2024-2025_oz_38_03_01_24-1 Экономика (БУ)_plx_Учебная практика_ научно-исследовательская работа (получение первичных навыков научно-исследовательской работы)
 
МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования 
"Чувашский государственный аграрный университет"

(ФГБОУ ВО Чувашский ГАУ)

Кафедра
Бухгалтерского учета, анализа и аудита
УТВЕРЖДАЮ
Проректор по учебной

и научной работе

 
 
Л.М. Корнилова
26.03.2024 г.
 
Б2.О.02(У)
Учебная практика, научно-исследовательская работа (получение первичных навыков научно-исследовательской работы)
Направление подготовки 38.03.01 Экономика

Направленность (профиль) Бухгалтерский учет, анализ и аудит

рабочая программа практики
 
  зачет с оценкой   
Виды контроля:
самостоятельная работа
68
аудиторные занятия
40
Общая трудоемкость
Часов по учебному плану
3 ЗЕТ
Форма обучения
очно-заочная
Квалификация
Бакалавр
108
в том числе:
 
Распределение часов дисциплины по семестрам
Семестр

(<Курс>.<Семестр на курсе>)

4 (2.2)
Итого
Недель
Вид занятий
УП
РП
УП
РП
Практические
40
40
40
40
В том числе в форме практ.подготовки
80
80
80
80
Итого ауд.
40
40
40
40
Кoнтактная рабoта
40
40
40
40
Сам. работа
68
68
68
68
Итого
108
108
108
108
 
 
 
Программу составил(и):
канд. экон. наук, доц., Малинина Л.Ю.
 
 
1. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 38.03.01 Экономика (приказ Минобрнауки России от 12.08.2020 г. № 954).
При разработке рабочей программы практики "Учебная практика, научно-исследовательская работа (получение первичных навыков научно-исследовательской работы)" в основу положены:
2. Учебный план: Направление подготовки 38.03.01 Экономика

Направленность (профиль) Бухгалтерский учет, анализ и аудит, одобренный Ученым советом ФГБОУ ВО Чувашский ГАУ от 26.03.2024 г., протокол № 12.

 
 
 
Рабочая программа практики проходит согласование с использованием инструментов электронной информационно-образовательной среды Университета.
 
Заведующий кафедрой  Иванов Е.А. 
Заведующий выпускающей кафедрой  Иванов Е.А. 
Председатель методической комиссии факультета   Медведева Т.А.
Директор научно-технической библиотеки  Викторова В.А.
СОГЛАСОВАНО:
 
Оснащенность
 
 
1. ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ ПРАКТИКИ
1.1
- формирование у будущих бакалавров навыков профессиональной деятельности, на основе ранее полученных теоретических знаний;
1.2
- формирование универсальных, общепрофессиональных и профессиональных компетенций в рамках выбранного направления обучения;
1.3
- сбор, систематизация и обобщение практического материала.
 
2. МЕСТО ПРАКТИКИ В СТРУКТУРЕ ООП
Цикл (раздел) ОПОП:
Б2.О
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
Учебная практика, ознакомительная практика
2.1.2
Экономика, организация и основы технологии производства и переработки сельскохозяйственной продукции
2.1.3
Право
 
2.2
Дисциплины и практики, для которых освоение данной практики необходимо как предшествующее:
 
2.2.1
Статистика
 
2.2.2
Финансовое право
 
2.2.3
Производственная практика, научно-исследовательская работа
 
2.2.4
Финансы предприятий
 
2.2.5
Методы оптимальных решений
 
2.2.6
Финансовый анализ
 
2.2.7
Комплексный анализ хозяйственной деятельности организаций агропромышленного комплекса
 
2.2.8
Производственная практика, технологическая (проектно-технологическая) практика
 
2.2.9
Производственная практика, преддипломная практика
 
2.2.10
Экономическая безопасность хозяйствующего субъекта
 
3. КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ПРАКТИКИ
 
УК-2. Способен определять круг задач в рамках поставленной цели и выбирать оптимальные способы их решения, исходя из действующих правовых норм, имеющихся ресурсов и ограничений
 
УК-2.1 Знает: виды ресурсов и ограничений, основные методы оценки разных способов решения профессиональных задач; действующее законодательство и правовые нормы, регулирующие профессиональную деятельность
 
 
 
УК-2.2 Умеет:  проводить анализ поставленной цели и формулировать задачи, необходимые для ее достижения, анализировать альтернативные варианты, использовать нормативно-правовую документацию в сфере профессиональной деятельности
 
 
 
УК-2.3 Имеет навыки: разработки цели и задач проекта, методами оценки потребности в ресурсах, продолжительности и стоимости проекта, навыками работы с нормативно-правовой документацией
 
 
 
ОПК-2. Способен осуществлять сбор, обработку и статистический анализ данных, необходимых для решения поставленных экономических задач;
 
ОПК-2.1 Знает: методы и технологии сбора, обработки и статистического анализа данных, необходимых для решения поставленных экономических задач
 
 
 
ОПК-2.2 Умеет: осуществлять сбор, анализ и обработку данных, необходимых для решения профессиональных задач
 
 
 
ОПК-2.3 Имеет практический опыт: сбора, обработки и статистического анализа данных, необходимых для решения поставленных экономических задач
 
 
 
