2024-2025_oz_38_03_01_24-1 Экономика (БУ)_plx_Производственная практика_ научно-исследовательская работа
 
МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования 
"Чувашский государственный аграрный университет"

(ФГБОУ ВО Чувашский ГАУ)

Кафедра
Бухгалтерского учета, анализа и аудита
УТВЕРЖДАЮ
Проректор по учебной

и научной работе

 
 
Л.М. Корнилова
26.03.2024 г.
 
Б2.О.03(П)
Производственная практика, научно-исследовательская работа
Направление подготовки 38.03.01 Экономика

Направленность (профиль) Бухгалтерский учет, анализ и аудит

рабочая программа практики
 
зачет    
Виды контроля:
самостоятельная работа
96
аудиторные занятия
12
Общая трудоемкость
Часов по учебному плану
3 ЗЕТ
Форма обучения
очно-заочная
Квалификация
Бакалавр
108
в том числе:
 
Распределение часов дисциплины по семестрам
Семестр

(<Курс>.<Семестр на курсе>)

6 (3.2)
Итого
Недель
Вид занятий
УП
РП
УП
РП
Практические
12
12
12
12
В том числе в форме практ.подготовки
80
80
80
80
Итого ауд.
12
12
12
12
Кoнтактная рабoта
12
12
12
12
Сам. работа
96
96
96
96
Итого
108
108
108
108
 
 
 
Программу составил(и):
канд. экон. наук, доц., Малинина Л.Ю.
 
 
1. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 38.03.01 Экономика (приказ Минобрнауки России от 12.08.2020 г. № 954).
При разработке рабочей программы практики "Производственная практика, научно-исследовательская работа" в основу положены:
2. Учебный план: Направление подготовки 38.03.01 Экономика

Направленность (профиль) Бухгалтерский учет, анализ и аудит, одобренный Ученым советом ФГБОУ ВО Чувашский ГАУ от 26.03.2024 г., протокол № 12.

 
 
 
Рабочая программа практики проходит согласование с использованием инструментов электронной информационно-образовательной среды Университета.
 
Заведующий кафедрой  Иванов Е.А. 
Заведующий выпускающей кафедрой  Иванов Е.А. 
Председатель методической комиссии факультета   Медведева Т.А.
Директор научно-технической библиотеки  Викторова В.А.
СОГЛАСОВАНО:
 
Оснащенность
 
 
1. ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ ПРАКТИКИ
1.1
углубленное изучение теоретических основ разрабатываемой проблемы с последующим использованием полученных данных в практике экономической деятельности. 
 
2. МЕСТО ПРАКТИКИ В СТРУКТУРЕ ООП
Цикл (раздел) ОПОП:
Б2.О
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
Деньги, кредит, банки
2.1.2
Финансы
2.1.3
Эконометрика
2.1.4
Бухгалтерский учет и анализ
2.1.5
Учебная практика, научно-исследовательская работа (получение первичных навыков научно-исследовательской работы)
2.1.6
Математика
2.1.7
Финансовая математика
2.1.8
Основы проектной деятельности
2.1.9
Учебная практика, ознакомительная практика
2.1.10
Экономика, организация и основы технологии производства и переработки сельскохозяйственной продукции
2.1.11
Студенты в среде электронного обучения
 
2.2
Дисциплины и практики, для которых освоение данной практики необходимо как предшествующее:
 
2.2.1
Менеджмент
 
2.2.2
Комплексный анализ хозяйственной деятельности организаций агропромышленного комплекса
 
2.2.3
Налоги и налоговая система
 
2.2.4
Финансовый менеджмент
 
2.2.5
Экономическая безопасность хозяйствующего субъекта
 
3. КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ПРАКТИКИ
 
УК-1. Способен осуществлять поиск, критический анализ и синтез информации, применять системный подход для решения поставленных задач
 
УК-1.1 Знает: методики поиска, сбора и обработки информации, метод системного анализа
 
 
 
УК-1.2 Умеет: применять методики поиска, сбора, обработки информации, системный подход для решения поставленных задач и  осуществлять критический анализ и синтез информации, полученной из актуальных российских и зарубежных источников
 
 
 
УК-1.3 Имеет навыки: поиска, сбора и обработки, критического анализа и синтеза информации, для решения поставленных задач
 
 
 
ОПК-2. Способен осуществлять сбор, обработку и статистический анализ данных, необходимых для решения поставленных экономических задач;
 
ОПК-2.1 Знает: методы и технологии сбора, обработки и статистического анализа данных, необходимых для решения поставленных экономических задач
 
 
 
ОПК-2.2 Умеет: осуществлять сбор, анализ и обработку данных, необходимых для решения профессиональных задач
 
 
 
ОПК-2.3 Имеет практический опыт: сбора, обработки и статистического анализа данных, необходимых для решения поставленных экономических задач
 
 
 
ОПК-3. Способен анализировать и содержательно объяснять природу экономических процессов на микро- и макроуровне;
 
ОПК-3.1 Знает: природу экономических процессов на микро- и макроуровне и методы анализа экономических явлений
 
 
 
ОПК-3.2 Умеет: анализировать и содержательно объяснять природу экономических процессов и закономерности функционирования современной экономики
 
 
 
ОПК-3.3 Имеет практический опыт: выявления тенденций развития микрохозяйственных связей в условиях глобализации мировой экономики
 
 
 
ПК-4. Способен осуществлять сбор, мониторинг и обработку данных для проведения расчетов экономических показателей организации
 
