МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
"Чувашский государственный аграрный университет"
(ФГБОУ ВО Чувашский ГАУ)
Экономики, менеджмента и агроконсалтинга
Проректор по учебной
и научной работе
Направление подготовки 38.03.02 Менеджмент
Направленность (профиль) Менеджмент организаций
рабочая программа дисциплины (модуля)
Распределение часов дисциплины по семестрам
Семестр
(<Курс>.<Семестр на курсе>)
канд. экон. наук, доц., Филиппова С.П.
1. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 38.03.02 Менеджмент (приказ Минобрнауки России от 12.08.2020 г. № 970).
При разработке рабочей программы дисциплины (модуля) "Риск-менеджмент" в основу положены:
2. Учебный план: Направление подготовки 38.03.02 Менеджмент
Направленность (профиль) Менеджмент организаций
, одобренный Ученым советом ФГБОУ ВО Чувашский ГАУ от 26.03.2024 г., протокол № 12.
Рабочая программа дисциплины (модуля) проходит согласование с использованием инструментов электронной информационно-образовательной среды Университета.
Заведующий кафедрой Абросимова М.С.
Заведующий выпускающей кафедрой Абросимова М.С.
Председатель методической комиссии факультета Медведева Т.А.
Директор научно-технической библиотеки Викторова В.А.
1. ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
формирование у студентов высоких профессиональных знаний, умений и навыков в области управления рисками и организации системы риск-менеджмента.
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
Бухгалтерский учет и анализ
Исследование систем управления
Основы экономической культуры граждан
Производственная практика, научно-исследовательская работа
Внешнеэкономические связи предприятий агропромышленного комплекса
Инвестиционный менеджмент
Информационные технологии в менеджменте
Предпринимательское право
Управление затратами и ценовая политика
Учебная практика, научно-исследовательская работа (получение первичных навыков научно-исследовательской работы)
Экономика, анализ и планирование деятельности предприятия
Методы принятия управленческих решений
Учебная практика, ознакомительная практика
Психология личности и профессиональное самоопределение
Психосаморегуляция обучающегося с ограниченными возможностями здоровья
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
Коммерческая деятельность
Математическое моделирование в менеджменте
Производственная практика, технологическая (проектно-технологическая) практика
Управление финансами предприятий
Организация и планирование предпринимательской деятельности в АПК
Производственная практика, преддипломная практика
Управление стоимостью бизнеса
3. КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
УК-2. Способен определять круг задач в рамках поставленной цели и выбирать оптимальные способы их решения, исходя из действующих правовых норм, имеющихся ресурсов и ограничений
УК-2.1 Знает: виды ресурсов и ограничений, основные методы оценки разных способов решения профессиональных задач; действующее законодательство и правовые нормы, регулирующие профессиональную деятельность
УК-2.2 Умеет: проводить анализ поставленной цели и формулировать задачи, необходимые для ее достижения, анализировать альтернативные варианты, использовать нормативно-правовую документацию в сфере профессиональной деятельности
УК-2.3 Имеет навыки: разработки цели и задач проекта, методами оценки потребности в ресурсах, продолжительности и стоимости проекта, навыками работы с нормативно-правовой документацией
УК-10. Способен принимать обоснованные экономические решения в различных областях жизнедеятельности
УК-10.1 Знает: основные документы, регламентирующие экономическую деятельность; источники финансирования профессиональной деятельности; принципы планирования экономической деятельности
УК-10.2 Умеет: обосновывать принятие экономических решений, использовать методы экономического планирования для достижения поставленных целей
УК-10.3 Имеет навыки: применения экономических инструментов
