(ФГБОУ ВО Чувашский ГАУ)
и научной работе
Направленность (профиль) Бухгалтерский учет, анализ и аудит
(<Курс>.<Семестр на курсе>)
Направленность (профиль) Бухгалтерский учет, анализ и аудит, одобренный Ученым советом ФГБОУ ВО Чувашский ГАУ от 26.03.2024 г., протокол № 12.
ции
ракт.
подг.
2. Инструктаж по охране труда и технике безопасности.
/Пр/
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7
2. Проведение научно-исследовательской работы.
3. Корректировка плана научно-исследовательской работы.
4. Анализ результатов экономических расчетов
/Пр/
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7
2. Подготовка к защите отчета по практике на кафедре.
/Пр/
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7
2. На основании каких учредительных документов функционирует организация?
3. Какие методы анализа использовались?
4. Перечислите фазы исследования: характеристика и содержание.
5. Что такое объект и предмет исследования?
6. Критерии оценки результатов теоретического исследования. Критерии оценки результатов эмпирического исследования.
7. Методические требования к выводам научного исследования. Формулировка выводов и оценка полученных результатов.
8. Какой программный продукт был использован для выполнения НИР?
9. Какие знания, умения и навыки были приобретены/развиты в результате научно-исследовательской работы?
10. Какие будут рекомендации (предложения) по организации НИР?
11. Вопросы непосредственно связанные с темой исследования.
12. Сформулируйте основные проблемы научных исследований по теме научного исследования.
13. Назовите виды источников информации для подготовки обзора литературы по теме научного исследования.
15. Приведите примеры источников информации прикладного характера для проведения научных исследований.
16. По каким критериям может быть проведена систематизация источников научного и прикладного характера по теме научного исследования.
17. Назовите основные этапы развития мировой науки по теме научного исследования.
18. Назовите основные этапы развития отечественной науки по теме научного исследования.
19. Что относится к объектам профессиональной деятельности по теме научного исследования.
20. Сформулируйте основные методологические принципы и методические приемы по теме научного исследования.
21. Объясните экономическую сущность объекта научного исследования.
22. Объясните содержание предмета исследования.
23. Назовите основные методы проведения научных исследований.
24. Приведите классификацию методов проведения научных исследований.
25. Назовите общенаучные методы исследований.
26. Назовите специальные методы исследований.
27. Раскройте содержание основных методических приемов проведения научных исследований в области профессиональной деятельности.
28. Назовите основные тематические ресурсы по теме научного исследования.
29. Укажите основные электронные библиотечные системы (ЭБС), используемые при проведении научных исследований по теме.
30. Приведите примеры основных современных технологий проведения научных исследований.
31. Объясните методику проведения научных семинаров.
32. Объясните методику проведения круглых столов.
33. Объясните технику проведения научных конференций.
34. Объясните порядок подготовки научных публикаций.
35. Объясните порядок организации и опубликования научных результатов исследований.
36. Назовите основные издания, где возможно разместить научную публикацию.
37. Укажите основные критерии для опубликования результатов научных исследований.
38. Сформулируйте что такое РИНЦ.
39. Объясните что включает в себя статья по теме научных исследований.
40. Что такое объект исследования?
41. Что является предметом исследования?
42. Что формирует информационную базу научных исследований?
43. Как сформулировать цель научных исследований?
44. Как установить задачи научного исследования?
45. Как подчеркнуть актуальность научных исследований?
46. Как сформулировать основные выводы по результатам научных исследований?
47. Как обосновать результаты научных исследований?
48. Что такое научная новизна?
49. Что такое гипотеза научных исследований?
50. Что такое плагиат?
51. Каковы основные нормы законодательства по авторскому праву?
Максимальная сумма баллов, которую обучающийся может набрать за период прохождения практики и защиты Отчета, составляет 100 баллов. Минимальная (пороговая) сумма баллов, которая позволяет зачесть обучающемуся освоение компетенций при прохождении производственной практики, научно-исследовательской работы, составляет 51 балл.