ПК-4.1 Знает: технологические и организационно-экономические условия производства в соответствии с отраслевой направленностью деятельности организации
 
 
 
ПК-4.2 Умеет: собирать и анализировать исходные данные, необходимые для расчета экономических и финансово-экономических показателей, характеризующих деятельность организации
 
 
 
Оснащенность
 
ПК-4.3 Имеет практический опыт: выполнения расчетов по материальным, трудовым и финансовым затратам, необходимых для производства и реализации выпускаемой продукции, освоения новых видов продукции, производимых услуг
 
 
 
ПК-10. Способен к организации и проведению научных исследований рынка финансовых продуктов и услуг
 
ПК-10.1 Знает: технологии сбора первичной финансовой информации; обработки и ее анализа
 
 
 
ПК-10.2 Умеет: мыслить системно, структурировать информацию
 
 
 
ПК-10.3 Имеет практический опыт: получения, интерпретации и документирования результатов исследований
 
 
 
В результате освоения практики обучающийся должен
 
3.1
Знать:
3.1.1
- технологии сбора первичной финансовой информации; обработки и ее анализа;
3.1.2
- технологические и организационно-экономические условия производства в соответствии с отраслевой направленностью деятельности организации;
3.1.3
- природу экономических процессов на микро- и макроуровне и методы анализа экономических явлений;
3.1.4
- методы и технологии сбора, обработки и статистического анализа данных, необходимых для решения поставленных экономических задач;
3.1.5
- методики поиска, сбора и обработки информации, метод системного анализа
 
 
3.2
Уметь:
3.2.1
- мыслить системно, структурировать информацию;
3.2.2
- собирать и анализировать исходные данные, необходимые для расчета экономических и финансово-экономических показателей, характеризующих деятельность организации;
3.2.3
- анализировать и содержательно объяснять природу экономических процессов и закономерности функционирования современной экономики;
3.2.4
- осуществлять сбор, анализ и обработку данных, необходимых для решения профессиональных задач;
3.2.5
- применять методики поиска, сбора, обработки информации, системный подход для решения поставленных задач и осуществлять критический анализ и синтез информации, полученной из актуальных российских и зарубежных источников
 
 
3.3
Иметь навыки и (или) опыт деятельности:
3.3.1
- получения, интерпретации и документирования результатов исследований;
3.3.2
- выполнения расчетов по материальным, трудовым и финансовым затратам, необходимых для производства и реализации выпускаемой продукции, освоения новых видов продукции, производимых услуг;
3.3.3
- выявления тенденций развития микрохозяйственных связей в условиях глобализации мировой экономики;
3.3.4
- сбора, обработки и статистического анализа данных, необходимых для решения поставленных экономических задач;
3.3.5
- поиска, сбора и обработки, критического анализа и синтеза информации, для решения поставленных задач 
 
 
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Литература
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Инте

ракт.

Примечание
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ПРАКТИКИ
Прак.

подг.

 
 
Раздел 1. Подготовительный этап

 
Оснащенность
 
1. Собрание по практике.

2. Инструктаж по охране труда и технике безопасности.

/Пр/

Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7

2
ПК-10.1 ПК-10.2 ПК-10.3 УК-1.1 УК-1.2 УК-1.3 ПК-4.1 ПК-4.2 ПК-4.3 ОПК-2.1 ОПК-2.2 ОПК-2.3 ОПК-3.1 ОПК-3.2 ОПК-3.3
6
0
Участие в выполнении отдельных видов работ, связанных с будущей профессиональной деятельностью, а именно: прохождение различных видов инструктажей в месте прохождения практики, изучение правил внутреннего распорядка в экономическом субъекте и т.п.
2
 
 
Раздел 2. Основной производственный этап

 
1. Планирование научно-исследовательской работы, включающее ознакомление с тематикой исследовательских работ и выбор темы исследования.

2. Проведение научно-исследовательской работы.

3. Корректировка плана научно-исследовательской работы.

4. Анализ результатов экономических расчетов

/Пр/

Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7

8
ПК-10.1 ПК-10.2 ПК-10.3 УК-1.1 УК-1.2 УК-1.3 ПК-4.1 ПК-4.2 ПК-4.3 ОПК-2.1 ОПК-2.2 ОПК-2.3 ОПК-3.1 ОПК-3.2 ОПК-3.3
6
0
Участие в выполнении отдельных видов работ, связанных с будущей профессиональной деятельностью, а именно: знакомство деятельностью подразделений организации, которые выполняют экономические, организационные или управленческие функции; исследовательская работа, направленная на развитие способности к самостоятельным теоретическим и практическим суждениям и выводам и т.д.
8
 
Оснащенность
 
/Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7

90
ПК-10.1 ПК-10.2 ПК-10.3 УК-1.1 УК-1.2 УК-1.3 ПК-4.1 ПК-4.2 ПК-4.3 ОПК-2.1 ОПК-2.2 ОПК-2.3 ОПК-3.1 ОПК-3.2 ОПК-3.3
6
0
Участие в выполнении отдельных видов работ, связанных с будущей профессиональной деятельностью, а именно: знакомство деятельностью подразделений организации, которые выполняют экономические, организационные или управленческие функции; исследовательская работа, направленная на развитие способности к самостоятельным теоретическим и практическим суждениям и выводам и т.д.
62
 
 
Раздел 3. Заключительный этап

 
Оснащенность
 
1. Обработка и систематизация собранного материала. Написание отчета по производственной практике (научно-исследовательской работе).

