2024-2025_oz38_03_02_24-1 Менеджмент (УЧР)_plx_Этика деловых отношений и культура управления
 
МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования 
"Чувашский государственный аграрный университет"

(ФГБОУ ВО Чувашский ГАУ)

Кафедра
Экономики, менеджмента и агроконсалтинга
УТВЕРЖДАЮ
Проректор по учебной

и научной работе

 
 
Л.М. Иванова
26.03.2024 г.
 
Б1.В.ДВ.04.01
Этика деловых отношений и культура управления
Направление подготовки 38.03.02 Менеджмент

Направленность (профиль) Управление человеческими ресурсами

рабочая программа дисциплины (модуля)
 
зачет    
Виды контроля:
самостоятельная работа
52
аудиторные занятия
20
Общая трудоемкость
Часов по учебному плану
2 ЗЕТ
Форма обучения
очно-заочная
Квалификация
Бакалавр
72
в том числе:
 
Распределение часов дисциплины по семестрам
Семестр

(<Курс>.<Семестр на курсе>)

2 (1.2)
Итого
Недель
16
Вид занятий
УП
РП
УП
РП
Лекции
8
8
8
8
Практические
12
12
12
12
В том числе инт.
8
8
8
8
Итого ауд.
20
20
20
20
Кoнтактная рабoта
20
20
20
20
Сам. работа
52
52
52
52
Итого
72
72
72
72
 
 
 
Программу составил(и):
ст.пр., Зайцева Н.П. 
 
 
1. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 38.03.02 Менеджмент (приказ Минобрнауки России от 12.08.2020 г. № 970).
При разработке рабочей программы дисциплины (модуля) "Этика деловых отношений и культура управления" в основу положены:
2. Учебный план: Направление подготовки 38.03.02 Менеджмент

Направленность (профиль) Управление человеческими ресурсами, одобренный Ученым советом ФГБОУ ВО Чувашский ГАУ от 26.03.2024 г., протокол № 12.

 
 
 
Рабочая программа дисциплины (модуля) проходит согласование с использованием инструментов электронной информационно-образовательной среды Университета.
 
Заведующий кафедрой  Абросимова М.С. 
Заведующий выпускающей кафедрой  Абросимова М.С. 
Председатель методической комиссии факультета  Медведева Т.А.
Директор научно-технической библиотеки  Викторова В.А.
СОГЛАСОВАНО:
 
Оснащенность
 
 
1. ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
1.1
расширение представления студентов о нравственных правилах поведения, содействовать развитию профессиональной и коммуникационной культуры будущего менеджера, обладающего чувством долга и ответственности за результаты своей деятельности, эффективно решающего профессиональные задачи.
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП
Цикл (раздел) ОПОП:
Б1.В.ДВ.04
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
Психология личности и профессиональное самоопределение
2.1.2
Психосаморегуляция обучающегося с ограниченными возможностями здоровья
2.1.3
Экономика труда
2.1.4
Экономическая социология
 
2.2
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
 
2.2.1
Деловые коммуникации
 
2.2.2
Теория организации
 
2.2.3
Трудовое право
 
2.2.4
Имиджелогия
 
2.2.5
Корпоративная социальная ответственность и этика бизнеса
 
2.2.6
Лидерство и управление командами
 
2.2.7
Организация, нормирование и оплата труда
 
2.2.8
Производственный и операционный  менеджмент
 
2.2.9
Управление конфликтами в организации
 
2.2.10
Управление персоналом в условиях изменений
 
2.2.11
Управление человеческими ресурсами
 
2.2.12
Организация и планирование предпринимательской деятельности в АПК
 
2.2.13
Производственная практика, преддипломная практика
 
2.2.14
Технологии управления персоналом
 
3. КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
УК-3. Способен осуществлять социальное взаимодействие и реализовывать свою роль в команде
 
УК-3.1 Знает: основные приемы и нормы социального взаимодействия, основные понятия и методы конфликтологии, технологии межличностной и групповой коммуникации в деловом взаимодействии
 
 
 
УК-3.2 Умеет: устанавливать и поддерживать контакты, обеспечивающие успешную работу в коллективе, применять основные методы и нормы социального взаимодействия для реализации своей роли и взаимодействия внутри команды
 
 
 
УК-3.3 Имеет навыки: социального взаимодействия и работы в команде
 
 
 
ПК-7. Способен осуществлять руководство коллективом и обеспечивать эффективное использование трудовых ресурсов
 