ПК-4. Способен осуществлять сбор, мониторинг и обработку данных для проведения расчетов экономических показателей организации
 
ПК-4.1 Знает: технологические и организационно-экономические условия производства в соответствии с отраслевой направленностью деятельности организации
 
 
 
ПК-4.2 Умеет: собирать и анализировать исходные данные, необходимые для расчета экономических и финансово-экономических показателей, характеризующих деятельность организации
 
 
 
ПК-4.3 Имеет практический опыт: выполнения расчетов по материальным, трудовым и финансовым затратам, необходимых для производства и реализации выпускаемой продукции, освоения новых видов продукции, производимых услуг
 
 
 
ПК-6. Способен рассчитывать и анализировать экономические показатели результатов деятельности организации
 
ПК-6.1 Знает: методы экономического анализа и учета показателей деятельности организации и ее подразделений; методические материалы по планированию, учету и анализу деятельности организации; классификацию методов и приемов, используемых при анализе финансово-хозяйственной деятельности организации
 
 
 
Оснащенность
 
ПК-6.2 Умеет: применять методики определения экономической эффективности производства; рассчитывать экономические и финансово-экономические показатели, характеризующие деятельность организации; анализировать и интерпретировать полученные результаты
 
 
 
ПК-6.3 Имеет практический опыт: проведения расчетов экономических и финансово-экономических показателей на основе типовых методик с учетом нормативных правовых актов; расчета влияния внутренних и внешних факторов на экономические показатели организации; проведения экономического анализа хозяйственной деятельности организации; определения резервов повышения эффективности деятельности организации
 
 
 
ПК-10. Способен к организации и проведению научных исследований рынка финансовых продуктов и услуг
 
ПК-10.1 Знает: технологии сбора первичной финансовой информации; обработки и ее анализа
 
 
 
ПК-10.2 Умеет: мыслить системно, структурировать информацию
 
 
 
ПК-10.3 Имеет практический опыт: получения, интерпретации и документирования результатов исследований
 
 
 
В результате освоения практики обучающийся должен
 
3.1
Знать:
3.1.1
- технологии сбора первичной финансовой информации; обработки и ее анализа;
3.1.2
- методы экономического анализа и учета показателей деятельности организации и ее подразделений; методические материалы по планированию, учету и анализу деятельности организации; классификацию методов и приемов, используемых при анализе финансово-хозяйственной деятельности организации;
3.1.3
- технологические и организационно-экономические условия производства в соответствии с отраслевой направленностью деятельности организации;
3.1.4
- методы и технологии сбора, обработки и статистического анализа данных, необходимых для решения поставленных экономических задач;
3.1.5
- виды ресурсов и ограничений, основные методы оценки разных способов решения профессиональных задач; действующее законодательство и правовые нормы, регулирующие профессиональную деятельность
 
 
3.2
Уметь:
3.2.1
- мыслить системно, структурировать информацию;
3.2.2
- применять методики определения экономической эффективности производства; рассчитывать экономические и финансово-экономические показатели, характеризующие деятельность организации; анализировать и интерпретировать полученные результаты;
3.2.3
- собирать и анализировать исходные данные, необходимые для расчета экономических и финансово-экономических показателей, характеризующих деятельность организации;
3.2.4
- осуществлять сбор, анализ и обработку данных, необходимых для решения профессиональных задач;
3.2.5
- проводить анализ поставленной цели и формулировать задачи, необходимые для ее достижения, анализировать альтернативные варианты, использовать нормативно-правовую документацию в сфере профессиональной деятельности;
 
 
3.3
Иметь навыки и (или) опыт деятельности:
3.3.1
- получения, интерпретации и документирования результатов исследований;
3.3.2
- проведения расчетов экономических и финансово-экономических показателей на основе типовых методик с учетом нормативных правовых актов; расчета влияния внутренних и внешних факторов на экономические показатели организации; проведения экономического анализа хозяйственной деятельности организации; определения резервов повышения эффективности деятельности организации;
3.3.3
-  выполнения расчетов по материальным, трудовым и финансовым затратам, необходимых для производства и реализации выпускаемой продукции, освоения новых видов продукции, производимых услуг;
3.3.4
- сбора, обработки и статистического анализа данных, необходимых для решения поставленных экономических задач;
3.3.5
- разработки цели и задач проекта, методами оценки потребности в ресурсах, продолжительности и стоимости проекта, навыками работы с нормативно-правовой документацией.
 
 
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Литература
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Инте

ракт.

Примечание
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ПРАКТИКИ
Прак.

подг.

 
 
Раздел 1. Подготовительный этап

 
Оснащенность
 
1. Собрание по практике.

2. Инструктаж по охране труда и технике безопасности.

/Пр/

Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

2
ПК-10.1 ПК-10.2 ПК-10.3 УК-2.1 УК-2.2 УК-2.3 ПК-4.1 ПК-4.2 ПК-4.3 ПК-6.1 ПК-6.2 ПК-6.3 ОПК-2.1 ОПК-2.2 ОПК-2.3
4
0
Участие в выполнении отдельных видов работ, связанных с будущей профессиональной деятельностью, а именно: прохождение различных видов инструктажей в месте прохождения практики, изучение правил внутреннего распорядка в экономическом субъекте и т.п.
2
 
 
Раздел 2. Основной производственный этап

 
Оснащенность
 
1. Теоретическая часть (обзорные лекции):

Раздел 1.1. Наука и научные исследования.