Шкала балльно-рейтинговой системы для оценки производственной практики, научно-исследовательской работы:
- первая часть индивидуального задания по практике - 20 баллов,
- вторая часть индивидуального задания по практике - 20 баллов,
- качественное оформление Отчета по практике - 5 баллов,
- своевременная сдача Отчета по практике - 5 баллов,
- защита Отчета по практике - 20 баллов,
- ответы на дополнительные вопросы - 20 баллов,
- рекомендация руководителя практики публикации статьи в сборнике студенческой научной конференции - 10 баллов.
Вопросы для защиты Отчета по практике:
1. Какие вы ЗНАЕТЕ:
- методики поиска, сбора и обработки информации, что предполагает применение метода системного анализа?
- методы и технологии сбора, обработки и статистического анализа данных, необходимых для решения поставленных экономических задач?
- экономические процессы на микро- и макроуровне, а также методы анализа экономических явлений?
- технологические и организационно-экономические условия производства в соответствии с отраслевой направленностью деятельности организации?
Производственную практику, научно-исследовательскую работу обучающиеся направления 38.03.01 Экономика направленность (профиль) Бухгалтерский учет, анализ и аудит могут проходить в одном из следующих мест: Университет, организации различных отраслей экономики, государственные органы (например, Федеральная налоговая служба, Министерство финансов субъекта Российской Федерации и др.), муниципальные органы (администрация города, района и др.).
При выборе Университета в качестве места прохождения производственной практики, научно-исследовательской работы кафедра бухгалтерского учета, анализа и аудита использует всю совокупность условий образовательной среды Университета, необходимой для формирования универсальных, общепрофессиональных и профессиональных компетенций бакалавра, включая учебно-лабораторную, научно-методическую, информационную и библиотечную базы. Учебную практику проводят преподаватели кафедры бухгалтерского учета, анализа и аудита в учебных аудиториях и компьютерных классах Университета.
При выборе другой организации или учреждения в качестве места прохождения производственной практики, научно-исследовательской работы следует учитывать уровень организации экономической работы. При выборе базы практики целесообразно учитывать критерии, оценивающие наиболее важные стороны организации (учреждения):
• соответствие направлений деятельности предприятия направлению подготовки;
• обеспечение квалифицированным руководством;
• возможность сбора материала для отчета по практике;
• наличие условий для приобретения навыков работы по специальности и т.д.
Рекомендуется прохождение практики в лучших организациях. Не рекомендуется прохождение практики в предприятиях с малой численностью работающих и не имеющих достаточного уровня организации экономической работы.
Обучающийся проходит производственную практику, научно-исследовательскую работу в одном из подразделений организации (учреждения), выполняющем экономические, организационные или управленческие функции (предпочтительнее в бухгалтерии или финансовом отделе). С деятельностью других подразделений студент знакомится по мере выполнения программы практики. Рабочее место студента должно отвечать, прежде всего, модели его будущей профессиональной деятельности. Необходимо исходить из того, что в принимающей организации студент должен получить необходимые практические навыки выполнения конкретной работы по управлению финансово-экономической деятельностью организации.
Производственная практика, научно-исследовательская работа предполагает исследовательскую работу, направленную на развитие у бакалавров способности к самостоятельным теоретическим и практическим суждениям и выводам, выработку умений объективной оценки научной информации, развитие свободы научного поиска и стремления к применению научных знаний в образовательной деятельности.
Производственная практика, научно-исследовательская работа предполагает как общую программу для всех бакалавров, обучающихся по конкретной образовательной программе, так и индивидуальную программу, направленную на выполнение конкретного задания. Индивидуальное задание во время прохождения такой практики выдается научным руководителем.
Студенты обеспечиваются программой практики и индивидуальным заданием по проведению исследования (порядок написания курсовых работ, докладов на студенческую научную конференцию, научных статей и т.д.), а также консультациями преподавателей выпускающей кафедры (кафедры бухгалтерского учета, анализа и аудита).
Тематика научно-исследовательской работы включает следующие направления:
1. Совершенствование учетно-аналитического инструментария управления в экономических субъектах сельскохозяйственной направленности.
2. Эффективные учетно-аналитические, финансовые и контрольные инструменты деятельности сельскохозяйственной организации.
3. Совершенствование организации бухгалтерского учета в субъектах агропромышленного комплекса.
