(ФГБОУ ВО Чувашский ГАУ)
и научной работе
Направленность (профиль) Клиническая ветеринария
(<Курс>.<Семестр на курсе>)
Направленность (профиль) Клиническая ветеринария, одобренный Ученым советом ФГБОУ ВО Чувашский ГАУ от 26.03.2024 г., протокол № 12.
ции
ракт.
подг.
Подготовка докладов и рефератов.
Тестирование
Подготовка докладов и рефератов.
Тестирование
Подготовка докладов и рефератов.
Тестирование
Подготовка докладов и рефератов.
Тестирование
Подготовка докладов и рефератов.
Тестирование
Диагностика заболеваний молодняка.
Подготовка докладов и рефератов.
Тестирование
2. Схема клинического обследования. Анамнез.
3. Основные физические методы исследований. Осмотр.
4. Основные физические методы исследований. Ощупывание, пальпация.
5. Основные физические методы исследований. Выстукивание, перкуссия.
6. Основные физические методы исследований. Выслушивание аускультация.
7. Основные физические методы исследований. Измерение температуры тела.
8. Определение габитуса.
9. Определение темперамента.
10. Исследование слизистых оболочек.
11. Исследование кожи.
12. Исследование лимфатических узлов и сосудов.
13. Симптомы общего значения. Лихорадка.
14. Симптомы общего значения. Боль.
15. Симптомы общего значения. Одышка.
16. Симптомы общего значения. Отек.
17. Осмотр и пальпация области сердца.
18. Перкуссия сердца.
19. Аускультация сердца.
20. Шумы сердца.
21. Исследование ритма сердца.
22. Исследование пульса.
23. Исследование вен.
24. Определение функциональной способности сердечно-сосудистой системы.
25. Исследование верхних дыхательных путей.
26. Исследование придаточных полостей носа.
27. Кашель и его клиническое значение.
28. Осмотр и пальпация грудной клетки.
29. Перкуссия грудной клетки.
30. Аускультация грудной клетки.
31. Определение функциональной способности легких.
32. Исследование приема корма и воды.
33. Исследование переднего отдела пищеварительного канала.
34. Исследование преджелудков у жвачных.
35. Исследование зоба у птиц.
36. Исследование желудка у лошади.
37. Исследование желудка у свиней и плотоядных.
38. Исследование кишечнику у жвачных животных.
39. Исследование кишечника у лошади.
40. Исследование кишечника у свиней и плотоядных.
41. Дефекация. Исследование фекалий.
42. Исследование транссудатов и экссудатов.
43. Исследование печени.
44. Исследование почек.
45. Определение функциональной способности почек.
47. Исследование мочи.
48. Исследование половых органов самцов.
49. Исследование половых органов самок.
50. Исследование молочных желез, вымени.
51. Расстройства поведения животных.
52. Непроизвольные движения.
53. Вынужденные положения.
54. Исследование черепа.
55. Исследование позвоночника.
56. Исследование органов чувств.
57. Исследование кожной и глубокой чувствительности.
58. Исследование двигательной сферы.
59. Анализ движений, выявление расстройств.
60. Исследование рефлексов.
61. Исследование вегетативной нервной системы.
62. Схема и показания для клинического исследования крови.
63. Техника отбора пробы крови.
64. Выявление лейкоцитарной формулы.
2. Краткая история развития клинической диагностики.
3. Правила работы и обращения с животными при их исследовании.
4. Симптомы и синдромы болезней.
5. Диагноз и прогноз болезни.
6. Осмотр и пальпация.
7. Аускультация (посредственная и непосредственная).
8. Перкуссия (посредственная и непосредственная).
9. План клинического исследования животных.
10. Предварительное ознакомление с животными (регистрация и анамнез).
11. Определение габитуса.
12. Исследование кожи и подкожной клетчатки.
13. Исследование видимых слизистых оболочек.
14. Исследование лимфатических узлов.
15. Термометрия и техника ее проведения.
16. Лихорадка (типы, продолжительность, течение). Гипотермия.
17. Места выслушивания (puncta optima) отдельных клапанов.
18. Электро- и фонокардиография.
19. Исследование артерий.
20. Исследование вен.
21. Аускультация сердца, тоны.
22. Перкуссия сердечной области.
23. Исследование функциональной способности сердечно-сосудистой системы.
24. Осмотр и пальпация сердечного толчка.
25. Техника записи электрокардиограммы (ЭКГ).
26. Клиническая оценка носовых истечений.
27. Исследование типа дыхания. Одышка, кашель.
