(ФГБОУ ВО Чувашский ГАУ)
и научной работе
Направленность (профиль) Управление человеческими ресурсами
(<Курс>.<Семестр на курсе>)
Направленность (профиль) Управление человеческими ресурсами, одобренный Ученым советом ФГБОУ ВО Чувашский ГАУ от 26.03.2024 г., протокол № 12.
ции
ракт.
подг.
1. Философия – объект и предмет исследования, цели и задачи.
2. Основной вопрос философии.
3. Структура и функции философии.
4. Философия как тип мировоззрения.
5. Основания и причины возникновения философии.
6. Периодизация этапов развития философии.
7. Индийская философия (основные идеи, понятия, школы).
8. Даосизм (основные идеи, понятия).
9. Конфуцианство (основные идеи, понятия).
10. Китайская философия (основные идеи, понятия).
11. Античная философия – общая характеристика (определение, периодизация, основные проблемы и представители).
12. Античная натурфилософия.
13. Античный материализм (Демокрит и Эпикур).
14. Философская система Платона.
15. Философская система Аристотеля.
16. Средневековая философия – общая характеристика (определение, основные проблемы и представители).
17. Этапы средневековой философии.
18. Философская система А. Блаженного.
19. Философская система Ф. Аквинского.
20. Философия эпохи Возрождения (основные идеи, понятия, школы).
21. Проблема универсалий в средневековой философии.
22. Философия Нового времени – общая характеристика (определение, отличительные черты, основные проблемы и представители).
23. Методология научного познания Нового времени (эмпиризм и рационализм).
24. Философская система Ф. Бэкона.
25. Философская система Р. Декарта.
26. Субъективный идеализм (Д. Беркли и Д. Юма).
27. Философия Просвещения – общая характеристика (определение, основные проблемы и представители).
28. Немецкая классическая философия – общая характеристика (определение, основные проблемы и представители).
29. И. Кант – теория познания.
30. И. Кант – этическое учение (категорический императив).
31. Философская система Г.Ф. Гегеля.
32. Марксистская философия.
33. Русская философия – общая характеристика (определение, отличительные черты, основные проблемы и представители).
34. Западники и славянофилы.
35. Философская система Вл. Соловьева.
36. Западноевропейская иррационалистическая философия – общая характеристика (определение, основные проблемы и представители).
37. Психоанализ З. Фрейда.
38. Философия власти Ф. Ницше.
39. Позитивизм (определение, основные проблемы и представители).
40. Экзистенциализм (определение, основные проблемы и представители).
41. Онтология – общая характеристика (определение, категории, подходы к решению проблемы бытия).
42. Формы бытия.
43. Объективная и субъективная реальности.
45. Материальные системы – структура и типы.
46. Движение – атрибут материи.
47. Пространство и время как философские категории.
48. Принцип материального единства мира.
49. Бытие и небытие.
50. Сознание – общая характеристика.
51. Проблема сознания в истории философии.
52. Теория отражения.
53. Свойства сознания.
54. Структура и функции сознания.
55. Сознательное, подсознательное, бессознательное.
56. Диалектика и метафизика – методы философского познания.
57. Законы диалектики.
58. Принципы диалектики.
59. Категории диалектики.
60. Гносеология – общая характеристика.
61. Структура познавательных отношений.
62. Философские подходы к решению проблем познания (сенсуализм, эмпиризм, рационализм, диалектический материализм).
63. Проблема истины в философии.
64. Методология научного познания.
65. Общенаучные методы познания эмпирического уровня.
66. Общенаучные методы познания теоретического уровня.
67. Формы научного познания.
68. Общенаучные методы познания эмпирического и теоретического уровней.
69. Человек как объект философского исследования.
70. Потребности и интересы человека.
71. Смысл жизни человека.
72. Свобода и ответственность.
73. Человек и общество.
74. Общество – общая характеристика.
75. Сферы общественной жизни.
