2024-2025_oz_38_03_01_24-1 Экономика (БУ)_plx_Финансовый анализ
 
МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования 
"Чувашский государственный аграрный университет"

(ФГБОУ ВО Чувашский ГАУ)

Кафедра
Финансов и кредита
УТВЕРЖДАЮ
Проректор по учебной

и научной работе

 
 
Л.М. Корнилова
26.03.2024 г.
 
Б1.В.09
Финансовый анализ
Направление подготовки 38.03.01 Экономика

Направленность (профиль) Бухгалтерский учет, анализ и аудит

рабочая программа дисциплины (модуля)
 
экзамен   курсовые проекты  
Виды контроля:
часов на контроль
36
самостоятельная работа
80
аудиторные занятия
28
Общая трудоемкость
Часов по учебному плану
4 ЗЕТ
Форма обучения
очно-заочная
Квалификация
Бакалавр
144
в том числе:
 
Распределение часов дисциплины по семестрам
Семестр

(<Курс>.<Семестр на курсе>)

7 (4.1)
Итого
Недель
17 2/6
Вид занятий
УП
РП
УП
РП
Лекции
12
12
12
12
Лабораторные
16
16
16
16
В том числе инт.
8
8
8
8
Итого ауд.
28
28
28
28
Кoнтактная рабoта
28
28
28
28
Сам. работа
80
80
80
80
Часы на контроль
36
36
36
36
Итого
144
144
144
144
 
 
 
Программу составил(и):
канд. экон. наук, доц., Иванова Л.М.
 
 
1. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 38.03.01 Экономика (приказ Минобрнауки России от 12.08.2020 г. № 954).
При разработке рабочей программы дисциплины (модуля) "Финансовый анализ" в основу положены:
2. Учебный план: Направление подготовки 38.03.01 Экономика

Направленность (профиль) Бухгалтерский учет, анализ и аудит, одобренный Ученым советом ФГБОУ ВО Чувашский ГАУ от 26.03.2024 г., протокол № 12.

 
 
 
Рабочая программа дисциплины (модуля) проходит согласование с использованием инструментов электронной информационно-образовательной среды Университета.
 
Заведующий кафедрой  Алексеева Н.В. 
Заведующий выпускающей кафедрой  Иванов Е.А. 
Председатель методической комиссии факультета  Медведева Т.А.
Директор научно-технической библиотеки  Викторова В.А.
СОГЛАСОВАНО:
 
Оснащенность
 
 
1. ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
1.1
формирование у студентов системы теоретических знаний о сущности финансового анализа и практических навыков по анализу финансовой отчетности предприятия, приобретение профессиональных навыков и формирование необходимых компетенций.
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП
Цикл (раздел) ОПОП:
Б1.В
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
Учебная практика, научно-исследовательская работа (получение первичных навыков научно-исследовательской работы)
 
2.2
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
 
2.2.1
Комплексный анализ хозяйственной деятельности организаций агропромышленного комплекса
 
2.2.2
Производственная практика, технологическая (проектно-технологическая) практика
 
2.2.3
Лабораторный практикум по учету, анализу и аудиту
 
2.2.4
Производственная практика, преддипломная практика
 
3. КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
ПК-5. Способен проводить финансовый анализ, бюджетирование и управление денежными потоками
 
ПК-5.1 Знает: методические документы по финансовому анализу, бюджетированию и управлению денежными потоками
 
 
 
ПК-5.2 Умеет: проводить  и организовать работу по финансовому анализу, бюджетированию и управлению денежными потоками
 
 
 
ПК-5.3 Имеет практический опыт: финансового анализа информации, содержащейся в бухгалтерской (финансовой) отчетности;  установления причинно-следственных связей изменений, произошедших за отчетный период; оценки потенциальных рисков
 
 
 
ПК-6. Способен рассчитывать и анализировать экономические показатели результатов деятельности организации
 
ПК-6.1 Знает: методы экономического анализа и учета показателей деятельности организации и ее подразделений; методические материалы по планированию, учету и анализу деятельности организации; классификацию методов и приемов, используемых при анализе финансово-хозяйственной деятельности организации
 
 
 
ПК-6.2 Умеет: применять методики определения экономической эффективности производства; рассчитывать экономические и финансово-экономические показатели, характеризующие деятельность организации; анализировать и интерпретировать полученные результаты
 
 
 
ПК-6.3 Имеет практический опыт: проведения расчетов экономических и финансово-экономических показателей на основе типовых методик с учетом нормативных правовых актов; расчета влияния внутренних и внешних факторов на экономические показатели организации; проведения экономического анализа хозяйственной деятельности организации; определения резервов повышения эффективности деятельности организации
 
 
 
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
 
3.1
Знать:
3.1.1
методику анализа задачи, выделяя ее базовые составляющие.
 
 
3.2
Уметь:
3.2.1
анализировать задачу, выделяя ее базовые составляющие, осуществлять декомпозицию задачи;
3.2.2
находить и критически анализировать информацию, необходимую для решения поставленной задачи;
3.2.3
рассматривать возможные варианты решения задачи, оценивая их достоинства и недостатки;
3.2.4
отличать факты от мнений, интерпретаций, оценок и т.д. в рассуждениях других участников деятельности.
 
 
3.3
Иметь навыки и (или) опыт деятельности:
3.3.1
грамотно, логично, аргументированно формулировать собственные суждения и их оценку;
3.3.2
определения и оценки последствий возможных решений задачи.
 