28. Основные дыхательные шумы и их патологические изменения.
29. Придаточные дыхательные шумы.
30. Основные синдромы болезней дыхательной системы.
31. Плегафония и пробный прокол грудной клетки.
32. Исследование верхнего отдела дыхательной системы.
33. Пальпация и перкуссия грудной клетки.
34. Определение частоты и ритма дыхательных движений.
35. Эндокардиальные шумы.
36. Экстракардиальные шумы.
37. Графические и функциональные методы исследования дыхательной системы
38. Исследование осадка мочи.
39. Подсчет микроорганизмов в содержимом рубца.
40. Исследование приема корма и воды.
41. Основные изменения лейкограммы.
42. Исследование глотки, слюнных желез и пищевода (зоба у птиц).
43. Подсчет лейкоцитов и его клиническое значение.
44. Исследование чувствительности и двигательной сферы.
45. Определение гемоглобина крови (по Сали) и его значение.
46. Состав и свойства крови.
47. Макро- и микроскопическое исследование фекалий.
49. Исследование рефлексов, вегетативной нервной системы и ликвора.
50. Получение крови и подготовка проб к анализам.
51. Определение скорости оседания эритроцитов (СОЭ) и ее клиническое значение.
52. Схема исследования желудочно-кишечного тракта.
53. Исследование рубца и сетки жвачных животных.
54. Исследование химических свойств мочи.
55. Исследование книжки и сычуга жвачных животных.
56. Подсчет эритроцитов и его клиническое значение.
57. Исследование желудка лошади, свиньи и плотоядных.
58. Исследование печени. Основные синдромы недостаточности печени.
59. Эритроцитоз и анемия.
60. Исследование кишечника у различных видов животных.
61. Получение и исследование физических свойств мочи.
62. Схема исследования мочевых органов. Исследование мочеиспускания и почек.
63. Исследование области живота.
64. Основные синдромы заболеваний мочевой системы.
65. Определение в сыворотке крови общего кальция и его значение.
66. Схема и методы исследования нервной системы. Исследования поведения животного.
67. Дифференциальный подсчет лейкоцитов.
68. Основные синдромы болезней нервной системы.
69. Получение содержимого рубца и подготовка проб к анализу.
70. Схема и показания для исследования крови.
71. Атипичные и дегенеративные формы клеток крови.
72. Лейкоциты (по происхождению и видовые).
73. Исследование рта и органов ротовой полости.
74. Лейкопения, тромбоцитоз и тромбопения.
75. Дефекация и ее расстройства. Копрологические синдромы системы пищеварения.
76. Получение и исследование костномозгового пунктата. Исследование селезенки.
77. Анемия и их классификация.
78. Исследование черепа, позвоночного столба и органов чувств.
79. Функциональные исследования почек.
80. Исследование мочеточников, мочевого пузыря и уретры.
81. Определение резервной щелочности крови и ее значение.
82. Определение общего белка сыворотки крови и его значение.
83. Определение белковых фракций сыворотки крови и их значение.
84. Диагностика нарушений белкового и жирового обменов.
85. Определение в сыворотке крови общего белка и его клиническое значение.
86. Диагностика нарушений жирового и водно-электролитного обменов.
87. Определение в крови неорганического фосфора и его значение.
88. Диагностика нарушений минерального и витаминного обменов.
89. Определение каротина в сыворотке крови и его значение.
90. Биогеоценотическая диагностика массовых заболеваний сельскохозяйственных животных.
1. Диагноз и его классификация. Прогноз болезни и его разновидности.
2. Исследование кожи и подкожной клетчатки. Первичные и вторичные изменения.
3. Тоны сердца, их происхождение и изменения. Определение скорости кровотока и его клиническое значение.
4. Функциональные методы исследования сердечно-сосудистой системы
5. Синдромы сердечной и сосудистой недостаточности.
6. Исследование кашля, его свойства. Исследование грудной клетки методом осмотра.
7. Дыхательные движения и их нарушения. Происхождение и изменение дыхательных шумов.
8. Ларингоскопия, риноскопия, рентгеноскопия, ринография. Торакоцентез.
9. Отрыжка и жвачка, их нарушение. Рвота и ее клиническое значение.
10. Исследование ротовой полости, глотки. Исследование пищевода, зоба у птиц.
11. Акт дефекации и его расстройство.
12. Функциональные методы исследования органов пищеварения.
13. Значение исследования мочевой системы. Исследование акта мочеиспускания, его расстройства.
