2024-2025_oz_38_03_01_24-1 Экономика (НиНО)_plx_История экономических учений
 
МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования 
"Чувашский государственный аграрный университет"

(ФГБОУ ВО Чувашский ГАУ)

Кафедра
Экономики, менеджмента и агроконсалтинга
УТВЕРЖДАЮ
Проректор по учебной

и научной работе

 
 
Л.М. Корнилова
26.03.2024 г.
 
Б1.О.16
История экономических учений
Направление подготовки 38.03.01 Экономика

Направленность (профиль) Налоги и налогообложение

рабочая программа дисциплины (модуля)
 
экзамен    
Виды контроля:
часов на контроль
36
самостоятельная работа
76
аудиторные занятия
32
Общая трудоемкость
Часов по учебному плану
4 ЗЕТ
Форма обучения
очно-заочная
Квалификация
Бакалавр
144
в том числе:
 
Распределение часов дисциплины по семестрам
Семестр

(<Курс>.<Семестр на курсе>)

1 (1.1)
Итого
Недель
17
Вид занятий
УП
РП
УП
РП
Лекции
16
16
16
16
Практические
16
16
16
16
В том числе инт.
8
8
8
8
Итого ауд.
32
32
32
32
Кoнтактная рабoта
32
32
32
32
Сам. работа
76
76
76
76
Часы на контроль
36
36
36
36
Итого
144
144
144
144
 
 
 
Программу составил(и):
канд. экон. наук, доц., Литвинова О.В.
 
 
1. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 38.03.01 Экономика (приказ Минобрнауки России от 12.08.2020 г. № 954).
При разработке рабочей программы дисциплины (модуля) "История экономических учений" в основу положены:
2. Учебный план: Направление подготовки 38.03.01 Экономика

Направленность (профиль) Налоги и налогообложение, одобренный Ученым советом ФГБОУ ВО Чувашский ГАУ от 26.03.2024 г., протокол № 12.

 
 
 
Рабочая программа дисциплины (модуля) проходит согласование с использованием инструментов электронной информационно-образовательной среды Университета.
 
Заведующий кафедрой  Абросимова М.С. 
Заведующий выпускающей кафедрой  Алексеева Н.В. 
Председатель методической комиссии факультета  Медведева Т.А.
Директор научно-технической библиотеки  Викторова В.А.
СОГЛАСОВАНО:
 
Оснащенность
 
 
1. ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
1.1
формирование углубленных знаний по вопросам возникновения и генезиса основополагающих теорий, концепций, подходов и методологии экономической науки, развитие культуры экономического мышления и способности логически мыслить, анализировать, обобщать и оценивать важнейшие события, факты и процессы в истории хозяйственной жизни и экономической науки. 
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП
Цикл (раздел) ОПОП:
Б1.О
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
 
2.2
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
 
2.2.1
Учебная практика, ознакомительная практика
 
2.2.2
Макроэкономика
 
3. КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
ОПК-1. Способен применять знания (на промежуточном уровне) экономической теории при решении прикладных задач;
 
ОПК-1.1 Знает: основные законы развития общества и закономерности экономического развития
 
 
 
ОПК-1.2 Умеет: применять знания экономической теории (на промежуточном уровне) в различных сферах деятельности при решении прикладных задач
 
 
 
ОПК-1.3 Имеет практический опыт: применения основных экономических категорий и законов при решении прикладных задач
 
 
 
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
 
3.1
Знать:
3.1.1
- методы историко-экономического анализа;
3.1.2
- теоретические основы, этапы и закономерности развития мировой и отечественной экономической мысли;
3.1.3
- историко-экономические предпосылки зарождения и основные этапы эволюции ключевых категорий и теорий экономической науки в их альтернативных версиях интерпретации учеными-экономистами различных школ и направлений экономической мысли;
3.1.4
- содержательные аспекты приоритетных в истории экономической науки методов экономического анализа и направлений экономической политики;
3.1.5
- содержание дискуссий в истории экономической науки по проблемам критической оценки предлагаемых вариантов управленческих решений и социальной значимости своей будущей профессии;
3.1.6
- характер и многообразие современного экономического знания, его взаимосвязи с экономической политикой, идеологическими доктринами и национальными культурами;
 
