МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
"Чувашский государственный аграрный университет"
(ФГБОУ ВО Чувашский ГАУ)
Экономики, менеджмента и агроконсалтинга
Проректор по учебной
и научной работе
Исследование систем управления
Направление подготовки 38.03.02 Менеджмент
Направленность (профиль) Менеджмент организаций
рабочая программа дисциплины (модуля)
Распределение часов дисциплины по семестрам
Семестр
(<Курс>.<Семестр на курсе>)
канд. экон. наук, доц., Кочергина С.Г.
1. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 38.03.02 Менеджмент (приказ Минобрнауки России от 12.08.2020 г. № 970).
При разработке рабочей программы дисциплины (модуля) "Исследование систем управления" в основу положены:
2. Учебный план: Направление подготовки 38.03.02 Менеджмент
Направленность (профиль) Менеджмент организаций
, одобренный Ученым советом ФГБОУ ВО Чувашский ГАУ от 26.03.2024 г., протокол № 12.
Рабочая программа дисциплины (модуля) проходит согласование с использованием инструментов электронной информационно-образовательной среды Университета.
Заведующий кафедрой Абросимова М.С.
Заведующий выпускающей кафедрой Абросимова М.С.
Председатель методической комиссии факультета Медведева Т.А.
Директор научно-технической библиотеки Викторова В.А.
1. ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
сформировать у студентов концептуальный подход, направленный на изучение и совершенствование организационных систем путем использования в процедурах исследования новейших научных методик, предусматривающих применение современных программно-вычислительных средств для обработки и анализа больших объемов информации
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
Внешнеэкономические связи предприятий агропромышленного комплекса
Информационные технологии в менеджменте
Учебная практика, научно-исследовательская работа (получение первичных навыков научно-исследовательской работы)
Экономика, анализ и планирование деятельности предприятия
Методы принятия управленческих решений
Кооперация и агропромышленная интеграция
Основы проектной деятельности
Управление в агропромышленном комплексе
Учебная практика, ознакомительная практика
Психология личности и профессиональное самоопределение
Психосаморегуляция обучающегося с ограниченными возможностями здоровья
Студенты в среде электронного обучения
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
Документирование управленческой деятельности
Производственный и операционный менеджмент
Стратегический менеджмент
Коммерческая деятельность
Математическое моделирование в менеджменте
Производственная практика, технологическая (проектно-технологическая) практика
Управление финансами предприятий
Экономика и организация аграрной инфраструктуры и агросервиса
Производственная практика, преддипломная практика
Управление стоимостью бизнеса
3. КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
УК-1. Способен осуществлять поиск, критический анализ и синтез информации, применять системный подход для решения поставленных задач
УК-1.1 Знает: методики поиска, сбора и обработки информации, метод системного анализа
УК-1.2 Умеет: применять методики поиска, сбора, обработки информации, системный подход для решения поставленных задач и осуществлять критический анализ и синтез информации, полученной из актуальных российских и зарубежных источников
УК-1.3 Имеет навыки: поиска, сбора и обработки, критического анализа и синтеза информации, для решения поставленных задач
ПК-3. Способен осуществлять сбор, мониторинг и обработку данных с использованием передовых информационных технологий для проведения расчетов экономических показателей
ПК-3.1 Знает: методы сбора и обработки экономической информации, методы учета и анализа экономических показателей хозяйственной деятельности организации и ее подразделений с учетом отраслевой направленности деятельности
ПК-3.2 Умеет: осуществлять сбор, мониторинг и обработку исходных данных для составления проектов финансово-хозяйственной, производственной и коммерческой деятельности (бизнес-планов) организации
ПК-3.3 Имеет практический опыт: учета и анализа экономических показателей деятельности организации с использованием современных технических средств и информационных технологий
ПК-5. Способен проводить экономические исследования с целью обоснования и выбора управленческих решений
ПК-5.1 Знает: теорию систем, методологию научного исследования, методы сбора, анализа, систематизации, хранения и поддержания в актуальном состоянии информации бизнес-анализа