 
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Литература
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Инте

ракт.

Примечание
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Прак.

подг.

 
 
Раздел 1. Теоретические основы финансового анализа

 
Оснащенность
 
Сущность, цели и задачи финансового анализа организаций

Методы и приемы финансового анализа

Инфляция и ее влияние на принятие решений финансового характера

Финансовый анализ организаций сервиса как инструмент финансового менеджмента

Финансовая отчетность и ее анализ /Лек/

Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

Э1 Э2 Э3

2
ПК-5.1 ПК-5.2 ПК-5.3 ПК-6.1 ПК-6.2 ПК-6.3
7
0
Конспект, опрос на занятиях.
0
 
Финансовая отчетность и ее анализ /Лаб/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

Э1 Э2 Э3

2
ПК-5.1 ПК-5.2 ПК-5.3 ПК-6.1 ПК-6.2 ПК-6.3
7
0
0
 
Методы и приемы финансового анализа

Инфляция и ее влияние на принятие решений финансового характера

Финансовая отчетность и ее анализ /Ср/

Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

Э1 Э2 Э3

28
ПК-5.1 ПК-5.2 ПК-5.3 ПК-6.1 ПК-6.2 ПК-6.3
7
0
Опрос, оценка выступлений. Проверка индивидуальных домашних заданий.
0
 
 
Раздел 2. Структурные элементы финансового анализа

 
Анализ имущественного потенциала организаций

Анализ динамики, структуры и эффективности использования оборотного капитала организаций

Анализ ликвидности и платежеспособности организаций

Анализ финансовой устойчивости организаций

Анализ движения денежных средств организации

Анализ деловой и рыночной активности предприятия

Анализ прибыли и рентабельности организаций

Анализ вероятности утраты платежеспособности предприятия /Лек/

Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

Э1 Э2 Э3

10
ПК-5.1 ПК-5.2 ПК-5.3 ПК-6.1 ПК-6.2 ПК-6.3
7
4
Проблемная лекция.
0
 
Анализ имущественного потенциала организаций

Анализ динамики, структуры и эффективности использования оборотного капитала организаций

Анализ ликвидности и платежеспособности организаций

Анализ финансовой устойчивости организаций

Анализ деловой и рыночной активности предприятия в

Анализ прибыли и рентабельности организаций  /Лаб/

Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

Э1 Э2 Э3

14
ПК-5.1 ПК-5.2 ПК-5.3 ПК-6.1 ПК-6.2 ПК-6.3
7
4
Работа в малых группах. Круглый стол. Дискуссия.
0
 
Факторный анализ рентабельности капитала

Анализ инвестиционной деятельности предприятия /Ср/

Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

Э1 Э2 Э3

34
ПК-5.1 ПК-5.2 ПК-5.3 ПК-6.1 ПК-6.2 ПК-6.3
7
0
Опрос, оценка выступлений. Проверка индивидуальных домашних заданий.
0
 
 
Раздел 3. Курсовой проект

 
Выполнение курсового проекта /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

18
ПК-5.1 ПК-5.2 ПК-5.3 ПК-6.1 ПК-6.2 ПК-6.3
7
0
Защита курсового проекта
0
 
 
Раздел 4. Экзамен

 
Оснащенность
 
/Экзамен/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

Э1 Э2 Э3

36
ПК-5.1 ПК-5.2 ПК-5.3 ПК-6.1 ПК-6.2 ПК-6.3
7
0
0
 
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
5.1. Примерный перечень вопросов к зачету
Не предусмотрено УП.
 
5.2. Примерный перечень вопросов к экзамену
Вопросы для оценки знаний теоретического курса

1. Сущность и содержание финансового анализа

2. Цели и задачи финансового анализа

3. Виды финансового анализа

4. Субъекты финансового анализа

5. Объекты финансового анализа

6. Методы финансового анализа

7. Модели, применяемые в финансовом анализе

8. Виды отчетности

9. Бухгалтерская (финансовая) отчетность хозяйствующих субъектов

10. Структура бухгалтерского баланса предприятия

11. Группировка и аналитическое значение статей актива баланса

12. Группировка и аналитическое значение статей пассива баланса

13. Анализ взаимосвязи объема продаж, издержек производства и прибыли

14. Задачи анализа и источники информации для анализа финансовых результатов

15. Экономическая сущность, содержание и состав доходов и расходов организации

16. Анализ и оценка состава, структуры и динамики доходов и расходов

17. Структура формы  «Отчет о финансовых результатах».

18. Анализ структуры и динамики прибыли предприятия

19. Анализ финансовых результатов от прочей реализации и внереализационных результатов

20. Факторный анализ прибыли от реализации продукции (товаров, работ, услуг)

21. Анализ и оценка использования прибыли

22. Основные пути увеличения суммы прибыли

23. Система показателей для оценки рентабельности

24. Факторный анализ рентабельности продаж

25. Формула Дюпона

26. Состав, структура и движение денежных средств по видам деятельности организации

27. Прямой и косвенный методы анализа движения денежных средств

28. Структура и задачи анализа деловой активности предприятия

29. Анализ эффективности использования оборотных активов

30. Система показателей для оценки рыночной активности

31. Анализ устойчивости экономического роста

32. Виды инвестиций и задачи их  анализа

33. Показатели эффективности инвестиций

34. Чистая текущая стоимость инвестиций

35. Внутренняя норма доходности инвестиций

36. Анализ альтернативных проектов

37. Цель и задачи анализа финансовых инвестиций

38. Анализ эффективности финансовых инвестиций

39. Основные задачи и показатели анализа финансового состояния предприятия

40. Последовательность анализа финансового состояния предприятия

41. Анализ состава, структуры и динамики активов.