14. Исследование почек. Функциональные методы исследования почек
15. Исследование мочеточников, мочевого пузыря и уретры.
16. Изучение поведения животного. Расстройства поведения животного.
17. Электрэнцефалография, хронаксия. Радиотелеметрические методы исследования нервной системы
18. Морфологические особенности эритроцитов и лейкоцитов у различных животных, патологические изменения.
19. Методы функциональной диагностики системы крови.
20. Диагностика нарушений белкового, углеводного, жирового и водно-электролитного обмена.
21. Основы ферментной диагностики.
22. Значение биогеоценотической диагностики массовых болезней, возникающих у животных вследствие неблагоприятных изменений биогеоценозов и их компонентов.
23. Исследование поджелудочной железы. Лабораторные исследования функционального состояния поджелудочной железы.
Для освоения дисциплины студентами необходимо:
1. посещать лекции, на которых в сжатом и системном виде излагаются основы дисциплины: даются определения терминов, значение систем организма и порядок их исследования, которые должны знать студенты; раскрываются симптомы и синдромы болезней . Студенту важно понять, что лекция есть своеобразная творческая форма самостоятельной работы. Надо пытаться стать активным соучастником лекции: думать, сравнивать известное с вновь получаемыми знаниями, войти в логику изложения материала лектором, следить за ходом его мыслей, за его аргументацией, находить в ней кажущиеся вам слабости. Во время лекции можно задать лектору вопрос, желательно в письменной форме, чтобы не мешать и не нарушать логики проведения лекции. Слушая лекцию, следует зафиксировать основные идеи, положения, обобщения, выводы. Работа над записью лекции завершается дома. На свежую голову (пока еще лекция в памяти) надо уточнить то, что записано, обогатить запись тем, что не удалось зафиксировать в ходе лекции, записать в виде вопросов то, что надо прояснить, до конца понять. Важно соотнести материал лекции с темой учебной программы и установить, какие ее вопросы нашли освещение в прослушанной лекции. Тогда полезно обращаться и к учебнику. Лекция и учебник не заменяют, а дополняют друг друга.
2. посещать практические занятия, к которым следует готовиться и активно на них работать. Задание к занятию выдает преподаватель. Задание включает в себя основные вопросы, задачи, тесты и рефераты для самостоятельной работы, литературу. Практические занятия начинаются с вступительного слова преподавателя, в котором называются цель, задачи и вопросы занятия. В процессе проведения занятий преподаватель задает основные и дополнительные вопросы, организует их обсуждение. На занятиях решаются конкретные вопросы по клиническому исследованию животных, разбираются тестовые задания и задания, выданные для самостоятельной работы, заслушиваются реферативные выступления. Студенты, пропустившие занятие, или не подготовившиеся к нему, приглашаются на консультацию к преподавателю. Занятие заканчивается подведением итогов: выводами по теме и выставлением оценок.
3. систематически заниматься самостоятельной работой, которая включает в себя изучение нормативных документов, материалов учебников и статей из научной литературы, написание докладов, рефератов. Задания для самостоятельной работы выдаются преподавателем.
4. под руководством преподавателя заниматься научно-исследовательской работой, что предполагает выступления с докладами на научно-практических конференциях и публикацию тезисов и статей по их результатам.
5. при возникающих затруднениях при освоении дисциплины «Клиническая диагностика», для неуспевающих студентов и студентов, не посещающих занятия, проводятся еженедельные консультации, на которые приглашаются неуспевающие студенты, а также студенты, испытывающие потребность в помощи преподавателя при изучении дисциплины.
При изучении дисциплины «Клиническая диагностика» следует усвоить:
- ключевые понятия, виды, методы, способы и этапы проведения клинического исследования животных;
- схемы исследования отдельных систем организма, методы фиксации;
- порядок оформления протокола клинического исследования животного;
- содержание основных законодательных и нормативных актов, прямо или косвенно касающихся правил исследования и порядка оформления результатов лабораторных исследований.
Требования, предъявляемые к выполнению контрольных заданий. При выполнении контрольных заданий следует:
1. Получить четкий ответ на все вопросы, содержащиеся в контрольном задании.
2. Максимально четко изложить способ выполнения контрольного задания.
3. Оформить задание в соответствии с предъявленными требованиями.
4. По возможности, осуществить проверку полученных результатов.
в 20___ /20___ учебном году
в 20___ /20___ учебном году
в 20___ /20___ учебном году
в 20___ /20___ учебном году
в 20___ /20___ учебном году
в 20___ /20___ учебном году