МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
"Чувашский государственный аграрный университет"
(ФГБОУ ВО Чувашский ГАУ)
Проректор по учебной
и научной работе
Направление подготовки 38.03.02 Менеджмент
Направленность (профиль) Менеджмент организаций
рабочая программа дисциплины (модуля)
Распределение часов дисциплины по семестрам
Семестр
(<Курс>.<Семестр на курсе>)
канд. экон. наук, доц., Валерианов А.А.
1. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 38.03.02 Менеджмент (приказ Минобрнауки России от 12.08.2020 г. № 970).
При разработке рабочей программы дисциплины (модуля) "Статистика" в основу положены:
2. Учебный план: Направление подготовки 38.03.02 Менеджмент
Направленность (профиль) Менеджмент организаций
, одобренный Ученым советом ФГБОУ ВО Чувашский ГАУ от 26.03.2024 г., протокол № 12.
Рабочая программа дисциплины (модуля) проходит согласование с использованием инструментов электронной информационно-образовательной среды Университета.
Заведующий кафедрой Алексеева Н.В.
Заведующий выпускающей кафедрой Абросимова М.С.
Председатель методической комиссии факультета Медведева Т.А.
Директор научно-технической библиотеки Викторова В.А.
1. ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
изучение современной методологии статистической оценки и анализа рыночной экономики, принятой в международной практике учета и статистики.
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
Учебная практика, научно-исследовательская работа (получение первичных навыков научно-исследовательской работы)
Методы принятия управленческих решений
Кооперация и агропромышленная интеграция
Основы проектной деятельности
Управление в агропромышленном комплексе
Учебная практика, ознакомительная практика
Психология личности и профессиональное самоопределение
Психосаморегуляция обучающегося с ограниченными возможностями здоровья
Студенты в среде электронного обучения
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
Бухгалтерский учет и анализ
Исследование систем управления
Организация, нормирование и оплата труда
Производственная практика, научно-исследовательская работа
Документирование управленческой деятельности
Математическое моделирование в менеджменте
Производственная практика, технологическая (проектно-технологическая) практика
Управление финансами предприятий
Экономика и организация аграрной инфраструктуры и агросервиса
Производственная практика, преддипломная практика
Управление стоимостью бизнеса
3. КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
УК-1. Способен осуществлять поиск, критический анализ и синтез информации, применять системный подход для решения поставленных задач
УК-1.1 Знает: методики поиска, сбора и обработки информации, метод системного анализа
УК-1.2 Умеет: применять методики поиска, сбора, обработки информации, системный подход для решения поставленных задач и осуществлять критический анализ и синтез информации, полученной из актуальных российских и зарубежных источников
УК-1.3 Имеет навыки: поиска, сбора и обработки, критического анализа и синтеза информации, для решения поставленных задач
ОПК-2. Способен осуществлять сбор, обработку и анализ данных, необходимых для решения поставленных управленческих задач, с использованием современного инструментария и интеллектуальных информационно-аналитических систем;
