(ФГБОУ ВО Чувашский ГАУ)
и научной работе
Направленность (профиль) Менеджмент организаций
(<Курс>.<Семестр на курсе>)
Направленность (профиль) Менеджмент организаций
, одобренный Ученым советом ФГБОУ ВО Чувашский ГАУ от 26.03.2024 г., протокол № 12.
ции
ракт.
подг.
1. Основное назначение и сущность теории принятия решений
2. Основные задачи, цели и роль управленческих решений в системе теории принятия решений
3. Объект, предмет и основные аспекты теории принятия решений
4. Основные функции и задачи теории принятия решений
5. Основные категории теории управления в системе принятия решений
6. Блочная модель подготовки и принятия решения
7. Неопределенность и риск как элементы различных моделей принятия решений
8. Управленческое решение в структуре функций управления
9. Структура системы принятия управленческих решений в организации
10. Классификация управленческих решений
11. Натуралистический подход в теории принятия решений
12. Системодеятельностный подход в теории принятия решений
13. Принципы диалектической логики, формирующие структуру управленческого решения
14. Системный подход в теории принятия решений
15. Абсолютная и относительная эффективность в теории оценки эффективности принятия решений
16. Критерии и методы оценки эффективности принятия решений
17. Факторы, влияющие на эффективность управленческого решения
18. Основные методы обоснования и принятия управленческих решений
19. Методы групповой работы и их классификация
20. Методы индивидуальной работы и их классификация
21. Элементы предвидения, используемые в теории принятия решений
22. Цели и назначение элементов прогнозирования в теории принятия решений
23. Показатели прогнозирования и способы их определения
24. Классификация прогнозов по их роли в управленческих решениях
25. Основные методы прогнозирования и их характеристика
26. Методы получения информации и их характеристика
27. Понятие и основные направления использования экономического анализа
28. Детерминированный и стохастический виды анализа
29. Традиционные методы экономического анализа
30. Математические методы экономического анализа
31. Многоплановые аналитические методы и приемы
32. Деловые игры как метод обоснования решений
33. Американская школа принятия управленческих решений и ее отличительные признаки
34. Немецкая школа принятия управленческих решений и ее отличительные признаки
35. Японская школа принятия управленческих решений и ее отличительные признаки
36. Российская школа принятия управленческих решений и ее отличительные признаки
37. Роль и значение информационного обеспечения в теории принятия управленческих решений
38. Классификация и типология проблем в теории принятия управленческих решений
39. Правила и критерии используемые в условиях неопределенности
41. Методы учета неопределенности и риска
42. Функции и механизм стратегического управления
43. Алгоритм выработки решения руководителем тактического уровня управления
44. Особенности принятия решений в сфере производства
45. Особенности принятия решений в сфере инвестиций и финансов
46. Особенности принятия решений в сфере маркетинга
47. Особенности принятия решений в сфере управления персоналом
48. Отличительные характеристики и особенности принятия политических решений
49. Основные формы чувственного познания
50. Основные формы абстрактного мышления
51. Критерии характеристик проблемы и проблемной ситуации
52. Задачные формы организации мышления
53. Проблемные формы организации мышления
54. Понятие процесса проблематизации и его основных этапов
55. Суждение и процедура его формирования
56. Процесс создания и перестраивания предикатов
57. Воля как механизм принятия решения
58. Самосознание и самоопределение как механизмы принятия решения
59. Элементы рефлексии в системе принятия решений
60. Роль коммуникации в системе коллективного принятия решений
61. Элементы самоопределения и мотивации в системе принятия решений
62. Классификация управленческого самоопределения
63. Уровни деятельности поведения человека в окружающей среде и повышения его развития
64. Принципы анализа деятельности
65. Элементы теории деятельности
66. Подходы к организации процесса принятия решения
67. Особенности организации процесса разработки и принятия решения
68. Особенности разработки и реализации стратегических решений
Вопросы на оценку понимания/умений студента
1. Сформулируйте определение теории принятия решений.