 
3.2
Уметь:
3.2.1
- проводить сравнительный историко-экономический анализ моделей развития мирового хозяйства;
3.2.2
- объективно проанализировать российскую модель экономики в ретроспективе;
3.2.3
- анализировать труды классиков-экономистов с позиции истории их возникновения;
3.2.4
- пользоваться сравнительным методом в анализе теории;
3.2.5
- ясно формулировать собственную позицию по важнейшим направлениям экономического развития стран мира;
3.2.6
- формулировать, анализировать и применять в профессиональной деятельности альтернативные версии осмысления сущности основных исторически сложившихся экономических категорий и понятий;
3.2.7
- сопоставлять различные теоретико-методологические (протекционистские, либеральные и социально-ориентированные) подходы и управленческие решения, выдвигаемые видными представителями меркантилизма, «классиков», «неоклассиков» и институционализма, а также кейнсианства и неолиберализма к решению хозяйственных задач;
3.2.8
- самостоятельно проводить анализ особенностей развития мировой и отечественной экономической мысли и альтернативных вариантов хозяйственной политики;
 
 
3.3
Иметь навыки и (или) опыт деятельности:
3.3.1
- экономического мышления с использованием современной экономической терминологии и лексики, а также знаний в области истории экономической мысли;
3.3.2
- владения диалектическим методом в установлении причинно-следственных связей историко-экономического развития общества и возникновения, развития историко-экономических учений;
3.3.3
- ведения публичной научной дискуссии с аргументированным использованием современных методов экономического анализа и знаний в области истории экономической мысли;
 
Оснащенность
 
3.3.4
- использования знаний о закономерностях развития теоретических экономических моделей прошлого в оценках современной экономической ситуации и построении прогнозных моделей развития мирового хозяйства и мейнстрима мировой экономической мысли.
 
 
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Литература
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Инте

ракт.

Примечание
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Прак.

подг.

 
 
Раздел 1. Экономические учения эпохи дорыночных отношений

 
Тема 1. Предмет и метод курса "История экономических учений" /Лек/
Л1.1Л2.1

1
ОПК-1.1 ОПК-1.2 ОПК-1.3
1
0
0
 
Тема 1. Предмет и метод курса "История экономических учений" /Пр/
Л1.1Л2.1

1
ОПК-1.1 ОПК-1.2 ОПК-1.3
1
0
опрос, проверка домашнего задания
0
 
Тема 1. Предмет и метод курса "История экономических учений" /Ср/
Л1.1Л2.1

6
ОПК-1.1 ОПК-1.2 ОПК-1.3
1
0
изучение учебного материала, подготовка реферата (доклада), тестирование
0
 
Тема 2. Экономическая мысль древнейших времен и Средневековья /Лек/
Л1.1Л2.1

1
ОПК-1.1 ОПК-1.2 ОПК-1.3
1
0
0
 
Тема 2. Экономическая мысль древнейших времен и Средневековья /Пр/
Л1.1Л2.1

1
ОПК-1.1 ОПК-1.2 ОПК-1.3
1
0
опрос, защита реферата (доклада), проверка домашнего задания
0
 
Тема 2. Экономическая мысль древнейших времен и Средневековья /Ср/
Л1.1Л2.1

8
ОПК-1.1 ОПК-1.2 ОПК-1.3
1
0
изучение учебного материала, подготовка реферата (доклада), тестирование
0
 
Тема 3. Формирование первых экономических школ /Лек/
Л1.1Л2.1

2
ОПК-1.1 ОПК-1.2 ОПК-1.3
1
0
0
 
Тема 3. Формирование первых экономических школ /Пр/
Л1.1Л2.1

2
ОПК-1.1 ОПК-1.2 ОПК-1.3
1
0
опрос, защита реферата (доклада), проверка домашнего задания
0
 
Тема 3. Формирование первых экономических школ /Ср/
Л1.1Л2.1

10
ОПК-1.1 ОПК-1.2 ОПК-1.3
1
0
изучение учебного материала, подготовка реферата (доклада), тестирование
0
 
 
Раздел 2. Экономические учения эпохи нерегулируемых рыночных отношений

 
Тема 4. Возникновение и развитие классической политической экономии /Лек/
Л1.1Л2.1

2
ОПК-1.1 ОПК-1.2 ОПК-1.3
1
2
0
 
Оснащенность
 
Тема 4. Возникновение и развитие классической политической экономии /Пр/
Л1.1Л2.1