Тема 1.1.1. Научное исследование. Цели и задачи. Этапы проведения.

Тема 1.1.2. Критерии научности. Научная новизна.

Тема 1.1.3. Объект и предмет исследования.

Тема 1.1.4. Научно-исследовательская работа. Порядок выполнения и оформления результатов.  

Тема 1.1.5. Проведение эксперимента. Обработка результатов.

Раздел 1.2. Поиск информации.  

Тема 1.2.1. Базы данных научной литературы

Тема 1.2.2. Наукометрические показатели: импакт-фактор, индекс Хирша

Тема 1.2.3. Подготовка информации для научного исследования. Поиск и работа с источниками.

Тема 1.2.4. Поиск литературы в профессиональных базах данных, информационных справочных системах, электронных библиотечных системах

Тема 1.2.5. Поиск иностранных статей с использованием различных поисковых систем

Раздел 1.3.Написание и публикация статей

Тема 1.3.1. Оценка перспективности темы исследования. Скорость старения информации

Тема 1.3.2. Основные требования к оформлению рукописи

Тема 1.3.3. Рецензирование статей и рукописей

Тема 1.3.4. Классификация статей. Публикация статей в научных журналах, сборниках материалов конференций

Раздел 1.4. Участие в научных мероприятиях

Тема 1.4.1. Виды научных мероприятий

Тема 1.4.2. Научная конференция: формы, порядок проведения, требования к участникам

2. Практическая часть:

2.1. Установочная лекция:Методология НИР по направлению подготовки 38.03.01 Экономика направленность (профиль) "Бухгалтерский учет, анализ и аудит. Ознакомление с актуальной тематикой экономических знаний в области бухгалтерского учета, анализа и аудита.

2.2.  Планирование научно-исследовательской работы, включающее ознакомление с тематикой исследовательских работ кафедры бухгалтерского учета, анализа и аудита и выбор темы исследования с учетом перспектив  дальнейшей академической карьеры, интересов  трудоустройства  по

окончании обучения. /Пр/

Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7

36
ПК-10.1 ПК-10.2 ПК-10.3 УК-2.1 УК-2.2 УК-2.3 ПК-4.1 ПК-4.2 ПК-4.3 ПК-6.1 ПК-6.2 ПК-6.3 ОПК-2.1 ОПК-2.2 ОПК-2.3
4
0
Участие в выполнении отдельных видов работ, связанных с будущей профессиональной деятельностью, а именно: знакомство с теоретическими основами проведения научных исследований и проведением научно-исследовательской работы; выбор темы для научного исследования и оценка ее перспективности, планирование научно-исследовательской работы для участия в научных мероприятиях и т.д.
36
 
Оснащенность
 
/Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7

62
ПК-10.1 ПК-10.2 ПК-10.3 УК-2.1 УК-2.2 УК-2.3 ПК-4.1 ПК-4.2 ПК-4.3 ПК-6.1 ПК-6.2 ПК-6.3 ОПК-2.1 ОПК-2.2 ОПК-2.3
4
0
Участие в выполнении отдельных видов работ, связанных с будущей профессиональной деятельностью, а именно: знакомство с теоретическими основами проведения научных исследований и проведением научно-исследовательской работы; выбор темы для научного исследования и оценка ее перспективности, планирование научно-исследовательской работы для участия в научных мероприятиях и т.д.
34
 
 
Раздел 3. Заключительный этап

 
Оснащенность
 
1. Обработка и систематизация собранного материала, в том числе подготовка обзора по актуальности выбранной темы научного исследования, научных работ по данной тематике и конкретизации целей и задач НИР.  Написание отчета по учебной практике, научно-исследовательской работе (получение первичных навыков научно-исследовательской работы).

2. Подготовка к защите отчета по практике на кафедре.

/Пр/

Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7

2
ПК-10.1 ПК-10.2 ПК-10.3 УК-2.1 УК-2.2 УК-2.3 ПК-4.1 ПК-4.2 ПК-4.3 ПК-6.1 ПК-6.2 ПК-6.3 ОПК-2.1 ОПК-2.2 ОПК-2.3
4
0
Участие в выполнении отдельных видов работ, связанных с будущей профессиональной деятельностью, а именно: знакомство с теоретическими основами проведения научных исследований и проведением научно-исследовательской работы; выбор темы для научного исследования и оценка ее перспективности, планирование научно-исследовательской работы для участия в научных мероприятиях и т.д.
2
 
Оснащенность
 
/Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7

6
ПК-10.1 ПК-10.2 ПК-10.3 УК-2.1 УК-2.2 УК-2.3 ПК-4.1 ПК-4.2 ПК-4.3 ПК-6.1 ПК-6.2 ПК-6.3 ОПК-2.1 ОПК-2.2 ОПК-2.3
4
0
Участие в выполнении отдельных видов работ, связанных с будущей профессиональной деятельностью, а именно: знакомство с теоретическими основами проведения научных исследований и проведением научно-исследовательской работы; выбор темы для научного исследования и оценка ее перспективности, планирование научно-исследовательской работы для участия в научных мероприятиях и т.д.
6
 
 
Раздел 4. Контроль

 
Защита отчета /ЗачётСОц/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7

0
ПК-10.1 ПК-10.2 ПК-10.3 УК-2.1 УК-2.2 УК-2.3 ПК-4.1 ПК-4.2 ПК-4.3 ПК-6.1 ПК-6.2 ПК-6.3 ОПК-2.1 ОПК-2.2 ОПК-2.3
4
0
0
 
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
5.1. Примерный перечень вопросов к зачету
1. Что такое научное исследование? Каковы его цели и задачи?  Назовите этапы проведения научного эксперимента.