2. Каковы особенности теории принятия решений по сравнению с теорией управления?
3. Объясните сущность, цели и задачи теории принятия решений.
4. Что такое предмет и объект исследования теории принятия решений? Чем они отличаются от аналогичных категорий теории управления?
5. Проанализируйте функции и задачи теории принятия решений.
6. Какие существуют методы исследования предмета теории принятия решений?
7. Назовите разделы теории принятия решений и обоснуйте предложения по ее структуре.
8. В чем взаимосвязь основных категорий теории принятия решений. Сформулируйте определения цели, функции, метода, приема.
9. Обоснуйте зависимость теории принятия решений от законов управления.
10. Раскройте суть закона целеполагания, его проявление в системе принятия решения.
11. Обоснуйте влияние закона необходимого разнообразия на реализацию решений.
12. Почему необходимо учитывать требования закона движения при при¬нятии решения?
13. Как проявляется закон обратной связи в системе разработки, принятия и реализации решений?
14. Как специфические законы управления влияют на принятие решений?
15. Почему управленческие решения - основа управления?
16. Приведите разные определения понятия “управленческое решение”. В чем их различия?
17. Какие основные факторы влияют на разработку и принятие управленческого решения?
18. Опишите место управленческого решения в цикле управления.
19. Объясните понятие методология. Почему она актуальна в настоящее время?
20. Раскройте суть и особенности натуралистического подхода в методологии.
21. Проанализируйте суть и особенности системодеятельностного подхода в методологии.
22. Перечислите диалектические элементы, определяющие требования к принятию решений.
23. Охарактеризуйте основные категории системного анализа процесса принятия решения.
24. Объясните важность цели в оценке эффективности принятия решений
25. Чем различаются понятия критерий и показатель оценки эффективности решений?
26. Какие методы оценки эффективности решений вы знаете?
27. Назовите факторы, влияющие на эффективность разработки, принятия и реализации решения.
28. Какие элементы необходимо выделять в каждом методе управления?
29. На какие группы разделяются управления?
30. Какие разновидности методов труда вы знаете?
31. Дайте определение термину эвристика
32. Какие методы групповой работы вам известны?
33. Какие методы и приемы индивидуальной работы вы можете назвать?
34. Охарактеризуйте сущность метода Дельфи
35. В каких случаях и ситуациях используют метод ключевых вопросов?
37. Назовите три типа предвидения, выделенных Н. Кондратьевым.
38. Как предвидение позволяет уменьшать степень неопределенности будущего состояния объекта управления?
39. Раскройте содержание и перечислите последовательность действий лиц, принимающих решения, в процессе предвидения.
40. Какие цели преследует прогнозирование?
41. Как вы понимаете выражение детерминированные и стохастические связи? Почему от точности их описания зависит точность прогноза?
42. Перечислите условия успешного прогнозирования.
43. Назовите основные показатели прогноза; объясните их физическую сущность.
44. Охарактеризуйте количественные и качественные методы.
45. Какие методы используются при прогнозировании экономической конъюнктуры?
46. Чем определяется выбор того или иного метода прогнозирования?
47. Перечислите методы получения информации для прогнозирования.
48. Приведите классификацию прогнозов. Обоснуйте зависимость прогнозов и методов, их реализующих.
49. Охарактеризуйте основные методы прогнозирования.
50. Какие методы называют аналитическими?
51. Сформулируйте определение экономического анализа.
52. Почему экономический анализ состоит из множества других методов? Что их объединяет?
53. Перечислите и охарактеризуйте традиционные методы экономического анализа.
54. Перечислите и охарактеризуйте математические методы, используемые в экономическом анализе.
55. Какие методы анализа хозяйственной деятельности применимы к рыночному механизму управления?
56. Какие требования предъявляются к методам, используемым в обосновании управленческих решений?
57. Как методы экономического анализа влияют на эффективность принимаемых управленческих решений?
