(ФГБОУ ВО Чувашский ГАУ)
и научной работе
Направленность (профиль) Налоги и налогообложение
(<Курс>.<Семестр на курсе>)
Направленность (профиль) Налоги и налогообложение, одобренный Ученым советом ФГБОУ ВО Чувашский ГАУ от 26.03.2024 г., протокол № 12.
ции
ракт.
подг.
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Э5
Э4 Э5
Подготовка
докладов и рефератов.
Э2 Э4 Э5
Э3 Э5
Э3 Э4 Э5
Подготовка
докладов и рефератов.
Э2 Э3
Э3 Э5
Э5
Подготовка
докладов и рефератов.
Э2 Э4
Э1 Э2 Э3 Э5
Э1 Э2 Э3
Подготовка
докладов и рефератов.
Э1 Э3 Э4
Э1 Э2 Э4
Подготовка
докладов и рефератов.
Э5
Э1 Э4 Э5
Э1 Э2 Э3
Подготовка
докладов и рефератов.
Э1 Э2
Э3 Э4 Э5
Э5
Подготовка
докладов и рефератов.
Э1 Э2 Э3 Э5
Э1 Э2 Э4 Э5
Подготовка
докладов и рефератов.
Э4 Э5
Э2 Э4 Э5
Э3
Подготовка
докладов и рефератов.
1. Предмет и методы микроэкономики.
2. Экономические категории и законы.
3. Понятие потребностей, их классификация. Закон возвышения потребностей.
4. Экономические ресурсы и их виды. Понятие редкости ресурсов.
5. Проблема эффективного использования ограниченных ресурсов. Кривая производственных возможностей. Альтернативные издержки.
6. Факторы процесса производства, их характеристика.
7. Воспроизводство. Простое, расширенное, суженное воспроизводство.
8. Производственная, экономическая и социальная эффективность.
9. Экономическая система и ее структура.
10. Цели и признаки экономической системы.
11. Характеристика основных типов систем: чистый капитализм, командно-административная система, традиционное общество, смешанная экономика.
12. Понятие собственности. Экономическое и юридическое содержание собственности.
14. Основные формы общественного хозяйства.
15. Товар и его свойства: трудовая теория стоимости и теория полезности.
16. Деньги, их сущность, функции и эволюция.
17. Сущность и функции рынка, его преимущества и недостатки.
18. Структура и инфраструктура рынка. Модель кругооборота продуктов, ресурсов, доходов в рыночной экономике.
19. Спрос на товары и услуги. Закон спроса. Неценовые факторы спроса.
20. Предложение товаров и услуг. Закон предложения. Неценовые факторы предложения.
21. Рыночное равновесие и равновесная цена. Выгоды обмена.
22. Концепции равновесной цены Л.Вальраса, А.Маршалла.
23. Понятие эластичности. Точечная и дуговая эластичность.
24. Эластичность спроса и предложения.
25. Последствия воздействия государства на рыночный механизм ценообразования.
26. Понятие полезности. Закон убывающей предельной полезности и правило максимизации полезности.
27. Кривая безразличия, ее свойства.
28. Бюджетная линия, ее свойства.
29. Оптимум потребителя.
30. Предприятие и его организационно-правовые формы.
31. Предпринимательство и его формы.
32. Понятие риска, его виды, методы снижения.
33. Производственная функция, ее характеристики. Изокванта.
34. Оптимум производителя.
35. Особенности поведения предприятия в краткосрочном периоде. Закон убывающей отдачи.
36. Поведение предприятия в долгосрочном периоде. Эффект масштаба.
37. Понятие издержек. Классификация издержек.
38. Издержки в краткосрочном и долгосрочном периодах.
39. Доход и прибыль предприятия. Условие максимизации прибыли.
40. Минимизация издержек фирмы в краткосрочном периоде.
41. Понятие конкуренции, ее виды.
42. Совершенная конкуренция, ее черты.
43. Выбор объема производства в условиях совершенной конкуренции.
44. Монополия, ее виды и причины образования.
45. Социально-экономические последствия монополии.
46. Ценовая политика монополии. Индекс Лернера.
47. Ценовая дискриминация, ее виды.
48. Монополистическая конкуренция, ее черты, особенности поведения фирм.
49. Олигополия, ее черты, особенности поведения фирм.
50. Рынки экономических ресурсов. Особенности спроса и предложения на рынке ресурсов.
51. Рынок труда, его структура. Спрос и предложение на рынке труда и факторы их определяющие.
52. Сущность и функции заработной платы. Номинальная и реальная заработная плата.
53. Сущность и виды капитала.
54. Рынок капитала, его структура и особенности.
55. Процент. Ценность денег во времени, дисконтирование.
56. Рынок ценных бумаг, его виды.
57. Понятие и виды ценных бумаг.
58. Понятие и виды кредита, принципы кредитования.
59. Рынок земли и его особенности.
60. Рента: понятие и виды.
Вопросы на оценку понимания/умений студента
1. В чем состоят особенности предмета и методологии микроэкономики?
2. Какие существуют модификации смешанной экономики в различных странах?