2
ОПК-1.1 ОПК-1.2 ОПК-1.3
1
0
опрос, защита реферата (доклада), проверка домашнего задания
0
 
Тема 4. Возникновение и развитие классической политической экономии /Ср/
Л1.1Л2.1

10
ОПК-1.1 ОПК-1.2 ОПК-1.3
1
0
изучение учебного материала, подготовка реферата (доклада), тестирование
0
 
Тема 5. Марксизм. Историческая школа /Лек/
Л1.1Л2.1

2
ОПК-1.1 ОПК-1.2 ОПК-1.3
1
0
0
 
Тема 5. Марксизм. Историческая школа /Пр/
Л1.1Л2.1

2
ОПК-1.1 ОПК-1.2 ОПК-1.3
1
0
опрос, защита реферата (доклада), проверка домашнего задания
0
 
Тема 5. Марксизм. Историческая школа /Ср/
Л1.1Л2.1

6
ОПК-1.1 ОПК-1.2 ОПК-1.3
1
0
изучение учебного материала, подготовка реферата (доклада), тестирование
0
 
Тема 6. Маржинализм. Формирование неоклассического направления экономической мысли /Лек/
Л1.1Л2.1

2
ОПК-1.1 ОПК-1.2 ОПК-1.3
1
0
0
 
Тема 5. Маржинализм. Формирование неоклассического направления экономической мысли /Пр/
Л1.1Л2.1

2
ОПК-1.1 ОПК-1.2 ОПК-1.3
1
2
круглый стол, опрос, защита реферата (доклада), проверка домашнего задания, коллоквиум
0
 
Тема 6. Маржинализм. Формирование неоклассического направления экономической мысли /Ср/
Л1.1Л2.1

10
ОПК-1.1 ОПК-1.2 ОПК-1.3
1
0
изучение учебного материала, подготовка реферата (доклада), тестирование
0
 
 
Раздел 3. Экономические учения эпохи регулируемых рыночных отношений

 
Тема 7. Кейнсианство и неокейнсианство /Лек/
Л1.1Л2.1

2
ОПК-1.1 ОПК-1.2 ОПК-1.3
1
0
0
 
Тема 7. Кейнсианство и неокейнсианство /Пр/
Л1.1Л2.1

2
ОПК-1.1 ОПК-1.2 ОПК-1.3
1
2
учебная дискуссия, опрос, защита реферата (доклада), проверка домашнего задания
0
 
Оснащенность
 
Тема 7. Кейнсианство и неокейнсианство /Ср/
Л1.1Л2.1

10
ОПК-1.1 ОПК-1.2 ОПК-1.3
1
0
изучение учебного материала, подготовка реферата (доклада), тестирование
0
 
Тема 8. Экономические учения второй половины ХХ в. и их влияние на экономическое развитие /Лек/
Л1.1Л2.1

2
ОПК-1.1 ОПК-1.2 ОПК-1.3
1
2
проблемная лекция
0
 
Тема 8. Экономические учения второй половины ХХ в. и их влияние на экономическое развитие /Пр/
Л1.1Л2.1

2
ОПК-1.1 ОПК-1.2 ОПК-1.3
1
0
опрос, защита реферата (доклада), проверка домашнего задания
0
 
Тема 8. Экономические учения второй половины ХХ в. и их влияние на экономическое развитие /Ср/
Л1.1Л2.1

10
ОПК-1.1 ОПК-1.2 ОПК-1.3
1
0
изучение учебного материала, подготовка реферата (доклада), тестирование
0
 
Тема 9. Развитие отечественной экономической мысли /Лек/
Л1.1Л2.1

2
ОПК-1.1 ОПК-1.2 ОПК-1.3
1
0
0
 
Тема 9. Развитие отечественной экономической мысли /Пр/
Л1.1Л2.1

2
ОПК-1.1 ОПК-1.2 ОПК-1.3
1
0
опрос, защита реферата (доклада), проверка домашнего задания, коллоквиум
0
 
Тема 9. Развитие отечественной экономической мысли /Ср/
Л1.1Л2.1

6
ОПК-1.1 ОПК-1.2 ОПК-1.3
1
0
изучение учебного материала, подготовка реферата (доклада), тестирование
0
 
 
Раздел 4. Контроль

 
/Экзамен/
Л1.1Л2.1

36
ОПК-1.1 ОПК-1.2 ОПК-1.3
1
0
подготовка к экзамену
0
 
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
5.1. Примерный перечень вопросов к зачету
не предусмотрено учебным планом
 
5.2. Примерный перечень вопросов к экзамену
1. Экономическая мысль Древнего Востока («Законы Хаммурапи», «Поучение Ахтоя», «Артхашастра», конфуцианство).

