2024-2025_oz_38_03_01_24-1 Экономика (БУ)_plx_Финансовое право
 
МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования 
"Чувашский государственный аграрный университет"

(ФГБОУ ВО Чувашский ГАУ)

Кафедра
Финансов и кредита
УТВЕРЖДАЮ
Проректор по учебной

и научной работе

 
 
Л.М. Корнилова
26.03.2024 г.
 
Б1.В.01
Финансовое право
Направление подготовки 38.03.01 Экономика

Направленность (профиль) Бухгалтерский учет, анализ и аудит

рабочая программа дисциплины (модуля)
 
зачет    
Виды контроля:
самостоятельная работа
92
аудиторные занятия
16
Общая трудоемкость
Часов по учебному плану
3 ЗЕТ
Форма обучения
очно-заочная
Квалификация
Бакалавр
108
в том числе:
 
Распределение часов дисциплины по семестрам
Семестр

(<Курс>.<Семестр на курсе>)

5 (3.1)
Итого
Недель
17 2/6
Вид занятий
УП
РП
УП
РП
Лекции
8
8
8
8
Практические
8
8
8
8
В том числе инт.
4
4
4
4
Итого ауд.
16
16
16
16
Кoнтактная рабoта
16
16
16
16
Сам. работа
92
92
92
92
Итого
108
108
108
108
 
 
 
Программу составил(и):
к.э.н., доц., Улыбина Л.В.
 
 
1. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 38.03.01 Экономика (приказ Минобрнауки России от 12.08.2020 г. № 954).
При разработке рабочей программы дисциплины (модуля) "Финансовое право" в основу положены:
2. Учебный план: Направление подготовки 38.03.01 Экономика

Направленность (профиль) Бухгалтерский учет, анализ и аудит, одобренный Ученым советом ФГБОУ ВО Чувашский ГАУ от 26.03.2024 г., протокол № 12.

 
 
 
Рабочая программа дисциплины (модуля) проходит согласование с использованием инструментов электронной информационно-образовательной среды Университета.
 
Заведующий кафедрой  Алексеева Н.В. 
Заведующий выпускающей кафедрой  Иванов Е.А. 
Председатель методической комиссии факультета  Медведева Т.А.
Директор научно-технической библиотеки  Викторова В.А.
СОГЛАСОВАНО:
 
Оснащенность
 
 
1. ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
1.1
формирование у студентов комплекса теоретических знаний, умений и навыков в  сфере правового регулирования государственных и муниципальных финансов, определения места и роли государственно – правового регулирования организации финансовой деятельности в Российской Федерации, и определения значения муниципальных финансов в финансовой системе страны, ознакомление студентов с организацией бюджетных и налоговых  отношений на федеральном уровне, уровне субъектов Федерации и муниципальных образования.
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП
Цикл (раздел) ОПОП:
Б1.В
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
Учебная практика, научно-исследовательская работа (получение первичных навыков научно-исследовательской работы)
2.1.2
Право
 
2.2
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
 
2.2.1
Методы оптимальных решений
 
2.2.2
Основы экономической культуры граждан
 
3. КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
УК-2. Способен определять круг задач в рамках поставленной цели и выбирать оптимальные способы их решения, исходя из действующих правовых норм, имеющихся ресурсов и ограничений
 
УК-2.1 Знает: виды ресурсов и ограничений, основные методы оценки разных способов решения профессиональных задач; действующее законодательство и правовые нормы, регулирующие профессиональную деятельность
 
 
 
УК-2.2 Умеет:  проводить анализ поставленной цели и формулировать задачи, необходимые для ее достижения, анализировать альтернативные варианты, использовать нормативно-правовую документацию в сфере профессиональной деятельности
 
 
 
УК-2.3 Имеет навыки: разработки цели и задач проекта, методами оценки потребности в ресурсах, продолжительности и стоимости проекта, навыками работы с нормативно-правовой документацией
 
 
 
УК-10. Способен принимать обоснованные экономические решения в различных областях жизнедеятельности
 
УК-10.1 Знает: основные документы, регламентирующие экономическую деятельность; источники финансирования профессиональной деятельности; принципы планирования экономической деятельности
 
 
 
УК-10.2 Умеет: обосновывать принятие экономических решений, использовать методы экономического планирования для достижения поставленных целей
 
 
 
УК-10.3 Имеет навыки:применения экономических инструментов
 
 
 