ОПК-2.1 Знает: современный инструментарий и интеллектуальные информационно-аналитические системы
ОПК-2.2 Умеет: собирать, обрабатывать и анализировать данные, необходимые для решения управленческих задач
ОПК-2.3 Имеет практический опыт: сбора, обработки и анализа данных, необходимых для решения поставленных управленческих задач, с использованием современного инструментария и интеллектуальных информационно-аналитических систем
ПК-3. Способен осуществлять сбор, мониторинг и обработку данных с использованием передовых информационных технологий для проведения расчетов экономических показателей
ПК-3.1 Знает: методы сбора и обработки экономической информации, методы учета и анализа экономических показателей хозяйственной деятельности организации и ее подразделений с учетом отраслевой направленности деятельности
ПК-3.2 Умеет: осуществлять сбор, мониторинг и обработку исходных данных для составления проектов финансово-хозяйственной, производственной и коммерческой деятельности (бизнес-планов) организации
ПК-3.3 Имеет практический опыт: учета и анализа экономических показателей деятельности организации с использованием современных технических средств и информационных технологий
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
Методики поиска, сбора и обработки информации, метод системного анализа
Современный инструментарий и интеллектуальные информационно-аналитические системы
Методы сбора и обработки экономической информации, методы учета и анализа экономических показателей хозяйственной деятельности организации и ее подразделений с учетом отраслевой направленности деятельности
Применять методики поиска, сбора, обработки информации, системный подход для решения поставленных задач и осуществлять критический анализ и синтез информации, полученной из актуальных российских и зарубежных источников
Собирать, обрабатывать и анализировать данные, необходимые для решения управленческих задач
Сбора, мониторинга и обработку исходных данных для составления проектов финансово-хозяйственной, производственной и коммерческой деятельности (бизнес-планов) организации
Иметь навыки и (или) опыт деятельности:
Поиска, сбора и обработки, критического анализа и синтеза информации, для решения поставленных задач
Сбора, обработки и анализа данных, необходимых для решения поставленных управленческих задач, с использованием современного инструментария и интеллектуальных информационно-аналитических систем
Учета и анализа экономических показателей деятельности организации с использованием современных технических средств и информационных технологий
Наименование разделов и тем /вид занятия/
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Раздел 1. Общая теория статистики
1.1. Предмет, метод и задачи статистики. Статистическое наблюдение социально - экономических явлений. /Лек/
ПК-3.1 ПК-3.2 ПК-3.3 УК-1.1 УК-1.2 УК-1.3 ОПК-2.1 ОПК-2.2 ОПК-2.3
1.1. Предмет, метод и задачи статистики. Статистическое наблюдение социально - экономических явлений. /Пр/
ПК-3.1 ПК-3.2 ПК-3.3 УК-1.1 УК-1.2 УК-1.3 ОПК-2.1 ОПК-2.2 ОПК-2.3
Устный опрос, тестирование
1.2. Статистическая сводка, группировки, классификация в статистике. /Лек/
ПК-3.1 ПК-3.2 ПК-3.3 УК-1.1 УК-1.2 УК-1.3 ОПК-2.1 ОПК-2.2 ОПК-2.3