2. Подготовка к защите отчета по практике на кафедре.

/Пр/

Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7

2
ПК-10.1 ПК-10.2 ПК-10.3 УК-1.1 УК-1.2 УК-1.3 ПК-4.1 ПК-4.2 ПК-4.3 ОПК-2.1 ОПК-2.2 ОПК-2.3 ОПК-3.1 ОПК-3.2 ОПК-3.3
6
0
Участие в выполнении отдельных видов работ, связанных с будущей профессиональной деятельностью, а именно: знакомство деятельностью подразделений организации, которые выполняют экономические, организационные или управленческие функции; исследовательская работа, направленная на развитие способности к самостоятельным теоретическим и практическим суждениям и выводам и т.д.
2
 
Оснащенность
 
/Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7

6
ПК-10.1 ПК-10.2 ПК-10.3 УК-1.1 УК-1.2 УК-1.3 ПК-4.1 ПК-4.2 ПК-4.3 ОПК-2.1 ОПК-2.2 ОПК-2.3 ОПК-3.1 ОПК-3.2 ОПК-3.3
6
0
Участие в выполнении отдельных видов работ, связанных с будущей профессиональной деятельностью, а именно: знакомство деятельностью подразделений организации, которые выполняют экономические, организационные или управленческие функции; исследовательская работа, направленная на развитие способности к самостоятельным теоретическим и практическим суждениям и выводам и т.д.
6
 
 
Раздел 4. Контроль

 
Защита отчета /Зачёт/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7

0
ПК-10.1 ПК-10.2 ПК-10.3 УК-1.1 УК-1.2 УК-1.3 ПК-4.1 ПК-4.2 ПК-4.3 ОПК-2.1 ОПК-2.2 ОПК-2.3 ОПК-3.1 ОПК-3.2 ОПК-3.3
6
0
0
 
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
5.1. Примерный перечень вопросов к зачету
1. Какие организационно-правовые формы предприятий предусмотрены законодательством РФ?

2. На основании каких учредительных документов функционирует организация?

3. Какие методы анализа использовались?

4. Перечислите фазы исследования: характеристика и содержание.

5. Что такое объект и предмет исследования?

6. Критерии оценки результатов теоретического исследования. Критерии оценки результатов эмпирического исследования.

7. Методические требования к выводам научного исследования. Формулировка выводов и оценка полученных результатов.

8. Какой программный продукт был использован для выполнения НИР?

9. Какие знания, умения и навыки были приобретены/развиты в результате научно-исследовательской работы?

10. Какие будут рекомендации (предложения) по организации НИР?

11. Вопросы непосредственно связанные с темой исследования.

12. Сформулируйте  основные  проблемы  научных  исследований  по  теме  научного исследования.

13. Назовите  виды  источников  информации  для  подготовки  обзора  литературы  по  теме научного исследования.

 
Оснащенность
 
14. Что такое научные источники информации для исследований.

15. Приведите  примеры  источников  информации  прикладного  характера  для  проведения научных исследований.

16. По  каким  критериям  может  быть  проведена  систематизация  источников  научного  и прикладного характера по теме научного исследования.

17. Назовите основные этапы развития мировой науки по теме научного исследования.

18. Назовите основные этапы развития отечественной науки по теме научного исследования.  

19. Что  относится  к  объектам  профессиональной  деятельности  по  теме  научного исследования.

20. Сформулируйте основные методологические принципы и методические приемы по теме научного исследования.

21.  Объясните экономическую сущность объекта научного исследования.  

22.  Объясните содержание предмета исследования.

23.  Назовите основные методы проведения научных исследований.  

24.  Приведите классификацию методов проведения научных исследований.  

25.  Назовите общенаучные методы исследований.  

26.  Назовите специальные методы исследований.  

27.  Раскройте  содержание  основных  методических  приемов  проведения  научных исследований в области профессиональной деятельности.

28.  Назовите основные тематические ресурсы по теме научного исследования.  

29.  Укажите  основные  электронные  библиотечные  системы  (ЭБС),  используемые  при проведении научных исследований по  теме.  

30.  Приведите  примеры  основных  современных  технологий  проведения  научных исследований.

31.  Объясните методику проведения научных семинаров.  

32.  Объясните методику проведения круглых столов.  

33.  Объясните технику проведения научных конференций.  

34.  Объясните порядок подготовки научных публикаций.  

35.  Объясните  порядок  организации  и  опубликования  научных  результатов  исследований.  

36.  Назовите основные издания, где возможно разместить научную публикацию.

37.  Укажите  основные  критерии  для  опубликования  результатов  научных  исследований.

38.  Сформулируйте что такое РИНЦ.  

39.  Объясните что включает в себя статья по теме научных исследований.

40.  Что такое объект исследования?

41.  Что является предметом исследования?

42.  Что  формирует  информационную  базу  научных  исследований?

43.  Как сформулировать цель научных исследований?  

44.  Как установить задачи научного исследования?  

45.  Как подчеркнуть актуальность научных исследований?

46.  Как сформулировать основные выводы по результатам научных исследований?

47.  Как обосновать результаты научных исследований?

48.  Что такое научная новизна?

49.  Что такое гипотеза научных исследований?

50.  Что такое плагиат?

51.  Каковы основные нормы законодательства по авторскому праву? 