42. Анализ наличия и достаточности чистых активов

43. Анализ состава, структуры и динамики пассивов

44. Определение величины собственного оборотного капитала по балансу

45. Анализ структуры и динамики кредиторской и дебиторской задолженности

46. Анализ финансовой устойчивости

47. Цель и задачи анализа финансовой устойчивости

48. Анализ абсолютных показателей финансовой устойчивости

49. Анализ относительных показателей финансовой устойчивости

50. Анализ ликвидности и платежеспособности

51. Анализ платежеспособности предприятия

52. Анализ относительных коэффициентов ликвидности

53. Оценка вероятности банкротства предприятия

54. Сущность и признаки банкротства предприятия

55. Оценка вероятности банкротства в отечественной практике

 
Оснащенность
 
56. Оценка вероятности банкротства в зарубежных странах

57. Анализ и оценка кредитоспособности заемщика

58. Показатели для оценки и прогнозирования финансового состояния предприятия

59. Пути финансового оздоровления предприятия

Вопросы на оценку понимания/умений

1. Выскажите суждение о том, какие методы финансового анализа и в какой ситуации предпочтительнее. Ответ обоснуйте.

2. На основе известных вам инструментов и методов финансового анализа сформулируйте меры по сокращению дебиторской задолженности предприятия.

3. Объясните, какие преимущества и недостатки имеет активная политика наращивания абсолютно ликвидных активов.

4. На основе известных вам инструментов и методов финансового анализа сформулируйте меры по увеличению финансовых результатов предприятия.

5. Объясните взаимосвязь между понятиями финансовые ресурсы, финансовый потенциал.

6. Сформулируйте вывод о причинах повышения зависимости предприятий от внешних источниках финансирования.

7. Выскажите суждение относительного того, насколько эффективна политика сдерживания роста цен на свою продукцию

8. Определите взаимосвязь между финансовой устойчивостью и ликвидностью предприятия

9. Объясните, как может повлиять на состав финансовых ресурсов организации его организационно-правовая форма.

10. Объясните, в чем состоят главные различия в формировании финансовых ресурсов коммерческих и некоммерческих организаций.

11. Предложите, используя известные вам методы финансового анализа, меры по сокращению кредиторской задолженности

12. Выскажите суждение о том, какую роль играет собственный капитал в деятельности предприятия

13. Сформулируйте вывод о том, в чем заключаются отличия в принципах проведения внешнего и внутреннего финансового анализа.

14. Как, по вашему мнению, повлияет на финансовое состояние предприятия рост доли постоянных расходов? Ответ обоснуйте.

15. Выскажите свое мнение о том, почему состав оборотных активов влияет на ликвидность предприятия.

16. Выскажите свое мнение о том, насколько целесообразно участие предприятий в различных инвестиционных проектах.

17. Выскажите свое мнение о том, какие инструменты регулирования доходов предприятия являются наиболее эффективными.

18. Сформулируйте выводы о том, как изменились принципы финансирования предприятий за последние десятилетия.

19. Сделайте обобщенный вывод о проблемах современного финансового анализа

20. Определите логическую взаимосвязь между терминами: Финансовый анализ организаций – финансовое планирование – финансовый контроль

 
5.3. Тематика курсовых работ (курсовых проектов)
1. Анализ вероятности снижения платежеспособности предприятия.

2. Анализ движения денежных средств организации.

3. Анализ деловой активности предприятия.

4. Анализ денежных потоков и методы его проведения.

5. Анализ имущественного потенциала предприятия.

6. Анализ инвестиционной деятельности предприятия.

7. Анализ ликвидности и платежеспособности предприятия.

8. Анализ ликвидности, платежеспособности и финансовой устойчивости предприятия.

9. Анализ рентабельности и деловой активности организации.

10. Анализ рентабельности предприятия и резервы ее увеличения.

11. Анализ состава, структуры и динамики доходов и расходов.

12. Анализ структуры активов и пассивов организации.

13. Анализ структуры и динамики кредиторской и дебиторской задолженности.

14. Анализ структуры и динамики прибыли предприятия.

15. Анализ финансового состояния сельскохозяйственного предприятия.

16. Анализ финансового состояния предприятия агропромышленного комплекса.

17. Анализ финансового состояния промышленного предприятия.

18. Анализ финансовой отчетности предприятия.

19. Анализ финансовой устойчивости предприятия.

20. Анализ финансовых предпосылок несостоятельности (банкротства) предприятия.

21. Анализ финансовых результатов деятельности предприятия.

22. Анализ экономического потенциала и финансового состояния предприятия.

23. Особенности финансового анализа малого предприятия.

24. Оценка вероятности банкротства предприятия.

 
Оснащенность
 
25. Оценка состояния дебиторской и кредиторской задолженности предприятия.

26. Оценка эффективности использования собственного и заемного капитала. Эффект финансового рычага.

27. Финансовые результаты организации и методы их анализа.

28. Финансовый анализ деятельности коммерческого предприятия.