58. Охарактеризуйте возможности и область применения: стоимостного анализа; метода анализа иерархий; организационно - деятельностных игр.
59. Опишите пути совершенствования аналитических методов и методологию их применения в обосновании и принятии управленческих решений.
60. Какие рекомендации на основании сравнительного анализа систем принятия решений, действующих в США, Западной Европе, Японии, могут быть полезны для условий России?
61. Приведите алгоритм этапов принятия управленческого решения, предложенного на основе обобщения опыта различных школ управления.
62. Опишите систему информационного обеспечения иерархического уровня управления.
63. Какие требования предъявляются к методике принятия решения? Как они реализуются в конкретной методике?
64. Изобразите алгоритм выработки решения и поясните содержание каждого его элемента.
65. Раскройте содержание выявления проблем и очередность их решения при принятии решения.
66. Какова структура и содержание управленческого решения?
67. Какие решения называются функциональными?
68. Как принимаются решения в управлении производством?
69. Назовите особенности принятия финансовых и инвестиционных решений.
70. Какие существуют критерии и ограничения в принятии маркетинговых решений?
71. Как проявляется взаимосвязь функциональных решений?
72. Могут ли быть функциональные решения управленческими?
73. Назовите основные методы, используемые в практике принятия решений в сфере производства.
74. Как проявляется зависимость решений в сфере управления персоналом от кадровой политики?
75. Охарактеризуйте особенности прогноза, основанного на данных временного ряда.
76. Какие критерии используются при принятии финансовых и инвестиционных решений?
77. Сформулируйте определения всех функциональных решений.
78. Объясните сущность регрессионного анализа. Где и когда он используется?
79. Каковы принципы принятия решений в финансовой сфере?
80. Объясните важность маркетинговых исследований для принятия управленческих решений.
81. В чем состоят отличительные особенности политических решений?
82. Что понимают под политическим режимом?
83. Поясните сущность политической доктрины.
84. Какая существует связь между политическим режимом и политической доктриной?
85. Назовите проблемы, возникающие при принятии политических решений
86. Дайте характеристику логическим формам организации мышления.
87. Охарактеризуйте особенности формальной, диалектической и содержательно-генетической логик.
88. Проанализируйте особенности задачной формы организации мышления.
89. Чем характерна проблемная форма организации мышления?
90. Дайте определение понятию воля.
91. Охарактеризуйте действия механизма воли в процессе принятия решения.
92. Как взаимосвязаны механизмы психики человека и воли в процессе принятия решения?
93. Проанализируйте работу механизма воли и рефлексии в процессе принятия решения.
94. Дайте определение понятию рефлексия и обоснуйте причину его многоаспектности.
95. Почему принятие решений человеком связывают с его рефлексией?
96. Охарактеризуйте взаимосвязь реализации рефлексивной функции с методом и стратегией.
97. Чем характеризуется рефлексивное управление?
99. Какую позицию в организованной коммуникации занимает лицо, принимающее решение?
100. Охарактеризуйте каждую позицию в коммуникации.
101. Дайте определение понятию самоопределение.
102. Перечислите и охарактеризуйте виды самоопределения лица, принимающего решения.
103. Предложите технологию самоопределения лица, принимающего решения.
104. Какая взаимосвязь механизмов психики человека и самоопределения?
105. Приведите примеры личного самоопределения в деятельности.
106. Охарактеризуйте понятие деятельность.
107. Раскройте сущность и особенности предложенных принципов анализа деятельности как объекта принятия решения.
108. Охарактеризуйте уровни деятельности.
109. Какие существуют уровни принятия решений?
110. Охарактеризуйте каждый уровень принятия решений
111. Проанализируйте рефлексивно-мыслительный механизм принятия решения и уровневые критерии выбора варианта действий.
112. На каком уровне необходимо принимать решения руководителю фирмы, руководителям транснациональной корпорации, президенту страны?