ПК-1. Способен разрабатывать мероприятия по воздействию на риск в разрезе отдельных видов и осуществлять их экономическую оценку
ПК-1.1 Знает: базовые положения международных и национальных стандартов по риск-менеджменту и смежным вопросам, методы воздействия на риски в разрезе отдельных их видов, методы, техники, технологии управления различными видами риска
ПК-1.2 Умеет: отбирать подходящие методы воздействия на отдельные виды рисков, разрабатывать и внедрять планы воздействия на риски
ПК-1.3 Имеет практический опыт: мониторинга рисков, их оценки и разработки мероприятий по воздействию на них
ПК-2. Способен разрабатывать методическую и нормативную базу системы управления организацией с учетом принципов управления рисками в рамках отдельных бизнес-процессов и функциональных направлений
ПК-2.1 Знает: положения международных и национальных стандартов по риск-менеджменту, принципы построения реестра рисков, карты рисков, методы, техники, технологии управления различными видами риска
ПК-2.2 Умеет: разрабатывать методическую базу и нормативную документацию системы управления организацией на основе российского законодательства и международных стандартов риск-менеджмента
ПК-2.3 Имеет практический опыт: организации системы внутреннего документооборота предприятия с использованием современных информационных технологий
ПК-3. Способен осуществлять сбор, мониторинг и обработку данных с использованием передовых информационных технологий для проведения расчетов экономических показателей
ПК-3.1 Знает: методы сбора и обработки экономической информации, методы учета и анализа экономических показателей хозяйственной деятельности организации и ее подразделений с учетом отраслевой направленности деятельности
ПК-3.2 Умеет: осуществлять сбор, мониторинг и обработку исходных данных для составления проектов финансово-хозяйственной, производственной и коммерческой деятельности (бизнес-планов) организации
ПК-3.3 Имеет практический опыт: учета и анализа экономических показателей деятельности организации с использованием современных технических средств и информационных технологий
ПК-4. Способен проводить расчет и анализ финансово-экономических показателей организации
ПК-4.1 Знает: нормативные правовые акты, регулирующие финансово-хозяйственную деятельность организации, методические материалы по учету, анализу и планированию деятельности организации
ПК-4.2 Умеет: анализировать и интерпретировать финансовую, бухгалтерскую информацию, содержащуюся в отчетности организации, и использовать полученные сведения для принятия управленческих решений
ПК-4.3 Имеет практический опыт: проведения комплексного анализа и обоснования планов финансово-экономического развития организации с учетом внутренних и внешних факторов
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
- основные виды рисков, методы их оценки;
- возможности и условия для применения и выбора методов минимизации рисков;
- основы современных технологий риск-менеджмента при сборе, обработке и представления информации;
- содержание и методику риск-менеджмента в организации и управлении персоналом;
- основные этапы проведения маркетинговых исследований риск-менеджмента
- применять количественные и качественные подходы к управлению рисками;
- выработать профессиональные навыки в построении системы управления рисками для нефинансовых компаний;
- рассчитать экономический эффект и эффективность размещения капитала с учетом рисков
- оценивать риски и разрабатывать мероприятия по управлению ими;
- применять полученные теоретические знания для разработки и принятия управленческих решений по риск-менеджменту в конкретных организациях;
- применять современные методики риск-менеджмента кадрового администрирования
Иметь навыки и (или) опыт деятельности:
- разработки стратегического подхода к управлению рисками;
- диагностирования, классификации, оценки рисков компании, использования инструментов риск-менеджмента;
- способностью анализировать социально-значимые проблемы и бизнес-процессы по управлению рисками;
