(ФГБОУ ВО Чувашский ГАУ)
и научной работе
Направленность (профиль) Управление человеческими ресурсами
(<Курс>.<Семестр на курсе>)
Направленность (профиль) Управление человеческими ресурсами, одобренный Ученым советом ФГБОУ ВО Чувашский ГАУ от 26.03.2024 г., протокол № 12.
ции
ракт.
подг.
Общество и социальные институты
Социальные группы и общности
Социальная стратификация
Личность как социальный тип
Социально-экономическое поведение
Экономическая культура как регулятор экономического поведения
Социальные конфликты в экономической сфере деятельности
Социокультурные проблемы теневой и криминальной экономики
/Лек/
Общество и социальные институты
Социальные группы и общности
Социальная стратификация
Личность как социальный тип
Социально-экономическое поведение
Экономическая культура как регулятор экономического поведения
Социальные конфликты в экономической сфере деятельности
Социокультурные проблемы теневой и криминальной экономики
/Сем зан/
Общество и социальные институты
Социальные группы и общности
Социальная стратификация
Личность как социальный тип
Социально-экономическое поведение
Экономическая культура как регулятор экономического поведения
Социальные конфликты в экономической сфере деятельности
Социокультурные проблемы теневой и криминальной экономики
/Ср/
2.Особенности методологи экономической социологии.
3.Актуальные проблемы и направления исследований в области экономической социологии.
4.Место экономической социологии в системе общественных наук.
5.Два подхода к человеку в социальной теории: «экономический человек» и «социологический человек».
6. Социология домохозяйств.
7. Институционализация экономической социологии как науки.
8. Экономическая социология в России.
9. Изменение роли государства в постиндустриальном обществе, в условиях постмодерна и глобальных экономических связей.
10. Особенности влияния государства на экономическую жизнь России.
11. М. Вебер о влиянии протестантской картины мира на развитие капитализма.
15. Экономическая культура дореволюционной России.
16. Экономическая культура административно-хозяйственного типа.
17. Базовые ценности современной экономической культуры.
18. Классовая и функционалистская теории социально-экономической стратификации.
19. Условия формирования и функции среднего класса в современном обществе.
20. Проблемы формирования среднего класса в России.
21. Социально-экономическая стратификация общества как регулятор экономики.
22. Функции социально-экономической стратификации общества и оценка качества их выполнения.
23. Социология профессий.
25. Способы управления экономическим поведением.
26. Социальные основы экономической деятельности.
27. Экономическое поведение государства.
28. Поведение производителя в различных экономических системах.
29. Поведение потребителя в различных экономических системах
30. Виды экономического поведения: коммерческое поведение, дистрибутивное поведение, производственное и трудовое поведение, потребительское поведение, монетарное поведение, инвестиционное поведение, посредническое поведение.
31. Предпринимательство как исторический феномен.
34. Концепции социальной ответственности бизнеса.
35. Социальный портрет современного предпринимателя.
37. Социально-историческая динамика теневой экономической деятельности.
38. Причины криминализации экономики в современном мире.
39. Последствия отрицания социальной сущности денег.
40. Деньги как продукт развития социальных связей.
41. Деньги и экономическая социализация.
42. Факторы и противоречия занятости.
43. Безработица и социальное поведение.
44. Социология трудового коллектива.
46.Социальные и культурные предпосылки возникновения менеджмента как теории научного управления трудом.
47.Причины и факторы социальной мобильности в экономической сфере.
48. Роль социальной мобильности в развитии экономики.
49. Миграция как вид социально-трудовой мобильности.
51. Стратегии пассивного сопротивления.
52. Концепции вестернизации незападных обществ.
53. Основные противоречия модернизации.
54. Синтетические концепции развития.
55. Труд и трудовые отношения в условиях постмодерна.
56. Потребление в экономической культуре постмодерна.
57. Информационная экономика.
58. Социокультурные характеристики субъекта глобализации.
59. Противоречие глобального и локального в современном социально-экономическом развитии.
60.Альтернативные модели глобализации.
Экономический и социологический подходы к изучению экономики.
Особенности методологи экономической социологии.
Актуальные проблемы и направления исследований в области экономической социологии.
Место экономической социологии в системе общественных наук.
Два подхода к человеку в социальной теории: «экономический человек» и «социологический человек».
Социология домохозяйств.
Институционализация экономической социологии как науки.
Экономическая социология в России.
Изменение роли государства в постиндустриальном обществе, в условиях
постмодерна и глобальных экономических связей.
Особенности влияния государства на экономическую жизнь России.
М. Вебер о влиянии протестантской картины мира на развитие капитализма.
Экономическая культура дореволюционной России.
Экономическая культура административно-хозяйственного типа.
Базовые ценности современной экономической культуры.
Классовая и функционалистская теории социально-экономической стратификации.
