(ФГБОУ ВО Чувашский ГАУ)
и научной работе
Направленность (профиль) Управление человеческими ресурсами
(<Курс>.<Семестр на курсе>)
Направленность (профиль) Управление человеческими ресурсами, одобренный Ученым советом ФГБОУ ВО Чувашский ГАУ от 26.03.2024 г., протокол № 12.
ции
ракт.
подг.
Э1 Э2
Э1 Э2
Э1 Э2
Э1 Э2
Э1 Э2
Э1 Э2
Э1 Э2
Э1 Э2
Э1 Э2
Э1 Э2
Э1 Э2
Э1 Э2
Э1 Э2
Э1 Э2
Э1 Э2
Э1 Э2
Э1 Э2
Э1 Э2
Э1 Э2
Э1 Э2
Э1 Э2
Э1 Э2
Э1 Э2
Э1 Э2
Э1 Э2
Э1 Э2
Э1 Э2
Э1 Э2
Э1 Э2
Э1 Э2
Э1 Э2
Э1 Э2
Э1 Э2
Э1 Э2
Э1 Э2
Э1 Э2
Э1 Э2
Э1 Э2
Э1 Э2
Э1 Э2
Э1 Э2
Э1 Э2
Э1 Э2
Э1 Э2
Э1 Э2
Э1 Э2
Э1 Э2
Э1 Э2
Э1 Э2
Э1 Э2
Э1 Э2
Э1 Э2
Э1 Э2
Э1 Э2
Э1 Э2
2. Качество как составляющий элемент конкурентоспособности
3. Квалиметрия (понятие, виды, объекты)
4. Показатели качества и их классификация
5. Методы и средства квалиметрии
6. Оценка конкурентоспособности продукции
7. Оценка конкурентоспособности предприятия
8. Оценка конкурентоспособности страны
1. Управление качеством: понятие, функции и методы
2. Системный подход к управлению качеством
3. Стратегическое и тактическое управление качеством на предприятии
4. Эволюция управления качеством
5. Зарубежные модели управления качеством
6. Национальные концепции управления качеством
7. Системы менеджмента качества на основе международных стандартов ИСО серии 9000
8. Система экологического менеджмента на основе международных стандартов ИСО серии 14000
9. Отраслевые системы менеджмента качества
10. Стандарты обеспечения здоровья, безопасности и социальной ответственности
11. Интегрированные системы менеджмента
12. Концепция всеобщего управления качеством (TQM)
13. Международные и национальные премии в области качества
14. Инструменты и технологии управления качеством
15. Формирование системы менеджмента качества на предприятии
16. Организация и функционирование службы качества на предприятии
17. Организация технического контроля продукции на предприятии
18. Аудит системы менеджмента качества на предприятии
19. Финансовые аспекты управления качеством в международных стандартах ИСО серии 9000
20. Экономический механизм управления затратами в системе менеджмента качества предприятия
21 Оценка результативности и эффективности системы менеджмента качества предприятия
22. Законодательно – правовое и нормативное обеспечение безопасности качества
23. Защита прав потребителей
24. Понятие и принципы технического регулирования
25. Государственный контроль (надзор) за соблюдением требований технических регламентов
26. Понятие, цели, принципы и функции стандартизации
27. Национальная система стандартизации Российской Федерации
28. Международная и региональная стандартизация
29. Подтверждение соответствия целей и принципов
30. Формирование подтверждения соответствия (добровольная и обязательная)
31. Аккредитация органов по сертификации и испытательных лабораторий
32. Сертификация систем менеджмента качества и экологическая сертификация
33. Сертификация на международном и региональной уровнях
34. Понятие метрологии
35. Виды и средства измерений
36. Государственное управление деятельностью по обеспечению единства измерений
37. Нематериальные ресурсы в обеспечении конкурентоспособности предприятия
38. Товарные знаки в обеспечении качества и конкурентоспособности товаров
39. Оценка стоимости торговых марок
40. Понятие штрихового кодирования
41. Системы штрихового кодирования
42. Виды маркировки товаров
Вопросы на оценку понимания/умений студента
1. Что понимается под категорией качества с философских, социальных, технических, правовых и экономических позиций?