1.2. Статистическая сводка, группировки, классификация в статистике. /Пр/
ПК-3.1 ПК-3.2 ПК-3.3 УК-1.1 УК-1.2 УК-1.3 ОПК-2.1 ОПК-2.2 ОПК-2.3
Устный опрос, тестирование
1.3. Статистическое измерение социально – экономических явлений. Виды и формы статистических показателей. /Лек/
ПК-3.1 ПК-3.2 ПК-3.3 УК-1.1 УК-1.2 УК-1.3 ОПК-2.1 ОПК-2.2 ОПК-2.3
1.3. Статистическое измерение социально – экономических явлений. Виды и формы статистических показателей. /Пр/
ПК-3.1 ПК-3.2 ПК-3.3 УК-1.1 УК-1.2 УК-1.3 ОПК-2.1 ОПК-2.2 ОПК-2.3
Устный опрос, тестирование
1.4. Анализ рядов динамики. /Лек/
ПК-3.1 ПК-3.2 ПК-3.3 УК-1.1 УК-1.2 УК-1.3 ОПК-2.1 ОПК-2.2 ОПК-2.3
1.4. Анализ рядов динамики. /Пр/
ПК-3.1 ПК-3.2 ПК-3.3 УК-1.1 УК-1.2 УК-1.3 ОПК-2.1 ОПК-2.2 ОПК-2.3
1.5. Индексы. Анализ индексным методом. /Лек/
ПК-3.1 ПК-3.2 ПК-3.3 УК-1.1 УК-1.2 УК-1.3 ОПК-2.1 ОПК-2.2 ОПК-2.3
1.5. Индексы. Анализ индексным методом. /Пр/
ПК-3.1 ПК-3.2 ПК-3.3 УК-1.1 УК-1.2 УК-1.3 ОПК-2.1 ОПК-2.2 ОПК-2.3
Устный опрос, тестирование
1.6. Статистическое изучение взаимосвязей социально – экономических явлений. /Лек/
ПК-3.1 ПК-3.2 ПК-3.3 УК-1.1 УК-1.2 УК-1.3 ОПК-2.1 ОПК-2.2 ОПК-2.3
1.6. Статистическое изучение взаимосвязей социально – экономических явлений. /Пр/
ПК-3.1 ПК-3.2 ПК-3.3 УК-1.1 УК-1.2 УК-1.3 ОПК-2.1 ОПК-2.2 ОПК-2.3
Устный опрос, тестирование
1.7. Многомерный статистический анализ. Статистические методы моделирования и прогнозирования социально - экономических явлений и процессов. /Лек/
ПК-3.1 ПК-3.2 ПК-3.3 УК-1.1 УК-1.2 УК-1.3 ОПК-2.1 ОПК-2.2 ОПК-2.3
1.7. Многомерный статистический анализ. Статистические методы моделирования и прогнозирования социально - экономических явлений и процессов. /Пр/
ПК-3.1 ПК-3.2 ПК-3.3 УК-1.1 УК-1.2 УК-1.3 ОПК-2.1 ОПК-2.2 ОПК-2.3
Устный опрос, тестирование
Общая теория статистики /Ср/
ПК-3.1 ПК-3.2 ПК-3.3 УК-1.1 УК-1.2 УК-1.3 ОПК-2.1 ОПК-2.2 ОПК-2.3
Проверка конспектов, расчетных заданий
Раздел 2. Социально-экономическая статистика
2.1. Система показателей, основные группировки и классификации в социально–экономической статистике. /Лек/
ПК-3.1 ПК-3.2 ПК-3.3 УК-1.1 УК-1.2 УК-1.3 ОПК-2.1 ОПК-2.2 ОПК-2.3
2.1. Система показателей, основные группировки и классификации в социально–экономической статистике. /Пр/
ПК-3.1 ПК-3.2 ПК-3.3 УК-1.1 УК-1.2 УК-1.3 ОПК-2.1 ОПК-2.2 ОПК-2.3
2.2. -Статистика численности и состава населения. Статистика естественного движения и миграции населения.
-Статистика рынка труда, производительности руда, оплаты труда и затрат на рабочую силу.
/Лек/
ПК-3.1 ПК-3.2 ПК-3.3 УК-1.1 УК-1.2 УК-1.3 ОПК-2.1 ОПК-2.2 ОПК-2.3
2.2. -Статистика численности и состава населения. Статистика естественного движения и миграции населения.
-Статистика рынка труда, производительности руда, оплаты труда и затрат на рабочую силу.
/Пр/
ПК-3.1 ПК-3.2 ПК-3.3 УК-1.1 УК-1.2 УК-1.3 ОПК-2.1 ОПК-2.2 ОПК-2.3
Устный опрос, тестирование
2.3. Статистика национального богатства. /Лек/
ПК-3.1 ПК-3.2 ПК-3.3 УК-1.1 УК-1.2 УК-1.3 ОПК-2.1 ОПК-2.2 ОПК-2.3
2.3. Статистика национального богатства. /Пр/
ПК-3.1 ПК-3.2 ПК-3.3 УК-1.1 УК-1.2 УК-1.3 ОПК-2.1 ОПК-2.2 ОПК-2.3
2.4. Статистика рынка товаров и услуг. Статистика издержек производства и обращения, результатов финансовой деятельности предприятий. /Лек/
ПК-3.1 ПК-3.2 ПК-3.3 УК-1.1 УК-1.2 УК-1.3 ОПК-2.1 ОПК-2.2 ОПК-2.3