ПК-1. Способен консультировать клиента по оформлению сделок с поставщиком финансовой услуги (кроме операционной деятельности)
 
ПК-1.1 Знает: требования к содержанию документов, обеспечивающих проведение сделок; порядок составления и правила оформления финансовой документации в организации
 
 
 
ПК-1.2 Умеет: систематизировать финансовую и юридическую информацию; разъяснять клиентам содержание финансовых и юридических документов в пределах своей компетенции
 
 
 
ПК-1.3 Имеет практический опыт: подготовки и проверки документов, участвующих в финансовых операциях
 
 
 
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
 
3.1
Знать:
3.1.1
– структуру финансовой системы Российской Федерации;
3.1.2
– структуру системы финансового права Российской Федерации;
3.1.3
– понятийный аппарат, используемый в финансовом праве;
3.1.4
– компетенцию государственных органов и органов местного само-управления в области финансовой деятельности и распределение компетенций между представительными и исполнительными органами в этой сфере;
3.1.5
– правовые формы финансовой деятельности государства и органов местного самоуправления;
3.1.6
– понятие, роль и правовую форму государственного и местного (муниципального) бюджетов;
3.1.7
– структуру бюджетной системы Российской Федерации;
3.1.8
– особенности бюджетных, налоговых, банковских, страховых право-отношений;
3.1.9
– правовые основы денежного обращения и расчетов, валютного регулирования и валютного контроля.
 
 
3.2
Уметь:
 
Оснащенность
 
3.2.1
– пользоваться Бюджетным и Налоговым кодексами РФ;
3.2.2
– ориентироваться в нормах финансового законодательства и обоснованно на них ссылаться;
3.2.3
– совершать юридические действия в точном соответствии с финансовым законодательством;
3.2.4
– разбираться в процессе государственного регулирования бюджетной, налоговой и банковской систем в России;
3.2.5
– понимать процесс составления и исполнения бюджетов, смет учреждений.
 
 
3.3
Иметь навыки и (или) опыт деятельности:
3.3.1
– применения финансово-правовых норм в практической деятельности;
3.3.2
– составления различных финансово-правовых документов;
3.3.3
– владения основными способами защиты прав и законных интересов участников финансовых правоотношений.
3.3.4
- работы с правовой базой законодательства РФ в правовых системах «Гарант», «Консультант Плюс», «Кодекс».
 
 
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Литература
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Инте

ракт.

Примечание
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Прак.

подг.

 
 
Раздел 1. Финансовое право

 
Понятие, предмет и метод финансового права.

Финансово-правовые нормы и источники финансового права.

Финансовые правоотношения в системе общественных правоотношений.

Правовые основы финансового контроля в Российской Федерации.

Понятие бюджета, бюджетной системы и бюджетного права Российской Федерации.

Понятие и основы правового регулирования налоговых доходов.

Правовое регулирование межбюджетных отношений.

Правовое регулирование бюджетного процесса в Российской Федерации.

Финансово-правовые аспекты банковской деятельности.

/Лек/

Л1.1Л2.1 Л2.2

8
УК-2.1 УК-2.2 УК-2.3 УК-10.1 УК-10.2 УК-10.3 ПК-1.1 ПК-1.2 ПК-1.3
5
4
проблемная лекция
0
 
Понятие, предмет и метод финансового права.

Финансово-правовые нормы и источники финансового права.

Финансовые правоотношения в системе общественных правоотношений.

Правовые основы финансового контроля в Российской Федерации.

Понятие бюджета, бюджетной системы и бюджетного права Российской Федерации.

Понятие и основы правового регулирования налоговых доходов.

Правовое регулирование межбюджетных отношений.

Правовое регулирование бюджетного процесса в Российской Федерации.

Финансово-правовые аспекты банковской деятельности.

/Пр/

Л1.1Л2.1 Л2.2

8
УК-2.1 УК-2.2 УК-2.3 УК-10.1 УК-10.2 УК-10.3 ПК-1.1 ПК-1.2 ПК-1.3
5
0
0
 
Оснащенность
 
Понятие, предмет и метод финансового права.

Финансово-правовые нормы и источники финансового права.

Финансовые правоотношения в системе общественных правоотношений.

Правовые основы финансового контроля в Российской Федерации.

Понятие бюджета, бюджетной системы и бюджетного права Российской Федерации.