2. Экономическая мысль Древней Греции (Ксенофонт, Платон, Аристотель, Солон).

3. Экономическая мысль Древнего Рима (Катон Старший, Варрон, Колумелла, Цицерон, братья Гракхи).

4. Экономическая мысль в период Средневековья («Салическая правда», Августин Блаженный, Ф.Аквинский, Ибн-Хальдун, «Русская правда», И.С. Пересветов).

5. Меркантилизм (А. Монкретьен, Ж.Б. Кольбер, Т. Мен, У. Стаффорд, А. Серра и др.). Особенности раннего и позднего меркантилизма.

6. Меркантилизм в России (И.Т. Посошков, Петр I, А.Л. Ордин-Нащекин и др.).

7. Утопический социализм Т. Мора и Т. Кампанеллы.

8. Возникновение классической политической экономии, ее этапы и общая характеристика.

9. Экономические взгляды У. Петти и П. Буагильбера.

10. Экономическое учение физиократов (Ф. Кенэ, А. Тюрго).

11. Экономическое учение А. Смита, его работа «Исследование о природе и причинах богатства народов».

12. «Экономический человек» и «невидимая рука» А. Смита. Принцип "Leisser fairer, leisser  paisse".

 
Оснащенность
 
13. Экономические взгляды Д. Рикардо.

14. Экономические взгляды Ж.Б. Сэя. «Закон рынков» Сэя.

15. Экономические взгляды Дж. С. Милля.

16. Экономические воззрения Т. Мальтуса. Теория народонаселения.

17. Немецкая историческая школа (Ф.Лист, В. Рошер, К. Книс, Б. Гильденбранд, В. Зомбарт М. Вебер).

18. Экономические проекты западноевропейских социалистов-утопистов (К. Сен-Симон, Ш. Фурье, Р. Оуэн).

19. Проблемы политической экономии в русской экономической мысли XVIII–XIX вв. (И.И. Янжул, А.И. Чупров, А.Н. Радищев, П.И. Пестель, Н.М. Муравьев, Н.Г. Чернышевский, западники, славянофилы и др.).

20. Экономические взгляды народников (М.А. Бакунин, П.Н. Ткачев, П.Л. Лавров).

21. Мелкобуржуазная политическая экономия (С. Сисмонди, П. Ж. Прудон).

22. Экономическое учение   марксизма (К. Маркс, Ф. Энгельс).  «Капитал».

23. Сущность и этапы «маржинальной революции». Предшественники маржинализма (A. Курно, И. Г. Тюнен, Г. Госсен, Ж. Дюпои).

24. Экономические взгляды представителей австрийской школы маржинализма (К. Менгер, Ф. Визер, Э.Бём-Баверк).

25. Лозаннская школа маржинализма. «Оптимум» В. Парето. Модель общего экономического равновесия Л. Вальраса.

26. Американская школа маржинализма. Экономические воззрения Дж.Б.Кларка.

27. Кембриджская школа маржинализма (У. Джевонс, А. Маршалл, А. Пигу).

28. А. Маршалл - основатель микроэкономики, его работа «Принципы политической экономии».

29. Экономические взгляды Й. Шумпетера.

30. Экономические идеи М.И. Туган-Барановского, П.Б. Струве.

31. Идеи эконометрики в работах В.К. Дмитриева, Е.Е. Слуцкого.

32. Экономические идеи большевизма. Ленин В.И. и становление советской экономической мысли (теория империализма, представление о социализме, обоснование НЭПа). Л.Н. Юровский, Н.И. Бухарин.

33. Анализ аграрных отношений и семейного крестьянского хозяйства в трудах А.В. Чаянова.

34. Экономические воззрения Н. Кондратьева. Теория «больших циклов».

35. Сущность, этапы развития и общая характеристика институционализма (Т. Веблен, Дж. Коммонс, У. Митчелл).

36. Теории несовершенной конкуренции (Э. Чемберлин, Дж.Робинсон).

37. Концепция капитала и денег И. Фишера.