5. Интеграция учета и контроля в экономических субъектах
Примерная тематика НИР (выпускных бакалаврских работ) по направлению 38.03.01 Экономика направленность (профиль) Бухгалтерский учет, анализ и аудит
1. Учетная политика организации как составной элемент системы регулирования бухгалтерского учета
2. Назначение, формирование и изменение учетной политики
3. Принципы организации налогового учета и их практическая реализация
4. Назначение и порядок формирования бухгалтерской (финансовой) отчетности
5. Использование бухгалтерской (финансовой) отчетности организации в управлении
6. Бухгалтерская (финансовая) отчетность организации и анализ ее показателей
7. Бухгалтерская (финансовая) отчетность организации и ее аудит
8. Консолидированная финансовая отчетность: назначение, порядок формирования и анализ (на примере холдинга, концерна и т.п.)
9. Бухгалтерский баланс как основной источник данных об имущественном и финансовом состоянии организации
10. Отчет о финансовых результатах: назначение, порядок составления, использование для принятия управленческих решений
11. Отчет о движении денежных средств: назначение, порядок формирования и использования для принятия управленческих решений
12. Экономический анализ деятельности экономического субъекта по данным бухгалтерской отчетности
13. Финансовое состояние организации: оценочные показатели и методика их расчета
14. Вложения во внеоборотные активы: понятие, виды и организация учета
15. Основные средства как объект учета и аудита
16. Бухгалтерский и налоговый учет основных средств
17. Бухгалтерский учет и анализ основных средств и их амортизации
18. Бухгалтерский и налоговый учет нематериальных активов
19. Нематериальные активы как объект учета и аудита
20. Материально-производственные запасы как объект учета и аудита
21. Учетно-аналитическое обеспечение управления материально-производственными запасами
22. Готовая продукция как объект учета и аудита
23. Денежные средства как объект учета и аудита
24. Учетно-аналитическое обеспечение управления денежными средствами
25. Учет и контроль денежных потоков организации
26. Финансовые вложения как объект учета и аудита
27. Бухгалтерский и налоговый учет финансовых вложений и изменения их оценки
28. Учетно-аналитическое обеспечение управления кредиторской задолженностью
29. Учетно-аналитическое обеспечение управления дебиторской задолженностью
30. Учет и аудит расчетов с дебиторами
31. Учет и аудит расчетов с кредиторами
32. Расчеты с поставщиками и подрядчиками: учет, анализ и аудит
33. Расчеты с покупателями и заказчиками: учет, анализ и аудит
34. Расчеты по кредитам и займам как объект учета и аудита
35. Учет и аудит расчетов с бюджетом по налоговым платежам
36. Расчеты с бюджетом по налогу на добавленную стоимость: учет и аудит
37. Бухгалтерский и налоговый учет расчетов по налогу на прибыль организаций
38. Аудит расчетов по налогу на прибыль организаций
39. Расчеты по внебюджетным платежам как объект учета и аудита
40. Расчетные операции с персоналом организации: бухгалтерский учет и аудит
41. Расчеты с персоналом по оплате труда как объект учета и аудита
42. Бухгалтерский учет и анализ расчетов с персоналом по оплате труда
43. Расчеты по удержаниям из заработной платы и отчислениям от нее: учет и аудит
44. Расчеты с подотчетными лицами и персоналом по прочим операциям: учет и аудит
45. Собственный капитал: понятие, организация учета и аудит
46. Собственный капитал организации: учет и анализ его использования
47. Финансовые результаты как объект учета и аудита
48. Организация учета и анализа финансовых результатов
49. Учет, анализ и аудит доходов организации
50. Расходы по обычным видам деятельности: учет и анализ
51. Расходы по обычным видам деятельности: учет и аудит
52. Расходы по обычным видам деятельности как объект учета и контроля
53. Бухгалтерский и налоговый учет доходов и расходов от обычных видов деятельности, их аудиторская проверка
54. Организация учета доходов и расходов при многосегментной деятельности
55. Учетно-аналитическое обеспечение внешнеэкономической деятельности
56. Специфика организации бухгалтерского учета в кредитных организациях
57. Организация бухгалтерского учета в некоммерческих субъектах
58. Организация бухгалтерского учета в агропромышленном комплексе
59. Учет и налогообложение субъектов малого предпринимательства
60. Организация учета и налогообложения предпринимательской деятельности
Производственная практика, научно-исследовательская работа выполняется студентом в индивидуальном порядке при
Студент изучает специальную литературу по теме научно-исследовательской работы, согласовывает с преподавателем – научным руководителем план и методику проведения исследования, определяя при этом критерии учета результатов их оформления.