ПК-5.2 Умеет: анализировать внутренние (внешние) факторы и условия, влияющие на деятельность организации, определять связи и зависимости между элементами информации, оценивать бизнес-возможности реализации проектов, оформлять результаты бизнес-анализа и исследований в соответствии с выбранными подходами
ПК-5.3 Имеет практический опыт: выявления, сбора, анализа информации, описания возможных решений и оценки эффективности каждого варианта решения с точки зрения достижения целевых показателей
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
- методики поиска, сбора и обработки информации, метод системного анализа;
- методологию научного исследования, организации рационализаторской деятельности на производстве, передовой отечественный и зарубежный опыт управления производством;
- порядок разработки организационных структур и распределения функциональных обязанностей, организации взаимодействия между работниками и структурными подразделениями, нормы корпоративного управления и корпоративной культуры, основы научной организации труда, методы нормирования трудовых затрат, системы оплаты труда, материального и морального стимулирования работников
- применять методики поиска, сбора, обработки информации, системный подход для решения поставленных задач и осуществлять критический анализ и синтез информации, полученной из актуальных российских и зарубежных источников;
- проводить экономические исследования деятельности организации и ее структурных подразделений на основе использования передовых информационных технологий и вычислительных средств с целью повышения эффективности производственно-хозяйственной деятельности;
- выявлять резервы и создавать условия для снижения трудоемкости продукции, роста производительности труда за счет повышения качества нормирования, устранения потерь рабочего времени и улучшения его использования, совершенствования системы оплаты труда, материального и морального стимулирования работников
Иметь навыки и (или) опыт деятельности:
- поиска, сбора и обработки, критического анализа и синтеза информации, для решения поставленных задач;
- разработки предложений по рационализации структуры управления производством в соответствии с целями и стратегией организации, действующих систем, форм и методов управления производством, по совершенствованию организационно-распорядительной документации и организации документооборота, по внедрению технических средств обработки информации, персональных компьютеров и сетей, автоматизированных рабочих мест;
- работы в коллективе, построения эффективных коммуникаций с коллегами и руководством с учетом норм профессиональной этики и корпоративной культуры, передачи знаний и опыта, организации повышения уровня квалификации работников для решения стратегических и тактических задач
Наименование разделов и тем /вид занятия/
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Тема 1. Исследования в современном менеджменте /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2
Э1 Э2 Э3
ПК-5.1 ПК-5.2 ПК-5.3 УК-1.1 УК-1.2 УК-1.3 ПК-3.1 ПК-3.2 ПК-3.3
Тема 1. Исследования в современном менеджменте /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2
Э1 Э2 Э3
ПК-5.1 ПК-5.2 ПК-5.3 УК-1.1 УК-1.2 УК-1.3 ПК-3.1 ПК-3.2 ПК-3.3
Тема 1. Исследования в современном менеджменте /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2
Э1 Э2 Э3
ПК-5.1 ПК-5.2 ПК-5.3 УК-1.1 УК-1.2 УК-1.3 ПК-3.1 ПК-3.2 ПК-3.3
Изучение учебного материала. Подготовка реферата
Тема 2. Методология исследования систем управления /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2
Э1 Э2 Э3
ПК-5.1 ПК-5.2 ПК-5.3 УК-1.1 УК-1.2 УК-1.3 ПК-3.1 ПК-3.2 ПК-3.3
Тема 2. Методология исследования систем управления /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2
Э1 Э2 Э3
ПК-5.1 ПК-5.2 ПК-5.3 УК-1.1 УК-1.2 УК-1.3 ПК-3.1 ПК-3.2 ПК-3.3
Тема 2. Методология исследования систем управления /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2
Э1 Э2 Э3
ПК-5.1 ПК-5.2 ПК-5.3 УК-1.1 УК-1.2 УК-1.3 ПК-3.1 ПК-3.2 ПК-3.3
Изучение учебного материала. Подготовка реферата
Тема 3. Планирование и организация исследования систем управления /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2
Э1 Э2 Э3
ПК-5.1 ПК-5.2 ПК-5.3 УК-1.1 УК-1.2 УК-1.3 ПК-3.1 ПК-3.2 ПК-3.3
Тема 3. Планирование и организация исследования систем управления /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2
Э1 Э2 Э3