Понятие и основы правового регулирования налоговых доходов.

Правовое регулирование межбюджетных отношений.

Правовое регулирование бюджетного процесса в Российской Федерации.

Финансово-правовые аспекты банковской деятельности.

/Ср/

Л1.1Л2.1 Л2.2

92
УК-2.1 УК-2.2 УК-2.3 УК-10.1 УК-10.2 УК-10.3 ПК-1.1 ПК-1.2 ПК-1.3
5
0
доклад на практических занятиях, творческая работа, тестирование
0
 
Подготовка, сдача зачета /Зачёт/
Л1.1Л2.1 Л2.2

0
УК-2.1 УК-2.2 УК-2.3 УК-10.1 УК-10.2 УК-10.3 ПК-1.1 ПК-1.2 ПК-1.3
5
0
0
 
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
5.1. Примерный перечень вопросов к зачету
1. Финансовая деятельность государства и муниципальных образований: определение, методы ее осуществления. Финансовая система Российской Федерации.

2. Государственные органы, осуществляющие финансовую деятельность.

3. Предмет и система финансового права (понятие предмета, источники, принципы).

4. Финансово-правовые нормы. Финансовые правоотношения (их особенности и виды).

5. Финансовый контроль (понятие, принципы, виды) и органы, осуществляющие финансовый контроль.

6. Формы финансового контроля. Ревизия - как основная форма финансового контроля.

7. Бюджетное право - определение, источники. Бюджетно-правовые нормы. Бюджетные правоотношения.

8. Бюджетное устройство Российской Федерации, структура и принципы бюджетной системы.

9. Структура бюджета.

10. Бюджетный процесс – понятие и его принципы. Участники бюджетного процесса.

11. Стадии бюджетного процесса, стадия составления проекта бюджета.

12. Стадия рассмотрения и утверждения бюджета.

13. Стадия исполнения бюджета.

14. Стадия составления и утверждения отчета об исполнении бюджета. Временное управление бюджетом.

15. Правовой режим целевых бюджетных фондов.

16. Межбюджетные трансферты – определение, условия предоставления. Бюджетный кредит.

17. Сбалансированность бюджетов. Дефицит бюджета и источники его финансирования.

18. Бюджетный кредит – определение и порядок его предоставления.

19. Понятие и структура государственного долга. Обслуживание и управление государственным и муниципальным долгом.

20. Правовое регулирование государственного кредита.

21. Государственные гарантии – определение и порядок их предоставления.

22. Правовое регулирование государственных внебюджетных фондов. Определение государственных внебюджетных фондов, их виды. Пенсионный фонд России – источники образования фонда денежных средств и направления расходования.

23. Фонд социального страхования России – источники образования фонда денежных средств и направления расходования.

24. Фонд обязательного медицинского страхования – источники образования фонда денежных средств и направления расходования.

25. Понятие и виды государственных и муниципальных доходов

26. Понятие и виды государственных и муниципальных расходов.

27. Ответственность за нарушение бюджетного законодательства.

28. Понятие и функции налогов. Элементы налога.

29. Понятие, предмет, источники и система налогового права. Принципы налогового права.

30. Налоговые правоотношения, субъекты налоговых правоотношений.

31. Федеральные налоги и сборы: порядок установления и введения.

32. Региональные налоги и сборы: порядок установления и введения.

 
Оснащенность
 
33. Местные налоги и сборы: порядок установления и введения.

34. Налоговый контроль – определение и цели, способы налогового контроля и органы, исполнительной власти осуществляющие налоговый контроль.

35. Банковская система Российской Федерации – понятие, структура. Кредитные организации – определение и виды.

36. Правовой статус Центрального Банка (Банка России) Российской Федерации, функции, цели деятельности.

37. Органы управления Центрального Банка России.

38. Банковские операции и сделки. Понятие расчетов и их формы.

39. Ответственность кредитных организаций за нарушение банковского законодательства.

40. Денежная система российской Федерации, элементы денежной системы. Денежное обращение.

41. Правовое регулирование денежного обращения в Российской Федерации. Инструменты и методы денежно-кредитной политики Банка России.

42. Понятие и структура валютных правоотношений.

43. Правовое регулирование валютных операций.

44. Правовые основы валютного контроля.

 
5.2. Примерный перечень вопросов к экзамену
Не предусмотрено учебным планом.
 
