патогенных микробов в организме.
20. Метод окраски микроорганизмов по Циль-Нильсену.
21. Стерилизация с помощью химических веществ.
22. Техника посева микроорганизмов на плотные, жидкие питательные среды.
23. Условия и методы культивирования микробов. Методы создания анаэробиоза.
24. Описание культур, выращенных на твердых и жидких питательных средах.
25. Методы заражения лабораторных животных.
26. Определение чувствительности антибиотиков.
27. Методы определения протеолитической способности микроорганизмов.
28. Методы бактериологического исследования трупа животного.
29. Определение подвижности бактерий.
30. Понятие «стерилизация», использование ее в практической работе.
31. Санитарно-биологическое исследование почвы, воды и воздуха.
32. Понятие о резистентности и иммунитете.
33. Методы определения сахаролитических свойств микробов.
34. Методы стерилизации влажным жаром.
35. Антигены полноценные и неполноценные, антигенное строение бактерий.
36. Методы стерилизации сухим жаром.
38. Простые и сложные методы окрашивания микробов.
39. Возбудитель пневмококковой инфекции (септицемии) молодняка.
40. Возбудитель рожи свиней.
41. Возбудитель листериоза.
42. Возбудитель туберкулеза и паратуберкулеза.
43. Возбудитель сибирской язвы.
44. Возбудитель эмфизематозного карбункула КРС.
45. Возбудитель колибактериоза.
46. Возбудитель сальмонеллеза.
48. Возбудитель бруцеллеза.
49. Возбудитель кампилобактериоза.
50. Возбудитель лептоспироза.
51. Возбудитель дизентерии свиней.
52. Возбудитель микоплазмозов.
53. Контагиозная перипневмония крупного рогатого скота (инфекционная агалактия овец и коз).
54. Возбудитель риккесиозов (Ку-лихорадка).
55. Возбудитель орнитоза птиц.
56. Возбудитель хламидиоза животных.
57. Возбудитель митоксикозов с/х животных (стахиоботриотоксикоз).
Система знаний по дисциплине формируется в ходе аудиторных и внеаудиторных (самостоятельных) занятий. Используя лекционный материал, учебники и учебные пособия, дополнительную литературу, проявляя творческий подход, студент готовится к занятиям, рассматривая их как пополнение, углубление, систематизацию своих теоретических знаний.
Для освоения дисциплины студентами необходимо:
1. Посещать лекции, на которых в сжатом и системном виде излагаются основы дисциплины: даются определения понятий, которые должны знать студенты. Студенту важно понять, что лекция есть своеобразная творческая форма самостоятельной работы. Надо пытаться стать активным соучастником лекции: думать, сравнивать известное с вновь получаемыми знаниями, войти в логику изложения материала лектором, следить за ходом его мыслей, за его аргументацией, находить в ней кажущиеся вам слабости. Во время лекции можно задать лектору вопрос, желательно в письменной форме, чтобы не мешать и не нарушать логики проведения лекции. Слушая лекцию, следует зафиксировать основные идеи, положения, обобщения, выводы. Работа над записью лекции завершается дома. На свежую голову (пока еще лекция в памяти) надо уточнить то, что записано, обогатить запись тем, что не удалось зафиксировать в ходе лекции, записать в виде вопросов то, что надо прояснить, до конца понять. Важно соотнести материал лекции с темой учебной программы и установить, какие ее вопросы нашли освещение в прослушанной лекции. Тогда полезно обращаться и к учебнику. Лекция и учебник не заменяют, а дополняют друг друга.
2. Посещать лабораторные и практические занятия, к которым следует готовиться и активно на них работать. Задание к лабораторному и практическому занятию выдает преподаватель. Задание включает в себя основные вопросы, тесты и рефераты для самостоятельной работы, литературу. Лабораторные и практические занятия начинаются с вступительного слова преподавателя, в котором называются цель, задачи и вопросы занятия. В процессе проведения занятий преподаватель задает основные и дополнительные вопросы, организует их обсуждение. На лабораторных и практических занятиях разбираются тестовые задания и задания, выданные для самостоятельной работы, ставятся практические опыты. Студенты, пропустившие занятие, или не подготовившиеся к нему, приглашаются на консультацию к преподавателю. Лабораторное и практическое занятие заканчивается подведением итогов: выводами по теме и выставлением оценок.
3. Систематически заниматься самостоятельной работой, которая включает в себя изучение нормативных документов, материалов учебников и статей из научной литературы, написание докладов, рефератов. Задания для самостоятельной работы выдаются преподавателем.
4. Под руководством преподавателя заниматься научно-исследовательской работой, что предполагает выступления с
5. При возникающих затруднениях при освоении дисциплины, для неуспевающих студентов и студентов, не посещающих занятия, проводятся консультации, на которые приглашаются неуспевающие студенты, а также студенты, испытывающие потребность в помощи преподавателя при изучении дисциплины.
При изучении дисциплины следует усвоить:
- понятия по систематике, морфологии и физиологии микроорганизмов;
- основные методы исследования микроорганизмов;
- систему оценки качества кормов, кормовых добавок;
- определять микробную обсемененность воды, почвы, воздуха, продуктов животного происхождения;
- идентифицировать выделенную культуру по основным свойствам;
- методы диагностики инфекционных болезней;
Требования, предъявляемые к выполнению контрольных заданий. При выполнении контрольных заданий следует:
1. Получить четкий ответ на все вопросы, содержащиеся в контрольном задании.
2. Максимально четко изложить способ выполнения контрольного задания.
3. Оформить задание в соответствии с предъявленными требованиями.
4. По возможности, осуществить проверку полученных результатов.
в 20___ /20___ учебном году
в 20___ /20___ учебном году
в 20___ /20___ учебном году
в 20___ /20___ учебном году
в 20___ /20___ учебном году
в 20___ /20___ учебном году