2.4. Статистика рынка товаров и услуг. Статистика издержек производства и обращения, результатов финансовой деятельности предприятий. /Пр/
ПК-3.1 ПК-3.2 ПК-3.3 УК-1.1 УК-1.2 УК-1.3 ОПК-2.1 ОПК-2.2 ОПК-2.3
2.5. Статистика внешнеэкономических связей. Статистика уровня жизни населения и отраслей социальной сферы. /Лек/
ПК-3.1 ПК-3.2 ПК-3.3 УК-1.1 УК-1.2 УК-1.3 ОПК-2.1 ОПК-2.2 ОПК-2.3
2.5. Статистика внешнеэкономических связей. Статистика уровня жизни населения и отраслей социальной сферы. /Пр/
ПК-3.1 ПК-3.2 ПК-3.3 УК-1.1 УК-1.2 УК-1.3 ОПК-2.1 ОПК-2.2 ОПК-2.3
Социально-экономическая статистика /Ср/
ПК-3.1 ПК-3.2 ПК-3.3 УК-1.1 УК-1.2 УК-1.3 ОПК-2.1 ОПК-2.2 ОПК-2.3
Проверка конспектов, расчетных заданий
Раздел 3. Статистика финансов
3.1. Предмет, метод, задачи и система показателей статистики финансов. Современная организация статистики финансов. Основы финансово экономических расчетов. /Лек/
ПК-3.1 ПК-3.2 ПК-3.3 УК-1.1 УК-1.2 УК-1.3 ОПК-2.1 ОПК-2.2 ОПК-2.3
3.1. Предмет, метод, задачи и система показателей статистики финансов. Современная организация статистики финансов. Основы финансово экономических расчетов. /Пр/
ПК-3.1 ПК-3.2 ПК-3.3 УК-1.1 УК-1.2 УК-1.3 ОПК-2.1 ОПК-2.2 ОПК-2.3
3.2. - Обобщающие показатели статистики финансов. Статистика государственных финансов. Статистика налогов и налогообложения. /Лек/
ПК-3.1 ПК-3.2 ПК-3.3 УК-1.1 УК-1.2 УК-1.3 ОПК-2.1 ОПК-2.2 ОПК-2.3
3.2. - Обобщающие показатели статистики финансов. Статистика государственных финансов. Статистика налогов и налогообложения. /Пр/
ПК-3.1 ПК-3.2 ПК-3.3 УК-1.1 УК-1.2 УК-1.3 ОПК-2.1 ОПК-2.2 ОПК-2.3
3.3. - Статистика банковской деятельности. Биржевая статистика. Статистика валютных курсов. /Лек/
ПК-3.1 ПК-3.2 ПК-3.3 УК-1.1 УК-1.2 УК-1.3 ОПК-2.1 ОПК-2.2 ОПК-2.3
3.3. - Статистика банковской деятельности. Биржевая статистика. Статистика валютных курсов. /Пр/
ПК-3.1 ПК-3.2 ПК-3.3 УК-1.1 УК-1.2 УК-1.3 ОПК-2.1 ОПК-2.2 ОПК-2.3
ПК-3.1 ПК-3.2 ПК-3.3 УК-1.1 УК-1.2 УК-1.3 ОПК-2.1 ОПК-2.2 ОПК-2.3
Проверка конспектов, расчетных заданий
ПК-3.1 ПК-3.2 ПК-3.3 УК-1.1 УК-1.2 УК-1.3 ОПК-2.1 ОПК-2.2 ОПК-2.3
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
5.1. Примерный перечень вопросов к зачету
Не предусмотрено учебным планом.
5.2. Примерный перечень вопросов к экзамену
1. Понятие о статистическом наблюдении. Формы, виды и способы наблюдения.
2. Сводка и группировка материалов статистического наблюдения.
3. Абсолютные и относительные статистические величины.
4. Понятие о средних величинах. Средняя арифметическая. Расчет сред-ней арифметической в рядах распределения.
5. Средняя гармоническая. Средняя квадратическая и средняя кубическая.
6. Структурные средние (мода и медиана).
7. Показатели вариации. Правило сложения дисперсий.
8. Понятие о выборочном наблюдении, его задачи.
9. Распространение выборочных результатов на генеральную совокуп-ность.
10. Понятие о рядах динамики. Правила построения рядов динамики.
11. Показатели анализа ряда динамики.
12. Средние показатели в рядах динамики.
13. Методы анализа основной тенденции развития в рядах динамики.
14. Экстраполяция в рядах динамики и прогнозирование.
15. Индексы и их классификация. Общие индексы количественных показателей.
16. Общие индексы качественных показателей.
17. Индексы средних величин.
18. Базисные и цепные индексы.