5.3. Тематика курсовых работ (курсовых проектов)
Не предусмотрено учебным планом.
 
Темы докладов

1. Финансовое право и финансовое законодательство.

2. Основные этапы развития финансово-правовой науки.

3. Принципы финансового права в Российской Федерации.

4. Понятие и структура финансового правоотношения.

5. Развитие финансовой системы и финансового права Российской Федерации на современном этапе.

6. Правовые основы финансовой деятельности государства и органов местного самоуправления.

7. Принцип федерализма в финансовом праве.

8. Классификация источников финансового права.

9. Система источников финансового права Российской Федерации.

10 Конституционные основы финансового права Российской Федерации.

11. Закон в системе источников финансового права Российской Федерации.

12, Место и роль Счетной палаты Российской Федерации.

13. Виды, формы и методы государственного финансового контроля в Российской Федерации.

14. Финансово-контрольные полномочия федеральных органов исполнительной власти в Российской Федерации.

15. Правовые основы аудиторского финансового контроля в Российской Федерации.

16. Бюджетный кодекс РФ как основной источник бюджетного права.

17. Место бюджетного права в системе российского права.

18. Полномочия Счетной палаты Российской Федерации в бюджетном процессе.

19. Понятие и система налоговых доходов в Российской Федерации.

20. Особенности правонарушения в финансовом праве и его признаки.

Тематика рефератов

1. Специфические принципы финансового контроля (по Лимской декларации ИНТОСАИ) и способы их обеспечения в России.

2. Недостаточность полномочий органов финансового контроля федерального уровня (на примере одного из органов по выбору обучающегося).

3. Законодательные меры ограничения нецелевого и неэффективного расходования бюджетных средств.

4. Согласительные процедуры в бюджетном процессе.

5. Роль Министерства Финансов РФ в процессе исполнения бюджета по расходам.

6. Причины появления и перспективы сохранения бюджетного правила в российском бюджетном процессе.

7.Взаимосвязь допускаемых законом направлений вложения средств суверенных фондов и финансового суверенитета России (риски и преимущества вложений в различные формы золото - валютных резервов).

8. Основные виды межбюджетных трансфертов при решении задач социально- экономического развития РФ, субъекта РФ, муниципального образования.

9. Сочетание публично-правовых и частноправовых методов управления государственным долгом: влияние на возможность злоупотреблений.

10. Практика Европейского Суда по Правам Человека по делам по обращениям владельцев ценных бумаг СССР.

11. Сравнительная характеристика основных черт пенсионных систем России, Японии, США, Германии (других стран по выбору обучающегося).

12. Роль Банка России в развитии саморегулирования на финансовом рынке.

13. Перспективы развития системы страхования вкладов в России.

14. Ограничения наличного денежного обращения, установленные законодательством РФ.

15. Ответственность за нарушение правил ведения кассовых операций.

16. От кого зависит и кому «подотчетен» Банк России.

5.4. Фонд оценочных средств для проведения текущего контроля
 
Оснащенность
 
17. Национальная платежная система как средство снижения зависимости России от неблагоприятных внешних воздействий.

18. Порядок действий кредитора банка, у которого отозвана банковская лицензия.

19. Наиболее распространенные схемы вывода активов банка перед его банкротством и меры противодействия применению таких схем.

20. Основные правовые проблемы финансового оздоровления банков.

21. Законодательные меры по ограничению ростовщических процентов.

22. Банкротство физических лиц – «только для богатых». Финансово-правовое регулирование в сфере банкротства физических лиц.

23. Валютные соглашения и таможенные союзы. Перспективы развития, риски для финансового суверенитета.

24. Деоффшоризация и амнистия капиталов: ожидания и реальность.

25. Санкции против финансового сектора России и контрмеры.