ПК-7.1 Знает: нормативно-правовые акты по организации и охране труда, порядок ведения оперативно-статистического учета кадров и рабочего времени
 
 
 
ПК-7.2 Умеет: выявлять резервы и создавать условия для снижения трудоемкости продукции, роста производительности труда за счет повышения качества нормирования, устранения потерь рабочего времени и улучшения его использования, совершенствования системы оплаты труда, материального и морального стимулирования работников
 
 
 
ПК-7.3 Имеет практический опыт: совершенствования форм организации труда и управления персоналом
 
 
 
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
 
3.1
Знать:
3.1.1
- сведения  об этике деловых отношений как науке и учебной дисциплине;
3.1.2
- нормы и принципы этики деловых отношений;
3.1.3
- сущность и специфику этических норм в сфере бизнеса и предпринимательства;
3.1.4
- способы разрешения конфликтных ситуаций;
3.1.5
- этнокультурные особенности деловой этики;
3.1.6
- сведения о теоретических и организационных основах этики деловых отношений.
 
 
3.2
Уметь:
3.2.1
- давать оценку внешнего облика менеджера;
 
Оснащенность
 
3.2.2
- вести телефонные разговоры, деловые встречи, переговоры;
3.2.3
- вести деловой спор, разрешать конфликтные ситуации;
3.2.4
- оценивать предметно-пространственную среду учреждения;
3.2.5
- планировать, анализировать рабочее время менеджера;
3.2.6
- анализировать этнокультурные особенности этики деловых отношений.
 
 
3.3
Иметь навыки и (или) опыт деятельности:
3.3.1
- владения основами этики деловых отношений;
3.3.2
- владения основами этики взаимоотношений руководителя и подчиненных;
3.3.3
- владения речевым этикетом в деловом общении;
3.3.4
- владения культурой устной и письменной речи;
3.3.5
- владения этикой телефонных разговоров, деловых встреч, переговоров;
3.3.6
- владения кинесикой, невербальными средствами общения;
3.3.7
- владения культурой делового спора, различными способами конфликтных ситуаций;
3.3.8
- владения основами предметно-пространственной среды организации;
3.3.9
- владения методами анализа рабочего времени менеджера.
 
 
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Литература
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Инте

ракт.

Примечание
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Прак.

подг.

 
 
Раздел 1. Теоретические основы этики деловых отношений

 
Тема 1. Природа и сущность этики деловых отношений /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

2
УК-3.1 УК-3.2 УК-3.3 ПК-7.1 ПК-7.2 ПК-7.3
2
0
0
 
Тема 1. Природа и сущность этики деловых отношений /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

2
УК-3.1 УК-3.2 УК-3.3 ПК-7.1 ПК-7.2 ПК-7.3
2
0
Эссе
0
 
Тема 1. Природа и сущность этики деловых отношений /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

6
УК-3.1 УК-3.2 УК-3.3 ПК-7.1 ПК-7.2 ПК-7.3
2
0
Индивидуальные домашние задания
0
 
Тема 2. Этика деятельности организации /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

2
УК-3.1 УК-3.2 УК-3.3 ПК-7.1 ПК-7.2 ПК-7.3
2
0
0
 
Тема 2. Этика деятельности организации /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

0
УК-3.1 УК-3.2 УК-3.3 ПК-7.1 ПК-7.2 ПК-7.3
2
0
0
 
Тема 2. Этика деятельности организации /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

6
УК-3.1 УК-3.2 УК-3.3 ПК-7.1 ПК-7.2 ПК-7.3
2
0
Индивидуальные домашние задания
0
 
Тема 3. Этика деятельности руководителя /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

0
УК-3.1 УК-3.2 УК-3.3 ПК-7.1 ПК-7.2 ПК-7.3
2
0
0
 
Тема 3. Этика деятельности руководителя /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

2
УК-3.1 УК-3.2 УК-3.3 ПК-7.1 ПК-7.2 ПК-7.3
2
2
работа в малых группах
0
 
Тема 3. Этика деятельности руководителя /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

6
УК-3.1 УК-3.2 УК-3.3 ПК-7.1 ПК-7.2 ПК-7.3
2
0
Индивидуальные домашние задания
0
 
 
Раздел 2. Общение как инструмент этики деловых отношений

 
Оснащенность
 
Тема 4. Деловое общение и управление /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