113. Охарактеризуйте особенности организации процесса разработки и принятия решения.
114. Дайте определение понятию стратегия.
115. Как Вы понимаете выражение Стратегия — это абстрактная норма?
116. Охарактеризуйте особенности мышления лица, принимающего решение на стратегическом и тактическом уровнях.
117. Каковы требования к подготовке лиц, принимающих решения на стратегическом уровне управления?
118. В чем состоит сущность метода Гегеля определения природы объекта принятия решения?
1. Виды решений, существующих в природе
2. Отличительные признаки и особенности управленческих решений
3. Рефлексия и ее модели, используемые в теории принятия управленческих решений
4. Неопределенность и риск: два элемента в теории принятия управленческих решений
5. Альтернатива как важный элемент теории принятия решений
6. Вариативные решения: способы их формирования
7. Креативные решения: способы их достижения
8. Альтернативные решения: способы их выбора
9. Эмпирическое мышление и его место в жизнедеятельности человека
10. Аксиоматическое мышление и сфера его использования человеком
11. Диалектическое мышление и его базовая основа
12. Модель мира в структуре поведения человека и основы принятия им решения
13. Законы, управляющие человеком в процессе принятия решений
14. Проблемы принятия политических решений
15. Формы познания объекта принятия решения
16. Понятия «проблема» и «проблемная ситуация»: сходства и различия
17. Форма организации мышления лиц принимающих решения
18. Проблемная ситуация и проблема как взаимосвязь мышления, коммуникации и действия
19. Конструирование образа в сознании человека
20. Процедура формирования суждения
21. Восхождение от абстрактного к конкретному
22. Воля как механизм принятия решения
23. Мобилизационное проявление Я в системе управления
24. Взаимосвязь методов принятия решений и рефлексии
25. Уровни повышения развития человека в деятельности
26. Принципы анализа деятельности
27. Процесс осознание цели деятельности в теории принятия решений
28. Формирование структуры деятельности
Примерная тематика рефератов
1. Создание предприятий малого бизнеса
2. Взаимосвязь целей и решений.
3. Основные требования к качеству управленческого решения
4. Факторы, влияющие на разработку управленческого решения
5. Значение управленческих решений в управлении производством.
6. Решение - продукт интеллектуальной собственности.
7. Эффективность управленческого решения.
9. Математические методы в принятии управленческих решений
10. Условия и факторы, влияющие на разработку управленческих решений.
11. Экономические условия разработки управленческих решений.
12. Организационные условия разработки управленческих решений.
13. Система управления фирмой.
14. Организация процесса разработки управленческого решения.
15. Значение информационного потоков в разработке управленческого решения.
16. Творчество в сфере бизнеса.
17. Свобода выбора вариантов в сфере бизнеса.
18. Соотношение творчества и науки при разработке управленческого решения.
19. Влияние риска на качество решения.
20. Условия обеспечения высокого качества управленческого решения.
21. Влияние сопоставимости альтернативных вариантов на качество решения.
22. Значение фактора качества объекта на разработку решения.
23. Основные методы выбора альтернатив при принятии управленческого решения.
24. Обоснованность управленческих решений.
25. Эффективность управленческих решений.
26. Конкретность управленческих решений.
27. Своевременность управленческих решений.
28. Значение общих требований к управленческим решениям.
29. Значение информационного обеспечения процесса разработки решения.
30. Значение основных требований к качеству информации.
31. Значение основных требований к информации для разработки управленческого решения.
Система знаний по дисциплине «Методы принятия управленческих решений» формируется в ходе аудиторных и внеаудиторных (самостоятельных) занятий. Используя лекционный материал, учебники и учебные пособия, дополнительную литературу, проявляя творческий подход, студент готовится к практическим занятиям, рассматривая их как пополнение, углубление, систематизацию своих теоретических знаний.