Принципиальные изменения в программе возможны только с разрешения научного руководителя (преподавателя кафедры бухгалтерского учета, анализа и аудита).
В последующем, по согласованию с научным руководителем, материалы производственной практики, научно-исследовательской работы могут послужить основой для оформления курсовых работ, быть использованы в виде доклада и для написания статей на студенческие научные конференции, а также при подготовке и защиты выпускной квалификационной работы.
Содержание производственной практики, научно-исследовательской работы определяется выпускающей кафедрой (кафедрой бухгалтерского учета, анализа и аудита), осуществляющей подготовку обучающихся, и предполагает осуществление следующих видов работ:
- выбор темы научного исследования (с перспективой на курсовые работы, выпускную квалификационную работу бакалавра);
- проведение библиографической работы с привлечением современных информационных и коммуникационных технологий, подбор нормативных документов и литературных источников по теме исследования;
- описание актуальности выбранной темы, цели и задач исследования;
- осуществление самостоятельного исследования в рамках производственной практики, научно-исследовательской работы по индивидуальному заданию;
- проведение научно-исследовательской работы в рамках научных тем кафедры (сбор, анализ научно-теоретического материала, сбор и интерпретация эмпирических данных);
- осуществление научно-исследовательских видов деятельности в рамках грантов, осуществляемых на кафедре;
- участие в научно-исследовательских работах, выполняемых преподавателями кафедры, в рамках договоров с образовательными учреждениями, исследовательскими коллективами;
- участие в организации и проведении научных, научно-практических конференций, круглых столов, дискуссий, диспутов, организуемых кафедрой, деканатом, Университетом;
- участие в конкурсах научно-исследовательских работ;
- самостоятельное проведение семинаров, мастер-классов, круглых столов по актуальной проблематике;
- представление итогов проделанной работы в виде отчетов, рефератов, статей, оформленных в соответствии с имеющимися требованиями, с привлечением современных средств редактирования и печати.
В соответствии с программой производственной практики, научно-исследовательской работы студенты выполняют индивидуальное задание, тему которого выбирают самостоятельно и согласуют с руководителем практики – преподавателем кафедры бухгалтерского учета, анализа и аудита. Перечень индивидуальных заданий находится на кафедре и у руководителя практики. В качестве индивидуального задания разрешается выполнить и приложить к отчету по производственной практике материалы проведенного научного исследования, а именно отдельные главы будущих курсовых работ или выпускной квалификационной работы.
Все задания, включая отчет по производственной практике, научно-исследовательской работе, выполняются на компьютере (электронная версия) и предоставляются руководителю по практике от кафедры бухгалтерского учета, анализа и аудита. Отчет должен содержать информацию по выполненному индивидуальному заданию для самостоятельной проработки. Отчет со всеми документами подготавливается и распечатывается в бумажном виде.
Текст отчета по практике набирается в Microsoft Word и печатается на одной стороне стандартного листа бумаги формата А-4, шрифт Times New Roman – обычный, размер 14 пт; междустрочный интервал – полуторный; верхнее и нижнее – 2 см; правое – 1 см; левое – 3 см; абзац – 1,25 см, таблицы оформляются 12 шрифтом интервал одинарный (отчеты, выполненные в рукописном виде, не принимаются). Страницы должны быть пронумерованы арабскими цифрами, с соблюдением сквозной нумерации по всему тексту. Титульный лист включается в общую нумерацию страниц, однако номер страницы на титульном листе не проставляется. Номер страницы без точки (кавычек) проставляется в нижней части листа по центру (выравнивание от центра), страницы нумеруются начиная с листа «Содержание» (цифра «2»).
Все оформленные отчетные документы по практике сброшюровываются в следующей последовательности:
1. Рецензия (приложение 1)
2. Титульный лист рабочего графика (плана) (приложение 2);
3. Рабочий график (план) (Приложение 3);
4. Индивидуальное задание (Приложение 4);
5. Дневник производственной практике (Приложение 5);
6. Отзыв руководителя практики от организации (Приложение 6);
7. Отзыв руководителя практики от Университета (Приложение 7).
