МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
"Чувашский государственный аграрный университет"
(ФГБОУ ВО Чувашский ГАУ)
Проректор по учебной
и научной работе
Направление подготовки 38.03.01 Экономика
Направленность (профиль) Финансы и кредит
рабочая программа дисциплины (модуля)
Распределение часов дисциплины по семестрам
Семестр
(<Курс>.<Семестр на курсе>)
канд. экон. наук, доц., Улыбина Л.В.
1. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 38.03.01 Экономика (приказ Минобрнауки России от 12.08.2020 г. № 954).
При разработке рабочей программы дисциплины (модуля) "Бюджетная система РФ" в основу положены:
2. Учебный план: Направление подготовки 38.03.01 Экономика
Направленность (профиль) Финансы и кредит, одобренный Ученым советом ФГБОУ ВО Чувашский ГАУ от 26.03.2024 г., протокол № 12.
Рабочая программа дисциплины (модуля) проходит согласование с использованием инструментов электронной информационно-образовательной среды Университета.
Заведующий кафедрой Алексеева Н.В.
Заведующий выпускающей кафедрой Алексеева Н.В.
Председатель методической комиссии факультета Медведева Т.А.
Директор научно-технической библиотеки Викторова В.А.
1. ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
изучение основ бюджетной системы Российской Федерации, а также формирование у студентов теоретических и практических знаний в сфере бюджетного устройства Российской Федерации.
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
Риск менеджмент в агропромышленном комплексе
Управление рисками в сельском хозяйстве
Производственная практика, преддипломная практика
3. КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
ПК-9. Способен количественно оценивать и идентифицировать риски в деятельности организации
ПК-9.1 Знает: содержание этапов процесса управления рисками, методы и критерии, применяемые при идентификации рисков, методы количественной оценки рисков
ПК-9.2 Умеет: определять контекст процесса количественной оценки риска в соответствии с внутренней и внешней средой функционирования организации, а также особые обстоятельства и ограничения
ПК-9.3 Имеет практический опыт: идентификации и количественной оценки рисков, в том числе рисков, источником которых является внешняя среда функционирования организации
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
содержание этапов процесса управления рисками, методы и критерии, применяемые при идентификации рисков, методы количественной оценки рисков
определять контекст процесса количественной оценки риска в соответствии с внутренней и внешней средой функционирования организации, а также особые обстоятельства и ограничения
Иметь навыки и (или) опыт деятельности:
идентификации и количественной оценки рисков, в том числе рисков, источником которых является внешняя среда функционирования организации
Наименование разделов и тем /вид занятия/
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Раздел 1. Бюджет и бюджетная система
Тема 1. Содержание и значение государственного бюджета /Лек/
Тема 2. Бюджетная система /Лек/
Тема 1. Содержание и значение государственного бюджета /Пр/
Тема 2. Бюджетная система /Пр/
Самостоятельная работа по разделу 1 /Ср/
Раздел 2. Бюджетный процесс и бюджетное устройство
Тема 3. Бюджетный процесс. /Лек/
Тема 3. Бюджетный процесс. /Пр/
Тема 4. Бюджетный процесс. /Ср/
Раздел 3. Доходы и расходы бюджета.
Тема 4. Бюджетная классификация /Пр/
Тема 5. Доходы бюджета. /Пр/
решение ситуационных заданий
Тема 6. Расходы бюджета. /Пр/
решение ситуационных заданий
Тема 8. Дефицит бюджета. Государственный муниципальный долг. /Пр/
Тема 4. Бюджетная классификация /Лек/
Тема 5. Доходы бюджета. /Лек/
Тема 6. Расходы бюджета. /Лек/
Тема 7. Характеристика деятельности государственных внебюджетных фондов /Лек/
Тема 7. Характеристика деятельности государственных внебюджетных фондов /Пр/
Тема 8. Дефицит бюджета. Государственный муниципальный долг. /Лек/
Самостоятельная работа по разделу 3 /Ср/
проверка конспектов, тестирование
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
5.1. Примерный перечень вопросов к зачету
Не предусмотрено учебным планом
5.2. Примерный перечень вопросов к экзамену
1. Бюджет в системе финансового планирования, стили планирования и контроля.