 
5.2. Примерный перечень вопросов к экзамену
Не предусмотрено учебным планом
 
5.3. Тематика курсовых работ (курсовых проектов)
Не предусмотрено учебным планом
 
Согласно Положению о балльно-рейтинговой системе (далее - БРС) баллы, характеризующие индивидуальные достижения обучающихся, набираются ими за выполнение отдельных видов учебных работ, в данном случае, за освоение компетенций, выражающееся в выполнении заданий производственной практики, научно-исследовательской работы и защите Отчета. Общие интервалы градаций баллов, связанные со шкалами оценок успеваемости, устанавливаются едиными по Университету (п. 1.4 Положения о балльно-рейтинговой системе ФГБОУ ВО Чувашский ГАУ).

Максимальная сумма баллов, которую обучающийся может набрать за период прохождения практики и защиты Отчета, составляет 100 баллов. Минимальная (пороговая) сумма баллов, которая позволяет зачесть обучающемуся освоение компетенций при прохождении производственной практики, научно-исследовательской работы, составляет 51 балл.

Шкала балльно-рейтинговой системы для оценки производственной практики, научно-исследовательской работы:

- первая часть индивидуального задания по практике - 20 баллов,

- вторая часть индивидуального задания по практике - 20 баллов,

- качественное оформление Отчета по практике - 5 баллов,

- своевременная сдача Отчета по практике - 5 баллов,

- защита Отчета по практике - 20 баллов,

- ответы на дополнительные вопросы - 20 баллов,

- рекомендация руководителя практики публикации статьи в сборнике студенческой научной конференции - 10 баллов.

Вопросы для защиты Отчета по практике:

5.4. Фонд оценочных средств для проведения текущего контроля
 
Оснащенность
 

1. Какие вы ЗНАЕТЕ:

- методики поиска, сбора и обработки информации, что предполагает применение метода системного анализа?

- методы и технологии сбора, обработки и статистического анализа данных, необходимых для решения поставленных экономических задач?

- экономические процессы на микро- и макроуровне, а также методы анализа экономических явлений?

- технологические и организационно-экономические условия производства в соответствии с отраслевой направленностью деятельности организации?

 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРАКТИКИ
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
Колич-во
 
Л1.1
Герасимов Б. И., Дробышева В. В., Злобина Н. В., Нижегородов Е. В.
Основы научных исследований: учебное пособие
М.: ФОРУМ, 2009
7
 
Л1.2
Шкляр М. Ф.
Основы научных исследований: учебное пособие
М.: Дашков и К, 2014
Электронный ресурс
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
Колич-во
 
Л2.1
Кузнецов И. Н.
Основы научных исследований: учебное пособие
М.: Дашков и К, 2013
Электронный ресурс
 
Л2.2
Кожухар В. М.
Основы научных исследований: учебное пособие
М.: Дашков и К, 2010
Электронный ресурс
 
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
 
Э1
Российская академия наук: официальный сайт
 
Э2
Совет по грантам Президента Российской Федерации: специализированная система
 
Э3
Российский фонд фундаментальных исследований: официальный сайт
 
Э4
Президент России - молодым ученым и специалистам
 
Э5
АРБИКОН МАРС 
 
Э6
ВИНИТИ РАН
 
Э7
Научные статьи и учебные материалы по экономике
 
6.3.1 Перечень программного обеспечения
 
6.3.1.1
SuperNovaReaderMagnifier
6.3.1.2
1С: Предприятие 8. Сельское хозяйство. Комплект для обучения в высших и средних УЗ.
6.3.1.3
BusinessStudio 4.0
6.3.1.4
Комплект программ AutoCAD
6.3.1.5
Access 2016
6.3.1.6
Project 2016
6.3.1.7
Visio 2016
6.3.1.8
VisualStudio 2015
6.3.1.9
GIMP
6.3.1.10
Office 2007 Suites
6.3.1.11
MozillaFirefox
6.3.1.12
MozillaThinderbird
6.3.1.13
7-Zip
6.3.1.14
Справочная правовая система КонсультантПлюс
6.3.1.15
Электронный периодический справочник «Система Гарант»
 
Оснащенность
 
6.3.1.16
OfficeStandard 2010
6.3.1.17
OfficeStandard 2013
6.3.1.18
ОС Windows 7
6.3.1.19
ОС Windows 8
6.3.1.20
ОС Windows 10
6.3.1.21
Project Expert 7 Holding
6.3.1.22
медиапроигрыватель VLC
 
6.3.2 Перечень информационных справочных систем
 
6.3.2.1
Национальная электронная библиотека. Доступ посредством использования сети «Интернет» на 32 терминала доступа. https://нэб.рф/
6.3.2.2
Электронный периодический справочник «Система ГАРАНТ». Полнотекстовый, обновляемый. Доступ по локальной сети академии
6.3.2.3
Электронная система «Госфинансы». Полнотекстовая электронная система, постоянно пополняемая. Индивидуальный неограниченный доступ через фиксированный внешний IP адрес академии из любой точки, в которой имеется доступ к сети Интернет. http://www.gosfinansy.ru/
6.3.2.4
6.3.2.5
Электронная библиотечная система «ЭБС ЮРАЙТ www.biblio-online.ru». Полнотекстовая электронная библиотека. Индивидуальный неограниченный доступ через фиксированный внешний IP адрес академии неограниченному количеству пользователей из любой точки, в которой имеется доступ к сети Интернет. https://www.biblio-online.ru/
6.3.2.6
Электронно-библиотечная система ZNANIUM.COM. Полнотекстовая электронная библиотека. Индивидуальный неограниченный доступ через фиксированный внешний IP адрес академии неограниченному количеству пользователей из любой точки, в которой имеется доступ к сети Интернет. http://znanium.com/
6.3.2.7
Электронная библиотека технического ВУЗа (ЭБС «Консультант студента»). Полнотекстовая электронная библиотека.  Индивидуальный неограниченный доступ через фиксированный внешний IP адрес академии неограниченному количеству пользователей из любой точки, в которой имеется доступ к сети Интернет. http://www.studentlibrary.ru
6.3.2.8
Электронная библиотечная система издательства «Лань». Полнотекстовая электронная библиотека. Индивидуальный неограниченный доступ через фиксированный внешний IP адрес академии неограниченному количеству пользователей из любой точки, в которой имеется доступ к сети Интернет.http://e.lanbook.com
 