ПК-5.1 ПК-5.2 ПК-5.3 УК-1.1 УК-1.2 УК-1.3 ПК-3.1 ПК-3.2 ПК-3.3
Тема 3. Планирование и организация исследования систем управления /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2
Э1 Э2 Э3
ПК-5.1 ПК-5.2 ПК-5.3 УК-1.1 УК-1.2 УК-1.3 ПК-3.1 ПК-3.2 ПК-3.3
Изучение учебного материала. Подготовка реферата
Тема 4. Диверсифицированные методы систем управления /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2
Э1 Э2 Э3
ПК-5.1 ПК-5.2 ПК-5.3 УК-1.1 УК-1.2 УК-1.3 ПК-3.1 ПК-3.2 ПК-3.3
Тема 4. Диверсифицированные методы систем управления /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2
Э1 Э2 Э3
ПК-5.1 ПК-5.2 ПК-5.3 УК-1.1 УК-1.2 УК-1.3 ПК-3.1 ПК-3.2 ПК-3.3
Тема 4. Диверсифицированные методы систем управления /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2
Э1 Э2 Э3
ПК-5.1 ПК-5.2 ПК-5.3 УК-1.1 УК-1.2 УК-1.3 ПК-3.1 ПК-3.2 ПК-3.3
Изучение учебного материала. Подготовка реферата
Тема 5. Эффективность исследования систем управления /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2
Э1 Э2 Э3
ПК-5.1 ПК-5.2 ПК-5.3 УК-1.1 УК-1.2 УК-1.3 ПК-3.1 ПК-3.2 ПК-3.3
Тема 5. Эффективность исследования систем управления /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2
Э1 Э2 Э3
ПК-5.1 ПК-5.2 ПК-5.3 УК-1.1 УК-1.2 УК-1.3 ПК-3.1 ПК-3.2 ПК-3.3
Тема 5. Эффективность исследования систем управления /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2
Э1 Э2 Э3
ПК-5.1 ПК-5.2 ПК-5.3 УК-1.1 УК-1.2 УК-1.3 ПК-3.1 ПК-3.2 ПК-3.3
Изучение учебного материала. Тестирование
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2
Э1 Э2 Э3
ПК-5.1 ПК-5.2 ПК-5.3 УК-1.1 УК-1.2 УК-1.3 ПК-3.1 ПК-3.2 ПК-3.3
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
5.1. Примерный перечень вопросов к зачету
Не предусмотрено учебным планом.
5.2. Примерный перечень вопросов к экзамену
1. Влияние современных тенденций социально-экономического развития общества на деятельность организаций в сфере торговли и услуг.
2. Роль исследований в решении задач управления.
3. Научные подходы к исследованиям систем управления (ИСУ).
4. Функции и задачи управления современной организацией.
5. Содержание понятий «управление» и «менеджмент».
6. Задачи исследования систем управления организацией.
7. Основные компоненты исследования систем управления.
8. Субъект и объект процесса исследования систем управления
9. Роль менеджера в процессе исследований систем управления.
10. Декомпозиция как инструмент анализа в ИСУ.
11. Структурный анализ в процедурах исследования систем управления.
12. Особенности анализируемых структур.
13. Единство процессов анализа и синтеза в ходе проведения ИСУ.
14. Этапы исследования системы управления.
15. Алгоритм исследования систем управления.
16. Прогнозирование поведения системы с использованием моделей.
17. Оценка соответствия модели реальной системе управления (СУ).
18. Направления воздействия информационной среды на экономическую деятельность организаций в сфере торговли и услуг.
19. Виды информационного обмена СУ с окружающей средой.
20. Средства и способы сбора, обработки, хранения и структурирования информации, необходимой для проведения исследований.
21. Входные и выходные информационные потоки.
22. Информационный анализ в процедурах исследования.
23. Основные направления внедрения новых информационных технологий и средств коммуникации в работу систем управления.
24. Программные продукты, используемые при решении задач ИСУ.
25. Концепция и гипотеза исследования систем управления.
26. Требования, предъявляемые к гипотезам при решении задач ИСУ.
27. Методы научного предвидения поведения исследуемой системы.
28. Макро и микро подходы в решении задач ИСУ.
29. Исследование внешней среды организации (макроподход в ИСУ).
30. Исследование внутренней среды организации (микроподход в ИСУ).
31. Влияние стратегии развития организации на эффективность СУ.
32. Параметрический и факторный анализ в процедурах исследования.
33. Уравнение линейной регрессии и его практическая реализация.
34. Основные принципы группирования факторов внешней и внутренней среды.
35. Значение функциональных исследований в решении задач управления.
36. Статические и динамические модели исследования.
37. Анализ статических и динамических характеристик системы.
38. Рефлексивное исследование систем управления.
39. Оценка адаптационных свойств системы управления.
40. Основные причины, обуславливающие переход организаций к динамическому режиму работы.
41. Логический аппарат исследования систем управления.