- владения эффективными методами решения управленческих задач риск-менеджмента;
- владения методикой сбора информации, построения моделей и выбора оценочных критериев риск-менеджмента;
- применения инструментов качества оценки рисков в управлении организацией
Наименование разделов и тем /вид занятия/
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Раздел 1. Теоретические основы риск-менеджмента
Понятие и классификация рисков /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6
ПК-1.1 ПК-1.2 ПК-1.3 ПК-2.1 ПК-2.2 ПК-2.3 ПК-3.1 ПК-3.2 ПК-3.3 ПК-4.1 ПК-4.2 ПК-4.3 УК-2.1 УК-2.2 УК-2.3 УК-10.1 УК-10.2 УК-10.3
Понятие и классификация рисков /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3
Э1 Э2 Э3
ПК-1.1 ПК-1.2 ПК-1.3 ПК-2.1 ПК-2.2 ПК-2.3 ПК-3.1 ПК-3.2 ПК-3.3 ПК-4.1 ПК-4.2 ПК-4.3 УК-2.1 УК-2.2 УК-2.3 УК-10.1 УК-10.2 УК-10.3
Понятие и классификация рисков /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3
Э4
ПК-1.1 ПК-1.2 ПК-1.3 ПК-2.1 ПК-2.2 ПК-2.3 ПК-3.1 ПК-3.2 ПК-3.3 ПК-4.1 ПК-4.2 ПК-4.3 УК-2.1 УК-2.2 УК-2.3 УК-10.1 УК-10.2 УК-10.3
Работа с литературой, выполнение заданий
Система управления рисками /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3
Э1 Э3
ПК-1.1 ПК-1.2 ПК-1.3 ПК-2.1 ПК-2.2 ПК-2.3 ПК-3.1 ПК-3.2 ПК-3.3 ПК-4.1 ПК-4.2 ПК-4.3 УК-2.1 УК-2.2 УК-2.3 УК-10.1 УК-10.2 УК-10.3
Система управления рисками /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3
Э6
ПК-1.1 ПК-1.2 ПК-1.3 ПК-2.1 ПК-2.2 ПК-2.3 ПК-3.1 ПК-3.2 ПК-3.3 ПК-4.1 ПК-4.2 ПК-4.3 УК-2.1 УК-2.2 УК-2.3 УК-10.1 УК-10.2 УК-10.3
Система управления рисками /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3
Э4
ПК-1.1 ПК-1.2 ПК-1.3 ПК-2.1 ПК-2.2 ПК-2.3 ПК-3.1 ПК-3.2 ПК-3.3 ПК-4.1 ПК-4.2 ПК-4.3 УК-2.1 УК-2.2 УК-2.3 УК-10.1 УК-10.2 УК-10.3
Раздел 2. Методические аспекты риск-менеджмента
Методы выявления, оценка и анализ рисков /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3
Э1 Э2 Э3
ПК-1.1 ПК-1.2 ПК-1.3 ПК-2.1 ПК-2.2 ПК-2.3 ПК-3.1 ПК-3.2 ПК-3.3 ПК-4.1 ПК-4.2 ПК-4.3 УК-2.1 УК-2.2 УК-2.3 УК-10.1 УК-10.2 УК-10.3
Методы выявления, оценка и анализ рисков /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3
Э1 Э2 Э3 Э5
ПК-1.1 ПК-1.2 ПК-1.3 ПК-2.1 ПК-2.2 ПК-2.3 ПК-3.1 ПК-3.2 ПК-3.3 ПК-4.1 ПК-4.2 ПК-4.3 УК-2.1 УК-2.2 УК-2.3 УК-10.1 УК-10.2 УК-10.3
Методы выявления, оценка и анализ рисков /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3
Э1 Э2 Э4 Э5
ПК-1.1 ПК-1.2 ПК-1.3 ПК-2.1 ПК-2.2 ПК-2.3 ПК-3.1 ПК-3.2 ПК-3.3 ПК-4.1 ПК-4.2 ПК-4.3 УК-2.1 УК-2.2 УК-2.3 УК-10.1 УК-10.2 УК-10.3
Изучение материала. Подготовка рефератов, докладов.
Основные методы управления рисками /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3
Э1 Э2 Э4 Э5 Э6
ПК-1.1 ПК-1.2 ПК-1.3 ПК-2.1 ПК-2.2 ПК-2.3 ПК-3.1 ПК-3.2 ПК-3.3 ПК-4.1 ПК-4.2 ПК-4.3 УК-2.1 УК-2.2 УК-2.3 УК-10.1 УК-10.2 УК-10.3
Основные методы управления рисками /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6
ПК-1.1 ПК-1.2 ПК-1.3 ПК-2.1 ПК-2.2 ПК-2.3 ПК-3.1 ПК-3.2 ПК-3.3 ПК-4.1 ПК-4.2 ПК-4.3 УК-2.1 УК-2.2 УК-2.3 УК-10.1 УК-10.2 УК-10.3
Основные методы управления рисками /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3
Э1 Э2 Э3
ПК-1.1 ПК-1.2 ПК-1.3 ПК-2.1 ПК-2.2 ПК-2.3 ПК-3.1 ПК-3.2 ПК-3.3 ПК-4.1 ПК-4.2 ПК-4.3 УК-2.1 УК-2.2 УК-2.3 УК-10.1 УК-10.2 УК-10.3
Проверка заданий, групповая дискуссия
Финансирование риска /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6
ПК-1.1 ПК-1.2 ПК-1.3 ПК-2.1 ПК-2.2 ПК-2.3 ПК-3.1 ПК-3.2 ПК-3.3 ПК-4.1 ПК-4.2 ПК-4.3 УК-2.1 УК-2.2 УК-2.3 УК-10.1 УК-10.2 УК-10.3
Проверка заданий, работа с литературой
Финансирование риска /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3
Э1 Э2 Э3
ПК-1.1 ПК-1.2 ПК-1.3 ПК-2.1 ПК-2.2 ПК-2.3 ПК-3.1 ПК-3.2 ПК-3.3 ПК-4.1 ПК-4.2 ПК-4.3 УК-2.1 УК-2.2 УК-2.3 УК-10.1 УК-10.2 УК-10.3
Финансирование риска /Ср/
ПК-1.1 ПК-1.2 ПК-1.3 ПК-2.1 ПК-2.2 ПК-2.3 ПК-3.1 ПК-3.2 ПК-3.3 ПК-4.1 ПК-4.2 ПК-4.3 УК-2.1 УК-2.2 УК-2.3 УК-10.1 УК-10.2 УК-10.3
Изучение материала. Подготовка рефератов, докладов.