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРАКТИКИ
 
Аудитория
Назначение
Оснащенность
Вид работ
 
23б
Помещение для самостоятельной работы
Демонстрационная техника (интерактивная доска Hitachi Starboard FХ-63 D (1 шт.), ноутбук Acer Asp Т2370 (1 шт.), проектор Toshiba (1 шт.)), стол полированный (3 шт.), стол ученический (7 шт.), стол компьютерный (11 шт.), стул (20 шт.), стулья, компьютерная техника с возможностью подключения к сети "Интернет" и обеспечением доступа в электронную информационно-образовательную среду организации (10 шт.)
 
42а
Помещение для самостоятельной работы
Столы (4 шт.), стулья (4 шт.), компьютерная техника с возможностью подключения к сети "Интернет" и обеспечением доступа в электронную информационно-образовательную среду организации (4 шт.).
 
123
Помещение для самостоятельной работы
Компьютерная техника с возможностью подключения к сети "Интернет" и обеспечением доступа в электронную информационно-образовательную среду организации(19 шт.), столы (17 шт.), компьютерный стол 6-и местный (3 шт.), стулья ученические (34 шт.), стулья п/м (18 шт.), стеллажи с литературой, видеоувеличитель Optelec Wide Screen (1 шт.)
 
Оснащенность
 
31б
Лаборатория, оснащенная лабораторным оборудованием
Доска классная (1 шт.), стол компьютерный (15 шт.), стол компьютерный для преподавателя (1 шт.), стул офисный ISO (15 шт.), компьютер Intel G3260 3.3GHz 3M/iH81/4Gb/500Gb/450W/ Kb/Ms/Mon 18.5" (15 шт.), проектор BENQ MX 507 черный (1 шт.), экран Lumien Eco Picture LEP-100102 (1 шт.), интернет камера Logitech HD Pro Webcam C920 (2 шт.), огнетушитель ОУ – «3» (1 шт.), подставка для огнетушителя (1 шт.)
 
34б
Лаборатория, оснащенная лабораторным оборудованием
Белая лаковая магнитно-маркерная доска (1 шт.), стол компьютерный темный (14 шт.), стол 2-х тумбовый (2 шт.), стул п\м (1 шт.), стул п/м на металлокаркасе черный (23 шт.), стул "полумягкий «Изо" (зел.) (1 шт.), шкаф книжный с полками (1 шт.), компьютер с ПО и с монитором LG AMD ATHLON II X2 (12 шт.), монитор Асер AL 1716FS 17 TFT (1 шт.), проектор Toshiba (1 шт.), экран с электроприводом CEHA EcMaster Electric 180*180 (1 шт.), огнетушитель ОУ – «3» (1 шт.), подставка для огнетушителя (1 шт.)
 
8. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ПРАКТИКИ
Учебно-методическое руководство производственной практикой, научно-исследовательской работой студентов по направлению 38.03.01 Экономика направленность (профиль) Бухгалтерский учет, анализ и аудит осуществляет кафедра бухгалтерского учета, анализа и аудита. Данная практика проводится, как правило, в организациях, с которыми у ФГБОУ ВО Чувашский ГАУ (далее Университет) заключены соглашения (договоры), предусматривающие предоставление мест для прохождения практики.

Производственную практику, научно-исследовательскую работу обучающиеся направления 38.03.01 Экономика направленность (профиль) Бухгалтерский учет, анализ и аудит могут проходить в одном из следующих мест: Университет, организации различных отраслей экономики, государственные органы (например, Федеральная налоговая служба, Министерство финансов субъекта Российской Федерации и др.), муниципальные органы (администрация города, района и др.).

При выборе Университета в качестве места прохождения производственной практики, научно-исследовательской работы кафедра бухгалтерского учета, анализа и аудита использует всю совокупность условий образовательной среды Университета, необходимой для формирования универсальных, общепрофессиональных и профессиональных компетенций бакалавра, включая учебно-лабораторную, научно-методическую, информационную и библиотечную базы. Учебную практику проводят преподаватели кафедры бухгалтерского учета, анализа и аудита в учебных аудиториях и компьютерных классах Университета.

При выборе другой организации или учреждения в качестве места прохождения производственной практики, научно-исследовательской работы следует учитывать уровень организации экономической работы. При выборе базы практики целесообразно учитывать критерии, оценивающие наиболее важные стороны организации (учреждения):  

• соответствие направлений деятельности предприятия направлению подготовки;

• обеспечение квалифицированным руководством;

• возможность сбора материала для отчета по практике;

• наличие условий для приобретения навыков работы по специальности и т.д.