2. Назовите основные периоды в развитии подходов к содержанию категории качества
3. Что понимается под термином «качество» в международном стандарте ИСО 9000:2005?
4. Какова роль качества в формировании конкурентоспособности продукции?
5. Назовите основные системообразующие факторы и составляющие элементы конкурентоспособности продукции и товара
6. Что понимается под конкурентоспособностью предложения товара на рынке и какими условиями оно характеризуется?
7. Действием каких факторов определяется конкурентоспособность предприятия?
8. Назовите виды и объекты квалиметрии и раскройте их сущность
9. Назовите единичные показатели качества и покажите их значение для оценки качества продукции
10. Что понимается под циклограммой («паутиной качества») и каков алгоритм ее построения?
11. Какие методы используются в квалиметрии? Приведите примеры применения методов квалиметрии
12. Какие методы можно использовать при оценке конкурентоспособности предприятия?
13. Раскройте алгоритм оценки конкурентоспособности продукции
15. Охарактеризуйте уровень конкурентоспособности России, используя методику оценки WEF
16. В чем заключается системный подход управления качеством?
17. Что понимается под механизмом управления качеством и какие составляющие элементы он включает?
18. Назовите и раскройте функции и методы управления качеством
19. Что понимается под стратегическим и тактическим управлением качеством?
20. Назовите основные этапы развития менеджмента качества
21. Что такое цикл Деминга и каковы его этапы?
22. Что понимается под концепцией ежегодного улучшения качества Дж. Джурана и на каких принципах оно основывается?
23. Что такое кружок качества? Какова роль кружков качества в повышении качества работы на предприятии?
24. На каких основных положениях базируются методы Тагути?
25. Раскройте основное содержание программы ZD Ф. Кросби
26. Раскройте содержание основных отечественных концепций управления качеством
27. Какие стандарты входят в состав комплекса МС ИСО серии 9000?
28. В чем заключается основное отличие процессного подхода от функционального подхода?
29. Назовите внутренние и внешние предпосылки, стимулирующие предприятия к внедрению МС ИСО серии 9000?
30. Раскройте основное содержание МС ИСО серии 14000 и их роль в создании системы экологического менеджмента на предприятии
31. Назовите основные отраслевые стандарты в области менеджмента качества
32. Поясните основное назначение стандартов OHSAS 18001, SA 8000, ИСО 26000
33. Обоснуйте основные преимущества интегрированных систем менеджмента
34. Раскройте основные принципы ТQM
35. В чем суть модели самооценки деятельности организации на соответствие премий по качеству?
36. Какие критерии оценки используются в Европейской премии качества?
37. Какие цели преследуют национальные премии в области управления качеством?
38. Определите общие тенденции в развитии национальных премий в области качества
39. Раскройте основное содержание премии правительства РФ в области качества
40. Приведите примеры Российский премий в области качества
41. Назовите семь инструментов управления качеством
42. Раскройте основные этапы проведения FMEA – анализа
43. В чем заключается цель и каковы основные составляющие технологии CALS – технологий?
44. Назовите основные статистические методы контроля качества
45. Раскройте роль причинно – следственной диаграммы Исикавы и диаграммы Парето в управлении качеством
46. Что понимается под концепцией «Шесть сигм»?
47. Что такое функционально – стоимостной анализ и на каких принципах он основывается?
48. Какова цель концепции BSC?
49. Назовите основные модели Post BSC и раскройте их содержание
50. В чем заключается сущность сигмы «20 ключей»?
51. Назовите и раскройте основные этапы деятельности по формированию и внедрению системы менеджмента качества на предприятии в соответствии с МС ИСО серии 9000
52. Какие виды документов системы менеджмента качества на предприятии необходимо оформить в соответствии с МС ИСО серии 9000?
53. Какие направления деятельности ведутся службой (отделом) качества на предприятии?