2
УК-3.1 УК-3.2 УК-3.3 ПК-7.1 ПК-7.2 ПК-7.3
2
2
проблемная лекция
0
 
Тема 4. Деловое общение и управление /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

2
УК-3.1 УК-3.2 УК-3.3 ПК-7.1 ПК-7.2 ПК-7.3
2
0
разбор ситуаций
0
 
Тема 4. Деловое общение и управление /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

4
УК-3.1 УК-3.2 УК-3.3 ПК-7.1 ПК-7.2 ПК-7.3
2
0
Индивидуальные домашние задания
0
 
Тема 5. Манипуляции в общении  /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

0
УК-3.1 УК-3.2 УК-3.3 ПК-7.1 ПК-7.2 ПК-7.3
2
0
0
 
Тема 5. Манипуляции в общении  /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

2
УК-3.1 УК-3.2 УК-3.3 ПК-7.1 ПК-7.2 ПК-7.3
2
2
работа в малых группах
0
 
Тема 5. Манипуляции в общении  /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

6
УК-3.1 УК-3.2 УК-3.3 ПК-7.1 ПК-7.2 ПК-7.3
2
0
Индивидуальные домашние задания
0
 
Тема 6. Дистанционное общение /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

0
УК-3.1 УК-3.2 УК-3.3 ПК-7.1 ПК-7.2 ПК-7.3
2
0
0
 
Тема 6. Дистанционное общение /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

0
УК-3.1 УК-3.2 УК-3.3 ПК-7.1 ПК-7.2 ПК-7.3
2
0
0
 
Тема 6. Дистанционное общение /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

6
УК-3.1 УК-3.2 УК-3.3 ПК-7.1 ПК-7.2 ПК-7.3
2
0
Индивидуальные домашние задания
0
 
 
Раздел 3. Правила и этикет деловых отношений

 
Тема 7. Правила деловых отношений /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

2
УК-3.1 УК-3.2 УК-3.3 ПК-7.1 ПК-7.2 ПК-7.3
2
2
Проблемная лекция
0
 
Тема 7. Правила деловых отношений /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

0
УК-3.1 УК-3.2 УК-3.3 ПК-7.1 ПК-7.2 ПК-7.3
2
0
0
 
Тема 7. Правила деловых отношений /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

6
УК-3.1 УК-3.2 УК-3.3 ПК-7.1 ПК-7.2 ПК-7.3
2
0
Индивидуальные домашние задания
0
 
Тема 8. Этикет делового человека /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

0
УК-3.1 УК-3.2 УК-3.3 ПК-7.1 ПК-7.2 ПК-7.3
2
0
0
 
Тема 8. Этикет делового человека /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

2
УК-3.1 УК-3.2 УК-3.3 ПК-7.1 ПК-7.2 ПК-7.3
2
0
Выступление на семинаре
0
 
Тема 8. Этикет делового человека /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

6
УК-3.1 УК-3.2 УК-3.3 ПК-7.1 ПК-7.2 ПК-7.3
2
0
Индивидуальное домашнее задание
0
 
Оснащенность
 
Тема 9. Этикет деловых отношений /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

0
УК-3.1 УК-3.2 УК-3.3 ПК-7.1 ПК-7.2 ПК-7.3
2
0
0
 
Тема 9. Этикет деловых отношений /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

2
УК-3.1 УК-3.2 УК-3.3 ПК-7.1 ПК-7.2 ПК-7.3
2
0
Опрос Тестирование
0
 
Тема 9. Этикет деловых отношений /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

6
УК-3.1 УК-3.2 УК-3.3 ПК-7.1 ПК-7.2 ПК-7.3
2
0
Индивидуальные домашние задания
0
 
 
Раздел 4. Контроль

 
Контроль /Зачёт/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

0
УК-3.1 УК-3.2 УК-3.3 ПК-7.1 ПК-7.2 ПК-7.3
2
0
0
 
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
5.1. Примерный перечень вопросов к зачету
Вопросы для оценки знаний теоретического курса