38. Дж.М. Кейнс - основатель макроэкономики, его работа «Общая теория занятости, процента и денег».

39. Неокейнсианские модели государственного регулирования экономики.

40. Теория В.В. Леонтьева "затраты-выпуск".

41. Теория оптимального планирования и система оптимального функционирования экономики. Работы Л.В. Канторовича, В.С. Немчинова, В.В. Новожилова, Г.А. Фельдмана.

42. Теории и модели экономического роста Р. Харрода и Е. Домара.

43. Неолиберализм и ордолиберализм.в Германии. Фрайбургская школа.

44. Теория социального рыночного хозяйства Л.Эрхарда.

45. Чикагская школа неоли6ерализма. Монетарная концепция М. Фридмена.

46. Теория «информационной экономики» (Ф. Махлуп, А. Тоффлер).

47. Экономические воззрения Ф.Хайека.

48. Современный институционализм: теория общественного выбора Дж. Бьюкенена, социальный подход к экономическим проблемам Г. Беккера.

49. Теории индустриального общества Дж. Гэлбрейта и У. Ростоу.

50. Теория прав собственности Р.Коуза.

51. Экономическая теория предложения (А. Лаффер, М. Фелдстайн, Г. Стейн, М. Устденбаум).

52. Концепция неоклассического синтеза П. Самуэльсона, его работа «Экономикс».

53. Основные положения теории рациональных ожиданий (Р. Лукас, Г. Сарджент, Дж. Мут).

54. Лауреаты Нобелевской премии по экономике.

 
5.3. Тематика курсовых работ (курсовых проектов)
не предусмотрены учебным планом
 
Темы докладов/рефератов

1. Экономическая мысль Древнего Востока.

2. Экономические учения Древней Греции и Древнего Рима.

3. «Русская правда» как источник экономической мысли Древней Руси.

4. Экономическая мысль средневековья.

5. Меркантилизм как первая школа политической экономии.

6. Экономическое учение физиократов.

7. Возникновение и общая характеристика классической школы.

8. Экономическое учение А. Смита.

9.  Д. Рикардо и его экономические взгляды.

10. Дж. С. Милль, его вклад в экономическую науку.

11. Экономическое учение Ж.Б. Сэя.

12. Теория народонаселения Т.Мальтуса.

13. Методологические особенности немецкой исторической школы.

14. Особенности взглядов и историческое значение экономического романтизма.

5.4. Фонд оценочных средств для проведения текущего контроля
 
Оснащенность
 
15. Общая характеристика теорий утопического социализма (Ш.Фурье, К.Сен-Симон, Р. Оуэн).

16. Проблемы политической экономии в русской экономической мысли XVIII–XIX вв. (А.Н.Радищев, П.И. Пестель, Н.И. Тургенев, Н.М. Муравьев, В.Ф. Раевский и др.).

17. Основные положения теории К.Маркса.

18. «Капитал» К.Маркса.

19. «Маржинальная революция» и ее особенности.

20. Возникновение и общая характеристика Австрийской школы.

21. Маржинальные концепции У. Джевонса и Л.Вальраса.

22. Концепция общего экономического равновесия В.Парето.

23. Экономические взгляды А. Маршалла.

24. Теория предельной производительности Дж. Кларка.

25. Экономическое учение Й. Шумпетера.

26. Условия возникновения и методология институционализма.

27. Содержание и значение «теории праздного класса» Т. Веблена.

28. Экономическое учение Дж. М. Кейнса.

29. Теория монополистической конкуренции Э. Чемберлина.

30. Экономическая теория несовершенной конкуренции Дж. Робинсон.

31. Неокейнсианские модели государственного регулирования экономики.

32. Экономические взгляды В.И. Ленина.

33. Экономические взгляды А.В.Чаянова и Н.Д. Кондратьева.

34. Концепция социального рыночного хозяйства.

35. Монетаризм как особая теория неолиберального направления.

36. В. Леонтьев: экономическая модель «затраты-выпуск».

37. Причины возникновения и основная идея неоклассического синтеза.

38. Экономическая теория предложения.

39. Основные положения теории рациональных ожиданий.

40. Лауреаты Нобелевской премии по экономике.