54. Каковы задачи и функции технического контроля на предприятии?
55. Назовите виды аудита качества в рамках СМК и раскройте их содержание
56. Назовите основные методы классификации затрат на качество (А, В, С) и раскройте их содержание
57. Какая роль отводится финансовым методам в МС ИСО серии 9000?
58. Раскройте базовую классификацию затрат, связанных с качеством
59. Назовите основные методы оценки результативности и эффективности систем менеджмента качества и определите их достоинства и недостатки
60. Какие основные законы определяют законодательно – правовое обеспечение качества в РФ?
61. В чем суть Федерального закона «О качестве и безопасности пищевых продуктов»?
62. Что понимается под условиями оборотоспособности пищевых продуктов, материалов и изделий?
63. Какие основные законы, законодательно – правовые и нормативные акты включает законодательство РФ в области защиты прав потребителей?
64. Какие права имеет потребитель в случае приобретения товаров надлежащего и ненадлежащего качества?
65. Какие меры ответственности изготовителя (исполнителя, продавца) за нарушение прав потребителя предусмотрены законодательством РФ?
66. Какие органы осуществляют защиту прав потребителей в РФ?
67. Что такое техническое регулирование и на каких принципах оно основано?
68. Что понимается под техническим регламентом?
69. Какие этапы включает порядок разработки и принятия технических регламентов?
70. Какие права имеют органы государственного контроля и надзора за соблюдением требований технических регламентов?
71. Как осуществляется финансирование государственного контроля и надзора в РФ?
72. Что такое стандартизация, в чем состоят ее цели и задачи?
73. Раскройте основные принципы и функции стандартизации
75. Какие фонды стандартов включает Федеральный фонд стандартов РФ?
76. Назовите виды стандартов в зависимости от объекта стандартизации и его специфики
77. Назовите основные международные и региональные организации по стандартизации и раскройте их функции
78. Каковы основные цели и принципы европейской системы стандартизации?
79. Назовите формы подтверждения соответствия, применяемые в РФ и раскройте их содержание
80. Назовите основные функции органа по сертификации
81. Какие схемы используются в процессе сертификации?
82. Назовите обязательные реквизиты сертификата соответствия
83. Что понимается под гигиенической оценкой продукции?
84. На каких принципах основывается и какие этапы включает сертификация систем менеджмента качества в РФ?
85. Что понимается под «глобальным подходом» при формировании политики ЕС в области оценки соответствия?
86. Каковы цели и задачи метрологии?
87. Какие виды эталонов единиц физических величин существуют?
88. Что такое поверка средств измерений и для чего она проводится?
89. На каких принципах основывается калибровка средств измерений?
90. Какие органы включает Государственная система управления деятельностью по обеспечению единства измерений в РФ?
91. Какие цели преследуют и что включают государственный метрологический контроль и надзор?
92. Какие виды нематериальных ресурсов вы знаете, как они влияют на конкурентоспособность предприятия?
93. Что понимается под брендом, каковы его составляющие элементы?
94. Что такое патентная чистота и патентоспособность продукции?
95. Назовите основные функции товарного знака
96. Охарактеризуйте роль франчайзинга в формировании конкурентных преимуществ предприятия
97. Назовите наиболее распространенные методы оценки торговых марок и раскройте их содержание
98. Что понимается под системой штрихового кодирования, какие элементы она включает?
99. Назовите основные системы штрихового кодирования
100. Какие операции включает технология штрихового кодирования?
101. Какими признаками обладают коды UPC и EAN?