2. Дайте определение параметрам научности.

3. Что является объектом научного исследования?

4. Что является предметом научного исследования?

5. Какие процессы включает в себя исследовательская работа?

6. Дайте определение научно-исследовательской работе.

7.Что входит в базы данных научной литературы?

8. Что включает в себя ЭБ?

9. Дайте определение наукометрическим показателям.

10. Последовательность изучения литературных источников информации.

11. Выбор темы научно-исследовательской разработки.

12. Дайте определение понятию «научное направление».

13. Назовите  два метода оценки перспективности темы.  Раскройте суть этих методов.

14. На какие виды подразделяются научные статьи?

15. Назовите виды научных  мероприятий в зависимости от формата и целей. Дайте определение каждому виду.

16. Назовите  виды научных мероприятий  в зависимости от контингента участников. Охарактеризуйте каждый вид.

 
Оснащенность
 
17. Какие существуют формы конференции? Поясните каждую форму 
 
5.2. Примерный перечень вопросов к экзамену
Не предусмотрено учебным планом.
 
5.3. Тематика курсовых работ (курсовых проектов)
Не предусмотрено учебным планом.
 
Согласно Положению о балльно-рейтинговой системе баллы, характеризующие индивидуальные достижения обучающихся, набираются ими за выполнение отдельных видов учебных работ, в данном случае, за освоение компетенций, выражающееся в выполнении заданий производственной практики, научно-исследовательской работы и защите Отчета. Общие интервалы градаций баллов, связанные со шкалами оценок успеваемости, устанавливаются едиными по Университету (п. 1.4 Положения о балльно-рейтинговой системе ФГБОУ ВО Чувашский ГАУ).

Максимальная сумма баллов, которую обучающийся может набрать за период прохождения практики и защиты Отчета, составляет 100 баллов. Минимальная (пороговая) сумма баллов, которая позволяет зачесть обучающемуся освоение компетенций при прохождении производственной практики, научно-исследовательской работы, составляет 51 балл (п. 3.1 и 3.2 Положения о БРС)

Шкала балльно-рейтинговой системы для оценки учебной практики, научно-исследовательской работы (получение первичных навыков научно-исследовательской работы):

- первая часть индивидуального задания по практике - 20 баллов,

- вторая часть индивидуального задания по практике - 20 баллов,

- качественное оформление Отчета по практике - 5 баллов,

- своевременная сдача Отчета по практике - 5 баллов,

- защита Отчета по практике - 20 баллов,

- ответы на дополнительные вопросы - 20 баллов,

- рекомендация научного руководителя публикации статьи в сборнике студенческой научной конференции - 10 баллов.

Вопросы для защиты Отчета по практике:

1. Какие вы ЗНАЕТЕ:

- технологии сбора первичной финансовой информации; обработки и ее анализа?

- методы экономического анализа и учета показателей деятельности организации и ее подразделений?

- методические материалы по планированию, учету и анализу деятельности организации?

- классификации методов и приемов, используемых при анализе финансово-хозяйственной деятельности организации?

- технологические и организационно-экономические условия производства в соответствии с отраслевой направленностью деятельности организации?

- методы и технологии сбора, обработки и статистического анализа данных, необходимых для решения поставленных экономических задач?

- виды ресурсов и ограничений, основные методы оценки разных способов решения профессиональных задач?

- действующее законодательство и правовые нормы, регулирующие профессиональную деятельность?

2. В чем выражается приобретенное во время прохождения практики УМЕНИЕ:

- мыслить системно, структурировать информацию?

- применять методики определения экономической эффективности производства; рассчитывать экономические и финансово-экономические показатели, характеризующие деятельность организации; анализировать и интерпретировать полученные результаты?

- собирать и анализировать исходные данные, необходимые для расчета экономических и финансово-экономических показателей, характеризующих деятельность организации?

- осуществлять сбор, анализ и обработку данных, необходимых для решения профессиональных задач?

- проводить анализ поставленной цели и формулировать задачи, необходимые для ее достижения, анализировать альтернативные варианты, использовать нормативно-правовую документацию в сфере профессиональной деятельности?

3. Как были реализованы НАВЫКИ:

- получения, интерпретации и документирования результатов исследований?

- проведения расчетов экономических и финансово-экономических показателей на основе типовых методик с учетом нормативных правовых актов; расчета влияния внутренних и внешних факторов на экономические показатели организации; проведения экономического анализа хозяйственной деятельности организации; определения резервов повышения эффективности деятельности организации?

-  выполнения расчетов по материальным, трудовым и финансовым затратам, необходимых для производства и реализации выпускаемой продукции, освоения новых видов продукции, производимых услуг?

- сбора, обработки и статистического анализа данных, необходимых для решения поставленных экономических задач?