19. Функциональные и стохастические связи.
20. Однофакторный линейный корреляционный и регрессионный анализ.
21. Проверка адекватности регрессионной модели. Экономическая интерпретация параметров регрессии.
22. Двухфакторный корреляционный и регрессионный анализ. Совокупный коэффициент множественной корреляции.
23. Экономическая интерпретация многофакторной регрессионной модели.
24. Объект и предмет социально-экономической статистики. Особенности предмета сельскохозяйственной статистики.
25. Показатели размера, состава, земель. Показатели движения земельного фонда и трансформации угодий.
26. Показатели использования и эффективного использования земельных угодий.
27. Показатели размера, состава и качества посевных площадей. Показатели движения посевных площадей.
28. Показатели статистики многолетних насаждений.
29. Общее содержание системы показателей статистики животноводства. Классификации в статистике животноводства.
30. Показатели численности и состава поголовья сельскохозяйственных животных. Показатели оборота стада и воспроизводства животных.
31. Общее содержание системы показателей статистики средств производства, основных и оборотных фондов. Показатели наличия основных средств производства.
32. Показатели состава и обеспеченности основными фондами. Оценка и переоценка основных фондов.
33. Показатели движения и воспроизводства основных фондов.
34. Показатели эффективности использования средств труда.
35. Показатели наличия и использования оборотных фондов. Определение потребности в оборотных фондах.
36. Статистический анализ использования тракторов и автомобилей.
37. Показатели наличия, состава и занятости трудовых ресурсов. Показатели наличия, состава и движения рабочей силы в сельском хозяйстве.
38. Показатели использования рабочего времени.
39. Система показателей производительности труда в сельском хозяйстве. Экономико-статистический анализ производительности труда в сельском хозяйстве.
40. Показатели урожая и урожайности сельскохозяйственных культур.
41. Статистический анализ урожайности сельскохозяйственных культур.
42. Статистика агротехники.
43. Показатели продукции животноводства. Показатели продуктивности сельскохозяйственных животных.
44. Статистический анализ выхода продукции животноводства.
45. Статистический анализ продуктивности сельскохозяйственных животных.
46. Статистика кормовой базы и кормовых ресурсов.
47. Статистические показатели затрат производства в сельском хозяйстве.
48. Статистический анализ издержек производства и себестоимости продукции сельского хозяйства.
49. Статистика оплаты труда.
50. Методы расчета валового внутреннего продукта.
51. Понятие и сущность конъюнктуры рынка. Система показателей конъюнктуры рынка.
52. Понятие и сущность цен и инфляции. Методы расчета и анализа индексов цен.
53. Сущность и понятие товародвижения и товарооборота. Система показателей статистики товародвижения и товарооборота.
54. Анализ выполнения договорных обязательств.
55. Общие содержание системы показателей статистики финансов. Показатели денежного обращения, бюджетов и фондов, банков.
56. Индексный анализ массы прибыли и рентабельности.
57. Статистика финансов предприятий (организаций).
58. Основные счета и система показателей система национальных счетов.
59. Статистика населения и уровня его жизни.
60. Понятие качества жизни, индекс развития человеческого потенциала.
5.3. Тематика курсовых работ (курсовых проектов)
Не предусмотрено учебным планом.
Темы докладов
1. Предмет, метод и организация государственной статистики в России.
2. Статистическое наблюдение.
3. Сводка и группировка статистических данных.
4. Статистические таблицы.
5. Статистические графики.
6. Абсолютные и относительные статистические показатели.
7. Средние величины.
8. Показатели вариации.
9. Выборочное наблюдение.
10. Статистическое изучение взаимосвязей
11. Статистическое изучение динамики социально-экономических явлений.
12. Индексы.
13. Социальная статистика в структуре статистических наук и системе социального управления.
14. Статистический показатель - важнейший инструмент социальной статистики. Система статистических показателей в социологии.
15. Статистическое изучение состава населения.
16. Система показателей социально-демографической статистики.
17. Статистика рынка труда.
18. Статистика занятости и безработицы.
19. Статистика изучения семей и домохозяйств.