Для освоения дисциплины студентами необходимо:
1. Посещать лекции, на которых в сжатом и системном виде излагаются основы дисциплины: даются определения понятий, законов, которые должны знать студенты; раскрываются закономерности поведения экономических субъектов. Студенту важно понять, что лекция есть своеобразная творческая форма самостоятельной работы. Надо пытаться стать активным соучастником лекции: думать, сравнивать известное с вновь получаемыми знаниями, войти в логику изложения материала лектором, следить за ходом его мыслей, за его аргументацией, находить в ней кажущиеся вам слабости. Во время лекции можно задать лектору вопрос, желательно в письменной форме, чтобы не мешать и не нарушать логики проведения лекции. Слушая лекцию, следует зафиксировать основные идеи, положения, обобщения, выводы. Работа над записью лекции завершается дома. На свежую голову (пока еще лекция в памяти) надо уточнить то, что записано, обогатить запись тем, что не удалось зафиксировать в ходе лекции, записать в виде вопросов то, что надо прояснить, до конца понять. Важно соотнести материал лекции с темой учебной программы и установить, какие ее вопросы нашли
2. Посещать практические занятия, к которым следует готовиться и активно на них работать. Задание к практическому занятию выдает преподаватель. Задание включает в себя основные вопросы, задачи, тесты и рефераты для самостоятельной работы, литературу. Практические занятия начинаются с вступительного слова преподавателя, в котором называются цель, задачи и вопросы занятия. В процессе проведения занятий преподаватель задает основные и дополнительные вопросы, организует их обсуждение. На практических занятиях решаются задачи, разбираются тестовые задания и задания, выданные для самостоятельной работы, заслушиваются реферативные выступления. Студенты, пропустившие занятие, или не подготовившиеся к нему, приглашаются на консультацию к преподавателю. Практическое занятие заканчивается подведением итогов: выводами по теме и выставлением оценок.
3. Систематически заниматься самостоятельной работой, которая включает в себя изучение нормативных документов, материалов учебников и статей из экономической литературы, решение задач, написание докладов, рефератов, эссе. Задания для самостоятельной работы выдаются преподавателем.
4. Под руководством преподавателя заниматься научно-исследовательской работой, что предполагает выступления с докладами на научно-практических конференциях и публикацию тезисов и статей по их результатам.
5. При возникающих затруднениях при освоении дисциплины «Методы принятия управленческих решений», для неуспевающих студентов и студентов, не посещающих занятия, проводятся еженедельные консультации, на которые приглашаются неуспевающие студенты, а также студенты, испытывающие потребность в помощи преподавателя при изучении дисциплины.
При изучении дисциплины «Методы принятия управленческих решений» следует усвоить:
- основные понятия и категории процесса принятия управленческих решений;
- основные этапы процесса разработки, принятия и реализации управленческого решения;
- критерии и ограничения для выбора альтернатив;
- сущность моделирования в процессах принятия решений;
- структуру основной модели принятия управленческого решения
Требования, предъявляемые к выполнению контрольных заданий. При выполнении контрольных заданий следует:
1. Получить четкий ответ на все вопросы, содержащиеся в контрольном задании.
2. Максимально четко изложить способ выполнения контрольного задания.
3. Оформить задание в соответствии с предъявленными требованиями.
4. По возможности, осуществить проверку полученных результатов.
По согласованию с преподавателем или по его заданию студенты могут готовить рефераты по отдельным темам дисциплины. Основу докладов составляет, как правило, содержание подготовленных студентами рефератов. Качество учебной работы студентов преподаватель оценивает по результатам тестирования и зачета. Тестирование организовывается в компьютерных классах. Все вопросы тестирования обсуждаются на лекционных и практических занятиях. Подготовка к зачету предполагает изучение конспектов лекций, рекомендуемой литературы и других источников, повторение материалов практических занятий.
в 20___ /20___ учебном году
в 20___ /20___ учебном году
в 20___ /20___ учебном году
в 20___ /20___ учебном году
в 20___ /20___ учебном году
в 20___ /20___ учебном году