- разработки цели и задач проекта, методами оценки потребности в ресурсах, продолжительности и стоимости проекта, навыками работы с нормативно-правовой документацией?

5.4. Фонд оценочных средств для проведения текущего контроля
 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРАКТИКИ
6.1. Рекомендуемая литература
 
Оснащенность
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
Колич-во
 
Л1.1
Герасимов Б. И., Дробышева В. В., Злобина Н. В., Нижегородов Е. В.
Основы научных исследований: учебное пособие
М.: ФОРУМ, 2009
7
 
Л1.2
Шкляр М. Ф.
Основы научных исследований: учебное пособие
М.: Дашков и К, 2014
Электронный ресурс
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
Колич-во
 
Л2.1
Кузнецов И. Н.
Основы научных исследований: учебное пособие
М.: Дашков и К, 2013
Электронный ресурс
 
Л2.2
Кожухар В. М.
Основы научных исследований: учебное пособие
М.: Дашков и К, 2010
Электронный ресурс
 
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
 
Э1
Российская академия наук: официальный сайт
 
Э2
Совет по грантам Президента Российской Федерации: специализированная система
 
Э3
Российский фонд фундаментальных исследований: официальный сайт
 
Э4
Президент России - молодым ученым и специалистам
 
Э5
АРБИКОН МАРС 
 
Э6
ВИНИТИ РАН
 
Э7
Научные статьи и учебные материалы по экономике
 
6.3.1 Перечень программного обеспечения
 
6.3.1.1
1С: Предприятие 8. Сельское хозяйство. Комплект для обучения в высших и средних УЗ.
6.3.1.2
SuperNovaReaderMagnifier
6.3.1.3
BusinessStudio 4.0
6.3.1.4
Access 2016
6.3.1.5
Project 2016
6.3.1.6
Visio 2016
6.3.1.7
VisualStudio 2015
6.3.1.8
Office 2007 Suites
6.3.1.9
GIMP
6.3.1.10
MozillaFirefox
6.3.1.11
MozillaThinderbird
6.3.1.12
7-Zip
6.3.1.13
Справочная правовая система КонсультантПлюс
6.3.1.14
Электронный периодический справочник «Система Гарант»
6.3.1.15
OfficeStandard 2010
6.3.1.16
OfficeStandard 2013
6.3.1.17
ОС Windows 7
6.3.1.18
ОС Windows 8
6.3.1.19
ОС Windows 10
6.3.1.20
Project Expert 7 Holding
 
Оснащенность
 
6.3.1.21
медиапроигрыватель VLC
 
6.3.2 Перечень информационных справочных систем
 
6.3.2.1
Национальная электронная библиотека. Доступ посредством использования сети «Интернет» на 32 терминала доступа. https://нэб.рф/
6.3.2.2
Электронный периодический справочник «Система ГАРАНТ». Полнотекстовый, обновляемый. Доступ по локальной сети академии
6.3.2.3
Электронная система «Госфинансы». Полнотекстовая электронная система, постоянно пополняемая. Индивидуальный неограниченный доступ через фиксированный внешний IP адрес академии из любой точки, в которой имеется доступ к сети Интернет. http://www.gosfinansy.ru/
6.3.2.4
6.3.2.5
Электронная библиотечная система «ЭБС ЮРАЙТ www.biblio-online.ru». Полнотекстовая электронная библиотека. Индивидуальный неограниченный доступ через фиксированный внешний IP адрес академии неограниченному количеству пользователей из любой точки, в которой имеется доступ к сети Интернет. https://www.biblio-online.ru/
6.3.2.6
Электронно-библиотечная система ZNANIUM.COM. Полнотекстовая электронная библиотека. Индивидуальный неограниченный доступ через фиксированный внешний IP адрес академии неограниченному количеству пользователей из любой точки, в которой имеется доступ к сети Интернет. http://znanium.com/
6.3.2.7
Электронная библиотека технического ВУЗа (ЭБС «Консультант студента»). Полнотекстовая электронная библиотека.  Индивидуальный неограниченный доступ через фиксированный внешний IP адрес академии неограниченному количеству пользователей из любой точки, в которой имеется доступ к сети Интернет. http://www.studentlibrary.ru
6.3.2.8
Электронная библиотечная система издательства «Лань». Полнотекстовая электронная библиотека. Индивидуальный неограниченный доступ через фиксированный внешний IP адрес академии неограниченному количеству пользователей из любой точки, в которой имеется доступ к сети Интернет.http://e.lanbook.com
 
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРАКТИКИ
 
Аудитория
Назначение
Оснащенность
Вид работ
 
316
Учебная аудитория
Столы 2-х мест. со скамейкой (9 шт.), стол для преподавателя (1 шт.), стул п/м (1 шт.), пано: овец , кур, петуха, уток, сейф (1 шт.), доска классная (1 шт.), счетчик молока УЗКМ-1 (2 шт.), гигрометр ВИТ-1 (2 шт.), стерилизатор горячий воздушный (1 шт.), экран на штативе (1шт), клише (штампа) с оснасткой (1 шт.), электрическая плита (1 шт.), микроскоп Биолам (4 шт.), микроскоп МБС-10 (1 шт.), печь муфельная (1 шт.), стенд информацион-ный (1 шт.), прибор Овоскоп (1 шт.), сепаратор электрический ЭСБ-02 (1 шт.), картотека, огнетушитель ОУ-3 (1 шт.), микроскоп МБС-9 (2шт), седло спортивное (1шт).
 