2. Бюджет и общественное производство.
3. Бюджет как инструмент государственного регулирования.
4. Бюджет как инструмент экономической политики государства.
5. Бюджет как совокупность особых перераспределительных отношений, их специфическое общественное назначение.
6. Бюджетная классификация Российской Федерации: понятие и состав. Классификация доходов бюджетов.
7. Бюджетная политика.
8. Виды доходов бюджетов.
9. Группировка доходов по источникам и способам их получения.
10. Группировка доходов по источникам и способам их получения.
11. Группировка доходов по источникам получения.
12. Доходы бюджета, их экономическое содержание.
13. Доходы от использования и продажи имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности.
14. Единство бюджетной классификации.
15. Классификация источников финансирования дефицитов бюджетов Российской Федерации.
16. Классификация расходов бюджетов.
17. Классификация расходов по функциональному признаку.
18. Налоги: федеральные, региональные, местные, их роль в формировании бюджетов различных уровней.
19. Налоговые и неналоговые доходы.
20. Неналоговые доходы.
21. Основные направления бюджетной политики в области государственных доходов и расходов, финансового обеспечения инвестиций, финансирования целевых программ развития производственной и социальной инфраструктуры, социальной защиты населения, развития межбюджетных отношений
22. Правовая основа, информационная база и методы планирования доходов бюджета.
23. Принципы и методы разграничения доходов по уровням бюджетной системы.
24. Принципы распределения расходов между бюджетами.
25. Расходы бюджетов субъектов Российской Федерации.
26. Расходы местных бюджетов.
27. Расходы федерального бюджета.
28. Российская и зарубежная практика формирования доходов бюджетов различных уровней на стадии бюджетного планирования.
29. Собственные и регулирующие доходы бюджетов.
30. Содержание бюджетной политики, ее связь с экономикой.
31. Социальная направленность бюджета в современных условиях.
32. Формирование расходов
33. Функции бюджета.
34. Цели и задачи бюджетной политики, основные факторы их определяющие.
35. Экономическая самостоятельность бюджетов и формирование их расходов.
36. Экономическое содержание расходов бюджета, их состав, структура и динамика.
5.3. Тематика курсовых работ (курсовых проектов)
Не предусмотрено учебным планом
1. Адресность и целевой характер бюджетных средств. Подведомственность расходов бюджетов.
2. Бюджет в системе финансового планирования, стили планирования и контроля.
3. Бюджет и общественное производство.
4. Бюджет как инструмент государственного регулирования.
5. Бюджет как инструмент экономической политики государства.
6. Бюджет как совокупность особых перераспределительных отношений, их специфическое общественное назначение.
7. Бюджетная классификация Российской Федерации: понятие и состав. Классификация доходов бюджетов.
8. Бюджетная политика.
9. Бюджетная система.
10. Бюджетное законодательство Российской Федерации.
11. Бюджетные права законодательных и исполнительных органов государственной власти федерального и регионального уровня.
12. Бюджетные права законодательных и исполнительных органов государственной власти федерального и регионального уровня.
13. Бюджетные права органов местного самоуправления.
14. Бюджетные права органов местного самоуправления.
15. Бюджетные права Российской Федерации. Федеральный бюджет.
16. Бюджетные права субъектов местного самоуправления.
17. Бюджетные права субъектов Российской Федерации.
18. Бюджетные правоотношения.
19. Бюджетные трансферты как форма бюджетного регулирования, порядок предоставления. Трансферты при формировании бюджетов различных уровней.
20. Бюджетный федерализм.
21. Виды доходов бюджетов.