42. Методы формальной и неформальной логики в ИСУ.
43. Методы теории графов в исследовании систем управления.
44. Теория матриц и ее практическое использование в ИСУ.
45. Экспертные системы в решении задач ИСУ.
46. Выбор методов анализа в зависимости от цели деятельности организации и цели исследования.
47. Качественные и количественные методы в решении задач ИСУ.
48. Активные и пассивные эксперименты при проведении исследований.
49. Роль социально-экономических экспериментов в ИСУ.
50. Использование тестирования при оценке профессиональной пригодности персонала.
51. Объективная причина наличия неопределенности в условиях рынка.
52. Основные виды неопределенностей и риска.
53. Методы снижения степени риска.
54. Диагностика исследуемой системы управления.
5.3. Тематика курсовых работ (курсовых проектов)
Не предусмотрено учебным планом.
Темы рефератов
1. Методы параллельной и последовательной декомпозиции при исследовании систем управления.
2. Декомпозиция при решении задач, связанных с оценкой эффективности системы управления организацией
3. Виды анализа систем управления.
4. Особенности анализируемых структур.
5. Определение их соответствия целям и задачам организации.
6. Методы анализа внутренней организации системы управления.
7. Структурный анализ.
8. Синтез систем управления
9. Диалектическое единство анализа и синтеза при исследовании систем управления.
10. Интуитивная логика.
11. Логика правдоподобных рассуждений.
12. Мажоритарная логика.
13. Способы прогнозирования поведения системы управления в современных условиях
14. Оценка соответствия модели реальному объекту.
15. Сравнение реальных показателей с результатами прогнозирования действия системы, полученными в процессе моделирования.
16. Использование полученных результатов для выбора наиболее эффективных вариантов действия системы управления.
17. Опасность стагнации.
18. Предвидение и учет возможных вариантов неблагоприятного развития событий.
19. Способы выявления сезонных колебаний цен и спроса.
20. Особенности функционирования систем управления в статическом и динамическом режимах.
21. Использование результатов функциональных исследований для повышения устойчивости системы управления.
22. Роль тестирования в прогнозировании развития системы управления.
23. Связь операций тестирования и контроля исполнения принятых решений.
24. Тестирование в процедурах контроля текущего состояния системы
25. Место блока диагностического обследования в системе оперативной коррекции.
26. Этапы реализации метода оперативной коррекции.
27. Реинжиниринг как фундаментальное переосмысление и радикальное перепланирование системы
5.4. Фонд оценочных средств для проведения текущего контроля
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Баранов В. В., Зайцев А. В., Соколов С. Н.
Исследование систем управления: учебное пособие
М.: Альпина Паблишер, 2016
Управление персоналом: Учебник
6.1.2. Дополнительная литература
Методы принятия оптимальных управленческих решений : моделирование принятия решений: учебное пособие
Скоморощенко А. А., Белкина Е. Н., Герасимов А. Н.
Планирование на предприятии: учебное пособие
Санкт-Петербург: Лань, 2018
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
База данных «Библиотека управления» -
Корпоративный менеджмент
Федеральный образовательный портал «Экономика
Социология Менеджмент»
База данных исследований Центра стратегических
разработок
6.3.1 Перечень программного обеспечения
1С: Предприятие 8. Сельское хозяйство. Комплект для обучения в высших и средних УЗ.