8. Титульный лист отчета (Приложение 8);
9. Содержание отчета.
В начале отчета дается описание рабочего места практиканта, краткая характеристика предприятия, где студент проходил практику (его местонахождение, вид деятельности, землепользование, производственное направление (специализация), обеспеченность основными средствами и рабочей силой, финансовые результаты хозяйственной деятельности).
Затем излагается результат самостоятельной работы студента по каждому разделу программы, где указывается конкретно, что сделано студентом.
В заключении в отчете студент дает обобщенную информацию об организации первичного учета или предложения по совершенствованию первичного учета в организации.
Общий объем отчета о практике должен составлять не менее 20-25 страниц. К отчету прилагаются копии документов, регистров, составленных в ходе практики, на которые обязательно должна быть дана ссылка в тексте отчета.
Отчет должен быть иллюстрирован таблицами, графиками, схемами, заполненными бланками, рисунками.
Цифровой материал должен оформляться в виде таблиц. Таблицу следует располагать в отчете непосредственно после текста, в котором она упоминается впервые, или на следующей странице. На все приводимые таблицы должны быть ссылки в тексте отчета. Таблицы следует нумеровать арабскими цифрами порядковой нумерацией в пределах всего текста отчета. Номер следует размещать справа без абзацного отступа после слова «Таблица». Каждая таблица должна иметь заголовок, который помещается в одну строку по центру текста. Рисунки (чертежи, графики, схемы, компьютерные распечатки, диаграммы, фотоснимки) следует располагать в работе непосредственно после текста, в котором они упоминаются впервые, или на следующей странице. Иллюстрации могут быть в компьютерном исполнении, в том числе и цветные.
Титульный лист включается в общую нумерацию страниц, однако номер страницы на титульном листе не проставляется.
Отчет по практике, рабочий график (план), дневник и отзыв заверяются подписью руководителя практики. Рецензию готовит руководитель практики от Университета. Отчет предоставляется для его регистрации на кафедру.
Защита отчетов производится по графику, установленному деканатом экономического факультета.
По итогам защиты отчета студент получает зачет.
В процессе организации и проведения производственной практики, научно-исследовательской работы руководителями от выпускающих кафедр должны применяться современные образовательные и научно-производственные технологии, а именно мультимедийные технологии – ознакомительные лекции и инструктаж студентов во время прохождения практики проводятся в аудиториях, оборудованных экраном, видеопроектором, персональным компьютером.
Использование таких технологий помогает руководителю практики экономить время, затрачиваемое на изложение необходимого материала, увеличить его объем, а также обеспечить более наглядное представление сущности той или иной темы:
- дистанционная форма консультаций – осуществляется во время прохождения отдельных конкретных этапов учебной практики и подготовки отчета;
- компьютерные технологии и программные продукты – необходимы для сбора и группировки показателей, а также для систематизации технико-экономической информации, подготовки к семинарам и конференциям, проведения, требуемых программой практики расчетов и пр.
ВУЗ (Университет) оснащен компьютерными классами с выходом в Интернет, а также имеется возможность свободного подключения к публичной точке доступа Wi-Fi.
Для проведения защиты отчетов о прохождении учебной практики используются учебные классы, оснащенные стационарным оборудованием для презентаций и интерактивными досками.
При самостоятельном выполнении заданий обучающиеся могут воспользоваться примерным перечнем контрольных вопросов. Самостоятельная работа обеспечивается учебниками, учебными пособиями, учебно-методическими пособиями, конспектами лекций, учебным программным обеспечением.
При прохождении производственной практики в экономических субъектах предусмотрена практическая подготовка с целью участия обучающихся в выполнении отдельных видов работ, связанных с будущей профессиональной деятельностью, а именно: знакомство деятельностью подразделений организации, которые выполняют экономические, организационные или управленческие функции; исследовательская работа, направленная на развитие способности к самостоятельным теоретическим и практическим суждениям и выводами; анализа показателей деятельности организации с формулировкой выводов и т.д.
в 20___ /20___ учебном году
в 20___ /20___ учебном году
в 20___ /20___ учебном году
в 20___ /20___ учебном году
в 20___ /20___ учебном году
в 20___ /20___ учебном году