5.4. Фонд оценочных средств для проведения текущего контроля
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
ред.: О. В. Врублевский, М. В. Романовский
Бюджетная система Российской Федерации: учебник
Бюджетная система Российской Федерации: учебник
6.1.2. Дополнительная литература
Бюджетная система России: учебник
Бюджетная система Российской Федерации: учебник
6.3.1 Перечень программного обеспечения
Справочная правовая система КонсультантПлюс
Электронный периодический справочник «Система Гарант»
6.3.2 Перечень информационных справочных систем
Электронная библиотечная система издательства «Лань». Полнотекстовая электронная библиотека. Индивидуальный неограниченный доступ через фиксированный внешний IP адрес академии неограниченному количеству пользователей из любой точки, в которой имеется доступ к сети Интернет.http://e.lanbook.com
Электронная библиотека технического ВУЗа (ЭБС «Консультант студента»). Полнотекстовая электронная библиотека. Индивидуальный неограниченный доступ через фиксированный внешний IP адрес академии неограниченному количеству пользователей из любой точки, в которой имеется доступ к сети Интернет. http://www.studentlibrary.ru
Электронно-библиотечная система ZNANIUM.COM. Полнотекстовая электронная библиотека. Индивидуальный неограниченный доступ через фиксированный внешний IP адрес академии неограниченному количеству пользователей из любой точки, в которой имеется доступ к сети Интернет. http://znanium.com/
Электронная библиотечная система «ЭБС ЮРАЙТ www.biblio-online.ru». Полнотекстовая электронная библиотека. Индивидуальный неограниченный доступ через фиксированный внешний IP адрес академии неограниченному количеству пользователей из любой точки, в которой имеется доступ к сети Интернет. https://www.biblio-online.ru/
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Доска классная (1 шт.), стол компьютерный(11 шт.), стул ученический (24 шт.), стол ученический (7 шт.), полотно рулонное на штативе (1 шт.), белая лаковая магнитно-маркерная доска (1 шт.), компьютер Philips 206 V3LSB2 (10 шт.), проектор ACER P1273B
Стол преподавателя (1 шт.), столы (6 шт.), стулья (18 шт.), стул преподавателя (1 шт.), доска (1 шт.), стол компьютерный (10 шт.), стулья (10 шт.), демонстрационное обрудование (компьютер Intel G32603 3 GHz 3 M (10 шт.), полотно рулонное (1 шт.)) и учебно-наглядные пособия
Доска ученическая настенная трехэлементная (1 шт.), стол ученический (18 шт.), стул ученический (37 шт.), стол преподавателя (1 шт.), стул преподавателя (1 шт.), демонстрационное оборудование (экран стационарный (1 шт.), проектор AcerX128H(1 шт.), моноблок Acer (1 шт.)) и учебно-наглядные пособия
Помещение для самостоятельной работы
Столы (4 шт.), стулья (4 шт.), компьютерная техника с возможностью подключения к сети "Интернет" и обеспечением доступа в электронную информационно-образовательную среду организации (4 шт.).
Доска аудиторная (1 шт.), стол ученический 3-х местный со скамейкой (8 шт.), стол преподавателя (1 шт)
8. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Методика изучения курса предусматривает наряду с лекциями и практическими занятиями, организацию самостоятельной работы студентов, проведение консультаций, руководство докладами студентов для выступления на научно-практических конференциях, осуществление текущего, промежуточного форм контроля.
Система знаний по дисциплине «Бюджетная система РФ» формируется в ходе аудиторных и внеаудиторных (самостоятельных) занятий. Используя лекционный материал, учебники и учебные пособия, дополнительную литературу, проявляя творческий подход, студент готовится к практическим занятиям, рассматривая их как пополнение, углубление, систематизацию своих теоретических знаний.
Для освоения дисциплины студентами необходимо:
Актуализированная рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании выпускающей кафедры, протокол № ___ от _____________________
Заведующий выпускающей кафедрой _________________________________
ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ
в 20___ /20___ учебном году
ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ
в 20___ /20___ учебном году
ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ
в 20___ /20___ учебном году
Актуализированная рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании выпускающей кафедры, протокол № ___ от _____________________
Актуализированная рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании выпускающей кафедры, протокол № ___ от _____________________
Актуализированная рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании выпускающей кафедры, протокол № ___ от _____________________
Заведующий выпускающей кафедрой _________________________________
Заведующий выпускающей кафедрой _________________________________
Заведующий выпускающей кафедрой _________________________________
ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ
в 20___ /20___ учебном году
Актуализированная рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании выпускающей кафедры, протокол № ___ от _____________________
Заведующий выпускающей кафедрой _________________________________
ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ
в 20___ /20___ учебном году
Актуализированная рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании выпускающей кафедры, протокол № ___ от _____________________
ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ
в 20___ /20___ учебном году
Заведующий выпускающей кафедрой _________________________________