76. Экономическая сфера общественной жизни (структура и значение).
77. Сущность глобальных проблем.
78. Общественный прогресс.
Вопросы на оценку понимания/умений студента
1. Как структура философии связана с предметом философии?
2. Как методы философии связаны с ее предметом?
3. Объясните различия между философскими дисциплинами: история философии и философия истории, философия религии и религиозная философия, философия культуры и культурология, политическая философия и философия политики, философия морали и нравственная философия и т.д.
4. Выскажите суждение о том, существует ли прогресс в философии.
5. Проанализируйте буддийское понятие «сострадание» и понятие, означающее одну из христианских добродетелей «милосердие».
6. Продумайте возможности приложения даосского принципа «у-вэй» («недеяние») к ситуациям современной жизни.
7. Сократ, Платон, Аристотель - назовите их великие заслуги перед европейской и мировой культурой.
8. Почему спор об универсалиях является центральной проблемой средневековой схоластики? Приведите примеры разных вариантов соотношения веры и знания.
9. Объясните, какие утверждения А.Блаженного позволяют причислять его к виднейшим философам патристики?
10. Каким образом западноевропейская философия эпохи Возрождения является преемницей философии античности?
11. Выявите общее и особенное между натурфилософией и современным естествознанием.
12. Охарактеризуйте образ правителя в работе Н.Макиавелли «Государь» с точки зрения технологий современной политики.
13. Докажите или опровергните утопизм идеала построения абсолютно справедливого общества.
14. Приведите примеры философских заблуждений (по высказываниям Ф.Бэкона) в современной жизни или из собственного опыта.
15. Что Г.Гегель имел в виду, говоря о «хитрости мирового разума»?
16. Приведите примеры проявления действия законов диалектики (в природе, обществе, мышлении). Кто сформулировал логико-гносеологическую модель диалектики?
17. Раскройте смысл утверждения Л.Фейербаха в следующем его высказывании: «Ты приписываешь Богу любовь потому, что сам любишь, ты находишь доброту и рассудок своими лучшими качествами. Бог существует потому, что существуешь ты».
18. Как отличается диалектика К.Маркса от диалектики Г.Гегеля? Проведите сравнительный анализ.
19. Можно ли считать, что социальная революция является способом разрешения социальных противоречий? Обоснуйте Вашу позицию.
21. Нерациональная цель может быть достигнута рациональными средствами. Приведите примеры.
22. .Составьте глоссарий к темам: «Отечественная философия», «Западная философия ХХ в.».
23. Сформулируйте различия между идеями славянофилов и западников. Актуальны ли их идеи для современной России?
24. Проанализируйте, какое значение имеет классификация форм движения материи для современной науки?
25. Какие концепции истины Вам известны? Приведите примеры по каждой из них.
26. Определите, почему практика является главным критерием истины.
27. Какие методы применяются на эмпирическом уровне научного познания? Приведите примеры из экономической науки.
28. Какие методы применяются на теоретическом уровне научного познания? Приведите примеры из экономической науки.
29. Объясните развитие общества согласно синергетической парадигме.
30. Какая связь называется законом? Приведите примеры экономических законов.
31. Возможен ли диалог современной науки с донаучными знаниями? Какие донаучные знания Вам известны? Можно ли считать тождественными донаучные знания и вненаучные знания?
32. Выскажите суждение о том, можно ли всякого человека считать личностью?
33. Играет ли социальная среда значимую роль в формировании личности? Приведите пословицы и поговорки по данной проблеме.
34. Почему для человека важно определить смысл жизни? Приведите примеры из разных источников (произведений литературы, кино и т.д.)
35. Дайте определение понятиям «природная среда» и «природа». Объясните разницу между ними.
36. Объясните, чем отличаются понятия «общество», «культура», «цивилизация»? Назовите философов и дайте оценку их взглядам по проблеме соотношений понятий культуры и цивилизации.