Условия формирования и функции среднего класса в современном обществе.
Проблемы формирования среднего класса в России.
Социально-экономическая стратификация общества как регулятор экономики.
Функции социально-экономической стратификации общества и оценка качества их выполнения.
Социология профессий.
Способы управления экономическим поведением.
Социальные основы экономической деятельности.
Экономическое поведение государства.
Поведение производителя в различных экономических системах.
Поведение потребителя в различных экономических системах
Виды экономического поведения: коммерческое поведение, дистрибутивное поведение, производственное и трудовое поведение, потребительское поведение, монетарное поведение, инвестиционное поведение, посредническое поведение.
Предпринимательство как исторический феномен.
Концепции социальной ответственности бизнеса.
Социальный портрет современного предпринимателя.
Социально-историческая динамика теневой экономической деятельности.
Причины криминализации экономики в современном мире.
Последствия отрицания социальной сущности денег.
Деньги как продукт развития социальных связей.
Деньги и экономическая социализация.
Факторы и противоречия занятости.
Безработица и социальное поведение.
Социология трудового коллектива.
Социальные и культурные предпосылки возникновения менеджмента как теории научного управления трудом.
Причины и факторы социальной мобильности в экономической сфере.
Роль социальной мобильности в развитии экономики.
Миграция как вид социально-трудовой мобильности.
Стратегии поведения в социально-трудовых конфликтах.
Стратегии пассивного сопротивления.
Концепции вестернизации незападных обществ.
Основные противоречия модернизации.
Синтетические концепции развития.
Потребление в экономической культуре постмодерна.
Информационная экономика.
Социокультурные характеристики субъекта глобализации.
Противоречие глобального и локального в современном социально-экономическом развитии.
Альтернативные модели глобализации.
Система знаний по дисциплине формируется в ходе аудиторных и внеаудиторных (самостоятельных) занятий. Используя лекционный материал, учебники и учебные пособия, дополнительную литературу, проявляя творческий подход, студент готовится к семинарским занятиям, рассматривая их как пополнение, углубление, систематизацию своих теоретических знаний.
Для освоения дисциплины студентами необходимо:
1) посещать лекции, на которых в сжатом и системном виде излагаются основы дисциплины: даются определения понятий, которые должны знать студенты . Студенту важно понять, что лекция есть своеобразная творческая форма самостоятельной работы. Надо пытаться стать активным соучастником лекции: думать, сравнивать известное с вновь получаемыми знаниями, войти в логику изложения материала лектором, следить за ходом его мыслей, за его аргументацией, находить в ней кажущиеся вам слабости. Во время лекции можно задать лектору вопрос, желательно в письменной форме, чтобы не мешать и не нарушать логики проведения лекции. Слушая лекцию, следует зафиксировать основные идеи, положения, обобщения, выводы. Работа над записью лекции завершается дома. На свежую голову (пока еще лекция в памяти) надо уточнить то, что записано, обогатить запись тем, что не удалось зафиксировать в ходе лекции, записать в виде вопросов то, что надо прояснить, до конца понять. Важно соотнести материал лекции с темой учебной программы и установить, какие ее вопросы нашли освещение в прослушанной лекции. Тогда полезно обращаться и к учебнику. Лекция и учебник не заменяют, а дополняют друг друга.
2) посещать семинарские занятия, к которым следует готовиться и активно на них работать. Задание к семинарскому занятию выдает преподаватель. Задание включает в себя основные вопросы, тесты и рефераты для самостоятельной работы, литературу. Семинарские занятия начинаются с вступительного слова преподавателя, в котором называются цель, задачи и вопросы занятия. В процессе проведения занятий преподаватель задает основные и дополнительные вопросы, организует их обсуждение. На занятиях разбираются тестовые задания и задания, выданные для самостоятельной работы, заслушиваются реферативные выступления. Студенты, пропустившие занятие, или не подготовившиеся к нему, приглашаются на консультацию к преподавателю. Занятие заканчивается подведением итогов: выводами по теме и выставлением оценок.
3) систематически заниматься самостоятельной работой, которая включает в себя изучение материалов учебников и статей из научной литературы, написание докладов, рефератов, эссе. Задания для самостоятельной работы выдаются преподавателем.
4) под руководством преподавателя заниматься научно-исследовательской работой, что предполагает выступления с докладами на научно-практических конференциях и публикацию тезисов и статей по их результатам.
5) при возникающих затруднениях при освоении дисциплины для неуспевающих студентов и студентов, не посещающих занятия, проводятся еженедельные консультации, на которые приглашаются неуспевающие студенты, а также студенты, испытывающие потребность в помощи преподавателя при изучении дисциплины.
в 20___ /20___ учебном году
в 20___ /20___ учебном году
в 20___ /20___ учебном году
в 20___ /20___ учебном году
в 20___ /20___ учебном году
в 20___ /20___ учебном году