102. Назовите основные виды маркировки и раскройте их содержание
1. Категории качества в трудах Аристотеля «Метафизика»
2. Категории качества с точки зрения философии
3. Категории качества с точки зрения социальных взглядов
4. Категории качества с инженерной и технической позиции
5. Категории качества с точки зрения права
6. Категории качества с экономической точки зрения
7. Предметная форма конкуренции
8. Функциональная форма конкуренции
9. Ценовая конкуренция
10.Неценовая конкуренция
11. Прицельное качество
12. Конкурентоспособность предложения товара
13. Факторы конкурентоспособности предприятия
14. Конкурентоспособность отрасли
15. Конкурентоспособность региона
16. Национальная и международная конкурентоспособность страны
17. Виды квалиметрии
18. Методы определения численных значений определения качества продукции
19. Циклограмма (паутина качества) уровня качества изделий
20. Бенчмаркинг
21. Оценка конкурентоспособности стран экспертами Всемирного экономического форума (World Economic Forum – WEF)
22. Глобальный индекс конкурентоспособности GCI
23. Организационные (административные) методы управления качеством на предприятии
24. Социально - психологические методы управления качеством на предприятии
25. Технико - технологические методы управления качеством на предприятии
26. Экономические методы управления качеством на предприятии
27. Специальные подсистемы управления качеством
28. Обеспечивающие подсистемы управления качеством
29. Этапы развития менеджмента качества
30. Интегрированные системы менеджмента качества
31. Национальные концепции управления качеством
32. Система безопасного изготовления продукции БИП
34. Европейская организация по качеству EOQ
35. Модель системы менеджмента качества, основанная на процессном подходе
36. Система экологического менеджмента
37. Отраслевые стандарты менеджмента качества
38. Система социального и этического менеджмента
39. Концепция всеобщего управления качеством (TQM)
40. Национальные премии в области качества
41. Метод диаграммы Ганта
42. Технология развертывания функции качества (QFD)
43. FMEA – анализ
44. Управление отношениями с потребителями (CRM)
45. Концепция «Шесть сигм»
46. Документирование системы менеджмента качества на предприятии
47. Методический аудит
48. Оценка результативности и эффективности СМК на основе BSC
Примерные темы эссе
1. Качество банковских услуг: проблемы и оптимизация
2. Стандартизация в сфере туристско-экскурсионного обслуживания
3. Инновации и система стандартизации финансовых услуг: современные аспекты
4. .Участие России в международной стандартизации
5. Использование экспертного метода в оценке качества сервисных услуг современной гостиничной индустрии (на примере гостиничного бизнеса Москвы)
6. Точки зрения и причины популярности бенчмаркинга
7. Развитие системы управления качеством банковских услуг
8. Стандартизация банковских услуг
9. Охарактеризуйте позицию по проблемам качества и экологии Генерального директора «ИКЕЯ России»Леннарт Дальгрен
10. Охарактеризуйте Федеральный фонд стандартов
11. Выгоды от участия в международной стандартизации
12. Особенности регистрации товарных знаков за рубежом
Тематика рефератов
1. Модель «прицельного качества» Нориаки Кано (Япония)
2. Опыт США в области организации Бенчмаркинга
3. Модель трех стадий экономического роста М. Портера
4. Цеховой контроль качества Ф. Тейлора
5. Концепция ТQC
6. Концепция CWQC
7. Международный стандарт (МС ИСО серии 9000)
8. Международный стандарт (МС ИСО серии 14000).
9. Всеобщее управление качеством (TQM)
10. Цикл Деминга (PDCA)
11. Спираль Джурана
12. Диаграммы Исикавы
13. Методология Тагути
14. Программа ZD Ф. Кросби
15. Модель А. Фейгенбаума
16. Модель Эттингера – Ситтинга
17. МС ИСО 9000:2005
18. Стандарт TL 9000 «Высокое качество для поставщиков в области телекоммуникаций»
19. Международный стандарт ИСО 13485:2003
20. Стандарт IWA 4:2009
21. Стандарты GMP
22. Система НАССР
23. Стандарты ИСО 22000
24. Стандарт ИСО 16949
25. Стандарт OHSAS 18001-99
26. Стандарт SA 8000:2001
27. Стандарт ИСО 26000:2010 «Руководство по социальной ответственности»
28. Европейский фонд управления качеством (EFQM)
29. Премия Деминга (DAP)
30. Премия Содружества Независимых Государств (СНГ)
31. Национальная премия США по качеству имени М. Болдриджа
32. CALST - технологии
34. Причинно – следственная диаграмма Исикавы
35. Контрольная карта Шухарта
36. Законодательно – правовое обеспечение качества в РФ
37. Система RAPEX в странах ЕС
38. Движение в защиту прав потребителей «консюмеризм»
39. Национальная система стандартизации РФ
Система знаний по дисциплине «Управление качеством» формируется в ходе аудиторных и внеаудиторных (самостоятельных) занятий. Используя лекционный материал, учебники и учебные пособия, дополнительную литературу, студент готовится к практическим занятиям, рассматривая их как пополнение, углубление, систематизацию своих теоретических знаний.