3. На каких принципах основах экономический выбор субъектов рынка? Являются ли эти принципы общими для потребителей и фирм?
4. Какие существуют виды воспроизводства и в чем их особенность?
5. На основе модели кругооборота объясните механизм функционирования современной экономики.
6. В чем преимущества и недостатки рыночной экономики перед другими системами?
7. Какие факторы оказывают влияние на сдвиг кривой спроса? Какие факторы оказывают влияние на изменение наклона линии спроса?
8. Какие факторы оказывают влияние на сдвиг кривой предложения? Какие факторы оказывают влияние на изменение наклона линии предложения?
9. Как устанавливается рыночное равновесие и всегда ли оно существует на рынке?
10. Какое влияние оказывает эластичность спроса на выручку продавца? Как это влияет на ценовую политику фирмы?
11. Перечислите основные виды государственного регулирования рынков. Чем объясняется его необходимость?
12. В чем состоит различие кардиналистской и ординалистской теорий полезности? Противоречат ли данные теории друг другу?
14. Каким образом фирма осуществляет выбор оптимального набора производственных ресурсов?
15. Объясните связь функций издержек с производственной функцией, покажите связь этих функций графически.
16. Охарактеризуйте положительный, отрицательный и неизменный эффект масштаба и чем отличаются?
17. При каких условиях предприятие может максимизировать прибыль?
18. При каких условиях фирма минимизирует убытки?
19. Какие отрасли российской экономики более всего соответствуют совершенной конкуренции, монополии, олигополии, монополистической конкуренции, Объясните ваш выбор.
20. Кривая предложения отдельной фирмы и кривая предложения отрасли имеют разный наклон. Объясните причины.
21. Чем объяснить тот факт, что у монополиста отсутствует кривая предложения?
22. Сопоставьте особенности политики ценовой дискриминации первой, второй и третей степени.
23. Каким образом государство может влиять на монополии и монопольные сговоры?
24. Как соотносится монополистическая конкуренция с другими типами рыночных структур? Что ее отличает от монополии и совершенной конкуренции?
25. В каких случаях фирма получает нулевую экономическую прибыль? Будет ли нулевая экономическая прибыль соответствовать равновесному положению фирмы?
26. Как интерпретируются правило минимизации издержек и правило максимизации прибыли для рынков факторов производства?
27. В чем особенности формирования отраслевого спроса на факторы производства? Какими факторами определяются эластичность спроса на ресурсы?
28. Покажите графически особенности установления равновесия фирмы-монопсонии на рынке труда.
29. Назовите основные формы, виды и системы оплаты труда, используемые в современных условиях.
30. Определите причины, источники и условия образования дифференциальной ренты 1, дифференциальной ренты 2 и абсолютной ренты.
1. Особенности предмета и методологии микроэкономики
2. Механизм ценообразования на продукцию сельского хозяйства
3. Современная экономическая система и ее структура
4. Смешанная экономика: сущность и основные модели
5. Товарное производство, его виды: возникновение и эволюция
6. Концепции стоимости товара
7. Деньги и их функции. Типы денежных систем
8. Рыночная система и механизм ее функционирования
9. Рынок, его структура и инфраструктура
10. Формы и методы регулирования рынка в развитых странах
11. Содержание и особенности рынка труда
12. Сущность, формы и виды заработной платы
13. Сущность собственности и ее формы в Российской Федерации
14. Приватизация: сущность, цели, формы и этапы проведения в РФ
15. Приватизация и разгосударствление: мировой и отечественный опыт
16. Цены и ценообразование в рыночной экономике
17. Особенности ценообразования на факторы производства
18. Ценовая эластичность: теоретическое и практическое значение
19. Предприятие в системе рыночных отношений
20. Предпринимательство в РФ: сущность, виды, субъекты
21. Развитие малого предпринимательства в РФ
22. Типы предприятий в переходной экономике
23. Развитие предпринимательства в аграрной сфере
24. Совместные предприятия, их особенности
25. Акционерные общества, принципы их организации и функционирования
26. Экономическая природа и виды издержек
27. Прибыль и условия ее максимизации
28. Закон спроса и предложения и его использование в экономике
29. Экономическая природа заработной платы и ее формы
30. Собственность на землю и современные формы хозяйствования в аграрном секторе экономики РФ
31. Земельная рента, ее сущность и виды
32. Основы теории потребительского поведения
33. Развитие теории потребительского спроса
34. Монополия и ее виды
35. Антимонопольная политика государства: сущность, цели и формы
Тематика рефератов
1. Развитие экономической теории в трудах российских экономистов ХХ века
2. Взаимосвязь экономической теории с прикладными экономическими науками
3. Роль и место экономической теории как науки в современном обществе
4. Экономические интересы людей и их роль в развитии экономики
5. Экономические противоречия
6. Ступени экономического прогресса
7. Формационный и цивилизационный подходы в анализе экономической системы
8. Национальные модели экономических систем
9. Современная структура собственности в РФ
10. Современные формы разделения труда в АПК России и их влияние на развитие товарных отношений
11. Концепция стоимости товара в учении классиков
12. Полезность в учении австрийской школы
13. Современные денежные средства
15. Типы рынков
16. Значение эластичности в микроэкономике
17. Взаимозаменяемые и взаимодополняемые товары
18. Механизм рыночного саморегулирования
19. Производственная функция и функция затрат
20. Антимонопольное законодательство России
21. Создание конкурентного рынка в России
22. Факторы, определяющие величину нормы прибыли
Примерные темы эссе
Темы эссе являются примерными, то есть выбор проблемы студентом может осуществляться самостоятельно, либо на основании рекомендаций преподавателя.