Рекомендуется прохождение практики в лучших организациях. Не рекомендуется прохождение практики в предприятиях с малой численностью работающих и не имеющих достаточного уровня организации экономической работы.

Обучающийся проходит производственную практику, научно-исследовательскую работу в одном из подразделений организации (учреждения), выполняющем экономические, организационные или управленческие функции (предпочтительнее в бухгалтерии или финансовом отделе). С деятельностью других подразделений студент знакомится по мере выполнения программы практики. Рабочее место студента должно отвечать, прежде всего, модели его будущей профессиональной деятельности. Необходимо исходить из того, что в принимающей организации студент должен получить необходимые практические навыки выполнения конкретной работы по управлению финансово-экономической деятельностью организации.

Производственная практика, научно-исследовательская работа предполагает исследовательскую работу, направленную на развитие у бакалавров способности к самостоятельным теоретическим и практическим суждениям и выводам, выработку умений объективной оценки научной информации, развитие свободы научного поиска и стремления к применению научных знаний в образовательной деятельности.

Производственная практика, научно-исследовательская работа предполагает как общую программу для всех бакалавров, обучающихся по конкретной образовательной программе, так и индивидуальную программу, направленную на выполнение конкретного задания. Индивидуальное задание во время прохождения такой практики выдается научным руководителем.

Студенты обеспечиваются программой практики и индивидуальным заданием по проведению исследования (порядок написания курсовых работ, докладов на студенческую научную конференцию, научных статей и т.д.), а также консультациями преподавателей выпускающей кафедры (кафедры бухгалтерского учета, анализа и аудита).

Тематика научно-исследовательской работы  включает следующие направления:

1. Совершенствование учетно-аналитического инструментария управления в экономических субъектах сельскохозяйственной направленности.

2. Эффективные учетно-аналитические, финансовые и контрольные инструменты деятельности сельскохозяйственной организации.

3. Совершенствование организации бухгалтерского учета в субъектах агропромышленного комплекса.

 
Оснащенность
 
4. Проблемы учета и аудита в торгово-снабженческих и обслуживающих организациях.

5. Интеграция учета и контроля в экономических субъектах

Примерная тематика НИР (выпускных бакалаврских работ) по направлению 38.03.01 Экономика направленность (профиль) Бухгалтерский учет, анализ и аудит

1. Учетная политика организации как составной элемент системы регулирования бухгалтерского учета

2. Назначение, формирование и изменение учетной политики

3. Принципы организации налогового учета и их практическая реализация

4. Назначение и порядок формирования бухгалтерской (финансовой) отчетности

5. Использование бухгалтерской (финансовой) отчетности организации в управлении

6. Бухгалтерская (финансовая) отчетность организации и анализ ее показателей

7. Бухгалтерская (финансовая) отчетность организации и ее аудит

8. Консолидированная финансовая отчетность: назначение, порядок формирования и анализ (на примере холдинга, концерна и т.п.)

9. Бухгалтерский баланс как основной источник данных об имущественном и финансовом состоянии организации

10. Отчет о финансовых результатах: назначение, порядок составления, использование для принятия управленческих решений

11. Отчет о движении денежных средств: назначение, порядок формирования и использования для принятия управленческих решений

12. Экономический анализ деятельности экономического субъекта по данным бухгалтерской отчетности

13. Финансовое состояние организации: оценочные показатели и методика их расчета

14. Вложения во внеоборотные активы: понятие, виды и организация учета

15. Основные средства как объект учета и аудита

16. Бухгалтерский и налоговый учет основных средств

17. Бухгалтерский учет и анализ основных средств и их амортизации

18. Бухгалтерский и налоговый учет нематериальных активов

19. Нематериальные активы как объект учета и аудита

20. Материально-производственные запасы как объект учета и аудита

21. Учетно-аналитическое обеспечение управления материально-производственными запасами

22. Готовая продукция как объект учета и аудита

23. Денежные средства как объект учета и аудита

24. Учетно-аналитическое обеспечение управления денежными средствами

25. Учет и контроль денежных потоков организации

26. Финансовые вложения как объект учета и аудита

27. Бухгалтерский и налоговый учет финансовых вложений и изменения их оценки

28. Учетно-аналитическое обеспечение управления кредиторской задолженностью

29. Учетно-аналитическое обеспечение управления дебиторской задолженностью

30. Учет и аудит расчетов с дебиторами

31. Учет и аудит расчетов с кредиторами

32. Расчеты с поставщиками и подрядчиками: учет, анализ и аудит

33. Расчеты с покупателями и заказчиками: учет, анализ и аудит

34. Расчеты по кредитам и займам как объект учета и аудита

35. Учет и аудит расчетов с бюджетом по налоговым платежам

36. Расчеты с бюджетом по налогу на добавленную стоимость: учет и аудит

37. Бухгалтерский и налоговый учет расчетов по налогу на прибыль организаций

38. Аудит расчетов по налогу на прибыль организаций

39. Расчеты по внебюджетным платежам как объект учета и аудита

40. Расчетные операции с персоналом организации: бухгалтерский учет и аудит

41. Расчеты с персоналом по оплате труда как объект учета и аудита

42. Бухгалтерский учет и анализ расчетов с персоналом по оплате труда

43. Расчеты по удержаниям из заработной платы и отчислениям от нее: учет и аудит

44. Расчеты с подотчетными лицами и персоналом по прочим операциям: учет и аудит

45. Собственный капитал: понятие, организация учета и аудит

46. Собственный капитал организации: учет и анализ его использования

47. Финансовые результаты как объект учета и аудита

48. Организация учета и анализа финансовых результатов

49. Учет, анализ и аудит доходов организации

50. Расходы по обычным видам деятельности: учет и анализ

51. Расходы по обычным видам деятельности: учет и аудит

52. Расходы по обычным видам деятельности как объект учета и контроля

53. Бухгалтерский и налоговый учет доходов и расходов от обычных видов деятельности, их аудиторская проверка