Для освоения дисциплины студентами необходимо:
1. Посещать лекции, на которых в сжатом и системном виде излагаются основы дисциплины: даются определения понятий, законов, которые должны знать студенты; раскрываются закономерности поведения экономических субъектов. Во время лекции можно задать лектору вопрос. Слушая лекцию, следует зафиксировать основные идеи, положения, обобщения, выводы. Работа над записью лекции завершается дома: необходимо уточнить то, что записано, обогатить запись тем, что не удалось зафиксировать в ходе лекции, записать в виде вопросов то, что надо прояснить. Важно соотнести материал лекции с темой учебной программы и установить, какие ее вопросы нашли освещение в прослушанной лекции. Тогда полезно обращаться и к учебнику. Лекция и учебники не заменяют, а дополняют друг друга.
2. Посещать практические занятия, к которым следует готовиться и активно на них работать. Задание к практическому занятию выдает преподаватель. Задание включает в себя основные вопросы, задачи, тесты и рефераты для самостоятельной работы, литературу. Практические занятия начинаются с вступительного слова преподавателя, в котором называются цель, задачи и вопросы занятия. В процессе проведения занятий преподаватель задает основные и дополнительные вопросы, организует их обсуждение. На практических занятиях решаются задачи, разбираются тестовые
3. Систематически заниматься самостоятельной работой, которая включает в себя изучение нормативных документов, материалов учебников и статей из экономической литературы, решение задач, написание докладов, рефератов, эссе. Задания для самостоятельной работы выдаются преподавателем.
4. Под руководством преподавателя заниматься научно-исследовательской работой, что предполагает выступления с докладами на научно-практических конференциях и публикацию тезисов и статей по их результатам.
5. При возникающих затруднениях при освоении дисциплины «Управление качеством» проводятся консультации, на которые приглашаются неуспевающие студенты, а также студенты, испытывающие потребность в помощи преподавателя при изучении дисциплины.
При изучении дисциплины «Управление качеством» следует усвоить:
˗ теоретико-методологические основы стандартизации и управления качеством услуг и работ;
-основные подходы к управлению качеством услуг;
- количественные и качественные параметры оценки качества услуг;
- понятия, функции и методы управления качеством;
- методологию управления качеством.
Требования, предъявляемые к выполнению контрольных заданий. При выполнении контрольных заданий следует:
1. Получить четкий ответ на все вопросы, содержащиеся в контрольном задании.
2. Максимально четко изложить способ выполнения контрольного задания.
3. Оформить задание в соответствии с предъявленными требованиями.
4. По возможности, осуществить проверку полученных результатов.
По согласованию с преподавателем или по его заданию студенты могут готовить рефераты по отдельным темам дисциплины. Основу докладов составляет, как правило, содержание подготовленных студентами рефератов. Качество учебной работы студентов преподаватель оценивает по результатам тестирования и экзамена. Тестирование организовывается в компьютерных классах. Все вопросы тестирования обсуждаются на лекционных и практических занятиях. Подготовка к экзамену предполагает изучение конспектов лекций, рекомендуемой литературы и других источников, повторение материалов практических занятий.
в 20___ /20___ учебном году
в 20___ /20___ учебном году
в 20___ /20___ учебном году
в 20___ /20___ учебном году
в 20___ /20___ учебном году
в 20___ /20___ учебном году