29. Экономическая сущность, содержание и состав доходов и расходов организации.

 
Текущий контроль осуществляется в виде оценивая ответов студентов во время опросов, письменного и компьютерного тестирования, выступлений с докладом, индивидуальных домашних заданий (расчетных заданий). Тестирование проводится на четвертом и восьмом лабораторных занятиях, выявляет готовность студентов к практической работе и оценивается до 10 баллов. Максимальная оценка выполнения каждого практического занятия – 5 баллов.

Промежуточный контроль знаний проводится в форме экзамена, включающие теоретические вопросы и практическое задание, и оценивается до 30 баллов. В результате текущего и промежуточного контроля знаний студенты получают экзамен по курсу.

Форма оценочного средства Количество работ (в семестре) Максимальный балл за 1 работу Итого баллов

Обязательные

Опрос                                                                         5                            2                            10,0

Тестирование письменное                                                 2                           10                            20,0

Выступление с докладом                                                 2                            5                            10,0

Расчетные задания                                                         8                            5                            40,0

Итого - -                                                                                                                            80,0

Дополнительные

Выступление на семинаре (доклад)                                 2                            5                              10

Дополнительные индивидуальные домашние задания 4                           2,5                              10

Итого                                                                                                                             20,0

  

1.1. Выступление на занятии

1.1.1. Пояснительная записка

Выступление на занятии является формой контроля для оценки уровня освоения компетенций, применяемой на занятиях, организованных в традиционной форме обучения. Выступление на семинаре может проводиться с использованием форм устного опроса, обсуждения докладов, выполненных расчетных заданий и проблемных вопросов. Выступление на занятии, таким образом, включает обязательную для всех студентов оценку текущего контроля знаний в виде устного опроса, а также выступление студентов по проблемным вопросам финансового анализа. Вторая часть является не обязательной и решение о подготовке доклада или проблемного вопроса для обсуждения студентом принимается самостоятельно.

Таким образом, фонд оценочных средств по данной форме контроля включает в себя 2 элемента:

- вопросы для устного опроса и критерии оценки ответов;

- примерные темы докладов и критерии оценки выступления.

1.1.2. Вопросы к занятиям

Вопросы разделены на части, соответствующие количеству разделов дисциплины. Вопросы к семинарам включают оценку закрепления материала, пройденного на лекциях, а также вопросы, направленные на выявление уровня понимания студентом сути финансовых отношений.

Часть 1.

1. Дайте определение финансового анализа, назовите его предмет, объекты и перечислите особенности его организации.

2. Какое место занимает Финансовый анализ организаций сервиса в системе управления предприятием?

3. Каковы задачи проведения финансового анализа деятельности предприятия?

4. Какие требования предъявляются к информации, используемой для нужд финансового анализа?

5. Как провести горизонтальный анализ?

6. Порядок проведения вертикального анализа баланса, отчета по прибылям и убыткам, отчета о движении денежных средств. Какую цель имеет подобный анализ?

7. Чем отличается горизонтальный анализ финансовой отчетности от вертикального?

8. Назовите основных пользователей финансового анализа и определите специфику их целей и потребностей в аналитической информации.

9. Что такое финансовые коэффициенты и какова их роль в анализе?

10. Основные методы финансового анализа.

11. Какие модели финансового анализа вы знаете?

12. Типы моделей, используемые в финансовом анализе.

13. Технология проведения финансового анализа.

Часть 2.

1. Дайте определение понятия «денежный поток».

2. Сформулируйте цели и задачи анализа денежных потоков.

3. Охарактеризуйте основные критерии классификации денежных потоков предприятия.

4. Сформулируйте взаимозависимость входящих и выходящих денежных потоков.

5. Структурируйте совокупный денежный поток предприятия по видам его деятельности.

6. Охарактеризуйте операционный денежный поток.

7. Сопоставьте роль каждого вида деятельности предприятия в формировании его совокупного денежного потока.

5.4. Фонд оценочных средств для проведения текущего контроля
 
Оснащенность
 
8. Определите понятия и характеристики финансового цикла.

9. Что такое прямой метод анализа денежных потоков.

10. В чем заключается косвенный метод анализа денежных потоков?

11. В чем заключается принципиальное различие прямого и косвенного анализа движения денежных средств?

12. Равенство каких показателей достигается в результате проведения корректировок с использованием косвенного метода анализа денежных потоков?

13. Каковы цели прогноза денежных средств?

14. Охарактеризуйте основные этапы прогнозирования денежных потоков предприятия.

15. Дайте определение терминам «ликвидность» и «платежеспособность».

16. Есть ли между ними отличия и если есть, то в чем они заключаются?  

17. В чем заключается цель анализа ликвидности предприятия?

18. Охарактеризуйте основные коэффициенты, используемые при анализе ликвидности.

19. Дайте оценку нормативным значениям коэффициентов ликвидности и платежеспособности.

20. Определите основные направления формирования выводов в процессе осуществления анализа ликвидности и платежеспособности предприятия.

21. Что такое финансовая устойчивость предприятия?

22. Охарактеризуйте взаимосвязь понятий «финансовая устойчивость» и «долгосрочная платежеспособность».

23. В чем заключается цель анализа финансовой устойчивости и долгосрочной платежеспособности предприятия?

24. Дайте определение понятию «собственные оборотные средства». Как рассчитывается данный показатель?