34б
Лаборатория, оснащенная лабораторным оборудованием
Белая лаковая магнитно-маркерная доска (1 шт.), стол компьютерный темный (14 шт.), стол 2-х тумбовый (2 шт.), стул п\м (1 шт.), стул п/м на металлокаркасе черный (23 шт.), стул "полумягкий «Изо" (зел.) (1 шт.), шкаф книжный с полками (1 шт.), компьютер с ПО и с монитором LG AMD ATHLON II X2 (12 шт.), монитор Асер AL 1716FS 17 TFT (1 шт.), проектор Toshiba (1 шт.), экран с электроприводом CEHA EcMaster Electric 180*180 (1 шт.), огнетушитель ОУ – «3» (1 шт.), подставка для огнетушителя (1 шт.)
 
23б
Помещение для самостоятельной работы
Демонстрационная техника (интерактивная доска Hitachi Starboard FХ-63 D (1 шт.), ноутбук Acer Asp Т2370 (1 шт.), проектор Toshiba (1 шт.)), стол полированный (3 шт.), стол ученический (7 шт.), стол компьютерный (11 шт.), стул (20 шт.), стулья, компьютерная техника с возможностью подключения к сети "Интернет" и обеспечением доступа в электронную информационно-образовательную среду организации (10 шт.)
 
42а
Помещение для самостоятельной работы
Столы (4 шт.), стулья (4 шт.), компьютерная техника с возможностью подключения к сети "Интернет" и обеспечением доступа в электронную информационно-образовательную среду организации (4 шт.).
 
Оснащенность
 
123
Помещение для самостоятельной работы
Компьютерная техника с возможностью подключения к сети "Интернет" и обеспечением доступа в электронную информационно-образовательную среду организации(19 шт.), столы (17 шт.), компьютерный стол 6-и местный (3 шт.), стулья ученические (34 шт.), стулья п/м (18 шт.), стеллажи с литературой, видеоувеличитель Optelec Wide Screen (1 шт.)
 
8. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ПРАКТИКИ
Учебную практику, научно-исследовательскую работу (получение первичных навыков научно-исследовательской работы) обучающиеся направления 38.03.01 Экономика направленность (профиль) Бухгалтерский учет, анализ и аудит могут проходить в одном из следующих мест: Университет, организации различных отраслей экономики, государственные органы (например, Федеральная налоговая служба, Министерство финансов субъекта Российской Федерации и др.), муниципальные органы (администрация города, района и др.).

При выборе Университета в качестве места прохождения учебной практики, научно-исследовательской работы (получение первичных навыков научно-исследовательской работы) кафедра бухгалтерского учета, анализа и аудита использует всю совокупность условий образовательной среды Университета, необходимой для формирования универсальных, общепрофессиональных и профессиональных компетенций бакалавра, включая учебно-лабораторную, научно-методическую, информационную и библиотечную базы. Учебную практику проводят преподаватели кафедры бухгалтерского учета, анализа и аудита в учебных аудиториях и компьютерных классах Университета.

При выборе другой организации или учреждения в качестве места прохождения прохождения учебной практики, научно-исследовательской работы (получение первичных навыков научно-исследовательской работы) следует учитывать уровень организации экономической работы. При выборе базы практики целесообразно учитывать критерии, оценивающие наиболее важные стороны организации (учреждения):  

• соответствие направлений деятельности предприятия направлению подготовки;

• обеспечение квалифицированным руководством;

• возможность сбора материала для отчета по практике;

• наличие условий для приобретения навыков работы по специальности и т.д.

Рекомендуется прохождение практики в лучших организациях. Не рекомендуется прохождение практики в предприятиях с малой численностью работающих и не имеющих достаточного уровня организации экономической работы.

Обучающийся учебную практику, научно-исследовательскую работу (получение первичных навыков научно-исследовательской работы) в одном из подразделений организации (учреждения), выполняющем экономические, организационные или управленческие функции (предпочтительнее в бухгалтерии или финансовом отделе). С деятельностью других подразделений студент знакомится по мере выполнения программы практики. Рабочее место студента должно отвечать, прежде всего, модели его будущей профессиональной деятельности. Необходимо исходить из того, что в принимающей организации студент должен получить необходимые практические навыки выполнения конкретной работы по управлению финансово-экономической деятельностью организации.

Учебная практика, научно-исследовательская работа (получение первичных навыков научно-исследовательской работы) предполагает исследовательскую работу, направленную на развитие у бакалавров способности к самостоятельным теоретическим и практическим суждениям и выводам, выработку умений объективной оценки научной информации, развитие свободы научного поиска и стремления к применению научных знаний в образовательной деятельности.

Учебная практика, научно-исследовательская работа (получение первичных навыков научно-исследовательской работы) предполагает как общую программу для всех бакалавров, обучающихся по конкретной образовательной программе, так и индивидуальную программу, направленную на выполнение конкретного задания. Индивидуальное задание во время прохождения такой практики выдается научным руководителем.