54. Организация учета доходов и расходов при многосегментной деятельности

55. Учетно-аналитическое обеспечение внешнеэкономической деятельности

56. Специфика организации бухгалтерского учета в кредитных организациях

57. Организация бухгалтерского учета в некоммерческих субъектах

58. Организация бухгалтерского учета в агропромышленном комплексе

59. Учет и налогообложение субъектов малого предпринимательства

60. Организация учета и налогообложения предпринимательской деятельности

Производственная практика, научно-исследовательская работа выполняется студентом в индивидуальном порядке при 

 
Оснащенность
 
условии получения задания на проведение исследования.

Студент изучает специальную литературу по теме научно-исследовательской работы, согласовывает с преподавателем – научным руководителем план и методику проведения исследования, определяя при этом критерии учета результатов их оформления.

Принципиальные изменения в программе возможны только с разрешения научного руководителя (преподавателя кафедры бухгалтерского учета, анализа и аудита).

В последующем, по согласованию с научным руководителем, материалы производственной практики, научно-исследовательской работы могут послужить основой для оформления курсовых работ, быть использованы в виде доклада и для написания статей на студенческие научные конференции, а также при подготовке и защиты выпускной квалификационной работы.

Содержание производственной практики, научно-исследовательской работы определяется выпускающей кафедрой (кафедрой бухгалтерского учета, анализа и аудита), осуществляющей подготовку обучающихся, и  предполагает осуществление следующих видов работ:

- выбор темы научного исследования (с перспективой на курсовые работы, выпускную квалификационную работу бакалавра);

- проведение библиографической работы с привлечением современных информационных и коммуникационных технологий, подбор нормативных документов и литературных источников по теме исследования;

- описание актуальности выбранной темы, цели и задач исследования;

- осуществление самостоятельного исследования в рамках производственной практики, научно-исследовательской работы по индивидуальному заданию;

- проведение научно-исследовательской работы в рамках научных тем кафедры (сбор, анализ научно-теоретического материала, сбор и интерпретация эмпирических данных);

- осуществление научно-исследовательских видов деятельности в рамках грантов, осуществляемых на кафедре;

- участие в научно-исследовательских работах, выполняемых преподавателями кафедры, в рамках договоров с образовательными учреждениями, исследовательскими коллективами;

- участие в организации и проведении научных, научно-практических конференций, круглых столов, дискуссий, диспутов, организуемых кафедрой, деканатом, Университетом;

- участие в конкурсах научно-исследовательских работ;

- самостоятельное проведение семинаров, мастер-классов, круглых столов по актуальной проблематике;

- представление итогов проделанной работы в виде отчетов, рефератов, статей, оформленных в соответствии с имеющимися требованиями, с привлечением современных средств редактирования и печати.

В соответствии с программой производственной практики, научно-исследовательской работы студенты выполняют индивидуальное задание, тему которого выбирают самостоятельно и согласуют с руководителем практики – преподавателем кафедры бухгалтерского учета, анализа и аудита. Перечень индивидуальных заданий находится на кафедре и у руководителя практики. В качестве индивидуального задания разрешается выполнить и приложить к отчету по производственной практике материалы проведенного научного исследования, а именно отдельные главы будущих курсовых работ или выпускной квалификационной работы.

Все задания, включая отчет по производственной практике, научно-исследовательской работе, выполняются на компьютере (электронная версия) и предоставляются руководителю по практике от кафедры бухгалтерского учета, анализа и аудита. Отчет должен содержать информацию по выполненному индивидуальному заданию для самостоятельной проработки. Отчет со всеми документами подготавливается и распечатывается в бумажном виде.

Текст отчета по практике набирается в Microsoft Word и печатается на одной стороне стандартного листа бумаги формата А-4, шрифт Times New Roman – обычный, размер 14 пт; междустрочный интервал – полуторный; верхнее и нижнее – 2 см; правое – 1 см; левое – 3 см; абзац – 1,25 см, таблицы оформляются 12 шрифтом интервал одинарный (отчеты, выполненные в рукописном виде, не принимаются). Страницы должны быть пронумерованы арабскими цифрами, с соблюдением сквозной нумерации по всему тексту. Титульный лист включается в общую нумерацию страниц, однако номер страницы на титульном листе не проставляется. Номер страницы без точки (кавычек) проставляется в нижней части листа по центру (выравнивание от центра), страницы нумеруются начиная с листа «Содержание» (цифра «2»).

Все оформленные отчетные документы по практике сброшюровываются в следующей последовательности:

1. Рецензия (приложение 1)

2. Титульный лист рабочего графика (плана) (приложение 2);

3. Рабочий график (план) (Приложение 3);

4. Индивидуальное задание (Приложение 4);

5. Дневник производственной практике (Приложение 5);

6. Отзыв руководителя практики от организации (Приложение 6);

7. Отзыв руководителя практики от Университета (Приложение 7).