Управление отдельными видами риска /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
ПК-1.1 ПК-1.2 ПК-1.3 ПК-2.1 ПК-2.2 ПК-2.3 ПК-3.1 ПК-3.2 ПК-3.3 ПК-4.1 ПК-4.2 ПК-4.3 УК-2.1 УК-2.2 УК-2.3 УК-10.1 УК-10.2 УК-10.3
Управление отдельными видами риска /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3
Э1 Э2 Э3
ПК-1.1 ПК-1.2 ПК-1.3 ПК-2.1 ПК-2.2 ПК-2.3 ПК-3.1 ПК-3.2 ПК-3.3 ПК-4.1 ПК-4.2 ПК-4.3 УК-2.1 УК-2.2 УК-2.3 УК-10.1 УК-10.2 УК-10.3
Выполнение индивидуальных заданий.
Управление отдельными видами риска /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3
Э1 Э3
ПК-1.1 ПК-1.2 ПК-1.3 ПК-2.1 ПК-2.2 ПК-2.3 ПК-3.1 ПК-3.2 ПК-3.3 ПК-4.1 ПК-4.2 ПК-4.3 УК-2.1 УК-2.2 УК-2.3 УК-10.1 УК-10.2 УК-10.3
Изучение материала. Подготовка рефератов, докладов.
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6
ПК-1.1 ПК-1.2 ПК-1.3 ПК-2.1 ПК-2.2 ПК-2.3 ПК-3.1 ПК-3.2 ПК-3.3 ПК-4.1 ПК-4.2 ПК-4.3 УК-2.1 УК-2.2 УК-2.3 УК-10.1 УК-10.2 УК-10.3
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
5.1. Примерный перечень вопросов к зачету
1. Основные задачи риск-менеджмента.
2. Постановка риск-менеджмента в компании.
3. Функции риск-менеджмента.
4. Правила риск-менеджмента.
5. Коммерческие риски.
6. Финансовые риски.
7. Производственные риски.
8. Риски неисполнения хозяйственных договоров.
9. Риски изменения рыночной конъюнктуры и усиления конкуренции.
10. Риски возникновения непредвиденных расходов и снижения доходов.
11. Принципы информационного обеспечения системы управления риском.
12. Внешние и внутренние источники информации.
13. Источники информации для идентификации риска.
14. Информационная система.
15. Организация риск-менеджмента на предприятии.
16. Общая схема процесса управления риском.
17. Модель функции риск-менеджмента в управлении фирмой.
18. Распределение обязанностей по управлению рисками: карты распределения ответственности.
19. Риск, доходность и стоимость фирмы.
20. Методы финансирования программы управления риском.
21. Финансовые инструменты управления рисками.
22. Индивидуальное и групповое поведение людей и управление рисками.
23. Особенности психологической реакции на риск.
24. Риски работы с кадрами.
25. Оценка рискового аппетита сотрудников.
26. Оценка потребного и фактического аппетита рисковой позиции.
27. Методы выявления риска.
28. Методы анализа риска.
29. Статистическая оценка риска.
30. Экспертная оценка риска.
31. Построение карты рисков.
32. Классификация методов управления рисками.
33. Методы уклонения от риска.
34. Методы локализации риска.
35. Методы диссипации (распределения) риска.
36. Методы компенсации риска.
37. Риск инвестиционного портфеля.
38. Принципы формирования портфеля инвестиций.
39. Модель оценки доходности финансовых активов.
40. Анализ инвестиционных проектов в условиях риска
5.2. Примерный перечень вопросов к экзамену
5.3. Тематика курсовых работ (курсовых проектов)
Темы докладов
1. Базовые понятие риск-менеджмента организации.
2. Классификация рисков.
3. Миссия, стратегия, цели и задачи риск-менеджмента сельскохозяйственного предприятия.
4. Функции риск-менеджмента.
5. Функциональное предназначение риск-менеджмента.
6. Разработка концепции риск-менеджмента организации: цель, задачи, основные этапы.