Студенты обеспечиваются программой практики и индивидуальным заданием по проведению исследования (порядок написания курсовых работ, докладов на студенческую научную конференцию, научных статей и т.д.), а также консультациями преподавателей выпускающей кафедры (кафедры бухгалтерского учета, анализа и аудита).

Учебная практика, научно-исследовательская работа (получение первичных навыков научно-исследовательской работы) выполняется студентом в индивидуальном порядке при условии получения задания на проведение исследования

Студент изучает специальную литературу по теме научно-исследовательской работы, согласовывает с преподавателем – научным руководителем план и методику проведения исследования, определяя при этом критерии учета результатов их оформления.

Принципиальные изменения в программе возможны только с разрешения научного руководителя (преподавателя кафедры бухгалтерского учета, анализа и аудита).

В последующем, по согласованию с научным руководителем, материалы учебной практики, научно-исследовательской работы (получение первичных навыков научно-исследовательской работы) могут послужить основой для оформления курсовых работ, быть использованы в виде доклада и для написания статей на студенческие научные конференции, а также при подготовке и защиты выпускной квалификационной работы.

Содержание учебной практики, научно-исследовательской работы (получение первичных навыков научно-исследовательской работы) определяется выпускающей кафедрой (кафедрой бухгалтерского учета, анализа и аудита), осуществляющей подготовку обучающихся, и  предполагает осуществление следующих видов работ:

1. Теоретическая часть (рассмотрение следующих тем):

1.1. Наука и научные исследования.

1.1.1. Научное исследование. Цели и задачи. Этапы проведения.

1.1.2. Критерии научности. Научная новизна.

1.1.3. Объект и предмет исследования.

1.1.4. Научно-исследовательская работа. Порядок выполнения и оформления результатов.  

 
Оснащенность
 
1.1.5. Проведение эксперимента. Обработка результатов.

1.2. Поиск информации.  

1.2.1. Базы данных научной литературы

1.2.2. Наукометрические показатели: импакт-фактор, индекс Хирша

1.2.3. Подготовка информации для научного исследования. Поиск и работа с источниками.

1.2.4. Поиск литературы в профессиональных базах данных, информационных справочных системах, электронных библиотечных системах

1.2.5. Поиск иностранных статей с использованием различных поисковых систем

1.3.Написание и публикация статей

1.3.1. Оценка перспективности темы исследования. Скорость старения информации

1.3.2. Основные требования к оформлению рукописи

1.3.3. Рецензирование статей и рукописей

1.3.4. Классификация статей. Публикация статей в научных журналах, сборниках материалов конференций

1.4. Участие в научных мероприятиях

1.4.1. Виды научных мероприятий

1.4.2. Научная конференция: формы, порядок проведения, требования к участникам

2. Практическая часть:

2.1. Установочная лекция:Методология НИР по направлению подготовки 38.03.01 Экономика направленность (профиль) "Бухгалтерский учет, анализ и аудит. Ознакомление с актуальной тематикой экономических знаний в области бухгалтерского учета, анализа и аудита.

2.2.  Планирование научно-исследовательской работы, включающее ознакомление с тематикой исследовательских работ кафедры бухгалтерского учета, анализа и аудита и выбор темы исследования с учетом перспектив  дальнейшей академической карьеры, интересов  трудоустройства  по

окончании обучения.

Содержание учебной практики, научно-исследовательской работы (получение первичных навыков научно-исследовательской работы) определяется выпускающей кафедрой (кафедрой бухгалтерского учета, анализа и аудита), осуществляющей подготовку обучающихся, и  предполагает осуществление следующих видов работ:

- выбор темы научного исследования (с перспективой на курсовые работы, выпускную квалификационную работу бакалавра);

- проведение библиографической работы с привлечением современных информационных и коммуникационных технологий, подбор нормативных документов и литературных источников по теме исследования;

- описание актуальности выбранной темы, цели и задач исследования;

- осуществление самостоятельного исследования в рамках производственной практики (научно-исследовательской работы) по индивидуальному заданию;

- проведение научно-исследовательской работы в рамках научных тем кафедры (сбор, анализ научно-теоретического материала, сбор и интерпретация эмпирических данных);

- осуществление научно-исследовательских видов деятельности в рамках грантов, осуществляемых на кафедре;

- участие в научно-исследовательских работах, выполняемых преподавателями кафедры, в рамках договоров с образовательными учреждениями, исследовательскими коллективами;

- участие в организации и проведении научных, научно-практических конференций, круглых столов, дискуссий, диспутов, организуемых кафедрой, деканатом, Университетом;

- участие в конкурсах научно-исследовательских работ;

- самостоятельное проведение семинаров, мастер-классов, круглых столов по актуальной проблематике;

- представление итогов проделанной работы в виде отчетов, рефератов, статей, оформленных в соответствии с имеющимися требованиями, с привлечением современных средств редактирования и печати.

В соответствии с программой учебной практики, научно-исследовательской работы (получение первичных навыков научно-исследовательской работы) студенты выполняют индивидуальное задание, тему которого выбирают самостоятельно и согласуют с руководителем практики – преподавателем кафедры бухгалтерского учета, анализа и аудита. Перечень индивидуальных заданий находится на кафедре и у руководителя практики. В качестве индивидуального задания разрешается выполнить и приложить к отчету по учебной практике материалы проведенного научного исследования, а именно отдельные главы будущих курсовых работ или выпускной квалификационной работы.