1. Развитие экономической теории в трудах российских экономистов ХХ века
2. Взаимосвязь экономической теории с прикладными экономическими науками
3. Роль и место экономической теории как науки в современном обществе
4. Экономические интересы людей и их роль в развитии экономики
5. Экономические противоречия
6. Ступени экономического прогресса
7. Формационный и цивилизационный подходы в анализе экономической системы
8. Национальные модели экономических систем
9. Современная структура собственности в РФ
10.Современные формы разделения труда в АПК России и их влияние на развитие товарных отношений
11.Концепция стоимости товара в учении классиков
12.Полезность в учении австрийской школы
13.Современные денежные средства
14. Типы рынков
15. Субъекты рыночного хозяйства.
16. Значение эластичности в микроэкономике
17. Взаимозаменяемые и взаимодополняемые товары
18. Механизм рыночного саморегулирования
19. Особенности потребительского поведения на современном этапе.
20. Сущность и функции цен
21. Виды цен
22. Механизм ценообразования в рыночной экономике
16. Производственная функция и функция затрат
17. Производство. Производительность, замещаемость ресурсов, отдача от масштаба.
18. Краткосрочный период. Закон убывающей отдачи
19. Долгосрочный период. Изокванта. Изокоста. Условие равновесия производителя.
20. Концепция издержек в неоклассической и трудовой теории стоимости
21. Антимонопольное законодательство
22. Ценовая дискриминация
23. Финансово-промышленные группы и их роль в экономике
24. Создание конкурентного рынка в России
25. Антимонопольное законодательство России
26. Проблемы амортизации в условиях научно-технического прогресса
27. Пути ускорения оборота капитала
28. Факторы, определяющие величину нормы прибыли
Система знаний по дисциплине «Микроэкономика» формируется в ходе аудиторных и внеаудиторных (самостоятельных) занятий. Используя лекционный материал, учебники и учебные пособия, дополнительную литературу, студент готовится к практическим занятиям, рассматривая их как дополнение, углубление, систематизацию своих теоретических знаний.
Для освоения дисциплины студентами необходимо:
1) посещать лекции, на которых в сжатом и системном виде излагаются основы дисциплины: даются определения понятий, законов, которые должны знать студенты; раскрываются закономерности поведения экономических субъектов. Во время лекции можно задать лектору вопрос. Слушая лекцию, следует зафиксировать основные идеи, положения, обобщения, выводы. Работа над записью лекции завершается дома: необходимо уточнить то, что записано, обогатить запись тем, что не удалось зафиксировать в ходе лекции, записать в виде вопросов то, что надо прояснить. Важно соотнести материал лекции с темой учебной программы и установить, какие ее вопросы нашли освещение в прослушанной лекции. Тогда полезно обращаться и к учебнику. Лекция и учебники не заменяют, а дополняют друг друга;
2) посещать практические занятия, к которым следует готовиться и активно на них работать. Задание к практическому занятию выдает преподаватель. Задание включает в себя основные вопросы, задачи, тесты и рефераты для самостоятельной работы, литературу. Практические занятия начинаются с вступительного слова преподавателя, в котором называются цель, задачи и вопросы занятия. В процессе проведения занятий преподаватель задает основные и дополнительные вопросы, организует их обсуждение. На практических занятиях решаются задачи, разбираются тестовые задания и задания, выданные для самостоятельной работы, заслушиваются реферативные выступления. Студенты, пропустившие занятие, или не подготовившиеся к нему, приглашаются на консультацию к преподавателю. Практическое занятие заканчивается подведением итогов: выводами по теме и выставлением оценок;
3) систематически заниматься самостоятельной работой, которая включает в себя изучение нормативных документов, материалов учебников и статей из экономической литературы, решение задач, написание докладов, рефератов, эссе. Задания для самостоятельной работы выдаются преподавателем;
4) под руководством преподавателя заниматься научно-исследовательской работой, что предполагает выступления с докладами на научно-практических конференциях и публикацию тезисов и статей по их результатам;
5) при возникающих затруднениях при освоении дисциплины «Микроэкономика» проводятся консультации, на которые приглашаются неуспевающие студенты, а также студенты, испытывающие потребность в помощи преподавателя при изучении дисциплины.
Конспект лекций и заданий для самостоятельной работы студентов, другие необходимые методические рекомендации размещены в сети Интернет.
в 20___ /20___ учебном году
в 20___ /20___ учебном году
в 20___ /20___ учебном году
в 20___ /20___ учебном году
в 20___ /20___ учебном году
в 20___ /20___ учебном году