Комплект программ AutoCAD
Справочная правовая система КонсультантПлюс
Электронный периодический справочник «Система Гарант»
6.3.2 Перечень информационных справочных систем
Электронная библиотечная система издательства «Лань». Полнотекстовая электронная библиотека. Индивидуальный неограниченный доступ через фиксированный внешний IP адрес академии неограниченному количеству пользователей из любой точки, в которой имеется доступ к сети Интернет.http://e.lanbook.com
Электронная библиотека технического ВУЗа (ЭБС «Консультант студента»). Полнотекстовая электронная библиотека. Индивидуальный неограниченный доступ через фиксированный внешний IP адрес академии неограниченному количеству пользователей из любой точки, в которой имеется доступ к сети Интернет. http://www.studentlibrary.ru
Электронно-библиотечная система ZNANIUM.COM. Полнотекстовая электронная библиотека. Индивидуальный неограниченный доступ через фиксированный внешний IP адрес академии неограниченному количеству пользователей из любой точки, в которой имеется доступ к сети Интернет. http://znanium.com/
Электронная библиотечная система «ЭБС ЮРАЙТ www.biblio-online.ru». Полнотекстовая электронная библиотека. Индивидуальный неограниченный доступ через фиксированный внешний IP адрес академии неограниченному количеству пользователей из любой точки, в которой имеется доступ к сети Интернет. https://www.biblio-online.ru/
Электронная система «Госфинансы». Полнотекстовая электронная система, постоянно пополняемая. Индивидуальный неограниченный доступ через фиксированный внешний IP адрес академии из любой точки, в которой имеется доступ к сети Интернет. http://www.gosfinansy.ru/
Электронный периодический справочник «Система ГАРАНТ». Полнотекстовый, обновляемый. Доступ по локальной сети академии
Национальная электронная библиотека. Доступ посредством использования сети «Интернет» на 32 терминала доступа. https://нэб.рф/
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Помещение для самостоятельной работы
Компьютерная техника с возможностью подключения к сети "Интернет" и обеспечением доступа в электронную информационно-образовательную среду организации(19 шт.), столы (17 шт.), компьютерный стол 6-и местный (3 шт.), стулья ученические (34 шт.), стулья п/м (18 шт.), стеллажи с литературой, видеоувеличитель Optelec Wide Screen (1 шт.)
Помещение для самостоятельной работы
Демонстрационная техника (интерактивная доска Hitachi Starboard FХ-63 D (1 шт.), ноутбук Acer Asp Т2370 (1 шт.), проектор Toshiba (1 шт.)), стол полированный (3 шт.), стол ученический (7 шт.), стол компьютерный (11 шт.), стул (20 шт.), стулья, компьютерная техника с возможностью подключения к сети "Интернет" и обеспечением доступа в электронную информационно-образовательную среду организации (10 шт.)
Помещение для самостоятельной работы
Столы (4 шт.), стулья (4 шт.), компьютерная техника с возможностью подключения к сети "Интернет" и обеспечением доступа в электронную информационно-образовательную среду организации (4 шт.)
Стол преподавателя (1 шт.), столы (30 шт.), стулья (60 шт.), стул преподавателя (1 шт.), доска аудиторная (1 шт.), трибуна (1 шт.), демонстрационное оборудование (белая лаковая магнитно-маркерная доска (1 шт.), проектор Toshiba (1 шт.) и учебно-наглядные пособия
Стол преподавателя (1 шт.), столы ученические (23 шт.), стулья (53 шт.), стул преподавателя (1 шт.), доска (1 шт.), трибуна (1 шт.), демонстрационное оборудование (проекционный экран LUMIEN (1 шт.), проектор Acer (6 шт.), моноблок Acer Aspire C22-963 (1шт.)) и учебно-наглядные пособия
8. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Методика изучения курса предусматривает наряду с лекциями и практическими занятиями, организацию самостоятельной работы студентов, проведение консультаций, руководство докладами студентов для выступления на научно-практических конференциях, осуществление текущего, промежуточного форм контроля.
Система знаний по дисциплине «Исследование систем управления» формируется в ходе аудиторных и внеаудиторных (самостоятельных) занятий. Используя лекционный материал, учебники и учебные пособия, дополнительную литературу, проявляя творческий подход, бакалавр готовится к практическим занятиям, рассматривая их как пополнение, углубление, систематизацию своих теоретических знаний.
Для освоения дисциплины студентами необходимо:
Актуализированная рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании выпускающей кафедры, протокол № ___ от _____________________
Заведующий выпускающей кафедрой _________________________________
ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ
в 20___ /20___ учебном году
ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ
в 20___ /20___ учебном году
ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ
в 20___ /20___ учебном году
Актуализированная рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании выпускающей кафедры, протокол № ___ от _____________________
Актуализированная рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании выпускающей кафедры, протокол № ___ от _____________________
Актуализированная рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании выпускающей кафедры, протокол № ___ от _____________________
Заведующий выпускающей кафедрой _________________________________
Заведующий выпускающей кафедрой _________________________________
Заведующий выпускающей кафедрой _________________________________
ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ
в 20___ /20___ учебном году
Актуализированная рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании выпускающей кафедры, протокол № ___ от _____________________
Заведующий выпускающей кафедрой _________________________________
ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ
в 20___ /20___ учебном году
Актуализированная рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании выпускающей кафедры, протокол № ___ от _____________________
ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ
в 20___ /20___ учебном году
Заведующий выпускающей кафедрой _________________________________