 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
Колич-во
 
Л1.1
Мазурин С. Ф., Матыцина Н. В.
Финансовое право: учебник
М.: Прометей, 2017
Электронный ресурс
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
Колич-во
 
Л2.1
Грачева Е. Ю.
Финансовое право: схемы с комментариями: учебное пособие
М.: Проспект, 2018
0
 
Л2.2
Гольдфарб А. А.
Финансовое право. Курс лекций: учебное пособие
М.: Проспект, 2018
0
 
6.3.1 Перечень программного обеспечения
 
6.3.1.1
OpenOffice 4.1.1
6.3.1.2
ОС Windows 8
6.3.1.3
Электронный периодический справочник «Система Гарант»
6.3.1.4
Справочная правовая система КонсультантПлюс
6.3.1.5
7-Zip
6.3.1.6
MozillaThinderbird
6.3.1.7
SuperNovaReaderMagnifier
 
6.3.2 Перечень информационных справочных систем
 
6.3.2.1
Электронная библиотечная система издательства «Лань». Полнотекстовая электронная библиотека. Индивидуальный неограниченный доступ через фиксированный внешний IP адрес академии неограниченному количеству пользователей из любой точки, в которой имеется доступ к сети Интернет.http://e.lanbook.com
6.3.2.2
Национальная электронная библиотека. Доступ посредством использования сети «Интернет» на 32 терминала доступа. https://нэб.рф/
6.3.2.3
Электронный периодический справочник «Система ГАРАНТ». Полнотекстовый, обновляемый. Доступ по локальной сети академии
6.3.2.4
Электронная библиотека технического ВУЗа (ЭБС «Консультант студента»). Полнотекстовая электронная библиотека.  Индивидуальный неограниченный доступ через фиксированный внешний IP адрес академии неограниченному количеству пользователей из любой точки, в которой имеется доступ к сети Интернет. http://www.studentlibrary.ru
6.3.2.5
Электронно-библиотечная система ZNANIUM.COM. Полнотекстовая электронная библиотека. Индивидуальный неограниченный доступ через фиксированный внешний IP адрес академии неограниченному количеству пользователей из любой точки, в которой имеется доступ к сети Интернет. http://znanium.com/
6.3.2.6
Электронная библиотечная система «ЭБС ЮРАЙТ www.biblio-online.ru». Полнотекстовая электронная библиотека. Индивидуальный неограниченный доступ через фиксированный внешний IP адрес академии неограниченному количеству пользователей из любой точки, в которой имеется доступ к сети Интернет. https://www.biblio-online.ru/
 
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
Аудитория
Назначение
Оснащенность
Вид работ
 
Оснащенность
 
25б
Учебная аудитория
Доска классная (1 шт.), стол ученический (2 шт.), стул ученический (2 шт.), кафедра лектора (1 шт.), стол ученический 4-х местный (40 шт.), скамья 4-х местная (40 шт.), огнетушитель ОУ-«3» (2 шт.), подставка для огнетушителя (2 шт.), демонстрационное оборудование (проектор ToshibaTDP-T45 (1 шт.), ноутбук HP250 G5 (1 шт.), экран на штативе (1 шт.)) и учебно-наглядные пособия
 
206
Учебная аудитория
Доска классная (1 шт.), столы ученические (26 шт.), стулья (30 шт.), 2-х местные скамейки (10 шт.), трибуна настольная (1 шт.), демонстрационное оборудование (экран Lumien Eco Picture LEP-100102 (1 шт.), проектор Toshiba х2000 (1 шт.), ноутбук Acer (1 шт.)) и учебно-наглядные пособия
 
123
Помещение для самостоятельной работы
Компьютерная техника с возможностью подключения к сети "Интернет" и обеспечением доступа в электронную информационно-образовательную среду организации(19 шт.), столы (17 шт.), компьютерный стол 6-и местный (3 шт.), стулья ученические (34 шт.), стулья п/м (18 шт.), стеллажи с литературой, видеоувеличитель Optelec Wide Screen (1 шт.)
 
23б
Помещение для самостоятельной работы
Демонстрационная техника (интерактивная доска Hitachi Starboard FХ-63 D (1 шт.), ноутбук Acer Asp Т2370 (1 шт.), проектор Toshiba (1 шт.)), стол полированный (3 шт.), стол ученический (7 шт.), стол компьютерный (11 шт.), стул (20 шт.), стулья, компьютерная техника с возможностью подключения к сети "Интернет" и обеспечением доступа в электронную информационно-образовательную среду организации (10 шт.)
 
31а
Учебная аудитория
Доска классная (1 шт.), столы ученические 3-х местные со скамейкой (10 шт.), стеллажи (2 шт.), стол преподавателя (1 шт.), стул преподавателя (1 шт.), демонстрационное оборудование (полотно рулонное на штативе Classic Libra (1 шт.), проектор BenQ (1 шт.), ноутбук Acer (1 шт.)) и учебно-наглядные пособия
 
8. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Методика изучения курса предусматривает наряду с лекциями и практическими занятиями организацию самостоятельной работы студентов, проведение консультаций, руководство докладами студентов для выступления на научно-практических конференциях, осуществление текущего, промежуточного  форм контроля.