Все задания, включая отчет по учебной практике, научно-исследовательской работе (получение первичных навыков научно-исследовательской работы), выполняются на компьютере (электронная версия) и предоставляются руководителю по практике от кафедры бухгалтерского учета, анализа и аудита. Отчет должен содержать информацию по выполненному индивидуальному заданию для самостоятельной проработки. Отчет со всеми документами подготавливается и распечатывается в бумажном виде.

Текст отчета по практике набирается в Microsoft Word и печатается на одной стороне стандартного листа бумаги формата А-4, шрифт Times New Roman – обычный, размер 14 пт; междустрочный интервал – полуторный; верхнее и нижнее – 2 см; правое – 1 см; левое – 3 см; абзац – 1,25 см, таблицы оформляются 12 шрифтом интервал одинарный (отчеты, выполненные в рукописном виде, не принимаются). Страницы должны быть пронумерованы арабскими цифрами, с соблюдением сквозной нумерации по всему тексту. Титульный лист включается в общую нумерацию страниц, однако номер страницы на титульном листе не проставляется. Номер страницы без точки (кавычек) проставляется в нижней части листа по центру (выравнивание от центра), страницы нумеруются начиная с листа «Содержание» (цифра «2»).

Все оформленные отчетные документы по практике сброшюровываются в следующей последовательности:

1. Рецензия (приложение 1)

2. Титульный лист рабочего графика (плана) (приложение 2);

3. Рабочий график (план) (Приложение 3);

4. Индивидуальное задание (Приложение 4);

 
Оснащенность
 
5. Дневник производственной практике (Приложение 5);

6. Отзыв руководителя практики от организации (Приложение 6);

7. Отзыв руководителя практики от Университета (Приложение 7).

8. Титульный лист отчета (Приложение 8);

9. Содержание отчета.

Общий объем отчета о практике должен составлять не менее 20-25 страниц. К отчету прилагаются копии документов, регистров, составленных в ходе практики, на которые обязательно должна быть дана ссылка в тексте отчета.  

Отчет должен быть иллюстрирован таблицами, графиками, схемами, заполненными бланками, рисунками.

Схемы, рисунки, таблицы и другой иллюстративный материал, расположенный на отдельных листах, включаются в общую нумерацию страниц, но не засчитываются в объем работы. Если они не могут быть приведены в варианте компьютерной графики, их следует выполнять черными чернилами или тушью.

Цифровой материал должен оформляться в виде таблиц. Таблицу следует располагать в отчете непосредственно после текста, в котором она упоминается впервые, или на следующей странице. На все приводимые таблицы должны быть ссылки в тексте отчета. Таблицы следует нумеровать арабскими цифрами порядковой нумерацией в пределах всего текста отчета. Номер следует размещать справа без абзацного отступа после слова «Таблица». Каждая таблица должна иметь заголовок, который помещается в одну строку по центру текста. Рисунки (чертежи, графики, схемы, компьютерные распечатки, диаграммы, фотоснимки) следует располагать в работе непосредственно после текста, в котором они упоминаются впервые, или на следующей странице. Иллюстрации могут быть в компьютерном исполнении, в том числе и цветные.

Титульный лист включается в общую нумерацию страниц, однако номер страницы на титульном листе не проставляется.

Отчет по практике, рабочий график (план), дневник и отзыв заверяются подписью руководителя практики. Рецензию готовит руководитель практики от Университета. Отчет предоставляется для его регистрации на кафедру.

Защита отчетов производится по графику, установленному деканатом экономического факультета.

По итогам защиты отчета студент получает зачет с оценкой.

При прохождении учебной практики, научно-исследовательскую работу в экономических субъектах предусмотрена практическая подготовка с целью участия обучающихся в выполнении отдельных видов работ, связанных с будущей профессиональной деятельностью, а именно: Участие в выполнении отдельных видов работ, связанных с будущей профессиональной деятельностью, а именно: знакомство с теоретическими основами проведения научных исследований и проведением научно-исследовательской работы; выбор темы для научного исследования и оценка ее перспективности, планирование научно-исследовательской работы для участия в научных мероприятиях и т.д.

 
ПРИЛОЖЕНИЯ
 
Актуализированная рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании выпускающей кафедры, протокол №  ___   от _____________________
Заведующий выпускающей кафедрой  _________________________________
ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ

в 20___ /20___ учебном году

ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ

в 20___ /20___ учебном году

ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ

в 20___ /20___ учебном году

Актуализированная рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании выпускающей кафедры, протокол №  ___   от  _____________________
Актуализированная рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании выпускающей кафедры, протокол №  ___   от  _____________________
Актуализированная рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании выпускающей кафедры, протокол №  ___   от  _____________________
Заведующий выпускающей кафедрой  _________________________________
Заведующий выпускающей кафедрой  _________________________________
Заведующий выпускающей кафедрой  _________________________________
ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ

в 20___ /20___ учебном году

Актуализированная рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании выпускающей кафедры, протокол №  ___   от  _____________________
Заведующий выпускающей кафедрой  _________________________________
ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ

в 20___ /20___ учебном году

Актуализированная рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании выпускающей кафедры, протокол №  ___   от  _____________________
ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ

в 20___ /20___ учебном году

Заведующий выпускающей кафедрой  _________________________________