7. Маркетинговые исследования на предынвестиционной стадии риск-менеджмента организации..
8. Структуризация риск-менеджмента.
9. Технико-экономическое обоснование риск-менеджмента.
10. Проектный анализ рисков: цели, структура, содержание.
11. Основные принципы и направления организации.
12. Показатели оценки эффективности риск-менеджмента инвестиционных проектов.
13. Планирование риск-менеджмента организации: основные понятия и определения.
14. Сетевые модели планирования риск-менеджмента предприятия.
15. Ресурсное обеспечение риск-менеджмента организации.
16. Информационные технологии риск-менеджмента предприятия.
5.4. Фонд оценочных средств для проведения текущего контроля
17. Проектирование информационного обеспечения риск-менеджмента предприятия.
18. Виды и характеристики основных организационных структур риск-менеджмента организации.
19. Коммуникационная система риск-менеджмента.
20. Управление человеческими ресурсами организации в условиях риска.
21. Уровни и бизнес-процессы риск-менеджмента при планировании.
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
6.1.2. Дополнительная литература
Мумладзе Р. Г., Семенов Е. И., Тушканов М. П., Кувшинов А. Н., Мумладзе Р. Г.
Менеджмент в агропромышленном комплексе: учебник
Балдин К. В., Передеряев И. И., Голов Р. С.
Инвестиции в инновации: учебное пособие
Методы оптимальных решений: учебник
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Портал бизнес планов, руководств и франшиз
Официальный сайт федеральной службы государственной статистики
Центр макроэкономического исследования и краткосрочного прогнозирования
Министерство экономического развития Российской Федерации
6.3.1 Перечень программного обеспечения
ПО «Виртуальный практикум по физике для вузов в 2-х частях»
Комплект программ AutoCAD
Справочная правовая система КонсультантПлюс
Электронный периодический справочник «Система Гарант»
6.3.2 Перечень информационных справочных систем
Электронная библиотечная система «ЭБС ЮРАЙТ www.biblio-online.ru». Полнотекстовая электронная библиотека. Индивидуальный неограниченный доступ через фиксированный внешний IP адрес академии неограниченному количеству пользователей из любой точки, в которой имеется доступ к сети Интернет. https://www.biblio-online.ru/
Электронно-библиотечная система ZNANIUM.COM. Полнотекстовая электронная библиотека. Индивидуальный неограниченный доступ через фиксированный внешний IP адрес академии неограниченному количеству пользователей из любой точки, в которой имеется доступ к сети Интернет. http://znanium.com/
Электронная библиотека технического ВУЗа (ЭБС «Консультант студента»). Полнотекстовая электронная библиотека. Индивидуальный неограниченный доступ через фиксированный внешний IP адрес академии неограниченному количеству пользователей из любой точки, в которой имеется доступ к сети Интернет. http://www.studentlibrary.ru
Электронная библиотечная система издательства «Лань». Полнотекстовая электронная библиотека. Индивидуальный неограниченный доступ через фиксированный внешний IP адрес академии неограниченному количеству пользователей из любой точки, в которой имеется доступ к сети Интернет.http://e.lanbook.com
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Стол преподавателя (1 шт.), парта 4-хместная со скамейкой (9 шт.), стулья (12 шт.), стул преподавателя (1 шт.), доска (1 шт.), демонстрационное оборудование (экран рулонный настенный (1 шт.), проектор Acer (1 шт.), моноблок Acer Aspire C22-963 (1 шт.)) и учебно-наглядные пособия
ССтол преподавателя (1 шт.), парта 3-хместная со скамейкой (10 шт.), стулья (5 шт.), стул преподавателя (1 шт.), доска (1 шт.), трибуна (1 шт.), демонстрационное оборудование (Экран с электроприводом Electric Screen (1 шт.), проектор Toshiba (1 шт.), ноутбук Acer Asp T2370 (1 шт.)) и учебно-наглядные пособия
Стол преподавателя (1 шт.), столы (17 шт.) (3-хместных - 6, 2-хместных - 11), стулья (38 шт.), стул преподавателя (1 шт.), доска (1 шт.), трибуна (1 шт.), демонстрационное оборудование (экран рулонный настенный (1 шт.), проектор Acer (1 шт.), ноутбук Acer (1 шт.)) и учебно-наглядные пособия
Стол преподавателя (1 шт.), столы (6 шт.), стулья (18 шт.), стул преподавателя (1 шт.), доска (1 шт.), стол компьютерный (10 шт.), стулья (10 шт.), демонстрационное обрудование (компьютер Intel G32603 3 GHz 3 M (10 шт.), полотно рулонное (1 шт.)) и учебно-наглядные пособия
Помещение для самостоятельной работы
Компьютерная техника с возможностью подключения к сети "Интернет" и обеспечением доступа в электронную информационно-образовательную среду организации(19 шт.), столы (17 шт.), компьютерный стол 6-и местный (3 шт.), стулья ученические (34 шт.), стулья п/м (18 шт.), стеллажи с литературой, видеоувеличитель Optelec Wide Screen (1 шт.)