Система знаний по дисциплине формируется в ходе аудиторных и внеаудиторных (самостоятельных) занятий. Используя лекционный материал, учебники и учебные пособия, дополнительную литературу, проявляя творческий подход, студент готовится к практическим занятиям, рассматривая их как пополнение, углубление, систематизацию своих теоретических знаний.

Для освоения дисциплины студентами необходимо:

1) посещать лекции, на которых в сжатом и системном виде излагаются основы дисциплины: даются определения понятий, которые должны знать студенты. Студенту важно понять, что лекция есть своеобразная творческая форма самостоятельной работы. Надо пытаться стать активным соучастником лекции: думать, сравнивать известное с вновь получаемыми знаниями, войти в логику изложения материала лектором, следить за ходом его мыслей, за его аргументацией, находить в ней кажущиеся вам слабости. Во время лекции можно задать лектору вопрос, желательно в письменной форме, чтобы не мешать и не нарушать логики проведения лекции. Слушая лекцию, следует зафиксировать основные идеи, положения, обобщения, выводы. Работа над записью лекции завершается дома. На свежую голову (пока еще лекция в памяти) надо уточнить то, что записано, обогатить запись тем, что не удалось зафиксировать в ходе лекции, записать в виде вопросов то, что надо прояснить, до конца понять. Важно соотнести материал лекции с темой учебной программы и установить, какие ее вопросы нашли освещение в прослушанной лекции. Тогда полезно обращаться и к учебнику. Лекция и учебник не заменяют, а дополняют друг друга.

2) посещать практические занятия, к которым следует готовиться и активно на них работать. Задание к практическому занятию выдает преподаватель. Задание включает в себя основные вопросы, задачи, тесты и рефераты для самостоятельной работы, литературу. Практические занятия начинаются с вступительного слова преподавателя, в котором называются цель, задачи и вопросы занятия. В процессе проведения занятий преподаватель задает основные и дополнительные вопросы, организует их обсуждение. На занятиях решаются задачи, разбираются тестовые задания и задания, выданные для самостоятельной работы, заслушиваются реферативные выступления. Студенты, пропустившие занятие, или не подготовившиеся к нему, приглашаются на консультацию к преподавателю. Практическое занятие заканчивается подведением итогов: выводами по теме и выставлением оценок.

3) систематически заниматься самостоятельной работой, которая включает в себя изучение материалов учебников и статей из правовой литературы, решение задач, написание докладов, рефератов, эссе. Задания для самостоятельной работы выдаются преподавателем.

4) под руководством преподавателя заниматься научно-исследовательской работой, что предполагает выступления с докладами на научно-практических конференциях и публикацию тезисов и статей по их результатам.

5) при возникающих затруднениях при освоении дисциплины для неуспевающих студентов и студентов, не посещающих занятия, проводятся еженедельные консультации, на которые приглашаются неуспевающие студенты, а также студенты, 

 
Оснащенность
 
испытывающие потребность в помощи преподавателя при изучении дисциплины.
 
ПРИЛОЖЕНИЯ
 
Актуализированная рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании выпускающей кафедры, протокол №  ___   от _____________________
Заведующий выпускающей кафедрой  _________________________________
ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ

в 20___ /20___ учебном году

ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ

в 20___ /20___ учебном году

ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ

в 20___ /20___ учебном году

Актуализированная рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании выпускающей кафедры, протокол №  ___   от  _____________________
Актуализированная рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании выпускающей кафедры, протокол №  ___   от  _____________________
Актуализированная рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании выпускающей кафедры, протокол №  ___   от  _____________________
Заведующий выпускающей кафедрой  _________________________________
Заведующий выпускающей кафедрой  _________________________________
Заведующий выпускающей кафедрой  _________________________________
ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ

в 20___ /20___ учебном году

Актуализированная рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании выпускающей кафедры, протокол №  ___   от  _____________________
Заведующий выпускающей кафедрой  _________________________________
ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ

в 20___ /20___ учебном году

Актуализированная рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании выпускающей кафедры, протокол №  ___   от  _____________________
ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ

в 20___ /20___ учебном году

Заведующий выпускающей кафедрой  _________________________________