37. Возможен ли диалог разных культур и цивилизаций в современном мире? Раскройте содержание понятия диалога и выскажите суждение относительно него в контексте происходящих изменений в глобальном мире.
38. Раскройте суть основных понятий философии В. Соловьева: всеединство, Богочеловечество, София.
1.Философия как наука и тип мировоззрения.
2.Предмет, структура и функции философии как науки.
3.Мировоззрение и его типы.
4.Миф и религия как типы мировоззрения.
5.Философия даосизма.
6.Философские воззрения Конфуция.
7.Основные школы древнеиндийской философии.
8.Буддизм как философско-религиозная система.
9.Этнорелигии народов Поволжья и Приуралья.
10.Философия ранней античности (Милетская школа).
11.Атомизм в философии Древней Греции.
12.Философия Платона.
13.Философия Сократа.
14.Философия Аристотеля.
15.Реализм и номинализм в философии Средневековья.
16.Философские воззрения Фомы Аквинского.
17.Средневековая философия Востока (Авиценна, Аверроэс, Аль-Фараби и др.).
18.Философские и нравственные идеи Библии и их роль в развитии мировой культуры.
19.Натурфилософия эпохи Возрождения.
20.Философские воззрения Дж. Бруно.
21.Эмпиризм и рационализм в философии Нового времени.
22.Философия Просвещения.
23.Философия И. Канта.
24.Философская система Г. Гегеля.
25.Антропологический материализм Л. Фейербаха.
26.Философия марксизма и ее исторические судьбы.
27.Становление и основные этапы развития отечественной философской мысли.
28.Западничество и славянофильство в русской философии.
29.Проблема национального самосознания в русской философской мысли.
30.Общее и особенное в менталитете русского и чувашского (татарского, марийского и др.) народов.
31.Философские воззрения В. Соловьева.
32.Философия Н. Бердяева.
33.Русский космизм.
35.Позитивистская традиция в западной философии.
36.Философия экзистенциализма.
37.Специфика философского учения о бытии.
38.Современные представления о структуре и уровнях организации материи.
39.Глобальные проблемы современной цивилизации, их классификация.
40.Национальная мифология (русская, чувашская и др.) о происхождении человека и мира.
41.Проблема сознания в философии. Возникновение сознания.
42.Проблема бессознательного в философии.
43.Роль языка в формировании национального сознания.
44.Чувственное и рациональное в познании.
45.Познание и творчество. Особенности инженерного творчества.
46.Интуиция и ее роль в познании.
47.Проблема истины в философии и науке.
48.Наука как специфическая форма познания.
49.Компьютеризация и информационные технологии как фактор развития современной науки.
50.Наука и нравственность.
51.Наука и искусство.
52.Мировоззренческие проблемы развития науки и техники в XX-XXI веках.
53.Философия управления в сфере транспорта и связи.
54.Сциентизм и антисциентизм.
55.Философия техники и инженерной деятельности.
56.Общество как предмет философского осмысления.
57.Природа и сущность человека.
58.Проблема смерти и бессмертия человека. Японское харакири, чувашский «типшар» и др.
59.Смысл жизни человека как философская проблема.
60.Человек как творец и творение культуры.
При написании реферата необходимо обращение к первоисточнику (основным работам данного философа).
Темы эссе являются примерными, то есть выбор проблемы студентом может осуществляться самостоятельно, либо на основании рекомендаций преподавателя.
1. Философия и наука: общее и особенное.
2. Философия в повседневной жизни человека.
3. Идеал мудреца: Конфуций и Сократ.
4. И.Кант и проблема нравственного выбора.
5. Самосознание как духовное явление.
6. Сущность человека: тело, душа или дух. Каков может быть ответ?
7. Современный человек: как я его понимаю.
8. Проблема смысла и цели человеческой жизни.
9. Смысл жизни и смысл смерти. Призвание человека.