20. Статистика трудового коллектива и трудовых конфликтов.
21. Статистика свободного времени населения
22. Статистика уровня жизни населения.
23. Статистика доходов населения.
5.4. Фонд оценочных средств для проведения текущего контроля
24. Статистика потребления населением товаров и услуг.
25. Статистика жилищных условий.
26. Статистика бытового обслуживания населения.
27. Статистика здравоохранения.
28. Статистика образования.
29. Статистика культуры, спорта, досуга.
30.Статистика состояния окружающей среды и природных ресурсов.
31. Статистика политической системы. Моральная статистика.
32. Статистика политической и общественной жизни.
33.Статистика развития бытового и транспортного обслуживания.
34. Теоретические основы статистики финансов.
35. Предмет, метод и задачи статистики финансов.
36. Современная организация статистики финансов.
37. Система показателей статистики финансов.
38. Статистика финансов и система национальных счетов.
39. Статистика государственных финансов.
40. Статистика налогов и налоговой системы.
41. Статистика рынка ценных бумаг.
42. Статистика банков и небанковских финансовых учреждений.
43. Статистика денежного обращения.
44. Статистика кредита.
45. Статистика цен, тарифов и инфляции.
46. Статистика страхования и страхового рынка.
47. Статистика валютного регулирования и валютного контроля.
48. Платежный баланс.
49. Статистика финансов предприятий и организаций.
50. Основы высших финансовых вычислений.
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
6.1.2. Дополнительная литература
Гурнович Т. Г., Агаркова Л. В., Герасимов А. Н., Громов Е. И.
Финансово-экономическая статистика: учебное пособие
Ставрополь: АГРУС Ставропольского гос. аграрного ун-та, 2016
Теория вероятностей и математическая статистика: учебник
Моисеева Е. В., Игнатьева Н. Г., Антипова Е. А., Кириллов А. П.
Статистика: курс лекций в 2-х ч.
Чебоксары: Чувашский государственный педагогический университет, 2008
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Федеральная служба государственной статистики
6.3.1 Перечень программного обеспечения
Справочная правовая система КонсультантПлюс
Электронный периодический справочник «Система Гарант»
6.3.2 Перечень информационных справочных систем
Национальная электронная библиотека. Доступ посредством использования сети «Интернет» на 32 терминала доступа. https://нэб.рф/
Электронный периодический справочник «Система ГАРАНТ». Полнотекстовый, обновляемый. Доступ по локальной сети академии
Электронно-библиотечная система ZNANIUM.COM. Полнотекстовая электронная библиотека. Индивидуальный неограниченный доступ через фиксированный внешний IP адрес академии неограниченному количеству пользователей из любой точки, в которой имеется доступ к сети Интернет. http://znanium.com/
Электронная библиотечная система издательства «Лань». Полнотекстовая электронная библиотека. Индивидуальный неограниченный доступ через фиксированный внешний IP адрес академии неограниченному количеству пользователей из любой точки, в которой имеется доступ к сети Интернет.http://e.lanbook.com
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Доска ученическая настенная трехэлементная (1 шт.), стол ученический (18 шт.), стул ученический (37 шт.), стол преподавателя (1 шт.), стул преподавателя (1 шт.), демонстрационное оборудование (экран стационарный (1 шт.), проектор AcerX128H(1 шт.), моноблок Acer (1 шт.)) и учебно-наглядные пособия
Доска классная (1 шт.), стол компьютерный(11 шт.), стул ученический (24 шт.), стол ученический (7 шт.), полотно рулонное на штативе (1 шт.), белая лаковая магнитно-маркерная доска (1 шт.), компьютер Philips 206 V3LSB2 (10 шт.), проектор ACER P1273B
Доска ученическая настенная трехэлементная (1 шт.), стол ученический (45 шт.), стул ученический (81 шт.), демонстрационное оборудование (проектор Toshiba х2000 (1 шт.), полотно рулонное на штативе Classic Libra (1 шт.), ноутбук Acer (1 шт.)) и учебно-наглядные пособия
Помещение для самостоятельной работы
Столы (4 шт.), стулья (4 шт.), компьютерная техника с возможностью подключения к сети "Интернет" и обеспечением доступа в электронную информационно-образовательную среду организации (4 шт.).