1. Понятие и назначение этики деловых отношений

2.Этические принципы делового поведения

3. Этические принципы организаций

4. Понятие и структура закономерностей межличностных отношений

5. Моральные проблемы на макроуровне

6. Моральные проблемы на микроуровне

7.Определдение и назначение социально ответственной организации

8. Принципы социальной ответственности организации

9. Направления социальной политики организации

10. Понятие и сфера деятельности этических норм

11. Определение и назначение индекса коррупции

12. Структура правил этики организации

13. Этический кодекс, его структура и назначение

14. Функции этического кодекса

15. Типы корпоративных этических кодексов

16. Основные регуляторы организации

17. Нормативное регулирование и его структура

18. Авторитет руководителя и его структура

19. Правила эффективного руководства людьми

20. Производственный коллектив и его структура

21. Функции производственного коллектива

22. Этапы формирования и развития коллектива

23. Морально – психологический климат коллектива и его структура

24. Единые групповые нормы и их характеристика

25. Деловое общение и его структура

26. Барьеры в деловом общение и их характеристика

27.Виды интерактивного взаимодействия

28. Коммуникативная культура и ее составные элементы

29. Основные компоненты культуры речи

30. Служебное общение

31. Прямое и косвенное деловое общение

32. Вербальное и невербальное деловое общение

33. Этические требования в деловом общении

34. Понятие и виды манипуляций

35.Организационно – продуктивные манипуляции

36. Психологические манипуляции

37. Логические манипуляции

38. Личное обаяние и признаки его формирования

39. Приемы, стимулирующие общение

40. Виды дистанционного общения

41. Телефонные переговоры как вид деловой беседы

42. Деловое письмо и его назначение

43. Структура делового письма

 
Оснащенность
 
44. Резюме и правила его составления

45. Письмо – отказ и его назначение

46. Исковое заявление и его назначение

47. Жалоба как вид делового письма

48. Предварительная отработка навыков риторики

49. Подготовка к публичному выступлению

50. Правила изучения навыков поведения во время выступления

51. Процесс подготовки к деловой беседе

52. Цель и назначение собеседования

53. Цель и назначение делового совещания

54. Цель и назначение деловых переговоров

55. Конструктивная критика и ее назначение

56. Понятие имиджа и его свойства

56. Определение имиджа и его свойств

57. Виды этикета

58. Визитная карточка и ее назначение

59. Цель и назначение этикета представлений

60. Основные правила общественного поведения

61. Цель и назначение делового приема

62. Официальные деловые приемы

63. Неофициальные деловые приемы

64. Разновидности приемов

65. Цель и назначение комплиментов

66. Виды комплиментов

67. Цель и назначение подарков

68. Виды и назначение подарков в международных отношениях

Вопросы на оценку понимания/умений студента

1. В чем смысл закономерности неопределенности отклика?

2. При помощи каких научных теорий можно измерить механизм закономерности неопределенности отклика?

3. В чем сущность закономерности психологической самозащиты?

4. Назовите основные моральные дилеммы субъекта деловых отношений

5. Какие преимущества получает организация, придерживающаяся стратегии социальной ответственности?

6. Назовите основные условия, в которых будет работать стратегия социальной ответственности организации

7. Какие недостатки есть у социально – ответственной политики организации?

8. В чем разница между юридической и социальной ответственностью организации?

9. Что регулируют этические нормы?

10. Для каких целей  регулярно составляется индекс коррупции стран мира?

11. Назовите основные критерии аморального поведения работодателя

12. Какие вопросы должны решать этические кодексы?

13. Какие требования необходимо учесть организации, чтобы этический кодекс выполнял свое предназначение?

14. Что характеризуют нормы?

15. Дайте определение термину «механизм регулирования»

16. Почему этические нормы выступают в качестве роли регуляторов отношений в коллективе?

17. Что оказывает очень сильное влияние на формирование авторитета руководителя?

18. Как вы понимаете назначение термина «харизматичный руководитель»?

19. В чем разница между авторитарным и демократическим руководителями?

20. Объясните, как вы понимаете назначение термина «умение разбираться в людях»?

21. Как вы охарактеризуете руководителя – «организатора труда»?

22. Объясните назначение термина «производственный коллектив как первичная ячейка общества»

23. Из каких компонентов складываются межличностные отношения?

24. В чем может проявляться межличностная совместимость?

25. Комформизм и критерии его возникновения

26. Какие факторы влияют на формирование барьеров в общении?

27. Какие навыки делового общения вы можете назвать?

28. Какими мотивами руководствуется индивид, вступая во взаимодействие с другими индивидами?

29. Назовите основные механизмы перцепции

30. Какие личные качества способствуют формированию коммуникативной культуры личности?

31. Назовите основные аспекты собственной личности

32. Какие социально – психологические умения могут повысить уровень коммуникативной культуры личности?

33. Назовите основные стили делового общения

34. Какие формы делового общения вы знаете?