 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
Колич-во
 
Л1.1
Мамаева Л. Н.
История экономических учений: учебное пособие
Ростов н/Д: Феникс, 2016
Электронный ресурс
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
Колич-во
 
Л2.1
Автономов В., Ананьин О., Макашева Н.
История экономических учений: учебное пособие
М.: ИНФРА-М, 2004
20
 
6.3.1 Перечень программного обеспечения
 
6.3.1.1
ОС Windows XP
6.3.1.2
SuperNovaReaderMagnifier
6.3.1.3
Access 2016
6.3.1.4
Visio 2016
6.3.1.5
VisualStudio 2015
6.3.1.6
Office 2007 Suites
6.3.1.7
GIMP
6.3.1.8
MozillaFirefox
6.3.1.9
MozillaThinderbird
6.3.1.10
7-Zip
 
6.3.2 Перечень информационных справочных систем
 
6.3.2.1
Национальная электронная библиотека. Доступ посредством использования сети «Интернет» на 32 терминала доступа. https://нэб.рф/
6.3.2.2
Электронный периодический справочник «Система ГАРАНТ». Полнотекстовый, обновляемый. Доступ по локальной сети академии
6.3.2.3
Электронная система «Госфинансы». Полнотекстовая электронная система, постоянно пополняемая. Индивидуальный неограниченный доступ через фиксированный внешний IP адрес академии из любой точки, в которой имеется доступ к сети Интернет. http://www.gosfinansy.ru/
 
Оснащенность
 
6.3.2.4
6.3.2.5
Электронная библиотечная система «ЭБС ЮРАЙТ www.biblio-online.ru». Полнотекстовая электронная библиотека. Индивидуальный неограниченный доступ через фиксированный внешний IP адрес академии неограниченному количеству пользователей из любой точки, в которой имеется доступ к сети Интернет. https://www.biblio-online.ru/
6.3.2.6
Электронно-библиотечная система ZNANIUM.COM. Полнотекстовая электронная библиотека. Индивидуальный неограниченный доступ через фиксированный внешний IP адрес академии неограниченному количеству пользователей из любой точки, в которой имеется доступ к сети Интернет. http://znanium.com/
6.3.2.7
Электронная библиотека технического ВУЗа (ЭБС «Консультант студента»). Полнотекстовая электронная библиотека.  Индивидуальный неограниченный доступ через фиксированный внешний IP адрес академии неограниченному количеству пользователей из любой точки, в которой имеется доступ к сети Интернет. http://www.studentlibrary.ru
6.3.2.8
Электронная библиотечная система издательства «Лань». Полнотекстовая электронная библиотека. Индивидуальный неограниченный доступ через фиксированный внешний IP адрес академии неограниченному количеству пользователей из любой точки, в которой имеется доступ к сети Интернет.http://e.lanbook.com
 
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
Аудитория
Назначение
Оснащенность
Вид работ
 
45б
Учебная аудитория
Доска ученическая настенная трехэлементная (1 шт.), стол ученический (45 шт.), стул ученический (81 шт.), демонстрационное оборудование (проектор Toshiba х2000 (1 шт.), полотно рулонное на штативе Classic Libra (1 шт.), ноутбук Acer (1 шт.)) и учебно-наглядные пособия
Лек
 
35а
Учебная аудитория
Стол преподавателя (1 шт.), столы (30 шт.), стулья (60 шт.), стул преподавателя (1 шт.), доска аудиторная (1 шт.), трибуна (1 шт.), демонстрационное оборудование (белая лаковая магнитно-маркерная доска (1 шт.), проектор Toshiba (1 шт.) и учебно-наглядные пособия
Пр
 
38а
Учебная аудитория
Стол преподавателя (1 шт.), столы (17 шт.) (3-хместных - 6, 2-хместных - 11), стулья (38 шт.), стул преподавателя (1 шт.), доска (1 шт.), трибуна (1 шт.), демонстрационное оборудование (экран рулонный настенный (1 шт.), проектор Acer (1 шт.), ноутбук Acer (1 шт.)) и учебно-наглядные пособия
Пр
 
123
Помещение для самостоятельной работы
Компьютерная техника с возможностью подключения к сети "Интернет" и обеспечением доступа в электронную информационно-образовательную среду организации(19 шт.), столы (17 шт.), компьютерный стол 6-и местный (3 шт.), стулья ученические (34 шт.), стулья п/м (18 шт.), стеллажи с литературой, видеоувеличитель Optelec Wide Screen (1 шт.)
СР
 
52а
Помещение для самостоятельной работы
Столы (4 шт.), стулья (4 шт.), компьютерная техника с возможностью подключения к сети "Интернет" и обеспечением доступа в электронную информационно-образовательную среду организации (4 шт.)
СР
 
8. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Методика изучения курса предусматривает наряду с лекциями и  практическими занятиями, организацию самостоятельной работы студентов, проведение консультаций, руководство докладами студентов для выступления на научно-практических конференциях, осуществление текущего, промежуточного форм контроля.

