(ФГБОУ ВО Чувашский ГАУ)
и научной работе
Направленность (профиль) Налоги и налогообложение
(<Курс>.<Семестр на курсе>)
Направленность (профиль) Налоги и налогообложение, одобренный Ученым советом ФГБОУ ВО Чувашский ГАУ от 26.03.2024 г., протокол № 12.
ции
ракт.
подг.
Финансово-правовые нормы и источники финансового права.
Финансовые правоотношения в системе общественных правоотношений.
Правовые основы финансового контроля в Российской Федерации.
Понятие бюджета, бюджетной системы и бюджетного права Российской Федерации.
Понятие и основы правового регулирования налоговых доходов.
Правовое регулирование межбюджетных отношений.
Правовое регулирование бюджетного процесса в Российской Федерации.
Финансово-правовые аспекты банковской деятельности.
/Лек/
Финансово-правовые нормы и источники финансового права.
Финансовые правоотношения в системе общественных правоотношений.
Правовые основы финансового контроля в Российской Федерации.
Понятие бюджета, бюджетной системы и бюджетного права Российской Федерации.
Понятие и основы правового регулирования налоговых доходов.
Правовое регулирование межбюджетных отношений.
Правовое регулирование бюджетного процесса в Российской Федерации.
Финансово-правовые аспекты банковской деятельности.
/Пр/
Финансово-правовые нормы и источники финансового права.
Финансовые правоотношения в системе общественных правоотношений.
Правовые основы финансового контроля в Российской Федерации.
Понятие бюджета, бюджетной системы и бюджетного права Российской Федерации.
Понятие и основы правового регулирования налоговых доходов.
Правовое регулирование межбюджетных отношений.
Правовое регулирование бюджетного процесса в Российской Федерации.
Финансово-правовые аспекты банковской деятельности.
/Ср/
2. Государственные органы, осуществляющие финансовую деятельность.
3. Предмет и система финансового права (понятие предмета, источники, принципы).
4. Финансово-правовые нормы. Финансовые правоотношения (их особенности и виды).
5. Финансовый контроль (понятие, принципы, виды) и органы, осуществляющие финансовый контроль.
6. Формы финансового контроля. Ревизия - как основная форма финансового контроля.
7. Бюджетное право - определение, источники. Бюджетно-правовые нормы. Бюджетные правоотношения.
8. Бюджетное устройство Российской Федерации, структура и принципы бюджетной системы.
9. Структура бюджета.
10. Бюджетный процесс – понятие и его принципы. Участники бюджетного процесса.
11. Стадии бюджетного процесса, стадия составления проекта бюджета.
12. Стадия рассмотрения и утверждения бюджета.
13. Стадия исполнения бюджета.
14. Стадия составления и утверждения отчета об исполнении бюджета. Временное управление бюджетом.
15. Правовой режим целевых бюджетных фондов.
16. Межбюджетные трансферты – определение, условия предоставления. Бюджетный кредит.
17. Сбалансированность бюджетов. Дефицит бюджета и источники его финансирования.
18. Бюджетный кредит – определение и порядок его предоставления.
19. Понятие и структура государственного долга. Обслуживание и управление государственным и муниципальным долгом.
20. Правовое регулирование государственного кредита.
21. Государственные гарантии – определение и порядок их предоставления.
22. Правовое регулирование государственных внебюджетных фондов. Определение государственных внебюджетных фондов, их виды. Пенсионный фонд России – источники образования фонда денежных средств и направления расходования.
23. Фонд социального страхования России – источники образования фонда денежных средств и направления расходования.
24. Фонд обязательного медицинского страхования – источники образования фонда денежных средств и направления расходования.
25. Понятие и виды государственных и муниципальных доходов
26. Понятие и виды государственных и муниципальных расходов.
27. Ответственность за нарушение бюджетного законодательства.
28. Понятие и функции налогов. Элементы налога.
29. Понятие, предмет, источники и система налогового права. Принципы налогового права.
30. Налоговые правоотношения, субъекты налоговых правоотношений.
31. Федеральные налоги и сборы: порядок установления и введения.
32. Региональные налоги и сборы: порядок установления и введения.
34. Налоговый контроль – определение и цели, способы налогового контроля и органы, исполнительной власти осуществляющие налоговый контроль.
35. Банковская система Российской Федерации – понятие, структура. Кредитные организации – определение и виды.
36. Правовой статус Центрального Банка (Банка России) Российской Федерации, функции, цели деятельности.
37. Органы управления Центрального Банка России.
38. Банковские операции и сделки. Понятие расчетов и их формы.
39. Ответственность кредитных организаций за нарушение банковского законодательства.
40. Денежная система российской Федерации, элементы денежной системы. Денежное обращение.
41. Правовое регулирование денежного обращения в Российской Федерации. Инструменты и методы денежно-кредитной политики Банка России.
42. Понятие и структура валютных правоотношений.
43. Правовое регулирование валютных операций.
44. Правовые основы валютного контроля.
1. Финансовое право и финансовое законодательство.
2. Основные этапы развития финансово-правовой науки.
3. Принципы финансового права в Российской Федерации.
4. Понятие и структура финансового правоотношения.
5. Развитие финансовой системы и финансового права Российской Федерации на современном этапе.
6. Правовые основы финансовой деятельности государства и органов местного самоуправления.
7. Принцип федерализма в финансовом праве.
8. Классификация источников финансового права.
9. Система источников финансового права Российской Федерации.
10 Конституционные основы финансового права Российской Федерации.
11. Закон в системе источников финансового права Российской Федерации.
12, Место и роль Счетной палаты Российской Федерации.
13. Виды, формы и методы государственного финансового контроля в Российской Федерации.
14. Финансово-контрольные полномочия федеральных органов исполнительной власти в Российской Федерации.