35. Какие функции выполняет деловое общение?

36. Какие факторы влияют на выбор стиля общения?

37. Какие принципы делового общения вы знаете?

38.Назовите основные характеристики манипуляций, как метода воздействия на партнера

39. Какие склонности к использованию манипуляций вы знаете?

40.Назовите положительные стороны манипуляций

41. Приведите примеры организационно – продуктивных манипуляций

 
Оснащенность
 
42. Приведите примеры психологических манипуляций

43. Приведите примеры логических манипуляций

44. Для чего нужны правила нейтрализации манипуляций?

45. Назовите качества, определяющие уровень личного обаяния

46. Назовите основные конфликтогены

47. Какие нарушения делового этикета при использовании мобильного телефона вы знаете?

48. Назовите основные правила этикета если вам звонят по телефону

49. Назовите основные правила этикета если вы звоните по телефону

50. Назовите основные правила использования телефона в общественных местах

51. Какие виды деловых писем вы знаете?

52. Назовите общие требования деловых писем

53. Назовите основные требования, предъявляемые к содержанию деловых писем

54. В чем основное предназначение резюме?

55. Назовите основные функции исковых заявлений

56. В каких случаях используются письма – жалобы и их предназначение?

57. Назовите основные правила подготовки к публичному выступлению

58. Какие общие рекомендации по подготовке текста выступления вы можете назвать?

59. Назовите основные ошибки подготовки  к деловой беседе

60. Какие правила проведения собеседования вам известны?

61. Назовите основные виды делового совещания

62. Назовите основные ошибки препятствующие эффективности делового совещания

63. Назовите основные стадии подготовки деловых переговоров

64. Назовите основные стадии процесса переговоров

65. Назовите основные стадии достижения согласия на деловых переговорах

66. Назовите основные правила конструктивной критики

67. Дайте определение термину модель поведения

68. Назовите основные принципы делового этикета

69. Что вы знаете об истории появления визитных карточек?

70. Какие функции выполняют визитные карточки?

71. Назовите основные правила вербального этикета

72. Назовите основные правила, которых должен придерживаться деловой человек

73. Назовите основные ключевые факторы внешнего облика делового человека

74. Назовите основные правила общественного поведения в государственных и негосударственных учреждениях

75. Назовите отличительные признаки официальных деловых приемов

76. Назовите отличительные признаки неофициальных деловых приемов

77. Какие деловые приемы принято относить к дневным?

78. Какие виды дневных деловых приемов вам известны?

79. Какие деловые приемы принято относить к вечерним?

80. Какие виды вечерних деловых приемов вам известны?

81. Назовите основные требования, предъявляемые к комплиментам

82. Назовите основные виды подарков

 
5.2. Примерный перечень вопросов к экзамену
Не предусмотрено учебным планом
 
5.3. Тематика курсовых работ (курсовых проектов)
Не предусмотрено учебным планом
 
Примерные темы эссе

1. Возрастание роли этики в современном мире

2. Диалогичность этики как отражение диалогичности и противоречивости бытия

3.Социальный порядок

4. Структурное зло

5. Культурный сдвиг постмодерна на Западе

7. Дилемма заключенного

6. Проблемы соотношения индивидуальной и социальной этики

7. Кризис идентичности и формирование глобальных субъектов

8. Толерантность как моральная дилемма

9. Дилемма мультикультурализма

10. Антропологический кризис в контексте экологических проблем

11. Понятие идеального коммуникативного сообщества

12. Этические проблемы международного бизнеса

13. Возникновение этики бизнеса и ее основные проблемы

14. Возрастающая роль эмоционального интеллекта в современном менеджменте

15. Актуальность этики для российской экономики

16. Критика идеологии либерализма и дикого рынка

17. Экономическая составляющая национального менталитета

5.4. Фонд оценочных средств для проведения текущего контроля
 
Оснащенность
 
18. Отношение к богатству в российском обществе

19. Отношение к труду в российском обществе

20. Незащищенность собственности в российской экономической модели

21. Понятие и отношение к нравственному долгу в российском обществе

22. Особенности потребности в идеале в российском обществе

23. Рынок и мораль как дилеммы бизнеса

24. Конкуренция и сотрудничество в бизнесе

25. Партенализм и автономия личности

26. Дилемма служебного информирования

27. Право и мораль

28. Категории добра и зла в бизнесе

29. Счастье и благополучие в общественном сознании граждан разных стран

30. Долг и ответственность в общественном сознании граждан разных стран

31. Честь и достоинство в общественном сознании граждан разных стран

32. Смысл жизни в общественном сознании граждан разных стран

33. Роль категорий этики в становлении самосознания личности

34. Проблемы социального капитала в России

35. Филантропия и благотворительность как способы увеличения социального капитала