8. Титульный лист отчета (Приложение 8);

9. Содержание отчета.

В начале отчета дается описание рабочего места практиканта, краткая характеристика предприятия, где студент проходил практику (его местонахождение, вид деятельности, землепользование, производственное направление (специализация), обеспеченность основными средствами и рабочей силой, финансовые результаты хозяйственной деятельности).

Затем излагается результат самостоятельной работы студента по каждому разделу программы, где указывается конкретно, что сделано студентом.

В заключении в отчете студент дает обобщенную информацию об организации первичного учета или предложения по совершенствованию первичного учета в организации.

Общий объем отчета о практике должен составлять не менее 20-25 страниц. К отчету прилагаются копии документов, регистров, составленных в ходе практики, на которые обязательно должна быть дана ссылка в тексте отчета.  

Отчет должен быть иллюстрирован таблицами, графиками, схемами, заполненными бланками, рисунками.

 
Оснащенность
 
Схемы, рисунки, таблицы и другой иллюстративный материал, расположенный на отдельных листах, включаются в общую нумерацию страниц, но не засчитываются в объем работы. Если они не могут быть приведены в варианте компьютерной графики, их следует выполнять черными чернилами или тушью.

Цифровой материал должен оформляться в виде таблиц. Таблицу следует располагать в отчете непосредственно после текста, в котором она упоминается впервые, или на следующей странице. На все приводимые таблицы должны быть ссылки в тексте отчета. Таблицы следует нумеровать арабскими цифрами порядковой нумерацией в пределах всего текста отчета. Номер следует размещать справа без абзацного отступа после слова «Таблица». Каждая таблица должна иметь заголовок, который помещается в одну строку по центру текста. Рисунки (чертежи, графики, схемы, компьютерные распечатки, диаграммы, фотоснимки) следует располагать в работе непосредственно после текста, в котором они упоминаются впервые, или на следующей странице. Иллюстрации могут быть в компьютерном исполнении, в том числе и цветные.

Титульный лист включается в общую нумерацию страниц, однако номер страницы на титульном листе не проставляется.

Отчет по практике, рабочий график (план), дневник и отзыв заверяются подписью руководителя практики. Рецензию готовит руководитель практики от Университета. Отчет предоставляется для его регистрации на кафедру.

Защита отчетов производится по графику, установленному деканатом экономического факультета.

По итогам защиты отчета студент получает зачет.

В процессе организации и проведения производственной практики, научно-исследовательской работы руководителями от выпускающих кафедр должны применяться современные образовательные и научно-производственные технологии, а именно мультимедийные технологии – ознакомительные лекции и инструктаж студентов во время прохождения практики проводятся в аудиториях, оборудованных экраном, видеопроектором, персональным компьютером.

Использование таких технологий помогает руководителю практики экономить время, затрачиваемое на изложение необходимого материала, увеличить его объем, а также обеспечить более наглядное представление сущности той или иной темы:

- дистанционная форма консультаций – осуществляется во время прохождения отдельных конкретных этапов учебной практики и подготовки отчета;

- компьютерные технологии и программные продукты – необходимы для сбора и группировки показателей, а также для систематизации технико-экономической информации, подготовки к семинарам и конференциям, проведения, требуемых программой практики расчетов и пр.

ВУЗ (Университет) оснащен компьютерными классами с выходом в Интернет, а также имеется возможность свободного подключения к публичной точке доступа Wi-Fi.

Для проведения защиты отчетов о прохождении учебной практики используются учебные классы, оснащенные стационарным оборудованием для презентаций и интерактивными досками.

При самостоятельном выполнении заданий обучающиеся могут воспользоваться примерным перечнем контрольных вопросов. Самостоятельная работа обеспечивается учебниками, учебными пособиями, учебно-методическими пособиями, конспектами лекций, учебным программным обеспечением.

При прохождении производственной практики в экономических субъектах предусмотрена практическая подготовка с целью участия обучающихся в выполнении отдельных видов работ, связанных с будущей профессиональной деятельностью, а именно: знакомство деятельностью подразделений организации, которые выполняют экономические, организационные или управленческие функции; исследовательская работа, направленная на развитие способности к самостоятельным теоретическим и практическим суждениям и выводами; анализа показателей деятельности организации с формулировкой выводов и т.д.

 
ПРИЛОЖЕНИЯ
 
Актуализированная рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании выпускающей кафедры, протокол №  ___   от _____________________
Заведующий выпускающей кафедрой  _________________________________
ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ

в 20___ /20___ учебном году

ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ

в 20___ /20___ учебном году

ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ

в 20___ /20___ учебном году

Актуализированная рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании выпускающей кафедры, протокол №  ___   от  _____________________
Актуализированная рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании выпускающей кафедры, протокол №  ___   от  _____________________
Актуализированная рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании выпускающей кафедры, протокол №  ___   от  _____________________
Заведующий выпускающей кафедрой  _________________________________
Заведующий выпускающей кафедрой  _________________________________
Заведующий выпускающей кафедрой  _________________________________
ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ

в 20___ /20___ учебном году

Актуализированная рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании выпускающей кафедры, протокол №  ___   от  _____________________
Заведующий выпускающей кафедрой  _________________________________
ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ

в 20___ /20___ учебном году

Актуализированная рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании выпускающей кафедры, протокол №  ___   от  _____________________
ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ

в 20___ /20___ учебном году

Заведующий выпускающей кафедрой  _________________________________