25. Что характеризует показатель общей величины основных источников формирования запасов и затрат?

26. Охарактеризуйте условия нормального устойчивого финансового состояния предприятия.

27. Охарактеризуйте условия неустойчивого финансового состояния предприятия.

28. Охарактеризуйте условия кризисного финансового состояния предприятия.

29. Назовите основные нормативные документы, регулирующие анализ финансового состояния предприятия-банкрота.

30. Перечислите юридические признаки банкротства.

31. Какие существуют финансовые признаки банкротства и в каких нормативных документах они отражены?

32. Назовите основные причины неплатежеспособности с.-х. организаций.

33. Какие отечественные методики оценки вероятности банкротства предприятий вы знаете?

34. Перечислите наиболее известные зарубежные методики прогнозирования вероятности банкротства.

35. Какие существуют качественные методики оценки вероятности банкротства?

36. Чем отличается аналитический баланс от стандартного рекомендованного формата балансового отчета?

37. Какова основная цель и логика анализа имущественного потенциала компании?

38. При каких условиях компания может быть признана ликвидной?

39. Чем определяется степень ликвидности активов компании?

40. Каковы критерии включения активов в состав оборотных средств организации?

41. Какие обязательства относятся к группе текущих (краткосрочных) обязательств?

42. Как определяется величина рабочего капитала?

43. Какова взаимосвязь между динамикой рабочего капитала и риском утраты ликвидности?

1.1.3. Примерные темы докладов

Выступление с докладом на семинаре является дополнительным видом работ для формирования повышенного уровня освоения компетенций и предполагает самостоятельный подбор студентом темы для доклада по согласованию с преподавателем, либо выбор из предложенных тем. Выступление с докладом может осуществляться с применением или без применения презентаций. Регламент выступления – 5-7 минут.

Темы докладов

1. Сущность, цели и задачи финансового анализа предприятия.

2. Информационная база данных финансового анализа.

3. Методики и инструменты финансового анализа предприятия.

4. Особенности проведения финансового анализа предприятий различных типов и видов деятельности.

5. Анализ имущественного положения предприятия.

6. Анализ источников формирования имущества предприятия.

7. Анализ чистых активов предприятия.

8. Комплексный анализ активов и пассивов предприятия.

9. Анализ динамики и структуры внеоборотных активов предприятия.

10. Анализ оборотных активов предприятия.

11. Анализ финансовой устойчивости предприятия с использованием абсолютных показателей.

12. Анализ финансовой устойчивости предприятия с использованием относительных показателей.

13. Отечественные и зарубежные методики диагностика несостоятельности (банкротства) предприятий.

14. Возможности применения зарубежных методик оценки вероятности банкротства в российских условиях.

15. Анализ себестоимости производства и реализации продукции предприятия.

16. Анализ динамики и структуры финансового результата деятельности предприятия.

17. Анализ использования чистой прибыли предприятия.

18. Факторный анализ коэффициентов рентабельности (доходности) предприятия.

19. Анализ показателей деловой активности предприятия.

20. Анализ движения денежных потоков предприятия.

  Образцы тестовых заданий

 
Оснащенность
 

1) Финансовый анализ организаций  – это:

а) анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия

б) вид профессиональной деятельности, направленный на получение прибыли

в) способ накопления, трансформации и использования информации финансового характера

2) Предметом финансового анализа является:

а) финансовое состояние предприятия

б) финансовые ресурсы и их потоки

в) финансовая отчетность

3) Субъектами финансового анализа являются:

а) владельцы и менеджеры

б) предприятие в целом

в) структурные подразделения

4) Органы гос.власти, научно-исследовательские институты, фонды, центры, общественные организации, СМИ относятся к :

а) объектам финансового анализа

б) субъектам финансового анализа

в) предметам финансового анализа

5) По организационным формам проведения Финансовый анализ организаций бывает:

а) внутренний и внешний

б) полный и тематический

в) текущий и последующий

6) В зависимости от объема исследования Финансовый анализ организаций  подразделяется на:

а) предварительный и текущий

б) внешний и внутренний

в) полный и тематический

7) По периоду проведения Финансовый анализ организаций можно разделить на:

а) предварительный и текущий

б) частичный и текущий

в) предварительный, текущий, последующий

8) Финансовый анализ организаций, ориентированный на открытую финансовую информацию:

а) внешний

б) внутренний

в) полный

9) Результаты какого анализа могут представлять коммерческую тайну

а) внешнего

б) внутреннего

в) предварительного

10) Объектом исследования внутреннего анализа является:

а) предприятие в целом

б) предприятие, его структурные подразделения, направления деятельности, виды продукции

в) определенный (конкретный) отдел или структурное подразделение

11) Какие методы финансового анализа носят объективный характер и являются основными при проведении анализа:

а) экономические

б) неформализованные

в) формализованные

12) Неформализованный метод финансового анализа предприятия, оценивающий ситуацию высококлассными специалистами:

а) морфологический

б) рейтинговый

в) экспертный

13) Факторный финансовый анализ организаций:

а) установление текущего состояния с позиции соотношения спроса и предложения

б) выявление, классификация и оценка степени влияния отдельных факторов

в) цепные подстановки, арифметическая разница, интегральный анализ

 
Оснащенность
 
14) В основе формализованных методов лежит:

а) строгие аналитические зависимости

б) рекомендации Минфина РФ

в) субъективное мнение профессионального аналитика

15) Какой формализованный метод устанавливает текущее состояние с позиции соотношения спроса и предложения:

а) факторный

б) математический

в) конъюнктурный

16) К какому подвиду неформализованных методов финансового анализа относится систематизация, ранжирование и определение наилучших результатов по ряду показателей:

а) рейтинговый

б) экспертный

в) технический

17) К неформализованному методу относятся:

а) психологические методы

б) сравнительный анализ

в) метод финансовых коэффициентов

18) Три основных типа моделей в финансовом анализе:

а) дескриптивные, предикативные, нормативные

б) дескриптивные, экспертные, нормативные

в) дескриптивные, предикативные, экспертные

19) Какая из моделей финансового анализа носит предсказательный характер:

а) предикативная

б) экспертная

в) нормативная

20) Одна из основных типов моделей финансового анализа, позволяющая сравнить фактический результат деятельности предприятия с ожидаемыми или рассчитанными по бюджету:

а) дескриптивная

б) нормативная

в) предикативная

21) Сколько процентов составляет ползучая инфляция:

а) 1-20%

б) 3-10%

в) 5-15%

22) Инфляция – это:

а) обесценение денег по отношению к товарам и иностранной валюте

б) снижение цен

в) рост цен

23) По какой стоимости указываются основные средства в форме №1 «Бухгалтерский баланс»:

а) первоначальной

б) текущей

в) остаточной

24) Способность предприятия достигать поставленные цели, используя имеющиеся у него материальные, трудовые и финансовые ресурсы:

а) экономический потенциал

б) ликвидность

в) имущественный потенциал

25) резервного фонда АО должен составлять:

а) не более 15%

б) 15%

в) не менее 15%

26) Наличие и положительная динамика долгосрочных финансовых вложений в структуре баланса говорит о:

а) инвестиционной направленности вложений предприятия

б) увеличение производственных площадей

в) выделение средств на социальные программы

 
Оснащенность
 

27) Показатель фондоотдачи характеризует:

а) степень обновления основных средств организации

б) величину объема деятельности организации, приходящуюся на 1 руб. основных средств

в) величину затрат основных фондов для формирования каждого рубля объема деятельности

28) Показатель фондоемкости рассчитывается как отношение:

а) объема деятельности к среднегодовой стоимости основных средств

б) среднегодовой стоимости основных средств к объему деятельности

в) прибыли на среднегодовую стоимость основных средств

29) Фондовооруженность отражает:

а) величину прибыли, приходящуюся на каждый рубль стоимости основных средств

б) величину объема деятельности организации, приходящуюся на 1 рубль основных средств

в) степень обеспечения работников основными фондами

30) Ликвидность баланса – это:

а) способность реализовать активы баланса в максимально короткие сроки и рассчитаться по долгам

б) количество денежных средств, которое получит акционер при ликвидации предприятия

в) подверженность баланса к оперативному финансовому анализу

31) Какой коэффициент характеризует часть текущих обязательств, которую организация может погасить, мобилизировав все имеющиеся оборотные средства:

а) коэффициент маневренности

б) коэффициент текущей ликвидности

в) коэффициент абсолютной ликвидности

32) Способ расчета наиболее ликвидных активов:

а) запасы + долгосрочная дебиторская задолженность + НДС

б) денежные средства + краткосрочные финансовые вложения

в) НДС + прочие оборотные активы

33) Какое значение должен принять коэффициент утраты (восстановления), чтобы предприятие не утратило (восстановило) в ближайшее время свою платежеспособность:

а) = 1

б) < 1

в) > 1

34) Банк при выдаче кредита организации оценивает его:

а) платежеспособность

б) финансовое состояние

в) конкурентоспособность

35) Дебиторская задолженность отражается:

а) в пассиве баланса

б) в активе баланса

в) на забалансовых счетах

36) Отчет о финансовых результатах включает следующую статью:

а) нераспределенная прибыль

б) коммерческие расходы

в) дебиторская задолженность

37) В состав заемного капитала входят:

а) целевое финансирование и поступления

б) отложенные налоговые обязательства

в) добавочный капитал

Расчетные задания являются важным этапом в формировании компетенций обучающегося. Выполнение таких заданий требует не только теоретической подготовки, но и самостоятельного научного поиска. Выполнение заданий и их проверка позволяют сформировать и оценить уровень освоения всех компетенций, предусмотренных рабочей программой дисциплины. Расчетное задание предполагает поиск и обработку статистического, теоретического и практического материала по заданной теме.

Задание 1. На основе финансовой отчетности предприятия проведите анализ движения денежных средств предприятия за три года, результаты представьте в табличной форме.

Задание 2. На основе финансовой отчетности предприятия проведите анализ инвестиционной деятельности предприятия за 

 
Оснащенность
 
три года, результаты представьте в табличной форме.

Задание 3. На основе финансовой отчетности предприятия проведите анализ вероятности банкротства предприятия, результаты представьте в табличной форме.