36. Понятие благотворительности в законодательстве РФ

37. Благотворительность как способ увеличения социального капитала организации

38. Понятие справедливости в России: прошлое и настоящее

39. Справедливость как честность

40. Проблемы социальной ответственности бизнеса в современной России

41. Недобросовестная конкуренция как нарушение этики бизнеса

42. Коррупция и мошенничество: сходство и различия

43. Роль профессиональных сообществ в преодолении кризиса личности

44. Проблемы реализации права творческих людей на вознаграждение

45. Позитивная и отрицательная роль рекламы

46. Основные нарушения этики рекламной деятельности и их последствия

47. Неэтичная реклама и социальные санкции

48. Социальная и политическая реклама

49. Социальная реклама и бизнес

50. Социальная реклама и некоммерческие организации

Примерная тематика рефератов

1. Основные этические проблемы деловых отношений в США

2. Основные этические проблемы деловых отношений в странах Европы

3. Основные этические проблемы деловых отношений в странах Азии

4. Характеристика уровня индекса коррупции в различных странах мира

5. Этика трудовых отношений в российских условиях

6. Этические кодексы успешных организаций

7. Карты этики в японских компаниях

8. Этика делового общения снизу – вверх

9. Этика делового общения по горизонтали

10. Портрет трудного руководителя

11. Портрет трудного подчиненного

12. Социально – психологические методы управления деловым общением

13. Основы деловой риторики

14. Культура речи в деловом общении

15. Этика использования средств выразительности деловой речи

16. Культура дискуссии

17. Особенности речевого поведения

18. Основы невербального общения

19. Кинесические особенности невербального общения

20. Визуальный контакт

21. Проксемические особенности невербального общения

22. Особенности делового общения с представителями Великобритании

23. Особенности делового общения с представителями Германии

24. Особенности делового общения с представителями Голландии

25. Особенности делового общения с представителями Испании

26. Особенности делового общения с представителями Италии

27. Особенности делового общения с представителями Китае

28. Особенности делового общения с представителями США

29. Особенности делового общения с представителями Франции

30. Особенности делового общения с представителями Швеции

31. Особенности делового общения с представителями Японии

32. Этика социальных институтов

 
Оснащенность
 
33. Возникновение глобальной этики и е предмет

34. Экологическая этика: основные проблемы и принципы

35. Биоэтика: принципы и моральные дилеммы

36. Дискурсивная этика и нормы аргументированного дискурса

37. Организационная культура как фактор повышения эффективности

38. Нравственные основы цивилизованного бизнеса

39. Страны с высоким уровнем развития социального капитала

40. Страны с низким уровнем социального капитала

41. Современные теории справедливости: эгалитаристская, меритократическая, либертарианская

42. Теория справедливости Джона Ролза

43. Международные модели социальной ответственности бизнеса

44. Основные подходы к проблеме социального бизнеса в России

45. Нарушение этики бизнеса и их социальные последствия

45. Этика протестантизма как основа западного предпринимательства

46. История возникновения профессиональных этических кодексов

47. Информационная прозрачность российских компаний

 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
Колич-во
 
Л1.1
Смирнов Г. Н.
Этика деловых отношений: учебник
М.: Проспект, 2015.
Электронный ресурс
 
Л1.2
Воденко К. В.
Управление персоналом: Учебник
М.: Дашков и К, 2019
Электронный ресурс
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
Колич-во
 
Л2.1
Кибанов А. Я., Захаров Д. К., Коновалова В. Г.
Этика деловых отношений: учебник
М.: Инфра-М, 2010
6
 
Л2.2
Веснин В. Р.
Управление человеческими ресурсами: учебник
М.: Проспект, 2019
Электронный ресурс
 
6.3.1 Перечень программного обеспечения
 
6.3.1.1
ОС Windows XP
6.3.1.2
SuperNovaReaderMagnifier
6.3.1.3
1С: Предприятие 8. Сельское хозяйство. Комплект для обучения в высших и средних УЗ.
6.3.1.4
7-Zip
6.3.1.5
MozillaFirefox
6.3.1.6
BusinessStudio 4.0
 