Помещение для самостоятельной работы
Демонстрационная техника (интерактивная доска Hitachi Starboard FХ-63 D (1 шт.), ноутбук Acer Asp Т2370 (1 шт.), проектор Toshiba (1 шт.)), стол полированный (3 шт.), стол ученический (7 шт.), стол компьютерный (11 шт.), стул (20 шт.), стулья, компьютерная техника с возможностью подключения к сети "Интернет" и обеспечением доступа в электронную информационно-образовательную среду организации (10 шт.)
8. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Методика изучения курса предусматривает наряду с лекциями и практическими занятиями, организацию самостоятельной работы студентов, проведение консультаций, руководство докладами студентов для выступления на научно-практических конференциях, осуществление текущего, промежуточного форм контроля.
Система знаний по дисциплине «Риск-менеджмент» формируется в ходе аудиторных и внеаудиторных (самостоятельных) занятий. Используя лекционный материал, учебники и учебные пособия, дополнительную литературу, проявляя творческий подход, студент готовится к практическим занятиям, рассматривая их как пополнение, углубление, систематизацию своих теоретических знаний.
Для освоения дисциплины необходимо:
1) посещать лекции, на которых в сжатом и системном виде излагаются основы дисциплины: даются определения понятий, законов, которые должны знать студенты; раскрываются закономерности поведения экономических субъектов. Студенту важно понять, что лекция есть своеобразная творческая форма самостоятельной работы. Надо пытаться стать активным соучастником лекции: думать, сравнивать известное с вновь получаемыми знаниями, войти в логику изложения материала лектором, следить за ходом его мыслей, за его аргументацией, находить в ней кажущиеся вам слабости. Во время лекции можно задать лектору вопрос, желательно в письменной форме, чтобы не мешать и не нарушать логики проведения лекции. Слушая лекцию, следует зафиксировать основные идеи, положения, обобщения, выводы. Работа над записью лекции завершается дома. На свежую голову (пока еще лекция в памяти) надо уточнить то, что записано, обогатить запись тем, что не удалось зафиксировать в ходе лекции, записать в виде вопросов то, что надо прояснить, до конца понять. Важно соотнести материал лекции с темой учебной программы и установить, какие ее вопросы нашли освещение в прослушанной лекции. Тогда полезно обращаться и к учебнику. Лекция и учебник не заменяют, а дополняют друг друга;
2) посещать практические занятия, к которым следует готовиться и активно на них работать. Задание к практическому занятию выдает преподаватель. Задание включает в себя основные вопросы, задачи, тесты и рефераты для самостоятельной работы, литературу. Практические занятия начинаются с вступительного слова преподавателя, в котором называются цель, задачи и вопросы занятия. В процессе проведения занятий преподаватель задает основные и дополнительные вопросы, организует их обсуждение. На практических занятиях решаются задачи, разбираются тестовые
Актуализированная рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании выпускающей кафедры, протокол № ___ от _____________________
Заведующий выпускающей кафедрой _________________________________
ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ
в 20___ /20___ учебном году
ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ
в 20___ /20___ учебном году
ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ
в 20___ /20___ учебном году
Актуализированная рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании выпускающей кафедры, протокол № ___ от _____________________
Актуализированная рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании выпускающей кафедры, протокол № ___ от _____________________
Актуализированная рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании выпускающей кафедры, протокол № ___ от _____________________
Заведующий выпускающей кафедрой _________________________________
Заведующий выпускающей кафедрой _________________________________
Заведующий выпускающей кафедрой _________________________________
ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ
в 20___ /20___ учебном году
Актуализированная рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании выпускающей кафедры, протокол № ___ от _____________________
Заведующий выпускающей кафедрой _________________________________
ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ
в 20___ /20___ учебном году
Актуализированная рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании выпускающей кафедры, протокол № ___ от _____________________
ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ
в 20___ /20___ учебном году
Заведующий выпускающей кафедрой _________________________________