10. Зло в мире - позиция философии христианства.
11.Научно-философское мировоззрение М.В.Ломоносова.
12. Год(ы) (определенный) (ые) - точка отсчета личного времени человека.
13. Моя судьба в судьбе России.
14. Глобализация и национальное самосознание.
Для освоения дисциплины студентами необходимо:
1. Посещать лекции, на которых в сжатом и системном виде излагаются основы дисциплины: даются определения основных понятий, категорий, которые должны знать студенты; раскрываются логика и специфика этапов становления и развития философии как способа познания и духовного освоения мира; раскрываются особенности основных разделов философского знания - онтологии и гносеологии, социальной философии и философской антропологии; даются философские ориентиры, связанные с формированием мировоззрения будущих специалистов. Студенту важно понять, что лекция есть своеобразная форма творческой самостоятельной работы. Важно стремиться стать активным соучастником лекции: думать, сравнивать известное с вновь получаемыми знаниями, войти в логику изложения материала лектором, следить за ходом его мыслей, за его аргументацией, находить в ней кажущиеся вам слабости. Во время лекции можно задать лектору вопрос, желательно в письменной форме, чтобы не мешать и не нарушать логики проведения лекции. Слушая лекцию, следует зафиксировать основные идеи, положения, обобщения, выводы. Работа над записью лекции завершается дома. На свежую голову (пока еще лекция в памяти) надо уточнить то, что записано, обогатить запись тем, что не удалось зафиксировать в ходе лекции, записать в виде вопросов то, что надо прояснить, до конца понять. Важно соотнести материал лекции с темой учебной программы и установить, какие ее вопросы нашли освещение в прослушанной лекции. Тогда полезно обращаться и к учебнику. Лекция и учебник не заменяют, а дополняют друг друга.
2. Посещать семинарские занятия, к которым следует готовиться и активно на них работать. Задание к семинарскому занятию выдает преподаватель. Задание включает в себя основные вопросы, тесты и рефераты для самостоятельной работы, литературу. Семинарские занятия начинаются с вступительного слова преподавателя, в котором называются цель, задачи и вопросы занятия. В процессе проведения занятий преподаватель задает основные и дополнительные вопросы, организует их обсуждение. На семинарских занятиях разбираются тестовые задания и задания, выданные для самостоятельной работы, заслушиваются реферативные выступления. Студенты, пропустившие занятие, или не подготовившиеся к нему, приглашаются на консультацию к преподавателю. Семинарское занятие заканчивается подведением итогов: выводами по теме и выставлением оценок.
3. Систематически заниматься самостоятельной работой, которая включает в себя изучение работ классиков философии, материалов учебников и статей из историко-философской, научной литературы, написание докладов, рефератов, эссе. Задания для самостоятельной работы выдаются преподавателем.
4. Под руководством преподавателя заниматься научно-исследовательской работой, что предполагает выступления с докладами на научно-практических конференциях и публикацию тезисов и статей по их результатам.
5. При возникающих затруднениях при освоении дисциплины «Философия», для неуспевающих студентов и студентов, не посещающих занятия, проводятся еженедельные консультации, на которые приглашаются неуспевающие студенты, а также студенты, испытывающие потребность в помощи преподавателя при изучении дисциплины.
При изучении дисциплины «Философия» следует усвоить:
- основные понятия, категории в области философии;
- базовые принципы и приемы философского познания;
- основные подходы к анализу философских проблем;
- логику и основные этапы становления и развития философии как способа познания и духовного освоения мира;
- специфику основных разделов философского знания - онтологии и гносеологии, социальной философии и философской антропологии;
- круг философских проблем, связанных с областью будущей профессиональной деятельности.
в 20___ /20___ учебном году
в 20___ /20___ учебном году
в 20___ /20___ учебном году
в 20___ /20___ учебном году
в 20___ /20___ учебном году
в 20___ /20___ учебном году