6.3.2 Перечень информационных справочных систем
 
6.3.2.1
Электронная библиотечная система «ЭБС ЮРАЙТ www.biblio-online.ru». Полнотекстовая электронная библиотека. Индивидуальный неограниченный доступ через фиксированный внешний IP адрес академии неограниченному количеству пользователей из любой точки, в которой имеется доступ к сети Интернет. https://www.biblio-online.ru/
6.3.2.2
Электронно-библиотечная система ZNANIUM.COM. Полнотекстовая электронная библиотека. Индивидуальный неограниченный доступ через фиксированный внешний IP адрес академии неограниченному количеству пользователей из любой точки, в которой имеется доступ к сети Интернет. http://znanium.com/
6.3.2.3
Электронная библиотечная система издательства «Лань». Полнотекстовая электронная библиотека. Индивидуальный неограниченный доступ через фиксированный внешний IP адрес академии неограниченному количеству пользователей из любой точки, в которой имеется доступ к сети Интернет.http://e.lanbook.com
6.3.2.4
Электронная библиотека технического ВУЗа (ЭБС «Консультант студента»). Полнотекстовая электронная библиотека.  Индивидуальный неограниченный доступ через фиксированный внешний IP адрес академии неограниченному количеству пользователей из любой точки, в которой имеется доступ к сети Интернет. http://www.studentlibrary.ru 
 
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
Аудитория
Назначение
Оснащенность
Вид работ
 
Оснащенность
 
51а
Учебная аудитория
ССтол преподавателя (1 шт.), парта 3-хместная со скамейкой (10 шт.), стулья (5 шт.), стул преподавателя (1 шт.), доска (1 шт.), трибуна (1 шт.), демонстрационное оборудование (Экран с электроприводом Electric Screen (1 шт.), проектор Toshiba (1 шт.), ноутбук Acer Asp T2370  (1 шт.)) и учебно-наглядные пособия
 
35а
Учебная аудитория
Стол преподавателя (1 шт.), столы (30 шт.), стулья (60 шт.), стул преподавателя (1 шт.), доска аудиторная (1 шт.), трибуна (1 шт.), демонстрационное оборудование (белая лаковая магнитно-маркерная доска (1 шт.), проектор Toshiba (1 шт.) и учебно-наглядные пособия
 
38а
Учебная аудитория
Стол преподавателя (1 шт.), столы (17 шт.) (3-хместных - 6, 2-хместных - 11), стулья (38 шт.), стул преподавателя (1 шт.), доска (1 шт.), трибуна (1 шт.), демонстрационное оборудование (экран рулонный настенный (1 шт.), проектор Acer (1 шт.), ноутбук Acer (1 шт.)) и учебно-наглядные пособия
 
123
Помещение для самостоятельной работы
Компьютерная техника с возможностью подключения к сети "Интернет" и обеспечением доступа в электронную информационно-образовательную среду организации(19 шт.), столы (17 шт.), компьютерный стол 6-и местный (3 шт.), стулья ученические (34 шт.), стулья п/м (18 шт.), стеллажи с литературой, видеоувеличитель Optelec Wide Screen (1 шт.)
 
8. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Методика изучения курса предусматривает наряду с лекциями и   практическими занятиями, организацию самостоятельной работы студентов, проведение консультаций, руководство докладами студентов для выступления на научно-практических конференциях, осуществление текущего, промежуточного  форм контроля.

Система знаний по дисциплине «Этика деловых отношений и культура управления» формируется в ходе аудиторных и внеаудиторных (самостоятельных) занятий. Используя лекционный материал, учебники и учебные пособия, дополнительную литературу, проявляя творческий подход, студент готовится к практическим занятиям, рассматривая их как пополнение, углубление, систематизацию своих теоретических знаний.

Для освоения дисциплины студентами необходимо:

1. Посещать лекции, на которых в сжатом и системном виде излагаются основы дисциплины: даются определения понятий, законов, которые должны знать студенты. Студенту важно понять, что лекция есть своеобразная творческая форма самостоятельной работы. Надо пытаться стать активным соучастником лекции: думать, сравнивать известное с вновь получаемыми знаниями, войти в логику изложения материала лектором, следить за ходом его мыслей, за его аргументацией, находить в ней кажущиеся вам слабости. Во время лекции можно задать лектору вопрос, желательно в письменной форме, чтобы не мешать и не нарушать логики проведения лекции. Слушая лекцию, следует зафиксировать основные идеи, положения, обобщения, выводы. Работа над записью лекции завершается дома. На свежую голову (пока еще лекция в памяти) надо уточнить то, что записано, обогатить запись тем, что не удалось зафиксировать в ходе лекции, записать в виде вопросов то, что надо прояснить, до конца понять. Важно соотнести материал лекции с темой учебной программы и установить, какие ее вопросы нашли освещение в прослушанной лекции. Тогда полезно обращаться и к учебнику. Лекция и учебник не заменяют, а дополняют друг друга.