Система знаний по дисциплине «История экономических учений» формируется в ходе аудиторных и внеаудиторных (самостоятельных) занятий. Используя лекционный материал, учебники и учебные пособия, дополнительную литературу, студент готовится к практическим занятиям, рассматривая их как дополнение, углубление, систематизацию своих теоретических знаний.

Для освоения дисциплины студентами необходимо:

1) посещать лекции, на которых в сжатом и системном виде излагаются основы дисциплины: даются определения понятий, законов, которые должны знать студенты; раскрываются основные этапы и закономерности развития экономической науки. Во время лекции можно задать лектору вопрос. Слушая лекцию, следует зафиксировать основные идеи, положения, обобщения, выводы. Работа над записью лекции завершается дома: необходимо уточнить то, что записано, обогатить запись тем, что не удалось зафиксировать в ходе лекции, записать в виде вопросов то, что надо прояснить. Важно соотнести материал лекции с темой учебной программы и установить, какие ее вопросы нашли освещение в прослушанной лекции. Тогда полезно обращаться и к учебнику. Лекция и учебники не заменяют, а дополняют друг друга;

2) посещать практические занятия, к которым следует готовиться и активно на них работать. Задание к практическому занятию выдает преподаватель. Задание включает в себя основные вопросы, задачи, тесты и рефераты для самостоятельной работы, литературу. Практические занятия начинаются с вступительного слова преподавателя, в котором называются цель, задачи и вопросы занятия. В процессе проведения занятий преподаватель задает основные и 

 
Оснащенность
 
дополнительные вопросы, организует их обсуждение. На практических занятиях решаются задачи, разбираются тестовые задания и задания, выданные для самостоятельной работы, заслушиваются реферативные выступления. Студенты, пропустившие занятие, или не подготовившиеся к нему, приглашаются на консультацию к преподавателю. Практическое занятие заканчивается подведением итогов: выводами по теме и выставлением оценок;

3) систематически заниматься самостоятельной работой, которая включает в себя изучение материалов учебников и статей из экономической литературы, решение кейсов, написание докладов, рефератов, эссе. Задания для самостоятельной работы выдаются преподавателем;

4) под руководством преподавателя заниматься научно-исследовательской работой, что предполагает выступления с докладами на научно-практических конференциях и публикацию тезисов и статей по их результатам;

5) при возникающих затруднениях при освоении дисциплины «История экономических учений» проводятся консультации, на которые приглашаются неуспевающие студенты, а также студенты, испытывающие потребность в помощи преподавателя при изучении дисциплины.

Конспект лекций и заданий для самостоятельной работы студентов, другие необходимые методические рекомендации размещены в сети Интернет.

 
ПРИЛОЖЕНИЯ
 
Актуализированная рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании выпускающей кафедры, протокол №  ___   от _____________________
Заведующий выпускающей кафедрой  _________________________________
ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ

в 20___ /20___ учебном году

ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ

в 20___ /20___ учебном году

ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ

в 20___ /20___ учебном году

Актуализированная рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании выпускающей кафедры, протокол №  ___   от  _____________________
Актуализированная рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании выпускающей кафедры, протокол №  ___   от  _____________________
Актуализированная рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании выпускающей кафедры, протокол №  ___   от  _____________________
Заведующий выпускающей кафедрой  _________________________________
Заведующий выпускающей кафедрой  _________________________________
Заведующий выпускающей кафедрой  _________________________________
ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ

в 20___ /20___ учебном году

Актуализированная рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании выпускающей кафедры, протокол №  ___   от  _____________________
Заведующий выпускающей кафедрой  _________________________________
ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ

в 20___ /20___ учебном году

Актуализированная рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании выпускающей кафедры, протокол №  ___   от  _____________________
ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ

в 20___ /20___ учебном году

Заведующий выпускающей кафедрой  _________________________________