Помещение для самостоятельной работы
Компьютерная техника с возможностью подключения к сети "Интернет" и обеспечением доступа в электронную информационно-образовательную среду организации(19 шт.), столы (17 шт.), компьютерный стол 6-и местный (3 шт.), стулья ученические (34 шт.), стулья п/м (18 шт.), стеллажи с литературой, видеоувеличитель Optelec Wide Screen (1 шт.)
8. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Методика изучения курса предусматривает наряду с лекциями и практическими занятиями, организацию самостоятельной работы студентов, проведение консультаций, руководство докладами студентов для выступления на научно-практических конференциях, осуществление текущего, промежуточного форм контроля.
Система знаний по дисциплине «Статистика» формируется в ходе аудиторных и внеаудиторных (самостоятельных) занятий. Используя лекционный материал, учебники и учебные пособия, дополнительную литературу, проявляя творческий подход, студент готовится к практическим занятиям, рассматривая их как пополнение, углубление, систематизацию своих теоретических знаний.
Для освоения дисциплины студентами необходимо:
1. посещать лекции, на которых в сжатом и системном виде излагаются основы дисциплины: даются определения понятий, законов, которые должны знать студенты. Студенту важно понять, что лекция есть своеобразная творческая форма самостоятельной работы. Надо пытаться стать активным соучастником лекции: думать, сравнивать известное с вновь получаемыми знаниями, войти в логику изложения материала лектором, следить за ходом его мыслей, за его аргументацией, находить в ней кажущиеся вам слабости. Во время лекции можно задать лектору вопрос, желательно в письменной форме, чтобы не мешать и не нарушать логики проведения лекции. Слушая лекцию, следует зафиксировать основные идеи, положения, обобщения, выводы. Работа над записью лекции завершается дома. На свежую голову (пока еще лекция в памяти) надо уточнить то, что записано, обогатить запись тем, что не удалось зафиксировать в ходе лекции, записать в виде вопросов то, что надо прояснить, до конца понять. Важно соотнести материал лекции с темой учебной программы и установить, какие ее вопросы нашли освещение в прослушанной лекции. Тогда полезно обращаться и к учебнику. Лекция и учебник не заменяют, а дополняют друг друга.
2. посещать практические занятия, к которым следует готовиться и активно на них работать. Задание к практическому занятию выдает преподаватель. Задание включает в себя основные вопросы, задачи, тесты и рефераты для самостоятельной работы, литературу. Практические занятия начинаются с вступительного слова преподавателя, в котором называются цель, задачи и вопросы занятия. В процессе проведения занятий преподаватель задает основные и дополнительные вопросы, организует их обсуждение. На практических занятиях решаются задачи, разбираются тестовые задания и задания, выданные для самостоятельной работы, заслушиваются реферативные выступления, сопровождаемые презентациями. Студенты, пропустившие занятие, или не подготовившиеся к нему, приглашаются на консультацию к
Актуализированная рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании выпускающей кафедры, протокол № ___ от _____________________
Заведующий выпускающей кафедрой _________________________________
ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ
в 20___ /20___ учебном году
ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ
в 20___ /20___ учебном году
ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ
в 20___ /20___ учебном году
Актуализированная рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании выпускающей кафедры, протокол № ___ от _____________________
Актуализированная рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании выпускающей кафедры, протокол № ___ от _____________________
Актуализированная рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании выпускающей кафедры, протокол № ___ от _____________________
Заведующий выпускающей кафедрой _________________________________
Заведующий выпускающей кафедрой _________________________________
Заведующий выпускающей кафедрой _________________________________
ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ
в 20___ /20___ учебном году
Актуализированная рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании выпускающей кафедры, протокол № ___ от _____________________
Заведующий выпускающей кафедрой _________________________________
ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ
в 20___ /20___ учебном году
Актуализированная рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании выпускающей кафедры, протокол № ___ от _____________________
ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ
в 20___ /20___ учебном году
Заведующий выпускающей кафедрой _________________________________