2. Посещать практические занятия, к которым следует готовиться и активно на них работать. Задание к практическому занятию выдает преподаватель. Задание включает в себя основные вопросы,  тесты и рефераты для самостоятельной работы, литературу. Практические занятия начинаются с вступительного слова преподавателя, в котором называются цель, задачи и вопросы занятия. В процессе проведения занятий преподаватель задает основные и дополнительные вопросы, организует их обсуждение. На практических занятиях  разбираются тестовые задания и задания, выданные для самостоятельной работы, заслушиваются реферативные выступления. Студенты, пропустившие занятие, или не подготовившиеся к нему, приглашаются на консультацию к преподавателю. Практическое занятие заканчивается подведением итогов: выводами по теме и выставлением оценок.

3. Систематически заниматься самостоятельной работой, которая включает в себя изучение нормативных документов, материалов учебников и статей из научной литературы,  написание докладов, рефератов, эссе. Задания для самостоятельной работы выдаются преподавателем.

4. Под руководством преподавателя заниматься научно-исследовательской работой, что предполагает выступления с докладами на научно-практических конференциях и публикацию тезисов и статей по их результатам.

5. При возникающих затруднениях при освоении дисциплины «Этика деловых отношений и культура управления», для неуспевающих студентов и студентов, не посещающих занятия, проводятся еженедельные консультации, на которые приглашаются неуспевающие студенты, а также студенты, испытывающие потребность в помощи преподавателя при изучении дисциплины.

При изучении дисциплины «Этика деловых отношений и культура управления» следует усвоить:

- основные характеристики, нормы  и принципы этики деловых отношений;

- основные этические проблемы бизнеса;

- особенности российской и зарубежной деловой этики;

- этические аспекты деловой коммуникации;

- этические аспекты управления;

- этические нормы поведения в конфликтной ситуации;

 
Оснащенность
 
- основные правила делового этикета

Требования, предъявляемые к выполнению контрольных заданий. При выполнении контрольных заданий следует:

1. Получить четкий ответ на все вопросы, содержащиеся в контрольном задании.

2. Максимально четко изложить способ выполнения контрольного задания.

3. Оформить задание в соответствии с предъявленными требованиями.

4. По возможности, осуществить проверку полученных результатов.

По согласованию с преподавателем или по его заданию студенты могут готовить рефераты по отдельным темам дисциплины. Основу докладов составляет, как правило, содержание подготовленных студентами рефератов. Качество учебной работы студентов преподаватель оценивает по результатам тестирования, зачета. Тестирование организовывается в компьютерных классах. Все вопросы тестирования обсуждаются на лекционных и практических занятиях. Подготовка к зачету предполагает изучение конспектов лекций, рекомендуемой литературы и других источников, повторение материалов практических занятий.

 
ПРИЛОЖЕНИЯ
 
Актуализированная рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании выпускающей кафедры, протокол №  ___   от _____________________
Заведующий выпускающей кафедрой  _________________________________
ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ

в 20___ /20___ учебном году

ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ

в 20___ /20___ учебном году

ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ

в 20___ /20___ учебном году

Актуализированная рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании выпускающей кафедры, протокол №  ___   от  _____________________
Актуализированная рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании выпускающей кафедры, протокол №  ___   от  _____________________
Актуализированная рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании выпускающей кафедры, протокол №  ___   от  _____________________
Заведующий выпускающей кафедрой  _________________________________
Заведующий выпускающей кафедрой  _________________________________
Заведующий выпускающей кафедрой  _________________________________
ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ

в 20___ /20___ учебном году

Актуализированная рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании выпускающей кафедры, протокол №  ___   от  _____________________
Заведующий выпускающей кафедрой  _________________________________
ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ

в 20___ /20___ учебном году

Актуализированная рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании выпускающей кафедры, протокол №  ___   от  _____________________
ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ

в 20___ /20___ учебном году

Заведующий выпускающей кафедрой  _________________________________