15. Правовые основы аудиторского финансового контроля в Российской Федерации.
16. Бюджетный кодекс РФ как основной источник бюджетного права.
17. Место бюджетного права в системе российского права.
18. Полномочия Счетной палаты Российской Федерации в бюджетном процессе.
19. Понятие и система налоговых доходов в Российской Федерации.
20. Особенности правонарушения в финансовом праве и его признаки.
Тематика рефератов
1. Специфические принципы финансового контроля (по Лимской декларации ИНТОСАИ) и способы их обеспечения в России.
2. Недостаточность полномочий органов финансового контроля федерального уровня (на примере одного из органов по выбору обучающегося).
3. Законодательные меры ограничения нецелевого и неэффективного расходования бюджетных средств.
4. Согласительные процедуры в бюджетном процессе.
5. Роль Министерства Финансов РФ в процессе исполнения бюджета по расходам.
6. Причины появления и перспективы сохранения бюджетного правила в российском бюджетном процессе.
7.Взаимосвязь допускаемых законом направлений вложения средств суверенных фондов и финансового суверенитета России (риски и преимущества вложений в различные формы золото - валютных резервов).
8. Основные виды межбюджетных трансфертов при решении задач социально- экономического развития РФ, субъекта РФ, муниципального образования.
9. Сочетание публично-правовых и частноправовых методов управления государственным долгом: влияние на возможность злоупотреблений.
10. Практика Европейского Суда по Правам Человека по делам по обращениям владельцев ценных бумаг СССР.
11. Сравнительная характеристика основных черт пенсионных систем России, Японии, США, Германии (других стран по выбору обучающегося).
12. Роль Банка России в развитии саморегулирования на финансовом рынке.
13. Перспективы развития системы страхования вкладов в России.
14. Ограничения наличного денежного обращения, установленные законодательством РФ.
15. Ответственность за нарушение правил ведения кассовых операций.
16. От кого зависит и кому «подотчетен» Банк России.
18. Порядок действий кредитора банка, у которого отозвана банковская лицензия.
19. Наиболее распространенные схемы вывода активов банка перед его банкротством и меры противодействия применению таких схем.
20. Основные правовые проблемы финансового оздоровления банков.
21. Законодательные меры по ограничению ростовщических процентов.
22. Банкротство физических лиц – «только для богатых». Финансово-правовое регулирование в сфере банкротства физических лиц.
23. Валютные соглашения и таможенные союзы. Перспективы развития, риски для финансового суверенитета.
24. Деоффшоризация и амнистия капиталов: ожидания и реальность.
25. Санкции против финансового сектора России и контрмеры.
Система знаний по дисциплине формируется в ходе аудиторных и внеаудиторных (самостоятельных) занятий. Используя лекционный материал, учебники и учебные пособия, дополнительную литературу, проявляя творческий подход, студент готовится к практическим занятиям, рассматривая их как пополнение, углубление, систематизацию своих теоретических знаний.
Для освоения дисциплины студентами необходимо:
1) посещать лекции, на которых в сжатом и системном виде излагаются основы дисциплины: даются определения понятий, которые должны знать студенты. Студенту важно понять, что лекция есть своеобразная творческая форма самостоятельной работы. Надо пытаться стать активным соучастником лекции: думать, сравнивать известное с вновь получаемыми знаниями, войти в логику изложения материала лектором, следить за ходом его мыслей, за его аргументацией, находить в ней кажущиеся вам слабости. Во время лекции можно задать лектору вопрос, желательно в письменной форме, чтобы не мешать и не нарушать логики проведения лекции. Слушая лекцию, следует зафиксировать основные идеи, положения, обобщения, выводы. Работа над записью лекции завершается дома. На свежую голову (пока еще лекция в памяти) надо уточнить то, что записано, обогатить запись тем, что не удалось зафиксировать в ходе лекции, записать в виде вопросов то, что надо прояснить, до конца понять. Важно соотнести материал лекции с темой учебной программы и установить, какие ее вопросы нашли освещение в прослушанной лекции. Тогда полезно обращаться и к учебнику. Лекция и учебник не заменяют, а дополняют друг друга.
2) посещать практические занятия, к которым следует готовиться и активно на них работать. Задание к практическому занятию выдает преподаватель. Задание включает в себя основные вопросы, задачи, тесты и рефераты для самостоятельной работы, литературу. Практические занятия начинаются с вступительного слова преподавателя, в котором называются цель, задачи и вопросы занятия. В процессе проведения занятий преподаватель задает основные и дополнительные вопросы, организует их обсуждение. На занятиях разбираются тестовые задания и задания, выданные для самостоятельной работы, заслушиваются реферативные выступления. Студенты, пропустившие занятие, или не подготовившиеся к нему, приглашаются на консультацию к преподавателю. Практическое занятие заканчивается подведением итогов: выводами по теме и выставлением оценок.
3) систематически заниматься самостоятельной работой, которая включает в себя изучение материалов учебников и статей из научной литературы, написание докладов, рефератов, эссе. Задания для самостоятельной работы выдаются преподавателем.
4) под руководством преподавателя заниматься научно-исследовательской работой, что предполагает выступления с докладами на научно-практических конференциях и публикацию тезисов и статей по их результатам.
5) при возникающих затруднениях при освоении дисциплины для неуспевающих студентов и студентов, не посещающих занятия, проводятся еженедельные консультации, на которые приглашаются неуспевающие студенты, а также студенты, испытывающие потребность в помощи преподавателя при изучении дисциплины.
в 20___ /20___ учебном году
в 20___ /20___ учебном году
в 20___ /20___ учебном году
в 20___ /20___ учебном году
в 20___ /20___ учебном году
в 20___ /20___ учебном году