 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
Колич-во
 
Л1.1
Ионова А. Ф., Селезнева Н. Н.
Финансовый анализ: учебник
М.: Проспект, 2009
20
 
Л1.2
Жданов В. Ю.
Финансовый анализ предприятия с помощью коэффициентов и моделей: электронный ресурс
М.: Проспект, 2018
Электронный ресурс
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
Колич-во
 
Л2.1
Селезнева Н. Н., Ионова А. Ф.
Финансовый анализ. Управление финансами: учебное пособие
М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003
69
 
Л2.2
Маркарьян Э. А., Герасименко Г. П., Маркарьян С. Э., Мельник М. В., Ткач В. И., Маркарьян С. Э.
Финансовый анализ: учебное пособие
М.: КноРус, 2007
13
 
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
 
Э1
Интерфакс
 
Э2
РосБизнес Консалтинг
 
Э3
Федеральная служба государственной статистики
 
6.3.1 Перечень программного обеспечения
 
6.3.1.1
ОС Windows XP
6.3.1.2
SuperNovaReaderMagnifier
6.3.1.3
Access 2016
6.3.1.4
Project 2016
6.3.1.5
VisualStudio 2015
6.3.1.6
Office 2007 Suites
6.3.1.7
GIMP
6.3.1.8
MozillaFirefox
6.3.1.9
MozillaThinderbird
6.3.1.10
7-Zip
6.3.1.11
Справочная правовая система КонсультантПлюс
6.3.1.12
Электронный периодический справочник «Система Гарант»
6.3.1.13
OfficeStandard 2010
6.3.1.14
OfficeStandard 2013
6.3.1.15
LibreOffice
6.3.1.16
ОС Windows Vista
6.3.1.17
ОС Windows 7
6.3.1.18
ОС Windows 8
6.3.1.19
ОС Windows 10
 
Оснащенность
 
6.3.1.20
Project Expert 7 Holding
6.3.1.21
OpenOffice 4.1.1
 
6.3.2 Перечень информационных справочных систем
 
6.3.2.1
Национальная электронная библиотека. Доступ посредством использования сети «Интернет» на 32 терминала доступа. https://нэб.рф/
6.3.2.2
Электронный периодический справочник «Система ГАРАНТ». Полнотекстовый, обновляемый. Доступ по локальной сети академии
6.3.2.3
Электронная система «Госфинансы». Полнотекстовая электронная система, постоянно пополняемая. Индивидуальный неограниченный доступ через фиксированный внешний IP адрес академии из любой точки, в которой имеется доступ к сети Интернет. http://www.gosfinansy.ru/
6.3.2.4
6.3.2.5
Электронная библиотечная система «ЭБС ЮРАЙТ www.biblio-online.ru». Полнотекстовая электронная библиотека. Индивидуальный неограниченный доступ через фиксированный внешний IP адрес академии неограниченному количеству пользователей из любой точки, в которой имеется доступ к сети Интернет. https://www.biblio-online.ru/
6.3.2.6
Электронно-библиотечная система ZNANIUM.COM. Полнотекстовая электронная библиотека. Индивидуальный неограниченный доступ через фиксированный внешний IP адрес академии неограниченному количеству пользователей из любой точки, в которой имеется доступ к сети Интернет. http://znanium.com/
6.3.2.7
Электронная библиотека технического ВУЗа (ЭБС «Консультант студента»). Полнотекстовая электронная библиотека.  Индивидуальный неограниченный доступ через фиксированный внешний IP адрес академии неограниченному количеству пользователей из любой точки, в которой имеется доступ к сети Интернет. http://www.studentlibrary.ru
6.3.2.8
Электронная библиотечная система издательства «Лань». Полнотекстовая электронная библиотека. Индивидуальный неограниченный доступ через фиксированный внешний IP адрес академии неограниченному количеству пользователей из любой точки, в которой имеется доступ к сети Интернет.http://e.lanbook.com
 
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
Аудитория
Назначение
Оснащенность
Вид работ
 
58а
Учебная аудитория
Доска ученическая настенная трехэлементная (1 шт.), стол ученический (18 шт.), стул ученический (37 шт.), стол преподавателя (1 шт.), стул преподавателя (1 шт.), демонстрационное оборудование (экран стационарный (1 шт.), проектор AcerX128H(1 шт.), моноблок Acer (1 шт.)) и учебно-наглядные пособия
 
31б
Лаборатория, оснащенная лабораторным оборудованием
Доска классная (1 шт.), стол компьютерный (15 шт.), стол компьютерный для преподавателя (1 шт.), стул офисный ISO (15 шт.), компьютер Intel G3260 3.3GHz 3M/iH81/4Gb/500Gb/450W/ Kb/Ms/Mon 18.5" (15 шт.), проектор BENQ MX 507 черный (1 шт.), экран Lumien Eco Picture LEP-100102 (1 шт.), интернет камера Logitech HD Pro Webcam C920 (2 шт.), огнетушитель ОУ – «3» (1 шт.), подставка для огнетушителя (1 шт.)
 
61а
Помещение для самостоятельной работы
Столы (4 шт.), стулья (4 шт.), компьютерная техника с возможностью подключения к сети "Интернет" и обеспечением доступа в электронную информационно-образовательную среду организации (4 шт.).
 
123
Помещение для самостоятельной работы
Компьютерная техника с возможностью подключения к сети "Интернет" и обеспечением доступа в электронную информационно-образовательную среду организации(19 шт.), столы (17 шт.), компьютерный стол 6-и местный (3 шт.), стулья ученические (34 шт.), стулья п/м (18 шт.), стеллажи с литературой, видеоувеличитель Optelec Wide Screen (1 шт.)
 
8. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Методика изучения курса предусматривает наряду с лекциями и лабораторными занятиями, выполнение курсового проекта,  организацию самостоятельной работы студентов, проведение консультаций, руководство докладами студентов для выступления на научно-практических конференциях, осуществление текущего, промежуточного   форм контроля.

Система знаний по дисциплине «Финансовый анализ » формируется в ходе аудиторных и внеаудиторных (самостоятельных) занятий. Используя лекционный материал, учебники и учебные пособия, дополнительную литературу, проявляя творческий подход, студент готовится к лабораторным занятиям, рассматривая их как пополнение, углубление, систематизацию своих теоретических знаний.

 
Оснащенность
 
Для освоения дисциплины студентами необходимо:

1. Посещать лекции, на которых в сжатом и системном виде излагаются основы дисциплины: даются определения понятий, законов, которые должны знать студенты; раскрываются закономерности поведения экономических субъектов. Студенту важно понять, что лекция есть своеобразная творческая форма самостоятельной работы. Надо пытаться стать активным соучастником лекции: думать, сравнивать известное с вновь получаемыми знаниями, войти в логику изложения материала лектором, следить за ходом его мыслей, за его аргументацией, находить в ней кажущиеся вам слабости. Во время лекции можно задать лектору вопрос, желательно в письменной форме, чтобы не мешать и не нарушать логики проведения лекции. Слушая лекцию, следует зафиксировать основные идеи, положения, обобщения, выводы. Работа над записью лекции завершается дома. На свежую голову (пока еще лекция в памяти) надо уточнить то, что записано, обогатить запись тем, что не удалось зафиксировать в ходе лекции, записать в виде вопросов то, что надо прояснить, до конца понять. Важно соотнести материал лекции с темой учебной программы и установить, какие ее вопросы нашли освещение в прослушанной лекции. Тогда полезно обращаться и к учебнику. Лекция и учебник не заменяют, а дополняют друг друга.

2. Посещать лабораторные занятия, к которым следует готовиться и активно на них работать. Задание к лабораторному занятию выдает преподаватель. Задание включает в себя основные вопросы, задачи, тесты и рефераты для самостоятельной работы, литературу. Лабораторные занятия начинаются с вступительного слова преподавателя, в котором называются цель, задачи и вопросы занятия. В процессе проведения занятий преподаватель задает основные и дополнительные вопросы, организует их обсуждение. На лабораторных занятиях решаются конкретные задачи по анализу на основе бухгалтерской отчетности, разбираются тестовые задания и задания, выданные для самостоятельной работы, заслушиваются реферативные выступления. Студенты, пропустившие занятие, или не подготовившиеся к нему, приглашаются на консультацию к преподавателю. Лабораторное занятие заканчивается подведением итогов: выводами по теме и выставлением оценок.

3. Систематически заниматься самостоятельной работой, которая включает в себя изучение нормативных документов, материалов учебников и статей из экономической литературы, решение задач, написание докладов, рефератов, эссе. Задания для самостоятельной работы выдаются преподавателем.

4. Под руководством преподавателя заниматься научно-исследовательской работой, что предполагает выступления с докладами на научно-практических конференциях и публикацию тезисов и статей по их результатам.

5. При возникающих затруднениях при освоении дисциплины «Финансовый анализ», для неуспевающих студентов и студентов, не посещающих занятия, проводятся еженедельные консультации, на которые приглашаются неуспевающие студенты, а также студенты, испытывающие потребность в помощи преподавателя при изучении дисциплины.

При изучении дисциплины «Финансовый анализ» следует усвоить:

- ключевые понятия, виды, методы, способы и этапы проведения финансового анализа хозяйствующего субъекта;

- формы бухгалтерской отчетности;

- порядок формирования аналитических таблиц и пояснительных записок;

- содержание основных законодательных и нормативных актов, прямо или косвенно касающихся деятельности хозяйствующих субъектов.

Требования, предъявляемые к выполнению контрольных заданий. При выполнении контрольных заданий следует:

1. Получить четкий ответ на все вопросы, содержащиеся в контрольном задании.

2. Максимально четко изложить способ выполнения контрольного задания.

3. Оформить задание в соответствии с предъявленными требованиями.

4. По возможности, осуществить проверку полученных результатов. 

 
ПРИЛОЖЕНИЯ
 
Актуализированная рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании выпускающей кафедры, протокол №  ___   от _____________________
Заведующий выпускающей кафедрой  _________________________________
ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ

в 20___ /20___ учебном году

ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ

в 20___ /20___ учебном году

ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ

в 20___ /20___ учебном году

Актуализированная рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании выпускающей кафедры, протокол №  ___   от  _____________________
Актуализированная рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании выпускающей кафедры, протокол №  ___   от  _____________________
Актуализированная рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании выпускающей кафедры, протокол №  ___   от  _____________________
Заведующий выпускающей кафедрой  _________________________________
Заведующий выпускающей кафедрой  _________________________________
Заведующий выпускающей кафедрой  _________________________________
ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ

в 20___ /20___ учебном году

Актуализированная рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании выпускающей кафедры, протокол №  ___   от  _____________________
Заведующий выпускающей кафедрой  _________________________________
ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ

в 20___ /20___ учебном году

Актуализированная рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании выпускающей кафедры, протокол №  ___   от  _____________________
ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ

в 20___ /20___ учебном году

Заведующий выпускающей кафедрой  _________________________________